Карпов А. Ю.
Анастасия Ярославна, королева Венгрии (ум. ранее 1094), дочь князя Ярослава Владимировича Мудрого (ум. 1054), супруга венгерского короля Андрея (Эндре) (ум. 1061).
В русских источниках не упоминается. Имя Анастасия приведено лишь в «Польской истории» Яна Длугоша (XV в.), причем вписано в рукопись рукой самого польского хрониста. Во всех же остальных источниках, как венгерских, так и немецких, рассказывающих о браке венгерского короля Андрея (Эндре) с русской княжной, последняя по имени не названа. Насколько можно доверять Длугошу в данном случае, неясно, так что, строго говоря, имя Анастасия следует считать в известной степени условным.
Судя по дате брака (см. ниже), Анастасия могла быть старшей дочерью Ярослава и его супруги, шведки Ирины-Ингигерд (ум. 1050/51). Впрочем, и об этом можно говорить лишь предположительно.
Относительно даты брака мнения историков расходятся: одни называют 1038/39 г., другие — 1046 г. На взгляд автора данной статьи, имеются основания датировать брак временем не позднее 1040/41 г. Дело в том, что старшая дочь Андрея и Анастасии Адельхейда, ставшая впоследствии женой чешского князя Вратислава II, умерла в 1062 г., родив мужу четверых детей; из этого следует, что она вышла замуж (достигла детородного возраста) не позднее 1058 г., а значит, родилась вряд ли позднее 1042 г.
Об обстоятельствах, предшествовавших заключению брака, рассказывают (без каких-либо дат) венгерские источники. Муж Анастасии Андрей вместе с братьями Белой и Левенте был вынужден бежать из Венгрии после расправы над их отцом Вазулом, учиненной королем Иштваном (Стефаном) I Святым. Братья оказались сначала в Чехии, затем в Польше (где Бела и остался, женившись на дочери польского князя Мешка II), затем на Руси, в «Лодомерии» (Владимире-Волынском), однако правитель этой части Руси, названный в венгерском источнике «королем» (наместник Ярослава?), их не принял, и Андрею и Левенте пришлось бежать к «куманам» (печенегам?), после чего они вновь оказались на Руси и на этот раз встретили теплый прием киевского князя Ярослава Владимировича. Перемену в отношении к ним Ярослава вероятнее всего связывать с кончиной короля Стефана (1038) и приходом к власти в Венгрии его преемника Петра Орсеоло (1038—1041 и 1044—1046). Если мы правильно датируем русский брак Андрея, то, очевидно, должны сделать вывод, что уже к началу 40-х гг. XI в. (если не раньше) Ярослав поддержал Андрея в его претензиях на венгерский престол, почему и решил выдать за него свою дочь. (Примерно в это же время, ок. 1039 г., он выдает свою сестру Марию-Добронегу за претендента на польский престол, а затем польского князя Казимира Восстановителя.)
Изменения в судьбе Анастасии произошли в 1046 г., когда венгерская знать, недовольная прогерманской политикой короля Петера, пригласила Андрея с братом в Венгрию. В конце сентября Андрей вступил на престол, а весной 1047 г. короновался в Секешфехерваре. Так дочь Ярослава стала королевой Венгрии.
О ее пребывании в Венгрии сохранилось немало сведений. Известно, что в Венгрии Анастасия родила двух сыновей: Шаламона (будущего короля) и Давида, а также по крайней мере еще одну дочь. (Обращают на себя внимание ветхозаветные имена обоих сыновей русской княжны.) Ее взаимоотношения с супругом в изображении венгерских источников выглядят весьма трогательными: так, Андрей приобрел один из замков, Комаром (современный Комарно в Словакии), в том числе и по той причине, что «в тех местах любила жить его жена, потому что они были ближе к ее родине». С другой стороны, известно, что у Андрея имелся сын от наложницы (ситуация обычная для королевских семей).
Известно также, что ближе к концу жизни (ок. 1057/58 г.) Андрей оказался разбит параличом, так что «как в зимнее, так и в летнее время его носили н носилках». Очевидно, что состояние здоровья мужа было немаловажным фактором, определяющим положение Анастасии в Венгрии. Вероятно, не без ее влияния Андрей короновал в качестве соправителя своего малолетнего сына Шаламона.
В Венгрии Анастасия оставалась православной (православие здесь в течение долгого времени мирно уживалось с католичеством). С ее именем связано основание нескольких православных монастырей. Один из них — во имя св. Аниана в Тихани на озере Балатон — был фактически совместным с французским бенедиктинским монастырем (св. Аниан — католический святой, покровитель Орлеана). Согласно учредительной грамоте (датированной 1055 г.), обитель была основана «во спасение души короля, его супруги, их сыновей и дочерей, а также живущей и умершей родни». Рядом с монастырем имелось поселение монахов-отшельников — скит с пещерными келиями (обозначенный в грамоте греческим словом «петра» — «камень», и известный впоследствии под народным названием «Русский камень»). Очевидно, что насельниками православной обители были русские монахи, приехавшие сюда по приглашению русской королевы. Предполагают, что этот скит имел прямые связи с киевским Печерским монастырем. Другой православный монастырь был основан в Тормове: примечательно, что здесь нашли прибежище монахи чешского православного Сазавского монастыря, изгнанные из Чехии в 1055 г. Еще одним монастырем, основанным Анастасией, называют монастырь в Вишеграде (Вышгороде).
В 1060 г. Андрей был свергнут братом Белой и вскоре умер. Анастасия с сыном и невесткой, малолетней сестрой совсем еще юного германского короля Генриха IV Юдитой, была вынуждена бежать в Баварию. (Дорога на Русь была для нее закрыта, поскольку правивший в Киеве ее родной брат Изяслав Ярославич поддерживал Белу, женатого на сестре его супруги Гертруды.) В Баварии Анастасия Ярославна делала все, чтобы вернуть престол сыну. По свидетельству немецких источников, в августе 1063 г. она встретилась в Регенсбурге с «королем-мальчиком» Генрихом IV: «она оплакивала свою судьбу и молила цесаря о помощи»; по приказу Генриха Анастасия вместе со всем семейством перебралась в восточную Баварию, поближе к венгерской границе, причем добилась того, чтобы все ее расходы были оплачены из казны. В том же году немецкое войско, вторгнувшееся в Венгрию, восстанавливает Шаламона на престоле; Бела же умер. О роли в этих событиях Анастасии Ярославны свидетельствует такой факт: чтобы отблагодарить оказавшего ей помощь правителя Баварии герцога Оттона Нортхаймского, Анастасия подарила ему венгерскую королевскую реликвию — «меч Аттилы», принадлежавший, по преданию, самому предводителю древних гуннов. Впрочем, во все время правления Шаламона (1063—1074, ум. ок. 1087) его положение оставалось неустойчивым из-за претензий на престол его двоюродных братьев Гезы и Ласло, сыновей Белы.
По сведениям историков, в эти годы Анастасия вторично выходит замуж — за немецкого графа Пото. Известно о ее разногласиях с сыном Шаламоном; в 1074 г. дело дошло до того, что сын поднял руку на мать.
Год кончины Анастасии Ярославны неизвестен; во всяком случае, это произошло ранее 1094 г. (под этим годом о ней говорится уже как об умершей). По преданию, она скончалась в Германии, в монастыре Адмонт, недалеко от немецко-венгерской границы. В позднейшем источнике название монастыря — Агмунда — было ошибочно принято за имя русской королевы; это имя до сих пор иногда встречается в популярных работах. Список литературы
Штернберг Я. Т. Анастасия Ярославна, королева Венгрии // Вопросы истории. 1984. № 10. С. 180—184;
Назаренко А. В. Западноевропейские источники // Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е. А. Мельниковой. М., 1999. С. 350—352;
Юрасов М. К. Русско-венгерские отношения второй трети XI в. // Мир истории. 2002. № 3: www.historia.ru/2002/03/rus-hun.htm.