Реферат
Натему
Деноминациив христианстве.
Взглядпсихолога.
Составитель: ЧистополовМ.Ю.
Г.Запорожье –2002.
Введение
Составителяэтой работывсегда интересовалвопрос, почемув современномхристианственастолько многоденоминаций(лат.Denominatio– переименование)? Существованиетакого большогоих количестваявляется прямымпротиворечиемСлову Божьему, а именно: 1Пет.3:8«Наконец будьтевсе единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры».
Итак, почему же все– таки нас такмного и мы такиеразные? В даннойработе авторнамеревалсяответить на этот вопросс точки зренияпсихолога, т.е.совместитьв какой-то мере«всю мудростьЕгипетскую»с христианством.
Подчеркиваюеще раз, чтомоей целью былоне обидетького-то из братьевво Христе илипоказатьпревосходствоодного учениянад другим, апримирить всеххристиан наоснове подлинногобратолюбияи взаимногоуважения.
Еслиу Вас имеютсяпредложенияили Вы хотитеподелитьсясвоими соображениями, мое «мыло»лежит по адресу:
www.freemail.ukr.net ( success2002@ukr.net).
ДаблагословитВас Господь!
Эпизод1. «Мужики, о чембазар?»
Удручающуюи душераздирающуюкартину представляетсобою современноехристианство.Когда взираешьна множествотечений в оном, почему-то приходятна ум самыенелестныеэпитеты.
Однако, оставляя встороне нашимелочные разногласияна тему, какойименно из днейнедели необходимочтить и стоитли женщинепокрыватьголову в церкви, обратимся кмнению стороннегонаблюдателя, например, неверующегочеловека, либотого, кто традиционнопричисляетсебя к православию, но при этом незнает дажесмысла СимволаВеры и не отличаетадвентистовот пятидесятников(что бываетдовольно часто)- .
Приведупример моегохорошего знакомого– православногосвященника, который чутьли не со слезамина глазах рассказывало том, что онперед каждыхбогослужениемищет к толпеприхожан новыхлюдей, чтобыуделить имвнимание дотого, как «озверелыебабушки» отобьюту тех охоту кпосещениюХрама.
Нетруднопредставитьсебе, что происходит, если он не успеет…
Наулице к этомучеловеку подойдутполные достоинства«свидетели»( по отношениюк которым такне хочетсяиспользоватьИмени Божьего)и популярнорастолкуютему, что «настоящеехристианство»(как будто бываетигрушечное)должно бытьмонолитно, — вот, например, как они сами; и не должноделится на«сотни течений»(со слов одногоиз этих блуждающих«возвещателей»).
Стыдно, братия, однако.Не будем забывать, что мы должныбыть «светоммиру»(Матф. 5:14). И наихудшее, что мы можемсделать – эторвать на частиуже многократноломимое телонашего ГосподаИисуса Христа, близорукополагая, чтодревность илиагрессивностьнашей любимойрелигии являетсядостаточнымоснованиемдля отвержениявсего остальногоТела Христова.
Иуж если мы несподобилисьза 2000 лет прийтик согласию, давайте попытаемсяподойти к вопросуне с религиозной, а с психологическойточки зрения.Почему?
Апотому, чтообщество (мирское, кстати) более– менее приучилонас к плюрализму(это — не бранноеслово, посмотрисловарь ) мнений и уважениюточки зрениядругого человеческогосущества. И ужесли мы «друг другаугрызаем исъедаем»(Гал. 5:15), т.е. поступаемпо-мирски, тодавайте попробуемпо-мирски иразобратьсяв наших противоречиях.
Итак, если у Вас ещене перекосилолицо от всеговышепрочитанного, то переходимк
Эпизоду2. «Каждый человекимеет правона психику»(из уставапсихбольницы).
Изчего состоитпсихика человеческойличности? Наэтот классическийвопрос существуетстоль же классическийответ (см. рисунок).Итак, понятиеличности /1/характеризуетчеловека каксоциальноесущество иотражает суммуего врожденныхи приобретенныхкачеств, находящихсяво взаимосвязидруг с другом.Иначе говоря, если взятькаждого из наскак уникальноеБожие творение– человеческийорганизм идобавить к немувоспитание, влияние родителей, семьи, детскогосада, родных, посторонних, случайные и неслучайныевстречи, лозунги, влияние телевизора,«положительныхи отрицательныхгероев» и многое– многое другое, то в итоге мы«що маемо, томаемо».
/>
Темперамент
Способности
Мотивация
Характер
Воля
Чувства
Итак, рассмотримподробнее, изчего – же мысостоим. Способности– это индивидуальныеустойчивыесвойства человека, определяющиеего успехи вразличных видахдеятельности.Темперамент– динамическаяхарактеристикапсихическихпроцессовчеловека. Характеропределяетотношениечеловека кдругим людям.Мотивация– совокупностьпобужденийк деятельности.Чувства– один из видовэмоций и чащевсего такжеимеют социальнуюнаправленность, а воляприсутствуетв регуляцииповедениячеловека какчлена общества.Вообщеиндивидуально– психическиесвойства личностиопределяютсясовокупностьютрех факторов: силы, уравновешенностии подвижностинервной системы/2/.Именно этифакторы определяют, каким человекомты станешь –уверенным илислабым, спокойнымили раздражительным, подвижным илиинертным. Сточки зрения«бытовой психологии»всех людейможно разделитьна 4 типа посовокупностиэтих факторов.
/>
Типы нервной системы
/>/>
/>
Сильный
Слабый — МЕЛАНХОЛИК
/>/>
Уравновешенный
Неуравновешенный
ХОЛЕРИК
/>/>
Подвижный
САНГВИНИК
Инертный
ФЛЕГМАТИК
Однако, было бы ошибкойдумать, что всемы можем втиснутьсяв эту классификацию.Во – первых, один и тот жечеловек в различныхситуациях ипо отношениюк разным сферамжизни и деятельностиможет обнаруживатьразные черты.Во – вторых этаклассификация в полной мерене связана сталантливостьюлюдей. Например, А.С. Пушкин имелярко выраженныехолерическиечерты, А.И. Герцен– сангвинические, И.А. Крылов –флегматические.Великие русскиеполководцыА.В. Суворов иМ.И. Кутузов –вообще полныепротивоположности.
Нельзяставить вопрос, какой из темпераментовлучше. Каждыйиз них имеетсвои положительныеи отрицательныестороны. Страстность, активностьи энергия холерика, подвижность, живость иотзывчивостьсангвиника, глубина иустойчивостьчувств меланхолика, спокойствиеи отсутствиеторопливостиу флегматика– вот примерыположительныхсвойств каждогоиз этих типов.И каждое из нихимеет своеместо в томчисле и в ТелеХристовом.Возлюбленныйбрат или сестра, тебе это ничегоне напоминает?
Вотименно: 1Пет.2:5 «…и сами, как живые камни, устрояйте изсебя дом духовный, священствосвятое, чтобыприноситьдуховные жертвы, благоприятныеБогу ИисусомХристом».
Итак, разные вы мои, каждый из нас имеет правона существование, особенно еслиучесть тотфакт, что насвсех призвалГосподь. Пристроительстведома одинакововажен кирпич, песок, цемент, бетон и дажевода, так жекак и в единоморганизмеодинаково важныруки, ноги, головаи др.1Кор. 12:13-18.
Атеперь, надеюсь, Вы готовы кнебольшомуэкскурсу впсихотерапию?
Эпизод3. «Бить будусильно, но аккуратно»(Лелик, «Бриллиантоваярука»)
Этотэпизод будетдо пределанасыщен специальнойтерминологией.Но это не потому, что автору деньизлагать мыслинормальнымязыком, простотерминологияуже существует.Мы рассмотримситуацию сточки зренияодной из теорий– теории контроляи консультированияпо реализму/3/.
Сутьфундаментальногоположениятеории контролязаключаетсяв том, что поведениелюдей всегдапредставляетсобой проявлениепопытки контролироватьмир с цельюудовлетворениясвоих потребностей.Потребностилюдей можноразделить нафизическуюпотребностьв выживаниии психологическиепотребностив принадлежности, могуществе, свободе иразвлечении.
Еслисопоставитьэто с Писанием, в том числе с1 Фесс. 5: 23 «Сам жеБог мира даосвятит васво всей полноте, и ваш дух и душаи тело во всейцелости дасохранитсябез порока впришествиеГоспода нашегоИисусаХриста.»и при этом слегкапошевелитьмозгами, можноприйти к довольнодикому выводу: Чемдальше мы отИисуса, темболее наширеакции, мышлениеи потребностидушевны.
Итак, несмотря наБожий призывв нас, заставляющийнас обернутьсяк Иисусу лицом,(а не тем, чеммы были повернутык нему ранее)мы еще в значительнойстепени душевны, а не духовны.
Далее, люди создаютсвои личныеальбомы, состоящиеиз находящихсяв их головахкартин. На этихкартинах изображеното, как людиудовлетворяютсвои потребности.Люди сами могутсоздавать целыекартинныегалереи, либоэти образыформируютсяу них черезвнешнее воздействие.Фактически, невозможноиметь потребностьи при этом неиметь соответствующуюей картину вголове. Важното, чтокогда людименяют важныекартины, онименяют своюжизнь. Воснове поведениявсегда лежаткартины в головечеловека. Егоповедениеобусловленоразличием междукартинами вголовах, т.етем чего онихотят, и тем, что происходитв реальноммире, т.е. тем, что они имеют.
Толькоподумай, возлюбленный,- все твои реакции, мнения, понятия, мысли, ценности, особенно наначальныхэтапах твоегохождения сГосподом, ужедавно определены, и определенынетобой. Тыуж не обижайся, но ты – всеголишь продуктэтого общества.
Эпизод3-А. «Каков поп, таков и приход»(народнаяумность).
Итак, если эта теорияверна (а онауже доказаласвою жизнеспособность), то из нее можносделать паруприкольныхвыводов.
Ты можешь сам сформировать свою картинную галерею.
То, что ты видишь, определяет твою картинную галерею.
Изменяя фокусировку своего внимания, можно изменить эту картинную галерею.
КакВы думаете, ктобыл первым вмире психотерапевтом? Ни за что неугадаете. Имбыл апостолПавел — 2Кор.3:18«Мы же все открытымлицем, как взеркале, взираяна славу Господню,преображаемсяв тот же
образот славы в славу, как от ГосподняДуха.»
Обратитевнимание!!! ВЗИРАЯ– ПРЕОБРАЖАЕМСЯ!!!
Вывод– на что взираешь, в то и преображаешься.
Есливзираешь наИисуса – ЦаряЦарей и Господагоспод, Альфуи Омегу, СынаБожьего, Владыкувселенной, тоугадай с трехраз, какая картинасформируетсяв твоей головеи в какой образты будешь стремитьсяпреобразоватьсяи в итоге преобразуешься?
Сдругой стороны, если взиратьна Иисуса, висящегов немощи и убожествена кресте…? Авообще, гдесейчас Иисус? Вот именно !
Хорошо, а если с удручающимпостоянствомсмотреть всякую«золу» по «ящику», то какая картиннаябредовостьв конце концомустановитьсяв Вашей голове? Это – еще одинаргумент противпросмотра тогомусора, которымвсе большезабиваетсянаш эфир. И хотяя ничего неимею противбрата КеннетаКоупленда, РикаРеннера, благословенныхсестер ДжойсМайер и ГлорииКоупленд, «Династию»и «Санта Барбару»все же смотретьне рекомендую– это рано илипоздно повлияетна вашу картиннуюгалерею. Последствияэтого вообщенепредсказуемыи минимум, чтовам «светит»- это неврозыразных форми тяжести.
Эпизод4. Трамвай объехатьне может !
Всемы знаем, чтотрамвай отличаетсяот другихтранспортныхсредств наличиемколеи (рельсов)по которым он, как правило, ходит. Думая, многие ужепоняли, чтонаше поведениеиногда напоминаеттрамвай. Поэтому поводувеличайшийпсихотерапевтвсех времени народов – ап.Павел вРим. 7сказал следующее:« Ибоне понимаю, чтоделаю: потомучто нето делаю, чтохочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаюто, чего не хочу, то соглашаюсьс законом, чтоон добр, а потомууже не я делаюто, но живущийво мне грех.Ибо знаю, чтоне живет вомне, то есть вплоти моей, доброе; потомучто желаниедобра есть вомне, но чтобысделать оное, того не нахожу. Доброго, которогохочу, не делаю, а злое, которогоне хочу, делаю. Если же делаюто, чего не хочу, уже не я делаюто, но живущийво мне грех.»
Еслидаже такомувеликому мужуБожьему былотяжело побеждатьгрех, то что иговорить оновообращенномчеловека –младенце воХристе? Все егореакции, мнения, понятия ещенасквозь душевны, а не духовны.Происходящеес ним можнопоказать надовольно простомрисунке, отражающемдушевную реакцию(а откуда у негодругая возьмется?)на Божий духовныйпризыв.
/>/>
/>
/>/>
/>
Проявления душевной реакции/>
Чтоможно отнестик проявлениямдушевной реакции? Вот именното, что определяетсятой картинойв разуме, котораясоответствуетданной ситуации.Например, Господьпризывает кобращению отзлых дел к верев Бога какого– либо человека.Этот человекпринимаетпризыв и начинаетвести себя так, как того требуетимеющаяся вего голове«картина поискаБога». Есличеловек воспитанв рамках номинальнойрелигиозности, он начинаетискать Богатам, где егонаучили искать, т.е. в церкви.Это еще хорошо, если на егопути попадетсядействительноутвержденныйво Христеправославныйили католическиймуж Божий –истинный «батюшка»или «падре».А если это будетвдребезгизакомплексованныйпоп с запахомперегара и вне стиранойрясе? Вот вами еще однапотенциальнаяжертва сектантов.
Приэтом весьмамаловероятно, что такой человекпридет, например, к баптистамили пятидесятникам– ему ведь такоео них рассказывали, что они жертвыприносят! Опятьвлияние картиныв разуме.
Другойвариант рельсовогопути – если уэтого человекагде – то заваляласькнижечка Рерихаили древнийномер «Сторожевойбашни». Последствиянепредсказуемы(но в соответствииопять же с картиннойгалереей) – отувлеченияколдовствомдо закостенелогосектантства.
Итак, смысл душевнойреакции надуховный призывсостоит в том, что человекищет не Того, Кто может восполнитьего нужды (см.выше), а то место, где, по его мнению, эти нужды могутбыть восполнены.При этом онруководствуетсяне истиной (егоне научили илинаучили неправильно), а своими собственнымипонятиями оправильноми неправильном, истинном иложном из своейсобственнойкартиннойгалереи. Иначеговоря, онмеряет Богасвоими мерками.
Этоттезис оченьхорошо применимк различнымпроявлениямдуховногопрославления, духовной музыки, стиля проведенияслужений, манерыв одежде, поведениии т.п. Человек, как правило, выбирает течерты, к которым«приучено»его сознаниеи какая в егоразуме существуеткартинка. Например, благословеннаяво Христе сестраприучена надеватьплаток на голову.В этот нет ничегопредосудительного– это в концеконцов твоеличное дело, но она можетрезко возражатьпротив непокрытойголовы толькона том основании, что осознаноне отдает себеотчет в возможностинесколько иногоповедения.
Другойпример. Православныйбрат (ярко выраженныйФЛЕГМАТИК)жалуется, чтодети упорноне желают приходитк Богу: «Не могуих затащитьв Храм!». Посколькуситуация доболи знакомая– многих молодыхлюдей пугаетперспективапревращенияв сурового ибородатогомужика и соблюдениявнешних каноновпо принципу«Бог накажет!»- была предложенакассета полноевангельскогопрославлениягруппы «Открытоенебо» (живая, можно сказатьвеселая, «холерическая»музыка). Черезпару дней кассетабыла возвращенас возмущением и комментарием:«Разве такоеможно слушать? Это же свистопляска!».Типичнейшийпример действиякартинки –христианскаямузыка не можетбыть в стилерок (фанк, рэп, хип – хоп,…).Результатналицо: молодыепацаны моглиубедиться, чтов христианственет ничегострашного ионо — очень дажене скучнаярелигия, а наоборот, живая вераБожья.
Могли, но не убедились…Можно сказать, что эти двоене примут БлагуюВесть в видеправославияи вполне вероятно, останутся безХриста со всемивытекающимипоследствиями.А всему виной- несоответствиетемпераментов.
Итаких несоответствийможно привестицелую кучу.Например, маловероятнопринятие холерикомБлагой Вестив православииили баптистскойденоминации– темпераментне тот (скорее, флегматичныйили меланхоличный).Равновероятно, что спокойныйчеловек будетчувствоватьдискомфортна свободномхаризматическомБогослужениис громкимивыкриками«аллилуя» и«велик Господь»и громкимпрославлением.
Вто же время, человек, воспринявшийс детстваправославныйтип Богослужения, может быть «каку себя дома»среди баптистов, адвентистов или католиков.
ИНЕ НУЖНО ПОДВСЕ ЭТО ПОДВОДИТЬБАЗУ: «эта религия– правильная, а эта _ неправильная! Ведь не зрясказано в Писании:1Кор. 3 « потомучто вы еще плотские.Ибо если междувами зависть, споры и разногласия, то не плотскиели вы? и не почеловеческомули обычаю поступаете? Ибо когда одинговорит: «яПавлов», а другой:«я Аполлосов», то не плотскиели вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они толькослужители, через которыхвы уверовали, и притом посколькукаждому далГосподь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастилБог; посему инасаждающийи поливающийесть ничто, авсе Бог возращающий.»
Вообще, в определениичеловекомпредпочтительнойдля него деноминацииХристианстваиграет рольнастолькобольшое множествофакторовбиологического, социального, воспитательного, политическогохарактера, чтоудивительно, как немногосуществуетденоминаций.
Наконец, если я Вас ещене утомил, извольтепредоставитвывод.
ВЫВОД
Дорогойбрат или сестра!
СамГосподь заповедалнам – всем христианамжить в мире исогласии. Фактически, именно от насзависит, какойобраз Христаувидит в насэтот погибающиймир. Иоан.13:35«По тому узнаютвсе, что вы Моиученики, еслибудете иметьлюбовь междусобою.»
Вобщем, различиямежду нами нетак уж и существенны.Гораздо важнее, что нас объединяетлюбовь Христаи честное, бескорыстноеслужение Ему.Все наши различияопределяютсятолько нашимиличными качествами– именно тем, что вложил внас безбожный, разлагающийсямир, то естьсам урод сатана.
Еслимы спорим, ссоримсяи не принимаемдруг друга, тотем самым мыиграем на рукусобственномутемпераменту, характеру, привычкам иамбициям, т.емеряем другихсамими собойи ставим своипредпочтениявыше Господних.И этим мы грешим, «потомучто Бог принялего» Рим. 14:3.
Будьтеже все обильноблагословленылюбовью и мудростьюнашего ГосподаИисуса Христа! Аминь.
Списокиспользованнойлитературы.
Библия.Книги СвященногоПисания Ветхогои Нового Заветов.Синодальные.
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001.
Нельсон – Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2001.