Реферат по предмету "Разное"


Англоязычная терминология психиатрии как объект лингвокогнитивного анализа

На правах рукописиРожкова Тамара валентиновнаАНГЛОЯЗЫЧНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ ПСИХИАТРИИ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВОКОГНИТИВНОГО АНАЛИЗАСпециальность 10.02.04 – германские языкиАВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наукСамара – 2012 Работа выполнена на кафедре иностранных и латинского языков ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития РФНаучный руководитель: доктор филологических наук, доцент^ Бекишева Елена ВладимировнаОфициальные оппоненты: доктор филологических наук, профессорНоводранова Валентина Фёдоровназаведующий кафедрой латинского языкаи основ терминологииГОУ ВПО «Московский государственныймедико-стоматологический университет»кандидат филологических наук, доцентГусева Елена Васильевнапрофессор кафедры английского языка^ ФГБОУ ВПО «Поволжская государственнаясоциально-гуманитарная академия»Ведущая организация: ГОУ ВПО «Институт лингвистики и межкультурной коммуникации» Московского государственного областного университетаЗащита состоится 26 апреля 2012 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.216.03 ^ ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» по адресу: 443099, Самара, ул. М. Горького, 65 / 67, корпус 1, ауд. 9.С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ^ ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» по адресу: 443099, Самара, ул. М. Горького, 65 / 67, корпус 1, ауд. 9.Автореферат разослан « » 2012 г.Ученый секретарь диссертационного совета Е.Б. Борисова ^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫПредлагаемое исследование посвящено лингвокогнитивному анализу англоязычной терминологии психиатрии (далее АТП). В настоящее время АТП представляет собой высокоразвитую, цельную и гибкую систему единиц, сохранившую черты истории своего формирования и способную к порождению новых номинаций. В этой связи АТП становится значимым объектом, требующим адекватных, современных методов изучения. Характерной чертой современной науки является использование полипарадигмального подхода к изучению того или иного объекта действительности. Это обусловлено все более интенсивной интеграцией разных областей знания – когнитологии, лингвистики, психологии, культурологи, логики, философии. Пересечение круга сложноразрешимых проблем, изучаемых данными дисциплинами, способствовало зарождению новой науки – когнитивной лингвистики, представляющей собой языковедческое направление, в рамках которого язык рассматривается как общий когнитивный механизм. Когнитивная лингвистика выдвинула постулат о том, что данные о языке – специально отобранные и обработанные – могут и должны использоваться для освещения более широкого круга проблем, касающихся как природы человеческого разума и интеллекта, так и его поведения, проявляющегося во всех процессах взаимодействия человека с окружающим миром и другими людьми.Актуальность работы объясняется недостаточной изученностью терминологии психиатрии методами когнитивной лингвистики, которая позволяет реконструировать ментальные процессы, лежащие в основе терминообразования, проанализировать закономерности номинации, обусловленные разными видами лингвистических, когнитивных, антропоцентрических, дисциплинарных оснований и их взаимосвязью. Лингвокогнитивный анализ АТП станет вкладом в дальнейшее изучение механизмов формирования и функционирования медицинской лексики. Объектом диссертационного исследования является англоязычная терминология психиатрии: названия психических болезней, патологических процессов, симптомов, синдромов, расстройств, а также методов их диагностики и лечения. Предмет исследования – языковые средства вербализации концептов, отражающих основные гносеологические категории в АТП: пространство, время, процесс, признак. Цель исследования состоит в выявлении структурного состава, способов терминообразования, категориальной и концептуальной основ АТП. Цель работы предполагает решение следующих задач: инвентаризация англоязычных терминов психиатрии, изучение истории развития и формирования терминосистемы психиатрии; выявление наиболее продуктивных для АТП способов номинации; определение основных гносеологических категорий, лежащих в основе формирования психиатрических терминов; выявление основных концептов, формирующих категории пространства, времени, процесса и признака, а также средств их вербализации; исследование соотношения когнитивных структур и способов номинации; описание взаимосвязи научной и наивной картин мира, отражённых в терминах психиатрии. Работа выполнена в номинативно-когнитивном русле: используются методы дефиниционного, словообразовательного, этимологического, статистического, семантического, категориального, концептуального и композиционного анализа. Указанные методы позволяют рассматривать язык как порождаемое человеческой мыслью ментальное образование и как одну из важнейших систем репрезентации знаний человека. Материалом исследования послужили 6000 однословных и составных англоязычных терминов, полученных методом сплошной выборки из терминологических словарей, энциклопедий, справочников, отраслевых журналов, учебников и монографий, изданных в США и Великобритании, а также из официальных документов и международных классификаций.^ Методологической и теоретической базой исследования послужили труды зарубежных и отечественных ученых в области когнитивной лингвистики (Н.Ф. Алефиренко, Н.Н. Болдырева, Д. Гираэртса, В.З. Демьянкова, Г. Кайкенса, З. Кёвечеша, Е.С. Кубряковой, Дж. Лакоффа, Дж. Лайонза, Д.С. Лихачёва, В.А. Масловой, З.Д. Поповой, Ю.Е. Прохорова, Т.Б. Радбиля, И.А. Стернина, Л. Талми, Дж. Фодора, П. Хардера; общего и частного терминоведения (К.Я. Авербуха, Л.М. Алексеевой, Е.В. Бекишевой, Н.В. Васильевой, С.В. Гринёва, Т.В. Дроздовой, В.М. Лейчика, Л.А. Манерко, В.Ф. Новодрановой, Г. Пихта, Н.В. Суперанской, В.А. Татаринова, Р. Теммерман, С.Д. Шелова), медицинского терминоведения (Е.В. Бекишевой, Л.А. Динес, Л.В. Дубровиной, С.Г. Дудецкой, Л.Ф. Ельцовой, Г.А. Краковецкой, Т.В. Куркиной, С.Л. Мишлановой, В.Ф. Новодрановой, Л.С. Рудинской, В.М. Турчина, М.Н. Чернявского), лингвокультурологии (Н.Д. Арутюновой, С.Г. Воркачева, В.В. Воробьева, В.И. Карасика, В.В. Красных, Ю.С. Степанова, В.Н. Телии).^ Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что она представляет собой первый опыт инвентаризации и толкования АТП, выявления и описания их экстралингвистических и лингвистических характеристик. АТП впервые рассматривается в лингвокогнитивном аспекте с применением полипарадигмального подхода. ^ Теоретическая значимость исследования определяется совокупностью поставленных и решенных в диссертации проблем, связанных а) с выявлением специфики категоризации и концептуализации в описываемой терминологии, б) с построением концептуальной модели науки, в) с соотношением обыденной и научной картин мира, г) с установлением системных признаков АТП, д) с определение способов репрезентации категорий и концептов психиатрии. Результаты диссертации могут внести определённый вклад в развитие теории когнитивного терминоведения, способствовать совершенствованию методики анализа сложившихся терминосистем и терминосистем новых предметных областей.^ Практическая значимость диссертационной работы заключается в возможности использования полученных результатов в преподавании университетских курсов по общему языкознанию, когнитивной лингвистике, основам теории терминоведения, а также в спецкурсах, посвящённых профессиональной коммуникации. Практическим итогом исследования стало издание Учебно-методического пособия по английскому языку для студентов I и II курсов факультета клинической психологии (в 2 ч. – Самара, 2011. – 412 с.). В настоящее время ведётся работа над составлением «Русско-анлийского и англо-русского словаря психиатрических терминов».^ На защиту выносятся следующие положения: Изучение категоризации и концептуализации даёт возможность понять, почему тот или иной фрагмент действительности, осмыслен именно так, а не иначе, позволяет найти ключ к рассмотрению специфики профессионального сознания учёного. Отражаемые в терминах взаимосвязь и взаимопроникновение научных и обыденных знаний, научной и обыденной картин мира иллюстрируют этапы освоения человеком объективного мира через призму его жизненного опыта и исторического развития естественнонаучной мысли. Англоязычная терминология психиатрии представляет собой макротерминосистему, в которой преобладают полилексемные термины; логические и лингвистические аспекты системности проявляются а) на уровне терминов-доминант и гиперо-гипонимических отношений между терминологическими единицами, образующими терминологические гнёзда, б) наличием синонимических и антонимических связей; в) в использовании традиционных способов терминообразования, со значительным преобладанием синтаксического способа. Категориальные особенности психиатрической терминологии связаны со спецификой отражения в ней основных гносеологических категорий: пространства, времени, процесса и признака. Репрезентация признаков разных категорий в одном термине есть проявление действия механизма концептуальной интеграции, обнаруживающего себя в избирательной актуализации определенного количества фоновых и специальных знаний, которая осуществляется в процессе динамического построения значения. ^ Апробация результатов исследования. Основные положения исследования обсуждались на XVIII Европейском симпозиуме «Special Language and Innovation in Multilingual World» (Пермь, 2011), международной научной конференции Ульяновского государственного университета (2009), семинаре «Терминология и языки для специальных целей» на базе Института русского языка им. В.В. Виноградова (2011), на конференциях Московского государственного медико-стоматологического университета (2003), Самарского государственного медицинского университета (2003, 2009, 2011), а также на заседаниях кафедры иностранных и латинского языков СамГМУ. Основные положения диссертации опубликованы в журналах, рекомендованных ВАК, в сборнике «Non multum, sed multa: Немного о многом», посвящённому юбилею В.Ф. Новодрановой, а также в сборниках материалов конференций на базе Московского государственного медико-стоматологического университета, Челябинского государственного университета, Самарского государственного медицинского университета, Пятигорского государственного лингвистического университета.Структура диссертационного исследования определяется поставленной целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, насчитывающего 361 наименование, приложения (фрагмент «Русско-английского и англо-русского словаря психиатрических терминов»). Общий объем работы – 236 страниц, основной текст диссертации изложен на 183 страницах. ^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении обосновывается выбор темы, ее актуальность и научная новизна, формулируются цель и задачи диссертации, дается краткая характеристика материала и методов анализа, определяются теоретическая значимость и практическая ценность проведённого исследования, описывается структура работы. В первой главе – «Когнитивные основы терминологии» – излагаются теоретические предпосылки исследования: описываются основные принципы и понятия когнитивистики, содержание понятий «категория» и «языковая категоризация» в лингвистике, взаимосвязь и различие концептуализации и языковой категоризации. Современная когнитивная лингвистика признаёт, что одной из ведущих функций человеческого сознания, которая лежит в основе речемыслительной деятельности и организации языка как системы, является категоризация: она во многом определяет «одно из важнейших свойств языка и его отдельных единиц – способность к обобщению, поскольку слово заключает в себе указание на известное содержание, свойственное ему одному, и вместе с тем указание на один или несколько общих разрядов, называемых категориями, под которые содержание этого слова подводится наравне с содержанием многих других» (Н.Н. Болдырев). Понятие категоризации является одним из самых фундаментальных понятий человеческой деятельности и одним из ключевых понятий когнитивной лингвистики. Результат сложного процесса взаимодействия категоризации окружающего мира и языковых форм, неязыковых и языковых знаний приводит к формированию значения языковых единиц. Антропоцентрическая парадигма (поставившая вопрос о роли человека) заставляет переключить внимание исследователя с объекта познания (язык) на субъект познания (человек). По определению Э.А. Сорокиной, центром внимания становится человек в языке. В современной когнитивистике «категоризация» рассматривается как комплексное понятие, включающее в себя: а) подведение явления, объекта, процесса под определённую рубрику опыта, категорию и признание его членом этой категории; б) процесс образования и выделения самих категорий, членения внешнего и внутреннего мира человека сообразно сущностным характеристикам его функционирования и бытия; в) упорядоченное представление разнообразных явлений через сведение их к меньшему числу разрядов или объединений; г) результат классификационной (таксономической) деятельности. Таким образом, категоризация есть способ придать воспринятому миру упорядоченный характер, систематизировать как-то наблюдаемое и увидеть в нем сходство одних явлений в противовес различию других. Категоризация совершается эмпирически и вербально: сам процесс категоризации осуществляется в сознании человека, а её результаты отражены в лексике. Поэтому она представляет собой лингвистическое явление и может быть названа «лингвистической категоризацией» (Е.С. Кубрякова). Однако концептуальная и языковая категоризации взаимозависимы, поскольку лингвистическая категоризация есть такой же когнитивный феномен, как и другие продукты ментальной деятельности, в связи с которыми, её и следует изучать. В науке процессы категоризации и языковой объективации приводят к формированию терминов, обозначающих специальные понятия. Сложность процесса категоризации в науке обусловлена тем, что «каждая терминосистема отличается своеобразным набором мыслительных категорий, по­скольку фиксирует результаты изучения соответствующего фрагмента онтологической действительности» (В.А. Татаринов). При категоризации терминологических единиц категориальное значение знака можно интерпретировать как концептуальное отражение связи между данным знаком и соответствующим событием (предметом мысли). Процесс категоризации приводит к созданию категорий, которые рассматриваются в качестве связующего звена между языковым материалом и общим строем человеческого мышления. В работе лингвокогнитивный анализ АТП проводится посредством изучения гносеологических категорий (которые тесно связаны с бытийными или онтологическими категориями) и способов их вербализации. Бытийные категории, отражающие объективную реальность, выступают как итог познавательной и практической деятельности людей. Однако, поскольку базовые категории есть опорные пункты дальнейшего познания и практического преобразования действительности, категории высшей степени абстракции можно определить как «гносеологические категории». Термины, отражая процесс познания, являются показателем обобщающей и классифицирующей функции сознания, следовательно, они становятся вербализованным итогом процесса познания объективной реальности. Результат категоризации как когнитивного процесса обнаруживает себя в формировании когнитивных классификационных признаков, которые выявляются в группах концептов. Концепты возникают в связи с категоризацией мира и оказываются продуктами освоения того или иного фрагмента реальности, итогами интеллектуально-практической, творческой деятельности человека. Связь категоризации и концептуализации состоит в том, что категоризация представляет собой осмысление сортировки и группировки определённых сущностей как обнаруживающих черты сходства и подобия, и – как следствие – выступающих в качестве «строительного материала» картины мира (концептуализации). Каждая такая изучаемая сущность уникальна, обычно она воспринимается как представитель класса или категории объектов. Различие между этими двумя мыслительными процессами связано с тем, что концептуализация – это процесс образования и формирования концептов в сознании, осмысление новой информации, ведущей к образованию концепта. Следовательно, выделение оперативной единицы нашего сознания закрепляется созданием концепта. Возможность сгруппировать однородные в каком-либо отношении концепты, объединить их в особый разряд находит выражение в создании системы категорий. Концепты складываются в процессах категоризации. Из всего многообразия существующих определений понятия «концепт» в качестве рабочих в настоящем исследовании выступают два: 1) широкое понятие: «концепт – есть дискретное ментальное образование, являющееся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающее относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющее собой результат познавательной (когнитивной) деятельности личности и общества и несущее комплексную, энциклопедическую информацию об отражаемом предмете или явлении, об интерпретации данной информации общественным сознанием и отношении общественного сознания к данному явлению или предмету» (З.Д. Попова, И.А. Стернин); 2) специализированное понятие: «научный концепт – содержательная единица памяти и концептуальной системы учёного, включающая понятие как квант объективной научной информации, а также сенсорный, эмотивный, ассоциативный компоненты, которые формируются в процессе человеческой деятельности и познания мира» (Е.В. Бекишева). Упорядоченная совокупность знаний о действительности, сформировавшаяся в общественном (а также групповом, индивидуальном) сознании и реализующаяся в языковых формах, представляет в различных трактовках «языковую репрезентацию мира» или «языковую картину мира». Специальная картина мира, то есть картина мира какой-либо отрасли знания как особая форма теоретических знаний, является продуктом длительного исторического развития науки. Реконструкция картины мира любой медицинской дисциплины (в том числе и психиатрии) возможна в результате анализа истории её становления как научной дисциплины, а также анализа истории становления её терминологии. Картина мира психиатрии, зародившись как архаичная, пронизанная религиозными и мистическими представлениями о душевных болезнях (первые упоминания о психических болезнях датируются VI веком до н.э.), прошла длительный период существенных изменений, преобразивших её первоначальный вид. Собственно научная картина мира психиатрии начала формироваться в конце XVIII – первой половине XIX вв. Ввиду длительного исторического развития психиатрии её картина мира отражает синтез наивных и научных представлений, содержит элементы как наивного (на начальном этапе), так и научного знания (по мере углубления и расширения знаний о природе болезни). Эти элементы переплетены между собой сложными взаимоотношениями, закреплены в языковом знаке и взаимосвязаны на уровне ментальных репрезентаций. Различие состоит в способах отражения действительности: в основе лексем, отражающих обыденное восприятие, покоится чувственное освоение действительности, а в основе терминов, отражающих научные ментальные процессы, лежит рациональное освоение окружающего мира. Необходимо также учитывать два немаловажных фактора, влияющих на формирование и функционирование картины мира: она невозможна без комплексного использования знаний различных научных дисциплин (генетики, физиологии, биохимии, фармакологии, техники и электроники) и без учёта революционных изменений в хранении и получении знаний (компьютеризация науки). Во второй главе – «Англоязычная терминология психиатрии как терминосистема» – рассматривается история формирования терминологии психиатрии, АТП описывается как терминосистема. Исторический материал позволяет констатировать, что в своём развитии психиатрия прошла очень длительный путь: от «зародышевой» формы со множеством архаичных и религиозных наслоений до современного уровня. Активное развитие науки и её терминологии началось в XVIII веке, хотя некоторые основные понятия (мания, психоз) и представления (например, о локализации болезненного процесса в мозге) появились гораздо раньше. Таким образом, с одной стороны, терминологию психиатрии можно назвать сложившейся и устойчивой, поскольку существуют нерушимые связи между понятиями и, соответственно, между терминами, их обозначающими. С другой стороны, саму дисциплину и её терминологию можно назвать развивающимися, поскольку, несмотря на колоссальные успехи, много практических и теоретических вопросов в психиатрии ещё не решено. В настоящее время АТП представляет собой упорядоченную систему терминов и отвечает требованиям, предъявляемым к терминосистемам: а) она является частью общей языковой системы, б) подчиняется всем ее законам как на семантическом, так и фонетическом, грамматическом уровнях; в) выражает систему понятий отдельно взятой области знания; г) отображает и обслуживает отдельные участки и стороны окружающего системного мира; г) отвечает критериям «целостности, устойчивости, структурированности, логической и формально-языковой связанности. Логическая системность психиатрической терминологии проявляется в системности самой психиатрической науки, а именно: в наличии дисциплинарных отраслей (детская, военная, экологическая психиатрия и другие виды; всего 14), в наличии классификационных схем понятий, иерархичности понятий, образующей своего рода уровни системы, в основе которых лежат гиперо-гипонимичекие отношения между понятиями и отношениями соположения понятий. Лингвистически это проявляется в образовании терминологических гнёзд. В рамках анализируемой терминосистемы выявлено 80 гнездообразующих терминов-доминант (1,3% от общего количества терминов), вокруг которых группируются от 3 (hebephrenia) до 194 (syndrome), всего 2530 терминов, (42,16% терминологического корпуса). Логическая системность обеспечивается наличием синонимических и антонимических отношений между терминами, например, melissophobia (греч. melissa – пчела) и apiophobia (лат. apis – пчела) – мелиссофобия/апиофобия, боязнь пчел и ос; ergasia (греч. ergon – работа, действие) – эргазия, координированная и целенаправленная деятельности всех соматических и психических функций в норме и dysergasia – дизергазия, нарушения психической деятельности вследствие органических поражений головного мозга. Лингвистическая (собственно языковая системность) терминологии, связана с системным характером языковых средств, использующихся для выражения понятий соответствующей отрасли знания. Логический и лингвистический аспекты системности связаны между собой и взаимодействуют, обусловливая высокую степень системности отраслевой терминологии. По структурному составу англоязычная терминология психиатрии представлена монолексемными и полилексемными терминами, количественное соотношение которых отражено на диаграмме № 1.^ Диаграмма № 1 «Соотношение однокомпонентныхи многокомпонентных терминов» Единицы, вошедшие в исследуемую терминосистему, образованы морфологическим (20,9%), синтаксическим (72,93%), морфолого-синтаксическим (5,96%) и семантическим (22,5%) способами. Основу терминологии составляют терминологические заимствования, а термины, составленные из собственного национального лексического фонда, представляют менее распространённую часть психиатрической терминологии. В настоящее время АТП строится также и на материале живого естественного языка, в связи с чем внутри АТП усиливается процесс пересечения и взаимодействия национальных и традиционных средств терминообразования. Такая закономерность выявляется на многих уровнях: морфологии, лексики и синтаксиса. В третьей главе – «Англоязычная терминология психиатрии в лингвокогнитивном аспекте» – рассматриваются языковые средства репрезентации категорий пространства, времени, процесса и признака. Указанные категории наиболее полно отражают сущность научного познания и вербализуются в психиатрии наибольшим количеством терминов. Категории пространства, времени процесса и признака разделяются на несколько субкатегорий, которые представлены различными концептами; Концепты, участвующие в создании категорий, вербализуются терминоэлементами греко-латинского происхождения, национальными и заимствованными аффиксальными морфемами, национальными и заимствованными целыми лексическими единицами, а также терминами, созданными на базе метафорического или метонимического переносов. ^ Категория пространства, подразделяется на четыре субкатегории (см.: диаграмма № 2):Диаграмма № 2 «Пространственные субкатегории» ^ Субкатегория локативности объединяет термины, отражающие локализацию болезненного процесса в определённом участке центральной нервной системы (далее ЦНС): diencephalic vertigo (лат. diencephalicus – промежуточный мозг) – диэнцефальное головокружение, вызывается поражением лобной доли мозга. Базовые пространственные понятия – осевые горизонтальные и вертикальные измерения «спереди – сзади», «справа – слева», «верх – низ» – носят ярко выраженный антропоморфный характер и объясняются самими услови­ями осознанного бытия человека, пытающегося обозначить реальные координаты конкретными словами. Концепты (справа, слева, бок, область и подобные), отражающие представления о расположении относительно осей координат, вербализуются преимущественно терминами, обозначающими абстрактные понятия (intraversion (лат. intra – внутри) – интровертированность, погружение в мир собственных чувств и мыслей), либо конкретными клиническими терминами (ectogenesis (лат. ecto – внешний) – эктогенез, обусловленность психических расстройств внешними факторами). Концепт «место» находит свое выражение в терминах-топонимах, обозначающих название места, в котором было зарегистрировано заболевание (например, термин аmericanitis, предложенный У. Джеймсом для обозначения неврастении, отражает представление о том, что именно американцы чаще страдают этим заболеванием), в названиях учреждений (сoncentration camp survivor syndrome – синдром лагерей уничтожения, violent patients unit – отделение для беспокойных больных), а также в некоторых терминах, обозначающих место, где проявляется болезнь (hylophobia (греч. hyle – лес) – гилофобия, навязчивый страх, боязнь леса). Концепты субкатегории «форма» (шар, кольцо, дуга, линия и подобные) и субкатегории «размер» (длина, большой/маленький размер, глубина) отражены в значительном количестве АТП, что обусловлено их значимостью для человека и их изначальной укоренённостью в сознании: «на начальном этапе «мышление носило пространственный, конкретный характер; каждая вещь воспринималась чувственно, и образ воспроизводил только внешнюю сторону предмета – то, что было видимо и ощутимо» (М.В. Пименова). Например, globus hystericus (лат. globus – шар) – истерический комок, чувство комка в горле; megalopsia (греч. megalos – большой, увеличенный) – мегалопсия, окружающие предметы кажутся пропорционально увеличенными в размерах Термины, объективирующие субкатегорию «пространственная кинетика» содержат «двигательную» сему, маркирующую само движение (fugue/fuga (лат. fuga – бегство, бег) – фуга, эпизоды двигательного возбуждения в форме элементарных стремительных движений и действий); его изменение (fluctuation of attention – флюктуация внимания, невозможность длительной концентрации внимания на каком-либо одном объекте). Сема «направление» выводится из лексического значения компонентов термина. Направленность может быть устремлена как на самого больного (delusion of possession – бред одержимости, отражает переживания о вселении в тело больного каких-либо живых существ, нередко фантастических, нечистой силы), так и с больного на другого человека (induced paranoid delusion – индуцированный параноидальный бред, развивается у здорового человека под влиянием общения с больным, страдающим бредом). В АТП концепты места, формы и размера служат проводником общеупотребительных понятий в сферу научного знания, вербализуя различные специальные концепты общеупотребительными словами. Топоним утрачивает присущую ему в общеупотребительном языке функцию идентификации географического объекта, но приобретает две терминологические функции – номинативную и дифференцирующую. Образы движения содержат когнитивные классифицирующие признаки, позволяющие создавать термины, которые прямо и метафорически обозначают различные формы расстройства психики. Наиболее продуктивными средствами образования терминов, отражающих субкатегорию локализации, являются префиксы, терминоэлементы, целые лексические единицы (subcortical dementia (лат. sub- (приставка) – «расположение под чем-либо, ниже чего-либо») – подкорковая деменция, развивается при поражениях подкорковых отделов головного мозга), а субкатегорий места, формы и размера – терминоэлементы, целые лексические единицы и метафорический перенос (Lilliputian hallucinations – лилипут-галлюцинации, галлюцинаторные образы представлены уменьшенными в размерах людьми, маленькими существами (по имени персонажей Д. Свифта, населяющих вымышленную страну Лилипутию)). ^ Категория времени в терминологии психиатрии и в самой медицине – одна из самых важных и сложных. Любой процесс темпорален, имеет временную протяжённость, которая эксплицируется в семантике термина или восстанавливается на концептуальном уровне в акте понимания редуцированной когнитивной единицы, соотносимой с этим термином. В АТП выделение темпоральных субкатегорий осуществляется на основе отражённого в составляющих их концептах временного отрезка. Характерный спектр темпоральных субкатегорий представлен на диаграмме № 3:^ Диаграмма № 3 «Субкатегории темпорального ряда» Концепты, отражающие временные субкатегории дифференцируются на различных основаниях. Так, концепты субкатегории «длительность» выделяются в зависимости от указания на меру временной детерминации: а) «период неограниченный строгими временными рамками» (progressive dementia – деменция прогредиентная, характеризуется прогредиентным течением ослабоумливающего процесса); б) «период ограниченный строгими временными рамками» (nocturnal epilepsy (лат. nocturnus – относящийся к ночи) – ночная эпилепсия, возникает в ночное время); г) «период условно ограниченный временными рамками» (infantile neurosis (лат. infantilis – детский, младенческий) – инфантильный невроз, симптоматика в облегченной форме проявляется уже в детском возрасте); д) «кратковременный период» (abortive delirium (лат. аbortivus – недоношенный, преждевременный) – неразвернутый, кратковременный делирий). Концепты субкатегории «последовательность» дифференцируются в зависимости от наличия определённых этапов в развитии расстройства или процесса лечения (12-step program – программа психологического лечения алкоголизма, состоящая из 12 последовательных этапов). Так, были выделены концепты: а) «начало» (initial delirium – психоз, развивающийся в инкубационном периоде инфекционного заболевании); б) «преждевременность» (premature senility – преждевременная старость); в) «конец» (tardive akathisia – акатизия поздняя, осложнение при лечении нейролептиками, возникающая после их отмены); г) «нахождение между какими-либо событиями» (interictal (лат. inter – между, среди, ictus – припадок, приступ) – интерикталъный, межприпадочный); д) «первичность» – «вторичность» (primary/first-rank symptoms – признаки болезни, обусловленные ее сущностью, не выводимые психологически из других, secondary microcephalic oligophrenia – олигофрения, вследствие врождённых дефектов строения черепа); е) «следование за чем-либо» (posthemiplegic chorea – постгемиплегическая хорея). Особую группу терминов, объединенных концептуальным признаком «следование за чем-либо», составляют термины, обозначающие явления, объединенные дихотомией «стимул – реакция» (alcoholic hallucinosis – галлюциноз алкогольный, наступает после алкогольных эксцессов).^ Субкатегория «одновременность». Понятие «одновременность», применительно к данной группе, является относительным, так как репрезентирующие её термины также отражают субкатегорию «последовательность», поскольку одно из явлений возникает на фоне другого явления или служит причиной его возникновения (hydrocephalic idiocy – идиотия гидроцефальная, развивается на фоне врожденной водянки головного мозга). Концепты субкатегории «повторяемость» выделяются на основании того, что большинство психических патологических состояний характеризуются повторным возникновением одних и тех же мыслей, слов, совершением повторяющихся действий (obsessional idea – навязчивая идея; compulsive gambling – игромания). Так как большинство психических болезней являются хроническими и сопровождаются обострением и ослаблением симптомов, продуктивными среди терминов данной субкатегории оказываются прилагательные recurrent (лат. recurro – бежать назад, возвращаться) и remittent (лат. remitto – отпускать, ослаблять): например, recurrent melancholia – депрессия ремитирующая.Субкатегория «изменчивость во времени» тесно связана с субкатегорией «повторяемость». Термины, вербализующие её, указывают на неустойчивость процесса, например: emotional Анализ исходного значения суффиксов и семантики основ терминов показал, что некоторые суффиксы подверглись процессу развития значений. В когнитивной лингвистике этот процесс получил название слияние концептуальных пространств. При слиянии концептуальных пространств, отражённых в композиционной семантике термина, на языковом уровне происходит специализация суффикса и возникают частные словообразовательные значения. Особенно заметные изменения претерпел суффикс -ism. Например, если производящая основа отражает концепт «лекарственное, наркотическое, алкогольное вещество» или «ядовитое растение», то суффикс обозначает «патологическое пристрастие»: muscarinism (лат. muscarius – мухомор, мускарин – алкалоид, содержащийся в мухоморах) – мускаринизм, пристрастие к приему сушеных мухоморов. В рамках субкатегории «познавательные процессы» рассматриваются такие концепты, как «ощущение», «восприятие», «представление», «мышление», «память», «воля», «внимание», которые связаны между собой и принимают участие в постижении действительности. Выделение концептов обусловлено наличием общего признака у терминов, репрезентирующих концепты «ощущение», «восприятие», «представление», «мышление», «память», «воля», «внимание». Например: а) признаком концепта «ощущение» является «работа органов чувств» (dysgeusia – дисгевзия, нарушение вкуса), б) концепта «восприятие» – «работа органов чувств, опосредованная мышлением» (hallucinations of smell – обонятельные галлюцинации), в) концепта «представление» – «работа органов чувств, опосредованная мышлением и памятью» (mystical delusion – мистический бред, характеризуется выраженным мистическим содержанием болезненных переживаний больного); г) концепта «мышление» – признак «умственное восприятие» (dementia (лат. mens, mentis – ум, разум) – приобретенное слабоумие); д) концепта «память» – «сохранение информации» (visual memory – зрительная память); концепта «воля» – «способность к целенаправленным действиям» (dysbulia (греч. bule – воля) – дисбулия, расстройство воли); е) концепта «внимание» – «концентрация сознания на чём-либо» (hyperprosexia (prosexis – внимание) – гиперпрозексия, болезненное усиление внимания).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Процессы глобализации и тенденции ее развития
Реферат Исследование Microsoft Word 2007
Реферат Американская народная рада угро-русинов
Реферат Философия науки: становление и основные этапы развития
Реферат Блеск Петербурга
Реферат 1. цели и задачи популяризация спортивного метания ножа как отдельной дисциплины «Универсального Боя»
Реферат Творческая работа стихи Тютчева
Реферат Мероприятия по совершенствованию реализационной политики ОАО Керамин
Реферат Проблемы управления процессами формирования и использования кадрового потенциала предприятия
Реферат Розширення Європейського Союзу
Реферат Роль міжнародних тендерів у розвитку міжнародної торгівлі
Реферат Боевая организация эсеров
Реферат Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Реферат Отношение норм поведения и мышления к языку
Реферат Роль США в арабо-израильских войнах 1956–1973 гг.