Реферат по предмету "Литература"


Жизнь и творчество Шолохова

План.1.  Вступление2.  Биография3.  Основные чертытворчества.4.  «Тихий Дон»5.  ГригорииМелехов6.  Аксинья7.  Большевики8.  «Судьбачеловека»9.  Значениетворчества Шолохова
   10.Библиография
Вступление
В 30-е годывышли в свет известные всему миру романы М. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятаяцелина» (1-я книга). Шолохов — выдающийся писатель нашей страны, крупнейшиймастер художественного слова. Произведения его широко известны и у нас и далекоза пределами Советского Союза.
«… Замечательноеявление нашей литературы — Михаил Шолохов, — говорил А. Толстой… — Он пришелв литературу с темой рождения нового общества в муках и трагедиях   социальной  борьбы. В «Тихом Доне» он развернул эпическое, насыщенное запахамиземли, живописное полотно из жизни донского казачества. Но это не ограничиваетбольшую тему романа:
«ТихийДон» по языку, сердечности, человечности, пластичности — произведениеобщерусское, национальное, народное».
«ПроизведениеШолохова является мастерским, — писал А. В. Луначарский о «Поднятой целине». —Очень большое, сложное, полное противоречий и рвущееся вперед содержание одетоздесь в прекрасную словесную образную форму...»Биография
М
 ихаил Александрович Шолохов родился 24 мая1905 года на Дону, на хуторе Кружилином, в трудовой семье. Учился он сначала вцерковноприходской школе, а затем—до 1918 года—в гимназии. В годы гражданскойвойны Шолохов жил на Дону, служил в продовольственном отряде, участвовал вборьбе с бандами белых. В 1920 году он создал комсомольскую ячейку в одной
из станиц. По окончании войны Шолоховработал каменщиком, чернорабочим, счетоводом. Литературная деятельностьписателя началась в 1923 году. В 1925 году вышла первая его книга—«Донскиерассказы».
Шолоховпринадлежит к тому поколению советских писателей, которых сформировалареволюция, гражданская война, социалистическое строительство.
Хорошо сказалоб этом А. Фадеев: «Когда по окончании гражданской войны мы стали сходиться изразных концов нашей необъятной Родины — партийные, а еще больше беспартийныемолодые люди, — мы поражались тому, сколь общи наши биографии при разностииндивидуальных судеб. Таков был путь Фурманова, автора книги «Чапаев»… Таковбыл путь более молодого и, может быть, более талантливого среди нас Шолохова…Мы входили в литературу волна за волной, нас было много. Мы приносили свойличный опыт жизни, свою индивидуальность. Нас соединяло ощущение нового миракак своего и любовь к нему».
После выхода всвет первых рассказов Шолохов возвратился на Дон, в родную станицу. «Хотелосьнаписать о народе, среди которого я родился и который я знал», — вспоминал он.
В 1926 годуШолохов начал работать над «Тихим Доном». Первая книга романа вышла в 1928году, вторая—в 1929 году, третья—в 1933 году, четвертая — в 1940 году. Ужепервые книги «Тихого Дона» сделали имя Шолохова широко известным.
В 1932 годуШолохов опубликовал первую книгу нового романа «Поднятая целина». Для тогочтобы написать новое произведение по горячим следам коллективизации, писательпрервал на время работу над «Тихим Доном».
Живоеучастие в литературной судьбе Шолохова приняли Горький и Серафимович.Серафимович написал к «Донским рассказам» предисловие. Он первый отметил вавторе незаурядный талант, знание жизни, большую изобразительную силу, яркуюобразность языка. Горький помог писателю напечатать третью книгу «Тихого Дона»,которую пытались опорочить некоторые критики.
В годы ВеликойОтечественной войны Шолохов — деятельный участник борьбы советского народапротив фашистских захватчиков. Он написал ряд очерков и рассказ «Наука ненависти»(1942). В то же время Шолохов приступил к работе над романом о ВеликойОтечественной войне «Они сражались за Родину». Отдельные главы были напечатаныв 1943—1944 годах и в 1949 году. В них изображены тяжелые героические бои, которыевела Советская Армия летом 1942 года на дальних подступах к Сталинграду.
Значительнымхудожественным достижением писателя явился рассказ «Судьба человека»,напечатанный на страницах
 «Правды» в 1957 году. Рассказ быстро стализвестен всему миру. На его основе талантливый советский кинорежиссер и актерС. Бондарчук создал замечательный фильм под тем же названием.
В 1959 годуШолохов закончил вторую книгу «Поднятой целины», завершив тем самым весь романв целом.
За первую ивторую книги «Поднятой целины» писатель был удостоен в 1960 году Ленинскойпремии. В 1965 году Шолохову была присуждена международная Нобелевская премия.
В настоящеевремя Шолохов продолжает работать над романом «Они сражались за Родину».Основные черты творчества.
В
ся жизнь и литературная деятельностьШолохова связана с Доном. Писатель горячо любит свои родные места; в жизнидонского казачества он черпает темы, образы, материал для своих художественныхпроизведений.
Сам Шолоховподчеркивал: «Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек иписатель и воспитывался как член нашей великой Коммунистической партии иявляюсь патриотом своей великой могущественной Родины. С гордостью говорю, чтоя являюсь и патриотом своего родного донского края».
Замечательноепо яркости и силе художественное изображение жизни донского казачества — важнаяособенность творческой деятельности Шолохова.
Это отнюдь незначит, что Шолохов — писатель какой-то чисто местной, областнической темы.Напротив, на материале жизни и быта донского казачества он сумел раскрыть глубокиепроцессы широкого исторического значения. И здесь следует отметить вторуюважнейшую особенность его творчества — стремление художественно запечатлетьповоротные, этапные периоды жизни нашей страны, когда борьба нового,социалистического мира против старого, буржуазного выступает в наиболее остройожесточенной и драматической форме. Гражданская война («Тихий Дон»),коллективизация («Поднятая целина») и Великая Отечественная война («Онисражались за Родину», «Судьба человека») — вот три периода в жизни нашегонарода, на которых сосредоточено внимание художника.
С этим связанатретья черта шолоховского дарования — эпическая широта, склонность кмонументальным художественным полотнам, к глубоким социальным обобщениям, кпостановке больших вопросов об исторических судьбах народа.
Героипроизведений Шолохова — простые трудящиеся люди. Их думы, печали и радости, ихстремление к счастью и справедливости, их борьба за новую жизнь неизменноинтересуют художника.
И, наконец,необходимо отметить существенную особенность творческого метода писателя—его неприязнь,к какой бы то ни было идеализации действительности. Неуклонно следовать суровойправде жизни, воплощать действительность во всех ее противоречиях, во всей еесложности и многогранности, во всех ее контрастах, нисколько не сглаживаянапряженнейшую остроту конфликтов, возникающих в трудном и сложном процессерождения нового, коммунистического мира, такой. Художественныйисходный принцип, которого неизменно придерживается Шолохов.«Тихий Дон»
Э
ти принципы, с наибольшей полнотойпроявившиеся в романе «Тихий Дон», сказались уже в первой книге писателя —«Донские рассказы». Главная тема рассказов—классовая борьба на Дону. Неродственные связи и чувства, а место людей в жестокой борьбе классов определяетих отношения между собой. Нередко даже отцы и дети, родные братья становятсясмертельными врагами. В рассказе «Коловерть» старый казак Крамсков и двое егосыновей, ушедших к красным, попадают в плен к белогвардейцам. Их расстреливаетмладший сын Михаил—белый офицер. В рассказе «Бахчевник» отец—комендантбелогвардейского военно-полевого суда, палач и истязатель, а его сынФедор—красноармеец. Раненного в ногу Федора преследуют белые. Отец обнаруживаетего в бахчевнике и собирается расправиться с ним. Тогда младший сын Митя, чтобыспасти брата, убивает отца. В рассказе «Червоточина» комсомолец Степканенавидит жгучей ненавистью своего отца Якова Алексеевича—кулака и мироеда. Внаказание за то, что якобы по вине Степки пропали быки, Яков Алексеевич и егостарший сын зверски убивают комсомольца.
Рисуя бешенуюзлобу врагов революции, их кровавые дела, Шолохов доказывает, что, напротив, всреде революционного казачества, которое вынуждено было в жестоких схваткахотстаивать новую жизнь, проявлялись высокие и благородные качества—готовность ксамопожертвованию, геройская отвага и подлинная человечность.
Если в«Донских рассказах» борьба классов изображалась главным образом в узкихпределах казачьей семьи, то совсем по-иному разработана эта тема в «ТихомДоне». «Тихий Дон» принадлежит к числу самых выдающихся произведений советскойхудожественной прозы. М. И. Калинин в беседе с молодыми писателями в 1934 годуговорил: «Тихий Дон» я считаю нашим' лучшим художественным произведением.Отдельные места написаны с исключительной силой» '.
А.М. Горький относил «Тихий Дон» к книгам, которые «дали широкую, правдивую италантливейшую картину гражданской войны».
Опираясьна лучшие достижения советской литературы в изображении гражданской войны,Шолохов сумел создать произведение глубоко новаторское и самобытное.
В«Тихом Доне» Шолохов, прежде всего, выступает перед нами как мастер эпическогоповествования. Широко и свободно развертывает художник огромную историческуюпанораму бурных драматических событий. «Тихий Дон» охватывает период в десятьлет—с 1912 по 1922 год.
Действиев романе развивается в двух планах — историческом и бытовом, личном. Но оба этиплана даны в нераздельном единстве. Патриархальная идиллия мелеховской юностиразрушается в плане личном—его любовью к Аксинье, в планесоциальном—столкновением Григория с жестокими противоречиями историческойдействительности… Органична и развязка романа. В плане личном—это смертьАксиньи. В плане социально-историческом—это разгром белоказачьего движения иокончательное торжество Советской власти на Дону;
Обепереплетающиеся сюжетные линии—личная и историческая—оказываются полностьюисчерпанными. Трагический крах героя логически закономерен и завершен.
Впервой книге действие начинается предвоенным временем и заканчиваетсяшестнадцатым годом. Говорится в ней о жизни и быте станицы, о юности ГригорияМелехова, о событиях империалистической войны.
Втораякнига охватывает период с октября 1916 года и до весны 1918 года. Февральскиедни 1917 года, корниловщина, Великий Октябрь, начало гражданской войны наДону—вот что стоит в центре книги.
Хронологическиерамки третьей книги: весна 1918 года  — май 1919 года.Изображается в ней ожесточенная борьба советского народа с белогвардейскойконтрреволюцией на юге. И наконец, четвертая книга, охватывающая период с весны1919 года до 1922 года, повествует о полном разгроме белоказачьего движения иокончательной победе Советской власти на Дону, Империалистическая война,революция, гражданская война—таковы исторические события, нашедшие в «ТихомДоне» свое художественное отражение.
Действиев романе происходит на западном фронте, в Петербурге и Москве. Но главнымместом действия является казачья станица. Исторические судьбы донскогоказачества со время войны и революции—таково основное содержание шолоховскойэпопеи. Шолохов разработал огромной важности и значения социальный вопрос—опути к революции и социализму широких народных масс.
Переходнародных масс на сторону революции и социализма прослеживается на судьбахказачества. Это и определило особый характер изображения борьбы классов в«Тихом Доне».
Казачествоотличалось рядом своеобразных социальных особенностей. В течение долгих летцаризм рассматривал казаков как своих усердных и преданных слуг не столько ввойнах с внешними врагами, сколько в борьбе с революционным народом, сосвободительным движением. Казаки были поставлены в особые, привилегированныеусловия. Они зачастую не знали тех бедствий и тягот, которые терпел русскийтрудящийся человек. Среди них разжигалась вражда к национальным меньшинствам,ко всем не казакам, иногородним. Это развило в казачестве чувство сословногопревосходства, затрудняло проникновение революционных идей в его среду и в годыгражданской войны сделало часть казаков послушным орудием белогвардейскойконтрреволюции.
Разумеется, ина Дону было классовое расслоение. И там развертывалась борьба трудовогоказачества против кулаков и помещиков. Но указанные выше обстоятельства придалигражданской войне на Дону особую кровавую ожесточенность. В «Тихом Доне»Шолохов и стремился со всей силой раскрыть необычайную остроту и небывалоеожесточение классовых боев в казачьей среде.
Гражданскаявойна была войной не на жизнь, а на смерть между двумя основнымилагерями—лагерем революционного народа, возглавляемого коммунистами, и лагеремконтрреволюции, объединявшим помещиков, буржуазию, кулачество. Эти основныепротивостоящие друг другу силы нашли свое отражение в «Тихом Доне». Здесь мывидим, с одной стороны, помещика Листницкого, кулаков Коршуновых, купца Мохова,белогвардейских генералов и офицеров — злобных врагов советского народа, людей,лишенных чести и совести, палачей и убийц. Их программа ясна и отчетлива. Онихотят потопить в крови революционный народ и восстановить старые, царскиепорядки, с тем чтобы снова иметь возможность пользоваться всеми благами жизни,безжалостно эксплуатируя рабочих и крестьян.
Против нихведет смертельную войну революционный народ и его самоотверженные защитники,выразители его интересов— революционеры Подтелков, Бунчук, Штокман, Котляров,Михаил Кошевой, Погудко.
Но в центревнимания писателя стоят не эти два основных, противостоящих друг другуклассовых лагеря, а выразитель настроений колеблющихся, промежуточныхсоциальных сил— Григорий Мелехов. Жизнь Мелехова, юношеские годы его, историяего женитьбы на Наталье, любовь к Аксинье, его участие в империалистическойвойне, а затем в войне гражданской и,:
наконец, его духовное опустошение—вотчто образует сюжетную канву романа. Григорий Мелехов стоит в центре «ТихогоДона» не только в том смысле, что ему больше всех уделено внимания: почти всесобытия в романе либо происходят с самим Мелеховым, либо так или иначе связаныс ним.ГригорииМелехов
Ибо в те днибудет такая скорбь, 
                                       какойне было от начала творения… 
                                                      дажедоныне и не будет… Предаст 
                                                     же брат брата на смерть, и отец- 
                             детей; и восстанут дети на 
                                                    родителей и умертвят их. 
                                     Из Евангелия       Ч
то же представляет собой ГригорийМелехов? Мелехов охарактеризован в романе разносторонне. Юношеские годы егопоказаны на фоне жизни и быта казачьей станицы. Шолохов ярко живописуетпатриархальный уклад станицы. Перед читателем отчетливо выступают такие чертыказачьего быта, как дух отваги и свободолюбия, высокие понятия о воинской честии вместе с тем звериная жестокость, темнота, слепая ненависть к пришлым,иногородним. Уже в начальных главах романа, составляющих своеобразный пролог«Тихого Дона», рисуется дикая и отвратительная сцена расправы с бабушкойГригория, которую казаки заподозрили в колдовстве. Черты темноты и дикостивыражены в сцене побоища у мельницы между казаками и приезжими украинскимикрестьянами.
        ХарактерГригория Мелехова формируется под воздействием противоречивых впечатлений.Казачья станица воспитывает в нем с ранних лет отвагу, прямодушие, смелость, ивместе с тем она внушает ему многие предрассудки, передающиеся от поколения кпоколению. Григорий Мелехов умен и по-своему честен. Он страстно стремится кправде, к справедливости, хотя классового понимания справедливости у него нет.Это человек яркий и крупный, с большими и сложными переживаниями. И при всемэтом Шолохов подчеркивает всю гибельность поведения Григория. Трагедия Мелеховасостоит в том, что он не сумел слиться с революцией и неизбежной силойобстоятельств очутился в стане ее злейших врагов. Тупик, в котором он оказался,душевный крах—справедливое возмездие за разрыв с народом, с великой правдойреволюции.
По своемусоциальному положению Григорий Мелехов—• крестьянин-середняк. Он одновременно исобственник, и труженик. Чувство собственника отдаляет его от революции,связывает его с буржуазным миром; чувство труженика, напротив, сближает его среволюционным пролетариатом, вооружает его против эксплуататоров и тунеядцев.Эти противоречивые тенденции усиливаются и осложняются сословнымипредрассудками. Колебания между непримиримыми классовыми полюсами, междуборющимися враждебными лагерями, поиски несбыточного «третьего пути» вреволюции — не с красными и не с белыми — вот что определяет поведениеМелехова.
Взаключительных сценах романа Шолохов обнажает страшную опустошенность своегогероя. Мелехов потерял самого любимого человека—Аксинью. Жизнь утратила в егоглазах весь
смысл и всезначение. Еще раньше, сознавая мучительный тра­гизм своего положения, онговорит: «От белых отбился, к крас­ным не пристал, так и плаваю, как навоз впроруби...» А теперь, похоронив Аксинью, он сознает, что все кончено. «Он попро­щалсяс нею, твердо веря в то, что расстаются они ненадолго. Ладонями старательнопримял на могильном холмике влаж­ную желтую глину и долго стоял на коленяхвозле могилы, склонив голову, тихо покачиваясь.
Теперь емунезачем было торопиться. Все было кончено».
Вобразе Григория Мелехова заключено большое типическое обобщение. Тот тупик, вкотором он оказался, разумеется, не отражал процессов, происходивших во всемказачестве. Типич­ность Григория заключается в ином. Социально поучительна еготрагическая участь, участь человека, не нашедшего своего пути в революции.
Рисуядраму Мелехова, писатель как бы утверждает: чело­век, оторванный от народа, отреволюционной правды и не на­шедший в себе сил выбраться на правильный путь,неизбежно потерпит нравственную катастрофу. Этот разрыв Григория с на­родом,строящим новую жизнь, Шолохов передал в сновидении Мелехова, которое носит явноаллегорический характер. «Григорий видел во сне широкую степь, развернутый,приготовив шийся к атаке полк. Уже откуда-то издалека неслось протяж­ное:«Эскадрооон...», когда он вспомнил, что у седла отпущены подпруги. С силойступил на левое стремя—седло поползло под ним… Охваченный стыдом и ужасом, онпрыгнул с коня. чтобы затянуть подпруги, и в это время услышал мгновенновозникший и уже стремительно удалявшийся грохот конских копыт. Полк пошел ватаку без него...»
В образе МелеховаШолохов произнес приговор несостоятельности и порочности «третьего пути» вреволюции и вскрыл траги­ческую обреченность и гибель человека, порвавшего снародом
Аксинья

Ч
ерез весь романпроходит образ Аксиньи, нарисованный с замеча­тельным мастерством. Мировая ли­тературане знает другого произведения, где бы писатель так проник во внутренний мир кре­стьянки,простои женщины из народа. Аксинья — натура слож­ная и по-своему богатая, ссильными и глубокими чувствами. Судьба Аксиньи тоже трагична. Любовь к Григорию,огромная и всепоглощающая, сосредоточила в себе все самое светлое, что было унее в ее горестной жизни. Верный спутник и друг Григория, она не только делит сним все невзгоды, не только испы­тывает все унижения, всю горечь своегодвусмысленного положения, но и становится жертвой роковых ошибок. МелеховаАксинья разделяет трагическую судьбу самого Григория Она тоже не смогла найтисвоего пути в жизни. Ее любовь к Григорию не способна была дать ей подлинное счастье, сделать жизньосмысленной и значительной. Эта любовь в конце кон­цов и привела Аксинью кгибели.
Согромным художественным мастерством Шолохов осветил внутренний мир своихгероев. Многообразными средствами ис­кусства переданы их радости и горе, ихлюбовь и их трагедия. В частности, пейзаж становится у писателя действеннымсред­ством психологического анализа. Восьмая часть романа откры­ваетсявеликолепной по своей художественной выразительности сценой. После тяжелой иизнурительной болезни к Аксинье воз­вращаются силы и здоровье. Очень скоро разыграютсяв ее жизни трагические события, которые приведут ее к гибели. Но теперь онаполна радости и беспричинного ощущения счастья. И вот как воспринимает онакартину весны: «Иным, чудесно обновленным и обольстительным, предстал перед неюмир. Бле­стящими глазами она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебираяскладки платья. Повитая туманом даль, затоплен­ные талой водой яблони в саду,мокрая огорожа и дорога за, ней с глубоко промытыми прошлогодними колеями — всеказа­лось ей невиданно красивым, все цвело густыми и нежными красками, будтоосиянное солнцем...
Бездумнонаслаждаясь вернувшийся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ковсему прикоснуться руками, все оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший отсырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизымбархатистым налетом, хотелось перешагнуть через раз­рушенное прясло и пойти погрязи, бездорожно, туда, где за широким логом сказочно зеленело, сливаясь стуманной далью, озимое поле...»
Шолоховсумел здесь с высоким и совершенным искусством передать всю прелесть весны с ееослепительным светом, красо­той и радостью в органическом единстве снастроением Аксиньи.
Втой же, восьмой части есть другая сцена. Аксинья погиб­ла, и Григорий похоронилее. Он с мучительной ясностью соз­нает, что для него все кончено. Его постиглаполная катастро­фа. Чрезвычайно характерно, что похороны Аксиньи тоже проис­ходятпри ярком свете летнего утра. Но если в первом отрывке самой картиной природыШолохов передал ощущение радости, то теперь теми же средствами пейзажнойживописи выражены мрачные, скорбные переживания Григория:
«Вдымной мгле суховея вставало над яром солнце. Лучи его серебрили густую сединуна непокрытой голове Григория, сколь­зили по бледному и страшному в своейнеподвижности лицу. Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову иувидел над собой черное небо и ослепительно сияющий чер­ный диск солнца».БольшевикиП
омимо Григория и Аксиньи — центральныхгероев романа, в многообразной галерее  персонажей «Тихого Дона»важное место занимают представители революционного народа—большевики.
Средибольшевиков, изображенных в романе, мы видим рабочих: кузнеца Гаранжу, слесаряШтокмана, машиниста Котлярова, работницу Погудко. Им свойственна безграничнаяпреданность делу народа, высокие нравственные качества. Большой силой чувства,чистотой и целомудрием отличается любовь Бунчука и Анны Погудко.
Всвоих героях Шолохов подчеркивает их неустанную и энергичную борьбу заполитическое просвещение масс, за революционное воспитание народа. Показательныв этом смысле беседы Гаранжи с Григорием, пропагандистская работабольшевика-подпольщика Штокмана. Коммунисты даны в романе как выразители самыхсветлых чаяний народа, руководители и наставники масс.
Наиболееудался Шолохову образ Михаила Кошевого. Почти ровесник Григория Мелехова,коренной казак по происхождению, он вырос вместе с Григорием на хутореТатарском. Кошевой, однако, пошел, совсем другой дорогой. Шолохов прямопротивопоставляет Кошевого Мелехову. Григорий говорит, что Кошевой принадлежитк тем людям, которым с самого начала все было ясно и у которых «свои прямыедороги, свои концы». И говорит он об этом с чувством явной зависти.
Кошевойобрисован многогранно. Шолохов подчеркивает в нем его любовь к жизни истрастность его натуры, кипучую энергию, непримиримую ненависть к врагам. «Наврагов, какие зря на белом свете живут, у меня рука твердая!» — говорит он.Вполне закономерно, что в конце романа он становится председателем хуторскогоревкома и выступает перед нами как представитель победившей Советской власти.Вместе с тем писатель оттеняет в Кошевом и черты излишней прямолинейности врешении сложных и трудных вопросов социального воспитания.
Еслив Григории Мелехове выражена губительная власть собственнических и сословие реакционныхпредрассудков казачества, то в Кошевом, напротив, воплощены здоровыереволюционные, демократические начала; они в конце концов возобладали в средеказаков и обусловили их переход на сторону Советской власти, на сторонусоциализма.
Этиже начала выражены в вожде революционного казачества — Подтелкове. ФедорПодтелков—один из выдающихся деятелей молодой Советской власти на Дону. Он былпредседателем Военно-революционного комитета, военным комиссаром и командующимДонской советской армией. Во второй книге
«Тихого Дона» Шолохов нарисовал образПодтелкова — его деятельность на Дону и гибель от рук белых палачей.
«Тихий Дон»переведен на многие иностранные языки, получил всемирное признание ипринадлежит к числу замечательных произведений социалистического реализма.
«Судьбачеловека»

К
ак уже говорилось, впослевоенные годы Шолохов, кроме второй книги «Поднятой целины», написалрассказ «Судьба человека».
Рассказ этотявился весьма значительным художественным достижением писателя.
В основурассказа лег реальный факт. В 1946 году Шолохов на охоте повстречал у степнойречушки одного шофера с его маленьким приемным сынишкой. И тот поведал писателюпечальную повесть о своей жизни. Рассказ случайного знакомого сильно захватилхудожника. Биографы свидетельствуют: «Возвратился тогда писатель с охотынеобычно взволнованным и все еще находился под впечатлением от встречи снеизвестным шофером и мальчиком.
— Напишурассказ об этом, обязательно напишу»,
Однакок исповеди своего случайного знакомого писатель вернулся только через десятьлет.
Заэто время материал жизни, видимо, откристаллизовался и приобрел болееобобщенный характер, и, таким образом, перед нами не просто талантливая записьжитейского случая, а художественное произведение, созданное по всем законам типизации.На это указывает и программное заглавие: судьба человека. Для того чтобыистория случайного встречного мо-гла претендовать на такое широкое обобщение,она должна была содержать в себе нечто очень типическое и значительное.
Некоторыемотивы «Судьбы человека» уже содержались в другом произведении Шолохова—врассказе военных лет «Наука ненависти». И там и здесь речь идет о советскихвоинах, попавших в плен; совпадают сцены проводов на фронт, есть черты сходствав том, что видели в немецком тылу Герасимов и Соколов. Но сопоставлениерассказов убеждает:
то, что в «Науке ненависти» было лишьнамечено, в «Судьбе человека» обрело полновесную художественнуювыразительность.
«Судьбачеловека» опровергает домыслы наших недругов. утверждающих, будто советская литератураобходит темные стороны жизни, сторонится всего, что несет в себе страдания игоре. Судьба Соколова, рассказанная писателем,—одно из красноречивыхопровержений таких взглядов. И вместе с тем действительно советский писательсуровые и мрачные стороны бытия трактует, не впадая в отчаяние, в безысходныйпессимизм. Интересно отметить, что «Судьбу человека» Шолохов писал, в какой-томере полемизируя с возникшей на Западе после первой мировой войны «литературойпотерянного поколения». Вот как, по свидетельству биографов, созрело у Шолоховастремление написать рассказ через десять лет после встречи с бывшимфронтовиком: «… однажды, находясь в Москве, читая и перечитывая рассказызарубежных мастеров—Хемингуэя, Ремарка и других, — рисующих человека обреченными бессильным, писатель вновь вернулся к прежней теме. Перед глазами сновавоскресла, ожила картина незабываемой встречи с шофером у речной переправы. Теммыслям и образам, которые у него зрели, вынашивались, был дан новый толчок ипридана конкретная форма и направленность. Не отрываясь от письменного стола,напряженно работал писатель семь дней. А на восьмой—из-под его волшебного перавышел замечательный рассказ «Судьба человека»...»
Впроизведениях «потерянного поколения» была своя неоспоримая историческаяправда. Большие художники почувствовали, что на человечество надвигаетсячудовище милитаризма,
что оно угрожает самому существованиюмира, всем великим.ценностям, созданным трудом, усилиями, потом и кровью сотенпоколений. Они почувствовали, что буржуазная цивилизация, которая породиламилитаризм, построена на ложных и гибельных основаниях. В литературе«потерянного поколения» звучал очень сильный и искренний протест противмилитаризма. Но этот протест в значительной степени ослаблялся тем, что война выступалакак роковая и неодолимая сила, с которой ничего поделать нельзя: остается еетолько проклинать.
Шолоховтоже берет в «Судьбе человека» как бы известные западным мастерам ситуации:безмерные страдания, выпавшие на долю человека из-за войны,—плен


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.