Эссена тему:
КакВы относитеськ утверждению:«Наука доказала, что Бога нет»
« Какученый, я смотрюна окружающийменя мир и вижуприродныемеханизмыпоразительнойсложности. Яприхожу к выводу, что во всемэтом порядкеи сложностивиден мудрыйзамысел »
(ЭНДРЮМАКИНТОШ, МАТЕМАТИК, УЭЛЬС, ВЕЛИКОБРИТАНИЯ,4, стр21)
« Сложноеустройствомира природыоднозначноуказывает наСоздателя.Каждая биологическаяи физическаясистема, есливникнуть в ееустройство, невероятносложна »
(ДЖОНКРАМЕР, БИОХИМИК, КАНАДА, 4, стр.21)
« Гармонияи порядок вмире живойприроды очевидны.Они созданывысшей Силой, которую я личноназываю Богом.Они показывают, как вера в Богасогласуетсяс научной истиной, ни в коем случаене противоречаей, а дополняяее и давая болеепростое объяснениесуществованиюнашей Вселенной »
(ЖАНДОРСТ, БИОЛОГ, ФРАНЦИЯ, 4, стр.21)
« Яне могу представитьсебе Вселеннуюи человеческуюжизнь без какого-тоосмысляющегоих начала, безисточникадуховной „теплоты“, лежащего внематерии и еезаконов »
(АНДРЕЙДМИТРИЕВИЧСАХАРОВ, ФИЗИК-ЯДЕРЩИК, РОССИЯ, 4, стр.21).
« Каждоеживотное внекоторомсмысле уникальнопо своей природеи совершеннымобразом вписываетсяв среду своегообитания. И яскорее готовобъяснить стользамысловатуюкартину мирамудростьюТворца, чемдействиемслучайныхэволюционныхсил »
(БОБХОСКЕН, БИОХИМИК, АВСТРАЛИЯ, 4стр.22).
Яполностьюсогласна свысказываниямиданных ученных.Наука отнюдьне доказывает, что Бога нет, а иногда наоборот, сталкиваясьсо сложнымивещами, не можетдать полногои удовлетворительногоответа на возникающиевопросы.
Иногдадаже читаянаучную литературу, можно встретитьвыражениярелигиозногохарактера.Например, иногдаученых называютжрецами науки, а их лаборатории— храмами науки.Такие выражения, конечно же, образные, однаковозникаетвопрос: на самомли деле наукуи религию разделяетнепреодолимаяпропасть? Наукапостояннооткрывает всеновые тайныВселенной ижизни, изобилующейна Земле. Темне менее, какученые, так ивсе остальныезадаются такимиглобальнымивопросами: какпоявиласьВселенная? Чтобыло до ее появления? Почему Вселеннаябудто специальносоздана дляподдержанияжизни? Как появиласьжизнь на Земле?
Кто-то, возможно, думает: чем дальшеразвиваетсянаука, тем меньшеученые верятв Бога. Действительно, среди них естьнемало тех, ктоотносится крелигии с насмешкой.Однако естьи те, кого поражаетудивительноеустройствомира природы.Некоторые жеиз ученых обращаютвнимание нетолько на мудрость, явленную вприроде,— онизадумываютсяо Том, кто всетак мудро устроил.
Втечение приблизительнополутора вековэволюционнаятеория ЧарльзаДарвина пользоваласьогромнойпопулярностью.Некоторыеобразованныелюди, вероятно, предполагали, что вера в Богав итоге станетуделом лишьневежественных, легковерныхи наивных людей.Однако ничегоподобного непроизошло.Многие ученыеоткрыто выражаютсвою веру вТворца. Хотя, возможно, онине считают Богаличностью ине доверяютБиблии, но все-такиони убежденыв том, что разумноеустройствомира говорито существованиимудрого Конструктора.
Можноли назвать этихлюдей наивными? Они достиглиученых степенейи занимаютразличныедолжности впрестижныхуниверситетах.Свои аргументыпротив дарвинизмаони основываютиногда дажене на Библии, а на научныхположениях.Они отрицаютвсем известнуютеорию Дарвина, как и любуюдругую теориюв областиестествознания, не признающуюучастие разума, а объясняющуювсе разнообразиемира живойприроды механическимипроцессамиразвития.Биологическаясреда, по ихмнению, изобилуетдоказательствамиее разумногоначала, почтиоднозначносвидетельствующегоо существованиимудрого Конструктора.
Дажев британскойгазете «Гардиан»отмечалось, что «в миренауки большеверующих средитех, кто занимаетсяестественныминауками, такими, как физика игеология, чемсреди тех, ктозанимаетсягуманитарныминауками, напримерантропологией».Там же отмечалось, что «в Великобританииесть такиеорганизации, как “Christians in Science” [„Христианев науке“]». Ктому же в томжурнале говорилось, что «церковьпосещают большестуденты, изучающиеточные науки, чем студентыгуманитарныхфакультетов».
Всевышесказанноепозволяет нампонять, чтонаука не доказала, что Бога нет.И вряд ли в ближайшембудущем этодокажет. Давайтеразберем почему? На какие глобальныевопросы наукадаже сегодняне может датьответа?
Одиниз главныхвопросов связанс действующимив космосе тонкимимеханизмами.Почему во Вселеннойдействуютнеизменныефизическиезаконы и наблюдаетсянепреложноепостоянство, абсолютнонеобходимыедля существованиянашей планетыи жизни на ней?
Ночто подразумеваетсяпод словами«тонкие механизмы»? Рассмотримдля примера, сколь тонкийрасчет наблюдаетсяв четырехфундаментальныхфизическихвзаимодействиях: гравитационном, электромагнитном, сильном и слабом.Эти взаимодействиявлияют на всетела во Вселенной.Они столь вывереныи сбалансированы, что малейшиеизменения вних превратилибы нашу Вселеннуюв безжизненнуюпустыню.
Многиемыслящие людисчитают, чтостоль строгуюупорядоченностьво Вселеннойнельзя объяснитьпростым совпадением.Джон Полкинхорн, физик, ранеесотрудникКембриджскогоуниверситета, сказал: «Кактолько понимаешь, насколько точновыверены законы, породившиевидимую частьВселенной, возникаетмысль: ее появлениене могло бытьслучайным —за этим стоялакакая-то цель»(3, стр.92). Австралийскийфизик Пол Дейвисделает подобноезамечание:«Многие ученыеявно… с насмешкойотносятся кидее существованияБога или дажек идее некойбезличнойсозидающейпервопричины».Он добавляет:«Лично я неразделяю такихвзглядов. [...] Яне могу поверитьв то, что нашепоявление воВселенной —всего лишьирония судьбы…случайныйэпизод в огромнойкосмическойдраме» (4, стр25)
Втораязагадка, надрешением которойсегодня бьютсяученые, связанас удивительносложным устройствомокружающегонас мира. Здравыйсмысл подсказывает: чем сложнееявление, темменее вероятното, что оно возниклослучайно. Например, для образованияДНК, основногоэлемента, изкоторого строитсявсе живое, необходимо, чтобы в точнойпоследовательностипроизошлонеисчислимоемножествохимическихреакций. Тридесятилетияназад ФрэнкСолсбери изУниверситеташтата Юта подсчиталвероятностьспонтанногообразованияосновной молекулыДНК, необходимойдля появленияжизни. Вычисленияпоказали: вероятностьэтого событиястоль мала, что, с точкизрения математики, его можно считатьнеосуществимым.
Осложностиустройстваокружающегонас мира свидетельствуетеще и то, чторазличные частиживых организмовочень сложныи были бы бесполезныбез другихсложных частейтех же организмов.Давайте рассмотримпример, связанныйс размножением.
Согласноэволюционнойтеории, живыеорганизмы, размножаясь, продолжалиусложняться.В какой-то момент, однако, у женскойпредставительницынекоторых видовстали образовыватьсяполовые клетки, которые моглиоплодотворятьсятолько лишьсоответствующимимужскими половымиклетками. Чтобыпередать необходимоечисло хромосомпотомству, вполовых клеткахкаждого изродителейпроисходитудивительныйпроцесс, называющийсямейозом, в результатекоторого вмужских и женскихклетках остаетсяполовина обычногонабора хромосом.Этот процесспредотвращаетпередачу потомствуизлишних хромосом.
Значит, такой же процесспроисходили у других видовживых организмов.Но каким образомтогда женскаяи мужская особимогли произвестипотомство, став«первой матерью»и «первым отцом»? Как же моглиполовые клеткии того и другоговнезапно обрестиспособностьделиться, уменьшаяв два раза наборимеющихся вних хромосом, чтобы произвестиздоровое потомствос признаками, свойственнымиматери илиотцу? И еслиэти свойстваполовых клетокразвивалисьпостепенно, каким образоммужские и женскиеособи каждоговида моглисохраниться, когда такиежизненно важныеих признакиеще не до концасформировались?
Дажеу единичныхособей вероятностьтого, что такаярепродуктивнаявзаимозависимостьпоявиласьслучайно, практическиравна нулю. Авероятностьтого, что этавзаимозависимостьстала появлятьсяу всех особейпо очереди, противоречитздравому смыслу.Может ли теорияэволюции объяснитьтакое сложноеустройствоживых организмов? Как могла чистаяслучайностьпривести кобразованиюсложнейшихвзаимозависимыхсистем? Всеживые существаобладаютмногочисленнымиособенностями, говорящимио предусмотрительностии определенномзамысле,— азначит, и о Том, кто мудропредусмотрелвсе это.
Кподобномувыводу приходятмногие ученые.Например, математикУильям Дембскийписал, что «разумныйзамысел, зримыйв мире природы…можно объяснитьлишь существованиемнекой разумнойПричины». МайклБихи, биохимик, говорит о том, к какому онприходит заключению:«Можно бытьревностнымкатоликом иверить в теориюДарвина. Однакос развитиембиохимии становитсячрезвычайнотрудно бытьмыслящим учеными верить вдарвинизм»(3, стр 13)
Третьязагадка, надрешением которойбьются ученые, связана спалеонтологическойлетописью. Еслиэволюция проходилав течение миллиардовлет, должноостаться множествосвидетельство промежуточныхзвеньях в цепиосновных живыхорганизмов.Однако бесчисленныенаходки современ Дарвинапорождают вэтом отношениилишь разочарование.Недостающихзвеньев всетак же недостает!
Поэтомуцелый ряд ученыхпришли к выводу, что доказательстватеории эволюциислишком слабыи противоречивы.Инженер в областиаэрокосмическойтехники ЛютерСадерленд писалв своей книге«Загадка Дарвина»:«Научныедоказательствасвидетельствуюто том, что, гдебы ни появилисьосновные формыжизни на Земле— от простейшейодноклеточнойамебы до человека,—каждый ихпредставительбыл законченныморганизмом, а его органыи организм вцелом былиполностьюсформированнымии жизнеспособными.Из этого следуетнеизбежныйвывод: некийразум существовалеще до того, как на Землепоявиласьжизнь» (5, стр.37).
Сдругой стороны, палеонтологическаялетопись вточностисоответствуетобщему порядкупоявления наЗемле основныхформ жизни, отраженномув библейскойкниге Бытие.Дональд Читтик, получившийв Орегонскомуниверситетедокторскуюстепень в областифизическойхимии, отмечает:«Пристальныйвзгляд напалеонтологическуюлетопись приводитнас к выводуо том, что животныеразмножались, как сказанов Библии, породу их. Ни одинвид не переходилв другой. Какв дни Дарвина, так и сейчасвсе свидетельствуетв пользу описанногов книге БытиеБожьего сотворениямира»(7, стр.48). Иживотные, ирастения, продолжаютразмножатьсяпо роду их. Посути, противоречиемежду палеонтологиейи дарвинизмомнастолько явно, что некоторыеученые начинаютпонимать, чтопромежуточныеформы никогдане будут найдены.Это лишь верхушкаайсберга оставшихсяоткрытымивопросов, надрешением которыхбьются те, ктоотвергает мысльо Творце. Некоторыеученые понимают, что отвергатьБога — значитидти по протореннойдорожке, основываясвои взглядыне на убедительныхдоводах и строгойлогике, а надомыслах ипредположениях.
АстрономАллан Сандаж, проведший засвою жизньнемало плодотворныхнаучных изысканий, сказал: «Я понял: мир гораздосложнее того, что можно объяснитьнаучно. Однаконавела меняна эту мысльименно наука.Понять тайнубытия я могутолько черезсверхъестественное».
Познакомившисьс фактами, свидетельствующимио разумномсотворениимира, многиемыслящие людипобужденывторить словампсалмопевца, который написал:«Как многочисленныдела Твои, Господи! Все соделалТы премудро; земля полнапроизведенийТвоих» (Псалом103:24). Апостол Павелпришел к подобномувыводу, сказав:«Ибо его [Бога]невидимыекачества: вечнаясила и божественнаясущность —ясно видны отсотворениямира, потомучто они распознаютсячерез то, чтосоздано» (Римлянам1:19, 20). Наука не всилах доказать, что Бога нет, и мы разобралилишь малуючасть всехвозникающихвопросов. Какмы видели, многиеизвестныеученные отдаютдань Творцу.А кто, если неученные являются«лицом» науки? В свою очередь, Библия даетнам ответы навсе вопросы, однако дляэтого необходимоверить ей, авера не требуетдоказательств.
Списокиспользованнойлитературы
Берн Э. Игры, в которые играют люди, люди, которые играют в игры. – М., 1994.
Вебер М. Избранные произведения. М., Прогресс. 1990.
Красников А.Н. Методология классического религиоведения. Благовещенск: Библиотека журнала «Религиоведение». 2004. — 148 с.
«Пробудитесь!» Watch Tower Bible and Tract Society of Pennsylvania. 22 июня 2004г. 32 с.
Сандерленд Лютер Д., Darwin ’s Enigma, Green Forest, AR Master Books, 4th ed. 1988, p. 89
Тиле К. «Основные принципы науки о религии». Перевод выполнен Е. В. Рязановой по изданию: Tiele С. Crundzuge der Religionswissenschaft. Tiibingen und Leipzig, 1904.
Фейерабенд П. Наука в свободном обществе. // Избранные труды по методологии науки. М., Прогресс, 1992.