Реферат по предмету "Религия и мифология"


Восточнославянские дуалистические легенды о сотворении мира

[1][1]
Дмитрий Громов
Дуалистические(от лат. duo – два) мифологические представления предполагают наличие двухпротивоположных понятий, составляющих диалектическую пару. Дуализм основан наглубинных свойствах психики, диалектичен и поэтому присутствует в мифологияхмногих народов[2][1].
Дуалистическиелегенды о сотворении мира предполагают участие в акте сотворения двухпротивоположных взаимодополняющих сил. Как правило, эти пары построены напротивоположных понятиях: черное-белое, небо-земля, мужское-женское,правое-левое.
Многиеисследователи, рассматривая восточнославянские дуалистические легенды осотворении мира, ставили под сомнение их славянское происхождение.Предполагалось, что данный космогонический миф был заимствован славянами уфиннов[3][2], финно-угров,урало-алтайцев[4][3], приходили квыводу, что дуалистическая космогония пришла на Русь с Востока, а именно, изИрана[5][4], усматриваласьгенетическая связь с некоторыми индусскими легендами[6][5].Наконец, заявлялось, что славянские дуалистические легенды заимствованы изВизантии и являются пересказами положений учения секты богомилов. Присопоставлении всех этих версий возникает достаточно курьезная картина:получается, что почти все соседи славян имели дуалистические представления окосмогонии, и только дремучие славяне оставались в неведении об этомраспространенном мифологическом представлении. По-видимому, попытки рассмотретьславянские дуалистические легенды как заимствованные являются не следствиемнаучного анализа, но следствием субъективности и следования моде, долгое времясуществовавшей в науке: «Причины, вызвавшие в том или ином случае сюжетныйпараллелизм, миграционисты не исследовали всякий раз заново, а просто находилив заимствовании, основываясь на той неопровержимой для них истине, что сходныесюжеты не могут возникать независимо. Иными словами, заимствование недоказывалось, а постулировалось»[7][6].
Несомненно,что в рассматриваемых здесь дуалистических легендах о сотворении мираприсутствует большой слой именно исконной славянской мифологической информации.В то же время необходимо учитывать и наличие неславянских влияний: какбиблейских текстов, так и мифологий народов, соседствующих со славянами.
Особогорассмотрения заслуживают книжные тексты, содержащие легенды о миротворении.Сюда относятся как тексты, принадлежащие возникшей в Болгарии (Х в.) сектебогомилов, так и восточнославянские апокрифы. При анализе дуалистических легендо миротворении бывает сложно различить два слоя – книжный и фольклорный иустановить первичность одного из них. В этом вопросе наиболее правомернымпредставляется мнение А.М. Золотарева, который не отвергал возможностьапокрифических и богомильских влияния на словесность восточных славян, нополагал, что «вопрос этот может быть приближен к разрешению, только еслиисследователь будет исходить из двух посылок (…):
1)еще задолго до знакомства с болгарскими ересями космогонические мифы восточныхславян и их соседей строились на дуалистической основе (…);
2)само богомильское дуалистическое вероучение было создано путем использованиянародных мифов южных славян и обязано своим успехом среди народных масс именноблизости к исконным народным верованиям.
Темиже причинами объясняется, вероятно, успех и распространение дуалистическихапокрифов на Руси и их влияние на народное творчество. Дуалистические апокрифыоказались той литературной струей, которая ближе всего подошла к древнимверованиям восточных славян, и поэтому воспринималась легко и свободно. По всейвероятности, здесь имел место двухсторонний процесс взаимного влиянияапокрифической литературы на народные верования и народных верований наапокрифическую литературу»[8][7].
Вобщей сложности существует не менее 300 фольклорных записей дуалистическихлегенд о сотворении мира[9][8].В.С. Кузнецова в своей работе рассматривает записи: русские – 141 текст,белорусские – 27, украинские – 75, болгарские – 28, сербские – 3.
Крометого, существует определенное количество старинных книжных текстов, излагающихсюжеты, перекликающиеся с фольклорными.
Творцы Мира – «Белый бог» и «Черный бог»
Прирассмотрении мифологических представления о дуалистическом творении мира,необходимо учитывать, что приведенные ниже легенды (и фольклорные, и книжные)фиксировались в христианские времена, поэтому «Творцам» присвоены статусыхристианских персонажей – Бога и Сатаны (дьявола, черта). Христианские Бог иСатана – два персонажа-антагониста, каждый из которых имеет вполне определеннуюморально-этическую оценку (добрый-злой, хороший-плохой,правильный-неправильный). Насколько мы можем судить, в дохристианские временаобразы богов-«Творцов», участвовавших в дуалистическом миротворении, не неслина себе морально-этической нагрузки; по крайней мере «моральность» «Творцов»качественно отличалась от той моральности, которая наложилась на исходныемифологические представления в христианские времена. Поэтому приравниватьмифологических «Творцов» к христианским Богу и Сатане мы считаем корректнымтолько в рамках рассмотрения конкретных фольклорных и книжных текстов.
Ввидусказанного, мы считаем правильным называть далее персонажей дуалистическихлегенд нейтральными именами «Белый бог» и «Черный бог».
Такженеобходимо оговорить, что многие тексты дуалистических легенд наводят напредположение о том, что в процессе творения участвовали не два, а триперсонажа. Однако, эти предположения мы выносим за рамки статьи.
Внешнийоблик двух «Творцов Мира» (далее будем называть их условными именами «Белыйбог» и «Черный бог») в различных легендах значительно отличается. Они могутпредставляться:
— в облике птиц[10][9]:две утки, два голубя, два гоголя (черный и белый), голубь и гоголь, две гагары(большая и маленькая), железная гагара, кулик и гагара, два черных гуся, гагараи утка (15 записей);
— как Бог и птица («морской птицы», чирка, белой гагары, утки, куропатки) (6записей);
— как Бог, Сатана и птица (гагары, гоголя) (2 записи);
— как Бог и птица-Сатана (гоголь, лебедь, гагара, селезень, утка) (14 записей);
— как Бог и Сатана, который не является птицей, но временно (на время ныряния)принимает облик птицы (5 записей);
— как Бог и Сатана – оба без намеков на зооморфные черты (102 записи);
— как два духа: два пузыря, дух темный и светлый (4 записи).
По-видимому,зооморфный (вернее, орнитоморфный) облик «Творцов» является более архаичным.
Процессмиротворения в дуалистических легендах предполагает диалектическое творческоевзаимодействие двух «Творцов», и поэтому неудивительно, что в текстах многихлегенд «Черный бог» и «Белый бог» связаны определенными (часто довольноблизкими) отношениями:
— «Творцы» являются побратимами (25 записей);
— Сатана подобен Богу, почти равен ему (4 записи);
— Сатана – бог земной, Бог – царь небесный (5 записей);
— «Творцы» — друзья, товарищи, приятели (15 записей);
— Сатана – помощник Бога (5 записей);
— Сатана – слуга Бога (4 записи).
Часторассказ о миротворении предваряется рассказом о возникновении «Черного бога».Он появляется:
— из морской пены (17 записей);
— из водяного пузыря (9 записей);
— из плевка, слюны Бога (13 записей);
— из тени Бога (2 записи);
— из отражения Бога (1 запись);
— из слоя глины, снятого с плавающей, подобно льду, массы (2 записи).
Примертекста, повествующего о возникновении «Черного бога»:
«Досотворения мира была одна вода, а сотворен мир Богом и помощником Его, которогоБог нашел в водяном пузыре. Это было так. Господь шол по воде, и видит большойпузырь, в котором виднеется некий человек, и взмолился тот человек к Богу, сталпросить Бога прорвать этот пузырь, выпустить его на волю. Господь исполнилпросьбу этого человека, выпустил на волю, и спросил Господь этого человека:
— Кто ты такой?
— Покуда никто! А буду тебе помощник; мы будем творить землю» [11][10].
«Богсотворил свет и нёбу и воды, но земли еще не было. Видит Бог, што все этохорошо, но не совсем. Задумался Бог, сел на камень и поехал по воде, размышляя,как бы сотворить сушу-землю и создать так красиво, штобы лучше некуда.
ЕдетБог на камне и мыслит. Но мысли путаются. «Тфу ты, пропасть!» — плюнул Бог исказал: «Спороди ты прекрасное существо и разумное». Не успел Бог сказать,вдруг перед Ним разверзлась пропасть, и из нея, как молонья, явился крылатый икрасивый богоподобный громный Титан.
«Вотя тот, кого Ты, Всемогущий, желал: я зародился от Твоего плевка. Я первый тобойсозданный ангел. Имя мое – Титаниил. Но ты меня, Господи, при других случаяхТвоих зови попросту: Гоголь[12][11].Я слушаю Тебя и жду Твоего приказу: что велишь мне делать, я исполню все – чтотолько ни прикажи».
«Хорошо,- сказал Бог. – Слетай на нёбо и возьми оттоль земли – я хочу посеять ее вот наэтих водах»[13][12]. 
Творение суши
Основнойчастью легенды о дуалистическом миротворении, ее организующим началом, являетсясюжет-эпизод о творении суши. Он включает в себя рассказ о нырянии на дно моряза материалом для творения и описание собственно акта творения суши изпринесенного со дна моря материала.
«КакБог творил мир, была сначала везде все вода; вот Бог и послал доставить землисо дна морского птицу. Два раза она опускалась на дно, брала землю в лапу, дане могла удержать, покуда поднималась наверх, — водой-то землю-то у ней, вишь,вымывало; в третий раз взяла землю в рот и вынесла наверх. Вот Бог и велит ейвыхаркнуть землю: «Да смотри, ничего не утаивай»; она выхаркнула и стала вездеровная земля. Только немножко она во рту утаила. И почала у ней та земля во ртурасти, растет и растет. Она и взмолилась Богу: «Господи, ведь я земли-тоутаила, не всю выхаркнула». — «Ну, не ладно это ты сделала, делать нечего,выхаркивай остальную». Она выхаркнула. И сделались от того горы по всей земле.А если бы она не утаила, дак не было бы и гор»[14][13].
«Постаросветному Окиян-морю плавало два гоголя, первый – бел-гоголь, другой –черен гоголь. И теми двумя гоголями плавали сам Господь Вседержитель и Сатана.По божию велению, по богородицину благословению сатана выздынул со дна синяморя горсть земли. Из той горсти Господь сотворил ровные места и путистые поля,а Сатана понаделал непроходимых пропастей, ущелий и высоких гор»[15][14].
»Вначале Света благоволил Бог выдвинуть Землю. Он позвал Черта, велел ему нырнутьв бездну водяную, чтобы достать оттуда горсть земли и принесть ему. – Ладно,думает Сатана, я сам сделаю такую же землю! Он нырнул, достал в руку земли инабил ею свой рот. Принес Богу и отдает, а сам не произносит ни слова…Господь куда ни бросит землю – она вдруг является такая ровная-ровная, что на одномконце станешь – то на другом все видно, что делается на земле. Сатанасмотрит… хотел что-то сказать и поперхнулся. Бог спросил: чего он хочет? Чертзакашлялся и побежал от испугу. Тогда гром и молния поражали бегущего Сатану, ион где приляжет – там выдвинутся пригорки и горки, где кашлянет – там вырастетгора, где привскачет – там высунется поднебесная гора. И так бегая по всейземле, он изрыл ее: наделал пригорков, горок, гор и превысоких гор".[16][15]
«СталГосподи мир творить, где народу жить. Распустил он море-окиян; надо землюсеять. Прибежал лукавый чорт, да и говорит Господи: «Ты, Господи, все творишь:весь мир сотворил, окиян-море напустил; дай мне хошь земли насеять!» — «Сей!»сказал Господи. Сеял, сеял лукавый, — никакого толку! – «Опускайся ты, лукавый,сказал Господи, — на самое дно моря, достань ты, лукавый, горсть земли».Опустился лукавый на дно моря, захватил лукавый горсть земли; вынырнул: глядь –всю землю водой размыло. Опустился в другой, — тоже: в горсти нет земли.Опустился лукавый в третий раз, и, по Божьему по велению, оставалась за ногтемпесчиночка. Бог взял ту песчиночку, и насеял всю землю, с травами, с лесами, совсякими для человека угодьями[17][16]».
«Здавна,як землi ще не було, всюди вода була. Не було i нас ще. А чорт жив десь так ухатах, хто зна де жив. Дак бог прийшов до чорта та й повiв чорта до Днiпра, щобпурнув да винiс пiску в руцi. Вiн пурнув, так не винесе – вода вимие: оце щонабере пiску, то вода й вимие з руки. Дак бог повiв його до другого, домiльшого, дак вiн вiдтiля винiс пiску. Дак бог тим сiяв тут усюди по тих водах,дак стало вже сухо i свiт став… Кажуть люди старi, що так було»[18][17].
«Якуже бог схотiв посiять землю, так послав нечистого, щоб землi достав з моря.Воно тодi не можна було, бо скрiзь вода була. I сказав, щоб собi не брав землi,а щоб усю оддав боговi, скiльки дiстане.
Авiн там скiльки достав, може, усю взяв, то оддав, а у ротi собi сховав. А богяк посiяв землю, так у чорта в ротi начала рости земля, начала рвать. А вiн депирхав, так там болото стало, де пирхне – коняка; чхае i ригае – чоловiк, кiнь,собака, кiт»[19][18].
Состояние«Творцов» до начала творения может быть следующим:
— оба «Творца» плавают по воде (8 записей), иногда на камешках (1 запись), налодке (1 запись) или «как два пузыря» (1 запись);
— оба «Творца» летают над водой (5 записей);
— Сатана плавает по воде или появляется из водной стихии, а Бог летает над водой(16 записей), ходит по воде (8 записей), плавает (иногда – спит) на камне (7записей), плавает в лодке (иногда в каменной) (7 записей), стоит на золотомстолбе посередине моря (1 запись);
— оба «Творца» ходят по морю (2 записи);
— оба «Творца» ходят по земле (6 записей);
— оба «Творца» ходят по небу, живут на небе (2 записи).
Чащевсего за землей для миротворения ныряет Сатана (91 запись), в том числе, иногдаон ныряет в облике птицы (20 записей). В других текстах роль ныряльщикаисполняет птица (8 записей) или же ныряют оба «Твроца» попеременно (9 записей).
Ныряниеможет быть однократным, однократным длительным (6 записей, в т.ч. «целый год»,«три года», «три дни») или же многократным.
Вслучае, если первые ныряния оказываются неудачными, это объясняется следующимипричинами:
— ныряющий не может сразу достичь дна (не хватает сил) (9 записей);
— ныряющий достает недостаточное количество земли и приходится нырятьнеоднократно (7 записей);
— при подъеме из глубины землю вымывает из рук ныряющего (12 записей);
— ныряющий не произносит слов наказа-благословения, что приводит его к неудаче(34 записи).
Согласноряду легенд, для того, чтобы поднять землю со дна океана, ныряющий долженсовершить определенные действия, которым его учит Бог. Так, Бог:
— велит, спустившись на дно, произнести слова божбы («Господи, благослови», «воимя Отца и Сына, и Святого Духа», «Господи Иисусе Христе») (12 записей);
— велит благословиться у иконы Девы (Марии) с Младенцем – эту икону ныряльщикдолжен увидеть, спустившись на дно (2 записи);
— дает благословение (6 записей);
— велит отделять частицу земли на имя Господне (напр., «Не я беру, а Бог берет»)(14 записей).
Ныряющийприносит «строительный материал» во рту, в носу (на носу), в клюве, в руках, заногтями.
Вкачестве «строительного материала», принесенного ныряющим со дна моря, можетупоминаться земля, песок, глина, тина, камни. Иногда упоминается один камень –например, «синий камень».
Наиболееархаичным изложением мифа о сотворении суши, по всей видимости, необходимопризнать тексты некоторых колядок, записанных на Западной Украине. В качестветворцов мира в этих колядках выступают голуби (два или три голубя). Существуюттексты, в которых голуби заменены ангелами или антропоморфными персонажами[20][19].
Важноотметить, что в данных текстах «Творцы» не являются противниками-антагонистами,в процессе творения суши и неба они выступают как товарищи.
«Колисьто було з нещада свiта
Подуйже, подуй Господи, за Духом святим по земли!
Втодине було неба ни земли,
Небани земли, — ним сине море,
Асеред мора та два дубойки:
Сiлиупали два голубойци,
Дваголубойци, на два дубойки,
Ногами[21][20] собi раду радити,
Радурадити и гуркотати:
Якмы маемо свiт основати?
Спустимеми ся на дно до моря:
Винемеси дрибного писку,
Дрибногописку, синего каменце,
Дрибныйписочок посiеме ми,
Ситiикаменець подуеме ми.
Здрибного писку – чорна землиця,
Студенаводиця, зелена травиця;
Зсинего каминьця – синьее небо,
Синьеенебо, свiтле сонейко,
Светлесонейко, ясен мiсячок,
Ясенмiсячок и всi звiздойки»[22][21].
«Колине было з нещада света,
Подуйже, подуй, Господи,
Изсвятым духом по земли
Тогдыне было неба, ни земли,
Анолем было синое море,
Асередь моря зеленый яворь,
Наяворойку три голубоньки,
Триголубоньки радоньку радять,
Радонькурадят, як свет сновати:
«Таспустимеся на дно до моря,
Тадостанеме дробного песку
Дробныйпесочок посееме мы,
Танам ся стане чорна землиця;
Тадостанеме золотый камень,
Золотыйкамень посееме мы,
Танам ся стане ясне небойко,
Ясненебойко, светле сонейко,
Светлесонейко, ясен месячик,
Ясенмесячик, ясна зорниця,
Ясназорниця, дробны звездойки»[23][22].
«(…)Сели-впали два голубойци,
Дваголубойци на два дубойки,
Почалисобе раду радити,
Радурадити и гукотати:
Якмы маем свет основати?
Спустимемы ся на дно до моря,
Вынесемеси дрибного писку,
Дрибногописку, синего каменьце»[24][23].
Стоитдобавить, что образ птицы, держащей в клюве некий комок, часто встречается визобразительном искусстве Киевской Руси. По-видимому, эти изображения являютсяиллюстрациями мифа о космогонической птице, достающей землю и камень со днаморя и творящей сушу[25][24]. 
Противодействие «Черного бога» «Белому богу»
Мотивпротиводействия «Черного бога» «Белому богу» не существует как отдельный сюжет,он всегда входит в легенды о миротворении как составляющий элемент.
Какуказывалось выше, мотив антагонистического противостояния «Черного бога» и«Белого бога», видимо, является поздним христианским образованием. По крайнеймере можно смело утверждать, что христианство развило мотив антагонистическогопротивостояния и утвердило антагонизм как единственно возможный вмифологических представлениях сценарий взаимодействия «Белого бога» и «Черногобога».
Вто же время мы предполагаем, что в более древние времена мифологическоепротивостояние «Белого бога» и «Черного бога» расценивалось не какантагонистическое противодействие, а как диалектическое единство противоположностей.Соответственно, акт творения, производимый «Белым богом» и «Черным богом»,являлся не следствием «взаимных козней» (как это представлено в сохранившихсяфольклорных текстах), а следствием совместного творчества.
Мотивпротиводействия «Черного бога» «Белому богу» подразумевается в ужерассматривавшемся нами выше мотиве творения «Черным богом» неудобий – земель,не пригодных для жизни. Например:
«Вот,когда Бог сотворил воду, то и говорит Сатане: «Поди в море, возьми со днагорсть песку и принеси Мне, Я сотворю землю». Сатана достал со дна две горстипеску (он уж тогда задумал обмануть Господа и так же творить как он), принесодну горсть и подал ее Богу, а другую затаил у себя. Бог бросил горсть песку –и родилась земля. Но когда он ушел, и кинул свою горсть Сатана, то на землепоявились горбины и каменные горы. Вот почему на земле родились горы» [26][25].  
«Вэто время Господь крепко заснул, а Его помощник не спал, а выдумал, как бы емусделать, чтобы люди почаще его вспоминали на земле; он знал, что Бог его«сверзит» с неба. Когда Господь спал, он взбудоражил всю землю горами, ручьями,пропастями. Бог скоро проснулся и удивился, что земля была такая ровная, авдруг сделалась такая уродливая[27][26]».
«Досюльто было, когда не сотворена была земля Богом, была вода. И только жили в водеБог и Сатана. Сатана был младший родной брат Богу. Вот они сошлись в воде испрашивают:
— Ты кто?
— Я – Бог. А ты кто?
— А я Сатана. Так мы с тобой братья; давай землю сеять.
Вотпришел сатана на песок и захватил правой рукой неполную горсть, да за щекиземли напихал, чтобы Боговой земли посеять. Бог об этом узнал и проклял его,так что земля у него за щекой и приросла.
Вотстали сеять: возьмет Бог немного песку и бросит его, — и земля тотчас жесделается; а Сатана сколько ни бросит песку – весь ко дну идет. И насеял Богземли очень много, а Сатана нисколько не мог» [28][27].
Чащевсего (42 записи) сюжет о творении неудобий сводится к тому, что «Белый бог»создает землю ровной, а «Черный бог» наплевывает, набрасывает на ней гор, болоти других неудобий из утаенной земли. Подобные тексты уже приводились выше.
Помимоэтого, сюжет имеет довольно много вариантов. Приведем некоторые из них:
— «Белый бог» творит землю ровной, но еще мягкой; когда «Белый бог» ложитсяотдохнуть, «Черный бог» решает испортить землю – сделать на ней горы; «Черныйбог» бегает по земле и «набегивает» неудобия;
— «Белый бог» создает землю ровной, а «Черный бог», за то, что ему не воздалихвалы за добытую землю, решил вместе со своими ангелами втоптать землю снова вглубь водную, так появились горы, моря, провалы;
— сотворенная земля оказалась настолько велика, что «Белый бог» и «Черный бог»решили сжать ее с двух сторон; от сжатия образовались горы и долины;
— «Белый бог» сотворил землю ровной, но жидкой; он попросил «Черного бога» зайтис запада, а сам зашел с востока; сжав землю они сделали ее твердой, но изрытойнеудобиями.
Оченьчасто в подобных легендах встречается особенная мотивация поступков «Черногобога» — он творит неудобия для того, чтобы люди «и его поминали»:
«Господьспрашивает помощника:
— Для чего ты все это сделал?
Помощникотвечает Господу:
— Да вот когда будет человек ехать и подъедет к горе или пропасти, то скажет:«Эх, Чорт тебе возьми – какая горища!» А когда взъедет, то скажет: «Слава тебе,Господи!»» [29][28]
Действия«Черного бога» часто мотивируются его завистью и желанием подражать «Беломубогу». В то же время подражания неудачны, продукт деятельности «Черного бога»оказывается лишь примерным подобием продукта «Белого бога». «Белый бог» творитчеловека, «Черный» — волка (11 записей), козла (1 запись). «Белый бог» творитовцу, а «Черный» — козу (6 записей). Также в текстах легенд встречаютсяследующие пары творений «Белого бога» и «Черного бога»: корова и коза (2записи), пчелы и шмели (5 записей), собака и волк (2 записи), церковь и корчма(1 запись), овес и осот (4 записи). «Черный бог» по собственному недоумиютворит хату без окон, секиру без топорища, колесо без дырки. Наконец, «Черныйбог» оказывается не в состоянии вдохнуть душу в созданного человека.
Вкачестве особого сюжета, повествующего о вредительстве «Черного бога», укажемтак называемый «сюжет о колышке», согласно которому «Черный бог» испрашиваетсебе клочок земли такой маленький, что там разве что можно вбить колышек;получив в пользование этот клочок земли, «Черный бог» пробивает ход в ад.
«Раздьявол просит у Бога: «Дай мне земли, ну хоть половину». – «На что тебе?!» — спрашивает Бог. – «Надо мне», — говорит дьявол. – «Не дам», — говорит Бог. –«Ну так хоть с десятину!» — «Не дам!» — «Ну с полдесятины!» — «Не дам!» — «Нутак хоть с четверть одну!» — «Не дам!» — «Ну дак уж осьминник-то уж можешьдать!» — «Нет, и этого не дам!» Дьявол взревел: «Так дай хоть кол воткнуть!»Бог подумал: «Чего с этого будет? Дам ему!» Ну и дьяволу тоже – куда деваться?!Бог говорит: «Бери!» Дьявол заострил кол, пожег его с конца, маленько обуглил ивоткнул. Потом взял, да выдернул обратно. Ну, из дыры тот же час повалил дым,смрад. Повылезли разные лягушки, жабы, комар-мошка, паут, ну всякий гнус,сказать. Ну, и всякое зло и болезни пошли по земле. Бог на него взревел,взокричал. Дьявол испужался и дыру заткнул тем же колом. С тех-то пор на землеи есть болезни и зло. Оно ни убывает, ни прибывает. Сколь вышло, столь и есть»[30][29].
Распространенныммотивом в легендах о противоборстве «Белого бога» и «Черного бога» являетсятворение ангелов и демонов. Согласно наиболее архаичным вариантам, каждый из«Творцов» творит себе помощников: «Белый бог» делает ангелов, а «Черный бог» — демонов.
Вустном бытовании у восточных славян этот сюжет известен в двух вариантах:северном и южном.
Согласносеверной версии (27 записей), демиурги творят своих помощников путем высеканияискр из камня.
«Изадумал Саваоф создать себе полки воинов, дал сатане молот в руки и велел битьв каменную гору правой рукой, а сам пошел на восток рай насаждать. Боговтоварищ начал молотом в камень бить, из каменя воины светлы начали выскакиватьда на восток Богу кланяться; бил до того, что рука устала, попробовал битьлевой рукой. Лишь только ударил, выскочил черный черт да и поклонилсямолотобойцу. Смекнул сатана, в чем дело, да и давай левой рукой колотить; дотого бил, что чуть-чуть со светлыми полками не сравнялся.
Тойпорой Саваоф дело своего сделал и пришел к сатане. Пришел и видит: дело плохо.Что делать? Взял, скорей зааминил. Перестали выскакивать силы нечистые, а сталвыскакивать только огонь, как и теперь бывает при ударе железом о камень»[31][30].
«…ПотомБог стукнул камень о камень, и явились от искр тьма тем ангелов, а самыйстрашный ангел – Огонь. (…)
Гогавзял камень и ну колотить о другой, и явились тьма тем его слугов, такихрогатых, нехороших, страшных, нехороших крылачей прямо беда; увидишь – помрешь»[32][31].
«Богударил кремнем о кремень – посыпались ангелы, архангелы, херувимы, серафимы.Черт ударил кремень о кремень – посыпались лешие, домовые, русалки, бабы-яги»[33][32].
«МихаилАрхангил ни с плати, а с кремня. Гаспоть яго высик с кремня, сикануў – iон истаў чилавекым[34][33]».
«Технологическое»различие при высекании ангелов и демонов часто сводится к тому, что один из«Творцов» наносит удары правой рукой, а другой – левой или же к тому, что«Белый бог» (или его заместитель) при ударах произносит молитвенные слова, а«Черный бог» молчит – соответственно действия творцов приводят к появлениюангелов и демонов.
Ангелыи демоны могут высекаться из камня-кремня молотом (7 записей), мечом (1запись), топором (1 запись), жезлом (4 записи), посохом (4 записи), кулаком (1запись), другим камнем (6 записей).
Согласноюжной версии (16 записей), помощники творятся из водных брызг при стряхиванииводы с рук или при нанесении ударов по водной глади.
«(…)Бог умочиу палець у воду и махнуу и зробився сьвьатый Михаил. А Сатана узяу тапригошчами воды йак тылько наробило злых, йак травы»[35][34].
«Бiдабула дужи смутна, шо Бох наробиў собi ангилий, а ў неп ни було ши бiдий. Бохзрик: бери та вмивай си, та шо си вмийиш, то стрiпуй пальцьими, а з краплий тихбудут бiди; а кажи во имя божьи, а йик ни меш так казати, то ни буде. – Бiдазаньила си вмивати, та ни кажи во iмя боже, но во iмя мойи! А то з його тихкрапель ни ставало си нпчо. Вин тогди кажет Богови: ти брешеш, з того нпчонима, шо ти казаў. – Бох тогди кажет: А ти йак казаў? – Я казаў во iмя мойи. –Я тобi раз казаў, шо ни кажи во имя «мийи», но во iмя божьи! Бiда видтакзачьила си вмивати тай кажи: Во имя мое, а вiдтак, во iмя божьи! – Та аж такзачьим си ставати бiди! Потому бiда так того наробила, йик фоп та листу, шотому ни було рахунку. Тай тоди зибрали вси бiди и хокили з Богом стати навойну. Ўна хокила бути старшеў вид Бога (…)[36][35]».
Текстыфольклорных легенд о творении ангелов и демонов несут следы христианскоговлияния. Тем не менее, есть основания говорить об их архаичности, об ихдохристианских корнях.
Такжераспространенным мотивом в легендах о противоборстве «Белого бога» и «Черногобога» является «борьба за небо», строительство небес. Согласно этому сюжету,боги-противники поочередно строят небеса (вариант – престолы) одно вышедругого. Противоборство заканчивается тем, что «Черный бог» свергается с самоговысокого из созданных небес.
«СотворилБог ангелов и рай. Вот Сатана смутил многих из них и задумал быть выше господаи захотел устроить свой рай. Бог создал небо, а Сатана – другое; он третье, аСатана – четвертое; господь сотворил над ним пятое, а Сатана еще выше сделалшестое; Бог сотворил седьмое, а Сатана – восьмое, и стал на нем устраивать свойрай. Обвел он его крепкой стеной. Бог дал жезл Михаилу Архангелу и послал егоразрушить сатанинский рай. Но Сатана стал палить огнем в Архангела и неподпустил его к стене на тридцать верст. Вернулся Архангел к Богу и сказал: «немогу, Господи, подойти к стене, огнем палит меня сатана». Тогда Бог далархангелу другой жезл и приказал им ударить в сатанинскую стену. Архангелударил в стену – и вдруг в том месте выскочила огненная стрела, из нея вышладругая, из этой третья, чем больше появлялось их, тем больше рождалось огненныхстрел, и разлетались они во все стороны, и разщепали сатанинскую стену,разрушили его рай, а как ударили в Сатану и бесов, так он сверзился с восьмогонеба в преисподнюю, а бесы – кто куда попало (…). Так разрушилось сатанинскоевосьмое небо и осталось семь небес, почему седьмица – великое число»[37][36].
Необходимоотметить, что понятие о существовании нескольких небес присутствует в Библии,и, по-видимому, рассматриваемый здесь мотив о творении небес является позднимхристианским.
Противостояние«Черного бога» «Белому богу» часто приводит к серьезному противоборству,которое заканчивается свержением «Черного бога» с небес.
«Сатана стал хватать землю с краю и кидать ее в море. И много он перекидал еетуда. Увидал это Бог и решил поскорее ад устроить под землею, а то Сатана такимпутем всю землю покидает в воду.
Адс огнем скоро же был сделан и Бог поволок туда Сатану. А Сатана упирается, в адидти не хочет, стащить же его туда силою Бог не мог, потому что Сатана в силене уступал самому Богу. Видит Бог, что ему не справиться, схватил большойкамень-кремень и превратил его в архангела Михаила, которому сделал из того жекамня крепкую саблю. Архангел и прогнал Сатану в ад. И с тех пор он сталпроживать там»[38][37].
«Богпослал Архангела Михаила прогнать Сатану с неба. Михаил Архангел вонзив копье вСатану и низверг его ниже земли и ниже воды, — в тартарары – сквозь землю»[39][38].
«…Господьразгневался за это на своего помощника и сказал ему:
— Если ты чорт, то будь им отныне и до века и отправляйся в преисподнюю, а не нанебо – и пусть будет тебе жилище не рай, а ад, где будут тобой мучиться телюди, которые творят грех. Тогда чорт удалился от Бога и стремглав бросился нанебо, где и подговорил половину ангелов воевать против Бога. Бог узнал хитростьдьявола и сказал:
— Не достать тебе неба как не достал ты земли.
Господьприказал Архангелу Михаилу согнать всех тех ангелов, которые предались Сатане.Господь назвал ангелов, сверженных с неба, аггелами. Сверженные ангелы летели снеба сорок дней и сорок ночей; кто попал в воду, в поле, в лес, во двор, в овин– кто куда попал, тот там и остался хозяином»[40][39].
«Белыйбог» может сам свергать своего противника с небес (15 записей) или поручать этопомощнику – архангелу Михаилу (40 записей), архангелу Гавриилу или святому Илье(5 записей).
«Черныйбог» часто свергается при помощи жезла. В ряде случаев «Черный бог» можетстряхиваться с небес при помощи грома-перуна и сотрясения небес (7 записей).
«Черныйбог» сопротивляется – палит своего противника огнем (7 записей), обжигает емукрылья (4 записи), знобит холодом (1 запись), не подпускает к себе (5 записей).
Длятого, чтобы усилить своего помощника в бою, «Белый бог» вручает ему жезл (3записи), скипетр (1 запись), крест, Евангелие, копие и шпагу (1 запись), копье(5 записей, в том числе огненное копье), огненный меч (1 запись), «заклятый»меч (1 запись), меч-кладенец (1 запись), молниеносные стрелы (1 запись),огненные стрелы (3 записи), броню булатную (1 запись), шлем духовный с перьямииз павлина (1 запись), крылья (5 записей), придает «особую страшную силу» (2записи), дает власть над грозными тучами, громом и молнией (1 запись), даетблагословение или велит благословиться у иконы (3 записи), добавляет к егоимени частицу «илъ» (9 записей), накладывает на него схиму (3 записи),постригает в чернецы (1 запись).
Приописании низвержения «Черного бога» и его помощников уточняется, что они падаютдостаточно длительное время: три дня и три ночи (5 записей), трое суток (1запись), шесть недель (5 записей), сорок суток (1 запись), сорок дней и ночей(5 записей), тридцать дней и тридцать ночей (1 запись). Низверженные падают«аки» капли дождевые (1 запись), как дождь (4 записи), как черная туча, какснег (1 запись), как град (1 запись), «яко» мухи (1 запись). Частоподчеркивается, что, упав на землю, «Черный бог» пробивает дыру в подземный ад.
Легендыо свержении «Черного бога» и его помощников с небес имеют как языческие, так ибиблейско-евангельские[41][40]элементы.
Оченьчасто легенды о низвержении «Черного бога» и его помощников содержат мотиввозникновения «нечистой силы» (56 записей).
«Нанебе у Бога были андели. Их было много. Жили ладом, хорошо. Потом о чем-тозастырили промеж собя – это андели и Бог-то. Бог-то взял и спихнул их с неба.Ну, они полетели вниз, на землю. Кто куда упал, тот таким и доспелся. Новойупал в лес, доспелся лешим, новой в баню – так банник, а другой на дом – тотсуседка; на мельницах живут мельники, на гумне и ригах – рижники. В воде опетьже водные черти. А один упал в чан с пивом, баба наживила, ну там хмельникживет»[42][41].
Рассказо происхождении нечистой силы – книжного происхождения.
Какуже отмечалось выше, в сюжетах, касающихся козней «Черного бога», очень великпоздний христианский пласт. Однако и здесь можно выделить несколько архаичныхмотивов.
1.Фольклорный мотив поочередного творения реалий мира «Белым богом» и «Чернымбогом» перекликается с текстом иранской «Авесты». В первой главе книги«Видевдат» повествуется о том, как Ахура-Мазда творит «лучшие страны», ноАнхра-Манью в противовес этому создает различные бедствия и грехи.
1.Сюжет о творении ангелов и демонов перекликается с архаическим мотивом творенияпутем удара. Битье в традиционной культуре является ритуальным магическимдействием, имеющим продуцирующую функцию[43][42].
2.Мотив противоборства «Белого бога» и «Черного бога» перекликается с такназываемым основным мифом индоевропейцев, повествующим о противоборствебога-Громовержца и его противника. В.С. Кузнецова отмечает, что некоторыеверсии дуалистических легенд о миротворении, включающие в себя мотивпротивоборства «Творцов», «восходят к мотивам мифа о свержении Громовержцемсвоего противника. Здесь мы находим то же замещение дохристианских образовхристианскими, какое наблюдали на примере сюжета о сотворении суши, восходящемк мифу о ныряющей птице, — Богу, отождествляемому с древним Громовержцем, богомгрозы Перуном, противостоит Сатана, замещающий типологически более древнийобраз Змея – противника Громовержца. В более поздние времена Бог передает своифункции аллоперсонажам – громовнику Илье, архангелу Гавриилу»[44][43].
3.«Черный бог», противодействуя «Белому богу», фактически берет на себясверхзадачу – быть равным с ним или даже выше него. Достаточно сложно уверенносказать – насколько в этом сюжете присутствует библейский мотив «первородногогреха», а насколько – традиционные для многих народов мифологические мотивы,близкие по своему смысловому содержанию к мотиву «первородного греха».
Стоитотметить, что в восточнославянском фольклоре очень часто встречаются сюжетысамонадеянного богоборчества, сюжеты, согласно которым герои делаютсамонадеянный вызов богу или некой божественной силе. Герой, не рассчитавшийсвоих сил, оказывается побежденным и наказанным. Так, существуют многочисленныепредания о том, как Бог карает великанов за гордыню и вредоносную силу[45][44] (сравн. сдревнегреческими мифами о титанах). Мотив наказанной самонадеянностиприсутствует, например, в былине о Святогоре и «тяге земной», а также в менееархаичных былинах о Василии Буслаеве. К тому же ряду, по нашему мнению,относятся и мотивы ограничения силы героя (неоднократно встречается в былинахоб Илье Муромце).
Неберемся здесь с уверенностью утверждать, что встречающийся в фольклоре мотивпротивостояния «Черного бога» «Белому богу» является отголоском дохристианскихмифов. Однако, приведем текст легенды, в которой мотив самонадеянного вызоваБогу выдвигается на первый план, оставляя за рамками рассказа собственноописание дуалистического творения мира.
«ШелСпас по синему морю, видит, море начинает пениться, начинают бить необыкновенносильные волны, появился громаднейший водяной столб. Спас подходит к этомустолбу посмотреть и видит в середине этого столба живого великана,поворачивающегося, но не могущего встать. Спас взял этого великана и вбросил наберег. Явился такой красавец, что красоте его изумился сам Спас. Спас взял этогокрасавца и поставил его начальником над всеми ангелами. Этот красавец и сталвнушать ангелам неповиновение к Богу. «За что, — говорит, — будем повиноватьсяБогу? Что такое чудное сделал Бог, сотворив человека? Мы и сами сделаем такогоже человека, еще лучшего». Некоторые из ангелов и соблазнились словами этоговеликана и помыслили в себе: «В самом деле, за что мы будем повиноваться Богу?Пойдем и сделаем такого же человека».
Отправилисьи давай мутить небольшие озера и реки; трудились до такой степени, что отработы лица их сделались черны как уголь. Долго они мутили реки и озера,появились всякого рода насекомые, пресмыкающиеся и ползающие, но человекасделать не могли. Тогда пришел к ним Спас и посмотрел на них с гневом. Лицаэтих непокорных сделались ужасно страшными; на головах выросли рога; вместоязыков у них явились огненные жала. Другие ангелы взглянули на них, испугалисьи отступились от них, а они и остались. Так как они помутили воды, превратилиих в болота, то им и назначено жить в них.
Стех пор и до настоящего времени черные живут в болотах, местах, устроенных ими.Впоследствии времени этим черным стали давать различные имена: черт, дьявол,сатана, бес и так далее. Различные имена даны черным оттого, что во времяземной жизни Спасителя они различными способами старались искусить Господа»[46][45]. 
Сотворение первого человека
Устныерассказы о сотворении первого человека (около 80 записей) могут быть поделенына две группы: записи одной содержат монотеистическую версию творения человека,близкую библейской (1), записи другой — дуалистические (2).
(1)В текстах первой группы, достаточно многочисленной (около 30 записей),рассказывается о том, как Бог сотворил тело первого человека из земли и оживилего, а потом из ребра первого мужчины сотворил первую женщину — Еву. Этотрассказ дополняется обычно некоторыми апокрифическими, фольклорнымиподробностями, которые не меняют его монотеистического характера, например, осотворении Евы из “недогрызка” — ребра Адама, украденного собакой, нонедогрызенного ею; о творении женщины из собачьего или чертова хвоста; осотворении первой женщины из цветов; о том, что тела Адама и Евы были вылепленыБогом сначала из теста, но, оставленные сушиться, были съедены собакой, послечего Бог вылепил их вторично, но уже из глины. Как уже было сказано, сюжетыданной группы имеют библейское происхождение.
(2)Согласно одному из вариантов дуалистической версии, тело первого человека былосотворено «Черным богом», а душу вдохнул «Белый бог».
Данныйсюжет особенно интересен тем, что он излагается в «Повести временных лет», взаписи за 1071 год. Рассказ вложен летописцем в уста волхвов, взятых в пленвоеводой Яном Вышатичем.
“Богмывся в мовнице и, вспотев, отреся ветхом, и сверже с небеси на землю; ираспреся сатана с Богом, кому в нем сотворить человека. И сотвори диаволчеловека, а Бог душу в он вложил; тем же аще умрет человек, в землю идет тело,а душа к Богу идет[47][46]».
(Перевод:«Бог мылся в бане и, вспотев, вытерся ветошью (полотном, полотенцем, возможно,мочалом) и сбросил ее с небес на землю. И заспорил Сатана с Богом, кому из неесотворить человека. И сотворил Дьявол человека, а бог душу в него вложил.Поэтому, когда человек умрет, то тело идет в землю, а душа – к Богу.»)
Хотялетописное изложение, сделанное предвзято настроенным летописцем, явно искажаетисходный текст мифа, но факт сопоставления с летописью позволяет нам судить отом, что рассматриваемый здесь сюжет является не поздним фольклорнымпроизведением.
Зафиксировано11 фольклорных записей данного сюжета. Ниже мы приводим тексты двух русских,украинской и сербской легенд[48][47].
«Шолпо земя Господь Бог, а с ним дьявол. Ну, тот, который людей сомущает, и здумалон и Бога сомутить. И так и шли они. Им на путе стречатца куча земли. «Кто, — говорит дьявол, — из нас сильнее, ты али я, покажем свою силу». Взял землицы,плюнул на нее, в руках повалял и сделал вроде как статуй, человека обрисовал.«Вот видишь, он на меня походит (похож)», — говорит дьявол Исусу Христу. Ну,подошел Исус Христос к етой статуе. А она на полу лёжит. Дьявол не мог ееуставить, штоб стояла. Так подошел Исус Христос, взял капочку самую земли наладонь, на руку-то, маленько слюной спустил, размешал эту грязь, да по губам ипомазал этому-то статую. Потом в лицо дунул – дух доспел. Статуй-то и оживел,стал, поднялся и пошол. Дьявол-то улетел. Тело-то в нас дьяволово, от земли, адуша-то Богова – она завсегда и после смерти уходит к нему обратно на небо»[49][48].
«Чортсотворил тело человека из глины, но не мог оживить его; Бог сказал чорту: отдаймне человека, я дам ему жизнь»; чорт отдал, чтобы посмотреть, как это сделать»[50][49]
«Тайвiн тогди злппиў з землп чоловiка и зачьнў на него хiкати, плювати, харкати,аби єго оживити, а далп телепає ним, шторцує – не мож. Приходит Пан-бог и питаєеп: — «А ти шо, мой, робиш?» — «А, каже, я собi зробиў товарищi, бо ти, каже,маєш товаришi, а я ни маю; хочу собi зробити также товаришi.» — А Бог каже: — «А деж ти годен собi товаришi зробити?» — «Тай казаў єму ити вiд того гет ивiвернуў того чоловiка, тим шо вiн – оссина єму – обхаркаў у середину, и оживиўєго и назвав єго Адам» [51][50].
«Богсотворил ангела по образу своему и подобию, а дьявол, как нечистая сила, сталему завидовать и начал из земли и воды составлять тварь, которая во всемпоходила на ангела. И так он из земли создал человека, поставил его на солнцесушиться. (…) Нечистый невесело смотрел на свое создание, которому не мог датьдуши. В это время пришел Господь Бог и спросил его: — «Что это такое, что тыслепил из земли?» — «Человек», — отвечал дьявол. – «Так что же он не ходит?» — «Не могу дать ему души», — ответил дьявол. – «Э, хорошо, — сказал Господь. –Так я ему дам душу, и, пока он жив, пусть будет моим, а когда умрет – твоим».Дьявол согласился на это условие. Тогда Бог, рад тому, что даст душу еще одномусозданию, усмехнулся и дунул в лицо человека. И вот человеческое лицо озарилосьбожеской светлостью, стало милым и улыбающимся, как у ангела, а очи тихонько открылись,и в них явился лик Божий, исполненный ангельским блаженством.
Ипоэтому и теперь у человека, который ничего не имеет на душе, которого не мучитникакой грех, на лице видны душевная чистота и ангельская благость, как в тотмомент, когда ему Бог своим духом дал душу» [52][51].
Особеннопримечателен своим сходством с летописным текстом рассказ, записанный вПензенской губернии у мордвы:
“Человекахотел сотворить не Чам Пас, а Шайтан: собрал глины, песку и земли от семидесятисеми стран света, но слепить благообразно тела не мог — то слепит свиньей, тособакой, то гадом; а ему хотелось сотворить человека по образу и подобию Божию.Позвав птичку-мышь, он сказал ей: “Лети на небо, там у Чам Паса полотенцевисит; когда он в баню ходит, тем полотенцем обтирается; висит оно у него нагвоздике, заберись ты в один конец полотенца, свей гнездо, разведи детей, чтобыодин конец полотенца стал тяжелее и упал бы ко мне на землю”. Летучая мышь таки сделала. Шайтан обтер полотенцем слепленного им человека, который получилобраз и подобие Божие, но вложить в него живую душу он не мог. Когда Господьоживил его, Шайтан вступил с ним в спор: и на его долю из человека надобночто-нибудь ему дать. Решили так: “Образ и подобие от моего полотенца, — сказалЧам Пас, — и душа моя, а тело пусть будет твое”. А птичку-мышь Чам Пас наказалза службу Шайтану: отнял у нее крылья и приставил голый хвост, так же как уШайтана, и дал такие же лапы, как и у него”[53][52].
Поалгоритму данного сюжета построены также сюжеты ряда этиологических легенд –легенд о сотворении некоторых предметов или видов животных.
«Бiдаз термiтьи, шо трут коноплп, высинала си хату, тай ни ўмiла вiкна зробити ухатi. Брала у мiх днини и носила у хату, а дверми заперала, шоби днина нивтекла. Тогди Бох кажет: Дай ти минп цу хату! – Бiда дала. – Бох тогди прокиувикна, зробиу нахрест рамця тай тай подаваў Бiдп хату назад. А Бiда ни хокiласи ўже хати приймати почерез того, шо вже хрест буў викни»[54][53].
«Когдасотворен был мир, сделан был и человек. А сила была хорошая и плохая, Бог ичёрт.
Обачеловека сделали – но Бог вдохнул человеку душу, а чёрту не одушевить евого.Что делать?
Чтобыне было чёртова творения, Бог чёртова человека одушевил медведем. И правда, умедведя с человеком много схожего!»[55][54]
«СоздалБог шмелей, а черт пчел. Видит Бог, что мало у него толка и дохода: рой весь унего разлетится куда ни попало, да и меду нет. Зашел он к черту посмотреть, чтоу него делается. Тот накормил его медом. Понравился Богу мед, и ему завидностало. «Будем, — говорит он черту, — меняться». Черт, разумеется, несогласился. «Ну так ладно, — говорит Бог, — вижу, что с тобою ничего неподелаешь, так уступи мне хоть одну пчелу!»
Подумал,подумал черт, да и согласился. Бог взял от него пчелу, дунул на нее, и сталаона маткой. Запела матка, зазвенела и стала подыматься вверх: пчелы всеподнялись за ней да и улетели. Вот черт и остался ни с чем, а у Бога – и мед ивоск»[56][55].
Триприведенные легенды повествуют о возникновении дома, медведя и пчел; во всехтрех случаях сотворение происходит согласно одному и тому же алгоритму:
1)в сотворении участвуют два «Творца» — «Белый бог» и «Черный бог»;
2)начинает сотворение «Черный бог», он производит «материальную оболочку»предмета (дом без окон, тело медведя, пчел, не организованных в рой);
3)на втором этапе сотворения «Белый бог» доделывает объект, созданный «Чернымбогом» (прорубает окна в доме, одушевляет медведя, создает пчелиную матку и,соответственно, рой).
Стоитдобавить, что приведенный выше алгоритм встречается во многих произведенияхславянского фольклора. Широкая распространенность говорит в пользу егодревности, видимо, мы имеем здесь дело с типовым этиологическим сценарием.
Вероятно,сюжет, согласно которому «Черный бог» создает тело человека, а «Белый бог» — его душу, является исходным. Однако, вследствие длительной фольклорнойтрансформации, сложилось достаточно много вариантов этого сюжета. Так,существуют варианты, согласно которым «Белый бог» производит тело человека, а«Черный бог» — душу.
Вцелом насчитывается не менее 20 записей легенд, в которых один из творцовделает тело человека, а второй – вкладывает в него душу. Эти легенды увосточных славян имеют широкую географию распространения (Русский Север,средняя полоса России, русский юг, Белоруссия, Украина; встречаются записи унерусского населения, живущего на территории России) и, по-видимому, имеютвосточнославянское происхождение.
Существуютварианты легенды, согласно которым тело первого человека сотворил «Белый бог» ион же вложил в него душу, «Черный бог» при этом пытался испортить творение«Белого бога». Сатана истыкал сотворенное Богом тело человека, наделал в немдыр, нанеся ему 70 ран или 41 рану. Распространен вариант, в котором Сатанаоплевал тело человека, измазал его грязью, а Бог, чтобы исправить причиненныйвред, выворачивает тело человека всем нечистым внутрь.
Вюжных записях версии мы иногда находим мотив оплевания тела первого человека«Черным богом» не для того, чтобы навредить ему, а чтобы его оживить: Сатанавылепил тело человека из земли и стал на него плевать, чтобы оживить, — у негоничего не получилось, тогда Бог вывернул человека нечистым внутрь и оживил.
Легендыо сотворении человека часто сопровождаются мотивом собаки-сторожа, которуюСатана, напустив холод, соблазняет — обещает ей теплую шерсть, чтобы онаподпустила его к телу человека. В более поздних вариантах подобных рассказов вроли караульщика вместо собаки может выступать архангел Михаил, который недоглядел и человека, вылепленного сначала из пшеничного теста, съела собака.Мотив собаки-сторожа присутствует у русских, но отсутствует у украинцев ибелорусов.
Легенды,в которых «Черный бог» пытается испортить человека, сотворенного «Белым богом»,имеют, в основном, книжное происхождение.
Сюжетуо творении первого человека сопутствует повествование об его дальнейшей судьбе.Это достаточно многочисленные в восточнославянской традиции (более 20 записей)рассказы о грехопадении первых людей библейского происхождения, сопровождаемыечасто “неканоническими” подробностями и мотивами.
Частовстречается сюжет о рукописании Адама: дьявол, объявив землю своей, берет сАдама рукописание в том, что все люди после смерти будут принадлежать дьяволу.Мотив «рукописания Адама» более свойственен южным областям распространенияславян и, предположительно, имеет своим источником книжные тексты болгарскогопроисхождения.
Чтокасается материала для творения человека, то в большинстве случаев для этогослужит просто земля (песок, глина, грязь). В некоторых южных записяхприсутствует мотив творения тела человека первоначально из пшеничного теста, нооно оказывается съеденным собакой, тогда приходится лепить тело человекаповторно, уже из глины. Также в южных вариантах присутствует мотив“высушивания” вылепленного тела человека.
Тотфакт, что тело человека слеплено из земли, приводит к важному мифологическомувыводу:
«Земляматерью называется по той причине, что первый человек Адам взят из земли»[57][56].
Внекоторых вариантах человек создается из нескольких частей-стихий. Так, телочеловека происходит от земли, кости — от камня, очи — от моря, мысль — отскорости ангельской, душа и дыхание — от ветра, разум — от облаков, кровь — отросы и от солнца. Например: «Волосы взял от травы, кости — от камня, тело — отземли”[58][57].
Этотмотив перекликается с космогоническим «Стихом о Голубиной книге», сапокрифическими текстами и восходит к индоевропейским представлениям о сходствечеловеческого тела и Вселенной.
Примеры текстов дуалистических легенд о сотворениимира
Легендыо миротворении, записываемые этнографами, включают в себя по несколькуперечисленных сюжетов. В качестве примера приведем следующий текст.
«Быловремя, когда не было ни земли, ни неба, а была одна вода. И спустился Саваоф наземлю и спросил: «Кто зде е?» И откликнулся сатана и рек: «Я зде е». И спросилСаваоф сатану: «Есть ли где земля, не видал ли?» — «Есть на дне моря», —отвечал сатана. «Сходи же на дно моря и достань земли».
Обернулсясатана гоголем, нырнул на дно морское и в рот земли напихал. Но поколь оттольвоздымался, водой размыло землю, и он вынурнул ни с чем.
Саваофпослал его другожды. Но и на другой раз то же случилось. Стыдно стало сатане, аСаваоф его укоряет и говорит:
«Немощен,брат, ты. Иди в третий раз, да вот на дне морском увидишь икону — деву смладенцем, на камени стоящу; благословись у младеня и тогда возьми земли».
Нырнулсатана в третий раз: сделал так, как велел ему Саваоф, и принес земли. ВзялСаваоф эту землю и рассеял в восточную сторону, и стала чудная, прекраснаяземля. И спросил Саваоф сатану: «Вся ли тут земля?» — «Вся», — сказал сатана, асам держит частицу за щекой. А земля за щекой стала расти-прибывать, а щекустало раздувать.
Видитсатана, что не обмануть ему Саваофа: взял да рассеял ту землю в севернуюсторону, и стала тут земля холодная, каменистая и нехлебородная.
Изадумал Саваоф создать себе полки воинов, дал сатане молот в руки и велел битьв каменную гору правой рукой, а сам пошел на восток рай насаждать. Боговтоварищ начал молотом в камень бить, из каменя воины светлы начали выскакиватьда на восток Богу кланяться; бил до того, что рука устала, попробовал битьлевой рукой. Лишь только ударил, выскочил черный черт да и поклонилсямолотобойцу. Смекнул сатана, в чем дело, да и давай левой рукой колотить; дотого бил, что чуть-чуть со светлыми полками не сравнялся.
Тойпорой Саваоф дело своего сделал и пришел к сатане. Пришел и видит: дело плохо.Что делать? Взял, скорей зааминил. Перестали выскакивать силы нечистые, а сталвыскакивать только огонь, как и теперь бывает при ударе железом о камень.
ВозгорчилсяСаваоф и задумал разделаться с товарищем. Но тот не то и говорит: сталхвастаться силы богачеством. Пошло на раздор: Саваоф построил небо, а сатанадругое — выше того; Саваоф построил еще небо, а сатана выше того. Сделали онипо семи небес, а сатана все выше забирается. Зааминил скорей Саваоф и велелМихаилу-архангелу столкнуть сатану на землю со всеми его небесами и со всей егосилой невидимой. Пошел архангел Михаил, а тот и на версту не допустил его ксебе. Саваоф послал его другожды, но сатана отогнал еще дальше. Стал посылатьего Саваоф третий раз, но он отвечал: «Боюсь Господа опалить».
ТогдаСаваоф сказал Михаилу-архангелу: «Опустись ты на землю к Черному морю, увидишьна берегу икону, деву с младенцем; благословись у младеня и ступай на сатану».Сделал архангел по слову Господню, столкнул сатану с неба, опроверг небеса ивсю силу его, и валилось сатанинской силы, аки мелкого дождя, шесть недель.Много пало ее на землю, а больше того осталось на воздусех»[59][58].
Приведемтакже один из вариантов книжного текста XVI-XVII века — «Апокрифа оТивериадском море», повествующего о Сотворении мира и перекликающегося сфольклорными мифологическими сюжетами. Данный текст, скорее всего, имеетсевернорусское происхождение.
«Егдане бысть неба, ни земли, и тогда бысть одно море Тивериадское, а берегов у негоне было.
Исниде Господь по воздуху на море Тивериадское и виде на море гоголя плывуща. Атот гоголь – Сотанаил, зарос во пени морской.
Ирече Господь Сотанаилу, аки не ведая его.
— Кто еси?
Ирече Сотанаил:
— Аз есми Бог.
— А меня како наречеши?
Иотвеща Сотанаил:
— А ты Богъ Богом и Господь господствующем.
Ащебы Сотонаил не то слово рек Господу, и Господь бы его тут же искоренил на мориТивириадском.
Ирече Господь:
— Сотонаиле! Понырися в море и вынеси земли и кремень.
Ивзя Господь землю и песок, разсея по морю Тивириадскому и рече: «Буди на мореземли толъста и пространна».
Ивъзя Господь у Сотонаила кремень и преломи его наполы. И в правой руке оставиГосподь у себя, а в левой отдал Господь Сотонаилу.
Ивзя Господь посох и нача бити кремень.
Ирече: «Вылети из него, кремени, ангели и архангели по образу моему и по подобиюи безплотнии».
Ипочали от того кремени вылетати силы огненъныя. И сотвори Господь ангелы иархангелы и вся девять чинов.
Ивиде Сотонаил, что сотворил Господь, и почал тот кремень бити, что дал емуГосподь из левыя руки. И почали у Сотонаилу вылетати ангелы его, Сотонаиловы,себе сотвори силу великую.
Исотвори Господь (Михаила) началником надо всеми чиньми ангельскими…
ПриидеГосподь в девяты чин. И виде Сотонаил, яко от Бога поидосте и от всех ангелыславим, и помыслы быти равен Богу.
Ипомысли своею гордостью: «Поставлю престол на облацех и буду подобен Вышнему».
Иведая Господь мысль его лукавую, и восхоте вергнути его на землю со всею егосилою лукавою. И посла Господь Михайла к Сотонаилу.
Иприиде Михайл, и попали Михаила от Сотонаила огнь.
Иприиде Михаил ко Господу:
— Сего сотворил, еже еси мне велил, огнь меня попалил от Сотонаила.
ИГосподь Михаила постриже в черньцы, и нарече имя ему Михаил, и Сотонаила наречеСотона.
Понежепосла Господь ангела своего Михаилу, повеле Сотонаила ударить скипетром ивергнути его на землю со всею его силою лукавою.
Отнасяот Сотонаила и дает Господь илъ Михаилу и отом наречеся Михаил архангел, аСотонаил – Сотона.
Ипоста Господь Михаила к Сотоне, и еще не допустил Сотона Михаила до престоласвоего, и бысть поскомлен [посхимлен].
Иприиде Михайло архангел, и удари скипетром Сотону, и порази его на землю совсею его силою.
Ишли силы три дни и три нощи, аки кпали дождевыя.
Ив третий день сотвориша ангельскии собор, и постави Господь над всеми силамиенгельскими Михаила архангела, и рекоша ангели, и затвориша на Бога [небеса].
Коевогде огнь застал, иново в горах, иных в пропастех, по воздуху летящих, а иныхрукою или ногою [о]блага плавает: где коево застал, тут и до сего днипребывает.
Ипотом сотвори Господь рай на востоце. И помысли Господь сотвори первозданногочеловека Адама и сотвори тело его от седми частей: от земли – тело, от камени — кости, от моря – кровь, от солнца – очи, от облака – мысли, от ветра – дыхание,от огня – теплота.
Ипоиде Господь на небеса ко Отцу своему по душу Адама.
Сотонаже не ведая, что сотворити ему, истыка тело Адамово персты.
Иприиде Господь к своему созданию, к телу Адамову, и виде тело, истыкано все.
Ирече Господь:
— О, диаволе, како еси смел, над моим созданием тако сотворити?
Иотвеща диавол:
— Господи, аще тя кой человек чьгънет, что заболит, и тот да тебя помянет.
ИГосподь повороти Адама внутр ранами.
Иоттоле зачатся болезнь. Сотона сотворил, аще у кого заболит, и тот давоздохнет: «Ох, ох, Господи, помилуй».
ОжиГосподь Адама.
Идает ему область в раю, над всеми пътицами, и зверьми, и скоты».
[60][59].
Новая запись дуалистической легенды о сотворениичеловека
Вконце лета 2000 года в Западной Сибири мне довелось записать еще один текстлегенды о сотворении человека.
«Яслышал длинное предание о Боге и Черте. Расскажу содержание. Бог и чертпарились в бане (видимо, близкие они были друг другу). Черт выкинул мочалку(видимо, одной мылись) и создал из нее землю (мочалка упала в воду). Далее онипопеременно создают что-то. Потом черт плюнул, из его плевка появился человек.Снова они действуют попеременно: Бог создал закон, правила, а черт – карты,водку и прочее. Когда стали спорить, кому достанется человек, – тело осталосьчерту, а душа – Богу. Далее описывалась жизнь этого человека, закончившаяся вмонастыре»[61][60].
Ксожалению, мне не удалось сделать магнитофонную запись этого сообщения – вовремя беседы рассказчик попросил выключить диктофон. Данный текст приводится позаписи, занесенной в тетрадь через три часа после беседы. Впоследствии мы срассказчиком обсуждали эту легенду, но рассказчик не припомнил ничего нового.
Рассказчик– человек образованный, однако он подчеркнул, что данное предание знает не изкниг, а «от стариков».
Рассказчикнастаивал на русском происхождении легенды, обосновывая это тем, что в округеисконно живет только русское население.
Текстприводимой здесь легенды примечателен тем, что перекликается со знаменитымотрывком из «Повести временных лет», содержащим аналогичный мифологическийсюжет:
“Богмывся в мовнице и, вспотев, отреся ветхом, и сверже с небеси на землю; ираспреся сатана с Богом, кому в нем сотворить человека. И сотвори диаволчеловека, а Бог душу в он вложил; тем же аще умрет человек, в землю идет тело,а душа к Богу идет.” [62][61]
Особенностоит указать на наличие в тексте записанной нами легенды бани, в котороймоются два мифологических демиурга – Бог и Черт. Упоминания бани нет ни в одномдругом фольклорном тексте, излагающем данный сюжет – оно присутствует только вприведенном здесь тексте и в «Повести временных лет».
[63][1] Иванов В.В.Дуалистические мифы / Мифы народов мира. М., 1991. Т. 1. С. 408-409.
[64][2] Веселовский А.Н.Разыскания в области русского духовного стиха. Вып. 5. Гл. XI.
[65][3] Крон Ю. Дуалистическиеповерья о мироздании // Сб. ОРЯС. СПб., 1889. Т. 46. № 6. С. 4.
[66][4] Драгоманов М.Забележки върху славянските религиозно-етически легенди // Сборник за народниумотворения, наука и книжнина. София, 1892. Кн. 8. С. 276-281.
[67][5] Коробка Н. Образ птицы,творящей мир, в русской народной поэзии и письменности // Изв. ОРЯС. СПб.,1909. Т. 14. Кн. 4. (Далее – Коробка.) С. 191-192.
[68][6] Путилов Б.Н. Экскурсыв историю и теорию славянского эпоса. СПб., 1999. С. 107.
[69][7] Золотарев А.М.Родовой строй и первобытная мифология. М., 1964. С. 275.
[70][8] Здесь и далее всестатистические данные, касающиеся легенд о дуалистическом миротворении,приводятся по монографии В.С. Кузнецовой.
[71][9] Порода птиц,упоминаемых в легендах, в значительной степени зависит от того, какие птицыводятся в данной местности. См.: Беляев М.В. Происхождение народных легенд омиротворении // Изв. Азербайдж. университета. Серия общественных наук. 1925. Т.4/5. С. 69.
[72][10] Бурцев А.Е. Полноесобрание этнографических трудов. Т. 7. СПб., 1911. (Далее – Бурцев-2.) С. 134.
[73][11] Рассказчик пытаетсясовместить образ Титана с более архаичным образом орнитоморфного «Творца»(птицы-гоголя).
[74][12] О том свете и обэтом. Рассказы Саратовского Поволжья. Из записей крестьянина Гавр. Кирил.Заварицкого // Этнографическое обозрение. 1916. № 1-2. (Далее – Заварницкий.)С. 67.
[75][13] Ширский А.А. Излегенд Ветлужского края // Труды Костромского научного общества по изучениюместного края, вып. 29. (Третий этнографический сборник). Кострома, 1923. С. 6.
[76][14] Цит. по: ОнчуковН.Е. Неизданные сказки из собрания Н.Е. Ончукова. СПб., Алетейя. 1998.
[77][15] Афанасьев А.Н.Поэтические воззрения славян на природу. Т. 2. М., 1994. С. 458-462.
[78][16] Буслаев Ф.И. Русскиенародные песни, собранные П.И. Якушкиным. Предисловие // Тихонравов Н.С.Летописи русской литературы и древности, издаваемые Николаем Тихонравовым. Т.I. М., 1859. Отд. 2. С. 100.
[79][17] Легенди та перескази/ Упоряд. та прим. А.Л. Иоaнiдi. Киев, 1985. (Далее – Иоаниди.) C. 39.
[80][18] Иоаниди. С. 39.
[81][19] См.: Коробка. С.191-192.
[82][20] Видимо, опечатка.Надо читать «начали» — Д.У.
[83][21] Коробка. С. 106.
[84][22] Головацкий О.Я.Народные песни Галицкой и Угорской Руси. Ч. II. Обрядные песни: колядки,ладкания, крестины и щедровки // Чтения в Обществе истории и древностейроссийских при Московском Университете. 1864. Кн. 1. С. 5. (№ 7)
[85][23] Цит по: АфанасьевА.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1868. Т.2. С. 466.
[86][24] Рыбаков Б.А.Язычество Древней Руси. М., 1988. С. 590.
[87][25] Бурцев А.Е. Полноесобрание этнографических трудов. Т. 6. СПб., 1910. (Далее – Бурцев-1.) С. 121.
[88][26] Бурцев-2. С. 134.
[89][27] Бурцев-2. С. 35.
[90][28] Бурцев-2. С. 134.
[91][29] Фольклор Приангарья/ Пред. и публ. Запорожца В.В. // Живая старина. № 2. 2000. С. 48.
[92][30] Барсов Е.В. Народныепредания о миротворении // Чтения в имп. Обществе истории и древностейроссийских при Московском университете. М., 1886. Кн.4. Отд. 4. С. 1-2.
[93][31] Заварницкий. С.70-71.
[94][32] Даль В.И. Пословицырусского народа: в 2 т. М., 1985. Т. 2. С. 348.
[95][33] Добровольский В.Н.Смоленский этнографический сборник. Ч. 1. СПб., 1891. № 4. С. 227.
[96][34] Галицько-руськiнароднi легенди. Т. 1. Збiр. Володимир Гнатюк // Етнографiчний збiрник. Львiв,1902. Т. 12. (Далее – Гнатюк-1.) С. 5-8. № 2Б.
[97][35] Гнатюк-1. С. 220. №384.
[98][36] Бурцев-1. С. 121.
[99][37] Бурцев-2. С. 35-37.
[100][38] Бурцев-2. С. 119.
[101][39] Бурцев-2. С. 135.
[102][40] См.: Ис. 14:12-14,Откр. 12:7-9, Мф. 25:41, 2 Пет. 2:4, 1 Кор. 6:3, Иуд. 6.
[103][41] Фольклор Приангарья/ Пред. и публ. Запорожца В.В. // Живая старина. № 2. 2000. С. 48.
[104][42] Морозов И.А.,Толстой Н.И. Бить // Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-титомах / Под общей ред. Н.И. Толстого. Т. 1. М., 1995. С. 177-180.
[105][43] Кузнецова. С.87-88.
[106][44] Белова О.В. Великан/ Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти томах / Под общейред. Н.И. Толстого. Т. 1. М., 1995. С. 301-302.
[107][45] Шейн. С. 340-341.
[108][46] Повесть временныхлет. С. 318.
[109][47] Помимо приведенныхниже записей, см.: Труды этнографическо-статистической экспедиции вЗападно-русский край, снаряженной Русским географическим обществом.Юго-западный отдел. Материалы и исследования, собранные П.П. Чубинским. СПб.,1872. Т.1. С. 145. Радченко К.Ф. Этюды по богомильству. Народныекосмогонические легенды славян в их отношении к богомильству // Изв. ОРЯС(Отделение русского языка и словесности академии наук)), СПб., 1910. Т. 15, кн.4. С. 74-76. Галицько-руськi народнi легенди. Т. 2. Збiр. Володимир Гнатюк //Етнографiчний збiрник. Львiв, 1902. Т. 13. (Далее – Гнатюк-2.) С. 222. № 388
[110][48] Фольклор Приангарья/ Пред. и публ. Запорожца В.В. // Живая старина. № 2. 2000. С. 47-48.
[111][49] Воспр. по: ЗеленинД.К. Описание рукописей Ученого архива имп. Русского географического общества.Пг., 1914. Вып. 2. С. 675-676.
[112][50] Матерiяли догуцульської демонологiї. Записав у Зеленици Надвiрнякського повiта 1907-1908Антiн Онищук // Матерiяли до української етнольогiї. Львiв, 1909. Т. 11. Ч. 2.С. 66.
[113][51] Вольтер Э.,Вукичевич М.М. Сербская легенда о двух царствах – Божьем и Дьявола // ЖС. 1915.Вып. 1-2. С. 101-114. (перевод)
[52] Веселовский А.Н. Разысканияв области русского духовного стиха. Вып. 5. Гл. XI. Дуалистические поверия омироздании // Сб. ОРЯС. СПб., 1889. Т. 46. С. 10-11.
[114][53] Гнатюк-2. С. 222. №386.
[115][54] Традиционныйфольклор Новгородской области. Сказки. Легенды. Предания. Былички. Заговоры. Позаписям 1963-1999 г. СПб., 2001. (Серия «Памятники русского фольклора») С. 196.(№ 136)
[116][55] Шейн. С. 353-354.
[117][56] Ефименко П.С.Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии, собранныеП.С. Ефименком, д. чл. Императорского общества любителей естествознания,антропологии и этнографии, состоящего при Московском Университете. Т. 1. М.,1877. С. 186.
[118][57] Зеленин. Вып. 1. С.263.
[119][58] Барсов Е.В.Народные предания о миротворении // Чтения в имп. Обществе истории и древностейроссийских при Московском университете. М., 1886. Кн.4. Отд. 4. С. 1-2.
[120][59] Кузнецова В.С.Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорнойтрадиции. Новосибирск: Издательство СО РАН НИЦ ОИГГМ, 1998. С. 32-41.
[121][60] Информант – АрефьевСергей Игоревич. Рожд. 1964 г. Курганская обл., Белозерский р-н, д. Першино.Запись сделана 26.08.2001. Коренной житель.
[122][61] Повесть временныхлет. С. 318.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Получение хлора методом электролиза повареной соли
Реферат Понятие и виды ядов
Реферат Експертна оцінка доцільності і ефективності ручних внутріаткових втручань в родах і ранньому піс
Реферат Полимеризация капролактама 2
Реферат Повышение октанового числа. Риформинг
Реферат Русско-турецкая война 1787-1791 Переход России Правобережной Кубани
Реферат Поверхностно-активне вещества. Природные и синтетические. Их преимущества и недостатки
Реферат Подготовка воды для производственных процессов Изложение способов водоподготовки на предприятии
Реферат Получение медноаммиачного волокна целлюлозы химическим методом
Реферат Полимераналогичные превращения хитозана
Реферат Получение и свойства малахита
Реферат Экономическое моделирование
Реферат Подходы к оценке недвижимости
Реферат Понятие и этапы развития химии как науки
Реферат Проблема употребления алкоголя (влияние спирта на органы человека)