Реферат по предмету "Разное"


Аннотация рабочей программы учебной дисциплины (модуля) Социология

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежский государственный педагогический университет» АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)Социология Уровень основной образовательной программы: бакалавриат Направление (я) подготовки: 05100 Педагогическое образование Профиль (и): «Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства»; «Музыкальное образование» Форма обучения: очная Кафедра: философии ФИО разработчика (-ов): Никишин С.В. Трудоемкость дисциплины (модуля) «Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства» - 2 ЗЕТ ; «Музыкальное образование» - 2 ЗЕТ Количество часов: 72 + зачёт. В.т.ч. «Образование в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства» - аудиторных 28 (14 л., 14 практ.)+ зачёт , внеаудиторных 44 ; «Музыкальное образование» - аудиторных 32 (16 л., 16 практ.), внеаудиторных 40. Форма (ы) отчетности: зачетг. Воронеж, 2011 г. ^ 1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Целями освоения дисциплины (модуля) социологии являются: 1. дать студентам глубокие знания теоретических основ и закономерностей функционирования системы общественных отношений, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания; 2. научить студентов анализу различных научных социологических направлений, школ и концепций, в том числе и русской социологической школы – применительно к исследованию исторической и современной общественной ситуации; 3. способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований. В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:Общекультурные: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2); способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3); способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6); готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9); способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12); готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15); способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).Общепрофессиональные: осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1); способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2); способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);в области педагогической деятельности: Профессиональные: способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1); способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3); способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4); готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6); готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);в области культурно-просветительской деятельности: способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8); способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9); способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10); способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК- 11); решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)^ Тема 1. Социология как наука: предмет, функции и общественная значимость. Определение социологии, ее объекта, предмета и метода. Социология и естественные науки: математика, информатика, статистика. Социология в системе гуманитарных наук: история, социальная философия, социальная психология. Функции и структура социологического знания. Уровни знания и отрасли социологии. Категория “социального” в предметной области социологии. Основные методологические направления и школы в социологии. Методы социологической науки. Социология как отрасль знания и учебная дисциплина. Социологические исследование как средство познания социальной реальности. Основные характеристики социологического исследования, его структура, функции и виды. Органические части социологического исследования: методология, метод, методика, техника и процедура. Понятие методы в социологическом исследовании. Классификация методов сбора первичной социологической информации. Характеристика основных методов сбора социологической информации. Количественные и качественные методы сбора социологической информации. Выборочный метод. Этапы исследования: пилотажный, полевой, обработка первичной информации, анализ вторичных данных, подготовка и обработка информации на ЭВМ, формулирование выводов и рекомендаций. Подготовка отчета о результатах исследования и прогнозирование. Общественное мнение как один из регуляторов социально-политических процес­сов в современной России.Тема 2. ^ Становление и основные этапы исторического развития социологической мысли Социология как наука об обществе. Объективные предпосылки возникновения западной социологии. Становление научной социологии в 40-е годы Х1Х столетия. О. Конт - родоначальник социологии. Позитивизм в социологии. Социология как наука о «порядке и прогрессе». Специфика сравнительно-исторического метода у Конта. Развитие социологических теорий во взглядах Г. Спенсера. Натуралистические школы в социологии. Теория социальной эволюции. Идея закономерности общественного развития. Социология марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс о материалистическом понимании истории. Общественно-экономические формации. Классы и классовая борьба. О сущности государства и исторических путях его развития. Социология Э. Дюркгейма. Концепция социологизма. Структура социологического знания. Социальные факторы. Теория общественного разделения труда. Социология М. Вебера. Концепция “социального действия”. Теория “рационализации”. Социология в России: социологические традиции и направления. Особенности ее формирования и развития. Основные этапы развития русской социологической мысли. Основные этапы и направления развития социологии в США.^ Тема 3. Общество как целостная система Понятие об обществе как системном образовании. Основные признаки общества. Типология обществ. Общество с позиций социального детерминизма и функционализма. Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм. Объективные закономерности функционирования и развития общества как социокультурной системы. Особенности и проблемы развития российского общества.^ Тема 4. Социальные общности и группы. Социальные изменения. Социальная общность: по­нятие, разновидности, характерные черты. Социальные группы как основная форма социальных общностей. Виды социальных групп. Этнические общности. Основные этапы формирования рус­ской нации и ее характерные черты. Социальные изменения: понятие и общая характеристика. Концепция эволюционного и революционного развития общества. Теория культурно-исторических типов.Тема 5. Культура как общественное явление Культура как социальное явление. Многообразие подходов к определению культуры, их особенности и предмет анализа. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи, верования, язык, техника. Специфика отдельных культур. Культурные уни­версалии. Понятие и виды субкультур. Основные социокультурные типы. Взаимодействие культуры и экономики. Социальные функ­ции и задачи культуры.Тема 6. Личность в системе социальных отношений Понятие личности. Личность как субъект общественных от­ношений. Взаимоотношения личности и общества. Соотношение понятий «личность», «человек», «индивид». Ролевые теории лич­ности. Социальный статус личности. Формирование личности в процессе социализации. Этапы социализации и основные критерии их выделения. «Отклоняющееся» поведение личности как социоло­гическая проблема.^ Тема 7. Социальная стратификация и общественная иерархия. Понятие социальной структуры и стратификации. Неравенство как критерий стратификации. Основные измерения стратификации: власть, доход, образование и др. Исторические системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Понятия: “социальный класс”, “социальная группа”, “социальный слой” (страта), “социальный статус”. Многообразие моделей стратификации. Социальная мобильность. Виды социальной мобильности. Социальная стратификация и социальная мобильность в со­временном российском обществе.^ Тема 8. Социальные институты и социальные организации. Понятие «социальный институт». Институционализация об­щественной жизни. Виды и функции социальных институтов. Ос­новные черты социальной организации. Формальные и нефор­мальные организации. Бюрократия как социальное явление. Мар­ксистское учение о государстве как социальной организации клас­сово-антагонистического общества. Государство: общая характе­ристика с позиций социологии. Гражданское общество: проблемы формирования, основные элементы и черты.Тема 9. ^ Социальные движения: классовая борьба. Общественная сущность масс-культуры. Массовые и соци­альные движения: понятие, генезис и сравнительная характеристи­ка. Цели, ценности, регулятивные нормы, лидеры и виды деятель­ности массовых и социальных движений. Основные типы массовых и социальных движений. Социальная база и среда поддержки мас­совых и социальных движений. Институционализация массовых и социальных движений. Основные условия и внешние факторы, влияющие на активность и деятельность массовых и социальных движений. Тема 10. ^ Социальный контроль и девиации в общественной жизни Понятие социальной нормы, социального порядка, социального контроля. Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Элементы социального контроля: нормы и санкции. Классификация социальных норм. Типология социальных санкций. Внешний и внутренний контроль. Функции социального контроля. Способы осуществления социального контроля в обществе: социальный контроль через социализацию, через групповое давление, через принуждение и др. Механизмы социального контроля. Социальная и индивидуальная шкала оценок. Социальные санкции. Правовое регулирование социальной жизни. Отклоняющееся и преступное поведение. Проблема роста преступности и криминализации общества в современной России. Проблема коррупции в российском обществе.^ Тема 11. Формирование мировой социокультурной системы. Место России в мировом сообществе Глобализация социальных и культурных процессов как со­циологическое понятие. Общепланетарное единство современного человечества как принципиально новая суперсистема. Феномен социальной глобализации в концепциях «постиндустриального общества» и «технотронной эры». Информатизация общества как предпосылка для глобализации человеческого взаимодействия. Глобализация процессов в современном мире и глобальные проблемы современности: аспекты взаимосвязи. Современная нау­ка и глобальное моделирование. Основные исследования Римского клуба. Россия в условиях переходного периода: социальная харак­теристика. Динамика и результаты реформ в социальной и куль­турной сферах. Проблемы ценностной переориентации российско­го общества. Угроза «вестернизации» отечественной культуры как социальная проблема.^ 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ При преподавании социологии используются следующие образовательные технологии: Классические методы преподаваня: лекции и анализ материала на семинарских занятий. Совместное проведение социологических экспресс-исследований. Анализ мультимедийных материалов как социологических источников. Тестирование для текущего контроля фактического материала.^ 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Основная литература Асочаков Ю.В., Бороноев А.О. , Василькова О.В. / Ю.В. Асочаков, А.О. Бороноев, О.В. Василькова. – М.: Проспект, 2010. – 352 с. Горелов А.А., Социология.(учебник)/ А.А. Горелов - М.: Изд. Эксми, 2006. – 496 с. Радугин А.А. Социология: курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. - М.: Библионика, 2006. - 223 c. Рысь Ю.И. Социология: учебник / Ю.И. Рысь, В.Е. Степанов. - 3-изд. - М.: Дашков и К, 2006. - 517 c. . Шаленко В.Н. Социология: учебник / В.Н. Шаленко. - М.: Проект, 2003. - 224 c. - (f - факультет). Дополнительная литература1. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология: учеб. пособие / В.Ф. Анурин. - М.: Академический Проект, 2003. - 288 c. - (Gaudeamus).2. Волков Ю.Г., Социология / Ю.Г.Волков, под общей редакцией докт. фил. Наук, проф. В.И.Добренькова. Изд.3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2007, - 572с. (Высшее образование)5. Гольцова Н.В. Педагогическая социология: Учебное пособие для вузов / Н.В. Гольцова - М.: Академический Проект, 2006 – 224 с. («Gaudeamus»).6. Гиллер Ю.И. Социология самостоятельной личности: монография / Ю.И.Гиллер – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2006 – 224 с. 7. Гулиев М.А. Социология и психология управления: учебное пособие / М.А. Гулиев, С.И. Самыгин, С.Н. Епифанцев. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 409 c.8. Колесникова Г.И.. Кабарухина И.А. Мирошниченко В.Н. Социология и психология семьи / Г.И.Колесникова, И.А.Кабарухина, В.Н.Мирошниченко. -. Ростов н/Д : Феникс, 2007 – 508 с. (Высшее образование).9. Кравченко А.И. Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов / А.И.Кравченко, . Анурин В.Ф. , СПб: Питер, 2006, - 432с. (Серия «Учебник для вузов»).10. Кравченко А.И. Социология: хрестоматия для вузов / А.И. Кравченко. - М., Екатеринбург: Академический проект, Деловая книга, 2002. - 736 c. - (Gaudeamus).11. Лоусон Т. Социология. А - Я: словарь-справочник / Т. Лоусон, Д. Гэррод; пер. с англ. К.С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 608 c.10. Матецкая А.В. Самыгин С.В. Социология культуры: учебное пособие / А.В.Матецкая, С.И.Самыгин.- Ростов н/Д: Феникс, 2007 – 317 с. (Высшее образование).11. Мумладзе Р.Г. Экономика и социология труда: учебник / Р.Г. Мумладзе. - М.: КНОРУС, 2007. - 328 c.13. Немировский В.Г. История социологии: учеб. пособие для студентов вузов при изучении цикла социогуманитарных дисциплин / В.Г.Немировский. – М.: Гуманитар.изд. Центр ВЛАДОС, 2005, - 318 с. 14. Никишин С.В. Социология: курс лекция/ С.В. Никишин. – Воронеж: «Возрождение», 2008. – 20 с. 15. Солодников В.В. Социология социально дезадаптированной семьи – СПб : Директ, - 2007 – 348с.: ил. – (Серия детскому психологу).16. Социология: хрестоматия / сост. Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. - М.: Гардарики, 2003. - 524 c.17. Социология семьи. Учебник (под ред. проф. А.И. Антонова) – 2-е изд.переработанное и дополненное. - М.: ИНФРА – М, 2005 – 640 с. (Классический университетский учебник).18. Социология: Энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Минск: Книжный Дом, 2003. - 1312 c. - (Мир энциклопедий).19. Цыганков А.П. Цыганков П.А. Социология международных отношений: Анализ российских и западных теорий; Учебное пособие для студентов вузов / А.П.Цыганков; П.А. Цыганков. – М.: Аспект Пресс, 2006 – 238 с.20. Черняк Е.М. Социология семьи: учебное пособие / Е.М. Черняк. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2003.-238 c.21. Шереги Ф.Э. Социология права: Прикладные исследования / Ф.Э. Шереги. - СПб.: Алетейя, 2002. - 447 c.22. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социологической реальности / В.А.Ядов – 3-е изд. исправленное. - М.: Омега – Л, 2007, - 567 с. (Университетский учебник). Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:- A Sociology Timeline from 1600 by Ed Stephan (Хронологическая таблица по истории социологии с 1600 г. Эда Стефена) [интернет ресурс] http://www.ac.wwu.edu/~stephan/timeline.html http://www.ac.wwu.edu/~stephan/calendar.html- Хронологическая таблица по истории социологии, редактируемая и поддерживаемая новозеландским социологом Эдом Стефеном, представляет собой исключительно ценный гипертекстовый сетевой ресурс для исследователей, преподавателей и студентов, изучающих историю социологии и социологическую теорию. Входы таблицы (пока не все) снабжены гиперссылками на справочные материалы, относящиеся к выдающимся и менее известным представителям социологической мысли с 1600 по 1995 г.- http://www.ispr.ru [интернет ресурс] Сайт Института социально-политических исследований Российской академии наук (ИСПИ РАН). Особый интерес представляет раздел "Социологические исследования", содержащий итоги проектов: "Как живешь, Россия? / Десять лет и два года", "10 лет российских реформ глазами россиян", "Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится?- Soziologie in Deutschland [интернет ресурс]http://www.ifs.tu-darmstadt.de/rs/sozfoli.htm Ресурс содержит информацию, связанную с социологической научной деятельностью в Германии на 1996 год. Информация представлена немецким профессором Rudi Schmiede . Здесь можно найти сведения о: немецких социологических обществах,таких как BDS и DGS, GESISРусскоязычная база интернет-ресурсов по социологии Социология в сети [интернет ресурс] http://www.machaon.ru/links/socio.html Русскоязычная база интернет-ресурсов по социологии Социология в сети представляет собой тематически сгруппированные ссылки на различные виды интернет-ресурсов по социологии и смежным дисциплинам. Среди ресурсов представлены ссылки на профессиональные ассоциации и их отделения, факультеты социологии российских и зарубежных вузов, организации (фонды, библиотеки и т.п.- Социологический форум [интернет ресурс] http://www.sociology.ru/forum/ Международный электронный журнал "Социологический форум" издается Международным центром социологического образования и Институтом социологии РАН, является полноправным членом Международного консорциума альтернативных академических публикаций. Выходит один раз в три месяца. Основная задача - способствовать свободной коммуникации ученых, публиковать новые результаты социологии и смежных общественных наук.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Насилля серед молоді – результат впливу суспільства, а не сім’ї
Реферат II. Дистанционное обучение в России: история и перспективы функционирования в обучении русскому языку в странах СНГ и Балтии
Реферат Самоорганизация пространства-времени в процессе эволюции Вселенной
Реферат 61 год прошел со дня победы в Великой Отечественной войне. Время неумолимо
Реферат Подтекст как способ воплощения авторского замысла в творчестве А.П. Чехова
Реферат #G0 правительство российской федерации постановление от 25 февраля 2000 года n 163 Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет
Реферат Социальное государство: за и против
Реферат Современный сервис. Проблемы и перспективы
Реферат Организационные основы местного самоуправления в РФ
Реферат Производство керамзитобетонных однослойных панелей наружных стен
Реферат Алгоритм работы процессора
Реферат V. Приграничное сотрудничество субъектов Российской Федерации
Реферат Влияние сроков посева на морфофизиологические признаки яровой пшеницы скороспелого сорта Фора
Реферат Конкурентоспроможність персоналу як об’єкт стратегічного управління
Реферат Диагностика окклюзирующей патологии сонных, подключичных и позвоночных артерий