Реферат по предмету "Разное"


Аннотация по дисциплине б 8 Теория и методология истории

Аннотация по дисциплине Б.3.8 Теория и методология истории1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля) Теория и методология истории являются - Усвоение студентами современных подходов к характеристике общеметодологических принципов современных исторических исследований, - изучение конкретных концепций исторического развития. Особенностью курса теории и методологии истории выступает работа, прежде всего, с современными историческими теориями развития.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина (модуль) Теория и методология истории относится к блоку «Базовая (общепрофессиональная часть)» раздела «Профессиональный цикл». Дисциплина тесно связана с другими частями ООП – историей исторической науки, источниковедением и т.д. Требования к «входными» знаниям предполагают базовую подготовку студентов по курсам «Вспомогательные исторические дисциплины» и «Источниковедение». Как предшествующее, освоение данной дисциплины необходимо для изучения дисциплин специализации: спецкурсов и спецсеминаров.^ 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Теория и методология истории Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): Владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке или выбору путей ее достижения (ОК-1); Способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); Готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); Стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации (ОК-6); Способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7); Осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); Использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9). Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): Способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2), источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4); Способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5); Способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7); Способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8); Способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9). В результате освоения дисциплины обучающийся должен:^ Знать: - связь между используемыми историками теоретическими подходами, принципами и методами исследования.Уметь: - выявлять концептуальные подходы, принципы, методы и технику исследования, используемые автором в том или ином конкретном историческом сочинении как определенную исследовательскую технологию.Владеть: - Методикой и техникой методологии для разработки технологии исторического исследования, имеющей определенный алгоритм. ^ 4. Краткое содержание дисциплины (модуля) Теория и методология истории Раздел I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ. ЭТАПЫ И ОСНОВ­НЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕТОДО­ЛОГИИ ИСТОРИИ 1. Общие проблемы методологии науки^ Место и роль методологии науки на современном этапе об­щественного развития. Структура научного исследования и научно-познавательного процесса. Виды познавательной дея­тельности и типология знания. Теория как высшая форма научного знания. Структуры и уровни теорий, их классифи­кация. Функции научных теорий. Связь научных теорий с методами исследования.Метод как теоретически обоснованное средство познава­тельной деятельности. Структура метода. Роль метода в науч­ном исследовании и его значение для перспектив развития науки, углубления познавательного процесса. Методы научного исследования как показатель уровня раз­вития науки. Классификация научных методов. Взаимосвязь гносеологии, эпистемологии и логики с методо­логией научного познания. Формирование методологии науки в самостоятельную сферу исследования. Предмет и функции мето­дологии истории. Структура предмета методологии истории. 2. Источники, основные тенденции и этапы формирования методологии историиФилософия истории как источник формирования методологии истории Типология философий истории. Общие тенденции разви­тия философии истории — от философии истории человече­ства к теории исторического познания и исторического знания. Изучение специфики объекта и предмета истории. Вопро­сы классификации наук. Понятие "исторического". Изучение "мира духа", специфики исторического позна­ния. Изучение форм мысли, проблем исторического знания.Историография как источник формирования методологии истории Теоретико-методологические основы исторических кон­цепций, их эволюция. Преемственность в развитии методо­логии истории. Понятие "научных революций" (Т. Кун). Дис­куссии о феномене "кризиса" в историографии и его роли в развитии методологии исторической науки.^ Типология историографии. Тенденции развития историогра­фии — от "первоначальной" событийной истории к "фило­софской" истории (Г. Гегель).Основные этапы развития историографии. Генезис исторической науки. Архаическая мифология и ге­роический эпос. Первые попытки мифологической формы исторического сознания. Античное мировидение: природа и история. Вселенная и Человек в ней, общество и индивидуум. Прагматическая история Средневековая историография: от античного прагматизма к средневековому провиденциализму. Возрождение и развитие античных традиций. От провиденциализма к рациональному видению прошлого. Историография нового времени. Формирование научного подхода в изучении прошлого. Историография Просвещения. Позитивизм. Марксизм. Религиозно-мистическая философия истории. Неокантианство. Модернизм. 3. Современные тенденции развития методологии истории Сциентический и культурологический подходы в историо­графии. Движение за аналитическую междисциплинарную историю. Квантификация в изучении истории. Возрождение нарратива в историографии и методологии истории. Постмодернизм. Соотношение тенденций дифференциации и интеграции научного знания и их воздействие на предмет исторической науки. Появление новых областей истории. История повсе­дневности, устная история, микроистория, гендерная исто­рия, история ментальностей.^ РАЗДЕЛ 2.ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕКТА И МЕТОДОВ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ. МЕСТО ИСТОРИИ В СИСТЕМЕ НАУК1. Особенности объекта исторического познания Понятие исторического процесса. Отличия исторического процесса от эволюции живой и неживой природы. Характери­стики исторического процесса: историческое пространство и историческое время. Концепции исторического времени пред­ставителей различных методологических школ и течений. Структурные уровни исторического процесса: прошлое, на­стоящее и будущее. Уникальность и повторяемость в историческом процессе, причинная обусловленность, закономерность. Общее и особенное в истории. Проблема альтернативности в историческом развитии и историческом познании. Типология исторических явлений. Событие, структура, процесс. Их взаимодействие. Понятие целостности и ее трак­товка представителями различных методологических течений. Единство субъективного и объективного в историческом про­цессе. Субъективность и ее виды. Роль субъекта в историческом процессе. Человеческое поведение и мотивация поступков. 2. Место истории в системе наук Проблема классификации наук. Место истории в системе наук. Функции исторической науки. Историческое сознание. Историческая память. Объект и предмет истории в трактовке марксистской исто­риографии. Интегральный характер предмета истории. Современные дискуссии о предмете истории и ее месте в системе наук. Представители школы "Анналов" о предмете истории. Структуралистская концепция "общества как цело­стности". История ментальности как основа трактовки пред­мета истории на современном этапе развития историографии. "Научная" история о предмете, задачах и функциях истории. Постмодернисты об истории как части культуры. Соотношение истории и литературы, противопоставление истории нау­ке и политике в концепциях постмодсрнистов. 3. Историческое познание и его особенности Возможность научного познания прошлого. Научное по­знание как форма социального отражения. Ретроспективность исторического познания. Этапы исторического познания. Специфика реконструкции объекта в историческом познании. Современные дискуссии по проблемам исторического познания.^ Исторический источник и исторический факт Онтологический аспект рассмотрения исторических источ­ников как явлений исторической действительности. Законо­мерности возникновения и эволюции типов и видов истори­ческих источников. Субъективно-социальная и субъективно-индивидуальная природа исторических источников. Проблема классификации исторических источников. Исторический источник в свете учения об информации. (Концепция И.Д. Ковальчснко). Понятие социальной инфор­мации как знания и как результата отражения объективной действительности. Прагматический, аксиологический, семан­тический и синтактический аспекты рассмотрения информа­ции, информационного процесса. Соотношение объективного и субъективного в социальной информации. Фиксированная и нефиксированная информация и проблемы ее достоверности. Информационная неисчерпаемость исторического источ­ника. Методологический смысл понятий "выраженная" и "скрытая" информация. Проблема повышения информатив­ной отдачи исторических источников. Трактовки исторического источника и исторической ин­формации представителями "научной" истории. Историческая информация в концепциях постмодернистов. Исторический факт и его интерпретации в современной ис­ториографии Марксистская концепция исторического факта в контексте проблемы соотношения бытия и сознания. Диалектико-материалистический подход к проблеме исторического факта. Категории исторических фактов. Факты исторической действи­тельности, факты исторического источника, научно-историчес­кие факты, их характерные черты и отличия. Понятия простого и сложного исторического факта. Научно-исторические факты как отражение сознанием историка исторической реальности. Роль субъективно-индивидуальных и субъективно-социальных факторов в формировании научно-исторических фактов. Исторический факт в концепциях классического позитивизма. Противопоставление исторического факта естествен­нонаучному в субъективно-идеалистических трактовках исто­рического факта. 4. Методы исторического исследования^ Общенаучные методы и их место в историческом исследовании Исторический и логический методы. Историческое про­странство и время как онтологическая основа исторического и логического методов в историческом познании. Возможности синхронного и диахронного изучения исторической реальности, "по горизонтали" и "по вертикали". Функции логического мето­да в историческом исследовании. Значение исторического метода в познании прошлого. Принцип историзма как важнейший принцип научного познания. Исторический и логический мето­ды в практике конкретно-исторических исследований. Абстрактное и конкретное в процессе научно-исторического познания. Способы и варианты абстрагирования. Измерение и описание как способ выражения свойств изу­чаемых объектов в процессе исторического познания. Классификация и типологизация в исторических исследо­ваниях. Системный подход и системный анализ, значение систем­ности в исторических исследованиях. Понятие системы, ее строение, структура и функционирование. Уровни иерархии систем. Координация и субординация. Структурный и функ­циональный анализ систем. Системный подход в практике конкретно-исторических исследований. Проблемы моделирования в историческом исследовании. Дискуссии в современной отечественной и зарубежной исто­риографии по проблемам моделирования в истории. Цели моделирования, его этапы и типы моделей. Опыт применения моделирования в исторических исследованиях.^ Специально-научные методы и их роль в историческом исследованииИсторико-генетический метод. Гносеологическая суть и логическая природа. Функции историко-генетического метода в историческом исследовании. Характерные черты. Описательность, фактографизм и эмпиризм. Опыт применения в конкретно-исторических исследованиях.^ Историко-сравнительный метод. Понимание исторического развития как повторяющегося, внутренне обусловленного, закономерного процесса. Познавательное значение и возможности сравнения как метода научного познания. Аналогия как логическая основа историко-сравнительного метода. Исполь­зование историко-сравнительного метода в практике конкретно-исторического исследования. Роль историко-сравнительного метода в формировании исторических концепций.^ Историко-типологический метод. Взаимосвязь единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе как онтологическая основа историко-типологического метода. Типологизация как метод научного познания и сущностного анализа. Опыт применения историко-типологического метода в исторических исследованиях в отечественной и зарубежной историографии.^ Историко-системный метод. Системный характер истори­ческого процесса. Каузальные и функциональные связи в об­щественно-историческом процессе. Варианты детерминиро­ванности в общественных системах. Опыт применения историко-системного метода в конкретно-исторических исследо­ваниях. 5. Концепции исторического объяснения и понимания Виды исторических объяснений. Мотивационные и кау­зальные модели объяснения. Попытки построения интеграль­ных объяснительных моделей. Объяснительные модели в кон­цепциях "тотальной" истории.^ Формационный и цивилизационный подходы. Формационный подход в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Фор­мационный подход в современной отечественной и зарубеж­ной историографии. Концепции цивилизационного подхода в работах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби. Современный опыт применения цивилизационного подхода в отечественной и зарубежной историографии. Концепции "понимания" истории. Постмодернизм о по­нимании и объяснении в истории. Раздел III. Методологические проблемы исторического знания 1. Типы и уровни исторического знания Эмпирическое и теоретическое знание. Понятия явления и сущности как основа получения двух типов исторического знания. Источниковое и внеисточниковое знание. Особенности эмпирического уровня исторического позна­ния. Логические основания эмпирического знания. Реконструкция исторической реальности через описание. Научное описание и идеографизм. Формы исторического описания. Объяснение как средство познания на теоретическом уров­не и как логическая процедура. Виды исторических объяснений. Гипотезы, понятия, теории как форма выражения знаний. Идея как основное ядро теоретического знания. Научная тео­рия — завершенная форма теоретического знания. Систем­ность, всеобщность и логическая непротиворечивость — свойст­ва научной теории. Дискуссии о теоретической истории. 2. Роль понятий и категорий в историческом исследовании Понятие как форма выражения научных знаний. Взаимо­связи между объемом и содержанием понятий. Классифика­ция понятий. Категории и их роль в науке. Типы и уровни категорий. Функции и значение категорий как обобщенного знания и средства возникновения нового знания. Изменение содержа­ния понятий, категориального аппарата в процессе развития исторической науки. Проблема поиска общего научного языка в историческом сообществе. Современные дискуссии об ос­новных понятиях социальной, экономической, политической и культурной истории. Междисциплинарный характер исторического знания. Роль историзма в интерпретации понятий и категорий. Роль интуиции и воображения в процессе формирования исторического знания. Психологические и логические меха­низмы формирования интуитивного знания. Интуитивное и логическое в творчестве историка. Гипотетический характер интуитивного знания. 3. Проблема истинности исторического знания Критерии истинности. Дискуссии о критериях истинности исторического знания. Эмпирическая верификация гипотез. Фальсификация как проверка истинности знания через дока­зательство его ложности. Практика исторического процесса как критерий истинности знания. Проблема ценности и оценки в истории. Объективная ценность и субъективная оценка исторического знания.^ 5. Образовательные технологии В рамках изучения дисциплины «Теория и методология истории» предусматривается широкое использование активных и интерактивных форм занятий, а именно: деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, мастер-классы экспертов и специалистов.5. Формы текущего контроля успеваемости студентов Тестирование, презентации, сообщения, рефераты, творческие задания, деловая игра, посещение лекций и семинарских занятий, самостоятельная работа, написание эссе.6. Форма итоговой аттестации – зачет (6 семестр)Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа, из них лекции – 36 часов, самостоятельная работа – 36 часов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основной и оборотный капитал
Реферат Способы сравнения в анализе хозяйственной деятельности Эффективность использования капитала
Реферат Blood Essay Research Paper The average
Реферат Побудова зображень предметів на площині
Реферат Первоначальное накопление капитала
Реферат Методика обучения математике как учебный предмет. Принципы построения курса математики в начальной школе.
Реферат Відповідальність за порушення податкового законодавства
Реферат ChinaMao Essay Research Paper The Cultural Revolution
Реферат Роль эмоционального компонента в системе отношений учитель ученик младшие школьники
Реферат Образ Онегина в романе Евгений Онегин
Реферат Выручка от реализации продукции работ и услуг как основной источник денежных средств предприятий
Реферат Как ездить на автомомобиле
Реферат Economic Injustice Essay Research Paper Economic InjusticeEconomic
Реферат Валютный рынок и его институты (Англия)
Реферат Особенности судебно-психиатрической экспертизы при определении беспомощного состояния потерпевших