Реферат по предмету "Разное"


Аудитория местных печатных средств массовой информации: социологический анализ

АУДИТОРИЯ МЕСТНЫХ ПЕЧАТНЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗА.А. Челноков (МГУ им. А.А. Кулешова)Научн.рук. В.Н. Ставский, старший преподаватель В белорусском обществе за последнее десятилетие двадцатого столетия произошли глобальные социальные изменения. Ведущие отечественные социологи, работая по академической программе, проводят различные исследования социально-экономических, общественно-политических и социо-культурных процессов, происходивших в стране в последнее десятилетие XX столетия и происходящих в Республике Беларусь в уже наступившем XXI века. Среди социальных процессов современного общества одно из ведущих мест занимают коммуникация и информация, как необходимые элементы жизнедеятельности социума, взаимодействия, в ходе которых осуществляются передача и взаимопередача информации, мнений, оценок, ценностей. В сегодняшней Республике Беларусь в процессе демократизации и других общественно-политических перемен; средствам массовой информации и коммуникации приписываются довольно значительные роль и влияние [2, c. 39]. По мнению многих обществоведов и представителей самих средств массовой информации и коммуникации, СМИ с полным правом можно отнести к «четвертой власти», которая на некоторых этапах жизнедеятельности общества в силах оказать значительное влияние на официальные три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Институт СМИ в современном обществе невозможно представить без аудитории. Под аудиторией понимается субъект массового информационного процесса, совокупность индивидов, которые воспринимают обращенную к ним информацию, способны вырабатывать в своей среде «новое знание» и влиять на информационную политику СМИ. Изучение проблем информационного взаимодействия, наличие обратной связи, адресности, социально-демографических характеристик аудитории — важнейший фактор, способствующий успешному функционированию СМИ — повышению эффективности информационной политики печатных средств массовой информации в регионе [5, c. 29]. Реальным «физическим» объектом социологического изучения аудитории СМИ являются массы людей, различные обществен­ные группы в определенной системе отношений — отношений по поводу информации, распространяемой по каналам периодической печати, радио, телевидения. При этом такие отношения рассмат­риваются и в более широкой системе социальных отношений [6, c. 116]. Этимологически понятие «аудитория» связано с представле­нием о множестве людей, непосредственно включенных в процесс восприятия информации. В эмпирических исследованиях оно тол­куется обычно как совокупность людей, вступающих в контакт с источником информации. Такое определение не может исчерпать всех уровней социологического анализа аудитории. На уровне специальной социологической теории это понятие определяет положение масс в системе массовой информации и пропаганды. «Издатель», «журналист», «аудитория» — понятия, описывающие функции, роли, место различных социальных субъ­ектов в системе. Понятие «аудитория» закреплено за субъектом, который занят в рамках этой системы прежде всего потреблением информации и тем самым является объектом информационного воздействия. В системе массовой информации действуют институты, за ко­торыми закреплены функции сбора, обработки и распространения информации, с одной стороны, и массы, для которых предназна­чена эта информация, — с другой. Так складываются функцио­нальные отношения между участниками—издателем, журна­листом, аудиторией. С другой стороны, система массовой информации и пропаган­ды рассчитана на индивидуальное потребление, «с доставкой на дом». Эта система ориентирована на прямую связь общества в целом (а также социально-территориальных и профессиональ­ных общностей) с личностью. Средства массовой информации апеллируют к личности в со­вокупности её социальных ролей—как к гражданину и семьянину, представителю народа в целом и жителю конкретного района, представителю данной профессии и работнику народно­хозяйственной отрасли. В целом содержание массовой информации охватывает все стороны связей человека с обществом и его подсистемами, все области общественных отношений, в которые включена личность [1, c. 67]. Есть часть информации и вовсе рассчитанная сразу на всех— на «среднего» представителя аудитории. Таковы справочные от­делы газет и передачи радио и телевидения, значительная часть информационных разделов и программ. Существуют мате­риалы, которые путем сочетания различных аспектов проблемы, аргументов, иллюстрации, также рассчитываются на как можно более широкую аудиторию. Таково большинство развлекательных и познавательных передач радио и телевидения, подборки, колонки новостей в газетах, информацион­ные программы радио и телевидения. Четкое осознание границ расчетной аудитории—важнейшая задача практического програм­мирования деятельности массовой информации. Оно может идти по принципу «слоеного пирога» (придание материалу, передаче черт, привлекательных для разных слоев аудитории) и путем дифференциации изданий, рубрик, программ. Переходя от общего представления об аудитории к конкретно-социологическому уровню, следует конкретизировать понятие аудитории. В целом вся система массовой информации рассчитана на все население страны, местные средства—соответственно на все на­селение того региона, в котором они действуют. Население страны или региона составляет потенциальную аудиторию СМИ (для отраслевых органов информации в этом качестве будут выступать все работники данной сферы профессиональной деятельности и их партнеры в других сферах деятельности, а также клиенты, заказчики и т. п., что требует специального рассмотрения) [3, c. 98]. Для аудитории СМИ характерна черта, которую можно оп­ределить как устойчивость, ибо работа средств массовой информа­ции рассчитана на регулярный контакт с аудиторией. Этому спо­собствует система распространения информации: подписка на печатные издания на длительный срок, покупка радио- и телеприемников, которые позволяют длительно «абонировать» эфирную информацию. Более тонким оказывается разделение аудитории на массовую и специализированную. Оно вытекает из явления дифферен­циации информации внутри системы СМИ. В аудитории многих изданий или программ радио и телевидения есть часть аудитории, на интересы и компетенцию которой делается осо­бый акцент. Вообще у большинства материалов есть двойной адресат, точнее, в их аудитории есть две группы: одна, для ко­торой данное сообщение несет информацию, связанную с профессионально - должностной или общественно-политической ролью, другая — для которой содержание сообщения таким образом «повернутым» не оказывается. Иначе говоря, хотя, например, наши центральные издания обращены к самой широкой аудито­рии, есть «свой» особый читатель у изданий в целом, «свой» слушатель и зритель у программ и циклов передач. Массовые издания и программы должны рассчитывать свои выступления на обе группы аудитории, иногда помещая дифференцированные материалы, иногда — те, что должны привлечь внимание обеих групп, ибо «призвание» СМИ — устанавливать связи между специалистами и неспециалистами, про­изводителями и потребителями, обслуживающими и их клиентами. Однако специализированная аудитория «имеет право» и на особое внимание какого-то издания или программы [4, c. 101].^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Аникина, М.Е., Баранов, В.В., Воронова, О.А. Типология периодической печати: учеб. пособие для студентов вузов / М.Е. Аникина, В.В. Баранов, О.А. Воронова. - Москва: Аспект Пресс, - 2007. - 236 с. Блохин, И.Н. Социология журналистики: учеб. пособие для студентов вузов / И.Н. Блохин. - Москва: Аспект Пресс, - 2004. - 318 с. Брайант, Д., Томпсон, С. Основы воздействия СМИ. / Д. Брайант, С. Томпсон. - Москва: Издательский дом «Вильяме», - 2004. - 432 с. Буданцев, Ю.П. Системность в изучении массовых информационных процессов. / Ю.П. Буданцев. – Москва: Изд-во Унта дружбы народов, - 1989. – 244 с. Любивый, Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития / Я.В. Любивый. – Киев: Наукова думка, - 1993. – 171 с. Якушенко, К. В. Современные организационно–экономические тенденции развития мирового издательско–полиграфического комплекса / К. В. Якушенко. – Москва: Явес, - 2009. – 231 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Meridian Essay Research Paper Meridian is set
Реферат Особливості виникнення держав у різних народів світу
Реферат Интеграционные процессы в мировой экономике тенденции современного развития
Реферат История Религии (том 1)
Реферат Безопасность файловых ресурсов сети Windows 2000
Реферат Классификация дисперсных систем по агрегатному состоянию. Особенности каждой системы
Реферат Salem Witch Trials Essay Research Paper Causes
Реферат Conflict Management Essay Research Paper Organizational BehaviorBut
Реферат Финансово экономическая оценка инвестиционного проекта ООО Горнолыжный курорт
Реферат База данных "Сбыт готовой продукции лесоперерабатывающего предприятия"
Реферат Первая русская революция. 1905—1907 гг.
Реферат Опыты Мишеля Монтеня
Реферат Анализ соотношения источников права с формами права
Реферат Бухгалтерский учет денежных средств на ОАО ВМП "Авитек"
Реферат Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарный знак