/>/>/>Содержание
Содержание. 1
Введение. 2
1. История священства. 4
1.1. Священство в Ветхом Завете. 4
1.2. Священство в Новом Завете. 8
2. Таинство священства. 11
2.1. Всеобщее священство и священство иерархическое. 11
2.2. О таинстве священства. 13
3. Требования к священству. 20
3.1 Священство в IV и Vвеках. 20
3.2. Ранние и поздние отцы церкви о священстве. 22
Заключение. 27
Список литературы: 29
/>/>Введение
Актуальностьработы состоит в том, что священство есть Таинство, в котором Дух Святой правильноизбранного через рукоположение святительское, поставляет совершать Таинства ипасти стадо Христово. Православное учение рассматривает Священство как одно изсеми церковных Таинств. Его основой являются богоустановленность, историческаянепрерывность, прагматическая необходимость.
По степениразработанности проблемы можно сказать, что она недостаточно разработана,вследствие того, что по историческому направлению произошло сильное углублениев философию. По конфессиональному же пути можно рассматривать труды ранних ипоздних церкви, нежели современные труды этой направленности.
Была использована восновном современная литература (Пеликан Ярослав «Дух Восточного Христианства.Христианская традиция. История развития вероучения.», Православный Свято-ТихоновскийГуманитарный Университет «Искусство церкви», Гумелевский Филарет архиепископ«Историческое учение об отцах церкви») которые были изданы в 2007-2008 годах.Также была использована историческая литература, повествующая в основном ожитиях отцов церкви и их трудах.
Целью данной работыявляется рассмотрение идеала священства в православии. Для этого мы обратимся кхронологии, рассматривая священство с древнейших времен. Мы рассмотримсвященство в Ветхом и Новом заветах, рассмотрим таинство священства, рассмотримтруды ранних и поздних отцов церкви о священстве.
Объектомисследования является священство с I века и до церковного раскола. Предметом исследования является развитиесвященства. Методологической основой является структурирование,распространенность и проработанность проблемы идеала священства.
Данная работаможет быть использована, например, для чтения курса лекций по религиоведению. Атак же для размещения на соответствующих религиозных сайтах. Либо же для печатив соответствующих тематике журналах.
Хронологическимирамками работы являются I – V века.(Раскол 1054г.)
Территориальными рамкамиявляются страны, приверженные Православию, также перешедшие под нее.
Курсовая работа состоитиз: введения, трех глав, заключения и списка литературы.
При написанииработы были использованы следующие источники: Митр. Антоний (Сурожский), «Опастырстве»; Прот. С. (Булгаков), «О православии»; Диакон Андрей (Кураев) «Протестантамо православии»; Прот. Серафим (Слободской) «Закон Божий»; Архимандрит Киприан(Керн) «Православное пастырское служение»; Диакон А. Кобзарь «Почему я не могуоставаться баптистом и вообще протестантом»; Свято-Успенская Почаевская Лавра«Настольная книга священнослужителя»; Гумелевский Филарет архиепископ «Историческоеучение об отцах церкви»; ПеликанЯрослав «Дух Восточного Христианства Христианская традиция. История развитиявероучения. Том 2»; Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет«Искусство церкви».
/>/>1. История священства
В первойглаве мы рассмотрим историю священства, начала священного служения, религиозныйбиблейский идеал священства, узнаем, откуда взялись левиты и первосвященники, вчем была их суть. Сравним священство в Ветхом и Новом, заветах./>/>1.1 Священство в Ветхом Завете
Господь установилСвященство еще в Ветхом Завете, как повествует нам Моисей:
«И возьми к себе Аарона,брата твоего, и сынов его c ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он былсвященником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елиазара и Илифара, сынов Аароновых»(Исх. 28.1)
Господьповелел Моисею, чтобы он поставил для служения при скинии колено Левино иопределил к скинии первосвященника, священников и левитов, то естьприслужников. Первосвященник соответствовал нашим епископам (архиереям),священники – иереям, а левиты — диаконам и прислужникам. Под наименованиемлевиты разумеются все потомки Левия; но по отделении колена Левина дляотправления священнических обязанностей члены оного начали отличатся познаниеми обязанностями от других своих собратий. Посему-то мы и встречаем следующиеопределения: священники и левиты ( III Царств VIII, Иоанн. 1,19).
Обстоятельства,при которых совершилось учреждение священников и левитов, подробно описаны вкниге «Исход». Когда Моисей сошел с горы Синай и увидел идолопоклонство евреев,совершаемое ими перед золотым тельцом, он встал в воротах стана и сказал: «КтоГосподень, иди ко мне». На это призвание немедленно откликнулось колено Левия,колено, из которого он происходил сам: и собрались к нему все сыны Левины,-говорит Бытописатель. Он приказал им немедленное поражение всех участвовавших видолослужении перед тельцом, «и пало в тот день из народа около трех тысяччеловек». При этом, конечно, не было сделано никакого намека на высокуюнаграду, ожидавшую их за религиозную ревность, но вскоре затем, когда оказалосьнеобходимым ввести определенное служение в Скинии и религиозное воспитаниенарода. колено Левино специально было избрано на это высокое дело. В книге«Чисел» подробно изображены все постановления как касательно их исчисления, таки относительно обязанностей, лежащих на них ( гл. III ).
Все коленоЛевино было отдано в распоряжение Аарона и его сыновей. Господь так сказал присем Моисею: «В тот день, когда поразил Я всех первенцев в земле Египетской,освятил Я Себе всех первенцев Израилевых от человека до скота; они должны бытьМоими. И вот Я взял левитов из сынов израилевых, левиты должны быть моими». Поособенному указанию Божию, они приведены были перед Скиниею, при собрании всегонарода были омыты водою, очищены жертвами и по возложении на них рук со стороныпрочих Израильтян преданы Аарону и Аароном представлены и посвящены Господу.
Главнымиобязанностями левитов были следующие: помогать священникам в служениипервоначально в Скинии, а потом в храме; когда Израильтяне переходили с местана место, они должны были разбирать Скинию, переносить различные части оной иснова устанавливать ее, носить священные сосуды, музыкальные инструменты ипрочее. На содержание левитам, освобожденным от исполнения других каких-тообязанностей, были назначены десятины от всех произведений, из которых впрочемони, в свою очередь, отдавали десятую часть священникам.[1]
Первосвященник– глава и начальник священников в Иудейской Церкви, старший великий и 1-ыйсвященник, каков был Аарон и его преемники из старейших семейств его потомства.Посвящение в сан первосвященника совершалось по особому обряду и отличалосьобильным излиянием мира на главу посвящаемого. Одежда первосвященника былаболее величественная и ценная, чем одежды простых священников. Описание этогообряда и первосвященнических одежд содержится в XXVIII и XXIX гл. книге Исход ив книге Левит, гл. VIII. Одежда первосвященника в день умилостивления былапроще, чем в обычные дни, и состояла только из гладкого льняного ефода с поясомвокруг, посему-то она и называлась евреями белою одеждою, тогда как перваяназывалась золотою.
Первосвященникиобыкновенно назначались на эту должность пожизненно, но в последние годыИудейского царства это высокое место занималось единовременно многимипервосвященниками. Особенно торжественная и исключительная обязанностьпервосвященников состояла в том, чтобы входить во Святая Святых и приносить воном жертвы за грехи народа в день умилостивления (в книге Левит (XVI) описаниеэтого священослужения). Звание первосвященника было самым высоким званием наЗемле. Он был, так сказать, посредником между землею и небом и прообразомГоспода Иисуса Христа.
Священническоеслужение в Ветхом Завете понимается значительно выше, чем в язычестве. Наряду сразработанным жреческим кодексом, особенно в период истории Израиля послеплена, священничество связано и рядом других обязанностей, в большинствеслучаев неведомых язычеству или только отчасти свойственных его жреческомуклассу. Ветхозаветный священник является не только жертвоприносителем. Он исудья, и учитель, а иногда и управитель. Ветхому Завету присуща гораздо большаяразработанность этических норм. Наиболее совершенный нравственный кодекс доХриста был известен именно библейскому священнику. Ветхий Завет вырабатываетпонятие святости, отсутствующее у других религий древнего мира. Религиозныйбиблейский идеал дал определенное понятие праведности, выражающейся висполнении предписаний закона. Этика закона, этика нормы преобладала вветхозаветном сознании. Она возвышалась над другими этическими представлениямидревности, но она же нашла в себе свою немощь. Закон, как сумма заповедей,которые надо исполнить для оправдания, не давал сам по себе сил для исполненияэтих заповедей. Более того, закон обезнадеживал человека, указуя ему постояннона его немощь, несовершенство и неправедность. «Немощь закона» – тема проповедиАпостола Павла. Немощь человека не могла быть восполнена немощью закона.Человек оставался и при наличии идеального нравственного закона таким жедалеким от Бога неправедником. Закон не давал сил для освящения человеческогодуха, не сообщал средств к достижению той святости, на которую он так ясноуказывал.
Закон училдобру, закон обличал за недостаток добра, но и обезнадеживал человека, ищущегоэтого добра, но изнемогающего над бременем предписаний этого же закона.Сострадания к грешнику не знал Израиль. Пророк Илия, ревнующий о Богесовершенной ревностью, не только ненавидит грех, но ненавидит и грешника. Онсжигает пророков Иезавели, он милосерд к Твари и к людям, он заповедует стихиями даже смерти, но не существует у него милосердия к падшему.[2]
СвященничествоВетхого Завета немощно перед Богом и не несет утешения человеку-грешнику. Массапредписаний раввинов о нечистоте животных, человека в разных случаях его жизнипорождают детализированный кодекс разных омовений, очищений жертв, жертвумилостивления, жертв всесожжения и подобного, но приблизить человека к Богуили Бога к людям они не в состоянии. Строгое понятие об избранничестве,обрезание, как знак завета с Богом, отчуждение от других народов — вот та сферарелигиозно-нравственных понятий, в которых священствует священник ВетхогоЗавета. Весь Израиль – суть народ и сын Божий, но понятия об усыновлениичеловека, как создания Божия, не существовало в религии древних иудеев.
/>/>1.2Священство в Новом Завете
БлаговестиеНового Завета принесло людям и новое откровение о священничестве и настоящемпастырствовании. Евангелие Христа Спасителя принесло новое богоусыновлении.Всякий человек есть сын Божий и может Богу сказать: «Отче». Проповедь Апостоловдала человеку надежду стать причастником Божеского естества.
Апостолы, какстроители новой жизни, каждой общине верующих известного города и областидавали организацию с тем, чтобы и внешний строй жизни поддерживал единениечленов общины друг с другом и со всем обществом христиан, помогал бы взаимномусовершенствованию жизни и удовлетворял духовные нужды каждого, из отдельныхобществ христианских состояла организация первого христианского общества вИерусалиме. Как там руководителями духовной жизни верующих были апостолы, так ив новоустроенных обществах первыми руководителями новых христиан были апостолы- просветители. Но в интересах большего распространения веры, апостолы не моглидолго оставаться в известных местах, где семя истины было уже не толькопосеяно, но и принесло плод, поэтому апостолы ограничивались только устройствомобщества, дальнейшее же руководство они поручали избранным ими особам длякаждого отдельного общества — лицам — пастырям, которым передавали своиполномочия и на которых через свое рукоположение низводили благодатные силыСвятого Духа, необходимые для исполнения их звания.[3]
Евангелиедало веру в то, что во Христе – мы новая тварь. Акт Боговочеловечения ивознесения нашего естества превыше ангельских чинопочитаний открывает человекав его христианском самосознании. Христианский гуманизм, противоположныйгуманизму языческому и революционному, облагораживает понятие человекасравнительно с языческим сознанием и сознанием ветхозаветного Израиля. ВоХристе сглаживаются грани, непреодолимые для язычников и иудеев. В ЦарствеЕвангелия нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужскогопола, ни женского (Гал. 3,28). Христианство несет с собой радостный космизм, тоесть полнокровное приятие мира, твари природы и, конечно, человека, этоголучшего, по образу Божию, создания Творца.
Поэтомусвященничество и пастырство Христово существенно и качественно отлично отсвященства языческого и левитства иудейского. Священник Христов-строитель Таин,строитель Тела Христова. Он призван сам, а через него и другие, созидать новоеЦарство Благодати.
СвященникХристов призван к проповеди усыновления, к собранию воедино расточенных чадБожиих, к преображению мира и человека. Ясно, что несовершенство евангельскойморали и неразработанность догматических истин составляют самое важное вхристианстве. Самое важное – это Сам Богочеловек. Велия…. Благочестия тайна (1Тим.3,16), тайна боговочеловечения лежит в основе христианской проповеди, нашейевхаристической жизни. Бог есть не только начальная причина мира и человека, нои конечная его цель. «Богоматериальный процесс», о котором писал ВладимирСоловьев[4] и есть проповедьвсемирного совершенства о котором дерзнул учить только Тот, кто есть Создательэтого мира. Это предопределяет отношение христианского пастыря к миру ичеловеку.
Человек,которого призван духовно окормлять — пастырь, был, есть и будет, несмотря навсе эти грехи и падения, любимым созданием Божием. Православному пастырюпоэтому должна быть внушена вера в человека, в его предопределение в предвечномСовете к причастию Богочеловека, его сродника по плоти, по слову преподобногоСимеона Нового Богослова.
Поэтомуглавным пастырским средством должна быть благая весть о спасении, вселение верыв это спасение и обожение, а не запугивание адскими муками. Пастырь поменьшедолжен в сердце своем предопределять людей к этим мукам и на себя братьдерзновенный суд.
Пастырскомуделанию должно быть более свойственно преодоление зла в мире и человеке добром,любовью, нежели обличением и осуждением. Ему должно быть более свойственнопопечение о спасении, нежели предвосхищение Страшного Суда и самоуверенноеосуждение всех «еретиков», «грешников» и «инакомыслящих». Он должен положить наоснование всю историю святых, что законченного типа праведника и грешникавообще не существует; падения возможны и с вершины святости; покаяние ивозрождение всегда возможны и в тех глубинах падения, которые нам кажутся безысходными.Пастырь особенно должен помнить, что над нравственной судьбой человека царитпрежде всего свобода.
Пастырь нестолько должен заботиться о ненарушимости своего авторитета, сколько обубедительности его истины. Пастырь должен звать к свободному приятию Истины, кпокорению себя бремени и игу христианской свободы.
/>/>2.Таинство священства В этой главе мы рассмотрим сущность церкви, спецификуцерковного священства. Также рассмотрим образование церковной иерархии, ритуализбрания церковной иерархии, а так же основные церковные саны./>/>2.1Всеобщее священство и священство иерархическое
Вхристианской церкви существует два вида священства: всеобщее и иерархическое. Ксожалению, догматическая разработка учения о всеобщем священстве значительноотстает от раскрытия сущности и значения священства иерархического.
Под всеобщимсвященством Церковь понимает благодатную освященность, которую получает каждыйеё член в таинствах Крещения и Миропомазания. Эта освященность осуществляетсядействием Святого Духа, который усыновляет христианина Богу Отцу.
Это учениеСлова Божия о всеобщем священстве является основой нашей убежденности в особомположении, которое занимает христианин в сфере духовной жизни. Разнообразиеслужений вытекает из органической природы Церкви. В ней каждый её член занимаетопределенное, одному ему свойственное положение и место. [5]
Это ненарушает единства природы членов Церкви. Их онтологическое единство вытекает изих единства во Христе. По своей природе все члены одинаковы, так как у всеходин и тот же Дух. Никто не может ставить себя выше других в Церкви, а темболее выше Церкви, или претендовать на то, чтобы особым образом выражатьЦерковь. Ни апостолы, ни пророки, ни учители не составляют сами по себе, всевместе или каждый в отдельности, Церковь. И те, и другие, и третьи только членыЦеркви, а не вся Церковь, поэтому не могут существовать без остальных членов,так как иначе для них было бы невозможно выполнять те функции, для которых онипоставлены Богом. Различие между лицами, имеющими или не имеющими особыеслужения, возможно не онтологическое, а функциональное.
Особоеслужение — предстоятельство. Оно находит свое выражение в евхаристическомсобрании. Без него не могло быть Евхаристии, так как такова ее природа, котораятребует предстоятеля. « В так называемый день солнца (воскресение), — пишетсвятой мученик Иустин Философ[6], отец и учитель Церкви, — бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам и селам; и читаются,сколько позволяет времени, сказания апостолов и писания пророков. Потом, когдаперестают, предстоятель посредством слова делает наставление и увещание подражатьтем прекрасным вещам. Затем все вообще встаём и воссылаем молитвы иблагодарения, сколько он может. Народ выражает свое согласие словом «аминь».
Всеобщеесвященство не только составляло и составляет органическую, неотъемлемую иобщепризнанную часть понятия о Церкви вообще, не только основано на однозначныхсвидетельствах Священного Писания, но и является живой реальностью необходимыми исключительно важным элементом, без которого Церковь не может быть тем, чтоона есть, то есть Телом Христовым.
Более того,можно с уверенностью сказать, что иерархическое Священство не могло бысуществовать без всеобщего священства, превратилось бы из служения вгосподство, из любящего соработничества в эгоистическое самоутверждение.
Церковь — единый организм, скрепляемый любовью его членов к Богу и друг к другу. На этойпочве только и возможно существование и деятельность иерархического Священства,т.е. мирян — членов Церкви, призванных и возведенных через рукоположение вособый духовный и общественный статус, именуемый духовным саном.
/>/>2.2О таинстве священства
Установлениетаинства Евхаристии Самим Иисусом Христом не вызывает сомнений — Тайная Вечеря,достаточно подробно описанная в Евангелии, произнесенные при этом ИисусомХристом установительные слова в соединении с заповедью ученикам о частомповторении великого тайнодействия (Лк. 22,14-20; 1Кор. 11, 23-25) говорят обэтом с полной ясностью.
Все ТаинстваЦеркви совершаются непосредственном участии священнослужителей. Поэтому самопосвящение в Священство такжеявляется Таинством. Это совершается на Литургии при чтении особых молитв и возложении рук архиерея на головупосвящаемого. Отсюда Таинство называете Хиротонией, то есть, с греческого, Рукоположением. Посвятив ставленника(того, кто принимает священный сан), архиерей возглашает — «Аксиос!», на чтохор и весь народ отвечают троекратным «Аксиос!» выражая свое согласие напосвящение достойного христианина.
Поставляемый получает благодать Святого Духа для служенияЦеркви Такобеспечивается преемство благодати, данной апостолам, и единство Церкви из векав век. Именно посредством священства в мире живет и действует одна и та жеспасительная благодать Духа Святого, ниспосланная Воскресшим Христом в деньПятидесятницы.
При этомблагодать в различной мере даруется диакону, пресвитеру и епископу. И припосвящении христианина соблюдается постепенность: невозможно взойти на высшуюступень, минуя низшую.
СвященнослужителиПравославной Церкви действуют не от себя и не сами по себе, не «вместо» или «за»Христа, но их задача — свидетельствовать, что Господь и ныне открыт людям,доносить Его благодать до каждого верующего.
Церковь спервых веков понимала, что без иерархии, без священства Она не может существовать,и всегда осуждала всякое самочинство и расколы. Вот некоторые из цитат раннихОтцов Церкви, которые приводит Архимандрит Илларион:[7]«Между прочим, Климент пишет: «Апостолы благовествовали нам от Господа ИисусаХриста; Иисус Христос был послан от Бога. Итак, Христос от Бога, а апостолы отХриста: и то, и другое было в порядке по воле Божией. Приняв повеление,апостолы, совершенно убежденные Воскресением Господа нашего Иисуса Христа иутвержденные в вере словом Божиим, с полнотой Святого Духа вышли, благовествуянаступающее Царство Божие. Проповедуя по городам и селам, они поставлялипервенцев им, по испытании их духом, епископами и диаконами для будущих верующих».«Апостолы наши знали через Господа, что будет раздор о епископском достоинстве.По этой самой причине они, получив совершенное предведение, поставиливышеназванных и потом дали закон, чтобы, когда они почиют, другие испытанныемужи приняли их служение». Всего через два десятилетия священномученик ИгнатийБогоносец со своего пути в Рим на страдание пишет послание к различным Церквами всюду убеждает покоряться иерархии.
Церковьникогда не верила во «всеобщее священство», а признавала церковную иерархию и особыхсвященников и епископов, имеющих власть устроить Церковь и совершатьтайнодействия. Иоанн Златоуст пишет[8]: «Если кто размыслит,сколь важно то, чтобы, будучи еще человеком, обложенным плотию и кровию,присутствовать близ блаженного и бессмертного естества, то увидит ясно, какойчести удостоила священников благодать Духа. Ими совершается жертвоприношение,совершаются и другие высокие служения, относящиеся к достоинству и спасениюнашему. Еще живут и обращаются на земле, а поставлены распоряжать небесным иполучили власть, которой не дал Бог ни Ангелам, ни Архангелам». ГригорийНисский замечает о только рукоположенном священнике: “Вы вчера и прежде однимиз простого народа, вдруг является он наставником, предстоятелем, учителем,совершателем сокровенных таинств… он преобразился в невидимой душе к лучшемуневидимою некоторою силой и благодатью". Итак, без установленного Христом священстванет Церкви. 2.3 Иерархия священства
Самый важныйи самый страшный момент в жизни каждого пастыря, момент, который остаетсяпамятным на все дни до самой смерти, есть посвящение рукой архиерейской восвятое и великое служение священства.
Особенно надоподумать будущему иерею о том, как оградить себя в последние дни мирской жизни,чтобы в настроении, соответствующем его высокому призванию, подойти к самомуТаинству священства.
Хотя этотвопрос не входит в рамки науки пастырской, а относится скорее к канонике,необходимо сказать об этой формальной стороне хотя бы несколько слов, так как иэти формально административные подробности не могут не коснуться будущегоставленника.
Православиестремилось и стремиться идти путем средним и, избегая крайности одного обликазападного христианства, не уклоняться в намерения другого. Православие издавнаберегло принцип избрания священника и архиерея народом.
Участиенарода в избрании своего пастыря, само по себе неплохое начало, но не есть, темне менее гарант правильности. Народ, воспитанный в строгих рамках церковности иверный канонам и традиции, сможет более или менее пользоваться этим своиправом.
Как бы то нибыло, но принцип избрания народом, или, точнее, участи народа в деле указаниявластям того кандидата, который народу кажется более подходящим, был в той илииной мере распространен на Востоке.
Несомненноможно усмотреть некоторые положительные стороны этого начала. Каждому человекупредставлено право самому выбирать для себя духовного руководителя и отдать ему,а не иному свою совесть и душу. Но, тем не менее, в священстве и пастырствеглавенствует начало « отцовства», старшинства. Духовник и его пасомыесоставляют то, что на старорусском наречии называлось «покаянная семья». Всемье же и отечестве необходимо присутствие момента покорности и послушания.Выборный же принцип вносит нечто юридическое, демократическое, не смиренное.
Но, оставляяв стороне эти вопросы, следует перейти к самому посвящению, к его смыслу исодержанию. Выбран ли священник или назначен единоличной властью своегобудущего епархиального архиерея, но он в известный момент своей жизнистановится перед таинственным и страшным часом посвящения. Если говорить осимволике, то можно провести такие параллели: выбор паствы есть некоесватовство, а хиротония, венчание иерея с его паствой. Эта символикаподкрепляется чинопоследованиями общими и оном в одном и в другом Таинстве:обхождение вокруг аналоя или престола, пение тех же песнопений. Отсюда следуетсделать и некоторые выводы: брак священника с его паствой есть нерасторжимыйсоюз, как нерасторжим в принципе и брак. Посему перемещения священника с одногоместа на другое не должны были бы вовсе иметь место, равно как, если не в ещёбольшей мере, не должно было бы быть передвижения архиереев с кафедры накафедру. В принципе, священник несменяем. Но есть и другая более существеннаячерта в этом Таинстве: священство неизгладимо. То же мнение имеют греческиебогословы. Иначе смотрел на это митрополит Филарет. По существу говоря,благодать, низведенная архиереем в таинственном священнодействии во времяЛитургии, не может быть снята никакой властью на земле.
Ни крещение,ни священство неотменимы и неизгладимы. Даже грех отступничества не смываетблагодати крещения, почему возвращающегося из раскола не перекрещивают.
В случаекакой — либо судебной ошибки такого расстриженного священника, который быоказался невиновным, пришлось бы снова перерукополагать, чего, конечно, недерзнёт сказать и самый строгий ригорист.
Хиротонияесть тот таинственный акт, который отделяет простого мирянина от благодатногопредстоятеля алтаря, от тайносовершителя, посредствующего между Богом и миром иведущего по благодати Святого Духа свою паству к духовному совершенствованию, кобожению. После хиротонии он уже больше не просто человек, носвященнослужитель. Он не только избранник своей паствы, если таковое избраниеимело место, а носитель благодати. Но это посвящение десницей архиерея,вводящее его в клир, в духовенство, не отрывает его от паствы и не замыкает егов какую — то касту жрецов, а органически связывает его с паствой, сродняет егос теми, кто отныне будут с ним одно.
Облачение вбелые, одежды открытые не только царских дверей, но и диаконских — в знак того,что общение с молящимися, с народом более тесное и участие его болеенепосредственным, чем в иных Таинствах. Это особенно чувствуется в многократных«аксиос» на каждую часть священного одеяния, воспеваемых и в алтаре сослужащими, и клиросом, т.е. теми, кто выражает своим пением чувства народа.
Последниймомент, наконец, — вручение новому иерею дискоса с частицей Святого Агнца и сословами: «Приими залог сей, о нем же истязан имаши быти в день СтрашногоПришествия Господа нашего Иисуса Христа». Теперь уже это больше не простоймирянин, это тайносовершитель. Он должен, по слову святителя ГригорияБогослова, «стоять с ангелами, славословить с архангелами, возносить жертвы нагорний жертвенник, священнодействовать с Христом, воссозидать создание,восстанавливать образ Божий, творить для горнего мира и, скажу больше, бытьБогом и творить богами» (Слово защитительное).От этого момента начинается нежизнь, а житие; не деятельность, а служение; не разговоры, а проповедь; ненемощь долголетнего расслабленного, а дерзание друга Христова, забвение заднегои простирание вперед (Филип. 3,13), царство благодати вечности и сораспятияХристу.Епископ
Епископ восуществлении своей власти действует с церковью, но не над церковью, котораяесть духовный орган любви: согласие с Церковью и единение с нею составляетсамое условие бытия епископа. Это единение не может быть выражено в такихтерминах государственного конституционного права, как, например, народоправствоили ограниченная власть конституционного монарха, за неприменимостью здесьправовых категорий. (Церковное право, если и есть право, то во всяком случаеsui generis). Епископская власть может быть и абсолютнее власти абсолютногомонарха, но может и совершенно растворяться в единении с народом. Руководящейнормой является здесь пример иерусалимской церкви и ее отношении к апостолам,как первоепископам.Священник
Названиепресвитер с (греческого языка) означает старец. В Церкви Апостольской такназывались иногда и пресвитеры, и епископы без строгого различия. Называлисьпресвитерами или старцами и сами апостолы (I Петр. V. 1, III Иоанн. 1,1), но вособенности так называются в Христовой Церкви иереи, или священники, лицавторой степени церковной иерархии, принимающие власть и силу своего служениячерез рукоположение от епископа (Деян. XIV, 23 и др.). Должность их – учитьнарод и совершать таинства в зависимости от епископов. Они были такжесоветниками епископов и участвовали на соборах в рассуждениях о делах Церкви.
Диакон
Диакон (слово греческое,значащее: служитель) (Филип. І Тим. ІІІ 8-12) – называется так, потому чтообязанность диакона – служить при Таинствах. Диаконство – низшая степеньсвященства, учрежденная еще в апостольские времена. Были избраны и рукоположеныапостолами первые семь диаконов: Стефан, Филипп, Прохор и Никонор, Тимон,Паршен и Николай (Деян. VI, 1-7). Первоначально должность диакона состояла вслужении при трапезе, в попечении о содержании бедных и больных; а потом онислужили и при совершении таинств, вообще были помощниками епископов ипресвитеров в их служении. Они могли даже проповедовать Евангелие (Деян.VI,8-10; VIII, 5-8 и др.). Нравственные качества, требуемые от диаконов и их жен,апостол Павел подробно изображает в I послании к Тимофею (III, 8-13)./>/>
/>3.Требования к священству
В этой главе мы рассмотрим отношение ранних и поздних отцовцеркви к священству, рассмотрим священство в их трудах и их труды в общем.Рассмотрим их толкования книги бытия.
3.1 Священство в IVи Vвеках
В течениеособенно двух веков IV-го и V-го учение о Сыне Божием поглощало все вниманиецелого христианского мира. К раскрытию этого учения было привлечено все то, чтомогла дать эллинская образованность, наука, философия, диалектика. Развитиехристианского вероучения происходило тогда при полнейшей свободе, при самойблагоприятной атмосфере — не только при признании христианства свободнойрелигией, но и покровительственной, но и господствующей, и государственной(особенно со времени Феодосия I). [9]
В эти же векаи христианский культ достигает своего блестящего развития. Прекращение гонений,оживление богословия под влиянием христологических споров и расцвет монашестване могли не оказать самого благотворного влияния на развитие богослужения вIV-ом и V-ом в. Если уже к концу III-го века создается в некоторых Церквахтвердый и сложный чин, кроме литургии, и для утреннего, как важнейшегобогослужения, то в два следующие века такой чин слагается уже почти для всегонынешнего круга суточных служб. И хотя этот чин различен у отдельных Церквей ипоследующему времени он передал далеко не все из своего состава, тем не менее кначалу VI-го века по всему Востоку вырабатывается тот довольно однообразный иустойчивый тип богослужения, или вернее — несколько таких типов, извидоизменения или слияниями которых к началу IX-го века наметился всущественных чертах нынешний чин суточного богослужения. Кроме богослужебныхчинов, в богослужение входят таинства, обряды, весь вообще сложный ритуал. Длясоздания этих частей культа сыграло свою громадную роль таинство воплощения,все то глубокомистическое, таинственное и возвышенное в нем, пред чем внедоумении, в благоговении останавливается и человеческая мысль и воображение.Тварное возвышается к небесному и пополняется вечною, всемогущею силоюБожества, смертное воспринимается бессмертным. Задачею христианского культовоготворчества являлось поставить в связь с горним миром все то, что так или иначекасается христианской жизни в её широте и глубине. Обратить внимание на этутаинственную сторону в христианском учении, и особенно с IV-го века,располагало и побуждало бывших язычников, образованных греков, и именно с IV-говека устремившихся в христианскую Церковь, воспитанное ими еще в греческомкульте чувство или влечение ко всему мистериозному в олевзинских и другихтаинствах греческих и восточных культов. Особенно соответствовали настроениямэллинов-христиан и были доступны для понимания их, таинства — крещение ипричащение. В первом случае, предварительное оглашение и только потом допущениек таинству; во втором случае деление на несколько разрядов или ступеней — оглашенных, вместе стоящих и верных, совершение таинства при запертых дверях(Ср. возглас: «двери, двери, премудростью вонмем.») — все это вызывалоаналогичные воспоминания о порядках и действиях в древних, мистических культах,и знание последних помогало восприятию и усвоению первых. Историк Мёллеротмечает тот факт, что даже язык, образы выражений и приемы древних мистерийбыли перенесены на христианские таинства. Доказательство этого он видит и в«disciplina arcana» в Христианской Церкви, расцвет которой падает навремя, когда не было уже более никаких конкретных побуждений скрываться ни отязычников, ни от иудеев.[10]
Все духовное,таинственное облекалось в образ, в символ; для выражения невидимого создаваласьформа, внешний чувственный знак. Здесь приходили на помощь христианским нуждамвсе искусства и знания античного мира — и архитектура, и скульптура, и ваяние,и живопись.
Соответственнобогатству и пышности Византийской жизни, и культ приобрел все великолепие иблеск. Тогда явилась опасность, искушение увлечься символом, внешним,чувственным знаком и забыть его духовное значение. И этой опасности неизбежали, этому искушению подверглись целые слои общества и особенно народныемассы. Отсюда явился некоторый фетишизм в религий. Была и другая опасность.
Высоко чтясвоего Спасителя Иисуса Христа, Христианская Церковь прославляла и тех, кто вовремена гонений пострадал за Христа — претерпел пытки, был мучим и даже нередко поплатился своею жизнью. Эти лица были возведены в чин мучеников,исповедников, угодников Божиих, святых. Но не во всех разум, или «ум Христов.»Некоторые, обращавшиеся в Христианскую Церковь, чувствовалинеудовлетворенность, при христианском монотеизме, и вот для этих то людейхристианские святые заполнили в их воображении оставшиеся праздными местамногочисленных языческих богов.[11]
Таким образомпроисходит замещение язычества Православием и оно становится общей и популярнойрелигией.3.2Ранние и поздние отцы церкви о священстве
Слова о Священстве написаны св. Иоанном Златоустым последующим обстоятельствам: в 374 году по Р. Х., когда он жил вместе с другом исверстником своим Василием вдали от мирских дел, собравшиеся в Антиохииепископы вознамерились поставить их обоих епископами, о чем молва дошла и доних; св. Иоанн, представляя высокую важность пресвитерскаго и епископскагослужения и считая себя неприготовленным к надлежащему исполнению обязанностейпастыря Христовой церкви, скрылся тайно от всех и даже от своего сожителя,который и был возведен в сан епископа (вероятно, Рафаны Сирийской, близАнтиохии); но вскоре затем, увидевшись с св. Иоанном, высказал ему своидружеския упреки за уклонение от священнаго сана, на которые и служатблистательным ответом предлагаемыя шесть слов о Священстве. Таким образом,написание этих слов должно быть отнесено к годам после 374-го, но не позже 386года, в котором св. Иоанн уже был рукоположен в пресвитера.
Кстати, из истории Церквиизвестно, как многие бегали от сана в древности. Иногда дело доходило даже донасилия. То есть некоторые ощущали очень остро свое недостоинство, что они дажебежали. У других этого нет, этой остроты, или подчас понимания, особенно вюности.
Итак, священник,получивший рукоположение, может получить дар Св.Духа, а может оказатьсябез-дарным.
Не случайно мыотождествляем священство и пастырство. Пастырство – это дар вспомоществованияему в духовном назидании людей. И ясно, что трудно самому быть грязным и приэтом грязными руками кому-то почистить одежду. Очень трудно. Пожалуй, и чистуюможно испачкать. У святых отцов мы находим сильнейшие высказывания освященстве.
Иоанн Златоуст:«Священник должен иметь душу чище самих лучей солнечных, чтобы никогда неоставлял его без Себя Дух Святой» (О священстве слово 6-е).
«Не думай, чтобы в средесвященников было много спасающихся, напротив — гораздо более погибающих, иименно потому, что это дело требует великой души».
Григорий Богослов:«Многие облечены саном, но не все имеют благодать».
Исидор Пелусиот:«Священство прилично только некоторым и немногим, именно же – держащимся тоймысли, что оно есть отеческая попечительность, а не самоуправное самозаконие».
Ефрем Сирин: «А я,возлюбленные, прихожу в ужас, видя, на что отваживаться имеют обычай некоторыебезумцы, крые решаются бесстыдно и опрометчиво искать священства и принимаютоное, не быв призваны Христовой благодатью, не зная того, что огонь и смертьсобирают себе они, бедные».[12]
Симеон Новый Богослов:«Ибо я говорю и свидетельствую всем — кто прежде не оставит мира и от души невозненавидит всего мирского, и искренно не возлюбит единого Христа, и ради Негоне погубит душу свою, не заботясь ни о чем для человеческой жизни, но как быежечасно умирая, не будет о себе плакать и рыдать, и не будет иметь желаниятолько к Нему Одному, и через многие скорби и труды не сподобится восприятьБожественного Духа – тот да не дерзнет принимать священство и предстоятельствонад душами или стать начальником. Ибо в суд и во осуждение будет предприятиетаковых дел. Это хуже убийства, хуже прелюбодеяния и блуда, и всех другихгрехов. Все эти грехи совершаются ныне против людей; торгующий же наглоБожественными таинствами и продающий благодать Духа грешит, конечно, противСамого Бога» (Божественные гимны).
Он же пишет: «Ни монахампо внешнему облику, ни рукоположенным и включенным в степень священства простотак, только из-за рукоположения и его достоинства не дается от Бога отпускатьгрехи. Да не будет! Ибо им дозволено только священнодействовать».
Кстати, эта его мысль отом, что некоторым дозволено только священнодействовать, а не отпускать грехи,у греков, например, это исполняется до сих пор. Там исповедовать могут далеконе все священники, а только некрые, кому дается от архиерея такое разрешение иблагословение. Св.Иннокентий: «Мы как пастыри, как учители, как преемникиапостолов непременно должны вполне соответствовать своему званию, т.е.мы должныучить. По нынешним действиям нашим мы почти ни что иное, как жрецы, каксовершители таинств и обрядов, а не пастыри».
В сочинениях самого Ефремавидно хорошее знакомство с произведениями не только христианских ученых, но и с«эллинской мудростью», с языческой мифологией и началами тогдашнегоестествознания. В своих проповедях Ефрем нередко говорить о пользе знания иобразования, которое, по выражению его, «выше богатства». СочиненияЕ. еще при его жизни переведены были на греческий язык; по словам Иеронима, оничитались в церквах после св. Писания, как это в древности делалось с творениямиЕрма и Климента Римского. Число его сочинений, по Фотию, простиралось до 1000,не считая составленных им и вошедших отчасти в богослужебное употреблениемолитв, а также стихотворений, излагавших учение церковное и положенных нанародные напевы с целью противодействовать распространению ереси Вардесана.Русский перевод творений Ефрем[13] (московская духовная академия,1848-53) не содержит в себе даже всех изданных его творений (всего лишь 265заглавий). Первое место между сочинениями Е. занимают его толкования на Св.Писание, дошедшие до нас не вполне. Между экзегетами восточной церкви Е.занимает одно из первых мест. Особенную цену его толкованиям придает знаниееврейского языка, этнографии и географии Палестины. Гораздо ниже по достоинствудогматствование Ефрема. По умственному развитию церкви сирской в еговремя нужно было скорее элементарное изложение христианского учения, чем егоспекулятивное и диалектическое истолкование; к тому же сам Ефрем по складусвоих духовных сил был не столько мыслитель, сколько оратор и поэт. Из своегознакомства с «эллинской мудростью» он вынес отрицательное отношение кней, и все свое теоретическое миросозерцание обосновывает исключительно нарелигиозных началах, на так называемой вере церкви, чуждаясьспекулятивного богословия. Это охранительное, строго конфессиональноенаправление богословия Ефрем составляет черту, резко обособляющую его от другихвеликих церковных учителей его времени.
Даже в своихпротивоеретических сочинениях он большей частью не входит в ученое обсуждениееретических доктрин, а довольствуется лишь указанием на несогласие их с веройцеркви и глубокой скорбью о нечестии еретиков-вольнодумцев. Лучшую частьсочинений Ефрем составляют его проповеди, особенно нравоучительные. Он нестолько доказывает, сколько высказывает свои мысли и чувства.«Сирский пророк» (название, данное ему современниками) является здесьв своей прирожденной сфере; он — истинный и настоящий оратор в христианскомсмысле слова. Его речи чужды искусственной конструкции и условной риторики;проповедь его часто обращается в настоящую гимнологию: бесконечное разнообразиесравнений доходит иногда до излишнего словообилия и чрезмерногоаллегоризирования.
/>Заключение
Цель работы выполнена, мырассмотрели священство, его историю, священство в Новом и Ветхом заветах,всеобщее священство и священство иерархическое. Для этого мы обратились кхронологии, рассматривая священство с древнейших времен. Мы рассмотрелисвященство в Ветхом и Новом заветах, рассмотрим Таинство священства, рассмотримтруды ранних и поздних отцов церкви о священстве. Теперь можно подвести итоги.
Идеал священства вПравославии зародился ещё в древние времена Ветхого Завета, когда только зарождалосьПравославие, появились первые священники и левиты. Далее сформироваласьопределенная священная каста со своей иерархией, недоступной простым мирянам. Гдедуховное обреклось в образ и символ.
Святой ИоаннЗлатоуст, стараясь дать своим слушателям понятие о величии священнослужителя,писал: «Священнослужение совершается на земле, но по чинопоследованиюнебесному, и весьма справедливо, ибо ни человек, ни ангел, ни архангел и нидругая какая сотворенная сила, но Сам Утешитель учредил этот чин и людей, ещеоблеченных плотию, соделал представителями ангельского служения… Предстоитсвященник, низводя не огонь, но Святого Духа». Допущение принципа зависимости идейственности священнического служения от личных свойств священнослужителяпривело бы к отрицанию самих священнодействий, а в конечном итоге – и всейЦеркви в целом. Без священства Церковь – как стадо без пастыря. Священствонастолько важно для Православия, что на вопрос: «Когда поместная церковьявляется Церковью?», дается ответ: «Когда есть священник – есть и поместнаяцерковь». Церковь утверждает, что Она может быть без храмов и монастырей, безобрядов и церковной утвари, но не без священства. Таким образом, все поместныецеркви сосредоточены вокруг своего пастыря, так как он только имеет правосовершать Таинства и священнодействия.
Широкоераспространение христианства способствовало увеличению внешнего и внутреннеговеликолепия христианских храмов и пышности богослужений. Церкви начали устраиватьсяи украшаться с необычайной роскошью, священники блистали в богатых облачениях,подаренных церкви богатыми прихожанами. Скромные евангельские собранияверующих, имевших главной своей целью чтение Слова Божия с пением псалмовДавида и общую молитву, мало-помалу были вытеснены пышностью установленныхцерковью обрядов и церемоний.
/>/>Список литературы
1. Архимандрит Киприан Керн. Православное пастырскоеслужение. 2008г.203с.
2. Диакон А. Кураев. Протестантам о православии. Предание. М.2004. 261с.
3. Диакон А. Кобзарь. Почему я не могу оставаться баптистом ивообще протестантом. 2002г. 205с.
4. Гумелевский Филарет архиепископ. Историческое учение оботцах церкви. Изд.:Общество любителей православной литературы, Киев. 2007. 354с.
5. Пеликан Ярослав. Дух Восточного Христианства Христианскаятрадиция. История развития вероучения. Том 2. Изд.: Культурный центр«Духовная библиотека»2007. 316с.
6. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет.Искусство церкви. 2007. 382с.
7. Протопоп С. Булгаков. О православии. Предание. М. 2006.235с.
8. Протопоп С. Слободской. Закон Божий. Предание. М. 2004.240с.
9.Свято-Успенская Почаевская Лавра «Настольная книгасвященнослужителя» том VIII. 2004г.305с.
10. Сурожский А. М. Митр. Антоний. О пастырстве. Предание. М.2006. 267с.