Курсовая работа Тема: История возникновения и деятельность монашеских орденов
Римо-католической церкви
Выполнил: студент
Научный руководитель:
Оглавление
Введение
Актуальность темы исследования.
Со времен вселенских соборов уже появляются первые разногласия между епископами Рима и кафедрой Константинополя. Так на II вселенском соборе в Константинополе при участии 150 епископов под председательством Мелетия Антиохихийского и далее Григория Богослова, было издано Послание, третье правило которого гласит: «Константинопольский Епископ да имеет преимущество чести по Римском Епископе, потому что град оный есть новый Рим».
Признавая это событие, Римская церковь выстраивает свою позицию общения церквей на своей Апостольской преемственности от Первоверховного Апостола Петра, и в течение нескольких столетий упорно противится возвышению столичной кафедры Константинополя. Следствием этого противостояния является возникновение разногласий богословского, исторического, культурного содержания, что приводило к разрыву отношений, иногда длящихся десятилетиями, и к разделению церквей.
Степень научной разработанности проблемы.
Естественным образом вышеуказанные события, находят отражение во многих работах исследователей разных времен. Достаточно хорошо раскрываются причины разногласий двух церквей, в сборнике статей Протопресвитера Иоанна Мейендорфа, «Рим-Константинополь» посвященной историческим и богословским вопросам взаимоотношений между Восточной и Западной ветвями Христианства. В статьях обсуждаются важные аспекты расхождений, возникавших между двумя частями христианского мира. Очень интересны исследования другого автора — Новоселова М.А. «Догмат и Мистика», который, на почти психологическом уровне, характеризующем индивидуально-личностные отношения человека к Богу, находит причины возникших разногласий.
Среди наиболее объемных работ исторического исследования, можно выделить работу Карсавина Л.П., «Монашество в средние века», Каверина Н. «Тайное униатство», из работ узконаправленного исследования – «История Мальтийского ордена» Андреев А., «Жизнь святого Доминика» Лакордер А., «История ордена Тамплиеров» Мервиль М…
Достаточная разработаность темы не уменьшает интереса исследователей к ней и в наши дни. Существование неразрешенных вопросов догматического и богословского характера подкрепляет актуальность данной темы для исследователей современников.
Цель работы – показать на примере монашеских орденов прозелитическую деятельность Римо-католической церкви.
Объект исследования – деятельность монашеских орденов в Римо-католической церкви.
Предмет исследования – Римо-католическая церквь.
Методология исследования. При выполнении работы были использованы методы анализа и синтеза (сравнительно-исторический, конкретно-исторический), что позволило сформировать общее представление о монашеских орденах с момента их возникновения, и выявить их роль и место в конкретные исторические периоды.
Научная новизна исследования.
1. В работе анализируется влияние на Россию Римо-католической церкви через монашеские ордена.
2. Систематизированы примеры прозелитической деятельности Римо-католической церкви в период до нашего времени.
Практическая значимость исследования заключается в использовании данной работы при чтении курсов, Истории религии; Истории Западного христианства.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. История возникновения монашеских орденов,
особенности их развития и вероучения
Монашество зародилось на Востоке. Наряду с отдельной монашеской жизнью — анахоретством, там возникло и общежительство — киновия.
Западное монашество своим возникновением обязано монашеству Восточному. На Запад непосредственно приходят не только анахореты и аскеты Египта и Сирии, но и такие «пламенные защитники и проповедники пустынножительства, как Иероним, Руфим и позже Сульпиций Север». Афанасию Александрийскому Запад обязан знакомством с подвигами Василия Великого и уставом Пахомия Великого. Чуть позже сюда проникает устав Василия Великого, распространившийся, главным образом, в Южной Италии. Таким образом, в IV — VI вв. на Западе существовало множество монашеских уставов.
Первый шаг на пути создания единого устава на Западе был сделан святым Бенедиктом Нурсийским (VI в.), которого считают отцом Западного монашества. Он отводит в повседневной жизни монаха значительное место физическому труду и чтению Священного Писания. Постепенно бенедиктинские монастыри распространились в Италии, Испании, Германии и Англии.
В бенедиктинские монастыри поступают пожертвования, и со временем в руках монахов начинают сосредотачиваться огромные богатства. Жажда наживы приводит к вступлению в монастырские ряды людей с корыстными целями. На этом фоне рождаются реформы для исправления монашеской жизни. В VIII в. Бенедикт Аньянский осуществил намерение устроения более строгой жизни в монастыре в Аньяне. В XI в. с реформаторскими идеями выступило аббатство Клюни, отделившееся от бенедиктинцев и превратившееся в отдельный орден. Аналогичные движения наблюдаются в Лотарингии, Германии, Италии. В XI в. Ромульд основывает ряд монастырей в Средней Италии, с управлением в Камальдоли. К этому же течению примыкают в 1057 г. валломброзанцы, с XII в. картезианцы, распространившиеся в Германии, Франции и Италии, с 1174 г. граммотенцы и цистерцианцы.
В противоположность монастырям бенедиктинцев, жестко привязанным к местному политическому и социальному окружению, ордена представляли собой общеевропейские надгосударственные структуры, служившие более эффективной опорой папству. В этом отношении предшественником ордена можно считать уже клюнийское объединение. С возникновением цистерцианцев понятие монашеский орден стало включать в себя замкнутое и централизованное объединение монастырей во главе с общим контрольным органом, разъяснявшим монашеский устав. Все эти ордена отличались особенностями своих уставов и организацией управления. Некоторые ордена стали отдаваться исключительно молитве и обособляться от общества (созерцательные ордена), другие посвящали себя проповеди и делам милосердия, были ордена смешанного характера.
Цистерцианским орденом заканчивается первый период развития Западного монашества, по преимуществу бенедиктинский.
Следующим этапом в создании орденов стал период активного действия. Из-за организации крестовых походов, с целью защиты паломников и больных при христианских святынях в Палестине, создаются военно-монашеские или духовно-рыцарские ордена: 1) орден Госпитальеров святого Антония (основанный в 1095 г. в Дофине рыцарем Гастоном), посвящающий себя заботе о больных; 2) орден Иоаннитов; 3) орден французских храмовников или тамплиеров; 4) немецкий тевтонский орден; 5) испанские ордена Алькантара (основан в 1156г.), Калатрава (основан Санчо III Кастильским в 1158 г.), Сант-Яго (основан королем Леона Фердинантом II в 1179 г.); 6) португальский орден святого Бенетта (основан королем Альфонсом I в 1162 г.), учрежденный для борьбы с маврами; 7) орден Госпитальеров Святого Духа (основан в Монпелье). Эти ордена имели определенные практические цели, как-то: борьба с неверными, выкуп из плена, защита паломников, лечение больных. Позднее они сосредоточились на ведении «святой войны» за Гроб Господень и борьбе с «неверными» в Испании и Прибалтике. Кроме монашеских обетов безбрачия, бедности и послушания, члены духовно-рыцарских орденов давали обет с оружием в руках защищать христиан и христианскую веру. Крупнейшие духовно-рыцарские ордена иоаннитов и тамплиеров, возникнув в Святой Земле, распространились затем по всей Западной Европе. Обширные владения, призванные служить крестовым походам, стали источником их прибыльной коммерческой деятельности.
В этот период создаются монашеские ордена, посвятившие себя проповеди и молитве: 1) итальянский орден камальдулов; 2) орден Валламброза; 3) орден Граммон, основанный в 1074 г. Стефаном Тигерским около Лиможа; 4) орден гумилиатов; 5) орден Фонтевро, основанный около 1100 г. для каноников; 6) орден кармелитов; 7) орден траппистов; 8) орден гильбертинцев (основан в 1148 г. в Англии).
В 1215 г. папа Иннокентий III 13 каноном IV Латеранского собора запретил создание новых орденов, предписав новым брать уставы, ранее утвержденные Римским Престолом. Но этот запрет не повлиял на создание в XIII в. в Западной Европе новых форм монашеской жизни, так называемых нищенствующих орденов (лат. Mendicants, ордена полностью или частично отказывались от владения имуществом и получения постоянных доходов и жили милостыней) — францисканцев, доминиканцев, августинцев и кармелитов: 1) Францисканский орден — первый орден, не взявший на себя правил оседлости монахов (постоянного местопребывания) ради проповеднической деятельности. Братьям предписывалась постоянная проповедь словом и примером; 2) доминиканцы — ученый орден, созданный для борьбы с еретиками; 3) кармелиты — ранее созерцательный орден, но под влиянием двух первых орденов преобразовавшийся в нищенствующий; 4) августинский орден — образовался под давлением папской власти, из-за слияния небольших монашеских групп, объединенных уставом блаженного Августина. В обязанности нищенствующих орденов входили проповедь, исповедь, миссионерство и участие в инквизиции, что предполагало принятие всеми братьями священнического сана, а также создание орденской системы богословского и лингвистического образования. В отличие от прежнего монашества, нищенствующие ордена были сосредоточены исключительно в городах. Следование Христу понималось теперь как отказ от всякого имущества, и даже крыши над головой. В «апостольской жизни» члены нищенствующих орденов (мендиканты) видели не прообраз идеальной затворнической жизни, но пример активной деятельности в миру. Поэтому они именовали себя не «монахами» (отшельниками), но «братьями». Все эти ордена получили огромные папские привилегии и оказали огромное влияние (в XVI-XVII вв. в Западной Европе существовал 21 нищенствующий орден) на всю духовную жизнь Западной Европы вплоть до времен Реформации XVI в.
С течением времени в структурах нищенствующих орденов развивается отхождение от первоначальных правил, частично связанное с преумножением внешних материальных богатств. В среде орденов начинают происходить изменения, например, у францисканцев рождается разделение на обсервантов, минимов (1435 г.), капуцинов (1525 г.) и рекколектов (1532 г.). В это же время возникают новые ордена, которые также подверглись кризису.
В результате появления Реформации в ряде католических стран католицизм стал постепенно сдавать свои позиции. С целью противодействия протестантизму возникает орден иезуитов — «Общество Иисуса», выпустившее за годы своей деятельности обширное число миссионеров, ученых, воспитателей, духовников, подчинившее себе некоторые конгрегации.
Начиная с XVI в. появляются, так называемые, монашеские конгрегации (лат. congregatio — собрание, союз, братство), отличавшиеся от орденов менее организованной структурой управления и меньшими объемами деятельности. Начало создания конгрегаций в Римо-католической церкви относится ко времени появления протестантизма, когда из-за упадка орденов папство было вынуждено создать свободную армию для предотвращения опасности массового отпадения людей от церкви.
Первоначальной целью этой армии было сопротивление протестантизму. Впоследствии конгрегации начали посвящать себя преимущественно воспитанию молодого поколения и уходу за неимущими членами общества.
В XX в. в связи с войнами, многие ордена и конгрегации расформировываются, но восстанавливаются уже более активные полумонашеские конгрегации и приспособленные монашеские ордена, выполняющие различные виды деятельности. Также создаются совершенно новые конгрегации, такие, как, например, миссионерки Божественной Любви Терезы Калькутской, миссионерки Христа и другие.
Глава
2. Особенности развития и вероучения монашеских орденов.
В данной работе нет возможности рассмотреть все ордена и конгрегации Римо-католической церкви так как объем работы будет велик, что не соответствует стандартам курсовой работы, поэтому рассмотрим некоторые из них.
Бенедиктинский орден — первый орден Римо-католической церкви — был основан «отцом западного монашества» преподобным Бенедиктом Нурсийским.
Основатель ордена родился около 480 — 490 г. в Нурсийской провинции. Родители его были христианами и происходили из аристократического рода. Они дали сыну начальное светское образование, а после отправили учиться в Рим. Там, видя всю суетливость светской жизни и «желая быть угодным одному Богу, он решил все бросить и сделаться монахом». Три года он вел отшельническую жизнь в окрестностях Субиако, затем присоединяется к небольшой общине монахов и по их просьбе в 510 г. становится настоятелем. Но Бенедикт выдвигает слишком суровые условия для жизни в общине, монахи восстают против него и ему приходиться их покинуть. Он селится в уединенном месте, где продолжает вести свои подвиги. Вскоре слава о святом становится известной, и к нему начинают стекаться многочисленные последователи. За короткое время вокруг Субиако вырастают двенадцать монастырей, подчиненных Бенедикту. В 528 г. он переселяется в Монте-Кассино, где основывает знаменитый монастырь, ставший впоследствии колыбелью Западного монашества.
В 530 г. Бенедикт дает устав монте-кассинским монахам. Наряду с монашескими обетами целомудрия и отречения от собственности, Бенедикт вводит строгую дисциплину. Он требует от своих учеников соблюдения постоянства пребывания в монастыре и сильнее подчеркивает принцип послушания настоятелю.
Преставился святой Бенедикт около 560-570 г. В православных святцах Бенедикт представлен как святой Венедикт Нурсийский и почитается как в католической, так и в православной церкви.
После себя он оставил одно творение «Устав для монахов», который в IX в. был принят всей совокупностью западных монастырей. Устав делился на 73 главы: девять глав о монашеских обязанностях; двенадцать — о богослужении; двадцать девять — о дисциплинарных мерах; десять — об административных принципах; двенадцать — о частных проблемах.
Святой предлагает два основных правила: молись и работай, необходимо молиться, чтобы научить любить Бога и людей. Необходимо работать, чтобы любовь воплотилась в жизнь. Особое значение имела «лестница смирения», состоявшая из двенадцати ступеней, на вершине которой монах достигает совершенную любовь, которая изгоняет страх. Тогда монах выполняет все из любви к Богу, а не с «ужасом» из чувств долга.
Бенедикт перечисляет четыре типа монахов: киновиты, живущие общиной, под руководством аббата; эремиты или анахореты, прожившие долгое время в монастыре и укрепившееся для духовной жизни в пустыне; сарабаиты, своевольные монахи, потворствующие своим наклонностям, вместо соблюдения монашеского устава; гироваги, постоянно странствующие, переходящие из одного монастыря в другой. Сам он отдает предпочтение киновитскому монашеству. Он детально регламентирует монашескую жизнь с принятием во внимание личных сил каждого. От монахов, помимо молитвы, требуется обязательный физический труд.
В 580 г. Монте-Кассинский монастырь был разрушен лангобардами, и монахи были вынуждены искать спасения в Риме. Папа Григорий Великий ввел бенедиктинский устав в основанном им монастыре Святого Андрея, а после устав преподобного был утвержден во всех Римских монастырях. Из Рима были отправлены миссионеры в Англию и Францию. В 597 г. вАнглии бенедиктинцы основали первый монастырь в Кентербери. Из Англии вышли миссионеры в Германию (Виллиброрд и Бонифаций), а из Германии бенедиктинская монашеская дисциплина распространились в Данию, Скандинавию и Исландию.
С VI-IX вв. бенедиктинцы распространились по всей Европе. Устав ордена утверждается в Италии, Франции, Германии, за исключением Шотландии и Ирландии, где держались еще кельтские уставы святого Колумбана.
На конец VIII в. относится восстановление многих итальянских монастырей, разрушенных лангобардами. Для восстановления требовались немалые средства, поэтому орден стал заниматься торговой деятельностью: строить корабли и перевозить различные товары в Восточные страны. От государственных торговых пошлин орден был освобожден, и весь доход шел на строительство монастырей.
К IX в. относится процветание знаменитых бенедиктинских школ — в Корвейском и Новокорвейском монастырях, в Фульде, Рейхенау, Санкт-Галлене. Многие монастыри занимались ученой деятельностью, необходимой для миссионерской проповеди. Одним из основоположников ученой деятельности был известный античный философ — Кассиодор, который, приняв христианство, облекся в монашескую рясу и поступил в один из бенедиктинских монастырей. Поскольку он был человеком ученым, он и в монастыре продолжал заниматься изучением различных наук и собиранием древних рукописей.
Бенедиктинцы пользовались особым вниманием и расположением Карла Великого, который из их среды часто выбирал себе сотрудников. Монастырям покровительствовали не только папы, но и светские правители: герцоги и короли, дарившие им земли и денежные субсидии, что способствовало еще большему их укреплению.
Но уже к началу IX в., под влиянием растущего богатства монастырей и вследствие злоупотреблений светской власти, которая создавала аббатства и отдавала их в ленное пользование простым мирянам, начинают обнаруживаются первые следы духовного разложения в жизни монахов, все, что потребовало в определенной степени реформировать структуры управления ордена.
В начале IX в. после смерти императора Карла Великого его преемником становиться Людовик Набожный, который еще во время своего правления в Аквитании завязал дружбу с аббатом Бенедиктом Анианским (деятельным реформатором, почитателем бенедиктинского правила) и взял его к себе в качестве духовного советника. В 812 г. они собрали собор аббатов в Э-ла-Шаппель, где приняли законодательство о принятии Устава святого Бенедикта всеми монастырями.
В 909 г. из-за упадка монашеской дисциплины, Аквитанским герцогом Гильомом был основан Клюнийский монастырь, строго направленный на соблюдение первоначального устава Бенедикта Нурсийского, дополненного Бенедиктом Анианским. Гильом дает монастырю полную независимость от светской власти, а папа — от власти епархиальной. Один из аббатов монастыря — Одилон, управлявший аббатством пятьдесят лет (999-1049 гг.), положил начало Клюнийскому ордену, объединив под своим руководством более 200 бенедиктинских монастырей; а последующий аббат Гуто ввел правило, чтобы настоятели всех подчиненных монастырей давали свои обеты в Клюни и проводили здесь первые три года монашеской жизни. Так создалась клюнийская конгрегация с элементами небольшой орденской централизации, неизвестной до этого времени.
Образ жизни монахов заключался в исполнении обета послушания своему аббату, благонравия, изучения Священного Писания, переписывания книг, постоянной молитвы и дел милосердия.
Наибольшего расцвета клюнийцы достигли в XII в., когда они распространились буквально по всей Европе и насчитывали до 314 монастырей. С XIII в. Клюни постепенно утрачивает свое влияние, и продолжает существовать как незначительная монашеская организация до своего расформирования в 1970 г.
Начиная с X в. из среды бенедиктинского ордена выделяется орден камальдулов, орден цистерцианцев и орден картезианцев.
Орден камальдулов основан отшельником Ромуальдом (950 — 1027 гг.) около 1012 г. в селении Камальдоли близ города Ареццо в Италии. Ромуальд был аббатом дворянского происхождения. Используя бенедиктинский устав, он ужесточил предписания умерщвления плоти, требовал строгого затворничества, ограничив недельный рацион двухразовым вкушением хлеба, воды и овощей и обязательным трехдневным недельным постом. Монахи могли встречаться друг с другом только за богослужением и трапезой.
В 1072 г. орден получил утверждение от римского престола. В XV — XVI вв. некоторые общины отделились от камальдулов и образовали отдельные конгрегации. Наибольший расцвет ордена пришелся на XVII — XVIII вв., когда камальдулы получили особенное распространение во Франции, Австрии и Польше, и орден насчитывал пять конгрегаций.
Цистерцианский орден (бернардийцы) основан Робертом Молезмским в 1098 г. в болотистом местечке Сито (лат. сistercium, откуда название ордена).
При третьем аббате — Стефане Гардинге — в Сито поступил Бернард Клеворский (1091-1153 г.), который в 1115 г. возглавил монастырь и дал предписания собственного устава (около 1155 г. папа назначил его для проповеди на Русь, но он отказался). В отличие от просто монашества, которое еще в уставе Бенедикта Нурсийского именовалось «воинством Христовым» и сражалось со злом мечом духовным, члены ордена к последнему присоединили и меч материальный.
Кроме монашеских обетов безбрачия, бедности и послушания, они давали обет с оружием в руках защищать христиан и христианскую веру. Орден участвовал в Крестовых походах и активно боролся с ересями.
К середине XII в. богатый, влиятельный и многочисленный орден становится культурным форпостом средневековой Европы. В XIV в. цистерцианский орден приходит в упадок.
В настоящее время насчитывается около трех тысяч цистерцианцев, которые носят белое облачение и занимаются ручным трудом. Существует женская цистерцианская ветвь.
Из цистерцианского ордена 1636 г. под воздействием Рансе — аббата монастыря Ла Траппе во Франции — выделяются трапписты. Бутелье де Рансе ввел суровый аскетизм: 11 часов в сутки — молитва, остальное время — полевые работы и сохранение молчания. В XX в. трапписты оформились как самостоятельный орден.
Картезианцы (картузианцы) — монашеский орден, первый монастырь которого, был основан в 1084 г. в горной долине Ла-Шатрез (лат. сartusia), близ Гренобля. Основатель ордена — священник Бруно из Кельна. Официальное утверждение орден получил в 1176 г. В 1234 г. возникло женское отделение ордена.
Орден был крупнейшим феодалом средневековья. Один из источников дохода — производство ликера «Шатрез» (монах Дом Периньон разработал процесс смешивания разных сортов винограда с сохранением при брожении углекислого газа в самой жидкости, а не на ее поверхности). В эпоху расцвета — XIV в. орден охватывал 168 мужских и 12 женских монастырей.
В 1781 г. отделения ордена в Германии были упразднены. Во время Французской революции орден потерял большую часть монастырей во Франции. В настоящее время сохранились общины ордена в Италии, Испании и Франции.
Орден августинцев (оrdo fratrum eremitarum S. Augustini) получил название от своего устава, ложно приписываемого блаженному Августину. Устав требовал от членов монашеского общежития и полного отказа от собственности.
Святой Августин — величайший философ и отец западного богословия, жил с 354 по 430 г. Ему приписывают авторство трех отдельных трактатов о монашеской жизни: «Obiurgatio», «Praesertum», «Ordo monastery».
В соответствии с западными представлениями блаженный Августин придавал огромное значение общежительному монашеству. Жизнь в общине, по воззрениям блаженного Августина, должна проводиться в молитве, молчании, смирении, послушании и бедности.
Из сочинений блаженного Августина и частью из других сочинений, приписываемых ему, создались три устава, известных под его именем. Впоследствии, эти уставы послужили основой почти всех нищенствующих орденов. Наибольшее значение имел так называемый третий устав. В 1216 г. его воспринял Доминик Гусман и многие общины итальянских еремитов, возникшие в XII — XIII вв. (важнейшие — вильгельмиты, бониты, бриктины, тосканские еремиты). Влияние этого устава на монашество было особенно значительным во Франции, Италии и Испании.
Из Августинцев наиболее известны уставные (или черные по цвету одеяния) каноники. В 1120 г. Норберт основал орден белых каноников или премонстрантов. С XI в. одно из ответвлений августинцев было преобразовано в конгрегацию уставных Латеранских каноников. В 1256 г. появилась еще одна монашеская конгрегация, получившая название отшельников святого Августина.
В период с 1287 по 1580 гг. на орденских капитулах были выработаны определенные правила. Во главе ордена должен стоять избираемый общим собором на шесть лет генерал (с 1865 г. — на 12 лет). Ему подчинялись четыре избираемых тем же капитулом ассистента и генеральный секретарь. Провинции подчинялись провинциалу с четырьмя дефиниторами и одним или несколькими визитаторами. Во главе каждого монастыря стоял приор (настоятель). Члены ордена разделялись на священников, светских братьев и облатов.
С XIV в. начинается внутреннее падение ордена, вызванное отступлением его от первоначальных идеалов и отчасти схизмою на Западе. Это привело сначала к возникновению внутри ордена множества отдельных конгрегаций, а затем, в 1620 г., к образованию особой конгрегации «босых августинцев» (босоногие братья отшельники).
В XVI в. в Испании возникла конгрегация братьев августинцев-созерцателей, после они перешли в Италию и Францию (Augustins deschausses илиPetits Peres). В эпоху Реформации в этой конгрегации достигло большого развития отделение «улучшенных августинок» и терциариев Августина в Испании. С 1912 г. эта конгрегация принимает название «реколлектов». С 1845 г. известна конгрегация Вознесения, так же вышедшая из августинского ордена. «В Германии с XV в. в связи с обмирщением монастырей усилилось стремление к охране устава, что привело к образованию конгрегацией обсервантов (основатели: Андреас Пролес, И. Штаупиц)».
Выход из ордена августинцев Мартина Лютера, который вначале пытался реформировать этот орден, и Реформация с последовавшей за ней секуляризацией церковной собственности, продолжавшейся вплоть до XIX в. в различных Европейских странах, подорвали значение ордена.
--PAGE_BREAK--
Орден тамплиеров или «Бедное рыцарство Христово и Храма Соломонова» является первым военно-монашеским орденом. Орден был создан в 1118-1119 гг. группой французских рыцарей во главе с Хуго де Пэйнсом (Гуго Пайенским). Свое название тамплиеры или храмовники (рыцари Храма) получили потому, что их главным местом пребывания поначалу служило помещение, находившееся с южной стороны дворца иерусалимского короля Балдуина I и примыкавшее к церкви гроба Господня. В свое время здесь была мечеть аль-Акса, на этом же месте, по преданию, находился храм Соломона. По-французски храм — «тампль» (temple), от лат. Templum, откуда и название ордена.
Первоначальной задачей ордена была охрана паломников, хлынувших в Палестину после победы крестоносцев. Вначале этой задачей занимались всего девять рыцарей, после к ним примкнуло множество рыцарей со всей Европы.
Члены ордена тамплиеров приносили четыре обета: бедности, целомудрия, послушания и защиты паломников. «Тамплиеры обязаны были соблюдать пост и воздержание, одежда должна была отличаться простотой, отвечая военному образу жизни».
В 1127 г. все они возвратились в Европу, где были встречены с триумфом. В январе следующего года в Труа, владении графа Шампанского, был созван собор, который по представлению Бернарда Клеворского официально утвердил орден тамплиеров, признав его цели военно-религиозными. Хуго де Пэйнс получил титул Великого Магистра. Членам ордена были запрещены светские развлечения — посещения зрелищ, игра в кости, соколиная охота, возбранялись смех, пение и суесловие.
В течение XII-XIII вв. устав ордена дополнялся и расширялся, но о нем знали только высшие руководители. В 1139 г. папа Иннокентий II предписал ордену основной принцип внутренней организации, т. е. поделил членов ордена на знатных рыцарей, капелланов и служащих братьев.
Служащие братья в свою очередь, делились на оруженосцев и ремесленников, они могли быть женатыми и, в отличие от рыцарей, носили коричневую или черную одежду. Орден имел и светских членов (терциариев), которые добровольно исполняли только часть предписаний орденского устава.
Во главе ордена стоял Великий Магистр. Подчинялся он только папе и Генеральному Капитулу, состоявшему из членов конвента (законодательного совета). Конвент состоял из начальников орденских провинций и наиболее влиятельных братьев. Генеральный Капитул собирался исключительно по желанию Магистра. Заместителем Великого Магистра являлся Сенешаль, который ведал снабжением и бытом. За военные дела и дисциплину в монастыре отвечал Маршал. Смотритель одежд отвечал за экипировку братьев.
Предписания по сохранению орденской тайны и процедуры приема в тамплиеры призваны были, по замыслу руководства ордена, поддерживать строжайшую дисциплину и формировать элитарное самосознание. Рыцари должны были происходить из рыцарского рода, быть безбрачными, они давали обет целомудрия, бедности и послушания. В свободное от воинских дел время рыцари предавались молитве в своих уединенных кельях. Братьям монастыря было запрещено выходить в город или селение. Рыцари носили белые льняные плащи с восьмиконечными крестами — символом сердечной чистоты и мученичества.
Наряду с главным Храмом в Иерусалиме начали возникать многочисленные отделения тамплиеров, рассеянные практически по всей Европе. Многие молодые аристократы из западноевропейских стран вступали в орден, со всех концов христианского мира в казну тамплиеров шли щедрые пожертвования, дарились земельные угодья, замки и поместья. Те, кто надевал на себя белый плащ, должны были отдать свое состояние в пользу ордена. Папы дозволили храмовникам открывать собственные капеллы, кладбища и даже выбирать из своей среды священников для отправления службы. В 1162 г. папа разрешил лицам, находящихся на орденской службе, выйти из-под юрисдикции местных епископов. Епископам было запрещено отлучать их от церкви. Они были широко награждены привилегиями: их избавляли от пошлин на съестные припасы, от десятины и от всяких налогов; их церквам и домам было предоставлено право убежища, сами они пользовались неприкосновенностью личности наравне с лицами духовного звания и были подсудны одному только папе.
В XII в. тамплиеры имели в своем распоряжении многочисленные замки и крепости, а также большие земельные участки и угодья. «К 1130 г. орден располагал обширными владениями во Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании и Португалии. А через 10 лет он стал крупным землевладельцем и в Италии, Австрии, Германии, Венгрии».
Сосредоточив в своих руках колоссальные богатства, тамплиеры занялись банковскими делами. Вначале эта функция должна была обеспечить поддержку паломников в Святой Земле, а после переросла в чисто мирскую цель накопления капитала. «Филиалы ордена по всей Европе и на Ближнем Востоке осуществляли выдачу денег в кредит купцам, которые постепенно попадали в зависимость к храмовникам». Таким образом, «бедные рыцари Христовы» стали крупнейшими ростовщиками своей эпохи, а парижский орденский дом превратился в центр европейских финансов. Храмовники ввели в обращение банковские чеки, какими до сих пор пользуются во всем мире. Прибыльная торговля, оживленное банкирское и вексельное дело беспрерывно увеличивали огромные наличные средства ордена, которые хранились в его главном банке — парижском Темпле.
«Располагая огромными по тем временам финансовыми средствами, орден превратился во влиятельную силу международного значения. В Европе, Палестине и Сирии тамплиеры действовали подчас как посредники между князьями и монархами». Например, в Англии великих магистров регулярно приглашали на заседания парламента.
Политическая деятельность рыцарей не ограничивалась только Западом — и с исламским миром орден установил тесные деловые отношения. Даже сарацины, против которых боролись крестоносцы, оказывали тамплиерам гораздо больше уважения, чем другим европейцам. Рыцари-храмовники, как стало известно из документов, имели сношения с ассасинами, исламским террористическим религиозно-политическим орденом. Почти на всех политических уровнях храмовники выступали как официальные третейские судьи.
Орден располагал своими портами, а также собственным флотом. Имея несколько десятков грузовых кораблей и судов для транспортировки людей, храмовники перевозили паломников из Европы в Святую Землю и в обратном направлении, получая за это приличную плату. Рыцари ордена обладали соответствующими знаниями в области медицины, мастерски изготовляли лекарства, поскольку уход за больными и ранеными составлял один из компонентов храмовнической деятельности.
В 1163 г. папа Александр III в своей булле дал право тамплиерам быть независимыми от церковных властей.
По мере того, как росло внешнее могущество ордена, менялось и его внутреннее содержание. Надменность и далеко не монашеский образ жизни рыцарей ордена Храма стали известны очень многим. Прежняя беспредельная преданность ордена церкви сменилась религиозным безразличием. Изменился и первоначальный устав ордена, составленный Бернардом. Так послушничество, бывшее прежде обязательным для поступления в орден, было отменено. Параграф 54-ый устава, запрещавший принимать в число тамплиеров рыцарей, отлученных от церкви, был изменен в обратном смысле: признано было желательным вербовать новых членов именно среди этих отверженных церковью, даже с преступниками, «дабы содействовать спасению их душ». Эти изменения в уставе привлекли в орден массу недостойных членов.
В альбигойских войнах тамплиеры были, по крайней мере, внешне, нейтральными. Однако Великие Магистры ордена даже в обращениях к папе подчеркивали, что настоящие крестовые войны следует вести лишь против сарацинов. Сохранились источники, где указано, что рыцари Храма предоставляли убежище многим катарским беженцам, нередко защищая их.
Богатства и рвение крестоносцев не спасли их государства в Святой земле от краха. В июле 1187 г. крестоносцы потерпели катастрофическое поражение в битве при Хаттине. Войска были наголову разбиты Салах ад-Дином, и через два месяца завоеванный за сто лет до этого Иерусалим вновь попал к сарацинам. В1191 г. египетский султан захватил последний «вольный» город Палестины — Акру. После падения этого города тамплиеры перенесли резиденцию на Кипр, а затем окончательно перебрались в Париж.
В начале XIV в. участились попытки нападок французского короля Филиппа IV на тамплиеров, которые и по отношению к монарху, на чьей земле они расселились, вели себя независимо и высокомерно. Кроме этого Филиппа толкали на этот шаг финансовые затруднения. Филипп был прекрасно осведомлен, насколько богаты храмовники. В марте 1306 г. во время бунта в Париже Филипп укрылся в резиденции храмовников, «тогда он своими глазами увидел роскошное убранство их помещений».
В 1307 г. Филипп написал прошение Великому Магистру Жаку де Моле, где просил оказать ему честь и сделать его, короля Франции, почетным рыцарем ордена тамплиеров, но Великий Магистр отверг прошение. Тогда король через своего ставленника — нового папу Климента V — попытался подойти к тамплиерам с другого конца: курия высказала целесообразность слияния Тамплиеров с орденом Иоаннитов. Великий Магистр Де Моле ответил решительным отказом, так как понимал, что для тамплиеров такой альянс под эгидой папы и Филиппа IV будет означать конец независимости.
Тогда Филипп IV приказал арестовать всех французских тамплиеров, их обвинили в безбожии, поругании христианских святынь, содомском грехе и всяких непередаваемых гнусностях. Сфабрикованным обвинениям французских юристов особенно способствовали закрытость ордена и обычай хранить в строжайшей тайне его внутреннее устройство, поэтому обвинять их можно было в чем угодно. В 1310 г. на поле возле монастыря святого Антония под Парижем на медленном огне были сожжены 54 рыцаря ордена.
Двадцать второго марта 1312 г. папа Климент V упразднил орден без его предварительного осуждения. Все владения ордена Храма папа целиком передал ордену Госпитальеров. Последний Великий Магистр был сожжен на костре.
Но орден на этом не прекратил своего существования. В странах, не затронутых кровавой облавой, тамплиеры продолжали существовать. Тамплиеры Арагона и Каталонии были признаны невиновными Собором, который состоялся в Таррагоне, а тамплиеры Кастилии — Собором в Саламанке. В 1319 г. в Португалии храмовники были оправданы судом и объединились в орден Бедных Рыцарей, видоизменив устав под кармелитскую практику. Орден Бедных Рыцарей основал свою мореходную школу и способствовал развитию кораблестроения в Португалии. По его инициативе были снаряжены океанские экспедиции, открывшие острова Азорские, Зеленого мыса, Бижагош, обследовавшие реки Сенегал и Гамбия. Корабли ордена плавали под флагами с восьмиконечными тамплиерскими крестами. Под этими же флагами, каравеллы Христофора Колумба пересекли Атлантический океан и достигли острова Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге. На землях Сицилии, Корсики, Валенсии, Арагона уцелевшие рыцари основали орден Святой Марии Монтесской. Многие германские рыцари Храма влились в состав Тевтонского ордена или перешли к иоаннитам, то же сделали и испанские тамплиеры.
Уже во времена своего деятельного существования орден в глазах современников виделся как некий мистический институт. Считалось, что тамплиеры связаны с темными силами.
В XVIII в. различные тайные ордена и организации ссылались на тамплиеров как на своих предшественников. Тамплиерам навесили ярлык оккультистов, алхимиков, магов и мудрецов, обладавших эзотерическими знаниями и тайной силой. Значительным провозглашалось воздействие тамплиерства на развитие сатанистских культов, на культ Люцифера, ангела тьмы, гордого мятежника, бросившего дерзновенный вызов Богу.
Больше всего уважали тамплиеров масоны. Такое отношение масонов к ордену объясняется тем, что они считают себя прямыми наследниками тамплиеров, утверждая, что орден Рыцарей Храма никогда не переставал существовать, и что после разгрома ордена, многие тамплиеры укрылись в Шотландии и вступили в союзы каменщиков, из которых впоследствии возникло тайное общество франкмасонов. Так, например, в конце XIX в. в Германии и Австрии был основан «орден новых тамплиеров», которые в качестве эмблемы ордена избрали знак — свастику. Рыцари-храмовники в своем новом обличии получили огромное распространение и весьма популярны в нынешнее время, но не следует забывать, что к первоначальному военно-монашескому ордену тамплиеров они не имеют никакого отношения, т. к. орден тамплиеров был распущен папскими предписаниями и после этого не воссоздавался.
Тевтонский (национальный) орден Неофициальные названия — «Немецкий орден», «Прусский орден» или «орден Крестоносцев» (лат. оrdo domus Sanctae Mariae Teutonicorum, нем. Deutscher оrden).
В 1190 г. (при осаде Акры во время третьего крестового похода) купцы из Любека на базе госпиталя «Дома св. Марии» для германских крестоносцев основали братство, которое в 1198 г. было преобразовано в духовно-рыцарский орден. Полное название — орден дома св. Марии в Иерусалиме.
Главной задачей ордена должна была стать борьба с язычеством и распространение христианства. Первым магистром стал Генрих Вальпот.
В 1198 г. сын Фридриха Барбороссы придал ордену военный характер, взяв за образец устав ордена тамплиеров. В этом же году папа Иннокентий III утвердил устав нового ордена. В 1221 году папа Гонорий III распространил на тевтонцев все привилегии, которыми пользовались иоанниты и тамплиеры.
Орден состоял из полноправных братьев-рыцарей, приносивших три монашеских обета: целомудрия, бедности и послушания; братьев-священников и полубратьев (первоначально только немец — член старого дворянского рода — имел право вступить в орден с дальнейшим посвящением в рыцари). Во главе ордена стоял пожизненно избираемый великий магистр, обладавший правами имперского князя. При нем существовал совет из пяти высших сановников. Генеральный капитул собирался нерегулярно и играл лишь подчиненную роль.
Члены ордена жили в замках, выстроенных в мрачном стиле, в которых грандиозные залы соседствовали с холодными спальнями. Большое место отводилось физической подготовке.
Орден располагал обширными владениями на территории Германии, во главе его территориальных отделений стояли ландмейстеры (ливонский, германский). Обширные владения и многочисленные привилегии позволили тевтонам создать собственное орденское государство. Отличительным знаком рыцарей тевтонского ордена стал черный крест на белом плаще.
В XIII в. орден воевал с мусульманами в Палестине, где прославился жестокостью и беспощадностью. При поддержке папы орден приобрел ряд земель в Малой Азии, Южной Европе и особенно в Германии. Владения ордена были объединены в провинции и округа. На захваченных орденом территориях проводилось насильственное окатоличивание населения.
В 1211г. орден был приглашен в Венгрию с целью защиты Трансильвании от половцев, однако в 1224 — 1225 гг. из-за стремления создать свое отдельное государство на территории Венгрии, орден был выгнан венгерским королем Эндре II.
В Крестовом походе на пруссов, длившемся полстолетия (1231-1274 г.), удалось покорить их и обратить их в христианство. За это император Фридрих II Гогенштауфен разрешил полностью отдать Пруссию тевтонцам. С этого времени возникает Прусское государство ордена.
Чтобы удержать свое господство над Прибалтикой, они продолжали беспощадно истреблять всех, кто пытался оказать им хоть малейшее сопротивление.
С четвертого десятилетия XIII в. орден был главным организатором и исполнителем Крестовых походов, объявленных папой.
В 1237 г. к Тевтонскому ордену присоединились остатки ордена меченосцев, реорганизованные в Ливонский орден, потерпевшие незадолго до этого поражение.
Тевтонцы пытались утвердить латинство и на территории Руси. Вступив в союз со шведским феодалами, тевтонцы стали угрожать Пскову и Новгороду. Псковичи в 1227 г. были вынуждены заключить мирный договор с Ливонским орденом. Но тевтонцы не остановились т.к. папский посол Вильгельм Моденский спешно сколачивает союз с целью захвата пути по Неве. По условиям договора — две трети отвоеванных земель должны были отойти к шведскому королю, одна треть — тевтонцам, а десятина с населения — католической церкви.
В июле 1240 г. шведское войско подошло к невским берегам, но потерпело поражение от новгородского князя Александра Ярославича. Однако на этом нападки не закончились — немцы снова пошли на Русь. Князь Александр Невский вновь собирает ополчения и весной 1242 г. разбивает врага на Чудском озере.
С 1283 г. под предлогом распространения христианства орден стал нападать на Литву и Польшу. Он стремился захватить Жемайтию и земли у Немана, чтобы соединить Пруссию и Ливонию. В 1308 — 1309 гг. было захвачено Восточное Поморье с Данцигом, в 1329 — Добжинские земли, в 1332 — Куявия. В 1346 г. орден приобрел у Дании Северную Эстонию.
Четырнадцатый век был временем наибольшего процветания ордена. Изменилось и внутреннее устройство ордена, и его цели. Тевтонцы только теоретически продолжали оставаться монашеским орденом. Обеты послушания, целомудрия, бедности давались только формально, а члены ордена продолжали вести разгульную жизнь.
Переломным для тевтонцев оказался 1409 г., когда Польско-Литовское княжество вместе с Русью выступило для войны с орденом. Решающая битва произошла 15 июля 1410 г. под Грюнвальдом (Польша).
Гроссмейстеру тевтонцев Ульрих фон Юнгингену удалось собрать под свои знамена почти двадцать семь тысяч немецких, французских и других рыцарей, а также отряды наемников. В результате битвы Великий Магистр был убит, а лагерь тевтонцев захвачен. Вместе с богатством орден потерял свою военную мощь и политическое значение.
Но на этом функционирование тевтонцев не закончилось. Орден был еще нужен немецким феодалам для решения завоевательных задач, но главный покровитель — папа — уже сделал свой выбор, отказавшись от искусственно созданного и поддерживаемого силой меча образования тевтонских рыцарей.
Францисканский орден. Основателем ордена францисканцев (оrdo Fratrum Minorum Conventualis (OFM Conv), оrdо Fratrum Minorum (ОFМ), оrdo Fratrum Minorum Capucinorum (ОFМ Сар)) является Франциск Ассизский — величайший святой Римо-католической церкви.
Франциск родился в 1182 г. в зажиточной купеческой семье Петра и Пики Бернардоре. В детстве принял крещение, а после учился разным наукам. Достигнув четырнадцати лет, по указанию отца, он стал заниматься купеческим ремеслом. Во время службы в армии его войско потерпело поражение, и он попал в плен. В 1205 г. был организован новый военный поход. На первой же стоянке во время сна Франциск услышал призыв, требовавший следовать за Господом. Он отдает коня с доспехами и идет в родной город. С этого времени Франциск теряет любовь к развлечениям и к торговым делам своего отца. Выручку от торговли он начинает раздавать бедным, что сильно раздражает его отца. Терпение отца закончилось, когда Франциск пожертвовал священнику из церкви святого Дамиана довольно большую сумму денег. Перед епископским судом отец публично лишил Франциска наследства. Франциск уходит из дома и в течение двух лет ведет жизнь отшельника, вкладывая силы в ремонт часовен и храмов в окрестностях Ассизи.
В 1208 г. во время богослужения Франциск услышал слова Евангелия: «ничего не берите на дорогу ни посоха, ни сумы» (Лк. 9, 3) и воспринял их как повеление Божие для себя, после чего, с согласия епископа Ассизи, начал проповедовать. Вскоре к нему присоединились двое уважаемых граждан Ассизи — Петр Каттани и Бернардо да Квинтавалле. В качестве правил жизни они приняли фрагменты Евангелия, говорящие о подражании Христу. Вначале они называли себя «кающимися братьями», а после — «Меньшими Братьями».
Когда число братьев возросло, Франциск составил правила для общины. В 1209 г. папа Иннокентий III устно утвердил устав. Так же Франциск пишет устав и для братьев-отшельников, которых обязывал жить по три-четыре человека.
В 1220 г. Франциск отказался возглавлять орден, и верховным генералом стал сначала Петр, а после него — Илия Кортонский. В 1223 г. на генеральном капитуле одобрили устав нового ордена, а в ноябре того же года в своей булле его официально утвердил папа Гонорий III. Устав заповедовал монахам бедность, физический труд, проповедь и миссионерство среди неверных.
Остаток жизни Франциск провёл в уединённых молитвах. Семнадцатого сентября 1224 г., находясь в отшельнической келье на горе Берне, он получил стигматы. Третьего октября 1226 г. последовала смерть Франциска. Через два года Римо-католическая церковь его канонизировала.
Еще во время жизни своего основателя и сразу после его кончине орден начинает экспансию в другие страны мира: в 1219 г. францисканцы появляются в Германии, Франции, в 1220г. — Англии, в 1228 г. — Венгрии, Бельгии, Польше, Дании, Норвегии, Исландии.
При Илии Кортонском сложилась четкая система управления орденом. Он разделил орден на провинции, развернул широкое строительство монастырей и храмов. В это время в ордене обозначились два течения, по-разному понимавшие заветы Франциска, а главное — его отношение к бедности и к строгости соблюдения устава. Поэтому папа Григорий IХ был вынужден в своей булле от 28 сентября 1230 г. дать толкование устава Франциска.
В середине XIII в. положение в ордене осложнилось еще двумя обстоятельствами: распространением среди братьев апокалиптического учения Иоахима Флорского и отрицательным отношением их к науке и образованию. Эти проблемы были разрешены седьмым генералом ордена — Бонавентурой, который по праву считается вторым основателем ордена. В 1260 г. в Нарбонне Бонавентура провел генеральный капитул, на котором 6ыли приняты очень важные для ордена решения, получившие название «Нарбоннских конституций». Во-первых, было осуждено чрезмерное увлечение бедностью, начавшей в сознании некоторых заменять все другие добродетели; во-вторых, было поддержано развитие больших монастырских общин — «conventum», — которые изымались из-под власти епископа; в-третьих, подчеркивалась необходимость обучения монахов и организации школ и кафедр в университетах. Однако не все братья разделяли взгляды Бонавентуры и не все приняли «Нарбоннские конституции». Стремление некоторых братьев к абсолютной бедности вскоре вылилось в движение «спиритуалов», которые полностью отошли от Церкви и были анафематствованы в 1329 г. папой Иоанном XXII.
С течением времени всевозможные движения и направления в ордене, связанные с разным пониманием идеалов Франциска, привели к возникновению трех больших групп: Меньших Братьев Конвентуальных, Меньших Братьев Обсервантов и Меньших Братьев Капуцинов (конвент — это монашеский дом, община монахов одного монастыря; обсервация — очень строгое соблюдшие положений устава, «capuccio» по-итальянски означает капюшон). До 1517 г. реформаторские движения были непосредственно подчинены генералу ордена или получали собственного генерального викария. Впоследствии сформировались три монашеские семьи, каждая — со своими начальствующими, и со своими структурами.
Среди обсервантов со временем возникло два направления. С одной стороны первоначальная строгость постепенно смягчалась, но в то же время постоянно усиливалось реформистское движение, которое положило начало новым общинам.
В 1897 г. папа Лев XIII объединил все обсервантские группы в одну монашескую семью под названием орден Меньших Братьев Обсервантов.
Руководство этими тремя францисканскими ветвями в настоящее время осуществляется тремя генералами.
Женская ветвь ордена. В 1212 г. Франциск вместе с Кларой из рода Фавроне ди Оффредуччи основывает в Ассизи женский францисканский монастырь, называвшийся «Бедные дамы», которых впоследствии стали называть — клариссами.
С самого начала в ордене кларисс существовала автономия монастырей. Во главе конвента стояла настоятельница или игуменья, избиравшаяся на три года. Со смертью настоятельницы уставы различных кларисских монастырей претерпели изменения, только три монастыря, обладавшие привилегией «святейшей бедности», в Сан-Дамиано, в Перуджи и во Флоренции остались верны своим изначальным правилам. Устав других монастырей многократно смягчался, в последний раз это произошло в 1263 г. папой Урбаном IV. Сторонницы первого устава Клары стали называться дамианками, а сторонницы второго устава — урбанками. В XVI в. под влиянием реформы капуцинов появились сестры капуцинки. После появления Кодекса Канонического Права в 1917 г. все клариссы стали разрабатывать общую конституцию, а автономные монастыри — вступать в федерацию.
Около 1221 г. Франциск дал начало cекулярному ордену (терциариям), предназначенному для людей, живущих в миру. Новый образ жизни не требовал оставления привычной среды, отказа от брака и ухода с работы. Первый устав для терциариев написал сам Франциск, позднее папа Николай IV провозгласил другой устав, который действовал в течение шестисот лет. Современный текст устава был утвержден папой Иоанном Павлом II 8 декабря 1982 г.
Францисканцы в России. Первые францисканцы появились в России еще в 1245 г. Первым францисканцем, приехавшим в Москву, был Иоанн Франциск, который в качестве легата приехал от папы Климента VII к князю Василию III. В XIV и XV вв. существовали большие общины францисканцев в Крыму, в Астрахани, в Азове и на побережье Каспийского моря. С приходом на Русь татаро-монголов эти монастыри упразднились.
В конце XVII в., когда Россия все более поворачивалась к Европе, в Москве образовалась хорошо организованная католическая община. В 1682-85 г. эту общину возглавлял конвентуальный францисканец Шиманн. В 1717 г. открывается монастырь капуцинов в Астрахани. В 1771 г. был основан францисканский монастырь неподалеку от Новоскольников в Псковской области. Во время царствования Екатерины II после раздела Польши множество францисканских общин территориально вошли в состав России.
В XIX в. францисканцы вели свою деятельность на Северном Кавказе (Моздок, Ставрополь), служили капелланами в российской армии — в Петрозаводске, Казани и Николаеве. На 1804 г. в России проживало: 610 бернардинцев, 327 конвентуальных францисканцев и 51 капуцин. Подавляющее большинство монастырей находилось в западных землях; ближе к Москве монастыри были в Смоленске и Сокольниках (Псковская область). После польского восстания 1862 г. практически все францисканские монастыри на территории Российской империи были уничтожены. В середине XX в. «меньшие братья» действовали нелегально в Магадане, Костроме, Рязани и Воркуте.
В девяностые года XX в. орден францисканцев на территории России возрождается в третий раз. С августа 1993 г. в Москве открыта миссия конвентуальных францисканцев, которую возглавлял о. Яцек Сорока. Орден официально зарегистрирован с 1995 г.
В наши дни конвентуальные францисканцы работают в городах: Москве (где расположен их центральный монастырь), Черняховске, Туле, Калуге, Элисте (Калмыкия) и Батайске. Францисканцы обсерванты имеют монастыри в Санкт-Петербурге, Новосибирске и приход в Смоленске.
Члены ордена преподают в католических учебных заведениям, посещают дома престарелых и тюрьмы.
Доминиканцы(лат. Fratres ordinis Praedicatorum) — нищенствующий католический орден. Более традиционные названия: орден Проповедников, Монахи Проповедники и Черные монахи.
Основатель ордена католический святой Доминик родился в 1170 г. в Кастилии в знатной испанской семье Фелиса и Хуаны де Асы Гусман. Согласно преданию, его рождению предшествовало чудесное знамение: мать увидела во сне плод своего чрева в образе собаки с факелом во рту. (Отсюда эмблема ордена — изображение собаки с факелом. Поэтому доминиканцы называли себя «псами Господними» от лат. Domini canes).
В семь лет Доминик едет к своему дяде-священнику в Гумьель и проводит здесь восемь лет жизни, живя при храме. После он получает образование, учась десять лет в Испанском университете. Во время учебы юноша берет на себя подвиг «не пить десять лет вина для большего уразумения научных знаний»и полностью его исполняет. Между 1194 — 1199 гг. он становится священникомiавгустинцев-каноников. В этой общине он проводит девять лет, а позже его избирают субприором августинской конгрегации в Осме.
С 1203 г. Доминика приближает к себе епископ Диего, с которым он посещает Рим, Данию и южную Францию, где видит успех альбигойской ереси. Он принимает деятельное участие в борьбе с еретиками-альбигойцами.
Диего и Доминик ведут бродячую, «апостольскую» жизнь, проповедуя и устраивая диспуты с еретиками. В 1206 г. в противовес еретикам Доминик устраивает в тулузском диоцезе в селении Пруйле сходный с общежитиями еретичек женский монастырь, стремясь вырвать из рук еретиков дело воспитания благородных девиц. В 1217 г. он преобразовывает его в монастырь августинок, ставший впоследствии духовным центром доминиканок.
В 1207 г. умирает епископ Диего, и Доминик становится приором монастыря каноников-августинцев. Он настаивает на строгом соблюдении в монастыре традиционной аскезы, физического труда и обязательной миссионерской деятельности. Из-за строгости требований он остается один и приходит к мысли о создании собственного ордена, предназначенного для борьбы с ересью.
Ему предлагают занять должность епископа в Консеране, но он отказывается и продолжает свою проповедь. В 1215 г. Доминик в Тулузе основывает первое общежитие, братья которого не были связаны с определенной церковью, жили подаянием и обязывались взять на себя задачу проповеди и борьбы с ересью. Ввиду провозглашенного четвертым Латеранским собором запрещения основывать новые ордена, Доминик, следуя совету папы Иннокентия III, избирает августинский устав, дополняя его премонстрантским. В январе 1217 г. орден был утвержден папой Гонорием III как орден Проповедников.
Главной целью ордена являлась «забота о душах» в виде проповеди и борьбы с еретиками. В связи с этим члены ордена должны были придерживаться бедности и иметь хорошее образование. Все особенности устава доминиканского ордена были определены первым капитулом в 1216 г. и генеральным капитулом в 1220 г. Устав предписывал физический труд, краткое, исключающее все лишнее богослужение, чтобы научные занятия братьев не терпели ущерба, и тщательное изучение священной истины. В каждом монастыре должен был быть свой преподаватель.
С 1217 г. Доминик посылает своих братьев в Париж, Рим и Болонью с целью образования в этих городах резиденций ордена. Папские привилегии 1221 г. поручили им даже исповедь.
Распространение и рост ордена по смерти Доминика (6 августа 1221 г.) совершались с исключительной быстротой благодаря умелым и энергичным преемникам Доминика.
С 1220-1228 гг. сложилась в главных чертах административная организация ордена. Во главе ордена стоял избираемый на всю жизнь, генерал послушание которому было обязательно для всех братьев. Вместе с Генеральным Капитулом, созывавшимся сначала ежегодно, потом раз в два года, генерал управлял орденом. Каждый монастырь находился под управлением настоятеля, а каждая провинция, состоящая из нескольких монастырей, была под управлением провинциала. Законодательная власть принадлежала генеральному капитулу, а исполнительная — генералу.Конвенты слагались в провинцию, во главе которой стоял провинциальный приор и 4 дефинитора. Таких провинций к концу жизни Доминика было восемь: Испания, Прованс, Тулуза, Франция, Рим, Ломбардия, Германия и Англия.
В 1220 г. возникла полусветская доминиканская организация, получившая название «Воинства Иисуса Христа». Ее члены могли носить одежды доминиканцев, но оставались в миру и продолжали выполнять свои семейные и общественные обязанности.
Доминиканцы создавали при своих монастырях различные школы. Полемические задачи ордена требовали от доминиканцев большой богословской подготовки, поэтому они заполонили все богословские кафедры в университетах, а затем подчинили своему влиянию систему образования на Западе в целом. Преподавание было построено по образцу Парижского университета. Курс подготовки был рассчитан на срок от 6 до 8 лет. Первые два года посвящались философии, следующие два — основному богословию, церковной истории и праву, последние два года ученики изучали богословие. Наиболее способные ученики делались лекторами и магистрами богословия, остальные посвящали себя исключительно проповеди.
С середины XIII в. начинается миссионерская деятельность доминиканцев на Востоке. В 1247 г. они направляют миссию к татарам, в 1249 г. — в Персию и Японию, в 1272 г. — в Китай. Также доминиканцы миссионерствовали среди иудеев и среди северных народов. В Америке они становятся активными участниками колонизации местного населения.
Начиная с XIII в. доминиканцы играли видную роль в инквизиционных процессах. Со времени Тулузского собора 1229 г. до XVI в. инквизиция, имеющая своей целью розыск, суд и наказание еретиков, постоянно комплектовала свои штаты доминиканцами. Доминиканцы выступали против ереси вальденсов и катаров. В ведение этого ордена в 1233 г. из епископской юрисдикции перешли инквизиционные суды, которые вызвали в 1234 г. народное восстание в Нарбонне, а в 1242 г. — в Авиньоне. Не смотря на это, орден продолжал действовать на севере Франции. В 1255 г. папа Александр IV назначил доминиканского монаха на должность генерала инквизитора Франции.
В 1380 г. из-за великой схизмы, которая вызвала обмирщение внутренней жизни, орден раскалывается на две части, воссоединение которых произошло только в 1418 г.
В 1475 г. в доминиканский орден вступил величайший проповедник западной церкви Джироламо Савонарола, который провел реформу по объединению монашеских общин. Несмотря на это, дробление ордена продолжалось и в XVII в.
Ко времени Реформации орден свое значение и уже не принимает видного участия в борьбе с еретичеством, тратя силы на соперничество с иезуитами. С этого времени начинается расформировывание и упразднение орденских частей во многих странах Европы.
В Австрии в 1781 г. король Иосиф II сократил количество доминиканских конвентов до двадцати. Во Франции с 1789 г. революция уничтожила орден, и он был восстановлен здесь только в 1840 г., но не пошел далее 10 конвентов.
В 1872 г. была реформирована организация ордена в общем, и он стал включать в себя около 300 конвентов, из которых около половины приходилось на Испанию и Италию и более 50 на неевропейские страны.
Двадцать седьмого декабря 1206 г. в Пруйле Доминик основал женский монастырь, дав монахиням устав, подобный мужскому. Уставом предусматривалась традиционная монашеская жизнь аскезы и созерцания, идеал бедности понимался менее строго, чем самими доминиканцами.
Для того, чтобы противостоять ересям Доминик основал общество мирян, названное им «Воинством Иисуса Христа».
Общество составляли светские люди обоих полов, которые брали на себя обязанность защищать имущество и свободу Церкви всеми средствами, находящимися в их распоряжении. Их одежда, остававшаяся по виду светской, отличалась только доминиканскими цветами: белым — символом невинности, и черным — символом покаяния. Они не были связаны обетами и, по возможности, участвовали в монашеской жизни. В определенные дни они собирались в церкви братьев проповедников для присутствия на Мессе.
Деятельность в России. Неоднократные попытки папства навязать латинскую веру вылились в направлении на Русь множества доминиканцев. Булла папы Григория IX даровала доминиканцам индульгенции как плату за миссионерство на Руси.
В тридцатых годах XIII в. папа посылает в Киев доминиканских монахов, которые с позволения князя Владимира Рюриковича в 1231 г. основали Богородицкий доминиканский монастырь около Киева. Монастырь просуществовал всего два года, затем князь его расформировал, а доминиканцев выгнал.
В 1518 г. папа Лев X прислал в Москву доминиканского монаха Николая Шомберга, чтобы склонить Великого князя Василия Иоанновича к латинской вере, но у него ничего не получилось, и он был вынужден удалиться.
В Петербурге с 1816 по 1892 гг. католический храм святой Екатерины Александрийской окормляли доминиканцы. Этот храм им передал император Александр I после высылки из России всех иезуитов. Священники прихода окормляли весь северо-западный регион России. Два французских священника-доминиканца действовали здесь до 1941 г.
В начале XX в. в Москве существовала община русских доминиканцев-терциариев, основанная Владимиром Владимировичем и Анной Ивановной Абрикосовыми. В 1923 г. эта община была закрыта органами Советской власти.
Общество Иисуса или орден Иезуитов (societas Jesu, SJ) был основан 15 августа 1534 г. в Париже великим святым католической церкви Игнатием Лойолой.
Игнатий Лойола (дон Иньиго Лопес де Рекардо Лойола) родился 23 октября 1491 г. в Испании. Он происходил из знатного дворянского рода и получил воспитание при дворе испанского короля. Жизнь Игнатия до тридцати лет — это жизнь обычного испанского дворянина. Сам Игнатий, вспоминая некоторые эпизоды своей жизни пишет: «До 26 лет я был человеком, предавшимся тщеславию света. Наибольшее наслаждение мне доставляло владение оружием, сопровождавшееся великим желанием снискать себе славу». В 30 лет, будучи офицером, он участвовал в войне с французами. Во время военных действий при защите города Памплона ему перебило обе ноги, и он оказался в постели. Кости ног долго не могли срастись, и он в течение многих месяцев был вынужден соблюдать постельный режим. Именно в это время произошел переломный момент в его жизни. Через чтение книг «Жизни Христа» Лудольфа Саксонского и житий святых католической церкви он начал мечтать не о лаврах воина, а о славе проповедника. В марте 1522 г., уже после своего выздоровления, он уходит в монастырь Монсерра, где переживает мистический опыт.
В это время Игнатий проникся мыслью о создании ордена специального предназначенного для борьбы с Реформацией.
Чтобы достигнуть этой цели, он учится сначала в Саламанке, а потом в Париже, где собирает вокруг себя несколько единомышленников. В Париже Лойола трудится над «Духовными упражнениями», ставшими настольной книгой для каждого иезуита. В 1534 г. желание Игнатия Лойолы — создать войско духовных рыцарей, для борьбы с зарождающейся реформацией, — начало сбываться.
15 августа 1534 г. в подземной часовне Монмартра в Париже семь первых членов ордена дали обеты: бедности, целомудрия, апостольского служения и беспрекословного подчинения папе. Новое общество назвали именем Иисуса.
В первые годы существования в Обществе Иисуса сильно подчеркивалось требование аскезы, но постепенно Игнатий высказывается против такого излишества — «Тело должно стать полезным инструментом служения Господу».
В 1535 г. Игнатий и его сподвижники начали проповедовать в окрестностях Венеции — Виченце, Тревизо, Вассано, Падуе и Вероне. Папа Павел III принял предложение Лойолы и позволил будущим иезуитам проповедовать во всех римских церквях.
Цель нового ордена была следующая — «сражаться за Бога, под знаменем креста служить только Господу и римскому папе». Орден ставил себе задачей спасение и совершенствование своих членов и всех ближних. По своему уставу Общество Иисуса было подчинено непосредственно папе и создавалось для «совершенствования в христианском учении и жизни» с обязательным распространением веры среди всех слоев общества. Устав регламентировал все аспекты деятельности ордена. Особый акцент Игнатий делал на соблюдение обета послушания: орден понимался как безотказное орудие в руках папства, а каждый его член был призван подчинить себя старшим и внешне, и внутренне.
Двадцать седьмого сентября 1540 г. римским папой Павлом III орден иезуитов был официально учрежден под именем «Общества Иисуса», а максимальное количество членов было ограничено шестидесятью. В 1543 г. ордену было дано право набирать в свои ряды более шестидесяти человек.
В 1556 г. Игнатий Лойола умер. Римский папа Павел Vв 1609 г. признал его блаженным, а Григорий XV в 1622 г. возвел в лик святых.
Устав ордена определял следующую иерархию: Генерал, избираемый пожизненно Генеральной Конгрегацией, ассистент, провинциал, ректор и рядовые исполнители. Высшей властью была наделена Генеральная Конгрегация. Вместе с генералом управление орденом осуществлял Совет ордена, состоящий из четырех ассистентов. Генерал имел право отстранить ассистентов от должности, но сам сместить их не мог.
Весь мир иезуитами был разбит на провинции, в одной большой стране могло быть несколько провинций, а если страны маленькие, то они объединялись в одну провинцию, во главе которой стоял провинциал
За первые сто лет своего существования орден сильно увеличился: ко времени смерти Игнатия Лойолы в нем было 938 человек, в 1565 г. — 3.500, в 1626 г. — 15.544 членов.
Орден получил свое распространение во многих странах мира. В 1550 г. был устроен иезуитский коллегиум в Риме. В Испании орден утвердился в 1565 г. Во Франции он окончательно утвердился в середине XVII в.
В течение долгих лет велась упорная борьба Общества Иисуса с лютеранством и кальвинизмом. В течение десятилетий ни один диспут между протестантами и католиками, ни один конгресс и собор не обходился без участия иезуитов, наиболее подготовленных для этого.
В короткое время Общество Иисуса остановило и отбросило назад движение протестантов. Их усилиями Реформация была подавлена в Италии и приостановлена в Германии, Польше, Венгрии, Литве, Франции и Бельгии.
Три четверти членов ордена посвятили себя воспитательской деятельности. Обучение велось на самом высоком уровне, поэтому даже протестантские семьи отдавали детей в иезуитские коллегии, считая, что здесь их дети получат хорошее образование. За высокий уровень педагогического мастерства иезуитов прозвали «учителями Европы».
К 1556 г. в Европе (в основном в Испании, Италии и Португалии) иезуитами было основано 33 школы, с уклоном на гуманитарные дисциплины, в которых обучали почти всех желающих.
В 1707 г. иезуиты открыли школу для мальчиков в Москве, но в 1719 г. были выдворены Петром I (школу отдали монахам капуцинам).
Два века подряд у французских королей — от Генриха III до Людовика XV, почти у всех германских императоров — с начала XVII в., всех герцогов Баварских — с 1579 г., испанских королей в XVIII в., большинства правителей Польши иезуиты были духовниками (папа Григорий XIII отправил иезуита Антония Поссевина в Москву к Иоанну Грозному с целью навязать духовника и русскому царю, но из этого ничего не получилось). Знаменитое учение о том, что цель оправдывает средства, не было специально иезуитским изобретением, но оно входило в их моральный кодекс, хотя и не в этой откровенной формулировке. Тем же духом приспособления к человеческим слабостям проникнута и теория иезуитов, известная под названием пробабилизма: человек грешит лишь тогда, когда совершает заведомо греховный проступок, но если в поступке есть только вероятность греха, то совершать его можно.
Везде иезуиты старались приспособиться к местным условиям, поэтому их проповедь во многих местах имела успех, так, например, в Индии проповедовал Франциск Ксаверий, который разбил подчиненных ему иезуитов на касты, и если иезуит из высшей касты должен был причащать умирающего из низшей касты, он протягивал причастие на длинной бамбуковой палке, чтобы не приблизиться к умирающему; а в Китае они ввели «чисто гражданские обряды» посвященные Конфуцию и умершим предкам».
В 1626 г. орден уже господствовал над 39 провинциями и имел 15.493 члена, 803 дома послушания, 467 коллегий, 63 миссии, 165 общежитии и 136 семинарий. В 1749 г. Общество Иисуса в 39 провинциях имело 22.589 членов, 24 дома исповедников, 669 коллегий, 273 миссии, 176 семинарий, 61 новициат и 80 университетов.
С течением времени орден развил и чисто мирскую деятельность экономического и политического характера: иезуиты основывали банки, торговые дома, пускались в колониальные предприятия, принимали на себя дипломатические поручения, многообразно вмешивались во внутренние государственные дела.
Везде у иезуитов была одна цель — подчинение светского общества церкви, преимущественно же — своему ордену.
Вторая половина XVIII в. была самой несчастливой для ордена. С 1757 по 1768 г. общество Иисуса было изгнано и объявлено вне закона за вмешательство в государственные дела Португалии, Франции и Испании. Преследования начались с Португалии, а потом перекинулось на другие страны. Орден восстановил против себя многих правителей Европы, поскольку он был могущественным, богатым (за парагвайский период были получены огромные доходы) и поскольку они еще вмешивались в политику, все это побудило ряд европейских правительств надавить на папу Римского, и в 1773 г. папа Климент XIV был вынужден подписать указ о роспуске Общества Иисуса». Генерал ордена иезуитов был заключен в римскую тюрьму, где и умер.
Однако орден на этом не прекратил своего существования. Некоторые отделения ордена остались в Китае, Индии и Пруссии. Сохранению ордена сильно содействовал раздел Польши, когда польские иезуиты попросили убежища у императрицы Екатерины II. Императрица позволила иезуитам сохранить свою организацию на территории Российской империи из-за восхищения методами их преподавания. В конце XVIII в. Россия была единственным государством, где иезуиты имели право на свою деятельность.
Иезуиты в России. Иезуиты неоднократно пытались утвердиться в России. Попытки эти проводились при Лжедмитрии I и царевне Софье. В своейпоездке за границу в 1698 г. Петр I неоднократно общался с иезуитами, после чего в Москве священникам-иезуитам удалось открыть школу для 30 учащихся, а также построить в 1707 г. каменную церковь. В 1719 г. в связи с делом царевича Алексея иезуиты были выдворены из России.
Императрица Екатерина II разрешила действовать иезуитам вопреки папской булле о роспуске ордена. В правление Павла I они приобрели большое влияние, так что генерал ордена Грубер мог свободно входить к императору без предварительного доклада. В 1815 г. произошел конфликт между императором Александром I и Обществом Иисуса из-за ряда обращений в католичество влиятельных представителей из княжеских семей, например князей Голицына и Гагарина. Тогда же усилились протесты православного духовенства против деятельности иезуитов. 20 декабря 1815 г. был издан указ императора «О высылках всех иезуитского ордена монахов из Санкт-Петербурга», а в 1820 г. был издан указ Правительствующего Сената «О высылке из России иезуитов».
Оценивая этот период, Теодор Гризингер писал: «Таким образом, булла о запрещении ордена не достигла своей цели: иезуиты, хотя ограниченные пределами России, удержались, и генерал-викарий Черневич действовал как законный преемник покойного Риччи. Он основывал коллегии и новициаты (например, в городе Полоцке была основана коллегия, которая в 1812 г. преобразовалась в академию), назначая прокураторов, ректоров и ассистентов, созывал конгрегации и издавал постановления, как будто папа никогда не уничтожал ордена. Имея в одной России законное существование, иезуиты не ограничивали, однако свою деятельность ее пределами; напротив того, они по-прежнему действовали всюду, и можно сказать, что за немногими исключениями, все бывшие иезуиты иезуитами и остались. Разумеется, они действовали тайно, но тайна не мешала им по-прежнему составлять крепкое братство. В Испании, в Неаполе и во Франции они тоже находились, но под очень стеснительным надзором.
В 1814 г. папа Пий VII издал буллу, восстанавливающую Общество Иисуса со всеми его прежними правами, как некий гарант стабильности среди различных реформ в политической жизни. Иезуиты поправили свое положение скорее, чем, может быть, сами надеялись. Они обязаны были этим, главным образом, французской революции. Когда она разразилась и привела в трепет всех деспотов Европы, тогда иезуиты смело выступили опять на свое поприще.
В Европе повсеместно восстанавливались иезуитские миссии и резиденции, открывались новые коллегии и университеты. Многие иезуиты занимались научной деятельностью, особое внимание уделялось общественным и естественным наукам. Орден основной акцент сделал на образование. Уже во второй половине XX века орден иезуитов занимает влиятельные позиции в Ватикане, управлении католической церковью, участвует в составлении папских энциклик, булл и посланий.
В настоящее время на территории Российской Федерации иезуиты работают по двум направлениям: пастырской деятельности в приходах и евангелизации культуры, т. е. открытие духовных центров в Москве и Новосибирске.
Иезуиты создали в Москве свое высшее учебное заведение — философский колледж. Они чрезвычайно активны в Московском университете, особенно на факультете журналистики. Внедрившись в структуры Новосибирского университета, иезуиты развернули здесь масштабную прозелитическую деятельность. Ее плодами стало, по сути, превращение Новосибирска в крупнейший центр католицизма в России.
Заключение
В ходе исторического пути Римо-католической церкви на Западе возникло огромное множество монашеских орденов и конгрегаций, взявших на себя разносторонние виды деятельности. Так, для защиты паломников в Святой Земле от арабов-мусульман были организованы духовно-рыцарские ордена госпитальеров и тамплиеров. С особой военной целью был создан национальный орден тевтонцев. В XII в. возникли нищенствующие ордена францисканцев и доминиканцев, а так же были реформированы ранее созданные созерцательные ордена. Для специальной цели противодействия протестантизму в XVI в. был создан орден иезуитов.
Деятельность монашеских орденов в целом способствовала укреплению папской власти и распространению католичества в странах Западной Европы и третьего мира. Были попытки насаждения латинства и на Руси, но все они закончились неудачей.
Хотя официальная политика Ватикана по отношению к Русской Православной «Церкви-сестре» выражает чувства уважения и признает ее благодатность, на деле Римо-католическая церковь ведет активную прозелитическую деятельность на канонической территории Московского Патриархата. Западные миссионеры насаждают здесь сугубо крайние идеи католического богословия, проявляющиеся в создании монашеских орденов с такими экзотическими названиями, как «Сестры поклонницы Крови Христовой» или «Сестры Помощницы душ в Чистилище», само наименование которых вызывает возмущение у православных россиян.
Глубокое изучение истории и деятельности католических монашеских орденов рассеивает мифы о том, что их деятельность имеет нейтральный немиссионерский характер и основана на исполнении общечеловеческих добродетелей.
Библиографический список использованной литературы
Андреев А. Р. История ордена иезуитов. Иезуиты в Российской империи. — М.: Русская панорама, 1999. — 464 с.
Антонини Б. Римские хроники // Свет Евангелия.- 2001. — № 10. — С. 2.
Бедуэл Г. История церкви. — М.: Христианская Россия, 1996. — 299 с.
Ватикан: Натиск на Восток. — М.: братство св. Марка Ефесского, 1998. — 206 с.
Каверин Н. Тайное униатство // Москва. — 1997. — № 5. — С. 192-196.
Карсавин Л.П. Монашество в средние века. – 1991г «СИМВОЛ» №25
Козлов Максим, иерей. Западные исповедания. — М.:, 1998. — 82 с.
Лакордер А. Жизнь святого Доминика. — М.: Истина и жизнь, 1999. — 288 с.
Меднис Н. Святая Франциска Ксаверия Кабрини // Сибирская католическая газета. — 1998. — № 11. — С. 25-28.
Мель М. Сыновья Непорочного Сердца Марии // Сибирская католическая газета. — 2000. — № 10. — С. 23-24.
Мервиль М. История ордена Тамплиеров. — Спб.: Евразия, 1999. — 415 с.
Петрушко В. Уния — ступень на пути латинизации // Православная беседа. — 1995. — № 3. — С. 38-41.
католическая газета. — 2001. — № 2. — С. 20-21.
Хаммерер М. Сестры Адоратки Кроови Христовой // Сибирская католическая газета. — 2000. — № 6. — С.18-19.
Мейендорф Иоанн, Протопресвитер Рим-Константинополь-Москва. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006. -320с.