Аннотация программы учебной дисциплины «Экономика и менеджмент СМИ»1.Цели и задачи дисциплины Целью преподавания дисциплины является подготовка специалиста, владеющего знаниями и навыками экономического анализа в области средств массовой информации, в ее основных формах и конкретных видах информационно-управленческой деятельности. Задачами дисциплины являются: 1) развитие экономического сознания и мышления будущих журналистов и менеджеров СМИ; 2) усвоение ими принципов формирования деловой политики средств массовой информации как субъектов информационного рынка; 3) Обеспечить студентов знаниями, необходимыми для решения проблем, связанных с существованием средств массовой информации на медиарынке. 4) овладение основами редакционного менеджмента; 5) выработка навыков самостоятельного анализа экономической ситуации на рынке СМИ; 6) определение способов повышения экономической эффективности. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - ориентация в основных тенденциях развития медиаотросли (ПК-7); - понимание основных экономических регуляторов деятельности СМИ в условиях рыночных отношений (процессах бюджетирования, финансовой и ценовой политике) (ПК-18); В результате изучения дисциплины студент должен:знать: общие закономерностях экономических процессов на медиарынке, товарную сущности информации, экономические регуляторы и факторы деятельности СМИ как предприятия;уметь: разбираться в многообразии форм экономической деятельности медиабизнеса; ориентироваться в вопросах издательской и коммерческой деятельности СМИ; представлять механизм формирования бюджета редакции, ценообразования, прибыли, рентабельности, оплаты труда журналиста; владеть: профессиональными навыками в рамках должностных обязанностей, учитывать экономическую составляющую в своей профессиональной деятельности: должен свободно разбираться в системе понятий и терминов, связанных с функционированием экономической инфраструктуры журналистики. умением определять экономическое значение деятельности редакционного коллектива и процесса выпуска периодического издания, быть способным к решению простейших задач, связанных с укреплением экономической базы своего периодического издания.3. Содержание дисциплины. Основные разделы Журналистика и экономический фактор. Его роль в возникновении и развитии журналистики и СМИ. Массовая информация как товар на информационном рынке. Информационный рынок. Закономерности его формирования и развития. Его аспекты и структура. Правовые и экономические формы организации информационного бизнеса. Правовые предпосылки. Отношения учредителя, владельца, издателя, распространителя и редакции. Экономические предпосылки. Проблемы собственности, владения информационным предприятием и его названием. Организационно-правовые формы в сфере информационного бизнеса. Финансовый капитал на информационном рынке. Основы редакционно-издательского маркетинга. Его особенности, цели, задачи, направления. Изучение рынка периодических изданий. Его сегментация, позиционирование, выбор информационной ниши. Исследование рынка покупателей. Конкуренция и конкурентные ситуации. Методы маркетинга, его редакционная служба. Финансовая политика редакции и компании. Финансовая база издания. Уставной фонд редакции. Основные и оборотные средства. Бюджет редакции периодического издания. Бюджет и баланс редакции, их структура. Расходная и доходная части бюджета. Тиражная политика редакции. Реклама в периодическом издании. Рекламная политика редакции. Ценовая политика редакции, ее направления. Прибыль редакции. Балансовая и чистая прибыль. Возможности ее использования. Бюджет телерадиокомпании и информационного агентства. Бизнес-план редакции, телерадиокомпании и информационного агентства как продолжение их бюджета. Основы редакционного менеджмента. Экономические принципы редакционной деятельности. Производственный и финансовый менеджмент. Службы редакционного менеджмента. Менеджмент и редакция: ее величина и состав. Кадровая политика редакции. Менеджмент и структура редакционного коллектива. Организационные принципы редакционной деятельности. Менеджмент и управление редакционным коллективом. Уровни менеджмента в редакции. Экономические методы управления коллективом. Менеджмент и организация редакционной деятельности. Экономические основы труда журналиста. Трудовые отношения в редакционном коллективе. Менеджмент и периодическое издание. Имидж периодического издания. Его название как фирменное имя, торговая марка. Дизайн издания и его популярность. Распространение периодического издания. Рынок распространителей. Стратегия и тактика распространения. Методы распространения и реализации тиража. Редакционная служба распространения. Менеджмент и этика. Этические нормы взаимоотношений менеджера с руководителями и сотрудниками редакции. Воспитание у них экономического мышления. Менеджмент и закон. Экономическая целесообразность и эффективность соблюдения норм закона в процессе редакционного менеджмента. Отрицательные последствия их нарушения.