Реферат по предмету "Разное"


Англо-американизмы во французском языке Квебека (лингвопрагматический аспект)

На правах рукописиСлобожанина Наталья АлександровнаАнгло-американизмы во французском языке Квебека (лингвопрагматический аспект)специальность 10.02.19 – теория языкаАвтореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наукСаратов – 2008Работа выполнена на кафедре английской филологии Самарского государственного педагогического университета.Научный руководитель: доктор культурологии, профессор Марина Александровна Кулинич^ Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор Василий Тихонович Клоков кандидат филологических наук, доцент Елена Владимировна Кашпур^ Ведущая организация: Волгоградский государственный педагогический университетЗащита состоится «13» марта 2008 г. в 18-00 на заседании диссертационного совета Д 212.243.02 при Саратовском государственном университете им. Н.Г. Чернышевского (XI корпус СГУ, ул. Астраханская, 83). Отзывы на автореферат можно присылать по адресу: 410012, Саратов, ул. Астраханская, 83.С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского.Автореферат разослан « 9 » февраля 2008 г.Учёный секретарь диссертационного совета Ю.Н. Борисов^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫНастоящее диссертационное исследование выполнено в русле работ, посвященных изучению заимствования англо-американской лексики в территориальный вариант французского языка Канады (точнее Квебека), как результата языковых контактов. Англо-французские языковые контакты в Канаде вообще и в Квебеке, в частности, имеют свои специфические черты. Взаимовлияние этих языков началось с XVIII века. Первой работой, посвященной изучению особенностей канадского варианта французского языка, стал сборник канадизмов бельгийского священника Потье. С конца XIX века стали появляться различные словари, зафиксировавшие лексические особенности канадского варианта французского языка: «Франко-канадский глоссарий» Оскара Дана (1880), «Канадско-французский словарь» Сильвы Клапен (1894), «Глоссарий французского языка в Канаде» под руководством А. Ривара и Л.-Ф. Жоффриона (1930), «Всеобщий словарь французского языка в Канаде» Л.-А. Белиля (1957) и др. Процесс заимствования лексических единиц из английского языка на территории Канады вызывает в последнее время живой интерес у исследователей как в отечественном (Реферовская, 1978; Оксентюк, 1980; Веденина, 1999; Голубева-Монаткина, 2001; Клоков, 2003; Кругляк, 2006; Миронова, 2006; Суходоева, 2006), так и в зарубежном языкознании (Дюлонг, 1980; Пуарье, 1991; Мене, 1999; Дерюисо, 2003 и др.). Обращение к указанной проблематике диктуется необходимостью нового осмысления этого языкового явления с позиций прагмалингвистики, характеризующей современный этап развития науки о языке, что и определяет актуальность данной работы. Актуальность работы связана также с тем, что в современных условиях глобализации, в условиях тесного и постоянного контакта квебекского варианта французского языка c английским, изучение общих закономерностей и конкретных проявлений взаимодействия между языками способствует более успешной организации общения, с учетом национальных особенностей полинациональных языков. Объектом изучения в диссертации являются англо-американские заимствования, принадлежащие к массово-информационному и художественному дискурсу, в качестве предмета исследования рассматриваются их семантические, лингвокультурные, социолингвистические и прагмалингвистические характеристики.Цель настоящей диссертационной работы состоит в том, чтобы определить лингвокультурные и семантические особенности англо-американских заимствований, их функционирование с позиций социо- и прагмалингвистики в современной прессе и художественной литературе квебекского французского языка (français québécois). Поставленная цель диктует необходимость решения следующих задач: 1) рассмотреть особенности французского языка на территории Квебека под влиянием английского языка на фонетическом, словообразовательном, лексическом и грамматическом уровнях; 2) выявить специфику структуры лексических англо-американских заимствований в квебекском варианте французского языка; 3) установить степень семантической освоенности англо-американских заимствований, принадлежащих к массово-информационному и к художественному дискурсу (с опорой на лексикографические источники); 4) выявить наличие либо отсутствие специфических англоязычных концептов, скрывающихся за английскими словами в квебекском варианте французского языка, и противопоставить общеоценочные и частнооценочные концепты на основании их ценностной значимости; 5) выделить типы интерпретации англо-американских заимствований в массово-информационном и в художественном дискурсе с позиций социолингвистики и провести их сопоставительный анализ; 6) проанализировать влияние способов графического оформления англо-американских заимствований на реализацию их прагматической нагрузки.^ Материалом исследования послужили англо-американские заимствования, извлеченные методом сплошной выборки из текстов авторитетных канадских периодических изданий за 2002/2003 годы: журналы Actualité, Châtelaine, газеты Le Devoir, ledevoir.com, La Presse, lapresse.com в печатной и электронной версиях, а также из романа M.Tremblay “Le coeur éclaté”, и зафиксированные в словарях французского языка Квебека и Франции, общей численностью 1250 единиц. Необходимо отметить, что под термином «англо-американизмы» (далее АА) в работе понимаются заимствования из английского языка (в основном его американского варианта). Появление в канадских, в том числе квебекских, лингвистических трудах термина français québécois (FQ), в противовес ранее принятому langue franco-canadienne, обусловлено не только стремлением к научной точности. Его возникновение напрямую связано и с ростом национального самосознания в Квебеке, проявляющимся в стремлении к политической независимости, что приводит к противопоставлению названий Квебек и Канада и делает невозможной их былую взаимозаменяемость. В диссертации используется комплекс методов: – метод сплошной выборки из франко-канадских СМИ и художественной литературы на примере романа, написанного на квебекском варианте французского языка, – для сбора языковых фактов; – описательный и сопоставительный методы – для анализа отобранного материала; – сравнительный анализ словарных дефиниций – для выявления сходства и различия в лингвистических системах квебекского варианта французского языка и французского языка Франции; – метод контекстуального анализа – для описания англо-американизмов в FQ не обособленно, а в составе фрагментов текста, необходимого и достаточного для определения их значения; – метод культурологической интерпретации – для выяснения культурного базиса англо-американизмов в FQ.^ Научная новизна работы обусловлена тем, что в ней впервые проводится исследование типов интерпретации англо-американских заимствований в массово-информационном и в художественном дискурсе и анализ влияния способов графического оформления англо-американизмов на реализацию их прагматической нагрузки в рамках квебекского варианта французского языка. Вычленены и классифицированы импортируемые во франко-квебекскую лингвокультуру англо-американские концепты.^ Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты и выводы позволяют дополнить существующие в лингвистической литературе сведения в области теории языковых контактов и лингвокультурологии. Работа вносит определенный вклад в решение проблемы функционирования лексических единиц в условиях постоянного контакта двух лингвокультур.^ Практическая ценность работы определяется возможностью использования результатов исследования при разработке курсов лекций и семинаров по общему языкознанию, лингвострановедению, лексикологии французского языка и спецкурсов по вопросам языкового контактирования французского языка, а также в ходе преподавания теоретических курсов по лингвокультурологии и прагмалингвистике.^ На защиту выносятся следующие положения: 1. Расширение семантической структуры заимствованных англо-американизмов связано с образованием франко-квебекских устойчивых выражений (фразеологизмов), что говорит о высокой степени семантической освоенности и самостоятельности таких лексических единиц в квебекском варианте французского языка. 2. За английскими словами в квебекском варианте французского языка могут скрываться специфические англоязычные концепты, т.е. можно отметить их ценностную значимость; это относится к чужим частнооценочным концептам и частично к квази-концептам. В некоторых случаях за англо-американизмами, широко употребляемыми в FQ, концепты отсутствуют; такими являются общеоценочные паразитарные концепты и нулевые концепты. 3. Англо-американизмы активно проникают в массово-информационный и художественный дискурс квебекской лингвокультуры, что объясняется коммуникативными привычками и особенностями речевого поведения квебекских билингвов. 4. В массово-информационном и в художественном дискурсе наблюдаются расхождения в типах интерпретации англо-американизмов. В массово-информационном дискурсе имеют место два типа интерпретации: 1) без какого-либо комментария; 2) с приводимым французским эквивалентом. Во франко-квебекском художественном дискурсе употребление англо-американизмов не сопровождается каким-либо комментарием или пояснением на французском языке. Случаи графического выделения англо-американизмов в тексте свидетельствуют о дополнительной прагматической оценке, вносимой автором. 5. В исследуемых типах дискурса выделяются определенные условия, способствующие изменению исходной прагматической нагрузки англо-американизмов: 1) употребление англо-американизмов без графического выделения; 2) с графическим выделением и с пояснением на французском языке; 3) только с графическим выделением. 6. Использование в массово-информационном дискурсе трех вышеперечисленных условий определяет большую степень прагматической реализации, чем в художественном дискурсе.^ Апробация работы. Основные теоретические положения и результаты диссертационного исследования представлены на международных научных конференциях: «Языковые и культурные контакты различных народов» (Пенза 2001), «Язык в пространстве и времени» (Самара 2002), «Культура и язык» (Самара 2003), «Компаративистика: современная теория и практика» (Самара 2004), «Дискурсивный континуум: текст – интертекст – гипертекст» (Самара 2006), «Квебек в системе Канадской Федерации» (Саратов 2008), а также на ежегодных итоговых научных конференциях преподавателей и аспирантов СГПУ (Самара 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007). Основные положения диссертации отражены в девяти публикациях, из которых одна вышла в рецензируемом журнале («Вестник Самарского государственного экономического университета», 2006).^ Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и четырёх приложений, содержащих перечень исследуемых англо-американизмов.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении обосновывается выбор темы, формулируется цель, определяются объект, предмет и задачи исследования, устанавливаются актуальность и научная новизна исследования, демонстрируется теоретическая и практическая значимость, выделяются положения и результаты, выносимые на защиту. В первой главе «Англо-американизация языков на современном этапе» освещаются основные языковые тенденции, обусловленные интеграционными процессами в современном обществе, уточняется статус английского языка в межкультурной коммуникации и его влияние на другие языки, в том числе французский. В результате интеграции различных аспектов жизнедеятельности государств во второй половине XX века возросла общественная роль языков глобального общения в международной коммуникации. Согласно С. Трюшо, функцию интеграции выполняет ограниченный круг развитых языков, среди которых приоритетную позицию занимает английский язык, выполняющий максимальный объем функций и удовлетворяющий требованиям «рынка интернациональных лингвистических обменов» [Truchot, 1997]. Несмотря на то, что процесс заимствования из английского языка длится уже долгое время и при самых разных обстоятельствах, эта тенденция усиливается. Число англо-американских заимствований заметно увеличивается в каждом языке. Тенденция к англизации и американизации во французком языке отражена в работах российских лингвистов [Забавников, 1977; Свечина, 1982; Воронцова, 1986; Галимуллина, 1989 и др.]. Особенно ярко эта тенденция наблюдается во французском языке Канады [Реферовская, 1972; Оксентюк, 1980; Веденина, 1999; Голубева-Монаткина, 2003; Клоков, 2003; Кругляк, 2006; Миронова, 2006; Суходоева, 2006] в условиях непосредственного контакта с носителями американского варианта английского языка. Увеличение числа англо-американизмов в разных языках происходит в первую очередь в терминологических подсистемах, особенно значительна их доля в политической и экономической терминологии, в подъязыке электроники и вычислительной техники, в сфере спорта, в современных культурологических текстах СМИ. Несмотря на давность традиций и обширную литературу по проблеме категориального описания заимствований, многое в теории заимствования до сих пор не имеет однозначного решения. Более того, некоторые авторы полагают, что практически все основные вопросы теории заимствования являются в значительной мере спорными [Егорова, 1983]. Дискуссионным остается основной вопрос о лингвистической сущности заимствования. Термин заимствование трактуется различным образом. Мы придерживаемся определения заимствования, данного Н.Г. Добродомовым в Лингвистическом энциклопедическом словаре: «Заимствование – элемент чужого языка (слово, морфема, синтаксическая конструкция), перенесенный из одного языка в другой в результате языковых контактов, а также сам результат перехода элемента одного языка в другой» [Добродомов, 2000]. Основным условием заимствования иноязычных слов считается наличие контакта между языками и, как следствие этого, двуязычие говорящих. Все причины заимствования делятся на языковые (лингвистические) и внеязыковые (экстралингвистические); среди внеязыковых отдельно выделяются социально-психологические. Установлено, что освоение заимствованной лексики идет в основном по пути ассимиляции к нормам заимствующего языка. Вслед за К.Л. Егоровой и Н.Г. Богаченко мы разграничиваем понятия «освоение» и «ассимиляция». Понятие «освоение» является более широким; об ассимиляции можно говорить как о частном виде освоения. Традиционно выделяют фонетическую, графическую, грамматическую и лексическую ассимиляцию заимствованных слов. Почти все заимствования во французском языке подвергаются существенным изменениям. Новые слова не только адаптируются к нормам принимающего языка, но и развиваются согласно его законам. ^ Во второй главе «Англо-французское двуязычие в Квебеке» рассматривается специфика развития французского языка в Квебеке, описываются особенности французского языка Квебека, сформировавшиеся под влиянием английского языка. Рассмотрено происхождение и положение французского языка на североамериканском континенте, где особый интерес представляет Канада (провинция Квебек), так как основная масса франкоговорящего населения сосредоточена именно в этой части страны. В условиях изоляции от языка первичного ареала квебекский вариант французского языка развивался под влиянием двух тенденций: консервативной и новаторской. Результатом действия первой стало сохранение в квебекском варианте французского языка ряда архаичных черт, результатом действия второй – возникновение многочисленных неологизмов. Кроме того, функционально-стилистическая система квебекского варианта французского языка включает такое специфическое явление, как «joual» – особый подстиль, сочетающий в себе черты разговорного и просторечного уровней, характеризующийся сильно редуцированным произношением и высокой насыщенностью англицизмами [Saint-Jacques, 1990; Santerre, 1990]. Название этого подстиля воспроизводит произношение слова cheval, свойственное говорящей на нем малообразованной городской молодежи. В то время как французский язык Франции не перестаёт обогащаться за счёт английских заимствований, отказ от англицизмов в Канаде в настоящее время считается языковой нормой. Со второй половины ХХ века в Квебеке начинается «эпоха языковых законов» (были приняты законы о содействии французскому языку Канады, об официальном языке Канады, Хартия французского языка Канады и др.). Однако, вопрос о том, какой французский язык нужно принять за норму, вызвал многочисленные споры среди канадцев. Некоторые исследователи, занимавшиеся вопросами нормализации французского языка Канады, считают, что французский язык Канады должен соответствовать норме, приближающейся к стандарту французского языка Франции. Вместе с тем, по мнению большинства учёных, важно при этом сохранять и локальную специфику канадского варианта французского языка. Таким образом, к основным этапам языковой политики французского правительства в Квебеке, направленной на защиту французского языка, относятся: введение законов об ограничении употребления англо-американизмов; принятие ряда указов, обеспечивающих достойное место французскому языку наряду с английским; использование собственных лексических ресурсов для наименования уже существующих во французской жизни явлений и предметов. Установлены основные фонетические, словообразовательные, лексические и грамматические особенности французского языка на территории Квебека, сформировавшиеся, в большей мере, под влиянием английского языка. Лексическая система обогащается за счет большого количества калек. Например, образование глагола – magasiner от французского существительного magasin, n.m., который франкоканадцы образовали по английской модели: существительное shop, n – «магазин» и глагол to shop – «делать покупки, ходить по магазинам». Образование новых лексических единиц в квебекском варианте французского языка происходит также при помощи таких словообразовательных моделей (типичных для английского/американского языка), как словосложение, суффиксация. К телескопным словам, представляющими собой продуктивную модель словообразования при сложении слов, относятся: publipostage, n.m. – «продажа по почте», scénarimage, n.m. – «рисунки, которые представляют фильм до начала его демонстрации». Встречаются случаи, когда при заимствовании к англоязычным словам добавляются французские суффиксы. От английского существительного bad luck образовано существительное badloque, n.f. – «неудача» (Je suis dans la badloque) и прилагательное badloqué. Существительное, обозначающее лицо по профессии или виду деятельности, получает, как правило, в результате фонетического преобразования соответствующего заимствования, суффикс мужского рода -eur: informateur, n.m. (от англ. informer) – «информатор», draveur, n.m. (от англ. draver) – «сплавщик леса». Установлено, что чаще всего заимствованные из английского языка существительные приобретают соответствующие грамматические категории во французском языке: род, число, а также частично заимствованный из английского языка притяжательный падеж, выраженный при помощи ’s. Согласно общему правилу, заимствованное слово относится к мужскому роду: bed and breakfast [bεdãndbrεkfœst], n.m. – «полупансион»: «J’aurais voulu tout de suite me retrouver loin, dans quelques semaines, installé dans une chambre d’hôtel ou un bed and breakfast au bord de la mer, ma blessure sinon cicatrisée, au moins un peu refermée, moins offerte au moindre soubresaut de ma sensibilité» [Tremblay, 1995:59]. Однако существует несколько критериев, согласно которым заимствованные существительные могут относиться и к женскому роду. Например, если слово английского происхождения напоминает французское женского рода: fashion victim [fajœnviktim] (fa-cheunn-vic-tim), n.f. – «жертва моды» (ассоциируется с victime): «Le sénégalais Youssou N’Dour, la plus fashion victim des chanteurs africains, parce qu’il porte les vêtements créés par les stylists dakarois et qu’il a chanté 7 Seconds avec Neneh Cherry, vient d’enregistrer So Many Men, un titre en duo avec Pascal Obispo, qui signe deux autres chansons de l’album paru ce mois, Nothing’s In Vain» (В данном примере названия песен и музыкальных альбомов выделены курсивом автором журнальной статьи) [http://www.chatelaine.qc.ca/]. Среди заимствований встречается небольшое количество прилагательных: те прилагательные, которые включены в состав FQ с французским суффиксом, приобретают соответствующие флексии женского рода и множественного числа, остальные прилагательные остаются неизменными, как и в английском языке. Например: «Ce qui distingue les cycles, désormais, c’est que l’économie est axée davantage sur les services que sur la production industrielle, fait valoir Luc de la Durantaye, premier vice-président, répartition globale d’actif chez TAL» [La Presse. Affaires, janv.2003:4]. Выявлено, что синтаксической особенностью FQ считается замена предлога, принятого во французском словосочетании, предлогом соответствующего английского предложного словосочетания. Квебекцы говорят: sur la rue вместо фр. dans la rue (ср. англ. in the street) – «на улице», répondre une question вместо фр. répondre à une question (ср. англ. to answer a question) – «отвечать на вопрос». В таблице 1 приведены некоторые изменения французского предлога под влиянием соответствующего английского предложного употребления. Таблица 1 Изменения французского предлога под влиянием соответствующего английского предложного употребления Франко-канадское употребление Английское употребление Французское употребление Sur mes vacances On my vacation En mes vacances Sur le tableau On the blackboard Au tableau noir Que faire avec cela? What to do with it? Que faire de cela? ^ II en est ainsi avec moi It is so with me II en est ainsi de moi Remplir la marmite avec de l'eau To fill with water Remplir la marmite d'eau Travailler sur une ferme To work on a farm Travailler dans une ferme Se trouver sur l'étage ^ To be situated on a floor Se trouver à l'étage Se fier sur qch To rely on smth Se fier à qch В таблице 2 представлены словосочетания, калькирующие английскую сочетаемость (предлоги, валентность глагола). Они расположены в следующем порядке: 1) номинативные словосочетания; 2) глагольные словосочетания; 3) устойчивые словосочетания с предлогами; 4) разговорные клише (законченные предложения). Таблица 2 Словосочетания, калькирующие английскую сочетаемость (предлоги, валентность глагола), и их смысловые соответствия во французском языке Калька во франко-канадском языке Соответствующее английское словосочетание Смысловое соответствие во французском языке Marchandises sèches Dry goods Étoffes, nouveautés Éventail électrique Electric fan Ventilateur électrique Bruit du cadran Dial tone Signal sonore Tomber en amour To fall in love Tomber amoureux Demander une question To ask a question Poser une question Ouvrir la ligne To open the line Décrocher À cet stage de la discussion At that stage of the discussion À cette phase de la discussion Par rapport à In connection with Concernant, à la suite de En devoir On duty De service Ça fait pas de différence It makes no difference C'est égal C'est pas ton affaire That's not your business Cela ne te regarde pas Фонетические особенности определяются двумя факторами: влиянием диалектального произношения и англо-американской речи. Особо выделяется произнесение английских заимствований. В Квебеке многие англицизмы произносятся вопреки правилам их произношения во Франции, поскольку французский язык находится в постоянном и активном контакте с английским языком, что обусловливает тенденцию к произношению английских заимствований на английский манер без активной адаптации их к правилам собственно французского произношения. Рассмотрена специфика структуры лексических англоязычных заимствований в Квебеке. Квебекский вариант французского языка сохраняет, вследствие свойственной ему консервативности, изрядное количество старых слов, которые есть и в английском, так называемые «перезаимствования». Например, глагол acertainer является старо-французским словом, от которого произошло соответствующее английское to ascertain, ставшее «возвращенцем» в квебекский вариант французского языка. Выделены также следующие структурные группы: морфосемантические заимствования, которые обозначают явления и предметы, не известные ранее квебекцам (time-table, n. – «расписание», steamer, n. – «пароход», antifrise, n. – «незамерзающая жидкость»); семантические заимствования, которые существуют в речи франко-канадцев параллельно с французскими лексическими единицами. Наиболее типичным примером такого заимствования является глагол réaliser, первое значение которого во французском языке – «реализовать, осуществлять»: réaliser un projet – «выполнить проект». А второе значение, довольно распространенное в настоящее время, данный глагол заимствовал у английского глагола to realize, очень похожего по форме – «ясно понимать, давать себе отчет в чем-л.»: «J’ai réalisé que je m’étais trompé» (Я понял, что ошибся). Выявлены также лжезаимствования, образованные от французских корней с добавлением английских аффиксов. Например, слово couponing, n. – «распространение купона на скидку при покупке товара» образовано от французского слова coupon, n.m. – «купон» с помощью английского суффикса -ing. Нами установлены прецедентные явления, непосредственно влияющие на ценностную картину мира квебекцев: «Le plus beau coucher de soleil au monde, la temperature idéale à l’année, the best, the greatest, the biggest, the most, comme tout ce qui est américain, something for everybody and even more…» [Tremblay, 1995:32]. «Самый красивый закат в мире, идеальная температура в году, лучшее, величайшее, важнейшее, наибольшее, как и все, что является американским, кое-что для каждого и даже более». Здесь автор романа использует АА в описании туристической фирмы с целью ироничной насмешки над современным лозунгом американомании – «все самое лучшее – американское». Преобладающее количество калек и простых, часто повторяющихся в речи английских слов в FQ, объясняется языковой привычкой общения с англофонами. Общаясь со своими коллегами по работе, для которых английский язык – родной, постоянно слыша эти слова, привыкнув к ним, квебекцы начинают понемногу вводить их в свою речь, даже в тех случаях, когда говорят между собой. Это признак закрепления заимствования. Например, chum n.m.(f.) – «друг (подруга)»: «Parce que, bien sûr, en plus d’un chum, je perdais un fils adoptif que j’avais adoré, que j’adorais encore» [Tremblay, 1995:18]. Многие из этих слов уже давно вписаны в культуру Квебека и в его повседневный французский язык. В третьей главе «Лингвопрагматические характеристики англо-американизмов во французском языке Квебека» в разделе «Лексико-семантическая ассимиляция англо-американизмов» выявлено, что большинство заимствованных англо-американизмов (35%) расширило свое значение по сравнению с этими же единицами во французском языке Франции. Как правило, расширение семантической структуры заимствованного слова связано с образованием устойчивых выражений (фразеологизмов), что говорит о высокой степени семантической освоенности и самостоятельности таких лексических единиц в FQ (рис.1). Встречающееся при этом семантическое варьирование (31%) можно объяснить региональными различиями в узусе, повлиявшими на закрепление тех или иных приоритетных значений заимствованного слова. Довольно часто (33%) лексические единицы зафиксированы во всех анализируемых лексикографических источниках без изменений в их семантической структуре, что является результатом ориентации квебекского варианта французского языка на нормы французского языка Европы. Отсутствие части лексических единиц (14%) в Словаре англицизмов свидетельствует о том, что в условиях тесного контакта с английским/американским языком квебекский вариант французского языка заимствует из него больше слов, чем французский Франции. При анализе словарных дефиниций заимствований из английского/ американского языка, которые встретились на страницах канадской прессы, и определении степени их семантической ассимиляции мы опирались на лексикографические данные. Для этого использованы: Словарь квебекского варианта французского языка (Dictionnaire de la langue québécoise), автор Л.Бержерон [Bergeron, 1997], Словарь англицизмов во французском языке (Les mots anglais du français), автор Ж.Турнье [Tournier, 1998] и Словарь французского языка в Канаде: Квебек и Акадия, автор В.Т.Клоков [Клоков, 2004]. Рассмотрим наиболее типичные примеры для выделенных нами групп. Для первой группы – расширение семантической структуры – характерным примером является существительное bobsleigh – «бобслей». В Словаре англицизмов французского языка указано, что это слово мужского рода часто сокращается до bob и является «широко употребляемым заимствованием» (еmprunt intégré): bobsleigh [bobslεg] (bob-slεg) ou mieux [bobsle] (bob-slé), n.m. 1889, souvent réduit à bob [bob]. Sorte de luge à plusieurs places, munie d’un volant et conçue pour descendre à grande vitesse sur les pistes sinueuses aménagées, de neige ou de glace; sport pratiqué avec cette luge. De bob, «osciller» et sleigh «luge, traîneau». Emprunt intégré . [Tournier, 1998:76]. В Словаре квебекского языка в словарной статье приводятся четыре фразеологизма с этим существительным, что говорит о высокой степени семантической освоенности и самостоятельности этой лексической единицы в FQ: bob n.m. – Traîneau (санки).Faire son bob – Faire l’homme (становиться мужчиной). Passer au bob – Se faire mettre à sa place (заставить встать на свое место). Faire rapidement (делать быстро). ^ Aller au bob, envoyer au bob – Aller au diable, envoyer au diable (идти к черту, посылать к черту). Vieux bob – Vieux cheval (старая кобыла) [Bergeron, 1997:83]. В Словаре французского языка в Канаде (В.Т.Клоков) приводятся только два фразеологизма с этим словом: faire son bob – «становиться мужчиной»; passer au bob 1) избивать; 2) одергивать; 3) подвергаться испытанию; 4) становиться взрослым [Клоков, 2004:73]. В разных районах Квебека фразеологизм passer au bob осмысливается по-разному. Этот факт подтверждает высокую степень семантической освоенности и самостоятельности рассматриваемой лексической единицы в FQ. В примере из современной квебекской прессы это слово употребляется как в полной, так и в сокращенной форме:«L’autre bob canadien, piloté par Randy Krause, a fini au neuvième rang» [La Presse. Sports plus, 2003, janv.:3]. «Todd Hays et Randy Jonas, de l’équipe USAZ, ont terminé deuxièmes à l’épreuve de bobsleigh de Saint-Moritz, en Suisse» [ibidem]. Типичным примером второй группы – варьирование в значениях – является существительное flash. В Словаре квебекского языка оно зафиксировано в значении «идея, неожиданная мысль»: flash n.m. – Idée. Ex.: J’viens d’avoir un flash. Tu penses pas qu’on devrait se marier? [Bergeron, 1997:228]. В.Т.Клоков зафиксировал это существительное в трех значениях: flash m [от англ.] 1) свет; огонь; 2) вдохновение; озарение: – C’est en mangeant un Mister Steer, à côté du cinéma Parisien, que j’ai eu mon FLASH: il y avait peut-être un moyen de rejoindre Mathieu, après tout, sans avoir à attendre l’ouverture de La Cachette (Tremblay. Le coeur découvert, 1992. P. 50); 3) воспоминание: – Les gros flashs apparaissent Dans mon âme égarée, Les fantômes se dressent A chaque pource carré (Desjardins. Tu m’aimes-tu, 1990) [Клоков, 2004:225]. В примере из современной литературы это слово употреблено в значении «неожиданная мысль, озарение»: «Flash, coup de foudre, retrouvailles karmiques, je n’en sais rien, le fait est que nous nous dirigeons sans mot dire vers la terrasse» [Tremblay, 1995:120]. В словаре англицизмов это слово описано в нескольких вариантах, но не в значении, распространенном в FQ, «неожиданная мысль, озарение». Перечислим их: 1) фото вспышка; 2) короткий кадр (в кинофильме); 3) экстренное сообщение; 4) острое наслаждение, возбужденное состояние (наркомана); 5) рекламная продажа (в больших магазинах). Это явление можно объяснить языковой привычкой квебекцев, повлиявшей на закрепление приоритетного значения этого заимствованного слова и отражающей современные тенденции его употребления и в английской речи. Типичным примером третьей группы – без изменений в семантической структуре – является существительное deal. Эта лексическая единица зафиксирована в Словаре англицизмов [Tournier, 1998: 554] в значении «сделка» и имеет помету «снобистское и бесполезное заимствование» (emp. snob et inutile): deal [dil] (dil), n.m. Contrat, entente, accord. Litt. «marché conclu». Emp. snob et inutile. Le fr. a marché, n.m., transaction, n.f. Le mot deal se charge volontiers d'une connotation péjorative. В Словаре квебекского языка оно зафиксировано в этом же значении: (pron. dile) n.m. – Marché. Ex.: Faire un deal avec un gars [Bergeron, 1997: 166]. В Словаре французского языка в Канаде [Клоков, 2004:162] это существительное также входит в состав устойчивого выражения: faire un deal [калька с англ. to make a deal] совершать сделку, договариваться. В найденном примере употребляется английское выражение un “very important deal” – «очень важная сделка»: «Le parrain des letters, PDG des editions Fayard, serait sur le point de conclure un “very important deal” avec un fonds d’investissement pour la reprise des oeuvres complètes de Georges Simenon» [Le Devoir. Économie, janv. 2003:18]. Типичным примером АА, не зафиксированного в Словаре англицизмов, является существительное frenchkiss. В Словаре квебекского языка оно зафиксировано в значении «французский поцелуй»: (pron. frènche-kisse) n.m. – Baiser où on fait pénétrer sa langue dans la bouche de son partenaire [Bergeron, 1997:235]. В Словаре французского языка в Канаде (В.Т.Клоков) это слово приведено в написании в два слова, как в английском языке, и имеет вторую (усеченную) форму: french kiss, french m. [от англ. french kiss] 1. Французский поцелуй; 2. Поцелуй…(словарная статья приводится в сокращении без иллюстративного материала – прим. Н.С.). – donner un french kiss (целоваться по-французски); – donner un gros french (посылать горячий поцелуй; крепко целовать): – Je te donne un gros french mon minou. Ciao! [Клоков, 2004:232]. В вышеприведенной словарной статье приводятся два устойчивых выражения с этим существительным, что говорит о его семантической освоенности и самостоятельности в FQ. Приведем пример употребления этого слова: «…– J’pense pas que tu me tousses dans la face ou qu’on se donne un Frenchkiss pendant le repas!» [Tremblay, 1995:80]. В разделе «Импорт англо-американских концептов во французский язык Квебека» установлено, что не все случаи заимствований английских слов и выражений свидетельствуют о заимствовании связанных с этими словами концептов. Аккумуляция импортированных концептов ведет к изменению системы ценностей в лингвокультуре. Это явление само по себе неизбежно, как следствие тесного контакта двух лингвокультур на территории Квебека. Материалом исследования импортируемых концептов в FQ, в частности, и во французское языковое сознание квебекцев вообще послужили АА, зафиксированные в словарях: Dictionnaire québécois-français Lionel Meney – «Квебекско-французский словарь», автор Льонель Мэне и Dictionnaire du français du Canada Oscar Dunn – «Словарь французского языка в Канаде», автор Оскар Дан (в переизданных электронных версиях). В качестве критериев классификации этих концептов, разработанной В. И. Карасиком, положены признаки: понятийный, ценностный и образный. Опираясь на классификацию В.И. Карасика, мы ее несколько расширяем, вводя еще один тип «перезаимствованных» концептов, что отражено на схеме (рис.2). К первому типу относятся нулевые концепты. Их вербальные проявления французские филологи называют barbarismes, которые проявляются как английские варваризмы, используемые в речи на французском языке вместо французских слов без смысловой дифференциации. Их употребление часто осуждается авторами лексикографических источников. В исследуемом материале такие слова, за которыми нет концептов, составляют большинство примеров. Так, в словарной помете к лексической единице set автор (О.Данн) говорит о том, что квебекцы беспричинно злоупотребляют этим АА, так как в FQ имеется достаточное количество своих эквивалентов для этого слова, пусть и неоднословных.Set. Terme anglais. ^ Mot dont on abuse sans raison. Dites un Ameublement de salon, une Garniture de rubans, une Parure de diamants, un Service de vaisselle, une Bande ou une Clique dangereuse, un Cercle d'amis, un Jeu, un Assortiment, un Assemblage (набор, комплект; круг людей, связанных общими интересами). Пример из современной квебекской прессы демонстрирует такое «злоупотребление» АА set в значении «игра, партия»: «Hier, Jouzhny a sorti le Tchèque Jiri Novak, septième tête de série, en quatre sets 6-1, 3-6, 6-3, 6-2, se qualifiant pour les huitièmes de finale du tournoi» [La Presse. Sports plus, janv. 2003:1]. Ко второму типу относятся квази-концепты (les pernicieux – пагубные, вредные, опасные), обозначающие реалии, заимствуемые из английской и американской культуры. По своей сути такие концепты составляют основу обычных


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Становление белорусского этнического сообщества
Реферат Крестовые походы. Поклонение Святому Гробу в Иерусалиме
Реферат Информационная система для поддержки учебной деятельности ДЮСШ
Реферат Ринок цінних паперів його сутність та проблеми становлення в Україні
Реферат Бизнес- план
Реферат Изучение методики перевода из одной системы исчисления в другую и разработка программы для этой операции
Реферат Marijuana Essay Research Paper What is MarijuanaMarijuana
Реферат Энергетический кризис
Реферат The Great Gatsby And Symbolism Essay Research
Реферат Республика Татарстан. Факты тысячелетия города Казани.
Реферат Миграция молодёжи на Запад: демографические, социальные и экономические аспекты
Реферат Комплекс маркетинга информационного телевизионного агентства "Губерния"
Реферат Формирование умственного приёма сравнения у младших школьников в процессе решения разноуровневых упражнений по математике
Реферат Class Of 2000 Essay Research Paper We
Реферат Состояние прав человека в современной России