Аннотация программы дисциплины по выбору «Пенитенциарная психология и педагогика»Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины является освоение специальной области педагогики, касающейся социально-педагогической работы с различными категориями осужденных в исправительных учреждениях. Задачами дисциплины являются: изучение методологических основ воспитательного процесса в уголовно-исполнительной системе; овладение основополагающими понятиями пенитенциарной педагогики; изучение воспитательной системы учреждений, исполняющих наказание; овладение технологиями и способами организации воспитательной работы по исправлению лиц, осужденных к лишению или ограничению свободы; формирование навыков проведения социально-педагогической диагностики.Требования к уровню освоения содержания дисциплиныОсвоение содержания дисциплины в компетентностном формате. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций.^ Общекультурные компетенции: способность использовать в профессиональной деятельности знания о развитии современной социальной и культурной среды, в том числе в пенитенциарных условиях (ОК-1); владение историческим методом и умениями его применять к оценке социокультурных явлений, учитывая особенности среды (ОК-2); владение моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); готовность использовать основные положения и методы фундаментальной педагогики при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4); способность учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников исправительного процесса при построении социальных взаимодействий (ОК-5); способность понять принципы организации воспитательной системы и образовательного процесса в разных общекультурных средах (ОК-6).^ Общепрофессиональные компетенции (ОПК): способность учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития осужденных, особенности регуляции поведения и деятельности человека, находящегося в условиях ограничения (лишения) свободы (ОПК-1); готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях осужденных разных возрастов (ОПК-2); готовность использовать знания различных теорий обучения и воспитания в пенитенциарной среде, основных образовательных программ для обучающихся в общеобразовательных учреждениях при исправительных учреждениях (ОПК-3); готовность использовать знание основных международных и отечественных нормативных документов в профессиональной деятельности специалистов пенитенциарной системы при организации исправительной воспитательной работы с осужденными (ОПК-4); способность понимать высокую социальную значимость педагогической деятельности в пенитенциарной сфере, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-5); способность принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач (ОПК-6); способность использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства в пенитенциарной сфере (ОПК-7).^ Профессиональные компетенции по психолого-педагогическому сопровождению осужденных (ПКПП): готовность применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционные задачи исправления и ресоциализации осужденных (ПКПП-1); способность осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психолого-педагогических наблюдений и диагностики (ПКПП-2); способность осуществлять просвещение педагогов и сотрудников исправительных учреждений по вопросам ресоциализации и реабилитации спецконтингента (ПКПП-3); способность эффективно взаимодействовать с педагогами пенитенциарного образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам исправления и социализации осужденных в образовательной и трудовой деятельности (ПКПП-4). способность использовать и составлять программы воспитания и социализации для несовершеннолетних осужденных (ПКПП-5); способность к организации социально-педагогической помощи и поддержке осужденных в трудоустройстве, соблюдению и защите их прав (ПКПП-6).Проектируемые результаты освоения содержания дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен:Знать: задачи пенитенциарной педагогики; методологические основы, принципы, основные пенитенциарные понятия (отклоняющееся поведение, исправление, перевоспитание), специфические педагогические закономерности и особенности их проявления в исправительной системе, технологии, формы и методы воспитательного процесса в уголовно-исполнительной системе, характеристику объекта социально-педагогической работы; нормативно-правовые основы организации воспитательной работы в уголовно-исправительной системе.Уметь: осуществлять комплекс мероприятий по социальной защите осужденных и педагогической помощи, включая организацию взаимодействия с социальными институтами; выявлять потребности, проблемы, конфликтные ситуации и отклонения в поведении осужденных, выявлять и развивать их образовательные интересы; формировать воспитывающий коллектив в основных сферах социальной деятельности осужденных (образовательной, трудовой, общественной); оценивать эффективность психокоррекционного и превентивного воздействия на осужденных, склонных к девиантным проявлениям.Владеть: методами диагностики ситуации развития личности, индивидуально-психологических особенностей осужденных; современными педагогическими технологиями в работе с осужденными.Содержание дисциплины. Основные разделы. Пенитенциарная педагогика как отрасль педагогической науки. Методология пенитенциарной педагогики. Система исправления осужденных к лишению свободы за рубежом и в российской федерации. Особенности воспитательного процесса в исправительных учреждениях. Методы и формы педагогического воздействия на осужденных. Воспитание осужденных в трудовой деятельности. Воспитание осужденных в учебной деятельности. Воспитание осужденных в общественной деятельности. Особенности процесса исправления разных категорий осужденных Коллектив осужденных и его воспитывающие возможности. Педагогические основы управления процессом общения осужденных в исправительных колониях. Комплексная психолого-педагогическая диагностика особенностей личностного развития осужденных.