АНАЛИЗ УРОКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ Преподавание - это и искусство, и наука. Это не навык, однажды научившись которому, вы можете перестать совершенствоваться. Общество и его дети постоянно меняются. Классы с одинаковыми ценностями и культурой можно встретить редко. Обучение в школе, строго ограниченное рамками определенного объема знаний, — это устаревшая концепция в наш век информации, где общий объем технологических знаний удваивается каждые несколько лет. Преподавание в современной школе требует постоянного повышения квалификации.^ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АНАЛИЗА СОВРЕМЕННОГО УРОКАКраткий Структурный Аспектный Полный КомплексныйКраткий анализ — проводиться сразу после урока и не является окончательным. Он дает начало другому анализу. Наблюдая урок, анализирующий оценивает выполнение поставленной цели или урока и сопоставляет задач полученный результат с прогнозируемым.^ Структурный анализ — является основой для всех анализов и проводится вслед за кратким. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет доминирующие этапы урока.^ Аспектный анализ — осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока:а) цели урока;б) структуры и организации урока;в) содержания урока:г) деятельности учителя на уроке;д) деятельности учащихся на уроке;е) домашнего задания;ж) санитарно-гигиенических условий урока;з) психологического аспекта урока.Полный анализ — это система аспектных анализов. Полный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими анализирующими или является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока. Проводится при аттестации учителя, при обобщении педагогического опыта, конфликтной ситуации с учителем. Мы рекомендуем примерную схему полного анализа урока, на основе которой легко можно составить схему любого вида анализа. Предлагаем вопросы, которые помогут учителю любого предмета провести самоанализ урока.^ ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПОЛНОГО АНАЛИЗА УРОКАI. Анализ цели урокаВопросы для анализа:1. Правильность и обоснованность цели урока с учетом: а) программных требований; б) содержания материала; в) необходимого уровня знаний и умений учащихся; г) места урока в системе уроков по данной теме; д) подготовленности класса; е) возможностей самого учителя; ж) прогнозов на конечный результат обучения.2. Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.3. Степень достижения поставленной цели.^ II. Анализ, структуры и организации урокаВопросы для анализа:1. Соответствие структуры урока его цели и типу.2. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.3. Целесообразность распределения времени по этапам урока.4. Рациональность использования оборудования кабинета.5. Научная организация труда учителя и учащихся.6. Организация начала и конца урока.7. Оптимальный темп ведения урока.8. Наличие плана и степень его выполнения.III. Анализ содержания урокаВопросы для анализа:Соответствие содержания урока требованиям стандарта.Логичность изложения. Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материла учителем уровню понимания содержания учениками).Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изложения содержания в учебнике).Выделение ведущих идей поданной теме.Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала.Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.Формирование самостоятельного мышления, активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока.^ IV. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя)Вопросы для анализа:1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом: а) темы урока; б) цели урока; в) возможностей класса; г) возможностей самого учителя: д) учебно-материальной базы.2. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.3. Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).4. Актуализация спорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).5. Качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения).6. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся).7. Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений. виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и пр.)8. Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся.^ V. Анализ работы учащихся на урокеВопросы для анализа:1. Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.2. Интерес к теме или к уроку.3. Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке.4. Выполнение учащимися единых требований (есть ли требования учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные-требования едиными для всех предметников вашей школы).5. Наличие навыков самоконтроля.6. Качество знаний и умений учащихся (глубина, осознанность знаний, умение вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях).7. Умения самостоятельно приобретать знания, самостоятельность суждений.8. Культура межличностных отношений.9. Реакция на оценку учителя.^ VI. Анализ домашнего заданияВопросы для анализа:1. Методы и приемы проверки домашнего задания.2. Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися.3. Объем домашнего задания (чем определяется).4. Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный).5. Посильность домашнего задания для всех учащихся.6. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.7. Методика задания на дом, инструктаж.8. Предполагаемая отдача от заданного на дом (ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это домашнее задание?»).VII. Оценка санитарно-гигиенических условий урокаВопросы для анализа:1. Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности).2. Соответствие мебели возрасту учащихся.3. Уровень освещенности, чистота помещения.4. Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей здоровья.5. Приемы и методы работы над осанкой учащихся.6. Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга.7. Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).8. Наличие отвлекающего от темы урока, а при неизбежности данного, использование учителем в ходе учебного занятия.9. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.^ VIII. Психологический анализ урока (проводится со школьным психологом либо при наличии соответствующего образования) Вопросы для анализа:1. Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии).2. Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания.3. Развитие и тренировка памяти учащихся; как организация урока способствовала развитию всех видов памяти (механически-смысловой, произвольной, непроизвольной, кратко-зрительной), организация основных процессов памяти - восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения.4. Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций сравнение анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация, абстрагирование, создание условий для развития творческого мышления.5. Развитие воображения учащихся через образную подачу материала.6. Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.7. Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения или весь расчет делался на мыслительную деятельность.8. Способствовал ли урок общему развитию личности школьника и детского коллектива в целом.9. Знание учителем возрастной психологии и психологический контакт с классом: как учитель следит в процессе обучения за движениями мысли и чувства каждого ученика, педагогический такт учителя.^ ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО УРОКУ/. Оценка самоанализа урока учителем.2. Общая оценка достижения поставленной на уроке цели.3. Аргументированная характеристика достоинств урока:элементы творчества, находки, результативность.4. Недостатки урока, диагностика причин недостатков, конкретные предложения по их устранению.5. Рекомендации по самообразованию на основе выводов и предложений, определение сроков повторного анализа.Данные наблюдений заносятся в «Журнал посещений» (желательно отдельный на каждого учителя) или в «листок посещений».Предлагаем одну из форм заполнения «листка посещения»: Ход урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся Вопросы, логическая связка этапов урока Организационный момент 0прос 8.00 8.10 Говорит (Г) Дает задание (ДЗ) Слушают (Сл)Слушают (Сл) В конце журнала отводится три листа для обобщения записей:1 -и лист — «Плюсы в работе»;2-й лист — «Над чем надо работать». Все записи на этом листе можно занести в рекомендуемую таблицу;3-й лист - «Что рекомендовано». Затруднения учителя Дата посещения 1. Многословие2. Нелогичность 7.09 16.09 — — — 7.09 — 23.09—16.10 ^ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Профессиональный уровень преподавателя невозможно измерить точными количественными величинами. Поэтому любая его оценка является относительной и содержит в себе элементы субъективизма. Свести их к минимуму позволяют так называемые рейтинговые системы оценки, одна из которых предлагается вниманию читателей. Профессиональный уровень преподавателя определяется на основе оценки его умений и навыков (степени их выраженности) в следующих областях деятельности:Определение целей и задач в ходе подготовки к уроку и постановка их на уроке.Определение структуры и организация урока в соответствии с поставленной целью.3. Отбор содержания учебного материала урока.4. Деятельность учителя.5. Деятельность учащихся.6. Определение уровня знаний, умений и навыков учащихся (как результат деятельности преподавателя на уроке). Представленный порядок расположения критериев отражает не степень их значимости, а логическую последовательность действий педагога по организации учебного процесса, а также его результаты. Названные критерии представлены в квалификационной карте и проранжированы с учетом четырех степеней выраженности:очень высокий (А) - 4 балла;высокий (Б) - 3 балла;средний (В) - 2 балла;низкий (Г) - 1 балл.^ ПОРЯДОК РАБОТЫ Предварительно ознакомившись с содержанием оценочных критериев, проверяющие определяют степень выраженности каждого из них. проставляя балл в соответствующей графе квалификационной карты. Затем подсчитывается сумма набранных преподавателем баллов. Максимальная сумма баллов – 24, минимальная - 6. Преподаватель, набравший сумму баллов в диапазоне от 24 до 21 может быть рекомендован на высшую категорию: от 20 до 17 - на I категорию, от 16 до 12 на II категорию, ниже 12 баллов на III категорию оплаты по ЕТС.^ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАРТА Уровень выраженности ^ Критерии оценки профессионального уровня учителя Умение определить цели задачи урока Умение определить структуру и организовать урок Умение отобрать учебный материал Деятельность учителя Деятельность учащихся Результаты урока Очень высокий (А) Высокий (Б) Низкий (Г) Предлагаемая методика имеет рекомендательный характер и может быть использована не только при аттестации, но и для организации индивидуальной работы с педагогом в целях стимулирования его профессионального роста. При этом необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, степень их подготовки и одаренности, тип учебного заведения, специфику учебного предмета.^ УМЕНИЯ И НАВЫКИ.ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КВАЛИФИКАЦИЮ УЧИТЕЛЯ (СТЕПЕНЬ ВЫРАЖЕННОСТИ)1. УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКАА.1. Умеет логически обоснованно выделить главные темы предмета в соответствии с моделью выпускника, построить на этой основе систему целей и задач.2. Правильно определяет тип урока в зависимости от поставленных целей школы, темы урока.3. При разработке тематического плана определяет последовательность изучения тем в целом и отдельных ее уроков, находит на этой основе нестандартные методические решения.4. Умеет цели обучения ставить диагностично в соответствии с моделью выпускника.5. Цели и задачи обучения конкретны, доступны, реальны и понятны учащимся.Умеет определить результат урока и степень его достижения.Б.1. Умеет интерпретировать систему целей и задач урока, опираясь на методические рекомендации, в соответствии с моделью выпускника школы.2. При разработке тематического плана определяет последовательность изучения уроков по теме.3. Правильно определяет тип урока в зависимости от поставленных целей школы, темы урока.4. Цели и задачи обучения конкретны, доступны, реальны и понятны учащимся.5. Цели ставятся диагностично на отдельные темы предмета с учетом модели выпускника.6. Умеет определить результат урока.В.Цели урока сам не определяет, а использует общепринятые по данному предмету методические рекомендации, адаптируя их к своей деятельности.Уроки, как правило, однотипны, к определению типа урока в зависимости от поставленных целей относится формально.3. Цели определяются с учетом уровня подготовленности учащихся.4. Цели и задачи обучения не всегда четко сформулированы, недостаточно конкретизированы и понятны учащимся.5. Результат урока не определен.Г.1. Не видит необходимости в специальной разработке и постановке целей и задач урока, поэтому использует принятые в методических рекомендациях без каких-либо изменений.2. Не различает типы уроков.3. Игнорирует тематическое деление материала, поэтому уроки выглядят фрагментарными.4. Цели урока нечетко сформулированы.5. Результат урока не определен.^ 2. УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛИТЬ СТРУКТУРУ И ОРГАНИЗОВАТЬ & УРОКА.1. Структура урока соответствует его целям и типу.2. Этапы урока взаимосвязаны и логически последовательны, переход от одного этапа к другому осуществляется с помощью проблемной ситуации либо проблемной связки.3. Умеет организовать начало и конец урока.4. Умело выбирает темп урока, задания, требующие напряженного интеллектуального труда, чередуются с более легкими.5. На высоком уровне научная организация труда учителя и учащихся.Б.1. Структура урока соответствует типу учебного занятия.2. Этапы урока взаимосвязаны, но не всегда прослеживается логическая связь между отдельными этапами урока.Умеет организовать либо начало урока, либо его окончание.Время использует эффективно, однако имеют место случаи снижения учебной работы. возникающие из-за необходимости дополнительных объяснений при переходе с одного этапа урока на другой, при смене типов заданий.5. Умеет использовать элементы научной организации труда учителя и учащихся.В.1. Этапы урока не всегда взаимосвязаны и логичны.2. Не всегда умеет организовать начало и конец урока.3. Нередки случаи снижения темпа урока из-за нечеткой постановки задач перед учащимися.4. Не чередуются формы работы с учащимися с точки зрения их сложности, весь урок, как правило, проходит в одном темпе.5. Элементы научной организации труда используются фрагментарно.Г.Этапы урока не взаимосвязаны и не имеют логического перехода друг к другу.Не умеет организовать начало и конец урока.3. При разработке урока не закладывает в его структуру нормативы времени на выполнение тех или иных видов заданий либо не испытывает в этом необходимости, либо не обладает соответствующими навыками.4. План урока выполняет формально, не считаясь с такими объективными условиями, как степень сложности учебных заданий и необходимость их чередования.5. Организация рабочего места учителя и ученика далека от совершенства.^ 3. УМЕНИЕ ОТОБРАТЬ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛАА.1. Умеет отобрать учебный материал для формирования прогнозируемой модели выпускника школы.2. Умеет связать материал с потребностями и интересами учащихся.3. Умеет выделить ведущие идеи по теме (генерализация идей урока) и определить новые понятия с учетом уровня знаний учащихся в системе подготовки прогнозируемой модели выпускника.4. Соответствие содержания урока его основной цели и уровню знаний учащихся по предмету.5. Использует пути формирования самостоятельного мышления, познавательных интересов учащихся средствами содержания учебного материала.Б.1. Умеет отобрать учебный материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися.2. Умеет связать материал с жизнью и интересами учащихся.3. Умеет выделить ведущие идеи по теме (генерализация идей урока) и определить новые понятия с учетом уровня знаний учащихся.4. Соответствие содержания урока его основной цели.5. Использует пути формирования самостоятельного мышления средствами содержания учебного материала.В.При отборе учебного материала пользуется только методическими рекомендациями или содержанием учебника, интуитивно определяя необходимый объем материала.2. Не всегда может связать материал с жизнью и интересами учащихся.3. Ведущие идеи по теме четко не прослеживаются и соответственно не полностью воспринимаются учащимися.4. Поставленная цель урока и отобранное содержание не учитывают уровня знаний учащихся.Г.1. При отборе учебного материала использует содержание учебника без учета возможностей учащихся.2. Материал не связан с жизнью и интересами учащихся.3. Не умеет выделить главные идеи темы, не работает с новыми понятиями.4. Содержание дается для всех учащихся одинаковое без учета уровня усвоения ими материала и особенностей класса.^ 4. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯА.1. Умеет установить цели курса обучения в соответствии с целью школы.Умеет конкретизировать цели, определив точные результаты, которые надо получить как доказательство достижения цели.Умеет определить уровень знаний в начале обучения (установочные тесты), в процессе обучения (учебные тесты), умения и навыки в конце обучения (итоговые тесты) и организовать обучение соответственно уровню усвоения материала.Точно определяет причины ошибок и пробелов в работе, самостоятельно находит пути их устранения.Творчески применяет, умело адаптируя к своей деятельности передовые методы, разрабатывая на их основе новые методические приемы. Способен разрабатывать целостные, законченные технологии обучения.Постоянно повышает свой методический уровень.Б.1. Умеет оценить собственные результаты.2. Видит свои недостатки, пробелы в работе, но не всегда способен установить причины, их порождающие.3. Творчески применяет новые методические приемы. Умело использует интересные находки творчески работающих учителей.4. Умеет осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к обучению учащихся на уроке.Систематически повышает свой методический уровень.В.1. Анализирует свою деятельность по необходимости.2. Склонен в большей степени реагировать на замечания извне и устранять таким образом выявленные пробелы, причем решения принимает, как правило, стереотипные.3. Новые методические приемы применяет, механически их копируя, руководствуясь необходимостью, при подробном комментировании и постоянном внешнем контроле.4. Улучшения в результате самоанализа носят нерегулярный характер и распространяются лишь на некоторые участки работы.5. Дифференцированный и индивидуальный подход осуществляет механически, без учета особенностей учащихся.Г.1. Не проявляет склонности и почти не обладает навыками самоанализа, оценивает свою работу либо как абсолютно безупречную, либо как минимум в целом позитивную, считая, что учитель должен действовать по инструкциям в связи с устоявшейся практикой.2. Свою работу анализирует лишь по прямому указанию руководителя, делая это формально, для отчета.Новые методические приемы и методы не признает либо считается с ними в силу популярности и использует их по указанию свыше, делая эти, как правило, по шаблону.При отсутствии внимания со стороны методической службы и администрации может полностью остановиться в профессиональном росте.^ 5. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯА.1. Учащиеся свободно владеют научной терминологией, умеют дать определение терминов своими словами, эффективно использовать термины в самостоятельных предложениях.2. Умеют применять стандарт знаний в нестандартных и проблемных ситуациях.3. Владеют рациональными приемами работы и навыками самоконтроля.4. Умеют самостоятельно приобретать знания, обладают самостоятельностью суждений.5. Стремятся получить дополнительные сведения по предмету, выходящие за рамки школьного курса.Б.1. Учащиеся владеют научной терминологией.2. Умеют применять стандарт знаний в нестандартных ситуациях.3. Владеют рациональными приемами работы и частично навыками самоконтроля.4. Умения приобретать самостоятельно знания могут формироваться только с помощью преподавателя.5. Стремятся получить дополнительные сведения по предмету.В.1. Учащиеся знают научную терминологию, но не всегда умеют ее применить.2. Стандарт знаний могут частично применять.3. Рациональные приемы работы и самоконтроль могут осуществлять под постоянным контролем преподавателя.4. Умения приобретать самостоятельно, знания не сформированы.5. Ограничиваются рамками школы учебника.Г.1. Учащиеся не проявляют интереса к учебному процессу, за исключением положительного отношения к занимательному материалу.2. Охотнее выполняют привычные задания, нежели осваивают новые.3. Учебные задания не выполняют в полном объеме требований, не умеют обнаруживать ошибки, допускают ошибки при выполнении однотипных, многократно повторяемых заданий, ошибки исправляют формально.4. Ограничиваются рамками школьного учебника. Без контроля администрации может полностью остановиться в профессиональном росте