Игум. Георгий (Шестун)
Сточки зрения исторической выделяются два периода православной традиции –Ветхозаветный и Новозаветный. Соответственно говорят о Ветхозаветной Церкви иветхом человеке и Новозаветной (христианской) Церкви и новом человеке.
Преемственнаясвязь периодов проявляется в неизменной направленности духовно-нравственногостановления человека: человек призван уклоняться от греха и стремиться ксвятости, которая составляет природу Бога. Существенное различие периодовсостоит в переосмыслении педагогических задач духовно-нравственного становлениячеловека. В ветхозаветный период задача состояла во внешнем согласовании волиБожией и воли человеческой. В новозаветный период воспитание должноподдерживать преображение человека в новое творение Божие. Оно нацелено нетолько на то, чтобы сформировать внешнее доброе поведение, но должно выработатьв человеке такие внутренние основы жизни, чтобы доброе поведение воспитуемогобыло служением Богу в духе и истине.
Вветхозаветный период идеалом народа и человека была святость, которую понималикак абсолютную верность Завету, неизменного служения Богу, исполнения всехзаповедей и наставлений Его. Средством для достижения идеала был закон,открытый Богом пророку Моисею на Синае и изложенный в десяти заповедях.Заповеди представляют собой не что иное, как определенное и объективноеизложение норм человеческой совести, данной Господом человеку при его создании.Закон определял и основное содержание воспитательного процесса. Ветхозаветнаянравственность имеет строгую нормативную основу. Духовно-нравственноестановление человека сводилось к нравственному совершенствованию человека врамках его эмпирической действительности. С точки зрения педагогики, воспитаниев духе Синайского законодательства порождало две основные практическиепроблемы, которые необходимо было решать: свобода и закон, развитие и закон. Вэтих рамках и рассматривалось влияние на становление человека его природы,воспитателя и Бога. Педагогическая задача не выходила за пределы воспитаниядобрых нравов, укореняемых во внешнем согласовании человеческой воли с волей Божией.Основываясь на Откровении Ветхого завета, ветхозаветная педагогика располагалапредставлениями о том, что человек несет в себе образ Божий, но, тем не менее,не могла почерпнуть почти ничего для личностного Богопознания и самопознаниячеловека в его отношении к Богу.
Ветхозаветноевоспитание всецело основывалось на началах религии, которая указывала как цельвоспитания, так и пути ее достижения. Цель воспитания была строго согласована сБожественным Откровением, где человек понимался как носитель «образаБожия» и одновременно «семени греха». Родители воспитывалиребенка в Боге и для Бога. Воспитание должно было через изучение БожественногоОткровения определить обязанности человека, чтобы он стремился быть святым, каксвят Господь. С другой стороны, в процессе воспитания необходимо было отсекатьв детях те греховные наклонности, которые проявляются в человеке с ранних лет,с чем связана система достаточно строгих наказаний.
Закон,данный Богом своему народу, определял весь его быт, и вне этого закона не моглобыть других воспитательных требований. Воспитание у евреев было исключительносемейным. Почитание родителей являлся основным принципом Ветхозаветноговоспитания. Семейные отношения уподоблялись отношению Бога к своему народу,поэтому от детей требовалось почтение к родителям. Почтительность к родителямсливалась с благоговением и страхом перед Богом. Авторитет и власть родителейоснованы не только на естественном законе, но узаконены самим Богом. Воспитаниене допускало ни роскоши, ни наслаждения. При умеренности во всем, особенно впище, требовалась опрятность. Главным предметом отцовских попечений быловозбуждение в сыне религиозного чувства и приучение его к религиозным обычаям ипраздникам.
ДляВетхого Завета традиционно особое понимание личности не в ее субъективнойобособленности, а в свете национального целого, проявляемого в народной жизни,которая целиком была пронизана религиозными началами и строилась поБожественным заповедям. Обучение по преимуществу состояло в усвоении закона и впознании тех благодеяний, которые Бог оказал своему народу, и воспоминания окоторых сохранились в истории. Науки и искусства были непосредственно связаны срелигией и верой народа. История повествовала об отношениях народа и Бога, этобыла Священная История, поэзия, исключительно лирическая и дидактическая, незнавшая ни эпоса, ни драмы, обязана была своим происхождением религиозномучувству. Остальные области знаний если и не стояли в такой связи с религией, тоне шли и против нее. Культура и образование не оказывали разрушающего влиянияна воспитание, поскольку не противоречили началам веры, как они были даны взаконе Моисеевом.
НовозаветноеОткровение раскрывает смысл и содержание духовно-нравственного становлениячеловека в категориях «теозиса». Соединение с Богом – главная задачачеловека и главная цель воспитания в христианстве. Боговоплощение, приход в мирХриста Спасителя позволяет в полной мере осуществить процессдуховно-нравственного становления человека как его преображение и освящение.Соединение Божественной и человеческой природ осуществлено в Божественном ЛицеСына – Бога, ставшего человеком. Благодаря этому достижимой целью процессадуховно-нравственного становления человека является осуществление этогосоединения и в каждой человеческой личности. Каждому из людей открываетсяперспектива стать «причастником Божеского естества», или Богом поБлагодати.
Воспитаниедолжно выработать в человеке не только внешнее доброе поведение, не тольковнешние добрые формы жизни, но должно способствовать усвоению благодатных даровБога, делающих человека новым творением Божиим. Воспитание проникает визмерение «внутреннего человека», оно направлено на внутренние основыжизни, чтобы доброе поведение воспитываемого проникало в сокровенные изгибыдушевной жизни, вытекало из радостной преданности своему Господу, чтобыотношения человека к Богу были истинно сыновними.
Вновозаветной педагогике действует принцип: «несть эллин, ни иудей, но всеи во всем Христос», – в отношении к наследию культур, выработавшихся наоснове различных духовно-религиозных начал. Христианская педагогика, ставязадачу приблизить человека к Богу, пользуется при этом всем, что есть лучшегокак в науке, так и в искусстве, как в природе, так и в жизни общества. Темсамым она старается вызвать в телесно-духовном организме питомца полноепробуждение всех сил и способностей так, чтобы мышление его направлялось кистине, воля – к свободе и благу, чувство – к любви при постоянном участииразума. Жажда вечной жизни и порыв к преображению обычной жизни, порождаемыехристианством, ставят перед педагогикой нелегкую задачу – воспитать ребенка вхристианском духе для земной жизни и в то же время не остановить движения квечной жизни.
Вхристианской педагогике возникает важное различение «внешнего» и«внутреннего» образования. «Внешнее» связанопреимущественно с усвоением культурных образцов, позволяющих человеку осваиватьнормы и ценности различных культурных сообществ, способы действия и поведения вобществе. «Внутреннее» связано с пробуждением процесса духовно-нравственногостановления, направленного к Богу, и тем самым – с благодатным пробуждениемличностного начала в человеке. «Внешнее» образование осуществляется вбольшей мере за счет обучения, «внутреннее» – за счет воспитания,осуществляемого в содействии Божественной и человеческой природ. Различие«внешнего» и «внутреннего» образования сформулированосвятыми отцами в процессе творческой переработки наследия эллинистическойкультуры на началах христианского Откровения – этот культурный процесс получилв историографии наименование «воцерковление элллинизма».
НовозаветноеОткровение устанавливает преемство с Откровением Ветхого Завета. Видя Своеназначение не в уничтожении закона, а в его совершенствовании, Христос укрепилбрак – основание нравственной жизни и воспитания, одухотворив его.«Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одноюплотью» (Мф. 19, 5). Допустив крещение младенцев, Церковь совершилавеликий акт христианского воспитания. Дитя не только находилось под внешним попечениемхристиан, принявших на себя обязательство воспитать по-христиански малых сих,но на крещеных детях сверх того почивала благодать Святого Духа, совершавшаятаинственное охранение младенческой души от зла и укреплявшая ее на началахправды, мира и радости во славу Божию. Таким образом, воспитание в Новозаветныйпериод приобретает значение процесса синергийного: духовно-нравственноестановление человека совершается через действие Божией благодати,христиане-воспитатели содействуют этому процессу.
Основыхристианской антропологии сформулировал Апостол Павел. Он предложил трехмерноепонимание состава человека: тело, душа, дух (тримерия). Соответственно этому ився жизнь человека протекает по трем направлениям: духовному, душевному иплотскому, при этом они находятся в иерархическом соподчинении. Грехопадениесостоит в нарушении иерархии трех измерений: плотское или душевное измерениеподчиняют и подавляют дух… Плотской человек все свои силы направляет на себя,душевный на другого, а духовный на единение с Богом. Под воздействием благодатиизменяется иерархическое устроение человека, высшее обретает свободу от властинизшего, при этом целостность человека сохраняется. Тримерия дает возможностьввести градацию уровней духовно-нравственного становления человека: плотскойчеловек, душевный человек и духовный человек. Антропология апостола Павлаполагает основания православной аскетики. Человек есть единство тела, души,духа, или воплощенный дух. Православная аскетика чужда дуалистическимпредставлениям о непримиримости духовного и телесного начал в человеке, она непризывает к уничтожению плотского начала, к развоплощению или перевоплощению.Она не только не пренебрегает телом, но направлена в основном на включение телав духовное делание. В аскетическом подвиге должна участвовать не только душа,но весь психофизический состав человека.
Всовременной православной антропологии налицо различные трактовки человеческогодуха. Первый подход – дух есть нематериальная часть человека, которая связываетего с вечным и непреходящим миром. Это начало возрожденной жизни, которое Адамне мог передать своим потомкам, но которое дается Христом, это душа,возвышенная благодатью. Второй подход – в земных условиях дух выступает не какличный независимый центр, а как особое состояние жизни. Вершина в человеке,соприкасающаяся с Божественным началом, и есть дух, символическое отражениеДуха Божия. В чисто этическом смысле духовный означает новый, искупленный,возрожденный человек. «Дух» в этом случае есть особое состояниевнутренней жизни человека, а не часть его внутренней структуры.
Опедагогических условиях духовно-нравственного становления человека вправославной семье мы рассмотрели духовные основы православной семьи, ееиерарархическое устройство, христианское воспитание детей в семье, особенностиразвития и духовного становления человека в разные периоды его жизни.
Основойдуховно-нравственного становления в православной традиции является воспитание вправославной семье, которая, согласно церковному преданию, рассматривается как«малая Церковь». Православная семья рождается в таинстве брака; встепень церковного таинства брак возведен в новозаветной традиции по словуГоспода. В таинстве брака благословляется потомство супругов и им даруетсяблагодать на воспитание детей. В символическом уподоблении земной брак (муж,жена, дети) уподобляется браку небесному (Господь, Церковь, христиане-чадаЦеркви). Духовная связь, возникающая в Церкви, описывается словами и понятиямисемейных отношений: батюшка, матушка, духовный отец, духовные чада, братья,сестры. Крепость православной семьи покоится на совместном исполнении волиБожией, выраженному особо к каждому члену семьи и соединяющей их души междусобой и со Христом, семейный союз скрепляет общее стремление к единому предметулюбви – к Богу. Главой «малой Церкви», также как и главой ВселенскойЦеркви является Господь. Семья устроена иерархически: муж – глава жене, жена –послушница мужу, дети находятся в послушании у родителей. Иерархическоеустроение семьи способствует духовному становлению личности в различные периодыее развития и раскрытию ее психофизических сил при условии признания каждымчленом семьи этих Богом установленных обязанностей спасительными иобязательными. Человеческий индивидуализм, себялюбие создают в браке особыетрудности. Преодолеть их можно только усилиями обоих супругов, решимостьюзанять в браке свое место. Ни один из супругов не имеют в браке друг над другомабсолютной власти. Принятие семейной иерархии и нахождение своего места в нейдолжно быть актом свободной воли каждого члена семьи. Насилие над волеюдругого, хотя бы во имя любви, убивает саму любовь.
Изменениявзглядов на семью в современном обществе связаны с тем, что от семьи,основанной на духовных отношениях, мы постепенно перешли к отношениям душевным(психологическим), и далее – к плотским (физиологическим), то есть к такимотношениям, которые в конечном итоге уже и не нуждаются в наличии семьи. Отказот признания иерархической природы семьи открывает поле действия для силиндивидуализма и себялюбия. Брак несчастен там, где каждый считает себясобственником того, кого любит и стремится установить над другим абсолютнуювласть. Такая семья не создает почвы для духовно-нравственного становлениядетей.
Православнаясемья – наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданныхдедами, прадедами и пращурами. Невозможно создать подлинный христианскийжизненный уклад, пренебрегая традициями. Об этом нам постоянно напоминаютрассказы Библии о ветхозаветных патриархах. Семья, являясь наследницей ихранительницей духовно-нравственных традиций, больше всего воспитывает детейсвоим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но и умножатьто, что досталось нам от предыдущих поколений. С духовной точки зрения точнеебудет сказать: не умножать, а поднимать на новый уровень, и это возможно тольков воцерковленной семье. Семья призвана не только воспринимать, поддерживать, нои передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную иотечественную традицию. Из семейной традиции и благодаря ей на основе особогопочитания предков и отеческих могил, семейного очага и национальных обычаевсоздавалась культура национального чувства и патриотической верности. Семьяесть для ребенка первое родное место на земле – источник не только тепла ипитания, но еще и осознанной любви и духовного понимания. Семья в сохранении иумножении именно духовных традиций тесно переплетается с жизнью церковной.
Православноевоспитание в семье направлено на создание условий, способствующих рождениюдуховной жизни и ее развитию в человеке и осуществляется в синергииБожественной благодати и родительской деятельности христианских супругов.Благодать на воспитание детей дается родителям в таинстве брака. Дети с помощьюродителей и благодати Божией побеждают в себе зачатки грехов и греховныхнаклонностей, которые достались им по наследству. Переход наших детей на новыйуровень духовной жизни сравнительно с нашей есть основная цель христианскоговоспитания в семье.
Основойдуховного возрастания детей согласно православной традиции являются таинстваЦеркви. В таинствах Церкви дети общаются с самим Господом. В таинстве крещения.Господь уничтожает действие первородного греха; совершается восстановлениечеловеческой природы ребенка в ее органической иерархичности: духовное началообретает господство над другими силами души. В таинстве миропомазания Господьусыновляет ребенка Себе, даруя ему благодать. Зародившаяся в крещении духовнаяжизнь ребенка требует питания для своего поддержания, которое Господь дарует втаинстве причащения. С семи лет младенец становится отроком и считаетсяответственным за свои поступки. С этих лет в нем воспитывается духовнаячистоплотность, потребность смывать грех в таинстве покаяния черезисповедование своих грехов.
Вправославной семье весь уклад жизни связан с церковным календарем. В бытуправославной семьи строго исполняются постные дни – среда и пятница – иустановленные Церковью четыре многодневные поста. О необходимости для нашегодуха и тела соблюдения постов говорит вся святоотеческая литература. По учениюсвятых отцов, здоровый младенец не постится лишь тогда, когда еще питаетсямолоком матери, то есть примерно до трех лет. Исключение поста допускается лишьдля больных детей.
Дыханиемдуховной жизни является молитва. Молитва проявляется в трех формах: ввыполнении молитвенных домашних правил, в вознесении Богу кратких молитв втечение всего дня, в посещении церковного богослужения. Ко всем этим формаммолитвы приучают детей в православных семьях.
Христианскийбыт православной семьи строится на исполнении закона как действенного принципа,как жизненной позиции, а не пустой формальности или безжизненного обряда.Родители-христиане своим поведением должны показать детям, что в основе всякойдисциплины лежит принцип «да будет воля Твоя», а не принцип родительского«я так хочу».
Воспитаниев православной семье направлено на сохранение Божественной благодати. Когдадитя придет в осознание своего бытия, его обучают не только хранить благодать,но и умножать ее дары. Благодать сохраняет и укрепляет иерархическоепреимущество духовного начала в человеке. Тем самым проявляется личностноеначало, растущие психофизические силы подчиняются законам духовной жизни,которая действует, преображая и облагораживая их. Православное воспитание,учитывая существующие закономерности психофизического развития, стремитсяослаблять силу и значимость внешних впечатлений. Психические и физические силынацелены не на приспособление к достижению конкретных земных целей, а служатдостижению духовных целей в любых, даже экстремальных ситуациях. Способностьпереносить психические и физические нагрузки и неудобства делает человекадуховно свободным и истинно сильным. Признание примата духовного начала вчеловеке объясняет и оправдывает наличие аскетического момента в православномвоспитании детей.
Понятиедисциплина в рамках православной традиции имеет свой смысл. Если образ жизнипозволяет установить правильное соотношение между духовным ядром личности и ееповедением, ее активностью, понятие «дисциплина» растворяется ворганизации поведения и ценится как фактор духовного становления. Если имеютсяотступления от нормального духовного становления личности в случае греховногоовладения развивающимися силами, дисциплина приобретает смысл регуляторадуховной жизни в конкретных ее проявлениях, становится внешней помощьюнеокрепшим духовным силам человека.
Воспитательныеустановления семьи в православной традиции поддерживаются православным обычаеми православным просвещением, осуществляемым в форме духовного наставничества,духовного совета и чтения духовной литературы. Воспитательные установлениясемьи в православной традиции учитывают возрастные особенностидуховно-нравственного становления человека; выделяются четыре основных периода:
–первый год жизни;
–дошкольный период;
–период школьного обучения;
–юношеский период.
Воспитательныеустановления в первый год жизни включают:
–любовь и доверие к родителям, воспитываемые тесным телесным, душевным идуховным общением с ними (кормление молоком матери, материнские песни,материнская молитва). Любящий взгляд родителей – это точка встречи одной души сдругой;
–раннее и частое приобщение к таинствам Церкви, в которых ребенку сообщаетсяподдерживающая его дух Благодать Божия;
–культивирование первых впечатлений и чувств ребенка, концентрация их на священныхпредметах;
–удаление от ребенка раздражающих и развращающих впечатлений, ограждение его отобщения с проявлениями греховных чувств, необходимость особо следить за своимидействиями и проявлениями чувств при ребенке.
Воспитательныеустановления дошкольного периода ориентированы на приоритетное становление речии воли. Главное – воспитание послушания и целомудрия ума, образование здравыхсуждений и здоровых понятий по христианским началам, что есть добро и что естьзло. Воспитательные средства – разговоры с ребенком и вопросы, чтениеспециально подобранных книг, способствующих «насыщению ума»,тщательная дисциплина собственного речевого поведения при общении с ребенком.Родители говорят между собою, дети прислушиваются и почти всегда усваивают нетолько мысли, но даже обороты их речи и манеры. Чтобы сохранить ум вцеломудрии, рекомендуется не читать и не давать детям книг с растленнымипонятиями.
Воспитательныеустановления в период школьного обучения обусловлены тем, чтобы в процессеовладения основами наук, что составляет главную задачу школы, было сохраненоблагоприобретенное в семейном воспитании. Семья обязана следить, чтобы порядоки содержание школьного обучения не был противоположен духовному настроюребенка, поддерживать в нем благочестивый настрой, продолжая благотворновоздействовать на его душу, дух, окружая ребенка церковной средой.Рекомендуется одобрять его не только за успешную учебу, но в первую очередь задобронравие, поддерживая убеждение, что главное для христианина – это Богоугоднаяжизнь.
Воспитательныеустановления в юношеский период проистекают из понимания этого периода каквозраста вскипания телесной и духовной жизни. Задача воспитания – помочь юномучеловеку сохранить обязывающую силу христианского исповедания и христианской жизни.Воспитательные средства – опора на христианские обеты, укрепленные впредшествующие годы, наставничество духовно опытных руководителей (хорошо, еслиэту задачу может выполнить один из родителей). От наставника требуетсятерпение, внимание к духовным нуждам воспитанника, твердость исповедания веры,понимание особенностей духовных опасностей, грозящих юному человеку. Главныеопасности: жажда впечатлений, жажда общения, стремление к другому полу,самовозношение ума, проявляющееся в увлечении рассудочными познаниями и личнымипостижениями. Защитой от опасностей может быть подчинение жизни строгойдисциплине под руководством наставника, доверительные отношения со старшимдуховно опытным человеком, целомудренное поведение, воцерковление ума,понимаемое как привычка сверять деятельность собственного разумения сосвидетельствами церковной традиции.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/