Реферат по предмету "Религия"


Ислам 2

--PAGE_BREAK--В 595 году на Мухаммеда, как на способного торгового агента, обратила внимание богатая мекканская негоциантка Хадиджа – вдова, пережившая двух мужей, женщина почтенная и всеми уважаемая. Торговлю она вела с помощью приказчиков, которые получали не твердо установленную плату, а определенную долю прибыли. Она через своего раба Майсура предложила Мухаммеду отвезти ее товары в Сирию, продать их там и, закупив греческие и персидские изделия, доставить их обратно в Мекку. Посоветовавшись с Абу Талибом, пророк принял предложение Хадиджи и во второй раз в своей жизни отправился в Сирию.На нем лежала ответственность за судьбу торговой экспедиции.
За месяц, проведенный в Сирии, на многое Мухаммед насмотрелся, немало узнал нового и про страну ромеев, и про ее верования. По-гречески говорить он не умел, на базарах обходился несколькими десятками греческих и сирийских слов, а больше жестами и восклицаниями — для торговых операций этого вполне хватало, но на отвлеченные темы на таком языке не разговоришься. Выручали арабы, жившие здесь испокон веков, язычники и насара, знали они про ромеев все досконально. Затем караван вернулся в Мекку.
Мухаммед во всем отчитался Хадидже, передал ей все привезенные товары. Хадиджа их быстро распродала, и оказалось, что полученная прибыль намного превышает обычную. Мухаммеду заплатила Хадиджа щедро и справедливо, вдвое больше договоренной суммы, и с тех пор стала охотно давать ему торговые поручения.
Хадиджа, которой, согласно традиции, было сорок лет, получила богатство от второго мужа, умершего незадолго до описываемых событий. Была она женщиной умной и решительной, и ни родственникам мужа, ни отцу, зарившимся на ее имущество, распоряжаться им не позволила. И своей судьбой тоже. Очевидно, положение женщин в торговой Мекке не было столь уж бесправным. Во всяком случае, не всех и не всегда. Как уж у нее это получалось — неизвестно, но Хадиджа никому собой помыкать не давала.
Мухаммед произвел на Хадиджу самое хорошее впечатление — и своим умом, и характером, и безукоризненной честностью. Ее раб Майсур, сопровождавший Мухаммеда в Сирию, отзывался о нем с большим уважением. Ее племянник Чузима, близко знавший Мухаммеда, считал его человеком, верным своему слову.
Сорок лет — не старость, а Мухаммед был молод и красив. Хадиджа полюбила его. Хадидже нужно было замуж — не только для того, чтобы устроить свою семью, иметь дом. Нужен ей был и заступник, защитник ее самой и ее богатства — главным образом не от чужих людей, а от собственных родственников. То, что Мухаммед беден, ее не смущало — вполне достаточно, что богата она, Хадиджа. В некотором отношении это было даже к лучшему — и после замужества Хадиджа не собиралась терять свою независимость, твердо намеревалась не допустить в своем доме ни других жен, ни наложниц. В ее годы это довольно сложно, но если муж беден, то все решается почти само собой — у него просто не будет средств, чтобы обзаводиться другими женщинами.
Мухаммед, ни минуты не колеблясь, с радостью принял ее предложение. Женитьба на Хадидже нисколько не уязвляла и его чести — она пользовалась хорошей репутацией и отличалась не менее благородным происхождением, чем Мухаммед, — она была дочерью Хувайлида, прямого потомка прославленного Курайша в девятом колене, и ее мать Фатима происходила от Курайша; и ее бабушка со стороны матери тоже происходила от того же Курайша — большее курайшитство, а стало быть, и благородство даже трудно себе представить.
Первым общим ребенком был аль-Касим, потом Зайнаб, потом Рукаййа, потом Умм Кульсум, потом Фатима и, наконец, Абдулла (приводятся и другие данные о том, кого и когда родила Хадиджа). Все мальчики умерли в раннем детстве, что же касается девочек, то все они дожили до начала осуществления Пророком его пророческой миссии, приняли Ислам и переселились из Мекки в Медину, и все они скончались еще до смерти Пророка за исключением Фатимы, которая пережила его на шесть месяцев.
Новообретенное положение высвободило гораздо больше времени для молитв и размышлений. По обыкновению своему Мухамед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Иной раз затворничества Его длились несколько дней. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира (Джабал Hyp — Горы Света), величаво возвышающаяся над Меккой. Мухаммад проводил в этой пещере каждый месяц Рамадан, а когда месяц заканчивался, он возвращался в Мекку утром в первый день нового месяца, совершал обход Каабы и уходил к себе домой, и так повторялось в течение трёх лет.
В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 год, с Мухамедом, которому было в то время около сорока лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю Его жизнь.
В ночь, которую исламская традиция называет Ночью Величия и Могущества, Мухаммед увидел, как край неба внезапно озарился светом, и услышал голос, вещавший: «Читай!» Перепуганный Мухаммед робко ответил, что не умеет читать, но голос повторил: «Читай!» В ответ же на повторный отказ Мухаммеда ангел Джибрил изрек: «Читай! Во имя господа твоего, который сотворил – сотворил человека из сгустка. Читай!» Только теперь Мухаммед понял, что от него требуют и стал повторять за ангелом.
И Магомет, сердце которого трепетало от страха, вернулся домой с вестью о том, что произошло, вошел к Хадидже бинт Хувайлид и сказал: «Укройте меня, укройте меня!» Тогда его укрыли, и он оставался в таком положении, пока страх его не прошёл, после чего он сообщил Хадидже о случившемся, сказав ей: «Я испугался за себя!» Выслушав его рассказ, Хадиджа воскликнула: «Нет, Аллахом клянусь, Аллах никогда не покроет тебя позором, ведь, поистине, ты заботишься о родственниках, помогаешь нести бремя слабым, оделяешь неимущих, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь им переносить невзгоды судьбы!» И тем самым было положено начало Корану земному — точной копии небесного подлинника.
И после этого Хадиджа вывела его из дома и привела к сыну своего дяди Вараке ибн Науфалю ибн Асаду ибн Абд аль-Уззе, который принял христианскую веру во времена джахилиййи (язычества).
Выслушав его рассказ, Варака сказал ему: «Это тот же ангел, которого Аллах посылал к Мусе, мир над ним! О, если бы я был молод в эти дни, о, если бы дожил я до того времени, когда народ твой станет изгонять тебя!». Мухаммад спросил: «А разве люди станут изгонять меня?» Варака ответил: «Да, ибо когда бы ни являлся человек, приносивший с собой нечто подобное тому, с чем пришёл ты, с ним всегда начинали враждовать, но если я доживу до начала осуществления тобой твоего пророчества, то буду помогать тебе как только сумею!» Однако Варака вскоре умер, а Откровения временно прекратились.
Мухаммед очень сильно переживал по этому поводу. Был даже готов броситься со скалы. Однажды, когда он находился в садовой беседке, он вдруг услышал голос, который сказал: «О, завернувшийся! Встань и увещевай! И Господа твоего возвеличивай! И одежды твои очисть! От скверны беги! Не оказывай милость, стремясь к большему! И ради Господа твоего терпи! » После этого Мухаммед больше не сомневался, что он посланник Аллаха и полностью убедило его начать мусульманскую проповедь во имя религии ислама.
В последующие годы Магомет создал преданную ему общину последователей, состоявшую главным образом из незнатных граждан. Ядром новой веры, проповедовавшейся Мухаммедом, был призыв к покорности единственному истинному Богу. Новая религия получила название ислам, обозначающая «покорность», а тот, кто «покорился», назывался «мусульманином».
Последователям Мухаммеда тонкости новой веры давались нелегко, даже обрядовая сторона таила в себе массу неожиданностей и опасных противоречий. Мухаммед никогда не отказывался объяснить в десятый и в сотый раз смысл каждого правила, предписанного Богом.
Мухаммед, в отличие от многих других религиозных реформаторов, намеревался осуществить новый строй жизни, основанный на братской любви и справедливости, не за стенами монастыря, не разрывая естественных отношений между людьми, а сохраняя и семью, и собственность, и привычный род занятий. Он считал, что вера ниспослана в первую очередь для построения справедливой, а потому максимально счастливой жизни именно здесь, на земле. Провозгласив символ новой веры: «Свидетельствую, что нет никакого божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед — посланник Аллаха!» — каждый новообращенный тем самым клятвенно обещал изменить свою эгоистическую природу и строить отношения с другими верующими на основах братской любви, ибо, как настаивал Мухаммед, «после поклонения Богу самое лучшее дело — любить друг друга».
Мухаммед настойчиво добивался от своих последователей, чтобы в повседневном общении друг с другом они забыли об имущественном неравенстве, как будто его вовсе и не было; в общине верующих с бедности была снята печать позора, бедняки освобождались от нравственного унижения и могли рассчитывать на полное уважение к своей личности. Подвижничество в делах веры было гораздо важнее в общине, чем богатство, и Мухаммед первый являл тому пример — избранник Бога на глазах у всех быстро превращался в бедняка, нисколько этим не огорчаясь и никому не завидуя. Сам он относился к беднякам так же, как и к зажиточным членам общины. Его дом был всегда открыт для неимущих мусульман, с которыми он охотно беседовал и которых, когда наступало время трапезы, он не забывал пригласить к столу как дорогих гостей, а не как нищих, которым оказывает благодеяние. При этом Мухаммед не лицемерил и не делал над собой никакого усилия — для него, пророка и проповедника, бедняк и богач как личности представляли одинаковый интерес.
Первые шаги Мухаммед в качестве пророка делались боязливо и тайно. Вражда, неприязненные действия грозили ему со всех сторон от близких родственников курайшитов из рода Хашима, все могущество и благоденствие которых зависело от идолопоклонства, а еще больше от соперничествовавшего рода Абд Шима, с давних пор смотревшего завистливо и подозрительно на хашимитов и который с величайшей радостью провозгласил бы их еретиками и беззаконниками, чтобы устранить их от должности охранителей Каабы. Во главе этой соперничествующей линии ку- райшитов стоял Абу Софиан, сын Харба, внук Омейя и правнук Абд Шима. Это был человек даровитый и властолюбивый, очень богатый и влиятельный, ставший позднее одним из наиболее упорных и сильных противников Магомета.
При таком неблагоприятном положении дела распространение новой веры шло тайно и медленно, так что впервые три года обращенных было не более сорока человек, преимущественно из среды людей молодых, иностранцев и рабов.
Противники Мухаммеда унижали и высмеивали самого Пророка, не забывали они творить зло и против новообращенных. Началась жесточайшая травля Пророка и его последователей. Убивали мужчин и женщин. Однажды во время молитвы язычники завязали покрывало вокруг шеи Пророка и таскали его по земле. Спасло его только появление Абу Бакра. Дом, где жил пророк, подвергался нападением со стороны язычников, потому что серьезно встревожились, осознав, что настойчивость Мухамеда в утверждении веры в Единого Истинного Бога может не только подорвать престиж многобожия, но и то, что люди вдруг начнут обращаться в веру пророка. Настали очень трудные времена, и многие мусульмане были обречены на жесточайшую нищету.
В 619 году умерла жена Пророка Хадиджа. Она была Его самым преданным сторонником и помощником. В этом же году скончался и дядя Мухамеда, Абу Талиб, защищавший Его от самых яростных нападок со стороны соплеменников. Пораженный горем Пророк покинул Мекку и отправился в Таиф, где попытался обрести убежище, но и там был отвергнут.
Друзья Пророка сосватали Ему в жены благочестивую вдову по имени Сауда, оказавшуюся весьма достойной женщиной, да к тому же еще и мусульманкой. Аиша, малолетняя дочь его друга Абу Бакра, знала и любила Пророка всю свою жизнь. И хотя была она слишком юной для брачных уз, однако, согласно тогдашним обычаям, все же вошла в семью Мухамеда на правах свойственницы. Следует, однако, развеять заблуждение, бытующее среди людей, которые, совершенно не понимают причин мусульманского многобрачия. В те времена мусульманин, берущий себе в жены несколько женщин, делал это из чувства сострадания, милостиво предоставляя им свою защиту и кров. Мужчин-мусульман призывали оказывать помощь женам своих друзей, погибших в бою, предоставлять им в собственность отдельные дома и обращаться с ними, словно с ближайшими родственницами (разумеется, все может быть иначе в случае взаимной любви).
В 619 году Мухаммеду довелось пережить вторую наиважнейшую ночь в своей жизни — Ночь Вознесения (Лейлят аль-Мирадж). Известно, что Пророк был разбужен и перенесен на волшебном животном в Иерусалим. Над местоположением древнего иудейского Храма на горе Сион разверзлись небеса и открылся путь, приведший Мухаммеда к трону Господа, однако ни ему, ни сопровождавшему его ангелу Джабраилу не было дозволено вступить в запредельные области. Этой ночью Пророку открылись правила мусульманской молитвы. Они стали средоточием веры и незыблемой основой жизни мусульман. Также Мухаммед встречался и беседовал с другими пророками, включая Иисуса (Ису), Моисея (Мусу) и Авраама (Ибрахима). Это чудесное событие весьма утешило и укрепило Пророка, добавив уверенности в том, что Аллах не покинул Его и не оставил наедине с печалями.
Отныне судьба Пророка изменилась самым решительным образом. Его все еще преследовали и высмеивали в Мекке, однако послание Пророка уже было услышано людьми далеко за пределами этого города. Некоторые из старейшин Йасриба уговаривали Его покинуть Мекку и переселиться в их город, где Он с почетом будет принят как вождь и судья. В этом городе совместно проживали арабы и евреи, постоянно враждовавшие друг с другом. Они надеялись, что Мухаммед принесет им мир. Пророк незамедлительно посоветовал многим из Своих мусульман-последователей переселиться в Йасриб, пока он оставался в Мекке, чтобы не вызвать излишних подозрений. После смерти Абу Талиба осмелевшие курайшиты могли спокойно напасть на Мухаммеда, даже убить его, и он отлично понимал, что это рано или поздно должно произойти.
Отъезд Пророка сопровождался некоторыми драматическими событиями. Сам Мухаммед чудом избежал плена благодаря своему исключительному знанию местных пустынь. Несколько раз курайшиты чуть было не пленили Его, однако Пророку все же удалось достичь предместий Йасриба. В городе его с нетерпением ждали, и когда Мухаммед прибыл в Йасриб люди устремились ему навстречу с предложениями о пристанище. Смутившись их гостеприимством, Мухаммед предоставил право выбора своему верблюду. Верблюд остановился у места, где сушились финики, и оно мгновенно было подарено Пророку для построения дома. Город получил новое имя — Мадинат ан-Наби (Город Пророка) ныне в сокращении известный как Медина.
Пророк без промедления приступил к подготовке указа, согласно которому Он провозглашался верховным главой всех враждовавших между собой племен и кланов Медины, вынужденных отныне подчиняться Его распоряжениям. Он установил, что все граждане вольны исповедовать свою религию в мирном сосуществовании, не опасаясь преследований или высочайшей немилости. Он просил их только об одном — сплотиться и дать отпор любому врагу, осмелившемуся напасть на город. Прежние племенные законы арабов и евреев были заменены основным принципом «правосудия для всех», независимо от социального положения, цвета кожи и вероисповедания.
Став правителем города-государства и овладев несметным богатством и влиянием. Пророк тем не менее никогда не жил, как царь. Его жилище состояло из простых глиняных домиков, выстроенных для Его жен; у Него никогда не было даже собственной комнаты. Неподалеку от домиков располагался двор с колодцем — место, которое отныне стало мечетью, где собираются правоверные мусульмане.
Почти вся жизнь пророка Мухамеда прошла в постоянной молитве и в наставлении верующих. Кроме пяти обязательных молитв, которые Он проводил в мечети, Пророк много времени уделял уединенной молитве, а иной раз и большую часть ночи посвящал благочестивым размышлениям. Его жены совершали вместе с Ним ночную молитву, после которой они удалялись в свои покои, а Он многие часы продолжал молиться, ненадолго засыпая к концу ночи, чтобы вскоре проснуться к предрассветной молитве.
В марте 628 года Пророк, мечтавший о возвращении в Мекку, решил воплотить Свою мечту в реальность. Он отправился в путь с 1400 последователями, совершенно безоружными, в паломнических одеяниях, состоявших из двух простых белых покрывал. Однако последователям Пророка было отказано во въезде в город, несмотря на то, что многими гражданами Мекки исповедовался ислам. Во избежание столкновений паломники принесли свои жертвы вблизи Мекки, в местности, называемой Худайбийа.
    продолжение
--PAGE_BREAK--В 629 году пророк Мухамед приступил к планам мирного овладения Меккой. Перемирие, заключенное в местечке Худайбийа, оказалось недолговечным, и в ноябре 629 года мекканцы напали на одно из племен, состоявшее в дружественном союзе с мусульманами. Пророк двинулся на Мекку во главе 10 000 человек, самой огромной армии, которая когда-либо покидала Медину. Они расположились вблизи Мекки, после чего город сдался без боя. Пророк Мухамед с триумфом вошел в город, сразу же направился к Каабе и семижды совершил ритуальное обхождение вокруг нее. Затем Он вошел в святыню и разрушил всех идолов.
Лишь в марте марте 632 года пророк Мухамед совершил Свое единственное полноценное паломничество к святыне Каабы, известное как Хаджат аль-Вида (Последнее паломничество). Во время этого паломничества Ему были посланы откровения о правилах хаджа, которым и по сей день следуют все мусульмане. Когда Пророк достиг горы Арафат для «предстояния перед Аллахом», Он провозгласил Свою последнюю проповедь. Уже тогда Мухамед был тяжело болен. Он продолжал по мере сил руководить молитвами в мечети. Улучшения в болезни не было, и Он слег окончательно. Ему было 63 года. Известно, что последними Его словами были: «Мне уготовано в Раю пребывание среди самых достойнейших».
2. Коран
Термин Коран наряду первоначально употреблялся Мухаммадом для обозначения отдельных откровений, составлявших его проповеди. С увеличением числа откровений, появлением их новых записей и по мере все большего противопоставления Корана писаниям иудеев (ат-Таура) и христиан (Инджил) в тексте Корана появляется и термин ал-Китаб — «Книга», частотность употребления и важность которого возрастают в сурах мединского периода жизни Мухаммада. Впоследствии термины айа, сура и К. приобрели узкое терминологическое значение: первый — как обозначение наименьшего уровня членения кора-нического текста, второй — как обозначение промежуточного уровня, третий — как обозначение всей Священной книги. К. обозначается также термином ал-мусхаф — «свиток» — и рядом других, которые в тексте К. не встречаются.
При жизни Мухаммада текст К. передавался главным образом по памяти. Существовали записи лишь отдельных откровений, сделанные первоначально независимо от Мухаммада, а в Медине, видимо, и по его указанию. Согласно наиболее аргументированной точке зрения, первые записи полного текста К. появились в кругу ближайших сподвижников Мухаммада после его смерти в 632 г. и несколько отличались друг от друга количеством и порядком расположения откровений, названиями некоторых сур, написанием ряда слов и т. п. Решение о составлении сводного текста Корана было принято в критический для ислама период, когда шла борьба против арридды за утверждение власти мединской общины над Аравией. Наибольшей поддержкой пользуется гипотеза, основанная на мусульманском предании, согласно которой между 650 и 656 гг. по приказу халифа 'Усмана специальной коллегией под руководством Зайда б. Сабита был подготовлен список Корана, постепенно вытеснивший другие записи и впоследствии признанный каноническим. Он был создан на основе одной из прежних версий с учетом других записей и свидетельств лиц, знавших проповеди Мухаммада наизусть. Этот второй этап работы над текстом связан с потребностями уже иного периода, когда победоносные мусульманские армии овладели Ираком, Сирией, Египтом. Самые ранние сохранившиеся списки Корана относятся, по-видимому, к рубежу VII— VIII вв.
В процессе развития арабского письма, вызванного не в последнюю очередь необходимостью однозначного понимания текста Корана, его внешняя форма претерпела дальнейшие изменения. Процесс улучшения письма был завершен в основном в конце IX в., когда в текст Корана были введены диакритические знаки, однако и после этого сохранялась возможность некоторых разночтений. Появление, а потом и окончательное закрепление огласовок в Коране, т. е. становление в полном смысле единообразного текста, неразрывно связано с острыми идеологическими дискуссиями, проходившими в мусульманском обществе в VIII—X вв. После появления сочинения Ибн Муджахида (859—936) семь способов «чтения» Корана (ал-кира'а) были признаны одинаково правомерными. Орфография, структура текста и правила «чтения» были окончательно канонизированы изданием Корана в Каире (1919, 1923, 1928 гг.), которое следует одному из этих вариантов «чтений»— варианту рави («передатчика») Хафса (ум. в 805 г.) от куфийского кари' («чтеца») Асима (ум. в 744 г.).
Работа над текстом Корана не была, как и прежде, явлением, изолированным от процессов и перемен, происходивших в исламском мире. На этот период приходится пик деятельности мусульманских реформаторов, стремившихся к обновлению ислама через возрождение «великих исламских традиций». В этой связи создание канонического текста Корана представлялось делом исключительно актуальным, важным в первую очередь для осознания единства мусульманского мира. Ведь именно в это время ликвидацией султаната в Турции (1922 г.) халифат был отделен от светской власти, а затем и упразднен (1924, г.), что воспринималось многими мусульманами как катастрофа. С другой стороны, успешная работа над текстом Корана должна была продемонстрировать приоритет мусульманских ученых перед западными ориенталистами в этой важнейшей для исламского мира области.
Существующий текст Корана содержит 114 сур развой величины (от 3 до 286 айатов). После первой короткой суры—Фатихи—следуют самые длинные и прослеживается тенденция к уменьшению длины сур от начала Корана к его концу. По времени произнесения суры в соответствии с традицией, закрепившейся в мусульманской науке, подразделяют на мекканские (610—622 гг… 90 сур) и мединские (622—632 гг., 24 суры, которые в большинстве своем длиннее мекканских). Европейские ученые (Г. Вейль, У. Мюир, Т. Нёльдеке, X. Гримме, Р. Блашер, Р. Белл и др.) на основании анализа намеков на исторические события, развития стиля и словоупотребления, эволюции идей и проповеди Мухаммеда предложили ряд более детальных хронологий, которые тем не менее остаются условными. Большинство сур составлены из отрывков различных откровений, часто не связанных тематически и произнесенных в разное время. Такая мозаичность изложения обусловлена в первую очередь характером фиксации текста.
В соответствии с потребностями культа и для благочестивых упражнений текст Корана был поделен на 30 джузов и 60 хизбов.
Большая часть текста Корана—полемика в форме диалога между Аллахом, «говорящим» от 1-го или 3-го лица либо через посредников (дух, Джибрил) (но всегда устами Мухаммеда), и противниками Пророка или же обращение Аллаха с увещеваниями и предписаниями к последователям Мухаммада. Согласно принятой в науке гипотезе, язык Корана—мекканский вариант межплеменного поэтического койне аравитян.
Своеобразие языка Корана, неоднородность его формы и стиля обусловлены длительностью создания Корана, разнообразием содержания, поисками Мухаммедом точных средств выражения для идей и социальных реалий, находивших свое осмысление в процессе его пророческой деятельности.
Значительная часть текста Корана, особенно ранние суры, представляет собой рифмованную прозу (садж). Неоднородность стиля Корана -связана во многом с традиционными стилистическими особенностями выступления доисламских аравийских прорицателей (кахинов), племенных вождей (саййидов), военных предводителей, племенных ораторов или поэтов (ша'иров). Объединяв в своем лице несколько традиционных социальных ролей, Мухаммад мог выступать в качестве каждого из этих лиц, используя, естественно; закрепленную традицией стилистику обращения к слушателям, переосмысливая и сплавляя воедино в пророческом откровении существовавшие формы и традиции. Суры раннего периода—это короткие обращения, исполненные поэтической красоты и силы. Мухаммад передает в них поток идейи образов, внезапно возникших в его сознании под воздействием идеи всемогущества единого богатворца. Эти суры отражают смятение и страх перед Аллахом и Судным днем, неуверенность и горечь, отчаяние, вызванные тщетностью попыток обратить своих соплеменников в«истинную веру». Более поздние увещевания ипоучительныепритчи уже, как правило, спокойны и размеренны. Для позднемекканских и особенно для мединских сур характерны длинные периоды, иногда перебиваемые эмоциональным» призывами и обращениями. В целом язык Корана насыщен эпитетами и развернутыми сравнениями при относительно небольшом числе метафор, метонимий и т. п. Синтаксис Корана обусловлен формой диалога, а которой ведется изложение. Для него характерно отсутствие описательных оборотов и вводных предложений.
Своеобразие Корана как историко -культурного памятника и как исторического источника заключается в двойственности его идеологической основы. Он запечатлел не только многие элементы социальной психологии и религиозного сознания языческого мира, разрушавшегося родового общества, но и процесс утверждения монотеизма, новых социальных институтов, и этико-культурных норм. Коран закрепил божественной санкцией результаты, длительного процесса перестройки социальной действительности, доминирующее положение институтов и норм, уже существовавших в обществе оседлых центров Внутренней Аравии.
Причину социального неблагополучия Мухаммеда нашел в ошибочном культе, в нарушении заповеданных прежде установлений, поэтому, формулируя новые религиозные и социально-правовые идеи, Мухаммед видел в них восстановительные в первоначальном виде старые.
Главная идея проповеди Мухаммеда – необходимость обращения к единобожию. Аллах в Коране— первопричина жизни и творец мироздания. Поэтому многобожие безусловно осуждается, наказание за него — страдания в жизни «земной» и «будущей». Предупреждения о Судном дне (йаум ад-дин), описание ада (джаханнам) и рая (ал-джанна), поучительные рассказы (ал-масани) о наказании «народов, отвергнувших пророков (например. Худ,, Салих, Ибрахим, Нух, Муса, Иса), назидательные истории, восходящие к апокрифическим иудео-христианским преданиям и аравийскому фольклору составляют значительную часть содержания Корана. При этом рассказы о пророках и непокорных народах во многом отражают личный опыт самого Мухаммада, а библейские рассказы наполняются новым, актуальным для его слушателей содержанием, отражая аравийскую действительность.
Коран запечатлел борьбу Мухаммада с язычеством и язычниками, полемику с иудаизмом и христианством, которые существовали в Аравии в сектантских формах и рассматривались в Коране как религии, предшествовавшие и генетически родственные исламу, а также, возможно, и борьбу с другими представителями доисламских монотеистических течений.В ходе этой полемики происходило развитие проповедей Мухаммада: их насыщение религиозно-философскими идеями и сюжетами иудео-христианского круга и, опосредованно, некоторыми представлениями, восходящими к зороастризму и манихейству. Все это обусловило серьезную эволюцию коранических представлений на протяжении всего периода проповеднической деятельности Мухаммада и привело к противоречивости и непоследовательности в трактовке ряда важнейших элементов вероучения. В частности, эволюционировало представление о самой сущности посланнической миссии и характере «ниспослания» откровений. Постепенно складывались и коранические представления о мире сверхъестественном
Значительную часть содержания Корана и особенно сур мединского периода жизни Пророка, в ходе которого он стал полновластным правителем общины мусульман (ал-умма), составляют религиозно-правовые предписания, определяющие образ жизни и поведение мусульман, некоторые правила отправления культа, складывавшиеся в процессе становления ислама как религии и осознания Пророком и его последователями ее самостоятельности.
3. Аллах
Аллах – это единый и единственные Бог, творец мира и господин Судного дня. Кратчайший символ веры в исламе гласит: «Нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха!» В Коране постоянно говорится о совершенстве, могуществе и величии Аллаха. Ему подчинено и повинуется все в мире, ничто не может совершиться без его воли и его знания об этом. Он властвует над людьми и опекает свои творения. По отношению к людям он милостив, милосерден и всепрощающ. Люди же должны, осознавая могущество и величие Аллаха, полностью подчинить себя ему, быть покорным, богобоязненным, благочестивым, во всем верить Аллаху и полагаться на его волю и милость.
Много раз в Коране рассказывается о конкретных проявлениях единственности и величия Аллаха. Он — творец, сотворивший все, что существует в мире, в том числе человека и то, чем человек живет. Аллах творит вещи своим приказом. Он единственный подлинный царь и судья для людей. Аллах воздает людям за их добрые и греховные поступки.
Аллах многократно проявлял и проявляет себя людям в своих творениях. Все существующее на свете – это чудо, сотворенное Аллахом – это его знамения людям. Одним из дарованных людям чудес Аллаха это Коран.
В Коране многократно говорится о том, что все, что делает человек, сотворено Аллахом, что все в мире происходит лишь с ведома Аллаха, по его решению и приказу. Одновременно всячески подчеркивается, что человек ответственен за свои поступки, прежде всего за поступки неправедные, что на суде Аллаха каждый получит воздаяние согласно своим поступкам. Контрастность этих суждений об отношениях бога и человека стала поводом для многих сомнений и споров. То же самое произошло с Сохранившими элементы образного мифологического мышления аравийцев айатами. где об Аллахе говорится метафорически как о существе, имеющем части тела, как у человека (рука. лицо, глаза), и совершающем человеческие действия (сидит на троне, приходит и т. д.).
Учение об Аллахе стало основой мусульманской религии и богословия, а догмат о единственности и единстве Аллаха – главным догматом ислама, в соответствии с которым должна быть приведена вся жизнь мусульманина.
Для мусульманских философов Аллах был предметом рассуждений иного плана, чем в богословии. Они уделяли главное внимание познанию божества с помощью разума, рациональным доказательствам необходимости его существования. Для них Аллах – высшее и необходимое совершенство, высший Разум и высшая Любовь. Аллах творит мир, воплощаясь в нем через иерархию эманаций.
4. Описание Ада
Ислам учит, что Ад – это реальное место, уготовленное Богом для тех, кто не верит в Него, отвергает Его законы, и отклоняет Его посланников. Ад – фактическое место, не простое настроение или духовное юридическое лицо. Ужасы, боль, мучение, и наказание – всё реально, но отличны по природе от их земных подобий. Ад – окончательное оскорбление и потеря, и ничего нет хуже этого. Ад существует в настоящее время и продолжит существовать всегда. Он никогда не кончится, и его обитатели останутся в нём навсегда. Традиционное мусульманское убеждение: никто не выйдет из Ада, кроме верующих грешников, которые верили в Абсолют Бога в этой жизни и верили в определённого пророка, посланного им. Политеисты и неверующие останутся в нём навсегда. Эта вера была известна издревле и базируется на ясных аятах Корана, а также подтверждается сообщениями Пророка Ислама. Ад имеет различные названия в исламских текстах. Некоторые из них:
Джахим – огонь – из-за его палящего огня.
Джаханнам – Геенна из-за его глубины.
Ляза – обжигающий огонь из-за его пламени.
Саир – палящий огонь – из-за его обжигающего жара.
Сакар –Преисподняя –из-за интенсивности его жара
Хутама сокрушилище – потому что он уничтожает и сокрушает всё, что брошено в него.
Хавия – пропасть или бездна – потому что тот, кто будет брошен в него, бросается сверху вниз.
Пророк Ислама сказал: «Когда один из вас умирает, ему будет показано его место (в Раю или Аду) каждое утро и каждый вечер. Если он из обитателей Рая, то увидит своё место в Раю. Если он из обитателей Ада, он увидит своё место в Аду. Ему будет сказано: ‘Это – твоё место’, пока Аллах не воскресит вас в День Воскресения.»
Нет никакого точного упоминания в Коране или высказывании пророка Мухаммада, точно определяющего местоположение Ада. Никто не знает его точное место кроме Всевышнего. Благодаря некоторым лингвистическим намёкам и контексту некоторых хадисов, некоторые учёные полагают, что Ад находится в небесах, другие же говорят, что он находится в глубине земли. Ад имеет различные уровни высокой температуры и наказания, каждый сохранен согласно степени их неверия и грехов тех, кого наказывают. Чем ниже уровень Ада, тем выше его температура. Так как лицемеры будут подвергнуты худшему наказанию, то они будут находиться в самой низкой части Ада.
Пища в Аду не будет ни насыщать, ни иметь вкуса. Она будет служить лишь наказанием обитателям Ада. Всевышний описывает деревозаккум – особую пищу Ада. Заккум – отвратительное дерево, его корни идут глубоко в основание Ада, его корни тянутся повсюду. Его уродливые плоды походят на головы дьяволов. Люди Ада так проголодаются, что они будут есть плоды мерзкого дерева заккум. Когда они наполнят им их животы, их станет корёжить, как от кипящего масла, порождая огромные страдания. Тогда они помчатся, чтобы пить чрезвычайно горячую воду. Они будут пить её подобно измученным жаждой верблюдам, но она никогда не удовлетворит их жажды. Наоборот их внутренности будут разрываться.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Как видно, описания Ада в Исламском Священном Писании являются ясными и графическими, также как и описания людей, которые заслуживают наказания в нём. Так ясно, что любой человек, верующий в Судный День и вечные судьбы будущей жизни, должен задуматься, чтобы по крайней мере попробовать не попасть в число людей, брошенных туда. Лучший, и единственно возможный способ избежать этой судьбы – серьезный поиск истинной религии Бога, переданной человечеству. Человек никогда не должен следовать религии просто потому, что “он был рожден в ней”, как нельзя следовать религии, потому что она в моде. Напротив, мы должны изучить правду об этом мире и будущей жизни, и убедиться, что пришли к тому суждению, от которого нет никакого возвращения, живя жизнью и системой убеждений, низведёнными и неизменными от Единого Всевышнего
5. Описание Рая
Действительность Рая – нечто такое, что люди никогда не будут способны понять до конца, пока они фактически не войдут в него, но Бог дал нам некоторое представление об этом в Коране. Он описал нам его как место, чрезвычайно отличающееся от жизни этого мира, как в самой его природе, так и цели жизни, видов наслаждений, которыми люди будут наслаждаться там. Коран говорит людям о Рае, который Бог предлагает им, описывает его благословение и объявляет его красоты к каждому. Он сообщает людям, что Рай является одним из двух образов жизни, уготовленных им в загробном мире, и что каждая хорошая вещь будет Раю настолько хороша, что мы с нашими земными способностями даже не можем себе вообразить. Это также означает, что Рай — место, где вся благодать была создана совершенно и где людям будут предлагать всё, что их души и сердца будут желать, и что люди будут далеки от желаний и нужд, беспокойств или печали, горя и сожаления. Каждый вид красоты и благости существует в Раю и будет предоставлен с совершенством, неизвестном прежде. Бог уготовил такие благословения там как подарок, и они будут предложены только людям, которыми Он доволен.
В то время как люди в этом мире испытывают некоторые удовольствия, они сталкиваются также перед большим количеством тяжелого труда и страдания. Если бы тщательно исследовать жизнь, которой они живут, они найдут, что количество затруднений, испытываемых ими намного больше, чем непринужденность и комфорт. Что касается будущей жизни, то там не будет никаких затруднений или страданий, и люди будут жить там в исключительной радости и удовольствии. Все причины горя, боли и страдания, испытываемый людьми в этой жизни, будет отсутствовать в будущей жизни. Сердца людей Рая будут чисты, их речь будет хороша, дела справедливы. Там не будет никакого пагубного, огорчающего, оскорбительного или провокационного разговора, поскольку Рай свободен от всех ничего не стоящих слов и дел. Удовольствия этого мира являются преходными, в то время как радости будущей жизни длительны и вечны. В этой жизни, если человек наслаждается чем-то, то это ненадолго, пока не надоедст и не начнёт искать нечто иное, что, как ему кажется, лучше, а иначе вообще потеряет ко всему интерес. Что касается восхищений Рая, человек никогда не будет чувствовать себя скучающим отчего-то, а наоборот, всякое удовольствие увеличится каждый раз, когда он чем-то развлекается.
Все удовольствия людей в Раю: одежда, еда, напитки, драгоценности и дворцы,- будут намного превосходить всё существующее в этом мире. Фактически, нет никакой возможности для сравнения, ибо даже наименьшее место в Раю лучше, чем этот мир и всё, что находится в нём. Рай свободен от всякой грязи этого мира. Удовольствия Рая превосходят воображение и не поддаются описанию. Они не походят ни на что известное людям в этом мире; независимо от того, насколько мы можем продвинуться по пути прогресса, чего бы мы ни достигли ничто по сравнению с радостями будущей жизни.
6. Исламский шариат
Исламский шариат разрабатывается на основе Корана и хадисов (речей Пророка) и представляет собой ряд постановлений, касающихся действий и поступков людей. Шариат не оставляет возможности для совершения какого-либо недостойного поступка. Все действия людей подразделяются на 8 категорий: фарз, важиб, суннат, мустахаб, мубах, харам, макрух тахрими, мустакрух.
ФАРЗ — это действие, обязывающее каждого человека в строгой форме выполнять предписания шариата. За исполнение будет вознагражден Аллахом. За невыполнение без уважительных причин — строго наказан. Кто не верит в истинность этих обязательств — переходит в категорию неверующих. Фарз разделяют на два вида: фарз айн и фарз кифая.
Фарз айн обязан делать каждый мусульманин, например: пятикратная молитва, ураза.
Фарз кифая — это фарз, который возлагается на мусульманскую общину. Если некоторые выполняют этот фарз, то с других снимается ответственность. За выполнение каждый состоящий в общине будет вознагражден. Если никто не выполнит этот фарз, то вся община будет грешной. Например: ответить на приветствие, участвовать в похоронах.
ВАЖИБ также, как и фарз, является обязательным действием, требующим исполнения. За выполнение важибов человек будет вознагражден Аллахом, за невыполнение без уважительных причин считаться большим грешником. Кто опровергает важибы, тот большой несет грех, хотя и считается, что за это он не переходит в категорию неверных, как это было в фарзе.
СУННАТ. Эти действия выполнял наш пророк; он говорил, что за выполнение их ждет вознаграждение. Мы должны стремиться к выполнению каждого сунната. Кто без причины не выполняет суннаты, тот в день суда будет спрошен об этом, хотя и не относится к категории больших грешников. Они не будут иметь в день суда заступника в лице пророка.
МУСТАХАБ — это действия, часто выполняемые пророком. Выполняющие мустахаб будут вознаграждены (сауаб). Не выполняющие не будут считаться греховными и в День суда не привлекутся к ответу.
МУБАХ — это такое действие, которое можно делать и не делать. За исполнение и неисполнение нет награды и нет греха. Эти действия бесчисленны. Все то, что не обязывает и не осуждается шариатом, входит в мубах.
ХАРАМ — действие, категорически запрещаемое и осуждаемое исламским шариатом. Делающий харам является большим грешником. Кто, боясь греха, воздерживается от выполнения харама, тот будет вознагражден Аллахом. Опровергающий харам теряет веру и переходит в категорию неверующих. Харам различается двух видов: харам зулми и харам гайри зулми.
Харам зулми — это такой харам, совершение которого наносит вред посторонним людям, кроме производящего. Например, кража. Совершивший харам зулми и поклявшийся впредь не совершать его, будет прощен Аллахом лишь в том случае, если простит пострадавший.
Харам гайри зулми — харам, совершение которого приносит вред только производящему его. Например, потреблять недозволенное. Если совершивший харам гайри зулми покаялся в содеянном и зарекся не повторять — Аллах возможно простит его.
МАКРУХ — это действие, которое Махаммад аляйхи-с-салям запретил совершать. Кто не делает макрух, сознательно боясь греха, тому будет награда от Аллаха — сауаб. Совершающий будет грешным. Кто опровергает и говорит, что эти действия можно делать — становится грешником, хотя и не переходит в категорию неверующего.
МУСТАКРУХ — это действие, которое пророк Махаммад, аляйхи-с-салям, предпочитал совсем не совершать. Он разъяснял, что сделав мустакрух, человек получит только вред. Мустакрух, не являясь большим грехом, показывает, тем не менее, большую невоспитанность человека.
7. Фарз
Фарз — это действие, обязывающее каждого человека в строгой форме выполнять предписания шариата. За исполнение будет вознагражден Аллахом. За невыполнение без уважительных причин — строго наказан. Кто не верит в истинность этих обязательств — переходит в категорию неверующих.
Фарз разделяют на два вида: фарз айн и фарз кифая. Фарз айн обязан делать каждый мусульманин, например: пятикратная молитва, ураза. Фарз кифая — это фарз, который возлагается на мусульманскую общину. Если некоторые выполняют этот фарз, то с других снимается ответственность. За выполнение каждый состоящий в общине будет вознагражден. Если никто не выполнит этот фарз, то вся община будет грешной. Например: ответить на приветствие, участвовать в похоронах.
ФАРЗ АЙН
Познать единство Аллаха, изучать его атрибуты.
Знать и верить, что Мухаммад (аляйхи-с-салям) это посланник Аллаха для направления людей на истинный путь.
Верить в истинность того, что все постановления ислама, сообщенные Мухаммадом, являются истинными и от Аллаха.
Обязан сказать основную формулу ислама (В душе свидетельствую, что нет на свете божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, а Мухаммад послан Им, чтобы показать людям истинный путь) перед свидетелями и подтвердить, что ислам — последний единственный путь Аллаха.
Ежедневно совершать пятикратную молитву.
В месяце рамазан ежедневно держать уразу.
Чье достояние доходит до установленной нормы — давать бедным узаконенный закат (очищение).
Имеющему достаток и возможность совершить в жизни хотя бы один хадж (паломничество) в Мекку.
От посевов, лесонасаждений, сенокосных угодий, пчелиных улей давать бедным ушур (10 проц.)
Изучать и знать действия, совершаемые людьми, которые входят в фарз: знать ритуалы их совершения.
Ходить на пятничную молитву.
Подчиняться воле Аллаха и совершать предписанные постановления.
Каждое постановление шариата исполнять чистосердечно, только во имя Аллаха.
По возможности постоянно помнить и не забывать в душе Аллаха.
Не совершать действия, осуждаемые шариатом.
За ранее совершенные грехи покаяться и настроиться больше их не совершать.
Изучая природу, видеть в ней могущество и величие Аллаха.
Быть довольным Аллахом за Его дары.
Приступив к выполнению какого-либо действия положиться на Аллаха (причинно-следственная зависимость).
Если настигла какая-то беда (болезнь, смерть, катастрофа и т. д.) считать, что все это происходит по воле Аллаха и проявлять сдержанность, терпеливость (остерегаться возникновения плохих мыслей по отношению к Аллаху).
Считать Сатану своим врагом, остерегаться выполнить греховные поступки, внушаемые им.
На словах и в любом деле быть на стороне истины и справедливости.
На суде будучи свидетелем, говорить исключительную правду, не искажать действительность.
При необходимости обязан служить в армии, защищать родину.
Обязан трудиться и добывать средства для содержания себя и своей семьи, чтобы мог спокойно выполнять предписанные постановления шариата.
Одеваться по мере необходимости.
По мере необходимости пить и есть.
Каким бы то не было путем, если попало чужое богатство, необходимо вернуть хозяину.
Пропущенную молитву необходимо исполнить позже.
Открывшему уразу по желанию несвоевременно — заплатить (освободить раба или держать уразу 2 месяца).
Своевременно не выплатившему закат и ушур (10 проц.) рассчитаться потом.
Если кто-либо не смог расплатиться с долгами своевременно, обязан до смерти завещать своим наследникам, чтобы те рассчитались с долгами за него от части его достояния, которое остается как наследство.
Наследники обязаны полностью рассчитаться с долгами, даже если им и не досталось от наследства ничего.
Уразу, которая своевременно не держалось, восполнить.
Муж обязан содержать жену, обеспечив честность и справедливость, не проявляя к ней актов насилия.
Муж обязан подготовить для жены отдельный дом или комнату.
Муж обязан обеспечить жену необходимой общепринятой одеждой.
Муж обязан обеспечить жену необходимыми продуктами питания.
Дети обязаны по возможности хорошо относиться к родителям, уважать и подчиняться (чтобы те были довольны).
Дети обязаны содержать родителей, если они находятся в бедности.
Отец обязан содержать малых детей.
Мужчина обязан при необходимости содержать малолетних детей родственников и калек (если он сам калека или проживает в нищете — то освобождается).
Если зарекся (дал обет) нужно исполнить, коли это не выходит за рамки шариата.
Если задумал совершить какой-либо ритуал или молитву — обязан исполнить.
Если не смог исполнить задуманное (обещанное) — обязан рассчитаться выплатой штрафа (разное: освободить раба, накормить бедняка).
Когда слышишь чтение Корана -отставить все дела.
Муж обязан от чистого сердца отдать жене махр (обещанное ей при вступлении в брак — это ее личное).
Грязный перед шариатом (жунуб) человек обязан совершить полное омовение.
Женщина после месячных обязана совершить полное омовение.
После родов по выздоровлению (40 дней) женщина обязана совершить полное омовение.
Среди единомышленников разъяснять установленные фарзы.
В кругу единомышленников вести агитацию за совершение добрых дел и воздержания от недозволенного шариатом.
Воздерживаться от совершения запрещенных поступков.
Любые ритуалы шариата (тахарат, гусул, молитву и др. ) совершать со всеми предписаниями (фарзами, входящими, в эти действия).
ФАРЗ КИФАЯ
Досконально знать все постановления исламского шариата (т. е. хорошо изучить мусульманское законодательство).
Обучать невежественных мусульман исламскому шариату.
Знать весь Коран наизусть.
Производить общественно-необходимые средства производства и средства потребления.
Содержать старцев, у которых нет опекунов и которые не имеют средства к существованию.
Оказывать помощь калекам, беспомощным, больным, у которых нет содержателей.
Воспитывать сирот.
Наведывать больных, справляться о здоровье.
Покойника обмыть и одеть по шариату.
Покойному перед похоронами прочитать молитву (жаназу).
Выкопать могилу и похоронить покойника.
Ответить на приветствие.
Если человек чихнул и произнес «слава Аллаху» (альхамду лилляхи) ответить: «пусть тебе будет милость Аллаха (яархамика Аллаху).
Когда произносят или слышат имя пророка, к его имени обязательно добавляют слова салавата.
Принимать участие в военное время.
8. Важиб
Важиб также, как и фарз, является обязательным действием, требующим исполнения. За выполнение важибов человек будет вознагражден Аллахом, за невыполнение без уважительных причин считаться большим грешником. Кто опровергает важибы, тот большой несет грех, хотя и считается, что за это он не переходит в категорию неверных, как это было в фарзе.
После окончания уразы необходимо дать милостыню фитр садака за себя и за каждого члена семьи (равная стоимости 2 кг пшеницы).
Во время праздника Курбан-байрам сделать жертвоприношение (мясо раздается бедным).
В жизни один раз совершить хадж к святыням ислама (Мекку) в любое время (хадж, который в основном совпадет с праздником жертвоприношения Курбан-байрам).
Ежедневно в пятой вечерней молитве читать 3 ракята витр важиб.
Совместно с мусульманами читать праздничые молитвы 2 раза в году (после уразы и Курбан-байрам).
Во все три дня праздника жертвоприношения и в первых трех молитвах четвертого дня после фарза читать „такбир ташрик“.
Коран читать согласно правилам чтения, т. е. знать „тажуид“.
Читающему или слышащему аяты поклонения в 14 местах Корана сделать поклонения „саджаи тилауат“
Выполнять обещания.
Если намерен сделать что-либо и речь идет об этом, надо говорить „если бог даст“ т. е. если Аллах этого пожелает. (На арабском языке это будет звучать так: иншаа Аллах).
Произнося имя Аллаха, добавляют, слова, выражающие Его величие.
Жена обязана выполнять возложенные на нее обязанности и подчиняться мужу.
Учащийся (шакирд) обязан подчиняться и уважать своего учителя.
В душе желать каждому только хорошего, доброго, приятного.
По возможности оказывать помощь людям и животным, оказавшимся в трудном положении.
Принять, когда дают подарок, сувенир.
В ответ на подарок отблагодарить в свою очередь тем же.
На сделанное кем-то для тебя хорошее и приятное ответить тем же.
Если приглашен в гости — необходимо пойти. Исключение составляет лишь сомнение в чистоте пищи. Под чистой пищей понимается соответствие ее требованиям шариата. Не разрешается употреблять ворованное и свиное мясо, мертвечину.
Если сделал кому неприятность — необходимо извиниться и попросить прощения.
Сказать покупателю о недостатках своего товара.
Верующим братьям (сестрам) помогать друг другу.
По возможности о делах верующих быть хорошего мнения.
Разведенная или овдовевшая женщина до истечения установленного шариатом сроком должна скромно одеваться и не проявлять признаков радости.
Разведенная женщина должна оставаться в доме до истечения установленного срока за исключением, если ей грозит опасность
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Adobe Photo Shop для решения сформулированных задач на множестве практических примеров. Adobe Photo Shop самая популярная в мире программа
Реферат !!! За бронирование взимается 25% стоимости проживания за первую ночь !!!
Реферат Сравнительный анализ факторных рынков и их современное состояние в России
Реферат Гибкие производственные системы ГПС металлообработки деталей
Реферат Эффективность психологического воздействия рекламных средств на человека
Реферат Кубизм На примере творчества П Пикассо
Реферат Satanism Essay Research Paper SatanismI am hoping
Реферат Управление кредитным портфелем и пути его совершенствования в банках Республики Беларусь
Реферат Аналіз регуляторного впливу до проекту рішення Чернігівської міської ради
Реферат Vii метафизика и категории
Реферат Диагностика и лечение рефрактерной стенокардии
Реферат Направления психотерапевтической и коррекционной работы при неврозах у подростков
Реферат База данных "Архив"
Реферат Предмет и система финансового права
Реферат Xiii. Русская средневековая культура: определяющие ценности и доминанты национального развития