АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ БАНКА ТЕХНОЛОГИЙ.В психологии накоплено множество методов, приёмов и способов, игр и психотехник развития тех или иных компонентов творческого мышления человека, которые можно включать в специальные программы и тренинги развития креативности младших школьников, использовать на уроках по любым предметам. В настоящее время проблема развития креативности обучающихся широко освещена в следующих работах: Абдулина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О.А.Абдулина. – М., 1990. Айзенк, П. Проверь свой способности А. Айзенк. М.,1972. Акимова, М.К. Способности и одаренность / М.К. Акимова, В.Т. Козлова // Рабочая книга школьного психолога; под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. Анастази, А. Психологическое тестирование: в 2-х т/ А. Анастази. - М., 1982. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И.Андреев. – Казань, 1988. Бернштейн, М.С. Психология научного творчества М.С.Бернштейн // Вопросы психологии. – 1965. - №3. Библер, В.С. Мышление как творчество / В.С.Библер // Введение в логику мысленного диалога. – М., 1975. Блонский, П.П. Избранные психологические произведения / П.П. Блонcкий. – М.: Просвещение, 1964. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б.Богоявленская. - М.: РГУ, 1983. Богоявленская, Д.Б. Основные современные концепции творчества и одарённости / Д.Б.Богоявленская. - М.: Молодая гвардия, 1997. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б.Богоявленская. - М.: Академия, 2002. Богоявленская, Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б.Богоявленская // Наука и жизнь, 1977. №1. – С.87-91. Богоявленская, Д.Б. Диагностика становления творческой личности / Д.Б.Богоявленская Психодиагностика и школа / Отв.ред. К.М.Гуревич. – Таллинн, 1980. Богоявленская, Д.Б. Психолого-философский анализ творчества / Д.Б.Богоявленская Междисциплинарный подход к исследованию творчества. М., 1990. Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей / В.А. Борзова, А.А.Борзов. – Самара: Самар. Дом печати, 1994. Брушлинский, А.В. Мышление и прогнозирование / А.В. Брушлинский. М., 1979. Брушлинский, А.В. Проблема развития в психологии и психология мышления / Принцип развития в психологии / А.В.Брушлинский. – М., 1978. Вишнякова, Н.В. Креативная психопедагогика: Монография – Ч.1 Н.В.Вишнякова. – Минск, 1995. Вишнякова, Н.В. Психологические основы развития креативности в профессиональной акмеологии. Дис. …док.пед.наук. – М., 1996. Воронин, А.Н. Диагностика вербальной креативности // Методы психологической диагностики. Выпуск 2. / А.Н.Воронин, Т.В.Галкина. – М., 1994. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Психологический очерк– М., 1991. Галкина, Т.В. Диагностика и развитие креативности Т.В.Галкина, Л.Г. Алексеева Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина. – М., 1991. Гaфитулин, М.С. Рaзвитиe твoрчeскoгo вooбрaжeния: Из oпытa рaбoты сo шкoльникaми нaчaльных клaссoв: Мeтoд. рaзрaбoткa пo испoльзoвaнию элeмeнтoв тeoрии рeшeния изoбрeтaтeльских зaдaч в рaбoтe с дeтьми М.С. Гафитуллин. - Фрунзe, 1990. Гильбух, Ю.З. Внимание: одарённые дети / Ю.З. Гильбух. – М., 1991. Гильбух, Ю.З. Феномен умственной одаренности / Ю.З. Гильбух, О.Н.Гарнец, С.Л.Коробко // Вопросы психологии. – 1990. - №4. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления. / Под ред. А.М.Матюшкина. – М., 1965 Глотова, Г.А. Творческая одарённость личности. Проблемы и методы исследования / Г.А.Глотова. – Екатеринбург, 1992. Григоренко, Е.Л. Экспериментальное исследование процесса выдвижения и проверки гипотез в структуре познавательной активности. Автореф. Дис. канд. Психол. Наук. М. 1990. Грузенберг, С.О. Психология творчества / С.О. Грузенберг. – Минск, 1997. Гуревич, К.М. Принцип коррекционности в методиках психологической диагностики научно-методические основы использования в школьной психологической службе психодиагностических методик / К.М.Гуревич. – М., 1988. Гурова, Л.Л. Творческая одарённость в развитии познавательных структур Л.Л.Гурова Вопросы психологии. – 1991. - №6. Де Боно Э. Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении. Пер. с англ. Под ред. О.К.Тихомирова. – М.,1976. Диагностические методы работы с одарёнными школьниками. Сборник статей / под ред. Г.В.Бурминской.. – Воронеж, 1991. Дорфман, Л.Я. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве / Л.Я.Дофман, Г.В.Ковалева // Вопросы психологии. 1999. №2. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н.Дружинин. – М.: Изд. Центр «Академия», 1996. Егорова, М.С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей (возрастной и генетический анализ) /М.С.Егорова // Вопросы психологии. 2000. №1.. Краткий тест творческого мышления: Фигурная форма // Пособие для школьных психологов. / Под ред. Е.И.Щеблановой. М.: Интор, 1995. Лернер, И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей /И.Я.Лернер. — M.: Просвещение, 1982. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М.Матюшкин. М.: Издательство МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. Психология и педагогика одаренности: от теории к практике / Под ред. Д.В. Ушакова – М., 2000. Терехова, Г.В. Развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе: Метод. рекомендации по курсу "Уроки творчества" для учителей нач. кл. / Г.В.Терехова. - Челябинск: Издво Челяб. гос. унта, 2002. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии Е.В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2001. Стернберг, Р. Модель структуры интеллекта Гилфорда: структура без фундамента / Р. Стернберг, Е. Григоренко// Основные современные концепции творчества и одарённости / Под ред Д.Б. Богоявленской. М., 1997. Трик, Э.Х.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества: Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.: Издательство МГУ, 1981. Туник, Е.Е. Оценка способностей и личных качеств школьников и дошкольников / Е. Е. Туник, В. П. Опутникова. - СПб. : Речь, 2005. Туник, Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности [СПб: Иматон, 1998. Фетискин, Н.П. Психодиагностика детской одарённости / Н.П. Фетискин. М. – Кострома, 2001. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения / А.В.Хуторской. – М., 2007. – 320 с. Шумакова, Н.Б. Исследование творческой одарённости с использованием тестов Е.П. Торренса у младших школьников / Н.Б.Шумакова, Е.И. Щебланова, Н.П.Щербо // Вопросы психологии. 1991. №1. Щебланова, Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников проблемы, методы, результаты исследований и практики Е.И. Щебланова, Рос. акад. образования, Моск. психолог.-соц. ин-т. - М.; Воронеж МПСИ : МОДЭК, 2004Современные технологии, развивающие креативное мышление, позволяют, с одной стороны, повысить интеллектуальный потенциал обучающихся, с другой стороны, способствующие развитию их личностных качеств, которые позволят им быстро ориентироваться в окружающем пространстве, генерировать новые идеи, принимать решения в сложных, противоречивых ситуациях. Эффективные технологии: 1. Развивающее обучение. 2. Технология ТРИЗ. 3. Технология игрового моделирования 4. Метод проектов. 5. Разноуровневое обучение. 6. Информационно-коммуникативные технологии 7. Проблемное обучение. 8. Диалоговые технологииЭффективные методы: 1.«Брейнсторминг» (мозговой штурм) 2. Синектический 3. Фокальных объектов 4. «Примеривания на себя». (Нужно на уроке при изучении литературного произведения суметь поставить перед учениками проблему, так, чтобы она оказалась ИХ проблемой. Когда затрагивается опыт ребёнка, тогда можно говорить о том, что ученик начинает исследовать свою собственную личность, эмоции, переживания.) 5. Интроспективного анализа. (У подростка познание другого человека происходит быстрее, чем познание самого себя. Этот метод как раз позволяет вызвать интерес к своему внутреннему миру через то, как его видят другие люди. Уместно рекомендовать такие темы для сочинений: «Я – каким бы я хотел себя видеть», «Мои успехи», «Мои достижения».) 6. Дискуссии. 7.Операциональные и ролевые игры. (Ролевые игры позволяют обучающимся уяснять собственные социальные установки, чувства и мысли, связанные с реальностью, осваивать новые модели поведения и формы общения.) 8. Методы сотрудничества.^ 9. «ИНСЕРТ» (INSERT). Деятельность педагога по реализации системы творческих заданий можно разделить на четыре направления, каждое из которых обеспечивало продвижение в развитии креативных способностей учащихся в соответствии с выделенными уровнями сложности системы творческих заданий. Первое направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений, способствовало накоплению творческого опыта познания действительности через изучение объектов, ситуаций, явлений на основе выделенных признаков (цвет, форма, размер, материал, назначение, время, расположение, часть - целое); рассмотрение их в противоречиях, обусловливающих их развитие; моделирование явлений, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития систем. Второе направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на создание новых объектов, ситуаций, явлений, обеспечивало развитие умений создания оригинальных творческих продуктов на основе получения качественно новой идеи субъекта творческой деятельности; ориентирования при выполнении творческого задания на идеальный конечный результат развития системы; переоткрытия уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики. Третье направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на преобразование объектов, ситуаций, явлений, способствовало приобретению творческого опыта в осуществлении фантастических (реальных) изменений внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.); изменению внутреннего строения систем; учету при рассмотрении системы свойств, ресурсов, диалектической природы объектов, ситуаций, явлений. Четвертое направление - реализация системы творческих заданий, ориентированных на использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, обеспечивало накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Выполнение заданий данной группы позволило учащимся рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения; находить фантастические применения реально существующим системам; осуществлять перенос функций в различные области применения; получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов. ^ Связь образовательных результатов с используемыми современными образовательными технологиями, развивающими креативное мышление. Технология Результат использования технологии Развивающее обучение Формирование умения и желания учиться, развитие инициативности, интереса к учению. Разноуровневое обучение Разработка разноуровневых заданий. Комплектование групп обучения в соответствии с индивидуальными возможностями. Вовлеченность в учебную деятельность всех учащихся. Проблемное обучение Обеспечение активного характера педагогического процесса. Создание условий для развития учащихся посредством учебного предмета. Формирование у учащихся умения видеть проблему, формулировать её, искать варианты решения, комбинировать разные аналитические подходы, версии, позиции, синтезировать их, формулировать выводы. Технология обучения в сотрудничестве Выработка навыков групповой учебно-поисковой деятельности, совместный поиск и выработка нового знания, освоение нового опыта Технология учебно-поисковой деятельности Развитие исследовательских навыков в процессе обучения с последующей презентацией результатов работы в виде: реферата, доклада, сообщения, отчета Проектные методы обучения Формирование исследовательских, информационных, коммуникативных компетенций. Создание условий для организаторской деятельности и сотрудничества. Информационно-коммуникативные технологии Повышение эффективности урока за счет использования мультимедиа средств, Интернет-технологий. Формирование общих и специальных информационных и коммуникативных компетенций. Технология игрового моделирования Повышение эффективности урока, качества усвоения учебного материала учащимися за счет возможности в творческой обстановке сформировать и закрепить знания, умения, навыки. Формирование исследовательского и творческого отношения к действительности. Реализация потребности личности учащегося в самовыражении, самоопределения, саморегуляции. Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения Диалоговые технологии (учебная дискуссия; диспут) Обеспечение субъект-субъектных отношений в процессе обучение. Углубление уровня понимания учебного материала. Развитие личностных качеств, необходимых для эффективного общения (умения вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственную позицию, слушать) Выводы: Результатом работы по данному направлению является банк современных образовательных технологий, развивающих креативное мышление. Документы упакованы в единый электронный файловый пакет. Руководителям методических объединений предоставлен электронный вариант «Современные образовательные технологии, способствующие развитию креативного мышления» на СD диске. Материалы диска предоставляют информацию по современным технологиям и методикам развития креативного мышления, с указанием ссылок первоисточников.^ Масштаб внедрения технологий по образовательным областям Образовательные области 2007/ 2008 уч. год 2008/ 2009 уч. год 2009/2010 года Филология 51% 64% 83% Математика 48% 58% 78% Технология 34% 52% 74% Естествознание 29% 41% 72% Искусство 17% 39% 65% Начальные классы 23% 48% 96% ^ Среднее значение по школе 34% 50% 78% Мониторинг внедрения технологий по образовательным областям Современные образовательные технологии используются в образовательном пространстве всех возрастных ступеней, в большинстве предметных областей.Научно – методическая служба нашей школы считает для того, чтобы эффективно использовать современные образовательные технологии и добиваться устойчивых положительных результатов, необходимо заинтересовать педагогических работников, показать рациональность используемых технологий в сравнении с применяющимися достаточно долго, и ставших традиционными, а также осуществлять курсовую переподготовку кадров. Отрадно заметить, что наши педагоги проходят курсы повышения квалификации не только в связи с предстоящей аттестацией, но и для того, чтобы быть в курсе событий, соотносить свой собственный опыт, опыт своих коллег, с требованиями, предъявляемыми к современному образовательному процессу. ^ Виды современных педагогических технологий Охват педагогов, прошедших подготовку по внедряемым образовательным технологиям 1) Метод развивающего обучения 96% 2) Метод проблемного обучения 46% 3) Метод разноуровневого обучения 28% 4) Метод проектов 33% 5) Игровые технологии 64% 6) Использование информационно-коммуникационных технологий 87% 7) Мониторинговое исследование (диагностические работы) 32% 8) Использование КИМ для подготовки к ЕГЭ 32% 9) Технологии сотрудничества (работа в группах, в парах) 53% 10) Здоровьесберегающие технологии 100%