РЕФЕРАТНА ТЕМУ:
ЗАРОЖДЕНИЕРЕЛИГИ
(РАННИЕФОРМЫ РЕЛИГИИ)
ЖуравлеваСергея Юрьевича
Группа1 «Б»
ПЛАНДОКЛАДА
Введение…………………………………………………………...3
1. Начальная стадия развития представлениячеловека осверхъестественном- возникновениерелигии………………….4
2. Политеистическиеверования вДревнем Китае, Индии, Египтеи Греции. Европейскоеязычество………………………7
3. Три мировыерелигии – мировоерелигиозноенаследие: буддизм, ислам ихристианство………………………………...14
Заключение………………………………………………………19
Списокиспользованнойлитературы…………………………...21
Введение
В свое время великий русский ученый Николай МихайловичКарамзин всвоей книге« Преданиявеков « говорил: « История, внекотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало ихбытия и деятельности: скрижаль откровенийи правил; завет предков кпотомству; дополнение, изъяснениенастоящегои пример будущего».В его словахя нахожу подтверждениесвоим мыслями чувствам.
Язычество, мифология(религиозныеверования) — часть огромногообщечеловеческогокомплексапервобытныхвоззрений, верований, обрядов, идущихиз глубин тысячелетийи послужившихосновой длявсех позднейшихмировых религий.
Временапрославляютсявойнами, скандаламии конфликтами.Но что не требуетпознания иобсуждения, как религия? Во все временавопрос о религияхимеет обсуждениеи приводимыефакты противоречивыи убедительны.
Если братьнашу страну, то большинство, наверное, ходитв церкви и «веритв Него». Многиеутверждают, что верят вочто-то своё, непонятноеникому.
Молодёжьи коммунистыговорят, чтоВсевышнегонет и быть неможет. Навернотолько в нашевремя, после«перестройки», можно сказать, что всё сталона свои места: кто хочет — веритво что хочет, кто хочет — неверит. Но сколькораз мы удивлялисьи называли, например, своегососеда, который, ударясь в восточнуюрелигию, естодно травяноеи одеваетсяочень странно, глупцом илипомешанным.И эти религиозныепраздники, какРождество иПасха.
Ведь для всейстраны этопраздники. Имногие старикиутверждают, что в старостивсе в любомслучае приходятк вере. Вспомнимтолько, что вовсех сложныхи даже страшныхситуациях мыпросим Его оспасении. Идаже иногдадаже самый ярыйатеист, в сложнуюситуацию илипросто в размышленияхс собой, самсебе посомневаетсяв Его существовании.
И все-такиэто хорошо, чтов наше времяможно выбратьлюбую религиюи следоватьей, ведь, в концеконцов, каждыйнаходит длясебя самыйоптимальныйвариант веры.Нет, навернорелигии, котораячто-то оставилабез внимания.Одна говорито бессмертии, другая — о тьме, третья — о свете.
Одна — что-топозволяет, другая — всёзапрещает. Всвоей работея постараюсьразобратьсяв всем многообразииверований ипреданий и ихпланомерномпреобразованиив современныеветви религиозныхучений.
Начальная стадия развития представлениячеловека осверхъестественном- возникновениерелигии.
«Бог в религиозныхучениях ипредставленияхсверхъестественноевсемогущеесущество, сотворившеемир и управляющееим… Теологияиспользуетидеализм, филосовскиобосновывающийбытие Бога ввиде абсолютной идеи, мировойволи, некоегобезликогоразумногоначала» — тактрактует этопонятие философскийсловарь, а значитмировой опыт выработал такое пониманиеБога. Обществупришлось проделатьпуть длиннойв несколько сотен и десятков столетий, чтобы прийти к такойформулировке.Огромное количестворелигий у разныхнародов существуетсейчас на Земле, и в любой из них над природой и человекомсуществуютсилы, управляющиемиром в целом.С моментавозникновенияв сознаниичеловекапредставленияо сверхъестественном, Бог, как проявлениесверхъестественного, неизменноостается в егодуше. Человекне может возлагатьна себя правауправителя в первую очередьпотому что онне властен надсамим собой, а затем и надвсем окружающим.
Но давайтерассмотримкаким образомвозникло учеловека понятие«Бог. О началеразвития религиимы можем судитьиз археологическихраскопок. Ипервые представленияо существованиирелигии у первобытногочеловека возниклиу ученых посленахождениязахороненийскелетов ичерепов неандертальцев.Эти находки воспринимались, как свидетельствасуществованияпогребальногообряда. Наиболее известны из них погребенияв гроте Мустье, пещере близЛа-Шапель-о-Сен, несколькоскелетов вЛа-Фераси (Франция), в гроте Киик-Коба(Крым) и т.д. Нопо этим небольшим свидетельствамсложно определитьналичие илиотсутствиерелигии у нашихпредков. Нонайдены другиепамятники, относящиесяк более позднемупериоду (40 — 18 тыс.лет назад): наскальныерисунки (в пещерахФранции — Ла-Мут(долина Везеры), Пэр-нон-Пэр(устье Дордоньи)и др., в пещереблиз Нио (в верховьяхр. Арижа, в Пиренеях), в пещерах ЮжнойФранции и СевернойИспании), статуэтки, раскрашенныекамни. Как правилона рисункахизображеныживотные вбольшинствесвоем весьмареалистичные, но человеческиеизображенияочень условны, схематичны, а еще чащепредставляютсобой фантастическихзооантропоморфных существ, либо людей, наряженыхв звериныемаски. Можнопредположить, что эти изображениясвязаны срелигиозными верованиямипервобытныхлюдей. Нашипредки занималисьохотой и земледелием и зачастую они не моглиобъяснитьмногих явленийприроды, удачливостиили неудачив охоте и земледелии, смерть и болезни.И пытаясь найтиобъяснениянеобъяснимому, боясь явленийприроды, в сознаниичеловека возникаютпервоначальныепредставленияо сверхъестественном. По рисунками статуэткамвидно, что уплемен существовалитотемическиеверования (верав магическуюсвязь междучеловеком иживотным илипредметом).Также существовалкульт жен скогоначала (находкискульптурныхженских изображений).Считается, чтоэти статуэткиизображаютлибо жриц-исполнительницсемейно-родовыхобрядов, либоматерей-прародительниц.
Есть некоторыесвидетельства существования культа Солнца.Солнце изображалосьв виде диска, колеса с лучамиили без них, ввиде крестав круге и т.п.Культ связан с занятием земледелиемчеловека. Солнцепредставлялось, как главныйисточник плодородия.
Таким образом, Бог для техлюдей представалв обличии предмета, женского начала, Солнца, т.е. внеоформленномвиде, и поклонениеэтим „богам“обусловленообразом жизничеловека.
Также можносудить о религиипервобытногочеловека поплеменам настоящего времени, находящимсяв похожих условиях.И опять основноепроявлениеначальнойстадии развитиярелигии — тотемизм.Особенно яркоон выражен ународов Австралии.Эта форма религии, заключается в том, что каждыйрод, племямагически-родственносвязано сосвоим тотемом-животнымили предметом.У каждого членаможет быть свой тотем, существуеттакже половойтотемизм, т.е.один тотемпринадлежитмужчинам, другой- женщинам. Вэтом качествемогут выступатьразличныеживотные, значительнореже — растения, еще реже — другиепредметы. Тотемвыбираетсяплеменем всвязи с еготерриториальнымположениеми образом деятельности. Животное-тотем, — как правило, не опасное длячеловека создание.В некоторыхплеменах Австралиитотем не считаетсябожеством, скорее родственником.Близость междучеловеком иего тотемом выражаетсяпрежде всегов запрете убиватьи есть животное-тотем.Существуюттотемическиемифы, в которыхпредки делаютвсе, что и самиверующие, азатем уходятчаще всего подземлю илипревращаютсяв скалу, дерево, камень. Тактотемы связаныс определеннойместностью.
Некоторые проявлениятотемизма мыможем встретитьу народов Меланезии: родовые группыносят тотемичекиеимена, местамисохраняютсятотемическиезапреты, верав связь тотемовс предками родаи т.д. У племеностровов Самоа, у народов Америки — встречаетсяналичие тотемовв гербах, фамильныхзнаках на одежде, на жилище. Ввиде второстепеннойрелигии, каквидоизменение, сохраниласьвера в оборотничествоу народов Америки.
Помимо этогопроявлениеранней стадииразвития религии– это анимизм(вера в духов)и шаманство.У австралийцев есть зачаткианимизма — тамподразумеваетсясуществованиедухов и взаимодействиес ними шаманов, которые с помощьюмагии влияютна духов и могут вызывать дождь, лечить и пр.Также здесьсуществуетвера в магическиепредметы, способныевлиять на человека.
У Меланезийцевтоже естьпредставленияо духах. Особеннояркие анимистическиепонятия в Центральнойчасти Меланезии- верующие довольноотчетливоразличают двекатегориидухов: духи умерших и духиприроды. Первыесвязаны с культомпредков, в которомпредки предстаюткак хранителиобрядов и обычаев.Действие вторыхобусловленоявлениямиприроды. Ноосновной частьюих религии является мана- сверхъестественнаяневидимая сила, отличаемаяверующими отсилы естественной.Мана имеетсвоим источникоми духов и людей. Она можетдействоватьво вред и напользу, и присущалюдям, которыеимеют успехв жизни, может также принадлежать отдельнымпредметам.
Шаманизм мы встречаем у народов Америки(яганы, эскимосы, калифорнийские, североамериканскиеиндейцы и др.).Функции шаманства- лечение, охотничьяи земледельческаямагия.
У индейцевразвито понятиеличных духов-покровителей.Каждый верующийимеет своегодуха-покровителя, который приобретался во время видений, возникших в процессе посвятительскогообряда. Кстати, у индейцевочень сильнавера в вещеезначение сновидений.
Далее рассмотримрелигию древныхславян. В славянских верованияхмы опять встречаеманимистическиепредставления: домовой — дух, покровительствующий семье, леший- дух леса, водяной– дух водянойстихии, полудница- полевой дух, образы вил (особеннораспространены у сербов) — лесные, полевые, горные, водяные и воздушныедевы, которыемогут вестисебя дружелюбнои враждебнов отношениичеловека, взависимостиот его собственного поведения, ит.д.
Но на рядус этим существовалпантеон славянскихбогов: Сворог, Даждьбог, Хорс- солнечныебожества, Перун- бог грозы, Велес(Волос) — покровительскотоводства, Мокошь — богиня женских работ, прядения иткачества.
Само понятие „бог“ исконнославянское, общее для всехславянскихязыков. Основноезначение этогослова — счастье, удача. С течениемвремени представлениеоб удаче, успехе, счастье, везениисвязывалосьс неким духом, дающим удачу. Другое общеславянскоеобозначение сверхъестественногосущества — бес, которое означаловсенеобъяснимоеи страшное.
К древнейшей эпохе восходяткорни лечебноймагии, у славянона была связанас народноймедициной. Таким образом, славянам помимо анимистическихверований былприсущ политеизм- более высокийуровень развитиярелигии. ТутБог — более илименее сформировавшеесяпонятие, хотяи представляющеечаще всего силыприроды и занятиячеловека.
Многобожиемы встречаему ацтеков, народа майя. Особенножестока религияу ацтеков, покоторой богамприносилиськровавые человеческиежертвы.
Любопытнарелигия в древнемКитае, где упорв основном делался нанастоящую жизньчеловека, нанеобходимыеправила поведенияи обряды дляисполнения.В Китае существуютдве религии: даосизм и конфуцианство, которые тесно переплетенымежду собой.По-китайскидао — путь, метод, принцип. Основателемэтого учениябыл Лао-дзы, который писал, что основойчеловеческойжизни должностать бездействие. Всякое стремлениечто-то сделать, изменить вприроде илив жизни людейосуждается.Главная добродетель- воздержание: это основныепонятия, приведенныеЛао-дзы. В даосизмеи конфуцианствепонятия духови богов выраженыменее отчетливо, чем в других религиях. Заоснову здесьберутся традициипоколения, устоявшийсяпорядок жизнии веры. В конфуцианствеосновным содержаниемстал культпредков. Каждаякрупная родовая группа имелахрам, посвященныйобщему родоначальникуфамилии. Жертвоприношенияи моления вэтих храмахисполнялисьили главойсемьи, илистарейшинами родов. Былоповерие, чтодуша умершегопосле сложныхпризыванийи исполненияобрядов переходит в символ, хранящийся в храме (в раннеевремя — кукла, затем — табличка).По религиозным
верованиямкитайцев, главнейшаяобязанностьчеловека — сыновняяпочтительность и почитаниепредков. Главнымправилом жизни, опорой существующегостроя конфуцианскаяфилософия ирелигия считаютстрогое соблюдениеобрядов. „Еслине соблюдатьиздревле установленныхобрядов,- говорилКонфуций, — или, тем более, отменитьих, то все перемешается и возникнутнестроения.Уничтожьтебрачные обряды- не будет супругов, и разовьется разврат со всеми егопреступлениями…Уничтожьтеобряды погребенияи жертвоприношений- дети не будутзаботитьсяоб усопшихродителях, даи живым служитьперестанут, уничтожьтеобряд пин-дзинь- исчезнут различиямежду государеми чиновниками, удельные князьябудут своевольничать, возникнутпритесненияи насилие“.
Политеистическиеверования вДревнем Китае, Индии, Египтеи Греции. Европейскоеязычество.
Китайскийпантеон боговвесьма обилени сложен. Главным богом в древностисчитался Шан-ди, а затем егозаменил Тянь(в переводе»Небо"). Извторостепенныхбогов видноеместо занималибог богатства- Цай-шен и покровители профессий для ремесленников.Купцы почиталипомимо богабогатства такжеместных богов-покровителей.Для крестьянглавную рольиграли земледельческиебожества. Видное место в верованияхкитайцев занимаетдракон: многочисленныедухи-драконыуправляютдождем и воднымиисточниками.
Необычнаи оригинальнарелигия Индии.В ранний периодза основу берутсярелигиозныетексты — Веды.В них записаны гимны и предания, посвященные различным богам. Однимиз ранних образовбогов можносчитать Индру- бога-воителяи бога грома и молнии (двойственнаянатура), такжемы встречаемздесь другихбогов: Варуна- олицетворениеночного неба, небесных иземных вод, Дьяус — бог дневногонеба. В видеолицетворения солнца выступает целая вереницабожеств — Сурья- значит простосолнце, Савитри- «восстановитель», «оживитель», Пушан — божествосолнечногожара, Ушас — богинязори. Довольнорасплывчатопредставлениеоб Адити: этоолицетворение беспредельногопространства.Помимо представленныхбогов в Ведахвстречаетсянемалое количестводругих богов. Ведические боги группировалисьв две противостоящиекатегории: асуры и дэвы.К первым принадлежатДьяус, Варуна, Митра, Савитар, Адити; ко вторым — большинствоостальных.Наряду с богамииндийцы почиталипредков-питрис.Питрис упоминаютсяв Ведах очень часто, ноне занимаютв них видногоместа.
В более позднийбрахманскийпериод религияИндии меняетсяс изменениемобщественногостроя. Теперьобщество делитсяна четыре касты: брахманы — наследственноежречество, кшатрии — каста воинов, вайшьи- каста земледельцев, скотоводови торговцев, и шудры — кастарабов. Первыетри считалисьблагородными.Кастовый стройбыл закрепленв памятникезаконодательстваи религии Индии — в Законах Ману.На первое местов эту эпохувыдвинулсяновый бог — Брамаили Брахма, которому истали приписыватькастовое устройство.По мифу самикасты произошлииз разных частейтела Брахмы: из уст его — брахманы, изрук кшатрии, из бедер — вайшьи, из ног — шудры. Усложняетсяи сам пантеонбогов — теперьбоги принадлежаткастам: Брахма- брахманам, Индра (сохранившийсвое значение)- бог кшатриев, Рудра — богземледельцев.Шудры вообщебыли отстраненыот официальногокульта.
Была широкораспространенаидея перевоплощения: душа человека после его смертине погибает, а переселяетсяв другое материальноетело. Во чтоименно онавоплотится, это зависитот поведениячеловека втеперешнейжизни, и преждевсего от соблюдения им кастовых правил. Теоретическоеобоснованиеучения о перевоплощении- идея кармы.Карма в переводена русский — это причинностьи
судьба. Своимповедениемчеловек самсоздает своюсудьбу в будущемвоплощении.В этом и заключаетсязакон кармы.
В дальнейшемрелигия становитсяболее демократичной.Возникаетсвоеобразноеучение об аватарах: каждое небесное божество может иметь своюземную аватару.Некоторые изаватар становятсяпопулярныминароднымибожествами.Теперь боги-спасители- земные боги. Наиболее популярным делается Кришна- спаситель, одна из аватарВишну. В ЮжнойИндии такимже богом-спасителем выступает Рама- легендарныйпредводительарийцев призавоеванииими Цейлона, герой древнеиндийскогоэпоса Рамаяна.
На почвепочитаниябожеств-спасителейскладываютсямногочисленныесекты. Во главеих стоят святыемужи-учителя, так называемые гуру. Культгуру выдвигаетсяна первый план.Гуру не толькопосредник междучеловеком ибогами, он сампочти воплощение божества. Каждоеслово гуру — священный закондля всех егопоследователей. Большинствосект можносоединить вдве основныегруппы, в зависимостиот того, какоеглавное божествоони признают.Главных божествдва: Вишну иШива, сообразночему сектыделятся вишнуистские и шиваистские.Между этимисектами нетборьбы. Брахмупризнают верховнымбогом, но егокульта нет.Сохраняетсяв сектах учениео перерождении.
Итак, общиедогматы индуизма: признаниесвященногоавторитетаВед, учение окарме и переселениидуш, вера в богоустановленностькаст.
Необходимый вклад в историюразвития религиивнесли верованияегиптян. Египетскаяцивилизацияоставила после себя монументальные памятники, такие как египетскиепирамиды — одноиз чудес света.Они связаныс представлениямиегиптян о жизни души послесмерти, о загробном мире. Они считали, что со смертьючеловека умираеттолько еготело, тогда какостаются части его существа: имя (рен), душа(ба), вылетающаяиз тела в видептицы и уносящаяся в небо, и таинственныйдвойник человека(ка). Ка — своеобразнаядуша, невидимыйдвойник человека, посмертнаясудьба котороготаинственно связана с судьбойсамого тела.Ка не бессмертен, он может погибнутьот голода ижажды, если при погребении покойник небудет снабженвсем необходимым; ка может бытьсъеден загробнымчудовищем, если не защитятего магическиеформулы. Вблагоприятномслучае, присохранениимумии или хотябы статуи умершего, ка может надолго пережить его.Египтяне достиглибольших успеховв мумификациимертвого тела, связанной сих представлениями. Также у египтянсложилосьпредставлениео покровителяхумерших. Каждойместностисоответствуетсвой бог-покровитель.Вдальнейшемвыдвинулисьдва божества(период Древнегоцарства): солнечныйбог Ра и умирающийи воскрешающийбог растительностиОсирис. Будучипо мифу первымумершим, Осирис изображается
как владыкаумерших, а егоежегодноевоскрешениедавало верующимнадежду на то, что именно сего помощьюдуша умершегоможет спастисьот окончательнойгибели.
В эпоху Среднегоцарства возниклаидея суда над душами. На этом страшном судевзвешиваетсясердце покойникаи в зависимостиот добрых идурных дел, совершенныхим при жизни, определяетсясудьба его души. Судьейдуш считаетсяОсирис. Но вдобавлениик этому существовалопредставлениео возможностиобеспечить благополучие души на томсвете чистомагическимисредствами.И магическиепредставленияпреобладалинад религиозно-нравственными.
Помимо покровителяумерших Осирисвыполнял роль бога-покровителя земледельческих работ, растительности. Характер образаОсириса какбы олицетворялхлебное зерно.В дальнейшемс культом Осирисабыла тесносвязана Исида- богиня плодородия.Затем сформировался образ солнечногобога Ра, которыйстал главнойчастью государственнойрелигии Египта.
Египетскаярелигия вырослаиз почитанияместных номовых божеств-покровителей.Номы — остаткидревних племен, объединенныхв конце 4 тысячелетиядо н.э. под общейвластью царя.Культ номовыхбогов сочеталсяс поклонениемобщеегипетскимбожествам.Остались врелигии Египтаи следы тотемизма, но культ животных в Египте был локальным. Впочитанииместных богов-покровителейпроисходилпроцесс антропоморфизациисвященныхживотных, таккошка превратиласьв богиню Бастет, изображающуюсяс кошачьейголовой, сокол- в бога Гора. Существуютизображениябога Тота сголовой ибиса, Анубиса — с головойсобаки, богиниСохмет с головойльвицы.
Для египетскойрелигии былахарактернаодна особенность: с изменением места царствованиядинастии, сизменениемстолицы государстваменялся и состав пантеона богов. Основной номовыйбог-покровитель настоящей столицы занималглавенствующуюроль в пантеонеобщеегипетскихбогов. Так первые объединители Египта, вышедшиеиз Иераконнополяи Эдфу превратилисвоего племенногобога соколаГора в общеегипетскогобога солнца(1-2 династии), затемс перенесениемстолицы царствав Мемфис (3-аядинастия) глав-
ным официальнымбогом Египтастановитсямемфиский богПтах и т.д. Другиеместные божествасо временемвошли в пантеон египетскихбогов. Напримергермопольскийбог Тот сталпокровителемписцов и ученых, снутский Анубис- богом загробногоцарства, лотапольскаяСохмет — богинейвойны, коптосскийМин — покровителеминостранцеви т.д.
Космогоническихмифов у египтянбыло много, вкаждом существовалсвой миф о началемира, где главнаяроль отводиласьместному божеству.Геопольскиеверующие приписывалисоздание мирасвоему солнечномубогу Ра. Сам Рабыл порожденотцом своим, первобытным хаосом Нун, из этого хаосаРа, совокупившисьсам с собой(«упало семяв мой собственныйрот») создалодно за другимвысшие божества, людей и животных.Он «изрыгнул»бога Шу (олицетворениевоздуха) и Тефнут(его женскоедополнение), от этой божественнойпары родиласьв свою очередьГеб (земля), Нут(небо) и другиебо-
ги, составляющие«великую девятку», и «родили онипотомство, многочисленноена земле этой».Людей создалРа из своихслез, солнце- око Ра, луна- другое око.
Существовалитакже другиекосмо- и антропогонические мифы: например, представлениео мировом яйце, из которогородилось солнце, а может бытьи весь мир; существовалмиф о том, чтобог-горшечникХнум вылепиллюдей на гончарномкруге.
Существование различных космогонических мифов и изменениеегипетскогопантеона вцелом говорито разобщенностистраны и религииЕгипта.
--PAGE_BREAK--
Несколько иным образомсформироваласьдревнегреческаярелигия. Также как и египетскойи многим другимрелигиям мираей был присущместный характерразвития. Т.е. в различных местностяхГреции чтилисьсвои божества, часто связанныес местнымирельефнымиособенностямиили олицетворявшие их, от которых зависела жизнь верующих: такв Псофиде поклонялисьместной рекеЭриманф, которойбыл посвященхрам; в Орхомене- священным камням, будто
бы упавшимнекогда с неба, на горе Анхесмепочитался ЗевсАнхесмий, ЗевсЛафистий — олицетворение горы Лафистиона. В каждой местности или городе былсвой патрон-покровитель.Этот культносил государственныйхарактер. Причемкульт этот был очень строгим: вообще к богамможно былоотноситьсяскептически, общеобязательныхдогматов греческаярелигия незнала, но нельзябыло уклонятьсяот исполненияобязанностейобрядов в честьбога-покровителя, нельзя былопроявлятьнеуважениек нему. За нарушениеэтого законагрозило суровоенаказание.
Из множестваместных богов, с течением времени, некоторыеобразы слились в единые общегреческиебожества, например, Зевс
Лафистий, Зевс Крокеат, культ Зевсана Крите и Фессалии, переросли вкульт Зевса- как верховогобога, «отцабогов и людей». Самое имя Зевсозначает сияющеенебо и восходитк общему индоевропейскомукорню (Дьяусу индийцев, Тиуу германцев).У имени Зевсасуществовалооколо 50 эпитетов, указывающихна его функции: подземный, т.е. обеспечиваетплодородие, дожденосный, всепородитель, властительсудеб и т.д.ОбразГеры, главнойиз богинь, супругиЗевса, выросиз образабогини-коровы, покровительницыМикен. Посейдонбыл древним морским божеством Пелапонесса. Культ Посейдона, вобрав в себяряд местныхкультов, сталбогом моря ипокровителем коней. Афина- древнее божество — покровительницагородов и городскихукреплений.Другое ее имя- Паллада — тожеэпитет, означающий «Потрясательница копья». Поклассическоймифологии, Афина выступаеткак богиня-воительница, она изображаласьв полном вооружении. Богиня Артемида — одно из наиболеечтимых грекамибожеств. Обычнополагают, чтокульт Артемидывозник в МалойАзии, где она считаласьпокровительницей плодородия. В классическоймифологииАртемидавыступает, как девственнаябогиня-охотница, обычно со своейспутницей — ланью. Чрезвычайносложный и неясный образ представляетсобой Аполлон, которому вгреческоймифологии ирелигии принадлежало весьма видноеместо. В ПелапонессеАполлон считалсяпастушескимбожеством.Около Фив почиталиАполлона Исмения: этот эпитет — название местнойреки, которуюкогда-то обожествлялижители. ПозднееАполлон сталодним из самыхпопулярныхбогов Греции.Его считаютвоплощениемнациональногодуха. Главныефункции Аполлона: прорицание будущего, покровительствонаукам и искусствам, врачевание, очищение отвсякой скверны, божество света, правильного, упорядоченногомиропорядка.Бог-целительАкслепий сложилсяна чисто греческойпочве. Аркадскимпо происхождениюбыл бог пастуховПан. Малоазиатскаябогиня плодородияАфродита превратиласьу греков в богинюкрасоты, любви, идеализированноеолицетворениеженственности.Арес, заимствованныйу франкийцев стал неистовымбогов войны.Далее: Деметра — богиняплодородия, Гефест — олицетворениеземного огняи кузнечногоремесла, Гестия- также олицетворениеогня, толькодомашенго, божество семейногоочага, Гермес- покровитель дорог и путников, бог торговли.Некоторые изгреческих боговпредставляютсобой болееили менее абстрактныеобразы — олицетворенияотдельныхотвлеченныхпонятий: Плутос- непосредствнноеолицетворениебогатства, Немезида — богиня возмездия, Фемида — богиняправосудия, Мойры — богинисудьбы, Нике– богиня победыи это далеконе все божествагреков.Космогоническаятематика внародных верованиях не занималазаметного места. Идеябога-творцаотсутствовалав этой религии.По Гесиоду изХаоса родиласьЗемля, Мрак, Ночь, а затем Свет, Эфир, День, Небо, Море идругие великиесилы природы.От Неба и Землиродилось старшеепоколениебогов, а от нихуже Зевс и другиеолимпийскиебоги.Центрального культа В Грециине было, но напочве культурнойобщности, некоторыекультовыецентры получили широкое, общегреческое значение. СвятилищаАполлона вДельфах, Зевсав Олимпии, Деметрыв Эпидавре идр. получилиширокую известностьи пользовалисьпочитаниемво всей Греции.В целом же религия Греции быларазобщена, хотяболее или менеестабильна.По тем религиям, которыемы вкратцерассмотреливыше можнопредположитькаким образомразвивалсяобраз бога в человеческомсознании. Наранних этапахразвития всвязи со страхом, вызваннымневозможностьюобъяснитьявления природыи представитьсвое место вмире, человекприписываетсверхъестественноевсему окружающему, и, в первуюочередь, предметам, непосредственносвязанным сего жизнью: животным, которыеего окружают, на которых он охотится, от которых зависитего жизнь; явлениямприроды, которыеон не в состояниипредугадатьи от которыхзависит успехв земледелии и опять же егожизнь. Человекпытаетсявоздействоватьна сверхъестественныесилы, обращаяськ ним, молясь, принося жертвы.Он пытаетсяобеспечитьсебе и свойсемье удачув жизни во всехотношениях. Но уже на этомуровне возникаютморально-нравственныезаконы покаеще на подсознании, установлениекоторых приписывается тем же силам.Они передаютсяиз поколенияв поколение.Итак сначала бог длячеловека изображаетсяв животном обличии или как полуживотное-получеловек, и его функциив основномсвязаны с жизньюсамого человека.В дальнейшеммы встречаемчастичное отделение необъяснимогоот природы, т.е. существованиенезависимыхфизически, нопокровительствующих природе духов, которых человекне может видетьи ощущать, носчитает возможнымвлияние на них.Сам способ влияния не изменился — этоте же моленияи жертвоприношения.Уже на этомуровне возникаютвопросы овозникновениивсего сущего, возникаюткосмогоническиемифы о возникновениимира. Такжепоявляютсяпредставления о сущности смерти, о продолжениисуществованияпосле смертии т.д. Т.е. мы встречаемпопытку человекаосознать мир и свое место в нем. В этотмомент богпредстает передчеловеком, какмножествофизическинеоформленныхсил, жизнь которогозависит от них.Теперь человекпытается общатьсяс ними путемсновидений, подсознательныхявлений и т.д.Далеебоги формируютсяв четкое иопределенное понятие. Этолибо люди (они, как правило, выступают внекотороммножестве), либо антропоморфныесущества, которымопять приписываютсилы природы, жизненныйуспех, ремесленническиепокровительства.Образ их существованиясхож с человеческим, т.к. приносимыежертвы в основном считаются пищей и предметамипользованиябогов. На этомэтапе возникаютмифы о появлениибогов, об их влиянии друг на друга, часто об их жизни ибессмертии.Человек боитсясмерти, и поэтомубессмертиеон приписываетбогам. Ранееи сейчас мы встречаем влюбой религииправила, которыедолжен исполнятьчеловек напротяжениижизни. Одно изсамых древних«правил» — этопоклонениепредкам. История этого культатянется ещесо времен племенногоустройства.Часто он связан с обожествлением самих предков и представлениях о загробном мире. Еще одноиз основныхправил этопочитаниебогов. Такжесуществуетправило сохранениягосударственныхустоев. Онопроявляетсякак обожествлениеимператоров и выполнениесвоих обязанностейперед ним.Вот некоторые из основныхнеобходимыхпонятий длячеловека. Помимоних проявляютсячисто нравственныепонятия более свойственныедля мировыхрелигий.Итак Богиз животногопройдя некийпуть развитияпереходит всхожее с человекомсущество, донекоторогопериода выступающеев множественномчисле, котороеявляется либопутем появлениявсего сущего, либо не являясьпричиной, становитсятворителеми правителеммира, он устанавливаетправила, следитза их выполнениеми решает судьбучеловека взависимостиот их исполнения.В мировых религиях, которые мы рассмотримчуть ниже, Богпредстаетнесколько виной ипостаси.Он опять жесохраняет засобой праваправителя, нотеперь намногоярче выступают нравственныепонятия.
Три мировыерелигии – мировоерелигиозноенаследие: буддизм, ислам и христианство.
На данныймомент в миресуществуеттри мировыхрелигии: буддизм, ислам и христианство.Характернымиих особенностямиявляется местораспространениярелигии независящее отместа ее возникновения.
Так происхождениебуддизма досих пор не известно, эта религияраспространенав Южной, Юго-Восточной, Восточной Азии, Японии и другихстранах.
Исследователибуддизмапредполагают, что эта религиявозникла в 6-5векох до н.э. Воснове ее лежитповерие, чтоосновательэтой религиибыл сыном царяодного изсевероиндийскихгосударств.Его звали Сиддхартха, а позже Гаутама. Царевич никогдане видел вокругсебя мрачного, тяжелого, безобразного, не подозреваяо его существовании, проводя молодыегоды за высокимистенами дворца. Толчком к душевномупереворотупослужили дляцаревича четыревстречи: дряхлый старик, жестокострадающийбольной, покойники нищий монах.Так он узнало существованииболезни, старости, смерти. И решилотречься отроскоши и наслажденийи найти душевныйпокой в аскетизме.Он стал аскетом-отшельником, семь лет провелв лесу, добровольносамоистязаясебя, чтобыдостигнутьдушевного мираи познанияистины. Далееон понял, чтоэто неправильныйпуть спасения.Однажды ночью, сидя под деревоми погрузившисьв глубокиемысли, Гаутамавнезапно достигает«просветления». Ему открывается вся истина. Сэтого моментаон становитсяБуддой — Просветленным.Он пришел кубеждению, чтообе крайности- и жизнь, полная удовольствий и похоти, и жизньдобровольныхстраданий — равно далекиот правильногопути. Первая- это «жизнь низменная, неблагодарная, противная духу, недостойная, ничтожная»; вторая — «жизньмрачная, недостойная, ничтожная». Правильныйпуть лежит посередине. Этопуть самоуглублениядля познанияистины, путьведущий к покоюи к просветлениюдуха. Вся жизнь, согласно учениюБудды, это страдание. Причина страдания- привязанностьк жизни, жаждабытия. Эта жажда«ведет от возрожденияк возрождению».Прекращениестраданиязаключаетсяв «устраненииэтой жаждычерез полноеуничтожениежелания». Человекдолжен подавитьв себе всякоестремлениек существованию, всякое желание, страсть, всякуюпривязанностьк чему бы то нибыло. Чтобыдостичь этого, человек долженследовать «восьмеричным путем», ведущимк прекращениюстраданий:«праведнаявера, праведнаярешимость, праведныеслова, праведныйобраз жизни, праведные стремления, праведныепомыслы, праведноесозерцание».Так человекдостигнет вконце концовсовершенства: он станет архатом- святым и погружаетсяв нирвану. Нирвана- последнее, идеальное состояние, к которому долженстремитьсямудрец. Нирванаозначает прекращениецепи перерождений, которые составляют удел человека. Цепь перерожденийу будистовназываетсясансара. Перерождаясь, живое существоможет принять не только человеческуюформу: оно можетвозродитьсяживотным, растением, злым духом, божеством. Будда первый из людей достиг«просветления»и ему не грозитуже новое рождение.Смерть Будды — это непосредственныйпереход в нирвану.
Моральныезаповедипервоначальногобуддизма носилипреимущественноотрицательныйхарактер: неубивать ниодного живогосущества, некасаться чужойжены, не говоритьнеправды, непить вина. Одноиз важных заповедейбуддизма — любовьи милосердие ко всем существам.Буддизм отрицаетединство душичеловека. Основупсихической жизни человекасоставляютотдельныедрахмы ( означаетзакон, учение, религия, истиннореальное, качество, основное значение- носитель своегопризнака, т.е.носитель душевных свойств). Таких драхм у человекамного. В числедрахм есть«чувственные»,«сознания»и еще несколькокатегорий, втом числе«неподверженныебытию» и стремящиесяк покою — нирване.По смерти человека драхмы, составляющиеего личность, распадаются, но под действиемтой драхмы, которая созданавсей деятельностьючеловека вовремя его жизни и в предшествующихперерождениях, они вновьсоединяются, уже в новыхкомбинациях, и дают началоновой личности.Так совершаетсявечный круговоротдрахм, этомучительное «колесо бытия», вырваться изкоторого человекможет, толькоследуя заповедямБудды.
Позже возникает учение о махаяне- «большой колеснице»или «широкомпути» спасения.Здесь Будда становится главенствующимбогом, возникаюттакже некоторыедругие боги, достигшиенирваны. Ещеодно новшествомахаянистов- допущениемирян в нирвану (учение о рае).В раю сукхаватипребывают душиправедников, которым предстоитвоплотитьсяна земле ещетолько один раз, прежде чем достигнутьнирваны. Возникаетпонятие ададля грешников, нарушающихзаконы Будды.
Такова основабуддистскогоучения.
Ислам — самаяпоздняя повремени возникновениярелигия – онавозникла в 7веке нашей эрыв Аравии.
Основателемислама былпророк божийМухаммед, араб, живший в Мекке.Считалось, чтоон получил отбога ряд откровений, записанныхв священнойкниге Коранеи передал ихлюдям. Коран(«Коран» — чтение) — основная священнаякнига мусульман.Это свод изреченийи поучений, продиктованныхсамому пророкуархангелом Джебраилом.Другая часть религиозной литературымусульман — сунна (сонна), состоящая изсвященнныхпреданий ожизни, чудесахи поученияхМухаммеда. Ноне все мусульманепризнают сунну; признающиеее назыаютсясуннитами, онисоставляютзначительноебольшинствов исламе.
Жизнь пророкапредставляетсятаким образом: Мухаммед жилоколо 570-632 гг. ипроповедовалновое учениесначала в Мекке, где нашел малопоследователейи откуда ушелв Медину (переходдля мусульманстановитсяначалом особоголетоисчисления– мусульманскойэры). Здесь емуудалось собратьмного приверженцев. Опираясь наних, он подчинилсебе Мекку, авскоре объединили большую частьАравии подзнаменем новойрелигии.
В проповедяхМухаммедаосновную частьзанимает строгоетребованиепочитать толькоединого Аллахаи быть безусловно покорным еговоле. Само слово«ислам» означаетпокорность.«Свидетельствует Аллах, что нетбожества, кроменего, и ангелы, и обладающиезнанием, которыестойки в справедливости: нет божества, кроме него, великого, мудрого! Поистине, религияпред Аллахом- ислам...» СамАллах изображаетсяВ Коране, каксущество счисто человеческими моральнымикачествами, но в превосходнойстепени. Важнейшееже качествоАллаха — этоего бесконечное могущество и величие. Поэтомуи важнейшеедогматическоеи моральноепредписаниев Коране — это требованиеполной, безоговорочнойпокорностичеловека волеАллаха.
Догматикаислама оченьпроста. Мусульманиндолжен верить, что есть толькоодин бог — Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что существуют ангелы и злыедухи (джинны)– они находятсяво власти богаи исполняютего волю; что в последнийдень мира мертвыевоскреснути все получатвоздаяние засвои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждатьсяв раю, грешные и неверныегореть в геенне; что существуетбожественноепредопределение, ибо Аллах каждомучеловеку заранееназначил егосудьбу. Длямусульманинаобязательнапятикратнаямолитва каждый день в установленныечасы; обязательноеомовение передмолитвой и вдругих случаях, после какого-либозагрязнения; налог в пользубедных; ежегодныйпост (ураза, вдесятом месяце- рамазане) в течение всегомесяца; паломничествов священныйгород Мекку, которое правоверныймусульманиндолжен по возможностисовершить хотя бы раз в жизни.Также обязательнообрезаниемальчиков, запрет естьсвинину, строгоезапрещениеделать изображениебога, человека и животных, чтобы не даватьповода к идолопоклонству.Одно из предписаний мусульманской религии состоитв священнойвойне за веру(джихад). В Коранепроводитсянекотороеразличие междуприверженцамиразных немусульманскихрелигий. К многобожникам отношениерезко враждебное, к людям, «имеющимписание», тоесть иудеями христианамКоран выказываетуважение. Напрактике висламе всякоеразделениемежду сторонникамииных религийстерлось: всеони считаютсяневерными(джяур), подлежащимили истреблению, или покорению.Этика исламатоже проста: предписывается быть справедливым, воздавать за добро добром, за зло злом, помогать бедными т.д. Богатствои бедностьпризнаютсяестественнымфактом, установленнымсамим Аллахом.
Дальнейшее развитие ислама повлекло засобой возникновениебольшого количестватечений: шиизм, суннизм, суфизми т.д.
В настоящиймомент исламстал несколькоболее мягкими демократичным.
Третьей инаиболеераспространенноймировой религиейявляется
христианство.
Время возникновенияхристианства- начало 1 века нашей эры(летоисчисление ведется с началарождения основателярелигии ИисусаХриста).
Иисус Христос(Иисус — Спаситель, Христос означает помазанный) по христианскомуучению — СынБожий, ВтороеЛицо ПресвятойТроицы, побожественномусовету воплотившийсяради спасениягрешного родачеловеческогоот ПречистойДевы Марии инаречен по повелениюАрхангелаГавриила ИисусомХристом. ИисусХристос родилсяв Палестине, в городе Вифлееме.До тридцатилетнеговозраста онпрожил в неизвестностив небольшомгороде Назарете в семействеплотника Иосифа. На 30 году жизнипринял крещениеот Иоанна вИордани. Общественноеслужение Иисусначал в Галилееизбранием 12учеников. Преждевсего он начерталобраз своегоистинного после-
дователя, как человекасмиренно-мудрствующегоо себе, скорбящегоо своей греховности, желающегопримириться с милостивым Богом, чистого сердцем и миротворца.Иисус Христосучил о себе, как о лице, посланнымОтцом-Богоми пришедшимв мир. «Бог послал Сына Своего Единородного, — говорит апостолПавел, — в подобииплоти греховнойв жертву загрехи». Истинусвоих проповедейИисус доказывалссылкой на своидела или чудеса: над живымилюдьми страдающимиболезнями, надумершими и надвнешней природой.Когда ИисусХристос пришел в Иерусалим, он был преданодним из своихучеников, ИудойИскариотом, после того каксовершил сучениками предпасхальную трапезу (тайнуювечерю). И былосужден синедриономна смерть. Вместес двумя разбойникамион был отведенна гору Голгофуи распят накресте. На третийдень после смерти Иисус воскрес после смерти и явилсясвоим ученикам.В сороковойдень на видуу всех своихучеников онвознесся на небо, провозгласив ранее 12 учеников Апостоламии послав их напроповеди. Такизложена мирскаяжизнь Христав Евангелии.
Основныеисточникихристианскойрелигии — Библия, которая делитсяна две части: Ветхий Завети Новый Завет. Считается, что Библиянаписана святымимужами по внушениюи при содействииБожьего Духа. Помимо этогосуществуюттак называемыепервые четырекниги НовогоЗавета — Евангелияот Матфея, отМарка, от Лукии от Иоанна. Вних описываетсяжизнь и ученияХриста.
Основныедогматы ученияХриста заключаютсяв том, что Бог — высочайшее существо, Емунет равныхникого и нигде.Бог один, нотроичен в Лицах.Первое Лицо- Бог Отец, ВтороеЛицо — Бог Сын, Третье Лицо — Бог Дух Святой.Святая ТроицаЕдиносущнаи Нераздельна.Бог Отец ни откого ни рождаетсяи не исходит, Сын Божий рождаетсяот Бога Отца, а Дух Святойисходит от БогаОтца.
Путь нравственногосовершенствованиячеловека изложенв десяти заповедяхданных МоисеюБогом:
Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози иные разве Мене.
Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да непоклонишися им, да не послужиши им.
Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.
Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмой, суббота, Господу Богу твоему.
Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.
Не убий.
Не прелюбы сотвори.
Не укради.
Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.
Не пожелай искренняго твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближнего твоего.
В IV веке вхристианствепроизошелраскол накатоличествои православие, связанный сразличием втолкованииписаний.
Ни в однойполитеистическойрелигии неттакого всеобемлящегопредставленияо Боге как вмировых религиях, особенно вхристианстве. Например, смертьв других верованияхпредстает какчто-то страшное, необъяснимое, все блага направленына телесные наслаждения. Христианство на равне с буддизмоми исламом обращаетсяв первую очередьк душе человека.Считается, чтотело — теснилищедуши и главнаяцель, которуюпреследуетхристианин- совершенствованиедуши, воссоединениеее с Богом. Теперьза основу религииберутся нравственные устои. Богмилостив, и недолжен вызыватьстраха. У теологовсуществуеттакое утверждение, что человек отличается от животногоналичием Бога.Человек носитБога в самомсебе, в своейдуше, он — Егочастица. Этостремлениек доброте ичистоте. В Богечеловек всегдасможет найтиутешение ижизненные силы.
Заключение
Религии мираразличаютсямежду собойпо возрасту, распространённости, влиятельности, сложности исистематизированности.Некоторые изних побывалив роли государственных, другие быливечно гонимыми.Некоторыесанкционировалисуществованиецелых цивилизаций, иные не выходилиза пределыкакой-нибудьзатеряннойдеревни. Какие-тосуществуютна протяжениинесколькихтысячелетий, какие-то — исчезли, не успев возникнуть.Некоторыеприобрелибогатую богословскуютрадицию ивыразилисьво множествевеликих произведенийразных видовискусства, адругие осталисьсреди народов, все силы которыхушли на выживаниев жёстких природныхусловиях. Некоторыерелигии ведутк высокойнравственностии подвигамсамоотречения, а некоторые- толкают человекана убийства.Одни зовут квойнам и революциям, другие не позволяютчеловеку выйтиза пределы егочастной жизни.Некоторыерелигии призываютк самоубийству, некоторые — предполагаютдостижениебессмертия.
Религииконкурируютдруг с другомза души людей.Последователиразных религийвсевозможнымиспособамиборются другс другом загосподство.
Религииобъявляют другдруга ложными, вредными ипреступнымиучениями. Онипоглощают другдруга и распадаютсяна течения.
И тем не менеевсе религииравноценны.Нельзя сказать, что какая-торелигия безусловнолучше, чем другая.В истории религиинельзя отметитьпрогресса илирегресса, этаистория представляетсобой настоящуюмозаику, совершеннобеспорядочноедвижение; секуляризацияи наступлениерелигиозности, переменныйуспех в борьбеязычества итеизма, интернационализациярелигий и ихзамыкание вэтническихрамках, умираниерелигий и ихвозрождение, триумф и внезапноеисчезновение- все эти процессыидут рука обруку, постояннопереходя другв друга безвсякой строгойпоследовательностии вне всякойцеленаправленности.
Все вероисповеданияимеют одинаковуюценность изначение дляразвития мировойкультуры. Всеони жизнеспособныи имеют правона существование.Всякая религияпригодна дляобеспеченияжизни людей.Каждая можетотстоять себяперед лицомдуховных конкурентов, развивая своёучение, и передлицом вооружённыхврагов, вдохновляяна борьбу своихпоследователей.Все могутпохвастатьсядревностьюсвоих корней, и все имеютперспективув дальнейшеймировой истории.Все достойныбыть выраженнымии воспетымив произведенияхискусства. Икаждая достойнасамого пристальногоизучения.
Чтобы узнатьлюбую религию, мало изучатьеё внешниепоследствия, нужно взглянутьв саму сущностьчеловеческогодуха, рассмотретьеё глубинныепотребностии предельныезакономерности.Всякая религияявляется плодомдействия этихзакономерностейи выражениемэтих потребностей.В то же время, любая религиявлияет на жизньчеловека, определяяв конечномитоге стратегиюего поведения, преобразуяприроду внутрии вне человека, формируя лицоцивилизаций.
Многообразиерелигий охватываетвсё многообразиевозможныхсмыслов человеческойжизни. Не всерелигии живысегодня — многиеиз них не располагаютв наши днипоследователями.Однако всесмыслы живыи в любой моментмогут сплотитьвокруг себянемалое числолюдей. Именноэто требует, чтобы вниманиеобщества былообращено нетолько навторостепенныедетали функционированиясовременныхрелигий, но наусловия обретенияи утраты всех
смыслов, которые когда-либобыли открытычеловечеством…
Списокиспользованнойлитературы:
Философский словарь.
Религия в истории народов мира С.А.Токарев.
Закон Божий.
Полный православный богословский энциклопедический словарь.
Религии мира, Ю. В. Тихонравов, Москва Universal 1996.
Словарь Иностранных Слов, А. Я. Абрамович, Москва «Русский язык» 1989.
Советский Энциклопедический словарь, А. М. Прохоров, Москва «Советская
энциклопедия»1982.