Анализ реформы межбюджетных отношений и проблемы обеспечения сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях разграничения расходных полномочий Анализ развития межбюджетных отношений и сбалансированности консолидированных бюджетов регионов в 2007 годуРабота выполнена по заказу Государственного научного учреждения «Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации»Москва - 2006Содержание Реферат 6^ Раздел 1. Анализ изменений доходных источников консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в 2006 2007 годах 71.1 Законодательные основы разделения доходных источников между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов РФ в 2006-2007 годах 71.2 Данные, используемые для анализа 91.3 Порядок проведения анализа и расчетов 101.4 Приведение данных за 5 месяцев 2006 года к годовым значениям за 2006 год 101.5 Учет роста макроэкономических показателей в 2006 году по сравнению с 2005 годом и в 2007 году по сравнению с 2006 годом 111.6 Учет основных изменений налогового и бюджетного законодательства в 2006 году по сравнению с 2005 годом и в 2007 году по сравнению с 2006 годом 121.6.1 Налог на прибыль предприятий 121.6.2 Налог на доходы физических лиц 191.6.3 Акцизы 261.6.4 Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 391.6.5 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 441.6.6 Единый сельскохозяйственный налог 461.6.7 Налог на имущество физических лиц 501.6.8 Налог на имущество организаций 531.6.9 Транспортный налог 591.6.10 Налог на игорный бизнес 631.6.11 Земельный налог 651.6.12 Налог на добычу полезных ископаемых 691.6.13 Государственная пошлина 751.6.14 Отмененные налоги 751.6.15 Неналоговые доходы, доходы от предпринимательской деятельности и другие доходы субфедеральных бюджетов 751.7 Итоговые результаты оценки и основные выводы 791.7.1 Консолидированные бюджеты субъектов РФ 791.7.2 Местные бюджеты 85Раздел 2. Анализ изменения расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетовв 2006-2007 годах 952.1 Законодательные основы разграничения полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ и местного самоуправления 952.2 Данные, используемые для расчетов, и ограничения данного исследования 962.3 Краткое описание методики расчета 962.4 Выделение расходов по собственным обязательствам консолидированных бюджетов субъектов РФ 972.5 Оценка расходных обязательств на 2006 год 982.6 Анализ изменения расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2006 году 992.6.1 Общегосударственные вопросы 1032.6.2 Национальная оборона 1062.6.3 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1062.6.4 Национальная экономика 1072.6.5 Жилищно-коммунальное хозяйство 1082.6.6 Охрана окружающей среды 1102.6.7 Образование 1112.6.8 Культура, кинематография, средства массовой информации 1142.6.9 Здравоохранение и спорт 1142.6.10 Социальная политика 1172.6.11 Итого расходов 1212.7 Изменения в распределении расходных обязательств местных бюджетов в 2006 году по сравнению с 2005 годом 1242.8 Изменения в распределении расходных обязательств в 2007 году 1312.9 Основные выводы 132Раздел 3. Сбалансированность консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в 2005-2007 годах 135 3.1 Консолидированные бюджеты субъектов РФ 135 3.2 Местные бюджеты 139Раздел 4. Анализ проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2007 году» в части трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, и их влияния на сбалансированность консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации 143 4.1 Законодательные основы системы федеральных трансфертов 143 4.2 Федеральный Фонд финансовой поддержи субъектов Российской Федерации 145 4.3 Федеральный Фонд софинансирования социальных расходов 148 4.4 Федеральный Фонд регионального развития 150 4.5 Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов 152 4.6 Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации 153 4.7 Федеральный Фонд компенсаций 154 4.8 Иные виды финансовой помощи бюджетам других уровней 157 4.9 Заключение 157Заключение 160 Реферат C 1 января 2006 года вступили в силу Федеральные законы №131-ФЗ от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и № 120-ФЗ от 20.08.04 «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» (в редакции Федерального закона № 198-ФЗ от 27.12.05 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), а также Федеральный закон № 199-ФЗ от 31.12.05 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». Перечисленные законы повлекли за собой ряд изменений в распределении расходных полномочий между федеральными и региональными органами власти, а также существенное перераспределение расходных обязательств и доходных источников между органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, и между двумя уровнями местного самоуправления.В разделе 1 проводится анализ изменений доходных источников консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в 2006-2007 годах, то есть в условиях действия новых редакций Налогового Кодекса РФ и Бюджетного Кодекса РФ по сравнению с законодательством 2005 года. Эффект от изменений налогового и бюджетного законодательства оценивается как для Российской Федерации в целом, так и в разрезе каждого субъекта Российской Федерации.В разделе 2 представлен анализ изменений расходных полномочий и расходных обязательств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в условиях законодательства 2006-2007 годов (то есть в условиях вступления в силу федеральных законов № 199-ФЗ, № 131-ФЗ) по сравнению с законодательством 2005 года. Эффект от изменений бюджетного законодательства оценивается в разрезе каждого субъекта Российской Федерации.В третьем разделе представлены результаты оценки сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в 2005-2007 годах и проводится анализ возможных причин изменения показателей сбалансированности.В четвертом разделе представлено описание системы федеральных трансфертов и их динамики в 2004-2007 годах, и также проведен анализ их влияния на сбалансированность консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.^ Раздел 1. Анализ изменений доходных источников консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в 2006 2007 годах Законодательные основы разделения доходных источников между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов РФ в 2006-2007 годах Доходные источники распределяются по уровням бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом РФ и Бюджетным кодексом РФ. Налоговые доходы распределяются между федеральным бюджетом и субфедеральными бюджетами1 в следующем порядке: ^ Виды налоговых доходов Федераль-ный бюджет Консолиди-рованные бюджеты субъектов РФ Местные бюджеты2 ^ Муници-пальные районы Поселения Налог на прибыль предприятий по ставке 6,5% по ставке 17,5% Налог на доходы физических лиц 100% 20% 10% +10% по решению субъекта РФ Налог на добавленную стоимость 100% Акцизы на этиловый спирт из пищевого сырья, в том числе этиловый спиртсырец из пищевого сырья 50% 50% Акцизы на этиловый спирт из всех видов сырья, за исключением пищевого, в том числе этиловый спиртсырец из всех видов сырья, за исключением пищевого 100% Акцизы на спиртосодержащую продукцию 50% 50% Акцизы на табачные изделия 100% Акцизы на бензин автомобильный, дизельное топливо, масла 40% 60%3 Прочие акцизы (на вина, пиво, алкогольную продукцию) 100%4 Акцизы по подакцизным товарам, ввозимым на территориюРоссийской Федерации 100% Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, распределяемый по уровням бюджетной системы Российской Федерации 90% Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 90% 90% Единый сельскохозяйственный налог 90% 30% 30% Налог на имущество физических лиц 100% 100% Налог на имущество организаций 100% Транспортный налог 100% Налог на игорный бизнес 100% Земельный налог 100% 100% Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ природный горючий) 100% Налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (кроме газа природного горючего) 95% 5% Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых 100% Налог на добычу прочих полезных ископаемых 40% 60% Налог на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории Российской Федерации 100% Регулярные платежи за добычу полезных ископаемых (роялти) при исполнении соглашений о разделе продукции аналогично НДПИ аналогично НДПИ Водный налог 100% Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов 70% 30% Сбор за пользование объектами животного мира 100% Государственная пошлина * 100% 100% 100% Единый социальный налог 100% * Каждый уровень государственной власти и местного самоуправления взимает различные виды госпошлин, полностью зачисляемые в бюджеты соответствующего уровня ^ Данные, используемые для анализа Оценка доходных источников консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на основе данных отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 2005 год, 5 месяцев 2005 года и 5 месяцев 2006 года (данные Минфина РФ)5, а также основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2009 года (данные МЭРТ РФ). Оценка доходных источников федерального бюджета проводится на основе данных из форм 1-НМ «Поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации» за 2005 год, 6 месяцев 2005 года и 6 месяцев 2006 года (данные налоговой службы).^ Порядок проведения анализа и расчетов Для оценки и анализа изменений доходных источников консолидированных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в 2005-2007 годах был создан электронный калькулятор в среде MS Excel, позволяющий просчитывать различные сценарии изменения макроэкономических параметров, налогового и бюджетного законодательства. Таблицы калькулятора для оценки доходных источников консолидированных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов6 построены на основе структуры формы отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ за 2006 год. Данные таблицы позволяют проводить все расчеты как в разрезе основных видов бюджетных доходов, так и в разрезе каждого субъекта РФ. При проведении анализа и расчетов основное внимание уделялось изменению доходных источников консолидированных бюджетов РФ и местных бюджетов. Изменения доходных источников федерального бюджета использовались в качестве информационно-справочного материала.Расчеты изменений доходных источников консолидированных бюджетов РФ и местных бюджетов проводятся в несколько этапов:1. Приведение данных об исполнении бюджета за 5 месяцев 2006 года к годовым значениям2. Учет роста макроэкономических показателей в 2006 году по сравнению с 2005 годом и в 2007 году по сравнению с 2006 годом3. Учет изменений налогового и бюджетного законодательства в 2006 году по сравнению с 2005 годом4. Учет изменений налогового и бюджетного законодательства в 2007 году по сравнению с 2006 годомОписание и результаты каждого этапа расчетов приводятся в подразделах 1.4 – 1.7.^ Приведение данных за 5 месяцев 2006 года к годовым значениям за 2006 год Все расчеты проводятся на основе данных Министерства финансов РФ об исполнении консолидированных бюджетов РФ за 2005 год, пять месяцев 2005 года и пять месяцев 2006 года. Исходные данные приводятся на листах калькулятора «5-2005 (ксф)», «2005 (ксф)» «5-2006 (ксф)» («5-2005 (м)», «2005 (м)» «5-2006 (м)»7.Для целей анализа данные за 5 месяцев 2006 года приводятся к годовым значениям. Для этого в разрезе каждого вида доходов рассчитываются коэффициенты отношения годовых значений к значениям за первые пять месяцев. Коэффициенты рассчитываются по данным об исполнении всех консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2005 году и аналогичным данным за 5 месяцев 2005 года в разрезе всех видов доходов8. При этом предполагается, что такое же соотношение сохранится и в 2006 году. Коэффициенты рассчитываются только для поступлений в субфедеральные бюджеты. Для приведения данных о поступлениях в местные бюджеты применяются коэффициенты, рассчитанные для субфедеральных бюджетов.Полученные значения коэффициентов приводятся на листе калькулятора «Инд до года (ксф)», а значения поступлений за 5 месяцев 2006 года, доведенные до годовых значений – на листах «2006 (ксф)» и «2006 (м)». Соотношение годовых и пятимесячных субфедеральных налоговых доходов составило 2,45.Все дальнейшие основные расчеты проводятся на основе приведенных годовых значений.^ Учет роста макроэкономических показателей в 2006 году по сравнению с 2005 годом и в 2007 году по сравнению с 2006 годом На следующем этапе рассчитывается индекс роста поступлений в 2005 году по сравнению с 2005 годом и в 2007 году по сравнению с 2006 годом из-за роста макроэкономических показателей, влияющих на объемы налоговых и прочих поступлений. В расчетах используются данные Минэкономразвития РФ об основных показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. В модели используются показатели роста ИПЦ, индексы роста прибыли прибыльных предприятий, индексы роста реального производства, роста фонда оплаты труда в различных комбинациях для различных источников доходов. Для всех субъектов РФ используются единые общероссийские индексы.В частности, для прогнозирования налога на доходы физических лиц используется индекс роста фонда оплаты труда, для налога на прибыль предприятий – индекс роста прибыли прибыльных предприятий, для акцизов, налога на добычу полезных ископаемых и других ресурсных платежей – реальный рост производства, для имущественных налогов, единого налога на вмененный доход – ИПЦ.Помимо этого, на данном этапе учитываются изменения налогового законодательства в части индексации фиксированных ставок налогов, в частности, по акцизам и налогу на добычу полезных ископаемых. Данные изменения налогового законодательства по экономическому смыслу целесообразно отнести именно к эффекту роста макроэкономических показателей, а не к эффекту изменения законодательства.Все используемые индексы роста приводятся на листах калькулятора «Инд ном роста 2006 к 2005» и «Инд ном роста 2007 к 2006».Данные 2005 года, скорректированные на индексы роста 2006, приводятся на листах «2005 (ксф) привед к 2006» и «2005 (м) привед к 2006». Данные 2006 года, скорректированные на индексы роста 2007, приводятся на листах «2006 (ксф) привед к 2007» и «2006 (м) привед к 2007».Рост налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов только за счет макроэкономических изменений в 2006 году по сравнению с 2005 годом по оценкам составит, соответственно, 20,7% и 19,2%. В 2007 году по сравнению с 2006 аналогичный рост налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов по оценкам составит, соответственно, 13,1% и 14,9%.^ Учет основных изменений налогового и бюджетного законодательства в 2006 году по сравнению с 2005 годом и в 2007 году по сравнению с 2006 годом На следующем этапе проводится оценка изменений налогового и бюджетного законодательства в 2006 году по сравнению с 2005 годом и в 2007 году по сравнению с 2006 годом. При этом в данном варианте расчетов предполагается, что все оцениваемые изменения не повлияют на собираемость налогов.В подпунктах 1.6.1 – 1.6.15 описываются основные изменения налогового и бюджетного законодательства в разрезе видов налогов, порядок учета этих изменений в проводимых расчетах, а также влияние этих изменений на налоговые поступления консолидированных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Полные результаты оценки изменений налогового и бюджетного законодательства в 2006-2007 годах приводятся на листах «Инд распр 2006 к 2005», «Инд распр 2007 к 2006» и «Оценка выпадающих доходов 2007». Значения поступлений 2006 и 2007 годов, скорректированные и на индексы роста (пункт 1.5) и на изменения налогового и бюджетного законодательства приводятся на листах «2006 (ксф) привед к 2007», «2006 (ксф) привед к 2007 (расп)». Аналогичные расчеты на аналогичных листах приводятся для местных бюджетов.^ Налог на прибыль предприятий В 2006 году поступления по налогу на прибыль предприятий в консолидированные бюджеты субъектов РФ снизились на 107,5 млрд. руб. (около 4,0% от налоговых доходов) или 9,0% по сравнению с 2005 годом в ценах 2006 года. Частично это объясняется переходом в 2006 году дополнительной части налогоплательщиков на уплату единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.9 Также произошедшее снижение является результатом изменения налогового законодательства собственно по налогу на прибыль: введения «амортизационной премии» в виде разрешения отнесения на расходы и учета при расчете налоговой базы 10% стоимости введенных в действие основных фондов; увеличения верхнего предела для уменьшения налоговой базы текущего года на сумму убытков прошлых лет (с 30% до 50%); усовершенствования порядка отнесения затрат на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Анализ поступлений по налогу на прибыль предприятий в разрезе субъектов РФ показал, что в 2006 году в ряде субъектов РФ произошли очень существенные «разнонаправленные» изменения, которые не могут быть объяснены только изменениями налогового и бюджетного законодательства. В частности, резко упали поступления в сопоставимых ценах в Чукотском АО ( 90,5%), Ханты-Мансийском АО ( 83,6%), Республике Мордовия ( 76,4%), Тюменской области ( 68,8%). Если по Республике Мордовия это частично можно объяснить налоговой политикой самого региона (установление пониженной ставки для большого числа налогоплательщиков), то для остальных субъектов РФ это, скорее всего, объясняется налоговой политикой, проводимой крупными налогоплательщиками, в частности, процессами перерегистрации этих крупных налогоплательщиков (в основном финансово-промышленных групп) из одного региона в другой. Этим же объясняется и огромный рост в 4177% поступлений по налогу на прибыль в Агинском Бурятском АО, и рост поступлений в городе Санкт-Петербурге на 42,4%. Динамика поступлений по налогу на прибыль предприятий в консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2005 2006 годах в разрезе каждого региона приводится в Таблице 1.1.^ Таблица 1.1. Оценка изменений поступлений по налогу на прибыль предприятий в консолидированные бюджеты субъектов РФ Название субъекта РФ 2006 год к 2005 годув сопоставимых ценах 2006 года ^ 2007 год к 2006 годув сопоставимых ценах 2007 года Эффект изменений, тыс. руб. Эффект изменений,% Эффект изменений, тыс. руб. Эффект изменений,% ^ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ -107 510 156 -9,0% -18 544 029 -1,5% Белгородская область -5 917 803 -54,6% -59 863 -1,1% Брянская область 146 070 7,6% -30 585 -1,3% Владимирская область 342 662 14,8% -102 063 -3,4% Воронежская область -86 861 -2,0% -95 420 -2,0% Ивановская область -243 702 -16,8% -46 759 -3,5% Тверская область 1 123 749 32,2% -51 582 -1,0% Калужская область 108 057 5,1% -77 097 -3,1% Костромская область 70 131 6,2% -26 493 -2,0% Курская область -2 554 715 -49,0% -62 431 -2,1% Липецкая область -1 002 764 -7,0% -45 754 -0,3% Московская область 17 507 636 34,2% -1 092 932 -1,4% Орловская область -239 555 -12,0% -95 557 -4,8% Рязанская область 560 360 17,2% -93 937 -2,2% Смоленская область 490 098 20,7% -42 273 -1,3% Тамбовская область -405 567 -24,0% -24 872 -1,7% Тульская область -317 397 -5,7% -173 403 -3,0% Ярославская область 4 212 0,0% -115 711 -1,2% город Москва 66 165 935 22,9% -5 587 101 -1,4% Республика Карелия -1 962 912 -48,3% -94 831 -4,0% Республика Коми 519 344 5,4% -563 131 -4,9% Архангельская область (Ненецкий АО) -184 003 -4,6% -606 083 -14,1% Вологодская область -3 910 136 -29,7% -59 786 -0,6% Калининградская область -416 115 -10,8% -248 493 -6,4% Ленинградская область -2 098 545 -20,9% -258 975 -2,9% Мурманская область 1 045 022 20,5% -105 390 -1,5% Новгородская область -1 907 215 -43,3% -32 200 -1,1% Псковская область -2 355 -0,2% -27 552 -1,7% город Санкт-Петербург 17 148 179 42,4% -916 024 -1,4% Ненецкий АО 120 135 5,1% -32 632 -1,2% Республика Дагестан -190 557 -18,5% -6 739 -0,7% Кабардино-Балкарская Республика 55 081 26,8% -3 280 -1,1% Республика Калмыкия 436 577 84,3% -10 484 -1,0% Республика Северная Осетия-Алания 267 101 77,3% -79 169 -11,5% Республика Ингушетия 6 743 15,7% -6 049 -10,8% Краснодарский край -130 360 -1,0% -251 301 -1,7% Ставропольский край 1 107 353 23,0% -81 157 -1,2% Астраханская область -782 750 -32,8% -21 310 -1,2% Волгоградская область 3 876 738 52,4% -104 555 -0,8% Ростовская область 1 210 952 15,6% -143 287 -1,4% Республика Адыгея -22 106 -8,0% -5 530 -1,9% Карачаево-Черкесская Республика -164 015 -22,3% -18 157 -2,8% Чеченская Республика 317 956 72,0% -53 036 -6,2% Республика Башкортостан -831 526 -3,9% -137 410 -0,6% Республика Марий-Эл 277 455 29,5% -38 510 -2,8% Республика Мордовия -8 251 986 -76,4% -64 131 -2,2% Республика Татарстан -2 346 808 -8,0% -274 549 -0,9% Удмуртская Республика -228 650 -3,2% -122 363 -1,6% Чувашская Республика 562 979 27,1% -74 367 -2,5% Нижегородская область 4 583 314 42,7% -349 711 -2,0% Кировская область 573 345 33,0% -34 343 -1,3% Самарская область 5 878 579 25,7% -370 312 -1,1% Оренбургская область 140 464 1,3% -177 707 -1,4% Пензенская область -79 162 -3,9% -19 661 -0,9% Пермская область (Коми-Пермяцкий АО)10 574 148 2,8% -190 146 -0,8% Саратовская область 773 147 11,8% -134 605 -1,6% Ульяновская область 279 604 12,6% -121 107 -4,3% Коми-Пермяцкий АО -35 551 -52,8% -771 -2,2% Курганская область 132 024 10,4% -100 771 -6,4% Свердловская область 1 074 930 4,1% -392 901 -1,3% Тюменская область (Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО) -78 195 723 -68,8% -201 601 -0,5% Челябинская область -2 358 488 -13,0% -266 428 -1,5% Ханты-Мансийский АО -144 193 731 -83,6% -523 755 -1,7% Ямало-Ненецкий АО 1 786 105 5,9% -911 017 -2,5% Республика Бурятия 844 625 47,3% -75 763 -2,6% Республика Тыва 15 153 20,1% -46 192 -45,6% Алтайский край 760 719 32,8% -103 426 -3,0% Красноярский край (Таймырский АО, Эвенкийский АО) 8 027 574 27,0% -388 935 -0,9% Иркутская область (Усть-Ордынский Бурятский АО) -2 877 134 -26,8% -276 829 -3,1% Кемеровская область -8 723 750 -47,9% -291 269 -2,7% Новосибирская область 1 177 999 13,9% -171 514 -1,6% Омская область -7 086 980 -32,7% -156 180 -1,0% Томская область -770 390 -10,6% -104 110 -1,4% Читинская область (Агинский Бурятский АО) -202 116 -9,6% -30 589 -1,4% Республика Алтай -45 875 -13,4% -7 747 -2,3% Республика Хакасия 164 019 11,5% -14 036 -0,8% Агинский Бурятский АО 41 617 517 4177,7% -60 292 -0,1% Усть-Ордынский Бурятский АО 2 051 5,0% -61 -0,1% Республика Саха (Якутия) -2 907 756 -30,4% -89 523 -1,2% Приморский край -247 643 -4,7% -119 377 -2,1% Хабаровский край -584 679 -10,6% -120 438 -2,2% Амурская область -402 344 -17,9% -55 478 -2,7% Камчатская область (Корякский АО) 86 953 11,5% -20 746 -2,2% Магаданская область -52 396 -6,5% -167 887 -19,8% Сахалинская область 1 126 068 33,5% -140 855 -2,8% Еврейская АО 100 934 41,1% -8 274 -2,1% Корякский АО 288 726 168,9% -3 297 -0,6% Чукотский АО -8 026 557 -90,5% -32 066 -3,4% В 2007 году планируется внести ряд изменений в законодательство по налогу на прибыль предприятий, в частности, разрешить уменьшение налогоплательщиками в полном размере налоговой базы по налогу на прибыль организаций на сумму убытков, полученных ими в предыдущем году (то есть с 50% в 2006 году до 100% в 2007 году), а также разрешить при определении налогооблагаемой базы учитывать расходы на НИОКР (в том числе не давших положительного результата) в течение одного года (вместо двух лет в 2006 году).Для оценки выпадающих доходов от изменения порядка учета убытков прошлых лет использовались данные формы 5-П за 2005 год (подробные расчеты приводятся на листе калькулятора «Оценка выпадающих доходов 2007»). По оценкам, суммарные потери всех субъектов РФ от указанного изменения составят около 17,1 млрд. руб.11 Для детальной оценки в разрезе регионов эффекта учета расходов на НИОКР данных предоставлено не было. Поэтому для приблизительной оценки эффекта указанных изменений в 2007 году в разрезе регионов использовались значения суммарных потерь субфедеральных бюджетов, рассчитанные Министерством финансов РФ, которые распределялись между регионами пропорционально поступлениям по налогу на прибыль в 2006 году. Таким образом, суммарные потери субфедеральных бюджетов от изменения налогового законодательства в 2007 году составят около 18,5 млрд. руб. или 1,5% к 2006 году в сопоставимых ценах. Результаты изменений поступлений по налогу на прибыль предприятий в консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2006 2007 годах в разрезе каждого региона приводятся в Таблице 1.1.В 2005 году в соответствии с положениями Закона о федеральном бюджете на 2005 год, регионы получили право самостоятельно принимать решение об отчислении налога на прибыль предприятий в местные бюджеты. Поэтому после отмены 2%-ой местной ставки по налогу на прибыль предприятий субъекты РФ получили право не закреплять никаких отчислений по налогу на прибыль предприятий в местные бюджеты. Большинство субъектов РФ воспользовались этим правом и в 2005 году зачисляли налог на прибыль предприятий только в собственно региональный бюджет. Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2006 году. Средний по РФ норматив отчислений в местные бюджеты составил 13,0% в 2005 году и всего 2,7% в 2006 году. Из 46 субъектов РФ, закрепивших за местными бюджетами норматив отчислений по налогу на прибыль в 2005 году, оставили закрепление на 2006 год менее 20 субъектов РФ. Суммарные потери местных бюджетов в 2006 году от изменения нормативов отчислений по налогу на прибыль составили около 49,6 млрд. руб. (около 10% налоговых доходов местных бюджетов).Оцененные результаты изменений поступлений по налогу на прибыль предприятий в местные бюджеты в разрезе каждого региона приводятся в Таблице 1.2.^ Таблица 1.2. Оценка изменений поступлений по налогу на прибыль предприятий в местные бюджеты из-за изменения нормативов отчислений Название субъекта РФ Фактический норматив отчислений ^ Прирост поступлений при нормативе 2005 года Прирост поступлений при 0% нормативе 2005% 2006% тыс. руб.к факту 2006 тыс. руб.к факту 2006 ^ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 13,0% 2,7% 49570071 -20428819 Белгородская область 5,9% 0,0% 292179 0 Владимирская область 18,5% 0,0% 489902 0 Воронежская область 21,4% 9,0% 530537 -383136 Калужская область 3,6% 5,0% -31795 -111004 Липецкая область 9,5% 8,6% 117959 -1142878 Московская область 11,1% 0,0% 7597829 -50 Рязанская область 10,0% 0,0% 381565 0 Тульская область 29,4% 0,0% 1539134 0 Ярославская область 15,0% 6,2% 746271 -530169 Вологодская область 9,8% 2,4% 680038 -222996 Ленинградская область 28,4% 0,0% 2264025 6 Мурманская область 10,0% 0,0% 614863 0 Ненецкий АО 0,0% 27,6% -684802 -684802 Республика Дагестан 11,5% 0,3% 93646 -2873 Краснодарский край 32,8% 5,0% 3677815 -662320 Ставропольский край 3,4% 1,4% 117746 -82080 Астраханская область 28,7% 0,0% 460631 0 Волгоградская область 54,1% 0,0% 6095643 0 Республика Адыгея 11,4% 10,5% 2424 -26626 Карачаево-Черкесская Республика 0,1% 0,0% 692 0 Республика Башкортостан 22,4% 0,0% 4536827 0 Республика Мордовия 1,6% 0,0% 41972 0 Нижегородская область 18,5% 15,0% 535818 -2298861 Самарская область 0,3% 0,0% 90652 0 Оренбургская область 11,2% 11,4% -27905 -1285595 Пензенская область 10,0% 0,0% 192949 0 Ульяновская область 9,2% 0,0% 230006 0 Коми-Пермяцкий АО 30,9% 0,0% 9824 0 Свердловская область 11,4% 0,0% 3077347 0 Тюменская область (Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО) 10,1% 0,0% 3575824 0 Челябинская область 2,9% 2,9% -196 -453246 Ханты-Мансийский АО 29,9% 0,0% 8439132 0 Ямало-Ненецкий АО 0,0% 0,0% 0 0 Республика Бурятия 0,0% 0,0% 0 0 Республика Тыва 0,0% 0,0% 0 0 Алтайский край 0,0% 0,0% 0 0 Красноярский край (Таймырский АО, Эвенкийский АО) 33,7% 19,7% 5285481 -7418934 Новосибирская область 0,3% 0,0% 29075 0 Читинская область (Агинский Бурятский АО) 28,6% 0,0% 545006 0 Республика Хакасия 0,0% 10,0% -158757 -158757 Агинский Бурятский АО 5,0% 10,0% -2130655 -4261339 Камчатская область (Корякский АО) 18,0% 18,0% 0 -151256 Магаданская область 50,0% 50,0% -24 -378319 Сахалинская область 5,5% 0,0% 248705 0 Еврейская АО 50,0% 50,0% -63 -173319 Чукотский АО 7,5% 0,0% 63017 0 ^ Налог на доходы физических лиц В 2006 году не происходило никаких существенных изменений налогового и бюджетного законодательства, влияющих на объем поступлений по налогу на доходы физических лиц в консолидированные бюджеты РФ. При этом в реальном выражении, доходы субфедеральных бюджетов от НДФЛ выросли на 78,9 млрд. руб. или 9,3% по сравнению с 2005 годом в ценах 2006 года. При этом динамика поступлений по НДФЛ различалась по субъектам РФ. Самые высокие темпы роста были показаны регионами с активным притоком рабочей силы – г.Москва, Московская область, Калининградская область. В 11 регионах, наоборот, наблюдалось некоторое снижение поступлений в реальном выражении. Результаты оценки динамики поступлений по НДФЛ в 2005-2006 годах в разрезе субъектов РФ приводятся в Таблице 1.3.^ Таблица 1.3. Оценка изменений поступлений по налогу на доходы физических лиц в консолидированные бюджеты субъектов РФ Название субъекта РФ 2006 год к 2005 годув сопоставимых ценах 2006 года ^ 2007 год к 2006 годув сопоставимых ценах 2007 года Эффект изменений, тыс. руб. Эффект изменений,% Эффект изменений, тыс. руб. Доля от суммарных потерь всех КБ СФ, % ^ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 78 847 575 9,3% -1 800 000 100,0% Белгородская область 281 664 4,4% -13 126 0,7% Бр