Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Управление дебиторской и кредиторской задолженностью в условиях мирового финансово-экономического кризиса

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
им. Г.В. ПЛЕХАНОВА 
ФИЛИАЛ В г. ТАШКЕНТЕ
 
КАФЕДРА «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»
 
Рекомендована к защите
«___»___________2009г.
                                                                                      ___________________                                                          
                                                                                       зав. кафедрой
        
НАЖМИДДИНОВ ХУРШИД БАХОДИРОВИЧ 

УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
 
ВЫПУСКНАЯ КВАЛЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
 
на соискание степени бакалавра экономики
по направлению 080100.62 – «Экономика»,
специализация «Финансы и кредит»
 
 
 
Научный руководитель:
Д.э.н. проф. Рузиев Д.Т.
 
ТАШКЕНТ — 2009ВВЕДЕНИЕ
 
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕНОСТЬЮ.
1.1 Понятия о дебиторской и кредиторской задолженности. Принципы организации учета расчетных операций.
1.2  Порядок проведения взаимной выверки дебиторской и кредиторской задолженности между хозяйствующими субъектами 
1.3 Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности, информация в бухгалтерской отчетности
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ.
2.1 Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами  
2.2 Раскрытие информации о расчетах дебиторской и кредиторской задолженности в бухгалтерской отчетности
2.3 Отчетность по дебиторской и кредиторской задолженностям
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ.
3.1 Современное состояние дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «СамАвто»
3.2 Основные направления по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
ПРИЛОЖЕНИЯ
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
         Важной частью хозяйствующих субъектов является дебиторская и кредиторская задолженность. Осуществляя деятельность предприятия, с переходом на рыночные отношения, важнейшими проблемами является управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Состояние бухгалтерской информации связано с оперативностью и качеством данных направлений.
Оперативность и качество управления дебиторской и кредиторской задолженностью зависит от того, на сколько рационально организован бухгалтерский учет на предприятии и как эффективно осуществляется деятельность бухгалтерской службы.
Рациональная организация бухгалтерского учета включает в себя целый комплекс мероприятий по оптимальному построению учетного процесса и позволяет более эффективно осуществлять оперативное руководство хозяйственной деятельностью предприятия с целью его перспективного развития.
Системные преобразования в экономике Узбекистана затрагивают множество проблем. Так в докладе Президента республики Узбекистан И.А. Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященному итогам социально-экономического развития страны в 2008 году и важнейшим приоритетом углубления экономических реформ в 2009 году1 отмечено, что «…в 2009 году приоритетной остается задача дальнейшего ускоренного развития сферы услуг и малого бизнеса как важнейшего фактора обеспечения занятости, повышения качества жизни населения». При этом Президент акцентирует внимание на то, что «…мобильный характер малого бизнеса, его способность относительно легко приспосабливаться к изменениям конъюнктуры рынка и запросов потребителя, делает его незаменимым инструментом создания новых рабочих мест и повышения доходов населения в период мирового экономического кризиса». 
_____________________
1Каримов И.А. Дальнейшая модернизация обновления страны – требование времени. // Народное слово, № 33, 34 от 14.02.2009г.
Основной целью работы является изучение вопросов состояния и управления дебиторской и кредиторской задолженностью. В связи с этим, необходимо решить следующие задачи:
-         сущность дебиторской и кредиторской задолженностей;
-         учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами;
-         информация, связанная с расчетами дебиторской и кредиторской задолженностью;
-         анализ дебиторской и кредиторской задолженности;
-         состояния управления дебиторской и кредиторской задолженностей на примере предприятия.
Источниками информации для написания данной выпускной работы послужили законы, нормативные акты РУз, постановления и указы Президента РУз, а также учебная и периодическая литература таких авторов как Бабаев Ю.А., Вещунова Н.Л., Гулямова Ф.Б., Захарин В.Р., Ковалев В.В., Козлова Е.П., Кондраков Н.П., Пошерстник Н.В. и другие.
В процессе изучения и выполнения данной работы использовались статистические, монографические и другие методы экономического направления и анализа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕНОСТЬЮ.
 
1.1 Понятия о дебиторской и кредиторской задолженности. Принципы организации учета расчетных операций.
Понятие дебиторской и кредиторской задолженности.  Поддебиторской понимают задолженность других организаций, работников и физических лиц данной организации (задолженность покупателей за купленную продукцию, подотчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и др.). Организации и лица, которые должны данной организации, называются дебиторами. 
Кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами. 
Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками. Задолженность по начисленной заработной плате работникам организации, по суммам начисленных платежей в бюджет, внебюджетные фонды, в фонды социального назначения и другие подобные начисления называют обязательствами по распределению. Кредиторы, задолженность которым возникла по другим операциям, называют прочими кредиторами. 
В бухгалтерском балансе дебиторская и кредиторская задолженности отражаются по их видам. 
Дебиторская задолженность отражается в основном на счетах 4000 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 4300 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а кредиторская — на счетах 6000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 4300 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». 
По истечении срока исковой давности дебиторская и кредиторская задолженности подлежат списанию. Общий срок исковой давности установлен в три года. Для отдельных видов требований законом могут быть установлены специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. 
Срок исковой давности начинает исчисляться по окончании срока исполнения обязательств, если он определен, или с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства. 
Дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на уменьшение прибыли или резерва сомнительных долгов . 
Списание задолженности оформляется приказом руководителя и следующими бухгалтерскими записями: 
 Списанная дебиторская задолженность не считается аннулированной. Она должна отражаться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет с момента списания для наблюде­ния за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. 
При поступлении средств по ранее списанной дебиторской задолженности дебетуют счета учета денежных средств (5000, 5100, 5200) и кредитуют счет 9500,9600 «Счета учета доходов и расходов»одновременно на указанные суммы кредитуют забалансовый счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». 
Кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности списывается на финансовые результаты 
Расчеты между предприятиями через банк посредством расчетного счета могут совершаться в двух формах: путем безналичных перечислений и в виде платежей наличными деньгами.
Бухгалтерский учет в области учета денежных средств, расчетов и кредитов должен обеспечить:
— своевременное и правильное производство необхо­димых расчетов, как путем безналичных перечислений, так и наличными деньгами;
— полное и оперативное отражение в учетных регистрах наличия и движения денежных средств и расчетных опе­раций;
— соблюдение действующих правил использования де­нежных средств по назначению в соответствии с лимита­ми, сметами;
— организацию и проведение в установленные сроки инвентаризаций денежных средств и состояния расчетов;
— контроль за наличием и сохранностью денег в кассе, на расчетном и других счетах в банках;
— контроль соблюдения расчетно-платежной дисциплины, своевременности перечисления сумм за материальные ценности и услуги, а также средств, полученных в порядке кредитования.
Порядок проведения безналичных расчетов на террито­рии республики определяет Положение о безналичных расчетах в Республике Узбекистан (per. МЮ РУз 15.04.2002 г. № 1122).
Безналичные расчеты при проведении расчетных операций производятся:
— платежными поручениями;
— платежными требованиями;
— аккредитивами;       
— инкассовыми поручениями;
— чеками. Безналичные расчеты могут осуществляться также по банковской корпоративной карточке.
Форма расчетов между плательщиками и получателем средств определяется договором (соглашением).
Платежное поручениепредставляет собой поручение клиента обслуживающему его банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет получателя (см. образец 8).
Расчеты платежными поручениями производятся чаще всего при предоплате, когда покупатель сначала перечисляет деньги, затем получает у поставщика товар. Платежное поручение выписывается обычно в двух экземплярах, если плательщик и получатель обслуживаются в разных банках, и в трех экземплярах, если плательщик и получатель обслуживаются в одном банке (см. схему 1).
Схема   1
/>
 
Расчеты платежными требованиями производятся при последующей оплате, когда поставщик отгрузил товар, выполнил работы и оказал услуги и требует от плательщика уплаты определенной суммы (см. образец 9). Иначе эта фор­ма расчетов называется акцептной. Поставщик, имея не­обходимые документы об отгрузке товара, выписывает платежное требование и сдает его в свой банк на инкассо (на востребование платежа). Банк поставщика пересылает его в банк покупателя для акцепта и взыскания платежа (см. схему 2).
Акцепт— это согласие плательщика на оплату или гарантирование оплаты денежных, расчетных, товарных документов или товара. Он должен быть предоставлен в банк при одногородних расчетах — в течение трех дней, при иногородних — в течение пяти дней после получения тре­бования учреждением банка. Плательщик имеет право отказаться от оплаты, если товары или услуги не заказаны, установлена недоброкачественность или некомплектность товаров, не согласована цена товаров. Отказ должен быть мотивирован и в письменной форме представлен в банк.
 
 
 
Схема 2 
/>
 
Аккредитив— поручение банка покупателя иногороднему банку поставщика производить оплату счетов поставщика за отгруженные товары или оказанные услуги на ус­ловиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя (см. схему 3 и образец 1).
Существуют следующие виды аккредитивов: покрыты (депонированные) и непокрытые (гарантированные).
Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собствен­ные средства плательщика в распоряжение банка постав­щика (исполняющий банк) на весь срок действия обяза­тельств банка-эмитента.
Непокрытый (гарантированный) аккредитивоткрывается в исполняющем банке при наличии прямых коррес­пондентских отношений с банком-эмитентом путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с открытого у него корсчета банка-эмитента при выполнении поставщиком всех условий аккредитива.
 
 Расчеты аккредитивами
Схема 3
/> 
Покрытые и непокрытые аккредитивы могут быть отзывными или безотзывными.
Отзывной аккредитивможет быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согла­сования с поставщиком (например, при несоблюдении условий, предусмотренных договором).
Безотзывной аккредитивне может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.
Расчеты инкассовыми поручениями применяются при списании средств со счета плательщика в бесспорном порядке (образец 2).
 
Инкассовые поручения могут выставлять:
налоговые органы — о взыскании не внесенных в срок налогов и налоговых платежей (пени, штрафы) в государственный бюджет;
внебюджетные фонды — о взыскании недоимок, если это предусмотрено законодательством;
таможенные органы — по выданным им исполнительным документам;
другие органы согласно законодательству.
При расчетах чеками (схема 9) отгрузка продукции практически совпадает со временем ее оплаты. Для этого предприятие получает в своем банке чековую книжку для осуществления расчетов. Списание средств чеками производится путем предоставления в банк реестра чеков в двух экземплярах и самих чеков. Чеки действительны в течение десяти дней. Бланки чеков брошюруются в книжки, ко­торые являются бланками строгой отчетности. Лимит че­ковой книжки обозначает общую предельную сумму, на которую могут быть выписаны чекодателем и подлежат оплате банком чеки.
 
Схема 3
/>
Чековые книжки могут быть лимитированные и нелимитированные.
При получении лимитированной чековой книжки составляется проводка:
Д-т 5520                        К-т 5110    
Оплата счетов поставщиков чеками из лимитированной чековой книжки отражается записью:
Д-т 6010, 6990               К-т 5520
Получение нелимитированной чековой книжки бухгалтерскими записями не оформляется.
В настоящее время в Республике Узбекистан расчеты по чековым книжкам временно не применяются.
Банки при расчетах с клиентами и проведении своих операций могут использовать мемориальные ордера.
В случаях, когда банк выступает плательщиком, мемориальные ордера заверяются подписью руководителя банка, главного бухгалтера и бухгалтера, ведущего данный банковский счет.
При недостаточности денежных средств на счете предприятия банк переводит его на картотеку № 2 и лишает права самостоятельного распоряжения своими средствами. Списание средств с расчетного счета в этом случае производится в порядке очередности, установленной законодательством. В исключительных случаях производится выдача средств на неотложные нужды в порядке, установленном соответствующими нормативными документами.
Периодически (ежедневно или в другие установленные банком сроки) предприятие получает из банка выписку с расчетного счета. Содержание операции в ней заменяется условным кодом. Она выдается после осуществления операций по расчетному счету. К выписке прикладываются все оправдательные документы.
При бухгалтерской обработке выписки следует иметь в виду, что банк выступает как должник предприятия, по­скольку он хранит денежные средства и использует их в своем обороте. Поэтому остатки средств и поступления за­писываются по кредиту лицевого счета, так как эти суммы показывают долг банка предприятию, а выдача и пере­числение денег — по дебету, так как долг банка в этом случае уменьшается. Следовательно, для банка расчетный счет предприятия — пассивный. Для предприятия этот счет активный, поэтому бухгалтер будет записывать эти опе­рации на счет 5110 «Расчетный счет» в обратном порядке. Выписка банка проверяется бухгалтером и на полях ка­рандашом указывается шифр корреспондирующих счетов. Эти же счета указываются в документах, приложенных к Списке. Исправления, подчистки, помарки в банковских выписках не допустимы. />Для учета наличия и движения денежных средств на расчетном счете предприятия в национальной валюте Республики Узбекистан используется активный денежный счет 5110 «Расчетный счет» (Приложение А).
По дебету счета 5110 отражаются хозяйственные опе­рации по поступлению средств на расчетный счет с кредита разных счетов в зависимости от характера поступления, по кредиту — хозяйственные операции по списанию средств с расчетного счета в дебет разных счетов в зависимости от направления расхода.    
 
1.2Порядок проведения взаимной выверки дебиторской и кредиторской задолженности между хозяйствующими субъектами  
Выверка дебиторской и кредиторской задолженности осуществляется хозяйствующими субъектами по состоянию на 1 июля 2008 года в месячный срок совместно со специалистами обслуживающих банков, налоговых и финансовых органов, органов статистики.
Ответственность за сбор и предоставление информации возлагается на территориальные Главные управления Центрального банка.
Координацию работы министерств, ведомств, концернов, корпораций, ассоциаций и холдинговых компаний по проведению взаимной выверки дебиторской и кредиторской задолженности и внесения предложений по итогам этой работы осуществляют отраслевые экспертные комиссии.
Основными задачами отраслевых экспертных комиссий являются:
контроль за обеспечением полноты охвата всех хозяйствующих субъектов и качественного проведения выверки дебиторской и кредиторской задолженности;
обобщение результатов проведенной выверки дебиторской и кредиторской задолженности; внесение на рассмотрение Правительственной комиссии по совершенствованию механизма расчетов и укреплению дисциплины платежей в бюджет предложений по итогам проделанной работы и о нереальных к взысканию размеров взаимной задолженности.
Руководители хозяйствующих субъектов, министерств и ведомств  несут персональную ответственность за своевременное и качественное проведение выверки и реальности отражения срочной и просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, а также составления актов сверок по взаимным долгам (Приложение А).
            Для ускорения проведения выверки взаимных задолженностей и составления актов сверок хозяйствующие субъекты с выездом на место осуществляют сверки своей задолженности с хозяйствующими субъектами, имеющими кредиторскую задолженность.
Руководители и главные бухгалтеры хозяйствующих субъектов на основании журналов ордеров или мемориальных ордеров, сверенных с главной книгой, заполняют сведения о дебиторской и кредиторской задолженности по счетам.
После проведения окончательной выверки дебиторской и кредиторской задолженности на хозяйствующих субъектах заполняются сведения по приложениям к настоящему Порядку. В этих сведениях отдельной строк


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.