Реферат по предмету "Разное"


Арриан «Индия» Глава 1

Арриан«Индия»Глава 1(1) Местности за рекой Индом, к западу, вплоть до реки Кофена, заселяют индийские племена астакены и ассакены. (2) Но они и ростом не так велики, как те, которые живут по сю сторону Инда; они ниже их также и по духовному развитию; и цветом кожи они не такие черные, как большинство индийцев. (3) В древние времена они были подданными ассирийцев; затем, подчиненные мидийцами, они перешли под власть персов и платили со своей земли Киру, сыну Камбиза, те подати, какие назначил Кир. (4) Нисейцы1 же - не индийское племя, но происходят от тех, которые пришли в индийскую землю вместе с Дионисом; может быть, это потомки тех эллинов, которые оказались неспособными к войне и не могли участвовать в тех сражениях, которые Дионис вел против индийцев; (5) а может быть, даже Дионис поселил здесь местных жителей по их доброй воле вместе с этими эллинами и назвал эту страну нисейской в память горы Нисы, а самый город - Нисою. (6) И гора, находящаяся рядом с городом, у подножия которой расположена Ниса, называется Мерос, т.е. «Бедро», в воспоминание о том несчастном событии, которому подвергся Дионис немедленно после своего рождения. (7) Все это относительно Диониса поэты изложили в стихах; и те из эллинов или варваров, кто знает и любит рассказывать такие рассказы, пусть их и передают. (8) В стране ассакенов есть большой город Массака, где сосредоточивается и все управление этой ассакийской землей; есть и другой город Пейкелатис3, тоже большой, расположенный недалеко от Инда. Вот кто живет по ту сторону Инда, к западу, вплоть до реки Кофен.Глава 2(1) Те же местности, которые идут от Инда к востоку, я называю Индией и живущих в них - индийцами. Границею Индии с севера является горный хребет Тавра. (2) В этой стране он уже не называется Тавром; начинается он от моря около Памфилии, Ликии и Киликии и тянется вплоть до восточного моря, перерезая всю Азию. (3) В разных местах этот хребет имеет разные названия: в одном месте он называется Парапамисом4, в другом - Эмодом5, в третьем - Имаем; и очень может быть, что где-нибудь он имеет и другие названия. (4) Македоняне, которые совершили поход с Александром, называли его Кавказом; это другой Кавказ, не скифский; отсюда-то и сложилось предание, будто Александр перешел и этот Кавказ. (5) Западную границу Индии составляет река Инд, вплоть до великого моря, куда он и сам впадает двумя устьями; эти устья расположены не рядом друг с другом, как пять устьев Истра, (6) но так, как устья Нила, которыми образуется Дельта Египта; так и в Индии река Инд образует Дельту, не меньшую, чем египетская; она на языке индийцев называется Паттала6. (7) Для той же части Индии, которая обращена к южному ветру и к полудню, границей служит само великое море, и оно же является границей ее с востока. (8) Местности к югу от Патталы и от устья впадения Инда видел и посетил и Александр, и македоняне, и многие элины; до стран же, находящихся на востоке, лежащих по ту сторону Гифазиса, Александр не дошел. (9) Но есть несколько путешественников, которые описали те местности до реки Ганга, область устья Ганга и самый большой город индийцев на Ганге - Палимботру.Глава 3(1) В моих глазах достовернее всякого другого является Эратосфен из Кирены7, так как он особенно занимался научной географией. (2) Он говорит, что если итти от гор Тавра, откуда вытекает Инд, вдоль по течению самого Инда вплоть до великого моря и устьев Инда, то получается одна сторона Индии в 13000 стадий. (3) Противоположную же этой сторону он проводит от тех же самых гор вдоль восточного моря на гораздо большем протяжении, чем эта сторона, так как в море сильно вдается мыс, и этот мыс тянется приблизительно 3000 стадий; таким образом, восточная сторона Индии, по его словам, занимает около 16000 стадий; такова, по его расчету, ширина Индии. (4) Длину же ее, от запада на восток, вплоть до города Палимботры, по его словам, он дает в «схенах», потому что тут есть царская дорога, и в ней 10000 стадий; другие же измерены не так уже точно. (5) Те, кто писал об Индии по слухам, говорят, что вместе с мысом, далеко входящим в море, она имеет приблизительно 10000 стадий, таким образом8 общая длина Индии приблизительно 20000 стадий. (6) Ктесий из Книда утверждает, что Индия равна всей остальной Азии, но он ошибается, так же как и Онесикрит, который считает ее равной третьей части всей земли. Неарх говорит, что путь по индийской равнине равен четырем месяцам пути. (7) Мегасфен же расстояние с запада на восток считает шириною Индии: то, что другие принимают за ее длину. Мегасфен еще говорит, что в самом узком месте она равна 16000 стадиям. (8) Расстояние же с севера на юг он принимает за длину и в самом узком месте считает ее равной 22300 стадиям9.(9) Рек в Индии столько, сколько нет во всей остальной Азии; самые большие реки - Ганг и Инд, от которого и страна получила свое название. Каждый из них больше, чем египетский Нил или скифский Истр, если бы даже эти реки соединили вместе свои воды. (10) Мне кажется, что даже Акесин больше, чем Истр и Нил, там где он впадает в Инд, приняв в себя Гидасп, Гидраот и Гифазис, так что даже ширина его там около тридцати стадий. И возможно, что много и других больших рек протекает в Индии.Глава 4(1) О местах, лежащих за рекою Гифазисом, я не могу утверждать ничего точного, так как Александр не заходил дальше Гифазиса. (2) Из этих двух величайших рек10, Ганга и Инда, по словам Мегасфена, Ганг намного превосходит своей величиной реку Инд; это утверждают и все другие, кто упоминает о Ганге; (3) он и сам с самых истоков является огромной рекой, и принимает в себя реки Каин, Эраннобой.и Коссоан, которые все судоходны; кроме того реки Сон и Ситтокатис, которые тоже судоходны; (4) затем он принимает в себя реки Кондохат, Самб, Магон, Агоранис и Омалис; впадают в него и большая река Комминас, Канутис и Андоматис, текущая из области индийского племени мадиадинов; (5) за ними - Амистис у города Катадупы, Оксимагис у так называемых Пазал; впадает в Ганг и Эрренисис, в области индийского племени матов11. (6) Ни одна из них, по словам Мегасфена, не уступает по величине Меандру, где Меандр судоходен. (7) Ширина Ганга, в самом узком его месте, до 100 стадий; но во многих местах, там, где почва низкая и на ней не поднимаются холмы, он разливается озером, так что не видно другого берега. (8) С Индом то же самое: Гидраот12 в области камбистолов, приняв в себя Гифазис в стране астрибов, Саранг, текущий из области кекеев, и Невдр из области аттакенов, впадает в Аксин; (9) Гидасп же13, в области оксидраков14, приняв в себя Синар в области ариспов, тоже впадает в Акесин. (10) Акесин же в области маллов15 впадает в Инд; впадает в Акесин и другая большая река - Тутап. Ставший благодаря им полноводным и удержав свое название, сам Акесин уже под своим собственным именем впадает в Инд. (11) Кофен же16, в области Певкелаитиде, приняв в себя Малант, Соаст и Гарройю, впадает в Инд. (12) Раньше их, в верховьях Инда, Парен и Синар, на небольшом расстоянии друг от друга, впадают в Инд; в него же вливается и Соан, текущий из горной области абиссареев17, один, без всяких притоков. И о многих из них Мегасфен говорит, что они судоходны. (13) Относительно Инда и Ганга ни в коем случае нельзя даже сомневаться, что по количеству воды Истр и Нил не могут даже и сравниваться с ними: (14) мы знаем, что в Нил не впадает ни одной реки, но что из него прорыты оросительные каналы по всей египетской стране; (15) Истр же у истоков начинается небольшой рекой; он принимает в себя много рек, но даже и числом они не могут равняться с теми реками Индии, которые впадают в Инд и Ганг. Судоходны из них очень немногие, в том числе Эн и Сав, которые сам я видел и знаю. (16) Эн вливается в Истр на границе области Норика и Реция, а Сав - в области пэонов. Место, где обе эти реки сливаются вместе, называется Тавруном. (17) Если кто и знает другую какую-либо судоходную реку18 из тех, которые вливаются в Истр, то, во всяком случае, он много (таких рек) знать не может.Глава 5(1) Кто хочет разузнать причину многочисленности и величины рек Индии, пусть разузнает; я же и то, что написал, записал по слухам. (2) Кроме этих рек, Магасфен сообщает имена и многих других, которые по ту сторону Ганга и Инда впадают в восточное и южное море; итак, всего, по его словам, в Индии 58 рек, и все они судоходны. (3) Но мне кажется, что и Мегасфен посетил не всю Индию, но все-таки несколько больше тех, которые ходили туда с Александром (сыном Филиппа). Он говорит, что был при дворе Сандракотты19, сильнейшего царя индийцев и еще более могущественного, чем сам Пор. (4) Этот Мегасфен говорит, что ни индийцы не ходили ни на кого войной, ни на индийцев никто не нападал: (5) египтянин Сесострис20, завоевав большую часто Азии и дойдя с войском вплоть до самой Европы, вернулся назад в Египет; (6) скиф Идантирс21, двинувшись из Скифии, покорил много народов Азии и победоносно вошел в самый Египет; (7) ассирийская царица Семирамида22 имела намерение двинуть войска против индийцев, но умерла раньше, чем привела в исполнение эти планы; один только Александр ходил походом на индийцев. (8) Есть много сказаний, что еще раньше Александра ходил походом на Индию Дионис и покорил индийцев. О Геракле таких сказаний не так много. (9) Не плохим свидетельством похода Диониса является город Ниса, гора Мерос («Бедро») и то, что на этой горе растет плющ и что сами индийцы идут в сражение под звуки тимпанов и кимвалов и что одежда у них пестрая, такая, как у вакханок Диониса; (10) от Геракла же осталось немного воспоминаний. То, что будто Геракл не мог взять гору Аорн23, которую Александр взял приступом, мне кажется хвастовством македонян, подобно тому как Парапамис македоняне назвали Кавказом, хотя к настоящему Кавказу он не имеет никакого отношения. (11) Открыв в Парапамисских (горах) какую-то пещеру, они заявили, что это пещера титана Прометея, в которой он был прикован за похищение огня. (12) Кроме того, увидав, что сибы24, одно из индийских племен, одеваются в шкуры животных, они стали говорить, будто эти сибы сохранились как потомство от войска Геракла25; ведь сибы еще носят палицу и на быках выжигают знак дубины; и это, по мнению македонян, они делают в память дубины Геракла. (13) Если кому-либо кажется все это правдоподобным, то дело идет здесь о каком-нибудь другом Геракле, не о фиванском, а либо о тирийском, либо о египетском, либо это какой-нибудь могучий царь из страны, находящейся по соседству с землей индийцев на севере.Глава 6(1) Пусть это будет некоторым отступлением от моего рассказа, в подтверждение того, что не все заслуживает доверия, что иные написали о местностях Индии, находящихся за Гифазисом; рассказы же тех, которые участвовали в походе с Александром вплоть до Гифазиса, заслуживают известного доверия. (2) К тому же рассказывает и Мегасфен об одной индийской реке, что ее имя Сила26, что она течет из источника, одноименного с этой рекой, по стране силов, получивших свое имя от этой реки и ее источника, и (3) что будто бы вода ее обладает следующим свойством: на ее воде ничто не может держаться, нельзя ни плавать в ней, ни плыть по ее поверхности, так как все идет ко дну; настолько вода этой реки самая легкая из всех и больше всех похожа на воздух. (4) Наиболее сильные дожди идут в Индии летом, особенно в горах, Парапамисе, Эмоде и Имаиконе, и с них текут огромные и мутные реки. (5) Идут дожди летом27 в Индии и на равнинах, так что многие из них обращаются в болота. Войско Александра бежало среди лета от реки Акесина, когда его воды разлились по равнине; (6) отсюда можно сделать заключение и о Ниле, что с ним случается то же самое: вероятно, летом идут дожди в горах Эфиопии, и переполненный ими Нил выходит из берегов и заливает Египет; (7) в это время года и он течет мутный, а он не был таким, если бы это происходило от таяния снега, или если бы вследствие ежегодно в это время дующих ветров задерживалась его вода; к тому же горы Эфиопии не могут быть покрыты снегом вследствие жары. (8) Что там идут дожди, подобно тому как в Индии, вовсе не является невероятным, так как и в других отношениях Индия очень похожа на Эфиопию: в реках Индии, подобно эфиопскому и египетскому Нилу, водятся крокодилы, и в них есть рыба и другие водяные животные, как и в Ниле, исключая гиппопотама; но Онесикрит говорит, что там водятся и гиппопотамы. (9) По внешности индийцы и эфиопы немногим различаются между собою: индийцы, живущие к югу, особенно похожи на эфиопов: они так же черны, и волосы у них черные: впрочем, у них не настолько приплюснутые носы, и они не такие курчавые, как эфиопы; те же, которые живут севернее, по физическому складу очень сильно напоминают египтян.Глава 7(1) Мегасфен считает, что в Индии всего 118 племен28. Я тоже согласен с Мегасфеном, что в Индии много различных племен, но не могу себе представить, как он мог так точно указать и узнать, сколько там племен, так как он не посетил даже ничтожной части Индии, да и у всех ее племен нет взаимного общения. (2) По словам Мегасфена, в древности индийцы были кочевниками, подобно скифам, не занимающимися земледелием, которые на телегах кочуют попеременно то в ту, то в другую часть Скифии, не строят городов и не чтут храмов богов; (3) так и у индийцев не было ни городов, ни храмов, сооруженных для поклонения богам; одевались они в шкуры диких животных, которых им удавалось убить, питались (мягким) лубом деревьев: эти деревья на языке индийцев называются «тала»29, и плоды растут у них, как у финиковых пальм, на вершинах, как клубни. (4) Питались они и сырым мясом диких животных, которых им удавалось ловить, пока в землю индийцев не пришел Дионис. (5) Когда Дионис пришел сюда и победил индийцев, он построил им города и для этих городов издал законы; он дал индийцам, как и эллинам, вино и научил засевать землю, дав им семена, (6) или потому, что сюда не дошел Триптолем, когда он был послан Деметрой засеять землю, или потому, что до Триптолема этот Дионис, кто бы он ни был, пришел в землю индийцев и дал им семена культурных растений; (7) Дионис впервые впряг быков в плуг, превратил большинство индийцев из кочевников в земледельцев и вооружил их военным оружием. (8) Дионис научил их поклоняться богам, как другим, так особенно себе, играя на кимвалах и тимпанах, и научил их сатировской пляске, которую греки называют кордаком. (9) Он научил их носить длинные волосы в честь бога и украшать их повязками и умащаться благовонными мазями. Поэтому даже еще в битвы против Александра индийцы шли под звуки кимвалов и тимпанов.Глава 8(1) Уходя из Индии, после того как он там все устроил, царем этой страны Дионис поставил одного из своих друзей, Спатембу30, более других посвященного в вакхические тайны. Когда Спатемба умер, царская власть перешла к его сыну Будии. (2) Отец царствовал над индийцами пятьдесят два года, а сын - двадцать лет; затем царскую власть наследовал его сын Крадева. (3) И затем, долгое время, в порядке наследования царская власть переходила от отца к сыну. Когда же прямое наследование прекращалось, то царем у индийцев выбирался лучший по нравственным качествам и знатности. (4) Геракла, который, по сказаниям, прибыл в страну индийцев, сами индийцы называли «рожденным землею». (5) Этого Геракла почитают особенно сурасены31, индийское племя, в земле которых находятся два больших города - Метора32 и Клейсобора; через их область протекает судоходная река Иобарес. (6) По словам Мегасфена, сами индийцы рассказывают, что у этого Геракла оружие и одеяние были такие же, как и у фиванского; у него было в Индии огромное количество сыновей, и этот Геракл также был женат на многих женщинах; дочь же у него родилась только одна. (7) Имя этой дочери было Пандея33; страна, где она родилась и власть над которой ей вручил Геракл, называется Пандеей, по имени девушки. Она получила от отца до 50 слонов, 4000 всадников и 130000 пехотинцев. (8) Вот что еще рассказывают о Геракле другие индийцы: когда он обошел всю землю и все моря и уничтожил всех ядовитых и вредных зверей, какие только были, он в море нашел женское украшение (- жемчужину). (9) И еще до сих пор купцы из индийских стран, ввозящие к нам товары, усиленно скупая их, вывозят их (к нам); в прежнее время из эллинов, а теперь из римлян, наиболее богатые и любящие роскошь, с еще большей охотой покупают жемчуг - «Маргариту34 морскую», как индийцы называют его на своем языке. (10) Так как Гераклу это украшение показалось красивым, то он собрал со всего моря жемчуг в Индию, чтобы он был украшением для его дочери. (11) По словам Мегасфена, за этими раковинами охотятся здесь с сетями, и в море в одном месте водится много этих раковин, как рой пчел; и у этих жемчужин, как у пчел, есть свои царь или царица. (12) И если кто случайно поймает его, то он легко захватит и весь остальной рой жемчужин; если же их царь случайно ускользнет от охотников, то им уже никак не поймать остальных; когда их поймают, то их мясу индийцы дают сгнить, а раковиной пользуются для украшения. (13) Даже у индийцев жемчуг стоит втрое дороже, чем чистое золото, которое тоже добывается в индийской земле.Глава 9(1) В той стране, где царствовала дочь Геракла, по рассказам, женщины с семи лет уже становятся способными вступать в брак, и мужчины, самое большее, живут сорок лет. (2) Относительно этого также есть у индийцев предание: когда у Геракла, бывшего в преклонных годах, родилась дочь и когда он заметил, что приходит конец его жизни35, не имея человека, достойного замужества его дочери, он сам сочетался браком со своей семилетней дочерью, чтобы потомков от себя и от нее оставить царями индийцев. (3) Таким образом, Геракл сделал ее созревшей для брака, и с того времени все то племя, которым правила Пандея, получило от Геракла этот самый дар. (4) По моему мнению, если Геракл мог совершить столь невероятное дело (сделавши семилетних девочек зрелыми), то он мог бы и самому себе продлить жизнь, чтобы соединиться с дочерью, достигшей настоящего возраста. (5) Если сведения относительно столь ранней зрелости девушек, живущих в этом месте, правильны, то это связывается, по моему мнению, и с сообщением относительно возраста мужчин, что самые старые из них умирают в сорокалетнем возрасте. (6) Для кого старость приходит настолько скорее обычного, а вместе со старостью и смерть, для тех и зрелый возраст в соответствии с концом жизни расцветает гораздо раньше. (7) Поэтому следует сказать, что у них тридцатилетние мужчины уже стоят на пороге крепкой старости, а двадцатилетние - уже юноши, приближающиеся к зрелому возрасту; самый расцвет сил у них около пятнадцати лет; тогда и у их женщин время замужества, соответственно, таким образом, совпало бы с семилетним возрастом. (8) Тот же Мегасфен пишет, что в этой стране и плоды вызревают скорее, чем в других, но и гибнут скорее. (9) От Диониса до Сандракотты индийцы насчитывают 153 царя, лет же 6042; в течение этого времени они были свободны три раза…36 вторично - 300 лет, в третий раз - 120 лет; (10) Дионис был старше Геракла на пятнадцать поколений, как говорят индийцы; никто другой не ходил войной на Индию, даже Кир, сын Камбиза, хотя он ходил походом на скифов и во всех других отношениях был самым энергичным и предприимчивым из всех царей Азии. (11) Но в эти места пришел Александр и победил всех силой оружия, с кем бы он ни сталкивался; он покорил бы и всех остальных, если бы не запротестовало все войско. (12) Из индийцев же никто не выходил за пределы своей страны с военными целями, вследствие их справедливости.Глава 10(1) Рассказывают также, что индийцы не ставят памятников мертвым, но считают, что доблестные подвиги этих мужей и те песни, которые о них поются, достаточны, чтобы сохранить о них память. (2) Говорят также, что числа индийских городов вследствие их многочисленности точно назвать нельзя37;… те же, которые находятся на берегах рек или у моря, - деревянные; (3) ведь если бы они были выстроены из кирпича, они не могли бы простоять долго как вследствие проливных дождей, так и потому, что реки около них, выходя из берегов, заливают водою равнины. (4) Те же, которые построены выше их, в более возвышенных местностях и на горах, сооружаются из кирпича и глины. (5) Самый, большой город у индийцев - так называемый Палимботра38, в земле прасийцев39, там, где сливается река Эраннобой с Гангом, тем самым Гангом, который является самой большой рекой (Индии); Эраннобой же, хотя и является третьей по величине из индийских рек, но и он больше всех рек других стран, хотя и уступает Гангу, так как изливает в него свои воды. (6) Мегасфен при этом рассказывает, что длина этого города по каждой из его сторон, где его постройки тянутся наиболее длинной линией, равна 80 стадиям, ширина - 15; (7) вокруг города проведен ров, шириною в 6 плетров, глубиною в 30 локтей; по стене находятся 570 башен и 64 ворот. (8) И вот что замечательно в Индии: все индийцы - свободны, и нет ни одного индийца раба. В этом - полное совпадение между лакедемонянами и индийцами. (9) Но у лакедемонян рабами являются илоты, которые и выполняют рабские работы; у индийцев же никто другой не является рабом, а тем более никто из индийцев.Глава 11(1) Все индийцы делятся, в сущности, на семь классов40; в их числе мудрецы41, числом меньшие, чем остальные, а по славе и общему уважению самые почтенные. (2) Им нет надобности ни заниматься каким-либо физическим трудом, ни вносить в государственную казну что-либо из своих доходов; и попросту говоря, у мудрецов нет никакой другой обязанности, кроме одной: они должны приносить жертвы богам за весь индийский народ; (3) и если кто приносит жертвы частным образом, руководителем и истолкователем ему в этих жертвоприношениях является один из этих мудрецов, так как иначе его жертвы и не будут угодны богам. (4) Они одни из индийцев сведущи в гаданиях (мантике), и никому другому, кроме мудреца, не разрешается заниматься гаданием и предсказанием будущего. (5) Они гадают о том, какая будет погода по временам года, или если народу угрожает какое-либо бедствие; гаданиями же по частным вопросам, для каждого в отдельности, они не занимаются, потому что вещий дар не унижается до таких вещей, или потому, что они считают недостойным для себя заниматься такими мелочами. (6) Если кто-нибудь из них трижды ошибется в своих прорицаниях, на того не налагается никакое другое наказание, кроме того, что он должен все остальное время молчать; и нет никого, кто бы заставил такого человека издать хоть один звук, раз ему предписано подобное молчание. (7) Эти мудрецы живут нагими, зимою - под открытым небом на солнце, летом - когда солнце во всей силе - в лугах и болотах под большими деревьями42. Тень их, как пишет Неарх, достигает кругом до пяти плетров, и под каждым деревом могли бы укрыться огромные толпы людей: столь велики эти деревья. (8) Питаются (брахманы) созревшими плодами и корою деревьев - эта кора сладка и питательна не меньше, чем плоды фиников.(9) За этими второй класс составляют земледельцы; по числу это самые многочисленные из индийцев. У них нет военного оружия, и они не интересуются военными делами, а возделывают землю и платят налоги царям или тем городам, которые автономны; (10) и если между индийцами начинается междоусобная война, то воинам не разрешается касаться земли трудящихся или опустошать ее; но в то время как они воюют между собой и убивают друг друга, как придется, земледельцы рядом с ними спокойно пашут, выжимают виноград, снимают плоды или жнут.(11) Третий класс у индийцев - пастыри, пастухи овечьих стад или крупного скота; эти не живут ни в городах, ни в деревнях. Они - кочевники и ведут жизнь по горам; и эти вносят подати с принадлежащих им стад. Они охотятся по всей стране на птиц и на диких животных.Глава 12(1) Четвертый класс - ремесленники и купцы. И эти работают на пользу государства и уплачивают налоги со своих работ, исключая тех, кто изготовляет воинское оружие. Эти даже получают жалованье от государства. В этом классе числятся также строители кораблей и матросы, которые плавают по рекам.(2) Пятый класс у индийцев - воины; по численности он идет следом за земледельцами; они пользуются наибольшей свободой и радостями жизни; занимаются они только военным делом. (3) Оружие для них делают другие, лошадей доставляют им другие; в лагере служат им другие, которые ухаживают за их лошадьми, чистят оружие, водят слонов, приводят в порядок колесницы и служат возницами. (4) Сами же они, если нужно сражаться, сражаются, когда же заключен мир, ведут веселую жизнь; от государства им идет такое жалованье, что на него они без труда могут прокормить и других.(5) Шестой класс у индийцев называется наблюдателями. Они наблюдают за всем, что происходит по всей области и по городам; и об этом они доносят царю - там, где индийцы живут под царской властью, или магистратам - там, где государства автономны; им не полагается говорить никакой неправды; и никто из индийцев никогда не обвинялся во лжи.(6) Седьмой класс составляют те, которые входят в состав совета при царе, или - в автономных городах - при их властях. (7) Численностью этот класс невелик, но мудростью и справедливостью он выделяется из всех: из них выбираются начальники, номархи (начальники областей) и заместители начальников, хранители сокровищ, военачальники, казначеи и наблюдатели за земледельческими работами43.(8) Заключать браки в пределах другого класса не дозволено; так например, земледельцам не дозволено брать себе жен из класса ремесленников или наоборот; не позволено также, чтобы один занимался двумя ремеслами или чтобы переходили из одного класса в другой; например, чтобы земледельцем делался пастух или пастухом ремесленник. (9) Одно только позволено им: люди любого класса могут стать мудрецами, потому что жизнь мудрецов далеко не изнежена, но полна всяких лишений.Глава 13(1) За всеми другими дикими животными индийцы охотятся так же, как и греки; но охота на слонов44 у них не похожа ни на какую другую охоту, так как и сами эти животные не похожи ни на каких других животных. (2) Выбрав место гладкое и освещенное солнцем, охотники кругом роют ров, так, что там мог бы поместиться большой лагерь. Ров они делают шириной в пять саженей, глубиною в четыре. (3) Землю, которую они выбрасывают из вырытого рва, они насыпают на ту и на другую сторону рва в виде стен. (4) Сами же они в той насыпи, которая идет по внешнему краю рва, делают себе вырытые в ней землянки и оставляют в них отверстия, через которые туда к ним проникает свет, и наблюдают за приближающимися и входящими в эту загородку зверями. (5) Затем, поместив в эту загородку трех или четырех самок слона, наиболее ручных, они оставляют один проход через ров; сделав через этот ров мост, они на него набрасывают много земли, травы и хворосту, чтобы диким животным он не был очень заметен и они не почувствовали бы какой-либо хитрости. (6) Сами же охотники скрываются в землянки, устроенные подо рвом. Дикие слоны днем не приближаются к населенным местам, ночью же они бродят всюду стадами и пасутся; вожаком у них самый крупный и благородный45, за которым они все следуют, как стадо коров за быком. (7) Когда они приблизятся к загородке, слыша голос самок и почуя обонянием их запах, они бегом устремляются к огражденному месту; двигаясь по краю рва, они, как только наткнутся на мост, стремительно бросаются в ограду. (8) Заметив, что дикие слоны вошли туда, одни из охотников быстро разбирают мост, другие же бегут в ближайшие деревни и дают знать, что слоны уже в ограде. (9) Услыхав об этом, жители деревень садятся на самых смелых и самых ручных слонов и едут на них к заграждению; подъехав туда, они не вступают тотчас же в бой с дикими слонами, а ждут, чтобы те измучились от голода и были истомлены жаждою. (10) Когда они увидят, что слоны ослабели, то вновь устроив мост, они въезжают в заграждение; вначале происходит сильная битва между ручными слонами и пойманными; затем обычно дикие слоны бывают побеждены, так как их силы сломлены унынием и голодом. (11) Тогда охотники, слезши со слонов, связывают внизу ноги у ослабевших диких слонов и затем приказывают ручным слонам наносить им много сильных ударов, до тех пор пока те, измученные этими ударами, не упадут на землю; тогда охотники, став около них, накидывают им на шеи петли и сами садятся на лежащих. (12) Чтобы они не скинули тех, кто сидит на них, и не причинили бы какого-либо другого вреда, охотники острым ножом надрезают им кругом шею и на это надрезанное место набрасывают петлю, чтобы голову и шею слоны держали неподвижно вследствие этой раны. (13) Если же в ярости они начнут вертеть головой, то канат трет им рану. Таким образом, они держатся неподвижно и, признавая себе побежденными, позволяют ручным слонам увести себя на привязи.Глава 14(1) Тем из них, которые, по молодости или вследствие физических недостатков, не годятся для того, чтобы их оставили, позволяют уйти на волю в привычные им места. (2) Остальных же, захваченных в плен, ведут в деревни и прежде всего дают есть зеленого тростника и травы; (3) они от тоски не хотят ничего есть; тогда индийцы, став вокруг них, песнями и звуками тимпанов и кимвалов, потчуя их и наигрывая им, всячески их приручают. (4) Слон - наиболее разумное животное46 из всех; некоторые из них, подняв своих вожаков, убитых на войне, уносили, чтобы похоронить; другие прикрывали собой, как щитом, лежащих на земле, иные сами подвергались опасности, защищая упавших; а иной из них, в раздражении убив своего вожака, умирал от раскаяния и печали. (5) Я сам видел слона, играющего на кимвалах, и других - танцующих, видел, как пара кимвалов была прилажена к двум передним его ногам, а к так называемому хоботу еще третьи кимвалы. (6) И он попеременно ритмично ударял хоботом по кимвалам, находящимся на каждой его ноге; другие же танцевали, ведя вокруг него хоровод, поднимая и сгибая передние ноги попеременно и ритмично; и так они двигались, как будто бы играющий на кимвалах был их руководителем. (7) Слон покрывает весною, как бык или лошадь, когда у самок открывшееся на висках отверстие издает запах47; период беременности продолжается по меньшей мере 16 месяцев, самое долгое - 18; самка рождает одного, как и лошадь, и кормит его своим молоком до восьми лет. (8) Некоторые из слонов, достигающие самого преклонного возраста, живут до двухсот лет; многие из них до этого срока погибают от болезней; но, постепенно старея, они доходят до этого возраста. (9) Глаза у них излечиваются, если влить им коровьего молока; при других болезнях им помогает, если дать выпить красного вина. А к ранам, прикладывают изжаренное и растертое в порошок свиное мясо. Таковы для них у индийцев лечебные средства.Глава 15(1) Тигра индийцы считают много сильнее слона. Неарх говорит, что шкуру тигра он видел, самого же тигра не видал; но что, по словам индийцев, тигр48 такой же величины, как большая лошадь, быстрота же его и сила таковы, что с ним не сравнится никакое другое животное. (2) Когда тигр сталкивается со слоном, он вскакивает на голову слона и легко его душит. (3) Те же, кого мы знаем под именем тигров, были пестрые шакалы49, большие, чем обыкновенные. (4) И о «муравьях» Неарх говорит, что сам он не видел этих «муравьев»50, о которых некоторые другие написали, будто они водятся в Индии, но, что он видел шкуры этих животных, принесенные в большом количестве в македонский лагерь. (5) Мегасфен же в своих описаниях сообщает, что рассказ о «муравьях» - истинный, что они выкапывают золото не ради самого золота, но роют себе под землей норы по врожденному инстинкту, чтобы там прятаться, все равно как наши маленькие муравьи делают маленькие норы; (6) а эти - величиною с лисицу и, сообразно со своей величиной, выкапывают в земле большие норы; земля же эта золотоносная, и отсюда у индийцев золото. (7) Мегасфен рассказывал об этом по слухам, я же, так как не могу написать об этом ничего более точного, охотно оставляю в стороне этот рассказ о «муравьях». (8) О попугаях Неарх рассказывает, как о каком-то чуде, что они водятся в индийской земле; он рассказывает, что это за птица - попугай и как она говорит человеческим голосом. (9) Так как я и сам видел этих птиц много и знаком с другими, знающими их, я ничего не буду об этом рассказывать, как о чем-то удивительном; я также не буду говорить о величине обезьян51 или что у индийцев водятся очень красивые обезьяны; и о том, как на них охотятся. Ведь я сказал бы всем известное, исключая разве того, что обезьяны красивы. (10) Неарх рассказывает, что там ловятся змеи52, пестрые и очень быстрые; и величина той змеи, по его словам, которую поймал Пейтон, сын Антигена, была в 16 локтей; сами же индийцы утверждают, что самые большие змеи у них много больше этих. (11) Для тех, кто был укушен индийской змеей, не было никакого исцеления, если он обращался к греческим врачам, но сами индийцы вылечивали тех, кто был укушен. Неарх к этому прибавляет: Александр собрал и имел при себе самых сведущих врачей из индийцев и по всему лагерю велел объявить, чтобы всякий, кто будет укушен (змеею), шел к палатке царя. (12) Эти же лица были врачами и от других болезней и страданий. Но у индийцев немного заболеваний, так как климат в этих местах очень умеренный; если же их поразит какая-нибудь болезнь более сильная, они обращаются к этим мудрецам, и те, повидимому не без божьей помощи, излечивают то, что можно излечить.Глава 16(1) По словам Неарха, индийцы ходят в полотняной одежде из древесного волокна, о чем мною уже было сказано53. Это полотно или по цвету белее всякого другого полотна, или кажется белее, так как сами они темного цвета. (2) Носят они полотняный хитон (рубашку) до половины голени, накидка же у них частью наброшена на плечи, частью же обернута одновременно вокруг головы. (3) Очень богатые индийцы носят серьги из слоновой кости, ибо носят их не все индийцы. (4) Неарх рассказывает, что индийцы красят свои бороды в разные цвета: одни, чтобы казаться белыми, красят в самый белый цвет, другие в цвет вороненой стали; иные в фиолетовый, некоторые в пурпурный, другие, как зеленый лук. (5) Он говорит, что высокопоставленные индийцы летом носят зонтики54. Они носят обувь из белой кожи, - и сделана она очень искусно. Подошвы у этой обуви разноцветные и высокие, чтобы казаться больше ростом.(6) У индийцев не один вид вооружения: пехотинцы носят у них лук55, равной величины с тем, кто его носит; опустив нижнюю часть его в землю и упершись в него левой ногой, они так и пускают стрелы, натягивая насколько возможно тетиву назад; (7) а стрелы у них длиною немного меньше трех локтей; и никакой предмет, пораженный стрелою индийского стрелка, не может ее выдержать, ни щит, ни панцырь, ни другое какое-либо оборонительное оружие, как бы крепко оно ни было56. (8) На левой руке они носят легкие щиты из необработанной кожи, более узкие, чем те люди, которые их носят, в длину же почти одинаковые с ними. У некоторых вместо лука - дротики. (9) Все носят мечи, широкие и в длину не меньше, чем в три локтя. Когда они вступают в рукопашный бой, а это не так-то легко случается у индийцев, то этим мечом для удара они замахиваются двумя руками, чтобы удар был сильнее. (10) Всадники у них носят два копья, похожие на те, которые называются «савнии»57, и щит, меньше, чем у пехотинцев. Лошади у них не оседланы и взнузданы уздой, не похожей ни на греческую, ни на галльскую; (11) но на конец морды надевается невыделанная сшитая воловья кожа, и в неё с внутренней стороны вделаны медные или железные зубья, не очень заостренные; у богатых зубья сделаны из слоновой кости. В рот лошади вставляется железный стержень, к которому прикрепляются вожжи; (12) всякий раз как натягивают вожжи, удила сдерживают коня, и зубья, связанные с ними, вонзаясь, не позволяют ему делать ничего другого, как только слушаться вожжей.Глава 17(1) Физически индийцы58 сухощавы, высокого роста и легче на ходу всех других людей. У большинства индийцев для передвижения служат верблюды, лошади и ослы; у богатых - слоны. (2) У индийцев выезд на слоне считается царским; второе место по почетности занимает езда на четверке: на третьем месте стоит выезд на верблюде; ездить же на одном коне считается признаком бедности. (3) Женщины у них, считающиеся наиболее благоразумными, ни за какую цену не дают себя совратить; но, получив слона, женщина отдается тому, кто его дает. И индийцы не считают позорным, если женщина отдается кому-либо за слона, но по общему мнению, для женщины почетно, что ее красота приравнена к цене слона. (4) Браки59 заключаются так, что при этом ничего не дают и не берут; но когда девушки достигают брачного возраста, то отцы выводят их перед народом и дают выбрать любую тому, кто победит в борьбе, в кулачном бою, или в беге, или проявит какую-либо другую доблесть.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.