Реферат по предмету "Разное"


Анализа текста - к сочинению Готовь сани летом, а материалы к экзамену - осенью. Памятуя об этой нехитрой учительской пословице, мы начинаем печатать в первом номере нового учебного год

Методика Нелли ПАЩУК От анализа текста — к сочинению Готовь сани летом, а материалы к экзамену — осенью. Памятуя об этой нехитрой учительской пословице, мы начинаем печатать в первом номере нового учебного года цикл из десяти занятий по подготовке к ЕГЭ (а точнее, к сочинению в части С), разработанный нашим давним автором, Нелли Михайловной Пащук. Читатели помнят её яркие и интересные материалы, комплексные консультации к сочинениям, которые выручали в предэкзаменационную пору многих коллег. Предлагаемый Н.М. Пащук цикл занятий придёт на помощь словеснику, желающему не просто натаскивать на экзамен, но продолжать формировать у ученика осмысленный навык создания связного и доказательного письменного текста. И помните — до экзамена осталось всего ничего! Введение В части С1 КИМов по русскому языку предлагается написать сочинение по прочитанному тексту: сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста, выявить позицию автора, согласиться или не согласиться с его точкой зрения, а также привести не менее двух-трёх аргументов. Задача, право, не из лёгких: по сути, работа ученика должна состоять из двух частей: первая — анализ текста; вторая — собственное сочинение-рассуждение по проблемам текста. Приступая к выполнению работы, важно помнить, что сочинение не монолог, а диалог ученика с автором текста. Встреча автора и ученика будет интересной только тогда, когда второй научится понимать строение текста, его смысл, прочувствует каждое слово, фразу, интонацию автора. Следует ли напоминать, что диалог должен вестись в корректной форме? Думаю, да, в противном случае не избежать “наказания” — вызвать негативную оценку экзаменатора и потерять баллы. К работе выпускника предъявляются серьёзные требования — она должна показать: — насколько глубоко и полно понят смысл текста; — способен ли старшеклассник зрело судить о проблемах, затронутых в тексте; — может ли он ясно и убедительно, вежливо и корректно изложить свою позицию, даже если она расходится с авторской; — умеет ли грамотно излагать свои мысли, не нарушая норм литературного языка; — выразительна ли его речь: эмоциональна, богата художественными средствами. Предвижу и сомнения по поводу того, что невозможно соответствовать всем этим требованиям в рекомендованном объёме сочинения — 150 слов. Но ведь это всего лишь рекомендации: можно и увеличить объём до 200–250 слов, тогда работа будет более полновесной и качественной. Вспомним русскую пословицу “Глаза боятся, а руки делают”; в нашем случае — “руки пишут”. Занятие № 1 Анализ публицистического текстаПублицистический стиль. — Теоретические основы анализа текста. — Практикум по анализу текста.Публицистика — литературный жанр, посвящённый рассмотрению актуальных тем общественно-политической жизни. Публицистический стиль — стиль, используемый в общественно-политической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, устных выступлениях на собраниях, митингах. Функциональная особенность: информативная и воздействующая функции.Цель публицистического текста: информировать читателя о событиях в стране и мире, формировать общественное мнение.Стилевые черты Лексические: — чередование книжных слов с экспрессивными; — использование оценочной лексики; — наличие клишированных выражений, например: иметь значение, играть роль, главное событие и т.д.; — фактографичность, документализм; — использование неологизмов, окказионализмов (собственно авторские выражения); — использование в экспрессивных целях заголовков, вводных эпизодов, тропов, цитат, элементов других стилей (разговорного, художественного, научного). Морфологические: — употребление существительных с суффиксами -ость, -ство, -ние, например: личность, алчность, сотрудничество; — слов с интернациональными суффиксами и префиксами -изм, -ист, -ция, анти-, контр-, де-, например: пацифизм, интеллигенция, антиисторический; — слов, образованных сложением основ, например: общественно-политический, социально-экономический и др.; — употребление форм страдательных причастий прошедшего времени, например: ознаменован, изготовлен. Синтаксические: — использование эллиптических конструкций; — номинативных предложений; — присоединительных и парцеллированных кон­струкций; — сегментированных конструкций. Теоретические основы анализа текста По первым трём критериям (К1–К3) оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом (часть С1) проверяются умения ученика анализировать текст: 1) определять тему текста, формулировать проблему; 2) комментировать её; 3) выявлять позицию автора. Следующий критерий (К4) позволяет проверить умение ученика создавать свой собственный текст. Рассмотрим каждый элемент подробно. ТемаТема  — 1) предмет повествования, круг жизненных явлений, осмысляемых автором; 2) круг событий, служащий для постановки философских, социальных, этических, идеологических проблем. Формулировка проблемы Проблема — сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования. Перечислим несколько способов формулировки проблемы: 1) в вопросно-ответной форме; 2) в виде предложения-тезиса, требующего пояснения; 3) в виде номинации (названия) темы; 4) с использованием лексических и синтаксических средств выразительности: лексического повтора, ключевых повторяющихся выражений (однотемной лексики), риторических вопросов, градации и др.; 5) в виде предложения-цитаты, отражающего основную мысль текста. Комментарий проблемы Комментировать — значит пояснять, толковать, делать примечания. Комментировать проблемы текста можно двумя способами. 1) “Я иду вслед за автором” (аналитический пересказ текста). 2) “Свободный” комментарий, основанный на откликах, ассоциациях читателя. Порекомендуем ученикам: не пересказывать весь текст; не комментировать несформулированную проблему; не увлекаться чрезмерным цитированием текста. В этой части работы (комментарий проблемы) можно использовать следующие выражения и вводные конструкции: автор (писатель, публицист) заявляет; Ф.И.О делится своим пониманием проблемы; по убеждению автора (публициста, писателя)…; совершенно очевидным, по мнению автора (Ф.И.О, публициста, писателя), является… Автор. Позиция автора Позиция автора — это его точка зрения. Автор неизменно выражает (умозаключениями в публицистических текстах, образами — в художественных) своё отношение к установкам, ценностным ориентирам героев или поставленным проблемам; раскрывает читателю свой духовный мир. Отношение автора к проблеме может быть либо сугубо индивидуальным, либо диалогичным (диалог с читателем); к героям — отстранённым или родственным, но не нейтральным. Говоря о взаимоотношениях читателя и автора, Л.Н. Толстой писал: “Когда мы знакомимся с творчеством писателя, перед нами встают вопросы: «А ну-ка, что за человек? Что нового можешь сказать мне о жизни?»” Вот так и мы, читая текст, должны спросить автора: что ты за человек, каков твой духовный мир, как ты оцениваешь этот мир и какова твоя позиция? Аргументация своего мненияУченику необходимо выразить своё отношение к проблеме(ам), поставленной(ым) автором текста, согласившись или не согласившись с ним. Это самая трудная часть работы, потому что надо не только высказать своё мнение, но и привести два-три аргумента. По типу речи эта часть сочинения не что иное, как рассуждение. Следовательно, должен присутствовать тезис (то, что нужно доказать). Тезисом может послужить точка зрения автора на проблему (позиция автора). Затем нужно привести аргументы в пользу или против выдвинутого тезиса и сделать вывод, то есть обобщить свои умозаключения. Аргумент — фактическое доказательство, логический довод, служащий основанием для доказательства. К аргументам можно отнести примеры из истории, научных открытий, художественных произведений или фильмов. Это наиболее выигрышные аргументы. Не будем забывать о том, что в тексте может быть несколько проблем. Посоветуем ученикам “не растекаться мыслью по древу” и прокомментировать одну заинтересовавшую его проблему. Несколько полезных советов ученикам по этой части работы (аргументация собственного мнения): — соблюдайте фактологическую точность в приводимых примерах; — указывайте точные даты, правильные названия произведений и их авторов, имена героев произведений, исторических лиц; — приводите верные факты биографии, не искажайте исторические и культурные реалии; — не допускайте этических ошибок: высокомерного или циничного отношения к автору текста; — не проявляйте речевую агрессию, не выказывайте свою недоброжелательность, негативные эмоции: грубость, насмешку, употребление сниженной лексики. Если вы не согласны с мнением автора, можно, например, использовать следующие речевые обороты: пожалуй, наиболее спорной выглядит мысль о том…; позволю себе не согласиться с автором в той части, где он рассуждает о…; на этот счёт у меня сложилось другое мнение… Предложим учащимся отработать каждый элемент анализа на примере публицистической статьи В.П. Астафьева (текст взят из учебно-методического пособия: Мамона Т.Н. Русский язык // ЕГЭ. М.: Экзамен, 2005). Практикум по анализу текста Исходный текст (В.П. АСТАФЬЕВ) 1) Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? 2) Кто портит телефоны-автоматы? 3) Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? 4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая своё эстетическое чувство? 5) Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей? 6) Кто… 7) Но пакостников по сравнению с порядочными людьми всё же не так много. 8) Откуда же такое чувство, что мы порой опутаны ими? 9) Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки? 10) Владимир Даль, опять же он, батюшка, давно и во все времена дающий нам точные ответы, называет пакость скверной, мерзостью, гадостью, злоумышлением, да еще дьявольским, и советует: “Всякую пакость к себе примени… На пакость всякого станет…” 11) Пакость чаще всего творится скрытно. 12) Если бы её “засветили”, если бы видно сделалось, она, быть может, и прекратилась, ибо пакость, хотя и не всегда любит и часто не приемлет зрителя, всё же иногда и при зрителе происходит и для него делается. 13) Если бы пакостить негде было, не рыхлилась бы для неё почва, нечем бы стало ей прикрываться, пришлось бы нам кончать с очень многими дурными наклонностями. 14) Пакость многообразна, границы её бывают размыты житейским морем или сомкнуты с некими нагромождениями, разломами, выносами. 15) Пакость может быть незаметной, но безвредной никогда не была и не будет.16) Ох, сколько мы слов извели, сколько негодования высказали, сердце изорвали, нервы извели, вывесок больше всех грамотных народов написали, и все с приставкой не-: “не курить!”, “не бросать”, “не переходить”, “не шуметь”, “не распивать”. 17) И что же, пакостник унялся? 18) Притормозил? 19) Засовестился? 20) Да он как пакостил, так и пакостит, причём, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие; ему пакостная жизнь — цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение, и тут не помогут никакие уговоры, никакая мораль, даже самая передовая. 21) Не годится, тут лишь одно средство возможно, оно, это верное средство, мудрым батюшкой Крыловым подсказано более ста лет назад: “Власть употребить!” 22) И силу, добавлю я, всеобщую, народную. Ключевые выражения, тезисы абзацев Авторский комментарий 1-й абзац Кто… (снимает, портит, разрушает, стонет и визжит, врубает…)2-й абзац 1) Пакостников всё же не так много. 2) Пакость — “скверна, мерзость, гадость, злоумышление” (В.И. Даль).3-й абзац Пакость творится скрытно, но всё же нуждается в зрителе…4-й абзац Пакость многообразна…5-й абзац 1) Несмотря на запреты, пакостник как пакостил, так и пакостит. 2) Пакость — “цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение”. 1-й абзац Кто эти люди?2-й абзац 1) Мы примирились с ними, опустили руки. 2) “Всякую пакость к себе примени… На пакость всякого станет…” (В.И. Даль).3-й абзац Если бы не было почвы для неё, то и не распространялась бы она.4-й абзац Безвредной не бывает.5-й абзац 1) Никакая мораль, никакие уговоры не помогут. 2) “Власть употребить!” (И.А. Крылов). “Силу всеобщую, народную!” (В.П. Астафьев). Вопросы и задания 1. Определите тему текста. 2. Выпишите из каждого абзаца ключевые выражения. Как автор их комментирует? Можно воспользоваться опорным конспектом. 3. Выберите три-четыре тезиса, которые помогут определить тему авторского высказывания и сформулировать проблемы текста. 1) Пакость и пакостники… 2) Пакость — “скверна, мерзость, гадость, злоумышление” (В.И. Даль). 3) Пакостников немного, но мы с ними примирились. 4) Несмотря на запреты, пакостник как пакостил, так и пакостит, ибо “пакость — цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение”. 4. Какие проблемы рассматривает писатель? 1) Проявление грубости, хамства, бескультурья в повседневной жизни.2) Равнодушное отношение людей к проявлению грубости и хамства. 5. Сформулируйте проблемы. Заполните таблицу. 6. Запишите в один абзац сформулированные проблемы (можно использовать несколько вариантов формулировки проблемы). А) Пакостники — кто они? Почему в повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проявлением невежества и хамства, грубости и скверно­словия? И почему мы свыклись с этим явлением? Может быть, потому, что перестали уважать себя и других. Этими вопросами задаётся автор текста В.П. Астафьев, поднимая проблему бескультурья в современном нам обществе.Б) В.П. Астафьев рассматривает проблему бескультурья в повседневной жизни: он пишет о “пакости и пакостниках”. Невежество, сквернословие, хамство стало привычным явлением в нашем обществе, а мы как будто живём в другом мире, мире, где нас это всё не касается. “Пакость — скверна, мерзость, гадость, злоумышление”, — говорит В.И. Даль и советует нам: “Всякую пакость к себе примени”. 7. Прокомментируйте обе проблемы, взяв за основу вышеизложенные тезисы (см. опорный кон­спект). Покажем способы комментирования сформулированных проблем. А) “Пакостники — кто они? Почему в повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проявлением невежества и хамства, грубости и сквернословия? Этими вопросами задаётся автор текста В.П. Астафьев, поднимая проблему бескультурья. Писатель, размышляя о пакости и пакостниках, цитирует В.И. Даля: “Пакость — скверна, мерзость, гадость, злоумышление” (1-й тезис). Однако, несмотря на это, пакость окружает нас всюду, и мы смирились с ней. Хотя и действуют пакостники скрытно, но всё же иногда нуждаются в зрителе, пишет далее В.П. Астафьев (2-й тезис). Никакие запреты, по его мнению, не могут воздействовать на них, ибо “написаны они для проформы” (3-й тезис). Для пакостника “пакость — цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение” (3-й тезис). Таким образом, мы исследовали проблему, “шагая вслед за автором”. Это первый способ комментария. Второй, как мы уже отметили, “свободный”, но и он будет основываться на тех же самых авторских тезисах. Способы формулировки проблемы Формулировка проблемы 1. В виде вопроса и ответа. Пакостники — кто они? Почему в повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проявлением невежества и хам­ства, грубости и сквернословия? Возможно, потому, что не научились уважать себя. 2. В виде предложения-тезиса, требующего пояснения. А) В.П. Астафьев рассматривает проблему бескультурья в повседневной жизни, а именно: он пишет о пакости и пакостниках. Б) Невежество, бескультурье, сквернословие — проблемы, к сожалению, актуальные в наше время. 3. В виде номинации (названия) темы. Пакость и пакостники… 4. С использованием лексических и синтаксических средств выразительности: лексиче­ского повтора, однотемной лексики, градации, однородных членов предложения и др. Невежество, сквернословие, хамство — характерное явление современного общества. 5. В виде предложения-цитаты, отражающего основную мысль текста. В.П. Астафьев, размышляя о пакости и пакостниках, цитирует В.И. Даля, автора «Толкового словаря живого великорусского языка»: “Пакость — скверна, мерзость, гадость, злоумышление”. Б) Что чаще всего портит нашу жизнь? Пакость и пакостники. Именно об этом явлении пишет В.П. Астафьев. К сожалению, проблема эта в нашем обществе слишком велика. Шагу не ступишь, чтобы не столкнуться с проявлением пакости: надписи на стенах, грязь на улицах, грубость, хамство, повсеместное бескультурье. Что же такое пакость? Автор цитирует В.Даля, называющего её “скверной, гадостью, злоумышлением”, да ещё “дьявольским”. А советы составителя «Толкового словаря живого великорусского языка»: “Всякую пакость к себе примени”, — прибавляют вес этой нелестной характеристике. Почему же столь отвратительное явление может иметь и своих сторонников? Их не должно быть много, и писатель это подтверждает, но всё-таки они есть и ждут подходящего момента, чтобы напакостить, да ещё и при свидетелях. Почему же не засовестится злоумышленник от замечаний, если рассчитывает на зрителя? Потому что пакость для него — наслаждение, и наслаждение это столь велико, что остановить повсеместное наступление мерзости может только власть, “сила народная”, то есть мы с вами. 8. Сформулируйте позицию автора.Позиция автора — это ответ на поставленный вопрос, путь решения проблемы. Но не всегда автор предлагает решение проблемы, иногда он оставляет это право за читателем. В этом тексте она явная и заключена в двух последних предложениях: “Власть употребить и силу, всеобщую, народную”. Нам остается лишь добавить высказывание В.П. Астафьева к нашему фрагменту сочинения. Пакостники — кто они? Почему в повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проявлением невежества и хамства, грубости и скверно­словия? Как бороться с ними? Этими вопросами задаётся автор текста В.П. Астафьев, поднимая проблему бескультурья. Писатель, размышляя о пакости и пакостниках, цитирует В.И. Даля: “Пакость — скверна, мерзость, гадость, злоумышление”. Однако, несмотря на это, пакость окружает нас всюду. Хотя и действуют пакостники скрытно, но всё же иногда нуждаются в зрителе, пишет далее В.П. Астафьев. Никакие запреты, по его мнению, не могут воздействовать на них, ибо “написаны они для проформы”. Для пакостника “пакость — цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение”. И всё же их можно остановить: и “власть употребить” (И.А. Крылов), “и силу, всеобщую, народную” (В.П. Астафьев). Это и есть автор­ский ответ на поставленный вопрос: как искоренить пакостников? Вы выполнили лишь первую часть сочинения — проанализировали текст. Далее нам следует отразить собственную точку зрения на проблему. Как это сделать? Ученики могут, отталкиваясь от тех же аргументов, предложить свой путь искоренения жизненного зла. Возможен другой вариант: ответ на вопрос (позиция автора) станет главным тезисом ученического размышления. Можно начать вторую часть сочинения, как, впрочем, и первую, с рассказа об авторе, тем более что мы знакомы с ним, с его произведениями. Приведём пример сочинения, где сведения об авторе открывают вторую его часть. Что чаще всего портит нашу жизнь? Пакость и пакостники. Именно об этом явлении пишет В.П. Астафьев. К сожалению, проблема эта в нашем обществе слишком велика. Шагу не ступишь, чтобы не столкнуться с проявлением пакости: надписи на стенах, грязь на улицах, грубость, хамство, повсеместное бескультурье. Что же такое пакость? Автор цитирует В.Даля, называющего её “скверной, гадостью, злоумышлением”, да ещё “дьявольским”. А советы составителя «Толкового словаря живого великорусского языка»: “Всякую пакость к себе примени” — прибавляют вес этой нелестной характеристике. Почему же столь отвратительное явление может иметь и своих сторонников? Их не может быть много, и писатель это подтверждает, но всё-таки они есть и ждут подходящего момента, чтобы напакостить, да ещё и при зрителях. Почему же не засовестится злоумышленник от замечаний, если рассчитывает на зрителя? Потому что пакость для него — наслаждение, и наслаждение это столь велико, что остановить повсеместное наступление мерзости может только власть, “сила народная”, то есть мы с вами.В.П. Астафьев, по мнению многих почитателей его таланта, самый совестливый писатель ХХ века, к сожалению, уже ушедший из жизни. Автор ярких романов, повестей «Печальный детектив», «Царь-рыба», «Прокляты и убиты», В.П. Астафьев часто обращался к публицистике, освещая злободневные вопросы современности. Не оставались за пределами его внимания и вечные вопросы: о добре и зле, о любви и ненависти, о дружбе и предательстве, о долге и бесчестии. И это его размышление о нравственной проблеме отсутствия культуры в современном мире, несомненно, вызовет у всех читателей душевный отклик. И всё-таки я рассматриваю решение проблемы в ином ракурсе. Мне кажется, что главная мысль этого текста не в том, чтобы применить силу народную, а в том, чтобы “не рыхлилась почва” под ногами пакостников. Для этого надо воспитывать людей с детства, и не “прописями”, как это делал отец Чичикова (“вечная пропись на столе: не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце”), а своими делами, поступками. Что из этих “наставлений” получилось, мы знаем: Чичиков — мошенник. Нужно с детства прививать “дух благородных желаний”, желаний совершать красивые поступки. Какие стремления в ребёнке воспитаешь, такого человека и получишь. Не зря русская пословица гласит: “Того Иван не разумеет, чего Ванюша не выучит”. Таким образом, решение поднятой писателем проблемы мне видится в семейном воспитании, в семейных традициях.Занятие № 2Анализ публицистического текста(Продолжение)Перечень проблем. Тренировочные упражнения. Практикум по анализу публицистического текста. Перечислим наиболее распространённые проблемы в публицистических и художественных произведениях.1. Социальные: взаимоотношение человека и общества (“квартирный вопрос”, право на труд, выбор профессии; проблемы инвалидов, пенсионеров, медицины, образования, экономики); проблемы социальной незащищённости или несправедливости, богатых и бедных; проблема национализма (этнической ксенофобии); проблема интеллигенции, эмиграции, невостребованности учёных в своём Отечестве; проблемы цивилизации (социокультурной эволюции). 2. Нравственные: проблема нравственной сущности человека, нравственного выбора, внутренней культуры человека, гуманного и антигуманного отношения к человеку, чести и долга, милосердия, сострадания, совести, духовности/бездуховности.3. Философские (экзистенциальные): проблема добра и зла, жизни и смерти; поиска смысла жизни (“сермяжной правды” — А.И. Солженицын); проблема одиночества, отчуждённости, утраты веры в человечество; проблема идеального устройства мира (утопия), проблема подчинения личности государству (тоталитарное общество или антиутопия); проблема обезличенной личности (Е.Замятин. «Мы»), проблема сверхличности (эгоцентризма); проблема творчества (творческой личности), свободы личности. 4. Семейные: проблема отцов и детей, проблема старости (забота детей о своих родителях), проблемы детства, связанные со становлением личности, проблема отчего дома, утраты корней прошлого, семейных традиций, исторической памяти.5. Экологические (проблема взаимоотношения человека и природы): проблема загрязнения окружающей среды, уничтожения природных богатств, равнодушного отношения к природе, утилитарного подхода к природе (“природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”); проблема бережного отношения к природе, забота о приумножении природных богатств, ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы. 6. Информационно-коммуникативные: проблема развития русского языка, проблема языковой культуры или языкового бескультурья; проблемы аудиовизуальной культуры, проблема медиапространства (СМИ), коммерциализации культуры, массовой культуры, маргинальной культуры. Задание 1. Сформулируйте вопросы к проблемам и приведите примеры из художественной литературы, средств массовой информации, фильмов и других источников: 1-я группа — семейные проблемы; 2-я группа — информационно-коммуникативные; 3-я группа — экологические (две проблемы на выбор). Например, проблема детства. Какую роль играет детство в становлении личности? Может ли детство быть беззаботным и счастливым? Какие проблемы волнуют ребёнка и подростка? (Образ Николеньки Иртеньева в повести «Детство» Л.Н. Толстого.) Или: проблема развития русского языка. Язык — это национальное богатство страны. Но так ли это в действительности? Обогащается или обедняется язык в современном мире? Что происходит с нашим языком в лингвистическом пространстве XXI века? (И.С. Тургенев. «Русский язык»; Н.Рерих. «Русский язык»; М.Эпштейн. «Язык как общественное богатство» // Знамя. № 1, 2006. № 1.)Задание 2. Прочитайте отрывки из художественной публицистики Ф.Искандера. Какие проблемы поднимаются в них писателем? 1. “Сальери готов к убийству, в душе он его уже совершил. А если гений и злодейство — две вещи несовместные, значит, он не гений, не художник высшего типа, каким он себя хочет считать. В таком случае надо сказать самому себе и Моцарту, что гений способен на злодейство. Поэтому он с такой злой иронией отвечает на слова Моцарта: «Ты думаешь?» И подсыпает яд в стакан Моцарта” («Моцарт и Сальери»).Проблема добра и зла. 2. “«Тихий Дон». Это во многом загадочный роман. Григорий Мелехов мечется между красными и белыми, он мучительно всматривается и вслушивается в их речи и каждый раз убеждается, что дом его обречён на гибель. Осознать гибель собственного дома как начало нового, будущего дома он не может и не хочет” («Воспоминание о романе»).Проблема поиска смысла жизни (нравственного выбора). 3. “А разве не стыдно нам всем, что такие блестящие умы, как Сергей Аверинцев и Вячеслав Иванов, обучают за границей тамошних университетских недорослей, хотя у нас, в наших министерствах, уверен, можно найти достаточно недорослей с высшим образованием, с которыми они могли бы провести семинары по истории человеческой совести, начиная с Вавилона и до наших дней, учитывая, что Вячеслав Иванов знает около ста языков” («Государство и совесть»).Проблема невостребованности учёных в своём Отечестве. 4. “Нам нужно правительство алмазной чистоты и прозрачности и чтобы народ поверил в эту чистоту, и тогда он воспрянет духом. Но что надо сделать, чтобы народ в это поверил? Сто абсолютно чистых, толковых людей — и есть правительство. Но где их искать? Достаточно найти десять таких людей, и эти десять приведут с собой остальных. На это понадобится два-три месяца. Кристалл алмазной честности на вершине власти обязательно вызовет постепенную кристаллизацию всей пирамиды. На эту пирамиду снизу будет давить воспрянувший духом народ, а он воспрянет, видя, что вершина власти чиста, а сверху будет давить вершина в силу своего нового состояния” («Государство и совесть»).Проблема государственной совести. 5. “Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома. Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет — старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. А когда он был, всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё оставлял про запас. И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен. Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он все свои богатства держит при себе”. Тема Дома. Проблема утраты корней прошлого. Практикум по анализу текста Текст взят из КИМа ЕГЭ по русскому языку 2006 г.: Исходный текст (1) Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью — значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни. (2) Но вот в «Пророке»:Духовной жаждою томим,В пустыне мрачной я влачился… (3) Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, театров и выставок? (4) Что это значит — духовная жажда? (5) Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6) Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7) Интеллигентность — не образованность, а духовность. (8) Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9) Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10) Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11) В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12) Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13) Точно так же может быть бездуховным и само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру, и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение. (14) Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в дет­стве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15) Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16) Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот. (17) Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18) Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20) Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21) Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовём их стремлениями: “священный сердца жар, к высокому стремленье” (Пушкин). (22) Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте… (С.Соловейчик) Вопросы и задания 1. Определите тему текста. 2. Какие вопросы задаёт читателю С.Соловейчик? Какие аргументы приводит? Работа с опорным конспектом. Вопросы Авторские аргументы 1-й абзац “Что это значит — духовная жажда?” 2-й абзац Духовность не культура поведения или образованность. Духовная жизнь — это стремление человека к высокому. 2-й абзац Может ли искусство быть духовным или бездуховным? 2-й абзац А) Искусство “духоподъёмно”, в искусстве человек ищет силу духа. Б) Если искусство не отражает стремление человека к правде и добру, оно бездуховно. 3-й абзац Может ли добрый человек быть духовным? 3-й абзац Если он не стремится выйти из сферы быта, нет. 4-й абзац “Чего жаждет человек, когда у него духовное томление?” 4-й абзац Желания могут быть конечные и бесконечные. Бесконечные желания — это стремление к добру, правде, красоте, высоким идеалам. 3. Какие проблемы подняты в этом тексте? Какие вопросы, связанные с ними, задает автор? 1) Проблема духовности: что значит “духовная жизнь”? 2) Проблема истинного содержания духовности: не подменяется ли сегодня это понятие другим? 3) Проблема духовности в искусстве: можно ли говорить о духовности/бездуховности искусства?4) Проблема духовного совершенствования: чего жаждет человек, когда у него духовное томление? 4. Сформулируйте проблемы. Заполните таблицу. 1. В виде предложения-тезиса Симон Соловейчик, известный педагог, просветитель, рассматривает проблему духовности и бездуховности. 2. В вопросно-ответной форме Духовность… Что вмещает в себя это понятие? Что значит жить духовной жизнью в современную нам эпоху? Не подменяется ли это понятие чем-то другим? 3. В виде номинации темы. Духовность и бездуховность… 4. С применением лексических и синтаксических средств: лексического повтора, однотемной лексики, градации… Духовность, дух, сила духа, духовное томление — эти ключевые понятия, отражающие сферу духа человека, стали предметом размышлений известного педагога, просветителя ХХ века С.Соловейчика. 5. В виде предложения-цитаты, отражающего основную мысль текста. “Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…” 5. Соедините несколько вариантов формулировки проблемы, чтобы получился развёрнутый тезис-зачин.А) Духовность… Что вмещает в себя это выражение и не подменяется ли оно чем-то другим в современном нам мире? Духовность, дух, сила духа, духовное томление — эти ключевые понятия, отражающие сферу духовной жизни человека, стали предметом размышления известного педагога, просветителя ХХ века Симона Соловейчика. Тема духовности и бездуховности волнует его не меньше А.С. Пушкина, который без малого два века тому назад, испытывая то же духовное томление, писал:Как труп, в пустыне^ Занятие № 3 Художественная публицистика. Художественная публицистика. Практикум по анализу текста Художественная публицистика соединяет в себе черты двух стилей — публицистического и художественного. Рассуждение автора отличается логичностью, убедительностью, доходчивостью, вместе с тем субъективностью взглядов и оценок и образностью языка. К художественной публици­стике, как правило, обращаются деятели литературы и искусства: писатели, критики, музыканты, актёры. Стилевые чертыЛексические: — частая повторяемость ключевых слов, выражений (однотемная лексика); — книжная лексика; — оценочно-экспрессивная; — отсутствие клише и штампов; — традиционно-поэтические выражения (поэтизмы).^ Средства речевой выразительности: — сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты (в том числе сугубо авторские).Синтаксические: — предложения с тире между подлежащим и сказуемым, которые акцентируют внимание читателя на ключевых выражениях и микротемах, синтаксический параллелизм, предложения с однородными и обособленными конструкциями и т.д. ^ Практикум по анализу художественно-публицистического текста Юрий БондаревБогатство (1) В Древней Греции ходили в скромных плащах, ели козий сыр и ячменные лепёшки (завтрак Сократа), жили в простых домах, и вместо удобств, благ и комфорта “технологической цивилизации” там не один век господствовала культура, а именно: духовная и душевная наполненность, то, что сейчас мы определяем как состояние счастья, радости бытия. (2) Культура — это богатство, бесценное сокровище, по крупицам тысячелетиями накопленное народом и


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Жанр пікарески в літературі
Реферат "Волк" из озера Малави
Реферат Польское национально-освободительное движение характер и основные этапы
Реферат Мусульманське право шаріат Політика Ф Рузвельта
Реферат План социальной рекламной кампании: Наш город Санкт-Петербург
Реферат Инструкция по эксплуатации комплектных распредустройств
Реферат Содержание трудового договора 2 Понятие трудового
Реферат Особенности профессиональной мотивации у молодежи
Реферат Закон стоимости: сущность и функции. Эволюция теории стоимости
Реферат Володимир Мономах
Реферат Методика изучения основ программирования в среде VBA в школьном курсе информатики
Реферат Курсовая работа - виды стопорения крепёжных деталей
Реферат Методика формування інтересу до навчання та самостійної роботи студентів з дисципліни "Лісництво"
Реферат Країни Західної Європи (1945 р. - початок ХХІ століття)
Реферат Законодательство в сфере недвижимости