АНАЛИЗ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОУ СОШ № 24 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОВОРОССИЙСК ЗА 2010-2011 УЧ. ГОД.I. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ1.1.Организация процесса обучения. Школа, как и все ОУ города, жила и работала в режиме совершенствования структуры и содержания общего образования. Он обусловлен повышением качества общего образования, необходимостью сохранения здоровья детей, обеспечения конкурентоспособности общего образования, необходимостью обеспечения преемственности уровней образования, созданием условий для индивидуализации обучения. Как обновлено содержание образования и его структура в школе, что сделано за этот год нашим педагогическим коллективом? Работая над проблемой «Применение новых образовательных технологий в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса» педагогический коллектив добивался выполнения следующих задач в 2010-2011 учебном году: 1. Обновление содержания общего образования, совершенствования его структуры и качества. 2. Обеспечение условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся. 3. Усовершенствование системы мониторинга уровня сформированности ЗУН и качества знаний учащихся. 4. Внедрение в учебно-воспитательный процесс новых образовательных технологий, совершенствование педагогического мастерства учительского коллектива. 5. Активизация работы с одарёнными детьми, направленная на участие в предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах. 6. Использование различных форм организации образовательного процесса, способствующего здоровьесбережению, новому качеству образования и реализации воспитательного процесса и организации питания. 7. Развитие внеурочной деятельности учащихся, направленной на формирование нравственной культуры, их гражданской позиции, расширение кругозора. 8. Психолого-педагогическая поддержка учащихся, организация процесса с учетом их психологовозрастных особенностей. 9. Профориентационная подготовка в предпрофильных классах. Развитие профильного обучения в школе старшей ступени 10. Укрепление и развитие материально-технической базы школы, внедрение в учебный процесс современных информационных технологий. Эти задачи реализовывались через создание системы информационно – диагностической службы школы, педагогического мониторинга учебно – воспитательного процесса. Созданы материальные и санитарно-гигиенические условия, обеспечивающие комфортную образовательную среду для учащихся, продолжается работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся, через организацию горячего питания, здоровьесберегающих технологий, дней здоровья. Организованна система дополнительного образования учащихся. Обеспечена уровневая дифференциация содержание образования в соответствии со способностями, возможностями и образовательными потребностями учащихся. Растет профессиональное мастерство педагогов. Обеспечивается психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Школа ставит в центр внимания обучение и воспитание ученика с его личностными потребностями. Поэтому педагогический коллектив ориентирует учащихся на общечеловеческие духовно-нравственные, правовые и эстетические ценности, воспитание в них чувства патриотизма, потребность здорового образа жизни. На первом плане стоит проблема адаптации учащихся к жизни в современных условиях, социальная защита детства, работа по укреплению и сохранению здоровья детей, организация их полноценного питания, усиление борьбы с безнадзорностью среди несовершеннолетних. Школа была активной в создании модели организации образования по профильному и предпрофильному обучению. Осуществлялись меры по информатизации образования в рамках федеральной целевой программы: «Развитие единой образовательной среды в школе». Организовывалась информационно-просветительская работа с родителями, учащимися, им оказывалась психолого-педагогическая и социально-правовая помощь в воспитании детей, шла работа по программе родительского всеобуча. Родители и управляющий совет привлекались к контролю внебюджетных средств. Пополнялась материально-техническую база школы. В школе делается все для обеспечения доступности нашими учащимися качественного образования. Качество обученности составляет 41,4%. Успешность модернизации образования связана с умением администрации школы видеть перспективу стратегии управления. С целью обеспечения эффективной деятельности образовательного учреждения – принимаются локальные акты, положения, их приведение в соответствие, действующим федеральным и региональным документам. Школа работает в режиме развития. Основным содержанием этого режима является реализация отдельных экспериментов и целостной программ развития ОУ. Педагогический коллектив составляет 60 человек. Количество учеников на конец 2010-2011 учебного года – 925 учащихся. В течение учебного года из школы выбыло-26 учащихся, прибыло – 31 учащийся. Отсева учащихся в течение года не было. Занятия в школе проводились в две смены. Режим работы шестидневка. Всего в школе 39 классов. Функционируют общеобразовательные классы, предпрофильные, профильные классы, классы казачьей направленности. В предпрофильных классах вводятся элективные курсы по выбору, каждый девятиклассник посетил за учебный год 4 разных курса и элективный курс по физической культуре. В профильных классах идет более глубокое изучение предметов по сравнению с общеобразовательными классами, где учащиеся могут получать к тому же дополнительные образовательные услуги, овладевая более глубокой базовой общеобразовательной подготовкой. В классах казачьей направленности вводятся региональные предметы: ОПК, история Кубанского казачества, история казачества России, физическое воспитание на основе традиционных казачьих средств, фольклор Кубани, декоративно-прикладное искусство кубанского казачества. Школа располагает необходимой учебно-материальной базой, которая обеспечивает выполнение учебных программ по предметам. Продолжая реализовывать стратегию личностно-ориентированного образования и обеспечивая усвоение учащимися содержания образования, в школе развивается дополнительное образование через предметы, специальные курсы, занятия по интересам. Проводятся индивидуальные, коррекционные занятия, факультативы по предметам Реализуя права учащихся на образование, в школе накоплен достаточный опыт обучения по такой форме, как домашнее обучение. Обучение учащихся в прошедшем учебном году велось по учебному плану школы, составленному на основе базисного плана. Внутришкольный контроль, как система управленческих действий была направленной на выявление соответствия результатов учебно-воспитательного процесса в школе, действующим директивным установкам и нормативным документам. Главной целью контроля являлась задача реализации плана работы школы, разделы которого и были основными направлениями внутришкольного управления. К наиболее значимым в системе объектов контроля были определены вопросы: организация образовательного процесса в соответствии с Уставом школы, календарным учебным планом, расписанием занятий; организации текущей работы всех подразделений и функциональных служб школы; контроль, анализ, оценка и коррекция состояния и результатов образовательного процесса; контроль и анализ обучающей и воспитательной деятельности педагогических кадров; организация профилактики негативных моментов (неуспеваемости, пропусков уроков, перегрузки школьников). планирование, организация, руководство и контроль работы с педагогическими кадрами школы; планирование и организация итоговой аттестации учащихся; контроль за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности; уровень преподавания учебных дисциплин, ход обучения, воспитание развитие учащихся; уровень усвоения и качества знаний школьников; организационные вопросы всеобуча; работа с семьёй, общественностью по воспитанию и обучению детей; исполнение нормативных документов и принятых решений. Обсуждение результатов проверки по итогам контроля направленных на устранение выявленных недостатков проводилось на педсоветах, совещаниях при директоре, при заместителях директора. Однако имели место случаи несвоевременного выполнения учителями функциональных обязанностей (несвоевременная запись занятий в журналах, отсутствие системы опроса, нерегулярный контроль за посещаемостью занятий). Эффективность работы школы определялась наличием системного подхода к управлению всеми его звеньями. Качественное изменение методов и способов управления школой связано с переходом на автоматизированные системы управления (автоматизированное рабочие место директора, завуча, секретаря, психолога, библиотекаря) созданием новой системы управления качеством образования, основанной на активном и гибком управлении учебным процессом. Но вместе с тем в новом учебном году необходимо работать над следующими основными задачами: Усиление внутришкольного контроля за исполнительской дисциплиной учителей. Расширение информационной среды управления качеством общего образования. Обеспечение более высокого качества образования в школе за счет дальнейшего совершенствования системы управления образовательного процесса. ^ 1.2.Материально-техническое обеспечение учебно – воспитательного процессаДля проведения учебно-воспитательного процесса в школе функционирует 23 учебных кабинета, 2 кабинета информатики, оснащённых компьютерной техникой, мультимедийными проекторами, интерактивной доской, создана локальная сеть. В школе имеется спортивный и тренажёрный залы, мастерские, столовая, библиотека с книжным фондом (8 884 книги, из них учебников – 8087, художественных – 16 971), медицинский и стоматологический кабинеты, кабинет психологической службы, методический кабинет, кабинет участкового инспектора. Ежегодно школа обновляется к новому учебному году. Огромная семья педагогов, детей и родителей прикладывают максимум усилий для создания в ней уюта, комфорта и всех необходимых условий для достижения успеха в учебно-воспитательной работе. Педагогический коллектив школы совершенствует работу по обновлению современной школьной инфраструктуры, эстетическому развитию интерьера школы. В течение учебного года были подготовлены документы и получена бессрочная лицензия на право ведения образовательной деятельности (Приказ ДОН Краснодарского края от 05.04.2011 г. № 1424). Школа располагает современной материально-технической базой, обеспечивающей необходимые условия для учебной деятельности, развития способностей и интересов учащихся. В 2011 году из средств Госстандарта было приобретено: спортивное оборудование на сумму – 199.925 руб. интерактивная доска с комплектующими на сумму -108.790 руб. музыкальное оборудование на сумму – 99.999 руб. нетбуки в начальную школу – 99.999 руб. ноутбуки на сумму 60 000 руб. учебники на сумму 99.999 руб. С сентября 2010 года были приобретены учебная литература на сумму 83661, 20 руб., сервер на сумму – 22.930 руб. Каждое лето проводится косметический ремонт и по необходимости капитальный отдельных участков. Так в истекшем году ставилась задача завершить замену оконных блоков. Эта задача выполнена за средства муниципального бюджета. За внебюджетные средства отремонтированы мастерские, кабинет физики, другие учебные кабинеты, спортивный зал, раздевалки, подведена вода в кабинеты химии и физики, в 8 кабинетах установлены шкафы-купе, произведена замена пожарной лестницы в начальной школе, проводится капитальный ремонт фасада начальной школы. В здании школы открыт музей, который в городском смотре занял II место. Обновлены стенды по терроризму, созданы новые стенды по горячему питанию, по символике, «Военно-патриотическая работа», «Юный пожарный», «Юные инспектора движения», необходимость которых продиктована временем. В щколе поддерживается безопасность двора (есть ограждения), за счет внебюджетных средств оплачиваются услуги круглосуточного содержания «тревожной кнопки». В новом учебном году коллективу необходимо продолжить работу над следующим: 1. Капитальным ремонтом фасада основного здания школы. 2. Замена полового покрытия на 1 и 2 этажах основного здания школы. 3.Пополнение библиотечного фонды школы, приобретение стеллажей в библиотеку. 4.Замена мебели в учебных кабинетах.^ 1.3.Кадровое обеспечение учебно-образовательного процесса. Главным условием качества образовательных услуг является высокий уровень профессиональной компетенции учителя «Кадры решают всё», - цитата старая, а смысл в ней новый. Основным ресурсом формирования развивающей образовательной среды являются кадры. В 2010-2011 учебном году образовательный процесс осуществляло 60 человек (из них 3 чел. находились в отпуске по уходу за ребёнком). Из них: с высшим образованием - 51 (85%); со средним специальным - 7 (12%); с незаконченным высшим - 1 (1.65); с высшей категорией - 27 (45%); с первой категорией - 3 (5%); не имеют категорию - 20 (33%). Награды имеют 8 педагогов (13%). Из них: - «Заслуженный учитель Кубани» -1 человек (Никтовенко С.М.). - «Почетный работник общего образования РФ» - 2 человека (Улитин А.В., Дрейт О.В.). - «Почетную грамоту Министерства образования» -2 человека (Каладжан Т.И., Захарова Г.Н.). -«Отличник просвещения» - 3 человека (Никтовенко С.М., Лещенко Н.И., Бибикова Н.Н.). - звание «Лучший учитель России» имеют 4 человека (Исхнопуло Н.Г., Баскакова Е.В., Санникова Ю.А., Голеницкая Н.А.). -звание "Ветеран труда" имеют 22 учителя. Среди работающих педагогов 8 человек пенсионного возраста. В рядах педагогического коллектива молодые специалисты: Ляшенко Д.С. (наставник Каладжан Т.И.) Катаева Л.К. (наставник Захарова Г.Н.) По результатам аттестации педкадров в 2010 – 2011 учебном году присвоена квалификационная категория: высшая – 3 педработникам: учителю истории Дрейт О.В., учителю МХК Ковалёвой Н.В., учителю химии Голеницкой Н.А. первая – 2 педработникам: учителям физической культуры Фефеловой Л.В. и Шиловской К.А. вторая – 3 педработникам: учителю истории Фединой Л.И., учителю английского языка Чернышовой К.Р., учителю технологии Богданову И.В. Кадровая направленность деятельности школы предполагает курсовую переподготовку учителей. В этом году её прошли 4 человека, 6 человек прошли первый этап модульных курсов.^ 1.4. Анализ работы школы по охране труда и технике безопасности. Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и иные мероприятия. Работа по охране труда основывалась на обязательных нормативно-правовых документах по ОТ, основанных на приказах Минобразования РФ. В начале 2010-2011 года была спланирована работа, определены положения по ОТ, разработаны программы, соглашения. Разработаны и утверждены инструкции и должностные обязанности педколлектива и администрации школы. Созданы следующие комиссии: комиссия по ОТ, комиссия по предупреждению детского травматизма, комиссия общественно-административного контроля за ОТ, соблюдения правил ТБ на рабочих местах, комиссия по проверке знаний по ОТ. Составлены и реализованы планы: Работы школы по ОТРаботы комиссии по ОТПлан проведения дня ОТПротивопожарных мероприятийПроведение тренировок по эвакуации при пожареПроверки знаний по ОТРаботы школы в зимних условияхРаботы по предупреждению детского травматизмаПрофилактики по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихсяОрганизационно-технических мероприятий по улучшению условий труда. Утверждены правила «внутреннего трудового распорядка». Возложена ответственность на заместителей директора школы по ОТ и ТБ на разных участках работы, а также ответственность за соблюдение правил ТБ в кабинетах на заведующих кабинетами, мастерскими, спортивным залом, на руководителей кружков и секций. Разработан раздел в коллективном договоре, предусматривающий совместные мероприятия администрации и трудового коллектива по обеспечению требований ОТ, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.^ Травматизм работников школы в 2010-2011 году №/п Вид травматизма Несчастные случаи 1. Производственный травматизм нет 2. По дороге на работу нет 3. Профессиональные заболевания нет Вновь поступившие на работу работники проходят инструктаж с регистрацией в журнале «Вводного инструктажа», а все работники школы инструктируются на своих рабочих местах 2 раза в год с регистрацией в журнале «Инструктаж на рабочем месте».В школе аттестовано 5 рабочих мест. Подана заявка на аттестацию следующих 5 рабочих мест. В начале каждого учебного года назначается комиссия по приемке готовности кабинетов к началу учебного года, школьного оборудования, спортивного инвентаря. Проверка проводится с целью выявления неисправностей оборудования, устранения их в рамках соблюдения ТБ. Комиссия фиксирует проверку «Актом - разрешением» на проведение занятий в кабинетах, мастерских и спортивном зале. Так, в августе 2010 года после ремонта были проверены все кабинеты и на каждый кабинет составлен Акт-разрешение, а на мастерские и спортивный зал составлены дополнительные акты исправности оборудования. В кабинетах повышенной опасности в начале учебного года проводятся с учащимися инструктажи (вводный и повторный) по правилам ТБ при проведении лабораторных и практических работ (физика, химия, биология, физкультура, трудовое обучение) С сотрудниками школы регулярно проводятся занятия по профилактике травматизма, знаний ТБ, готовности в ЧС. Ежемесячно в коллективе проводятся Дни охраны труда. Работа проходит в рамках плана работы по ОТ. Рассматриваются следующие вопросы: трудовые отношения, правила внутреннего распорядка, законодательные документы. В кабинетах имеются стенды по ТБ, инструкции. Организовано хранение оборудования, инструментов в специально отведенных местах. В школе имеется уголок по ОТ, в котором представлены все информационные сведения по ОТ и ТБ. В 2010-2011 учебном году проведено большое количество мероприятий по изучению ПДД: лекции, викторины, классные часы. Классные руководители проводят занятия по ПДД и антитеррористической безопасности, ежемесячно проводят инструктажи и делают запись в журналах по ТБ. По пожарной безопасности в школе ведется большая работа: инструктажи с учащимися и работниками, проверка знаний вопросов противопожарной безопасности. Систематически проводится проверка пожарных щитов, школа полностью обеспечена огнетушителями. Согласно приказу директора школы назначен ответственный за противопожарную безопасность школы. Под контролем находится содержание запасных выходов. В школе проводились смотры рисунков, внеклассные мероприятия по противопожарной безопасности. Проведено 5 тренировочных эвакуационных мероприятий по сигнальной тревоге. Учащиеся покидают здание школы по тревоге, выполняя правильно все требования, и укладываются по времени. В школе организовано дежурство сотрудников охранной фирмы ООО «Черноморъ». Благодаря их работе, в школу не допускаются посторонние лица. Согласно плану работы школы на совещаниях трудового коллектива, совещаниях при директоре рассматривались вопросы по ОТ: состояние пожарной безопасности, подготовка к зиме, состояние электрооборудования и т.д. С целью предупреждения детского травматизма организовано дежурство учителей и учащихся, проводятся с учащимися беседы по профилактике травматизма^ Травматизм учащихся за 2010-2011 учебный год №/п Наименование несчастного случая Количество 1. ДТП 1 Учащаяся 7-А класса Титова Елизавета (во внеурочное время) 2. Бытовые травмы 9- учащийся 7 -А класса Хрустель Николай (во внеурочное время)- учащийся 6-Б класса Хомяков Валерий (во внеурочное время)- учащаяся 5-Б класса Баранова Кристина (во внеурочное время)- учащийся 6-В класса Шеметов Роман (во внеурочное время)- учащийся 8-Б класса Овчаров Александр (во внеурочное время)- учащийся 10-Б класса Выжов Сергей (в классной комнате)- учащаяся 5-В класса Крохмалева София (во внеурочное время)- учащаяся 5-А класса Сычева Анастасия (во внеурочное время)- учащийся 6-Б класса Галустян Эдуард (во внеурочное время) 3. Травмы, полученные во время спортивных мероприятий 3- учащийся 9-Б класса Шипунов Максим(во внеурочное время)- учащийся 5-В класса Галустян Гамлет (во внеурочное время)- учащийся 11-Б класса Шахаев Виталий (во внеурочное время) Жалоб и заявлений по ОТ не поступало, трудовых споров, связанных с нарушением ОТ не было. Представлений от уполномоченного не поступало.^ ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:Всем работникам школы вести целенаправленную работу по соблюдению мер ТБ.Классным руководителям регулярно проводить инструктажи согласно плану и делать соответствующие записи в журналах по ТБ.Продолжить работу по аттестации рабочих мест в школе.В связи с большим количеством случаев травматизма с учащимися школы усилить работу по профилактике травматизма, его предупреждению. Основные задачи на 2011-2012 учебный год:Проводить мероприятия по ОТ и ТБ.Осуществлять целенаправленную работу по соблюдению мер ТБ.Обеспечить работу по пожарной безопасности..Соблюдать санитарно-гигиенические правила и норы в школе.1.5. Анализ состояния организации питания учащихся. В истекшем учебном году школа продолжала работу по совершенствованию организации питания. Ведь питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье учеников, способствующих профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, созданию условий для адаптации учеников школы к окружающей среде. Школа имеет столовую на 200 посадочных мест, пищеблок. В наличии все нормативные документы: приказ об организации питания, договор с поставщиками продуктов. Состояние пищеблока соответствует требованиям и находится под постоянным контролем со стороны администрации. Контролю подлежали журналы бракеража готовой продукции, сырой продукции. Контролировался медицинский осмотр сотрудников пищеблока. Подлежали проверке: калорийность пищи, соблюдение натуральных норм питания, контроль сроков и условий хранения продуктов, наличие сертификата качества продуктов, соблюдение требований к оборудованию, наличие суточных проб, состояние весов, вес порций. В сентябре были проведены классные родительские собрания, на которых обсуждался вопрос об обязательном горячем питании учащихся. Регулярно проводились индивидуальные беседы с родителями о значении питания учащихся в школе. Проведён педагогический совет на тему: «Культура здоровья как фактор формирования здоровьесберегающей среды школы», на котором выступила ответственная по питанию с сообщением: «Питание - основной фактор, влияющий на здоровье ребёнка». Проведено общешкольное родительское собрание, на котором одним из вопросов повестки дня был вопрос об организации питания. В течение учебного года регулярно проводились мероприятия о культуре питания школьников: уроки – презентации о здоровом питании, беседы «Из чего состоит наша пища», «Что надо есть в разное время года», «16 советов по рациональному питанию», «Правильное питание- залог здоровья», конкурс мини-плакатов «Похрусти, а потом не грусти». Организована волонтёрская группа «Вкусняшки» из учащихся 7 «Б» класса, которая проводит мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни. Оформлен стенд «Пирамида питания». Создана страничка на школьном сайте «Питание школьников». Была организована работа по контролю за качеством питания учащихся. Созданы бракеражная и общественная комиссии по питанию. Было проведено 14 проверок общественной и 12 проверок бракеражной комиссиями качества питания учащихся и организации работы пищеблока. В течение года вёлся ежедневный мониторинг питания учащихся, в среднем за год охват питанием учащихся составил 99,7%, из них 30 % учащихся питаются бесплатно по справкам УСЗН, удостоверениям многодетности актам МБУ.Охват питанием учащихся (%) сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май 2009/2010 99,7 99,7 99,5 99,7 99,7 99,7 99,6 99,7 99,7 2010/2011 99,8 99,6 99,9 99,6 99,6 99,3 99,7 99,7 99,7 На должном уровне было организовано питание в следующих классах: 5-А ( Барышникова Т.И.), 5-В (Гунько М.Г.), 6-Б (Аванесян К.Р.), 7-А (Агаджанян М.Г.), 7-В (Кобелева В.Г), 8-А (Лещенко Н.И.), 8-Б (Баскакова Е.В.), 8-В (Токарева А.С.), 8-Г (Хабурзания Н.В.), 9-А (Дидикина Н.В), 9-Г (Задорожняя И.Ф), 11-Б (Дрейт О.В). Низкий уровень организации питания был в 6-А классе (Иванова Г.И.), 9-Б (Федина Л.И.), 10-Б (Каменщикова Н.С.).Рекомендации: На более высоком уровне организовать работу по культуре питания школьников. Регулярно обновлять страницу школьного сайта «Питание школьников». Организовать презентацию блюд для родителей. Активизировать работу волонтёрской группы «Вкусняшки». Добиваться более высокого процента питания учащихся. Развивать механизмы контроля школьного питания на основе рационального распределения функций в деятельности администрации, управляющего совета школы.Улучшить качество питания за счёт проведения мероприятий по укреплению МТБ пищеблока, усилению и расширению связи с поставщиком продуктов, направленной на осуществление оптимального питание учеников, адекватного возрастным и физиологическим потребностям^ 1.6. Итоги работы по сохранению и укреплению здоровья школьников. Организация учебно-воспитательного процесса с учетом его физиологического и психологического воздействия на организм учащихся. 1. Работа по сохранению и укреплению здоровья школьников – одно из важнейших направлений работы школы. На формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся была направлена реализация школьной программы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, вся физкультурно-оздоровительная работа. Формами и методами здоровьесберегающих технологий, применяемых в школе, являются: мониторинг состояния внутришкольной среды, содержания помещений школы; рациональное чередование учебной и внеучебной деятельности школьников; включение в режим учебного процесса физкультминуток и физкультпауз, занятия в спортивной секции; индивидуальное дозирование на уроках физкультуры объема, сложности, темпа распределения физической нагрузки для детей, отнесенных к подготовительной группе здоровья; просветительская работа с родителями и педагогами. Из здоровьесберегающих мероприятий проводились: зарядка в начале учебного дня (началась, к сожалению, только в 4 четверти), физкультпаузы на уроках, гимнастические упражнения для глаз, подвижные перемены, дни здоровья, проветривание кабинетов, проведение акции в весенний период "Витаминотерапия", спортивные секции, внеклассные мероприятия: неделя «Вместе против наркотиков и табакокурения», соревнования «Весёлые старты» и др., организация питания, медицинское обслуживание детей. Организация учебно-воспитательного процесса соответствует правилам и нормам СанПиНа. Строго соблюдаются нормативы максимальной аудиторной нагрузки и нормативы времени, отводимого на выполнение обязательной части домашней работы, а также иные гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса, установленного санитарными правилами. При организации учебного процесса учитывается его физиологическое и психологическое воздействия на организм учащихся. Соблюдение санитарно-гигиенических норм учебно-воспитательного процесса, нормирования учебной нагрузки и профилактики утомляемости школьников (режим, расписание, дозировка учебных и домашних заданий и т.д.) с учетом возрастно-половых, морфофункциональных особенностей детей, по результатам ВШК объем домашних заданий не превышает 50% объема аудиторной нагрузки.^ Дозировка домашних заданий: Класс Время на подготовку 1 класс (со второго полугодия) до 1 ч; 2 класс до 1, 5 часов 3-4 классы до 2 часов 5-6 классы до 2, 5 часов 7-8 классы до 3 часов 9-11 классы до 4 часов Безотметочная система оценивания знаний в 1-х классах.Введение интегрированных курсов (ОБЖ с физической культурой).Использование педагогами в своей работе индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся; соблюдение санитарно-гигиенических требований при использовании технических, видеоэкранных средств обучения; планирование урока с учетом уровней гигиенической рациональности урока, введением физпауз и чередования видов учебной деятельности.Проведение уроков физкультуры с учетом распределения учащихся по группам здоровья.Использование здоровьесберегающих образовательных технологий. 2. Организация и контроль за обеспечением сбалансированного питания учащихся и безопасной образовательной среды (воздушный и тепловой режимы, требования к школьной мебели, учебному оборудованию, ТСО и др.). В школе работают столовая и буфет, в которых организовано горячее питание учащихся. 3. В школе функционируют спортивный и тренажёрный залы. 4. Организация медико-психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития школьников. 5. Организация службы индивидуальной психологической помощи учащимся и учителям по преодолению стрессов, тревожности. Психолог школы проводит групповые и индивидуальные занятия с учащимися, с родителями. 6. Проведение физкультурно-оздоровительной работы: Начальная школа Средняя и старшая школа проведение физкультминуток, зарядки для глаз Проведение физпауз на уроках, занятия учащихся в спортивных секциях проведение подвижных игр на воздухе с использованием спортивного инвентаря участие в районных и городских спортивных соревнованиях регулярная организация Дней здоровья проведение школьных спортивных мероприятий по плану школы 7. Организация каникулярного времени учащихся: организация классными руководителями во время каникул экскурсий, походов, прогулок и подвижных игр. 8. Специальные уроки, курсы по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек:использование программы «Здоровый образ жизни»;изучение правил дорожного движения;проведение родительских собраний с приглашением врачей поликлиники и психолога;мероприятия по предупреждению наркомании, табакокурению и т.д.Реальным результатом системы работы школы по здоровьесбережению являются положительные качественные изменения в состоянии здоровья учащихся. Динамика учащихся по физкультурным группам. Учебный год Основнаягруппа Подготовительная Специальная 2010-2011 863 50 чел. 12 чел. Динамика учащихся по группам здоровья. Учебный год Первая Вторая Третья 2010-2011 863 50 12 В школе есть учащиеся, страдающие хроническими заболеваниями:- хроническим гастродуодентом - 18 чел.- бронхиальной астмой - 7 чел.- сахарным диабетом - 2 чел. Результаты мониторинговых исследований позволяют выделить причины и наметить пути по сохранению и укреплению здоровья. Среди них:- Организация учебного процесса в соответствии с нормами техники безопасности.- Организация мероприятий и условий по формированию у обучающихся здорового образа жизни.- Интенсификация психологической службы школы.- Профилактика алкоголизма, наркомании.- Сотрудничество с участковой поликлиникой (диспансеризация школьников).- Организация горячего питания, соблюдение питьевого режима, организация буфета.- Поддержание чистоты и порядка в школе.- Организация учебно-воспитательного процесса с учетом строгого соблюдения сангигиенических требований.- Разработка здоровьесберегающих программ, проведение Дней здоровья.- Построение учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий, а именно: введение интегрированных курсов, оптимизация учебной нагрузки, рациональная организация урока и т.д. При посещении уроков администрацией школы обращалось внимание на морально-психологический климат в классе, режим учебного труда и отдыха. В школе сложился здоровый морально-психологический климат, что подтверждается результатами анкетирования родителей, учителей и учащихся. Фельдшер школы проводила в соответствии с планом профилактический осмотр учащихся, профилактические прививки учащимся и работникам школы, ежегодную диспансеризацию учащихся школы, лекции по профилактике заболеваний о гриппе, курении, алкоголизме, наркомании, педикулёзе, чесотке. В течение года выполнялись рекомендации врачей по отношению к учащимся, проводилась индивидуальная работа с родителями. Несмотря на проводимую работу, в прошедшем учебном году был высок уровень заболевания учащихся ОРВИ и связанные с этим пропуски занятий учащимися, что требует большего внимания и усилий семьи и школы к закаливанию детей, к профилактической работе. Положительными факторами, влияющими на сохранение и укрепление здоровья детей и формирование здорового образа жизни, являются диспансеризация детей, система физкультурно-оздоровительной работы, правильный режим труда и отдыха, хороший психологический климат в школе. Отрицательными факторами являются недостаточная профилактическая работа по укреплению здоровья, неоднократное выявление курящих подростков, неполноценное питание, а также лечение болеющих детей. Резервом для совершенствования планирования деятельности школы является реализация программы по сохранению и укреплению здоровья детей, освоение здоровьесберегающих технологий, углубление мониторинга за состоянием здоровья учащихся, повышение качественного уровня преподавания уроков физкультуры, оздоровительная деятельность учащихся на уроке, координация работы классных руководителей, учителей, учителя физкультуры, родителей по профилактике нарушения осанки, проведение специального комплекса упражнений по её восстановлению, индивидуализация воспитательной работы с учащимися по профилактике заболеваний, вредных привычек. Выполнение этих задач предполагается обеспечить за счет продолжения реализации комплексной программы здоровья и действенного контроля за его выполнением.Основные задачи:Педколлективу необходимо работать над укреплением здоровья учеников, над гигиеническим обучением и воспитанием.Необходимо активизировать работу с родителями в этом направлении.Классным руководителям чётко следить за проведением влажной уборки и пр