Перевезенцев С. В.
Философия, как наука, не могла возникнуть на пустом месте. Вполне понятно, что рождению научно-философского знания предшествовал этап существования человеческого сознания в других формах. Этот этап в историческом смысле был гораздо более продолжительным, нежели время существования собственно науки философии, ибо он уходит в самые глубины человеческой истории. И сама философия как бы выросла из древнейших форм сознания, выросла и продолжает сосуществовать с ними до сих пор.
К одним из самых древних относится мифологическое сознание. Миф (от древнегреческого — mythos) в переводе с древнегреческого означает “слово”, “предание”. Мифология — это собрание преданий. Каждый народ прошел ту ступень своего развития, когда мифологическое сознание было одной из главных форм сознания вообще. Наиболее известной и наиболее изученной сегодня является древнегреческая мифология — первая в Европе развитая система мифологического знания.
Древнегреческие мифы появились в незапамятные времена, впоследствии они передавались из уст в уста, наполнялись новым содержанием. Нередко с течением времени менялись характеристики мифологических героев. Так, например, Аполлон, известный нам в большей степени как бог красоты и покровитель искусства, в первоначальных древнейших мифах представал в виде страшного многорукого бога-убийцы.
Если мы проанализируем содержание древнейших мифов, то увидим, что мифы служили для человека ответом на вопрос “как произошел мир?”. Иначе говоря, в них поднимались проблемы не только теогонические (о происхождении богов), но и космогонические (о происхождении мира вообще), ибо сами боги служили олицетворением сил природы. В этом смысле мифы стали своего рода первыми ответами на вечные вопросы о происхождении мира и человека.
Впервые древнегреческие мифы были записаны в VIII–VII вв. до н.э. Из авторов, записавших мифы, мы сегодня выделяем троих, чьи варианты стали наиболее популярны и оказали наибольшее влияние на развитие древнегреческой и мировой культуры — это Гомер, Гесиод и Орфей.
Первоисточником греческой философии была мифология. При этом главенствующую роль играли космогонические мифы, рассказывающие о происхождении мира и человека. Произведения Гесиода, Гомера, Орфея стали своего рода основой для уже научно-философского осмысления проблем окружающего мира.
ГОМЕР
Гомер считается автором двух поэм — «Илиады» и «Одиссеи», хотя в современной науке до сих пор не решен вопрос жил ли Гомер на самом деле или же он является легендарной личностью. «Илиада» и «Одиссея» — произведения прежде всего художественные, это древнегреческий эпос. Однако, при анализе текста поэм, мы можем найти немало сюжетов, раскрывающих суть мифологического мировоззрения древних греков.
Космическими родоначальниками Вселенной, по Гомеру, была сверхъестественная супружеская пара — бог Океан и богиня Тефия (Тефида). Океан — «прародитель богов», представляющий собой некую глубоководную реку, из которой «текут все реки и все море, и все источники, и глубокие колодцы». Океан опоясывает Землю и от его брака с Тефией происходят все боги, вся Вселенная.
Само мироздание состоит из трех частей: «медное небо», которое подпирают столбы, охраняемые титаном Атлантом; «кормообильная Земля», представляющая собой круглую неподвижную плоскость; подземелье, состоящее из Эреба (Мрака), Аида и глубочайшей части — «туманного Тартара». Пространство между небом и землей заполнено в верхней части эфиром (божественным воздухом), а в нижней — воздухом, которым дышат люди.
Гомеровские боги полностью человекообразны (антропоморфны), хотя некоторые из них и могут обращаться в различных животных. Они телесны, их даже можно ранить, но тем не менее они обладают вечной молодостью и бессмертием. Боги — это мифологические личности, находящиеся в кровном родстве. Их отношения между собой напоминают отношения между людьми, со всеми положительными и отрицательными качествами этих отношений. В поэмах Гомера мы можем найти основные идеи олимпийской религии — официальной религии древних греков. Название этой религии происходит от горы Олимп, на которой, по преданиям, и жили боги. Главным олимпийским богом был Зевс, которого боялся даже Океан. К олимпийским богам причислялись также один из братьев Зевса бог воды Посейдон, сестры Зевса — богиня домашнего очага Гестия, богиня земного плодородия Деметра, сестра-жена Зевса Гера и дети Зевса: Афина, Афродита, Аполлон, Гефест, Гермес, Арес, Геба. Аид, бог подземного царства и другой брат Зевса, в число олимпийцев не входил, потому что не бывал на Олимпе.
Люди, в отличии от богов, смертны и зависимы от высших сил. Люди должны поклоняться богам, приносить им жертвы, искать у них заступничества. При этом боги сами решают принять того или иного человека под свое покровительство или нет. Нередко разные боги поддерживают разных людей и тогда вражда между людьми сказывается на отношениях и богов между собой.
Для людей довольно-таки обыденны прямые контакты с богами. В поэмах Гомера боги неоднократно являются на поле битвы, при этом кто-то из богов помогает троянцам, а кто-то ахейцам. Да и Троянская война началась из-за того, что сын троянского царя Парис самой красивой среди трех богинь — Геры, Афины и Афродиты — выбрал Афродиту, страшно обидев двух других. Присутствуют и богоборческие настроения — так, богоборец Диомед, стремясь сравняться с богами ранит Афродиту.
Вообще, несколько отвлекаясь от сюжетов собственно «Илиады» И «Одиссеи» необходимо заметить, что взаимоотношения между людьми и богами в древнегреческой мифологии нередко имели и сексуально-брачный характер. В результате таких браков рождаются как люди, обладающие, правда, необыкновенными качествами, так и боги. Например, от связи богини Деметры и Иадиоса родился бог Плутос, а от богини Фетиды и Пелея — герой Ахиллес. От связи Зевса и простой женщины Семелы родился Дионис, впоследствии ставший богом, а от Зевса и Алкмены — герой Геракл.
Поэмы Гомера сыграли выдающуюся роль в развитии античной культуры, в художественной форме выразив мифологическое мировоззрение древних греков.
ФРАГМЕНТЫ ИЗ «ИЛИАДЫ» И «ОДИССЕИ»
Публикуется по: Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М.,1989. С.33–34. Перевод А.В. Лебедева.
[Гера говорит Афродите]
Дай же мне любовь и вожделение, которым
Ты укрощаешь всех бессмертных [богов] и смертных людей,
Ибо я отправляюсь к крайним пределам кормообильной Земли,
навестить
Океана, прародителя богов, и матерь Тефию.
Это они добросердечно воспитывали и холили меня в своем доме,
Приняв из рук Реи, когда громозвучный Зевс
Низверг Крона под Землю и под неистощимое море.
Их я отправляюсь навестить и прекратить их нескончаемые ссоры
Вот уже долгое время, как они сторонятся друг друга
И воздерживаются от [супружеского] ложа и от люви,
ибо злоба нашла им на сердце
[Сон, брат смерти, говорит Гере]
Кого-нибудь другого из вечносущих богов
Я бы легко усыпил, будь это даже потоки реки
Океана, который всем — прародитель.
Но к Зевсу, Кронову сыну, я не смею ни приблизиться,
Ни усыпить его, — разве только когда он сам велит.
[…]
И [Зевс] сбросил бы меня с эфирной выси в море, и я пропал без вести,
Если бы не спасла меня Ночь, укротительница богов и людей
У нее я нашел прибежище, а [Зевс] отстал, хотя и гневался:
Он боялся, как бы не причинить неудовольствие быстрой Ночи.
Нет! Нельзя бороться с Зевсом, Кроновым сыном.
С ним не равняются ни Ахелой,
Ни даже великая мощь глубоководного Океана,
Из которого текут все реки и все море,
И все источники, и глубокие колодцы.
Даже он боится перуна великого Зевса
И страшного грома, когда тот громыхнет с неба.
[Гефест творит щит Ахилла]
Он сотворил на нем землю, небо и море,
Неутомимое солнце и полную луну,
Сотворил все звезды, которыми увенчано небо,
Плеяды, Гиады и мощь Ориона,
И Медведицу, которую нарекают также Возом
И которая поворачивается на месте, глядя на Ориона,
Она единственная не купается в водах Океана.
… .
Он расположил на нем великую мощь реки Океана,
По крайнему ободу крепкозданного щита.
[Калипсо]
Дочь злокозненного Атласа, которому ведомы
Глубины всего моря; а еще он сторожит
Длинные колонны, которые держат врозь землю и небо.
[Зевс грозит богам-ослушникам]
А не то возьму да брошу его в Тартар туманный.
Далеко-предалеко, где под землей глубочайшая пропасть,
Где железные ворота и медный порог,
Настолько далеко под Аидом, насколько небо — от земли.
ГЕСИОД
Гесиод — личность историческая. Он жил в Беотии в деревне Аскра (неподалеку от г. Фивы). Он автор двух поэм — «Труды и дни» и «Теогония». Первая поэма посвящена в большей степени морально-этическим вопросам, ибо основное содержание ее — наставление Гесиода своему непутевому брату Персу. Вторая поэма — «Теогония» — заключает в себе повествование о происхождении богов.
По сути дела, Гесиод систематизатор известных ко времени его жизни древнегреческих мифов. Не являясь их автором, Гесиод одним из первых записал мифы и придал им некую логическую стройность.
Боги, представленные в «Теогонии» живут совершенно реальной жизнью — они враждуют друг с другом, любят друга друга, ненавидят, они интригуют, борются за власть. Это мощные мифологизированные силы природы, которые в зависимости от своих желаний управляют миром.
В основе мифотворчества Гесиода лежит идея о четырех мифических первоначалах из которых происходят впоследствии и все боги, и сам мир. Хаос, Гея, Эрот и Тартар — они возникли как бы сами по себе. Хаос — это бесконечная бездна, первичное бесформенное состояние мира. От него ведут свое происхождение Эреб (Мрак) и Ночь.
Гея (Земля) — породительница Урана (Неба), в браке с которым она впоследствии рождает титанов, киклопов и гекатонхейров (сторуких). От титанов Кроноса и Реи рождается главный бог Олимпа — Зевс, который в борьбе со своими родителями занимает божественный трон.
Эрот (Любовь) — это всевластная мировая сила, способная «расслаблять члены» и богов, и людей.
Тартар — своего рода Аид для богов, «туманный» и ужасный, ибо его страшатся даже сами боги.
Рассказав о первоначалах, Гесиод раскрывает в дальнейшем уже взаимоотношения богов Олимпа.
ИЗ «ТЕОГОНИИ»
Публикуется по: Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.34–36. Перевод А.В. Лебедева.
[Музы], которые некогда научили Гесиода прекрасной песне,
Когда он пас овец у подножия священного Геликона.
Вот какое слово рекли ко мне перво-наперво богини,
Олимпийские Музы, дочери Зевса Эгиоха:
“Пастухи деревенские, срамники дрянные, одно брюхо!
Мы умеем говорить много лжи, похожей на правду,
А когда захотим, умеем глаголить истину”.
Так сказали сладкоречивые дочери великого Зевса,
И дали мне жезл, сорвав ветвь зеленеющего лавра,
Загляденье, и вдохнули в меня вещий глагол,
Чтобы славил я что будет и что было,
И велели мне воспевать род блаженных, вечно сущих богов,
А самих их петь всегда в начале и в конце.
[…]
Радуйтесь, чада Зевса, и даруйте вожделенную песнь,
Славьте бессмертных священный род вечносущих,
Тех, что родились от Земли и звездного Неба,
И от темной ночи, и тех, кого вскормило соленое Море.
Скажите, как родились вначале боги и земля,
И реки, и беспредельное море, бушующее волнами,
И сверкающие звезды, и широкое Небо — горе,
И как распределяли богатство, и как разделили почести,
И как впервые заняли складчатый Олимп.
Об этом скажите мне, Музы, чьи жилища на Олимпе,
С самого начала и скажите, что из них возникло первым.
— Перво-наперво возник Хаос (Бездна), а затем
Широкогрудая Гея (Земля), прочное седалище навек
Всех бессмертных, живущих на вершине снежного Олимпа,
И Тартар туманный в недрах широкодорожной Земли,
И Эрос (Любовь) — прекраснейший среди бессмертных богов,
Расслабляющий члены всех богов и всех людей
Покоряет он разум и соображение в груди.
Из Хаоса родились Эреб (Мрак) и черная Ночь,
А от Ночи произошли Эфир и Денница,
Которых она родила, зачав от Эреба в любовном совокуплении.
Земля сначала родила равное себе
Звездное Небо (Урана), чтобы оно покрыло ее повсюду,
И да будет блаженным богам прочным седалищем навек,
Родила и высокие Горы — прелестные обиталища
Богинь-Нимф, которые живут в ущелистых горах,
Еще родила бурно волнующуюся неистощимую пучину
— Море, [все это] — без вожделенной любви. А потом,
Разделив ложе с Небом, родила глубоководовертного Океана,
Кея с Крием и Гипериона с Япетом,
Тейю с Реей и Фемиду с Мнемосиной,
Златовенчанную Фебу и обворожительную Тефию…
[...]
[Титанов связали и низвергли]
Столь глубоко под землю, насколько небо [отстоит] от земли:
Ибо столько же и от земли до туманного Тартара.
И впрямь, падая с неба девять дней и [девять] ночей,
Медная наковальня на десятый достигла бы земли.
Равное [расстояние] и от земли до туманного Тартара:
Падая с земли девять ночей и [девять] дней,
Медная наковальня на десятый достигла бы Тартара.
Его окружает медная ограда, а вокруг нее — ночь
В три ряда разлита вокруг шеи; сверху же —
Корни земли и неистощимого моря.
Там, под туманною мглою, сокрыты боги Титаны
По решению Зевса тучесобирателя
В месте гнилостно-затхлом, на крайних пределах чудовищной Земли.
Оттуда не выйти: Посейдон закрыл [выход] дверьми
Медными, стена сооружена с обеих сторон.
Там обитают Гиг, Котт и отважный Обриарей,
Верные стражи Зевса Эгиоха.
Там и темной Земли и туманного Тартара,
И неистощимого моря, и звездного Неба,
— Всех подряд — находятся истоки и концы
Страшные, затхло-гнилые, они внушают жуть даже богам:
Бездна великая, даже и за целый год, [падая],
Не достигнет дна тот, кто вошел в ворота,
Но страшная буря за бурей будет носить его туда и сюда,
Даже бессмертным богам страшно
Это чудо.
[…]
Там блестящие врата и медный порог,
Непоколебимо укрепленный длинными, непрерывными корнями,
Самородный, а спереди [от них], отдельно от всех богов,
Обитают Титаны, по ту сторону темного Хаоса.
ОРФЕЙ
В отличии от Гесиода, Орфей — личность абсолютно легендарная. В Древней Греции существовал миф об Орфее, великом певце и стихотворце, который спускается в Аид, чтобы вернуть на землю свою погибшую от укуса змеи жену Эвридику.
С именем Орфея связывают многие сочинения и в том числе так называемые «орфические теогонии» — оригинальные версии родословия богов. Носителями и хранителями «орфических теогоний» стали орфики, последователи религиозного учения, основателем которого также считается Орфей.
В основе орфизма лежит тайный, закрытый культ бога Диониса, значительно отличающийся и даже противостоящий олимпийской религии, в том числе и традиционному пониманию роли олимпийского Диониса. И сами «орфические теогонии» являются крайне своеобразными, совершенно непохожими на более привычные для нас теогонии Гесиода или Гомера.
Сегодня нам мало известно о сути орфического культа, ибо история сохранила слишком немного сведений об орфиках, к тому же эти сведения противоречат друг другу. По этой же причине очень сложно выделить какое-либо единственное орфическое сказание о происхождении мира. Уже сами древние, рассказывая об орфизме, приводили разные версии — кто-то первоначалом называл Ночь, кто-то Воду, другие — слитность Земли, Неба и Моря, а некоторые — само Время (Хронос).
Из сохранившихся фрагментов «орфических теогоний» можно сделать вывод о том, что в представлениях орфиков о происхождении мира были перемешаны миф и космогония. Мифологические персонажи перемежаются с некими природными объектами. В отличии от Гомера, в орфических теогониях первоначалами мира считаются не божественные семейные пары, а некие триады. Сначала были вода и ил, «который затвердел в землю». Третье начало, идущее после двух, родилось из них, т.е. из воды и земли, и являет собой «Дракона (Змея) с приросшими головами быка и льва, а посреди (них) — лик бога. На плечах у него крылья, имя ему — Нестареющий Хронос (Время), он же Геракл. С ним соединена Ананкэ (Необходимость) — то же самое существо, что и Адрастея — бестелесная, распростертая по всему космосу и касающаяся его границ».
Хронос-Змей рождает тройное потомство: «влажный Эфир», «безграничный Хаос» и «мглистый Эреб (Мрак)». Это вторая триада соответствует первой, как потенциальная — отчей. В них (Эфире, Хаосе, Эребе) «Хронос родил яйцо». Так рождается третья триада. Во-первых, яйцо, во-вторых, двоица заключенных в нем существ, мужского и женского пола, и, в третьих, «бестелесный бог с золотыми крыльями на плечах, у которого по бокам были приросшие головы быков, а на голове — чудовищный змей, принимающий всевозможные обличья зверей».
В некоторых «орфических теогониях» говорится о «всемирном яйце», из которого вылупляется некий «сияющий» бог Фанес, содержащий в себе зачатки всех богов, существ и вещей.
С учением орфиков связана и еще одна важная идея — идея метемпсихоза, т.е.переселения душ. В представлениях орфиков, душа человеческая имела божественное начало и оказалась в теле по причине изначального греха. Душа не только существует раньше тела, но и не умирает вместе с телом, ибо осуждена на жизнь в других телах до тех пор, пока через некое количество рождений не искупит свой изначальный грех.
Орфизм оказал огромное влияние на всю древнегреческую и вообще европейскую философскую мысль. Элементы орфизма прослеживаются во взглядах Пифагора, Гераклита, Эмпедокла, Платона, а также и в более поздних философских и религиозных учениях.
РАПСОДИЧЕСКАЯ ТЕОГОНИЯ
(ИЗЛАГАЕТСЯ ДАМАСКИЕМ В ТРУДЕ «О НАЧАЛАХ»)
Публикуется по: Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.48. Перевод А.В. Лебедева.
В этих имеющих хождение Орфических рапсодиях теология умопостигаемого такова. Истолковывая ее, философы [неоплатоники] принимают Хронос [Время] за единое начало всех вещей, Эфир и Хаос — за двоицу, яйцо объясняют как абсолютное бытие и полагают эту триаду первой. Ко второй [триаде] относятся либо вынашиваемое и вынашивающее бога яйцо, либо «сияющее одеяние (хитон)», либо облако, из которых «выскакивает» Фанес.… Третью [триаду] составляют Метис — как ум, Эрикепей — как потенция и сам Фанес как отец. Быть может, следует принять также и среднюю триаду, соответствующую «трехликому богу, еще вынашиваемому в яйце». Действительно, средний член всегда уподобляется обоим крайним, подобно тому как в данном случае он одновременно и яйцо и бог. Легко видеть, что яйцо — это единенность, а трехликий и в действительности многоликий бог — расчлененность умопостигаемого, а среднее, поскольку оно яйцо, — еще единенное, поскольку бог — уже расчлененное, а говоря в целом, находящееся в процессе расчленения. Такова обычная орфическая теология.
ОРФИЧЕСКАЯ ТЕОГОНИЯ ПО ИЕРОНИМУ И ГЕЛЛАНИКУ
(ИЗЛАГАЕТСЯ ДАМАСКИЕМ В ТРУДЕ «О НАЧАЛАХ»)
Публикуется по: Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С. 61–62. Перевод А.В. Лебедева.
[Орфическая теогония] по Иерониму и Гелланику — если только это не одно и то же лицо — такова: «Сначала были вода и ил, который затвердел в землю», — говорит он, полагая первыми эти два начала — воду и землю; землю — как рассеивающуюся по своей природе, воду — как склеивающую и связующую ее, а предшествующее двум единое начало опускает как неизреченное, ибо уже само умолчание о нем указует на его неизреченную природу. Третье начало, идущее после двух, родилось из них, т.е. из воды и земли, и являет собой «Дракона [Змея] с приросшими головами быка и льва, а посреди [них] — лик бога. На плечах у него крылья, имя ему — Нестареющий Хронос [Время], он же Геракл. С ним соединена Ананкэ [Необходимость] — то же самое существо, что и Адрастея — бестелесная, распростертая по всему космосу и касающаяся его границ». Под этим, я думаю, подразумевается третье субстанциальное начало, только он признал его мужеженским, чтобы указать на производящую причину всех вещей. Я полагаю также, что теология, изложенная в «Рапсодиях», опустив два первых начала (вместе с одним, предшествующим двум и переданным посредством молчания), начала с этого третьего, следующего за двумя, как с первого, которое хоть в какой-то мере выразимо в слове и доступно человеческому слуху. Действительно, высокочтимый в той [«Рапсодической теогонии»] Нестареющий Хронос был «отцом Эфира и Хаоса»; и согласно этой [Иеронимовой теории] тоже именно этот Хронос-Змей рождает тройное потомство: «влажный Эфир», как он говорит, «безграничный Хаос» и, кроме того, в-третьих, «мглистый Эреб [Мрак]». Это вторая триада, по его учению, соответствует первой, как потенциальная — отчей. Поэтому третий член ее есть «мглистый Эреб», отчий и крайний — «Эфир», и не просто [«Эфир»], а «влажный», а средний — «безграничный Хаос». В них [Эфире, Хаосе, Эребе], по его словам, «Хронос родил яйцо». Таким образом, это предание тоже полагает [яйцо] порождением Хроноса, и оно также порождается в них [Эфире, Хаосе, Эребе], так как из них тоже эманирует третья умопостигаемая триада. Какова же она? [Во-первых], яйцо, [во-вторых], двоица заключенных в нем существ, мужского и женского, равно как и множество содержащихся в среднем [члене триады] семян, и, в третьих, кроме того, «бестелесный бог с золотыми крыльями на плечах, у которого по бокам были приросшие головы быков, а на голове — чудовищный змей, принимающий всевозможные обличья зверей». Его надо рассматривать как ум триады, этого третьего бога; средние роды, множество и двоицу — как потенцию, а само яйцо — как отчее начало третьей триады. Эта теология также, [подобно Рапсодической], воспевает Протогона [Перворожденного бога] и величает Зевса «распорядителем всех и всего космоса», почему он и зовется также Паном.