ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»На правах рукописиСидоров Владимир АнатольевичАРХИТЕКТУРА ЖИЛИЩА ЯПОНИИ КАНОНИЧЕСКОГО ТИПА: ПЕРСПЕКТИВЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ17.00.04 – изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство и архитектураАвтореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведенияБарнаул – 2009 Работа выполнена на кафедре архитектуры и дизайна ГОУ ВПО «Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова»Научный консультант: доктор искусствоведения, профессор Степанская Тамара МихайловнаОфициальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор Москалюк Марина Валентиновнадоктор исторических наук, профессор Ярков Александр Павловичдоктор культурологии, профессор Бортников Сергей ДмитриевичВедущая организация: Институт истории СО РАНЗащита состоится … ………… ……. …. на заседании Диссертационного совета Д 212.005.09 при ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет» по адресу: 656000, г.Барнаул, ул. Димитрова, 66С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Алтайского государственного университетаАвтореферат разослан ….. ………………….Ученый секретарь Диссертационного совета доктор исторических наук, профессор А. Р. Ивонин^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Методология исследования жилища Японии учитывает специфику принципа «единства противоположностей». В Японии этот принцип понимался и понимается не со знаком отрицания, а со знаком сложения нового со старым, без ущерба или даже с главенством старого. Такой подход «примирение», «развитие…, как повторение», является также содержанием диалектики,1и на востоке совершенствовался тысячелетиями. Метод японского миропонимания был заимствован из материковой культуры Китая, Кореи, Сибири, но в отличие от обозначения всего противоположного выражал указанную специфику. Каноничность японской культуры происходит от подражания природе, возвышение ее в канон природы, через синтоизм - следование природе - соответственно сложилась поддерживающая его канон-культура. Тесная связь общественной и индивидуальной жизни с религией синто и позднее с буддизмом также служила соединению канона природы и канон-культуры во всех проявлениях, в том числе, архитектуре, создав канонические пространства жилищ и храмов, которые по своей природной закономерности ничем не отличались друг от друга. Феномену японской канон культуры посвящены работы ученых Японии: С. Акимото, И. Сабуро, Д. Окада, Н. Ито, Т. Маэда, Т. Ёсидзава, М. Накагава, К. Тонума, И. Курита, М. Уэда, Ф. Хашимото, из России и других стран: К. Кантор А. Лазарев, В.Ф. Сидоренко, А.А. Накорчевский, О. Шуази, А. Печчеи, Р. Христофер, С. Нома, Г. Сансом. Несмотря на глубокую проработанность феномена канон-культуры в целом у разных народов и в разных областях: истории, литературы, искусствоведения, воспитания и образования, педагогики и психологии, он представляется не достаточно учитываемым в архитектуре, его влияние и его значение для развития архитектуры жилища, как для Японии, так и для России, лежит в основе преемственного сохранения традиций в прошлом и будущем.^ Актуальность исследования. Проблема Традиционные жилые дома в Японии показывают, что двойственная суть жилища как отражения природы и культуры неразделима до настоящего времени и является канонизированной традицией. Это остро противоречит статусу обособления жилища, принятому в континентальной культуре – евразийской и американской, все более широко проникающей в японскую жилищную практику. Не противоречивость внутреннего внешнему – культивировалась веками, включенность в природу – включение природы в жилище обязательно сохраняется в Японии даже в самых современных многоэтажных жилых комплексах, что говорит об использовании канонических традиций жилища и канонических элементов при современном проектировании. В агломерации Токио, насчитывающей сейчас около 1/3 всего населения страны, с наибольшей остротой соприкасаются два противоположных подхода – западный, в широком смысле, замена на новое отрицаемого, безвозвратно утрачиваемого прошлого и традиционный восточный, воспроизводящий каноны прошлого на основе совершенствования достигнутых форм и типов архитектуры и видов искусства. В этом касании, как уже не раз случалось в истории, восточная культура, в отличие от западной, ищет не противоречия, а возможность дальнейшего совершенствования своих канонов, формирующих в жилище образ искусства жизни в гармонии с обожествляемой природой. Открытие закономерностей развития архитектуры жилища канонического типа, новое их прочтение на примере Японии представляется актуальным за счет усиления духовно-эстетического аспекта, который все более утрачивается в современной архитектуре и без воспроизводства которого невозможно гармоничное развитие и существование человека2. Исследование оправдано с экологической стороны, так как показывает экологические технологии строительства и экономии энергетических и материальных ресурсов. Традиционное жилище занимает значительную долю в жилищном строительстве Японии. Это большие капитальные вложения, как и во всех развитых странах мира. Поэтому научные обоснования в этой области представляются актуальными в экономическом отношении. Создание наилучших жилищных условий соответствующих традициям и образу жизни людей является желанием населения любой страны, в том числе Японии. Совершенствование жизненных условий путем научного обоснования, таким образом, является актуальным в социальном отношении. Актуальность рассмотрения жилища с учетом канонических основ в условиях высокой плотности (на примере Токио) обосновывается рядом научно-исследовательских и практических причин: - в сложившейся стихийно застройке осознается необходимость управлять повышением плотности и организационно способствовать снижению концентрации населения; - несмотря на отсутствие свободной земли, продолжаются поиски возможностей для проектирования и реорганизации городского жилища; - физическое состояние значительной части жилой застройки является экстремально плохим, ее структура должна соответствовать по комфорту жизни высокой стоимости земли; физическое состояние застройки требует изменения и в связи с этим новой типологии жилища; - новые градостроительные аспекты изменили городскую застройку как внешне, так и функционально; глобальный рост коммерческой активности изменяет застройку жилыми домами в интегральные жилищно-коммерческие образования при высоком росте подвижности населения; - строительные и технологические изменения: новые материалы, динамика работы, линии и средства коммуникаций требуют изменения жилой застройки; - японцы считают необходимым сохранение традиций образа жизни и устройства жилища на канонических основах. Таким образом, исследование представляется актуальным в духовно-эстетическом, социально-экономическом, экологическом, научном и практическом отношениях.^ Проблемная ситуация возникает при игнорировании явления канон-культуры и его закономерностей развития при всесторонней глобализации, нивелирующей традиционные особенности. Япония, одна из немногих стран сохраняющая и приумножающая проявления канон-культуры, в том числе и в жилище канонического типа также подвергается нарастающему давлению однообразия и размыванию традиций. Современное японское жилище остается в своих основных чертах передающим канонические типы по планировке помещений, модулям пространства и площади, предметному наполнению. Изучение особенностей жилища канонического типа может оказаться в скором времени затруднительным по причине глобальной коммерциализации, приводящей к обезличиванию архитектуры.Проблема - выявление путей, средств, методов сохранения единства двойственности традиционного жилища Японии как канонов природы и культуры в духовно-эстетическом пространстве системы искусства и архитектуры.^ Степень изученности проблемы Различным аспектам канон-культуры уделялось внимание в трудах отечественных и зарубежных ученых. Исторический аспект взаимодействия человека и природы, история народной культуры и природы, историко-географические, пространственно-ландшафтные вопросы изучались в отечественных исследованиях – Д.С. Лихачева, Л.Н. Гумилева, В.Н. Горегляд, В.В. Лазарева, Г.Е. Светлова, А.А. Мелик-Пашаева, В.П. Орфинского, А.Н. Игнатович, С.С. Поскова, В.А. Гранникова, И.Д. Ладанова, Е.А. Гаджиевой, Е.В. Маевского, Д.М. Угриновича. Культурный, этноархитектурный и экологический аспекты, урболандшафтное равновесие изучались в работах М.Б. Гнедовского, В.Н. Забелло, В.Л. Хайта, П.Н. Максимова, С.О. Хан-Магомедова, Г.Н. Любимовой, В.А. Нефедова, Г.Я. Мовчана, А.В. Ополовникова и Е.А. Ополовниковой, Г.Н. Ащепкова, С.Б. Поморова, Д.Ж. Пюрвеева, У. Брумфилда, Б. Рудофского, К Линч. Морально-эстетический, этический, феноменологический аспекты в народной и современной архитектуре в контексте глобализации изучались в работах В.Л. Глазычева, А.П. Кудрявцева, В.В. Лазарева, В.Н. Топорова, П.А. Флоренского, О.И. Генисаретского, А.Г. Габричевского, К.В. Кияненко, К. Кантора, Р. Арнхейм, А.П. Мардера, Ф. Петрарка, Ю.С. Янковской, К. Курокава, К. Танге, Н. Кавадзоэ, Ф.Л. Райта, Б. Таут. Ряд исследований освещают проблемы канон-культуры, искусства, образа жизни и архитектуры Японии с ее каноническим аспектом, не конкретизируя его развития на примере жилища. Здесь отметим работы А.Ф. Лосева, Н.Ф. Гуляницкого, Т.П. Григорьевой, А.В. Иконникова, В.Е. Бродского, Н.С. Николаевой, Ю.М. Лотмана, Н.А. Иофана, В.Ф. Сидоренко, Е.М. Дьяконовой, М. Кавицкого, Г. Шишкиной, Е.В. Африной, Т.Н. Снитко, Е.К. Симоновой-Гудзенко, Н.И. Конрада, Е.С. Штейнера, С. Иэнага, Н. Ито, Т. Маэда, Т. Ёсидзава, А. Исодзаки, К. Кикутакэ, Т. Андо, И. Ишида, Х. Хара, К. Тонума, С. Сато, Х. Гото, К Синохара. Путь развития национальной архитектуры жилища Японии важно проследить, поскольку эта страна дает примечательный для России опыт. В России система традиционного искусства, начиная с X-XII веков, реализовывалась больше в архитектуре храма, выражая подъем национальной культуры и в меньшей степени в архитектуре традиционного жилища. Однако, были сформированы канонические типы и для храмов и для жилищ: палаты XII-XIV веков, типы подворий XIV-XVI веков, типы русских усадеб XVI-XVIII веков, типы крестьянских изб, типы домов XIX-XX веков для купеческих и иных сословий. Проблема возникла при разделении типологии храмовых и жилых зданий, когда канонический подход закреплялся в храмовом зодчестве и ослаблялся и практически исчезал в жилище, где «стали допускаться и вольные трактовки формирования топологии канонизированных функциональных зон…»3. Сохранение канонических типов в жилище и канонического подхода игнорировалось в советское время по идеологическим причинам и остается не достаточно разработанной темой в настоящий момент. Не исследованность жилищной проблемы с учетом влияния специфики канон-культуры на развитие типов жилища приводит к дальнейшим технократическим заблуждениям, поскольку нарабатываются следствия и не раскрываются причины – продолжение реализации традиций жизни. Вместе с тем потребность в жилище еще больше возрастет, вопросы жилищного обеспечения не решаются многие годы, цены на жилище растут быстрее доходов населения. Рассмотрение закономерностей сохранения канонических типов жилища в исторической и современной практике Японии, как одного из путей решения жилищной проблемы взято главным направлением данного исследования. ^ Гипотеза исследования: традиционное жилище в Японии - архитектурно-пространственное воплощение искусственной формы и окружающая природа становятся искусством архитектуры, возводящим это соединение в канонические формы. Каноничность архитектуры, как часть канон-культуры сохраняется в ходе исторического развития благодаря способу многократного повторения канонических архетипов и их элементов, сохраняющих двойственность природного и искусственного - пространство жилища, как искусство, подражающее природе (рисунок 1.1.1,2,4,6). Сохранение канонов природы и культуры в каноне духовного пространства японского жилища достигается включением пространства архитектуры жилища в систему традиционного искусства. В Японии жилище, его наполнение и окружающая его природа остаются предметом искусства. На основе проведенного исследования возможно разработать развернутую теоретическую типологическую модель архитектуры канонического типа.^ Цель исследования: установить закономерности развития духовно-эстетической искусственной природы – архитектуры жилища Японии канонического типа в исторической ретроспективе до современности.Задачи: 1 - определить этапы формирования традиционного канона жилища Японии; проанализировать сложившиеся типы жилища на этапах истории; 2 - раскрыть двойственную (природную и культурную) суть традиции искусства Японии на примере жилища канонического типа; 3 - выявить свойства двойственности, механизм развития модели традиционного жилища – канона духовного пространства; 4 - проанализировать процесс воспроизведения принципов японского искусства в каноне жилища Японии в его современных типах; 5 - определить возможные типы жилища с традиционными каноническими компонентами на примере Токио, тенденции проектирования; 6 - определить стадии и задачи проектирования жилища канонического типа, его преимущества.^ Объект исследования – традиционные жилища канонического типа в центре токийской агломерации, сохраняющие искусство гармоничного пространства.Предмет исследования – архитектурно-художественная специфика структуры, формы и объемно-планировочные особенности японского традиционного жилища канонического типа.^ Методология и методика исследования. В диссертации реализуется системный подход во взаимосвязи с традиционной диалектикой развития природы и культуры Японии. С этих позиций рассмотрен феномен возникновения японской культуры от обожествляемой Природы, возведенной в канон и породившей канон-культуру, и все что ее характеризовало, в том числе и традиционное жилище. Жилище производно канон-культуре и рассматривается в контексте «Природа – канон-культура». Для проверки гипотезы используется так же исторический, типологический, структурно-функциональный, морфологический, сравнительный анализ жилища. Сопоставлялись некоторые данные по Японии (Токио) и России. Применяются частные средства исследования: фото-фиксация, анализ опросов жизнедеятельности населения, его отношения к современному состоянию и перспективам преобразований традиционного жилища в соответствии с самобытной культурой. Рассмотрение традиционного жилища проводится на этапах истории до современности. Диалектика определяется разработкой перспективной типологии традиционного жилища на основе социальных, образных ориентаций семей и с учетом пространственно-планировочных, функциональных особенностей жилища и жизнедеятельности (образа жизни семей в доме). Диалектика и системный метод проявляются при вскрытии закономерностей развития жилища канонического типа, включенного в систему традиционного искусства.^ Теоретической базой и средствами достижения цели являются: - анализ существующих источников информации: монографий, книг, атласов по жилищной архитектуре и градостроительству, материалов музеев, статистических данных4; - визуальный осмотр жилых районов, застройки и фото-фиксация жилых домов, особенностей решения фасадов и входов, благоустройства частных участков, жилых улиц, общих зон отдыха населения; - опрос семей в районах традиционного проживания по специально разработанной анкете, с целью выявления их предпочтений, образа, формы, содержания, стиля и других характеристик жилища в Японии; - классификации и моделирование схем жилища по социальным и образным типам, формальным и стилистическим признакам.^ Границы исследования включают участки традиционного проживания в центральных районах Токио и близких к ним: от отдельных индивидуальных домов и их групп до крупных средне- и многоэтажных жилых комплексов и территорий их окружения. ^ Научная новизна: В диссертации впервые: 1) систематизируются канонические основы устройства традиционного жилища в зависимости от одухотворенного искусства природы и порожденной ей канон-культуры; 2) показано влияние системы искусства на традиционные канонические типы жилища в исторических периодах Японии и современных примерах строительства; 3) определен механизм обусловленности архитектуры японского традиционного жилища системой канонического искусства Японии при заимствованиях новшеств (технических и в сфере искусства и архитектуры); 4) рассматриваются специфические особенности современной застройки традиционного жилища в центральных районах Токио – по данным опросов их владельцев и в сравнении с данными опросов во Владивостоке; 5) анализируется перспективный план градостроительного и жилищного развития Токийской агломерации по данным японских источников; 6) определена закономерность отражения устойчивых характеристик образа жизни в модели перспективной типологии жилища для Японии, на примере Токио и для России, на примере Владивостока; 7) определены перспективы и тенденции развития проектирования традиционного жилища канонического типа.^ На защиту выносятся: - модель повторения в канон-культуре и механизм сохранения жилища канонических типов, приемов и элементов до настоящего времени; - система развития видов западного и японского искусства канонических форм; - универсальность традиционного жилища на современном этапе, смешанные типы исторического и современного традиционного жилища; - практическая концепция традиционного жилища и направления его развития в настоящее время и в будущем; - периодичность возобновления традиционного жилища и методы проектирования, сохраняющие ценности канон-культуры; - основы перспективной модели типологии традиционного жилища, сочетания вариантов для Японии и России; - природно-культурные пространственные модули (канонические формы и объемы) традиционного жилища переносимые в будущее; - модель типологии в системе жилища с каноническими элементами, уровни, стадии и задачи проектирования традиционного жилища; - система взаимосвязи задач и стадий проектирования традиционного жилища; преимущества в архитектуре и градостроительстве.^ Апробация и внедрение результатов исследования В 1991 – 1996 годы, в ходе докторантуры в университете Васеда в Токио, было проведено исследование5на основании изучения образа жизни японцев в жилище, проведения натурных обследований жилых домов и опросов их владельцев, сбора и обработки различных исторических и современных печатных материалов. Подготовлены и прочитаны лекции студентам и аспирантам японского университета6 по сравнительному анализу традиционного жилищного строительства в России и Японии и другим аспектам в рамках темы исследования. Опубликованы статьи в журнале Общества японских архитекторов и в специальных выпусках университета Васеда7. По теме диссертации издано 25 работ в университетских научных сборниках и специальных периодических изданиях, в том числе 8 статей в изданиях, рекомендованных ВАК. Опубликована монография по теме исследования (архитектурная составляющая) в издательстве Алтайского государственного технического университета и подготовлена монография по заявленной теме (искусствоведческая составляющая канонического жилища) в издательстве Алтайского государственного университета8. Основные научные положения диссертации изложены в опубликованных трудах, общим объемом 32,5 а.л. Результаты работы докладывались на научно-технических и методических университетских, российских и международных конференциях, в части обзора опыта строительства традиционного жилища в Японии и влияния специфики образа жизни на типологию жилища9. Положения диссертации использовались при выполнении курсовых и дипломных проектов10, в авторских курсах лекций: «Введение в профессию», «Конструкции гражданских и промышленных зданий», «Социальные и экологические основы архитектурного проектирования», «Современная архитектура и дизайн», «Архитектура, дизайн и современный образ жизни». Итоги работы внедрялись в региональные научно-исследовательские программы. Структура диссертации состоит из введения, пяти глав, заключения и выводов исследования, списка литературы, приложения в 1 томе. 2 том содержит 144 иллюстрации. Общий объем работы 410 страниц.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯАРХИТЕКТУРЫ ЖИЛИЩА ЯПОНИИ Традиционное жилище в Японии наиболее древний вид строительства, имеющий свою историю. Возникновение и совершенствование канон-культуры привело к созданию уникальных архитектурно-пространственных форм канонических жилищ-храмов, повторяемых сейчас в традиционных и современных материалах и с использованием новейших технологий.1.1.^ Исторические, религиозные, культурные предпосылки развития архитектуры традиционного жилища ЯпониГЛАВА 2.^ ПРАКТИКА СТРОИТЕЛЬСТВА ТРАДИЦИОННОГО ЖИЛИЩА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ТОКИО Исследование структуры и объемов традиционного жилищного строительства, программ и их особенностей позволило определить рациональные варианты традиционных жилых зданий, что является актуальным в практическом и научном отношениях.2.1. ^ Современная жилищная ситуация в Токио. Проблема традиционных типов жилища. Жилищная политика В Японии из более 50 млн жилищных единиц значительно больше индивидуальных домов, чем квартир. Проблема традиционных типов жилища наиболее остро стоит в агломерации Токио – крупнейшем урбанизированном районе развития, соединяющем 8 префектур (Токио, Сайтама, Чиба, Канагава, Гумма, Ибараки, Тотиги , Яманаси), особенно в нижнем городе Токио – в пределах 23 центральных районов ку (рисунки 2.1.2,3). Здесь традиционные жилища исследовались для определения типологических форм-моделей и приемов их сохранения. Четыре периода развития нижнего города от создания замка в 1457 году и формирования города в 1603 году до начала XXI века показали, что целостной картины предыдущего периода не сохранялось, поскольку застройка в большей степени разрушалась и потом не реконструировалась, сносилась, освобождая место для нового строительства. В настоящее время сохранились лишь отдельные постройки, жилые здания минка и смешанные, комбинирующие с жилищем многие другие функции – коммерческие, офисные, мелкопроизводственные, отдельные старые жилища сословия самураев, а так же жилища с магазином-лавкой матия и нагайя (дома бедного населения), резиденции высшего класса населения даймё ясики – в нижнем городе не строились, располагались на склонах холмов, спускающихся к нижнему городу25. Перечисленные разновидности жилищ в большей или меньшей степени реализуют принципы зданий типа сёин. Изучение традиционных жилых и смешанных (по функциям) зданий является в настоящее время необходимым подходом для выяснения их архитектурно-художественной специфики. Начало XXI века характеризуется дальнейшим рафинированием индивидуализма и преобладанием коммерческого подхода к архитектуре, в том числе к архитектуре жилища. Изменение в системе ценностей, тем не менее, не изменяет традиционных элементов жилого внешнего вида, интерьера и подхода к разработке окружения в традиционном каноническом синтоистском духе. Ценность традиционного жилища осознается большинством населения центральных районов Токио как базовая, несмотря на низкий жилищный стандарт, спонтанное разрастание обслуживающих и развлекательных функций. При достижении определенного возраста и социального статуса японцы предпочитают традиционные типы жилища, небольшие по площади и занимаемому участку, но отдельно стоящие малоэтажные дома. В Токио, с учетом арендуемых и вакантных домов (64,6% жилищ на 2000 год), его доля составляет до половины домохозяйств. Традиционное отдельно стоящее жилище продолжает оставаться главным направлением нового жилищного строительства в стране – более 60% от всего фонда и в Токио – 25%. Не смотря на снижение доли строительства традиционного жилища в Токио, оно остается важным приоритетом жилищной политики для крупнейшего столичного урбанизированного района развития, сосредоточившего 33,2% всего населения – 42,4 млн человек. 2.2. ^ Жилищные программы, существующие в разных районах. Виды и объемы жилищного строительства. Жилищный рынок В градостроительном плане Токио (в пределах нижнего города Токио) выделялись категории зон укрупненных районов26 (рисунок 2.2.1): 7 центральных районов ку; 7 западных районов ку; 9 восточных районов ку. Зонирование каждой зоны предполагало использование ряда программ: 1) в центральной зоне предлагалась программа обеспечения современных условий специализированных жилых территорий; 3) в остальных зонах предлагались: программа переустройства урбанизированных территорий, программа достижения первоочередного переустройства и улучшения строительства, градостроительная программа предотвращения разрушений и противопожарного обеспечения, программа развития новых урбанизированных территорий и программа землеустройства. Жилища частного сектора (из частных средств) охватывают до 95% от всего числа жилищ токийской префектуры, лишь 5% составляют жилища общественного сектора. Для жилища частной собственности применялась досконально разработанная программа обеспечения помощи и поддержки со стороны префектурного правительства, жилищных банков, специальных организаций: TMHSC – токийская префектурная жилищная строительная корпорация, GHLC – государственная жилищная заемная корпорация, HUDC – градостроительная жилищная корпорация развития и другие. Соотношение жилищного фонда на 2000 год по собственности и пространственному типу, по жилищам в индивидуальных и в многоквартирных домах показано в таблице 1. Данные показывают постепенное снижение доли индивидуального односемейного жилища к 24,9% и соответственно возрастание доли многоквартирного жилища. Однако актуальность применения односемейного жилища возрастает, поскольку потребность в таком жилище остается высокой, намного превышающей объемы его строительства. Таблица 1 Частная собственность 1960000 единиц 35,4% Арендуемые жилища 3060000 ед. 55,2% Вакантные жилища 520000 ед. 9,4% Всего: 5540000 ед. 100% Односемейные жилища 1380000 ед. 24,9% Жилища в многоквартирных домах 4160000 ед. 75,1% Всего: 5540000 ед. 100% Рыночный фонд частного жилища в целом подразделяется: - апато, отдельные небольшие комнаты или квартиры в многоквартирных домах, с относительно устаревшей планировкой, только с одной или двумя комнатами небольшой площади (построенные 16-20 и более лет назад), с ограниченными санитарно-техническими и кухонными удобствами или другими отклонениями от современного уровня; - маршон, квартиры в малоквартирных домах нового строительства, отвечающие современным условиям по комфорту проживания; - итидо, индивидуальные односемейные дома со всеми удобствами, новой постройки, наиболее соответствующие традиционным жилищам; - старые односемейные дома малой жилой площади. Особое значение имеет жилищный рынок нового жилища маршон и итидо, по которым выпускаются каталоги и справочники27, в которых сохраняется основной комплекс содержания традиционного жилища: свободная композиция, асимметрия, горизонтальность, целесообразность, естественность потенциальной визуальной наполненности за счет раздвижных перегородок, слияние архитектуры и интерьера, экономия жизненного пространства за счет татами, встроенных шкафов и ширм бёбу – остаются по большей части неизменными и актуальными для существующих типов жилищ в сочетании с требованиями настоящего времени. Современные типы жилища маршон и итидо, благодаря каноническим основам и элементам сёин, имеют качества вариантности и гибкости. Каноны сёин сохраняются за счет устойчивости образа жизни28, принципов эстетики, основы пространства из татами и других традиционных элементов архитектуры и дизайна. 2.3. Местные особенности и размещение традиционного частного жилища Зоны традиционного жилища (рисунки 2.3.7-11) имеют определенные характерные сложившиеся особенности по планировочной структуре: - радиально-кольцевая; - линейная и ортогональная; - со «свободной» гибкой структурой; - с развивающейся, изменяющейся структурой; - с исторической, традиционной, имитирующей известные аналоги; - с новой структурой, по авторской идее, замыслу на свободном месте. Жилая зона с радиально-кольцевой структурой – Токивадай расположена в одном из центральных районов Токио, Итабаши-ку, представляет также историческую, традиционную, имитирующую структуру городов-садов. Это определило характерный образ всего района, жилых улиц и жилых домов, в основном индивидуальных, односемейных с небольшими садовыми участками различного размера и формы (рисунок 2.3.7). Район с радиально кольцевой, а также со «свободной» гибкой структурой – Ден эн Чёфу (3), в других своих частях имеет линейную структуру – Ден эн Чёфу (2), прямоугольную структуру – Ден эн Чёфу (1) и развивающуюся, изменяющуюся структуру – Ден эн Чёфу (4). Все эти территории входят в административный район Ота-ку (рисунок 2.3.8). Жилая территория Сейджио, в центральном западном районе Токио Сетагайя-ку, как и территории Токивадай и Ден эн Чёфу, является одной из ближайших к центру – нижнему городу. Часть этого района имеет строгую прямоугольную структуру градостроительной планировки – Сейджио (6). На индивидуальных участках расположены частные резиденции – дома в 1, 2, 3 этажа различных типов и резиденции, соединенные с квартирами, сдаваемыми внаем за счет пристроек дополнительных помещений (рисунок 2.3.9). Жилая зона Мэджиродай в центральном районе Бункё-ку с исторической сохраняющейся структурой, на холмах Яманотэ, окружающих нижний город, где еще сохранились индивидуальные резиденции знатных родов. Жилая зона Янака (рисунок 2.3.10) с исторической, традиционной, сохраняющейся структурой, в центральном районе Тайто-ку, по топографии относится к нижнему городу, а также к холмам Яманотэ и имеет, кроме жилища, множество исторических храмов, памятников, музеев, святилищ, крупных и мелких исторических кладбищ. Планировочная структура в связи с этим, а также подчиняясь рельефу, иногда резко выраженному, имеет исторический стихийно сложившийся характер. Исторический тип жилища, преобладающий в этом районе, – жилище людей с низким доходом, ограниченное по размеру и комфорту, устаревшее жилище, характерное для районов нижнего города. В исследуемых районах, ставших в дальнейшем базой для социологического опроса владельцев традиционных домов, были обнаружены местные особенности и типы традиционного частного жилища: - исторический тип индивидуального жилища в 2-3 этажа минка и ограниченного комфорта минка-нагая, создающего переуплотненные блоки; - новые частные жилища-резиденции, имитирующие традиционные формы, отдельно стоящие итидо и резиденции, соединенные с квартирами для аренды итидо-апато и итидо-маршон; - индивидуальные жилища, с частными сервисными, торговыми или офисными помещениями минка-матия; - комплексы сгруппированных индивидуальных домов разных типов и этажности итидо-минка-апато, как жилых блокированных, коридорных, галерейных, башенных, с дополнительными обслуживающими помещениями; - новые жилые секционные дома маршон в 3-4 этажа, и в сочетании с многоэтажными домами маршон-апато до 30-36 этажей и более. 2.4. ^ Практическая концепция традиционного жилища. Специфика строительства Исследование показало концепции жилищного обновления – сохранения традиционного жилища. Обновление – это новое строительство с повторением традиционных канонических элементов, заимствованных из основных исторических типов жилища. Сохранение же связано с существованием «нижнего города» с предельно высокой концентрацией застройки, часто даже без основных условий для нормального проживания. Однако отдельные примеры представляют интерес по типологии, стилю, деталям, как и отдельные фрагменты структур – улиц с застройкой (рисунок 2.4.1). Сохранить их возможно, придав этим зданиям и фрагментам статус городских архитектурных заповедников, что успешно реализовано в районе с менее плотной застройкой Коганей-ши (Тама), где организован парк с архитектурным музеем на открытом воздухе эпохи Эдо (Токио 1603-1867 годов). Кроме этого, существует ряд традиционных закрытых музеев, в которых представлены типы архитектурных сооружений эпохи Эдо – расцвета городской культуры и более ранних периодов (рисунок 2.4.3), с реконструкциями быта и жизни. Сохранение происходит часто стихийным неуправляемым образом, усиливая концентрацию, образуя улицы-коридоры и горообразные нагромождения объёмов, что приводит к разрушению традиционной застройки. Проектная альтернатива сохранения нижнего города созданием над ним «верхнего города»29 трудно достижима, из-за невозможности сноса частной собственности, составляющей как отмечалось 95% жилищного фонда (другая застройка – на 100% объекты частного бизнеса). Практичнее представлена концепция обновления. По анализируемым материалам презентаций министерств, фирм, выставок30 видно использование канонических основ и элементов построения традиционного японского жилища в его современной интерпретации: - трансформации внутреннего пространства – экраны фусума, бёбу, - внешнее пространство входит в объем дома – раздвижные сёдзи, - широкое применение встроенных шкафов – ниши осиирэ, - связь с окружающей природой, садом – террасы энгава, - ниши красоты токонома, покрытие пола татами, потолок тендзё, - икебана, свитки какэмоно, росписи на фусума, окна-завесы – сударэ, - фонари, лампы и другие элементы. Особенностью является применение натуральных традиционных материалов – дерево, камень, керамическая плитка и черепица, спрессованная солома для матов татами для пола (редко для крыши), многослойная бумага для раздвижных перегородок в комнатах, тонкий бамбук и ткань для стационарных и съемных экранов, завес на окнах и фасадах домов. Канон традиционной архитектуры в типах существующего жилища продолжает репродуцироваться в настоящее время. Япония стала одним из мировых лидеров стилей минимализм и хай-тек. Высочайшей уровень достигнут в традиционном для Японии органическом природном стиле архитектуры. Эти японские интерпретации стилей интересны европейцам и россиянам, поскольку, несмотря на универсальность современной техники, японская архитектура и дизайн остаются природоподобными в соответствии с самобытной канон-культурой.^ ГЛАВА 3. НАТУРНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ТРАДИЦИОННОГО ЖИЛИЩА В МЕГАПОЛИСЕ ТОКИО 3.1. Социальное устройство и содержание традиционного жилища В указанных районах нижнего города Токио (рисунок 3.1.1) были проведены опросы по специально разработанной анкете. По результатам опроса выяснилось: средний размер семей в Токио 4,2 человека характеризует семьи, проживающие в традиционном жилище как наиболее репродуктивные, противостоящие прогнозируемому демографическому спаду насел