Реферат по предмету "Разное"


Анализ эффективности экспериментальной методики развития двигательно-координационных способностей гимнасток 5-7 лет по результатам экспертной оценки

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ГИМНАСТОК 5-7 ЛЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИНиколаева Е.С.Белгородский государственный университетKey words: rhythmic gymnastics, coordination abilities, 5-7 years old female gymnasts.Summary: the paper gives brief overview of experimental technology of development of coordination abilities of 5-7 years old female gymnasts based on expert evaluation.Введение. В последние годы достижения российских гимнасток на мировой арене более чем значительны: золотые медали в абсолютном первенстве и групповых упражнениях на олимпийских играх 2000г. в Сиднее и 2004 г. в Афинах. Однако, плотность результатов настолько велика, что проблема совершенствования технической подготовки гимнасток к работе с предметами на всех этапах многолетней тренировки с целью повышения уровня спортивного мастерства, его надежности и стабильности остается актуальной. В тоже время, многие вопросы, связанные с предметной подготовкой юных гимнасток пока не нашли решения как в теории, так и в практике художественной гимнастики. В научных источниках акцент делается на совершенствование техники выполнения упражнений с предметами гимнастками учебно-тренировочных групп (УТГ) и групп спортивного совершенствования (ГСС) [1, 2, 5, 9]. В специальной литературе остается неразработанной проблема определения двигательно-координационных способностей (ДКС), необходимых гимнасткам для работы с предметами и их влияния на качество выполнения соревновательных упражнений. Отсутствие таких исследований приводит к неадекватному выбору средств и методов подготовки гимнасток к выполнению упражнений с предметами. Как известно, в многолетней системе подготовки гимнасток этап начальной подготовки является очень важным. Именно на этом этапе необходимо осуществлять направленное совершенствование механизмов развития ДКС спортсменок [4, 6, 7, 8], закладывать основы техники владения предметами, что является важнейшим условием обеспечения дальнейшего роста их результатов в многолетней соревновательной практике [1, 3, 7, 9]. Если рассматривать многолетнюю подготовку гимнасток, как целостный педагогический процесс, то прослеживается определенная зависимость успешной работы с предметами на этапе наивысших спортивных результатов от качества знаний, умений и навыков, полученных гимнасткой в процессе начальной подготовки. Цель исследования – экспериментально обосновать методику подготовки гимнасток 5–7 лет к обучению упражнениям с предметами. Объект исследования – учебно-тренировочный процесс в группах начальной подготовки СДЮСШОР по художественной гимнастике.^ Методы и организация исследования. Для получения данных о качестве выполнения гимнастками базовых элементов, характеризующих подготовленность юных гимнасток к выполнению упражнений с предметами, была проведена экспертная оценка. Обследованию были подвергнуты гимнастки экспериментальной и контрольной групп. Анализ специальной литературы и документальных материалов выявил, что единые требования к качеству выполнения контрольных упражнений с предметами представлены только программой по художественной гимнастике и правилами соревнований. Но в обоих документах критерии описаны недостаточно подробно. Предложенные технические характеристики выполнения данных элементов представляют собой отдельные фрагменты. Вследствие этого возникла необходимость в разработке признаков эталона техники выполнения элементов и соответствующей шкалы ошибок по каждому элементу. Такая попытка предпринята в гимнастике впервые. Систематизация ошибок в каждом упражнении осуществлялась с учетом фаз выполнения этого упражнения и их значимости в процессе освоения гимнастками техники выполнения того или иного упражнения с предметом. Таким образом, была использована система распределения ошибок по следующим категориям: ошибки, содержащиеся в основном звене техники выполнения упражнения – существенные; ошибки, не нарушающие основного звена техники выполнения упражнения – несущественные. Значимость ошибок выражена при помощи количественной оценки, то есть в баллах. Оценивание осуществлялось по 10-ти бальной системе, наиболее оптимальной для оценивания техники выполнения упражнений в художественной гимнастике. Для экспертов данная система является привычной и понятной, как основная система оценивания выполнения гимнастками упражнений на соревнованиях. Модельные характеристики элементов и соответствующие шкалы ошибок разработаны на основе анализа документальных материалов (правила соревнований, учебная программа), научно-методической литературы, педагогического наблюдения за соревновательной деятельностью гимнасток, опроса тренеров, а также с учетом собственного педагогического опыта. ^ Результаты и их обсуждение. Оценивание проводили специалисты из числа тренеров-преподавателей белгородской областной СДЮСШОР по художественной гимнастике в количестве 3-х человек. Один из них имеет 15 разряд и высшую тренерскую категорию, двое других – 12 разряд и вторую тренерскую категорию. Стаж работы составляет 9, 12 и 20 лет. Все эксперты являются мастерами спорта по художественной гимнастике. В результате анализа протоколов экспертного оценивания выполнения гимнастками элементов с предметами было выявлено, что гимнастки экспериментальной группы набрали достоверно большее количество баллов во всех упражнениях. Экспертами было отмечено, что спортсменки контрольной группы при выполнении броска сложенной вдвое скакалки одной рукой и броска обруча в боковой плоскости более часто, чем спортсменки экспериментальной группы, допускали такие ошибки, как недостаточная высота броска и ловля предмета со значительным перемещением гимнастки. По единогласному мнению экспертов существенные ошибки у большинства гимнасток контрольной группы отмечены в основном звене техники выполнения упражнений. В прыжке через скакалку на двух ногах – это отталкивание и фаза полета, в броске сложенной вдвое скакалки одной рукой и в броске обруча одной рукой в боковой плоскости – это фаза броска и, наконец, при выполнении переката обруча из руки в руку по груди – это фаза замаха. Причем, ошибки носили как координационный, так и технический характер. Гимнастки экспериментальной группы в основном допускали несущественные ошибки, которые не нарушали основного звена техники. Выводы. Данные экспертной оценки выполнения гимнастками контрольных упражнений с предметами подтверждают результаты наблюдения за соревновательной деятельностью и тестирования гимнасток: количество ошибок координационного характера больше ошибок технического характера. Это можно объяснить недостаточным развитием у них специальных ДКС, позволяющих качественно выполнять упражнения с предметами. Гимнастки экспериментальной группы допустили меньше координационных ошибок, что подтверждает эффективность применения разработанной методики. С увеличением возраста и квалификации гимнасток закономерно будет возрастать координационная сложность выполняемых ими упражнений. Высокий уровень развития ДКС гимнасток экспериментальной группы на этапе начальной подготовки позволит в дальнейшем уделять больше внимания работе над техникой выполнения упражнений. Литература 1. Архипова Ю.И. Базовая подготовка юных гимнасток в упражнениях с предметами: дис. … канд. пед. наук. – СПб., 1998. – С. 8–30. 2. Беклемишева А.С. Структура бросковых действий с мячом в художественной гимнастике и методика их совершенствования.: дис. ... канд. пед. наук. – М., 2002. – С.117–119. 3. Бирюк Е.В., Овчинникова Н.А. Педагогическая технология обучения упражнениям с предметами гимнасток высокой квалификации: метод. рекомендации. – Тбилиси, 1988. – 19 с. 4. Иевлева М.М. Психолого-педагогическая система контроля и коррекции техники выполнения сложнокоординационных упражнений художественной гимнастики: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1995. – 18 с. 5. Карпенко Л.А. Методические указания по использованию современных средств художественной гимнастики. – Л.: ГДОИФК, 1986. – С. 23–24. 6. Лях В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования // Теория и практика физ. культуры. – 1995. – № 11. – С. 16–19.7. Назаренко Л.Д., Зверев А.П. К здоровью и гармонии через развитие системы двигательно-координационных качеств. – М., 2000. – С. 120–124. 8. Назаренко Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков. – М.: Теория и практика физической культуры, 2001. – С. 43–46, 57–77, 332. 9. Овчинникова Н.А., Бирюк Е.В. Подготовка квалифицированных гимнасток: отбор. – Киев, 1991. – 34 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.