МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИИ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
КАФЕДРАРЕЛИГИОВЕДЕНИЯ
Контрольнаяработа на тему:
ИСТОРИЯ ИСТРУКТУРА АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ
Выполнил:
магистрантгр. ФиР 04
Халиков Р.Х.
Научныйруководитель:
доц. И.А.Козловский
Донецк 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ФОРМИРОВАНИЕ АНГЛИКАНСКОЙЦЕРКВИ И СТАНОВЛЕНИЕ ВЕРОУЧЕНИЯ
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА АНГЛИКАНСКОЙЦЕРКВИ
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Англиканская церковьявляется одной из основных протестантских церквей, появившихся в ходе Реформации(хотя некоторые исследователи считают англиканство самостоятельным направлениемв христианстве, а не течением в рамках протестантизма [3, с. 101]). Еёстановление тесно связано с историей взаимоотношений английской монархии иРимско-католической церкви, отражает развитие религиозной ситуации в Европе имире, реагирует на периоды обострения кризисов внутри католичества ипротестантизма, а современный этап жизни англиканских церквей соответствуетглобализационным и интегративным процессам, характерным для сегодняшнегохристианства. На первом этапе своего становления Англиканская церковь,оставаясь на территории Британских островов, имела своеобразные характерныечерты в отличие от континентальных протестантских структур (до сих пор ЦерковьАнглии сохранила некоторые особенности, не свойственные даже другим церквамАнгликанского сообщества, например, тесное сотрудничество со светской властью,когда король является главой церкви, а епископы заседают в Палате лордов).
Данная работапредполагает рассмотрение Англиканской церкви как на этапе историческогостановления её структуры и вероучения, так и на современном этапе черезрассмотрение современной структуры и тенденций внутри англиканства. Объектомисследования служит Англиканская церковь, а предметом – структура и особенностистановления церкви. Цель работы – выявление основных тенденций в рамкахангликанства в ходе его исторического развития и на современном этапе.Соответственно, первый раздел призван осветить историю становления Англиканскойцеркви, а второй – отследить современное состояние церкви, её горизонтальные ивертикальные структурные компоненты.
РАЗДЕЛ 1. ФОРМИРОВАНИЕАНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ И СТАНОВЛЕНИЕ ВЕРОУЧЕНИЯ
Английскаякорона начала ссориться с папством довольно рано. Достаточно припомнить столкновенияГенриха I с Ансельмом, Генриха II с Фомой Бекетом, Иоанна Безземельного сИннокентием III, чтобы понять всю остроту отношений между Римом и Англией уже в12 в. Если первые усилия королей избавиться от влияния папства былибезуспешными, то во многом это происходило по причине недостаточной поддержкимонархов подданными, среди которых не было единства до XIII века, когда наисторическую арену вместо англосаксов и норманнов выходит единая английскаянация. Уже при Генрихе III (1216-72) эта нация успевает бросить несколькогрозных предостережений по адресу Рима. Бароны и общины стараются охранитьстрану от иноземной эксплуатации. При Эдуарде I (1272-1307) эти усилиястановятся очень энергичными. Страна теперь впервые решается не платить дани в1000 марок и заявляет, что папские притеснения ни в каком случае нельзя терпеть.«Наибольшей силы противодействие достигает в полувековое правление Эдуарда III(1327-77), в период Столетней войны. Папы живут в Авиньоне, в сфере влияниясмертельного врага Англии, и радеют о его интересах. Они высасывают из странымассу денег, распоряжаются английскими церковными должностями и зовут к своемусуду англичан. Страна единодушно выражает свое возмущение в массе замечательныхстатутов» [2], короля теперь поддерживает парламент. С этой стороны Реформацияв Англии была подготовлена превосходно и только в ничтожной степени довершилапроцесс разрыва с Римом.
длядуховенства зависимость от далекого Рима была предпочтительней опеки светскойвласти и мирян. Притом в высшем слое духовенства было много лиц, присланныхиз-за границы. Иерархия всеми своими интересами тяготела к папе. Но чем ближедуховенство стояло к Риму, тем дальше оно отстояло от своей паствы. Неприязньпаствы питалась зрелищем зазорной жизни пастырей. Богатство и привилегииплодили распущенность. Особенно бросалось в глаза поведение монахов. На соборе 1437 г. в Лондоне столичному духовенству предъявлялись обвинения в том, что оно развлекаетсясоколиной и псовой охотой, шатается по тавернам. Накануне Реформации дворянеодного графства жаловались, что духовенство отбивает у них жен и дочерей. Заденьги священники получали право открыто содержать наложниц. В монастырях делобыло еще хуже. Некоторые из них представляли подобие публичных домов.Настроение в XVI в. позволяло сторонникампреобразований делать с духовенством все, что им казалось необходимым, безвсякой помехи со стороны общества.
Идеологическоеи богословское обоснование претензий на независимость от Рима появляется приЭдуарде III в лице священника Джона Уиклифа (1324-1384). Его работа совпадает снаиболее оживленным моментом Столетней войны и с Авиньонским пленением пап,которых в Англии считали орудием в руках врагов-французов. Сначала Уиклифтолько обличает папство и его систему. Но практические нападкицерковно-политического характера скоро вывели его на путь новых богословскихпостроений. Он отклоняет притязания папства уже потому, что не считает Петракнязем апостолов. Папа это человек греха, преклонение перед ним есть detestandaidololatria (отвратительное идолопоклонство). Монашество – это оскорблениехристианства; оно как бы хочет показать, что учение Христа недостаточно инесовершенно. Уиклиф ставит вопрос о реформе церкви во всех областях. Онпоследовательно приходит к мысли, что Священное Писание есть единственныйисточник религиозного знания. Отсюда его главная работа перевод Библии наанглийский язык. Для проведения своих идей в жизнь он создал новый орден –лоллардов. Эти проповедники были подчинены только велениям собственного усердияи убеждения. Они не имели определенного местопребывания. Всеобщее движениепротив папства, помогавшего Франции, давало им свободу действий.Обстоятельства, однако, скоро сложились иначе. Лолларды быстро эмансипировалисьот всякого контроля и главную массу своих слушателей находили средипритесняемого крестьянства. Резкость языка, презрение к авторитету и защитаравенства скоро сделались их отличительными чертами. Они оказались замешаннымив известном крестьянском восстании под предводительством Уота Тайлера. Этоскомпрометировало их в глазах правительства и владетельных классов. Кроме того,прекращение Столетней войны и улучшение отношений с Римом погасили возбуждениев высших классах и сделали работу лоллардов непопулярной.
Новая волнаантикатолического движения обусловлена проникновением идей континентальнойРеформации. С 1527 начинается дело о разводе Генриха VIII (1509-1547) сКатариной и о женитьбе на Анне Болейн. Папа в этом деле должен был считаться сугрозами Карла V, родственника Катарины. Неподатливость папы раздражает Генриха.Охлаждение между короной и Римом развязывает руки противникам папы в стране. Приподдержке нации король свергает власть папы, но в то же время удерживает старуювероисповедную позицию, даже полемизирует с Лютером. Так, в 1538 он передпротестантскими учеными защищает безбрачие духовенства, причащение под однимвидом и т.п.
В 1530запрещено приобретать в Риме хартии, причинявшие ущерб юрисдикции и королевскимпрерогативам в Англии. Статут следующего года отвергал значение интердиктов.Парламент 1532-1533 высказывает то же в решительной форме. В мае 1532 корольполучает в руки акт, направленный на подчинение духовенства. Духовенствообязуется не собираться в конвокацию без воли короля и, собравшись, не постановлятьничего неугодного короне. Все постановления прежних конвокаций подлежалипересмотру. 23 марта 1534 папа отлучил Генриха от церкви; 30 марта корольутвердил статут, уничтожавший влияние папы на назначение архиепископов иепископов. 3 ноября того же года парламент провозгласил короля единственнымверховным земным главой английской церкви. В 1535 Томас Кромвель назначаетсягенеральным викарием в церковных делах.
Одновременношла борьба и с налоговым притеснением со стороны Рима. Статут 23-го года царствования(1531-1532) отменяет налог, уплачиваемый новопосвящаемыми прелатами. Сумма этачасто добывалась путем займа и в случае смерти епископа ложились бременем наего кредиторов. Статут 25-го года (1533-1534) уничтожил всякие вообще платежи вРим. В 1534 Оксфордский университет решил, что Писание не дает римскомуепископу никакой высшей власти над Англией. Апелляции в Рим отменялись. Дела повсем инстанциям должны были решаться дома: от архидиакона они поступали нарассмотрение суда епископского, а отсюда на решение суда архиепископского.Замещение высших церковных должностей и контроль над десятиной переходит ккоролю.
В 1535началась ревизия-визитация церковных учреждений. Ревизорам была врученаинструкция, содержавшая 86 вопросов, и дано было секретное поручение склонятьмалые монастыри добровольно передавать королю свои владения. В случае отказамонастырям грозили разоблачения и предания суду. Некоторые монастыри уступили.В феврале 1536 отчет ревизоров был прочитан в парламенте, после чего был принятбилль об уничтожении малых монастырей: всё их имущество поступало враспоряжение короны. Около 400 монастырей было уничтожено. Около 10 тыс.монахов оставили их стены. Затем дошла очередь до монастырей больших. В 1538 и1539 они сдались добровольно, понимая бесцельность сопротивления. Монашествобыло главной опорой папства в стране. Скомпрометированное во время визитаций,оно в своем падении увлекло и папский авторитет [6, с. 77].
перваявероисповедная формула, принятая в Англиканской церкви, зафиксирована в т.н. «десятистатьях» 1536 года. Это смесь воззрений католичества и протестантизма.Составители признают источником христианского вероучения Библию, но наряду сней допускают авторитет трёх символов веры и первых четырех Вселенских соборов.Они упоминают только о трёх таинствах, устраняют злоупотребления виконопочитании, но не отвергают поклонение иконам, признают пост, молитву заусопших, почитание святых, говорят, что хлеб и вино суть истинное тело и кровьХристовы. В 1537 появляется «Наставление христианина», конкретизирующееположения «10 статей». В 1539 парламент принимает документ, названный «6статей». Здесь говорится, что в евхаристии присутствует, под видом хлеба ивина, тело и кровь Спасителя, что причащение под обоими видами не необходимо,что священники должны быть безбрачными и пр. Это поворот к католицизму. В 1543было обнародовано «учение,необходимое для каждого христианина», где делается шаг в сторону католицизма.
При сынеГенриха Эдуарде VI (1547-1553) преобразование догматики и богослужения набралоновые обороты. В 1549 была выпущена «Книга общих молитвословий» (плод труда, восновном, архиепископа Томаса Кранмера), пересмотренная в 1552, 1559, 1662 и1872, и теперь являющаяся в Англиканской церкви служебником, в который введенаи догматика. догматическиевопросы изложены в ней недостаточно ясно и определенно, скорее предполагаютсярешенными, чем решаются. Систематическим изложением воззрений реформированнойцеркви явились в 1552 году «42 статьи», провозгласившие, среди прочего, что: учениеСв. Писания достаточно для спасения; Никейский, Афанасиев и Апостольскийсимволы веры должны быть признаны, потому что могут быть во всём их содержаниидоказаны из Св. Писания; учение о сверхдолжных делах нечестиво; вселенскиесоборы могут погрешать и погрешали; из таинств признавать должно толькокрещение и вечерю Господню; пресуществление не может быть доказано из Св.Писания; епископы, пресвитеры и диаконы не обязаны быть безбрачными и т.д. Воснове этих статей лежит Аугсбургское исповедание веры.
Обнародованиеэтих двух документов вызвало сильную католическую оппозицию в стране, приведшуюк восстанию. Мария Тюдор (1553-1558), опираясь на значительные католическиесилы в стране, решила вернуть Англию к католичеству. В 1554 туда прибыл папскийлегат. С 1555 по 1558 шли репрессии против протестантов. Но уже Елизавета I(1558-1603) отказалась от возрождения католичества в Англии, выбрала среднийпуть между стремлениями крайних протестантов и католиков. Пересмотренная «Книгаобщих молитвословий» была введена Актом о единообразии в июле 1559. Затем былиподвергнуты пересмотру «42 статьи».
В XVII в. протестантизм получает в Англииокончательное преобладание. В делах церковных король являлся самодержавнымповелителем. Между тем в области светского управления он был ограниченпарламентом. Отсюда желание королей управлять государством так же, как ониправили церковью. Это стремление поддерживалось епископатом. При Иакове I(1603-1625) и Карле I (1625-1649) идут постоянные распри между короной ипарламентом по налоговым вопросам. Попытка Карла I ввести в Шотландииепископальную церковь вызвала вооруженное восстание. Английский парламент,созванный после 11-летнего перерыва в 1640, вместо помощи королю предъявил емуряд обвинений, а после роспуска уступил место Долгому парламенту, ставшемуорудием борьбы против абсолютизма и епископализма. Со вступлением на престолВильгельма III (1688-1702) Англиканская епископальная церковь снова возвращаетсебе господствующее положение, но сфера её влияния постепенно суживается. В мае1689 акт терпимости установил,что диссентеры, давшие обещание повиноваться королю, не могут более подлежатьнаказаниям, установленным при Елизавете (1592). Льгота, предоставленнаядиссентерам (просвитериане, индепенденты, баптисты, квакеры), состояла восвобождении их от епископальной системы и в предоставлении им праваустанавливать богослужение и организовываться по своей воле. В вероисповедныхвоззрениях они были связаны символическими книгами господствующей церкви. Онитакже обязаны были платить все сборы в пользу господствующей церкви и исполнятьбесплатные приходские должности, сами или через заместителей. За это онипользовались правом требовать от духовенства совершения таких актов, каккрещение, погребение, венчание. Наряду с этим диссентеры были лишены прававступать в парламент, занимать государственные и общественные должности,поступать в университеты и т.д. В Шотландии церковь пресвитерианская сталагосподствующей, а церковь епископальная только терпимою. В 1791 было дозволеноотправление богослужения католикам. Терпимость, таким образом, былараспространена на всех нонконформистов. Наконец, в 1828 и 1829 годах диссентерыпротестанты и католики были допущены на государственную службу, в 1868диссентеры были освобождены от налога в пользу Англиканской церкви, а в 1871для них были открыты университеты. Таким образом, Англиканская церковь,добившись доминирования на территории Великобритании, со временем ввела принциптолерантности в свои отношения с адептами других церквей, в том числе – католической.
РАЗДЕЛ 2.СТРУКТУРА АНГЛИКАНСКОЙ ЦЕРКВИ
Возникнув вАнглии, англиканство в результате миграций и миссионерской деятельностираспространилось и в других странах и регионах мира. Всего в мире насчитываетсясвыше 450 англиканских епархий более чем в 160 странах. Церковная провинцияможет быть сформирована минимум из четырех епархий. Она избирает собственныхепископов, утверждает каноны местного церковного управления, вправепересматривать служебник в соответствии с местными традициями. Никакая церковнаяпровинция не может навязывать свои порядки другой. Некоторые епархии, например,на острове Маврикий, не входят ни в одну из церковных провинций и подчиняютсяцеркви либо в Англии, либо в США.
Возглавляемоеархиепископом Кентерберийским Англиканское сообщество объединяет более тридцатицерквей, в т.ч. Церковь Англии, Шотландскую епископальную Церковь, ЦерковьИрландии, Церковь Уэльса, Реформированную Епископальную церковь Испании, Лузитанскуюцерковь (Португалия), Епископальную церковь США, Англиканскую церковь Канады, ЕпископальнуюАнгликанскую церковь Бразилии, Англиканскую церковь Мексики и другиерегиональные. «Церкви Англиканского содружества независимы в литургическихвопросах, и с 1866 г. под председательством архиепископа КентерберийскогоСодружество проводит в Лондоне, в Ламбетском дворце, конференции, на которыхруководители автономных церквей обсуждают актуальные проблемы вероучения,культа и социальной жизни верующих» [5, с. 126].
По толкованиюнекоторых положений, касающихся догматики и культовой практики, различаютсяпять течений внутри англиканства: высокая церковь, широкая (центральная)церковь, низкая церковь, англо-католики, евангелисты.
Высокаяцерковь во многом близка католицизму. Среди её сторонников существуетпредставление, что англиканская церковь — одна из трёх ветвей католицизма (дведругие — римский католицизм и православие). От англо-католиков, которыефактически являются ответвлением высокой церкви, последняя отличается некоторымупрощением обрядности. Кроме того, если англо-католики не признают королевскуювласть Божественной, то высокая церковь признаёт.
Низкаяцерковь гораздо ближе по своим доктринальным установкам и взглядам на обрядовуюпрактику к классическому протестантизму. Её последователи не придаютсколько-нибудь значительной роли Священному Преданию, считают, что для спасениянужна только личная вера, полностью отвергают чистилище. Обрядность упрощенаещё более, чем в высокой церкви.
Широкаяцерковь пыталась примирить крайние тенденции в англиканстве. Существует в ней истремление объединить все христианские направления. Однако в дальнейшемлиберализм этой церкви увёл её в сторону критики Библии: подвергается сомнениюбогодухновенность Священного Писания и предлагается его историческоеистолкование.
Англо-католики малоотличаются от Римско-католической церкви по вероучению и обрядности. Онипридают значительно большее, чем большинство англикан, значение СвященномуПреданию, верят в возможность духовенства оказать определённую помощь вспасении, практикуют таинство исповеди в присутствии священника, сохраняютцелибат для священников. Существует и представление о каком-то подобиичистилища (промежуточного звена между адом и раем). Большое значение придаётсяритуалу: во время богослужений используются ладан и святая вода, духовенствооблачается в богатые священные одеяния. Это течение представляют Католическаяангликанская церковь, Святая католическая церковь (Англиканского обряда),Американская англиканская церковь, Американский синод англиканского обряда, Англиканскаякатолическая церковь, Англиканская коалиция в Канаде, Англиканская миссия вАмерике, Англиканская ортодоксальная церковьАмерики, Англиканская провинция Царя Христа, Англиканская церковь международная, Англиканская церковь Судана, Африканская православная церковь, Епископальнаямиссионерская церковь, Епископальная ортодоксальная церковь, Объединенная англиканская церковь, Христианская епископальная церковь и другие [1].
Евангелистское течение(вышло из недр низкой церкви) потребовало максимального упрощения обрядности.Его сторонники, в частности, выступают против установления на алтаре крестов исвечей, а также против коленопреклонений во время богослужения. К немуотносятся Англиканская епископальная Церковь, Англиканская ортодоксальнаяцерковь, Объединенная епископальная церковьСеверной Америки, Реформированная епископальная Церковь, Свободная церковь Англии, СообществоХриста Искупителя, Традиционная протестантскаяепископальная церковь, Харизматическая епископальная церковь, Церковь Англии в Южной Африке и Южная епископальная церковь [1].
Общаячисленность англикан во всём мире — 69 млн. человек. Свыше трети этого числа(25 млн.) приходится на Великобританию, что составляет 43,5% её населения.Значительные группы англикан имеются в Уганде (4,5 млн.), Нигерии (4,5 млн.), Австралии(3670 тыс.), США (2445 тыс.), Южно-Африканской Республике (2,1 млн.), Кении(1450 тыс.), Судане (1 млн.), Танзании (950 тыс.), Канаде (848 тыс.), Руанде(600 тыс.), Зимбабве (238 тыс.), Малави (165 тыс.), Гане (160 тыс.), наМадагаскаре (160 тыс.), в Бурунди (143 тыс.), Лесото (100 тыс.), Ирландии (95тыс.), Намибии (80 тыс.), Мозамбике (75 тыс.), Замбии (45 тыс.), Сьерра-Леоне(25 тыс.), Новой Зеландии (732 тыс.), Папуа-Новой Гвинее (200 тыс.), наСоломоновых Островах (112 тыс.), на Тринидаде и Тобаго (153 тыс.), Ямайке (103тыс.), в Гаити (93 тыс.), Гайане (78 тыс., или 10% населения), на Барбадосе (78тыс.), Малайзии (150 тыс.), на Филиппинах (100 тыс.), в Японии (58 тыс.),Шри-Ланке (50 тыс.), Мьянме (44 тыс.), Антигуа и Барбуде (36 тыс.), БагамскихОстровах (28 тыс.), в Панаме (20 тыс.), Мексике (18 тыс.), Сингапуре (24 тыс.) [4].
Такимобразом, Англиканская церковь не представляет строго иерархичной структуры,объединяя независимые в своей деятельности провинциальные церкви в Англиканскоесообщество, почётным главой которого является архиепископ Кентерберийский.Разные прочтения традиции встречаются как на горизонтальном уровне (каждаяцерковь имеет право несколько модифицировать доктринальные и литургическиеположения), так и по вертикали (внутри каждой церкви можно выделить сторонниковвысокой, широкой и низкой церквей, а также англо-католиков и евангелистов, чтоне мешает этим направлениям оставаться в рамках одной структуры). Англиканскаяцерковь объединяет около одного процента населения Земли, причём её епархиираспространены почти в двухстах странах, а представители англиканских церквейявляются одними из наиболее последовательных сторонников межконфессиональногодиалога (всенезависимые англиканские церковные провинции – члены Всемирного совета церквей,а первым президентом временного комитета Всемирного советацерквей был доктор У.Темпл, архиепископ Кентерберийский). При этом разныеангликанские церкви постоянно контактируют и следят за тем, чтобы отдельнаяцерковь не слишком отступала от общей традиции (например, в 2007 годуЕпископальную церковь США едва не исключили из Англиканского сообщества из-зарукоположения в епископы гомосексуалиста Джина Робинсона). Несмотря на различияв трактовке некоторых положений традиции, англиканские церкви сохраняют своёструктурное единство, не переводя его в строгую иерархическую систему.
ВЫВОДЫ
Подводя итогиисследования Англиканской церкви, следует отметить несколько характерныхособенностей и тенденций в её рамках. Прежде всего, Реформация в Англии шлаотдельно от континентальной и во многом была обусловлена характеромвзаимоотношений английской короны и римского папы, хотя с приходом Реформациина континенте идеи лютеранства и кальвинизма проникают в страну и корректируютпроцессы административного и богословского оформления англиканства. В историистановления Англиканской церкви можно выделить периоды её самостоятельнойборьбы с Римом (до Реформации в Европе) и сотрудничества с континентальнымпротестантизмом после его оформления.
Вероучение Англиканскойцеркви складывается на основе обработки католических и протестантскихположений, причём в разные периоды (в зависимости от преобладания той или инойпартии) соотношение католических и протестантских элементов различно. Базовымкодексом вероучения, а также официальным служебником является выпущенная в 1549году «Книга общих молитвословий», пересмотренная в 1552, 1559, 1662 и 1872 исохраняющая сегодня свой высокий статус.
Сегодня Англиканскаяцерковь объединяет около одного процента населения земли в рамках более чем тридцати провинциальных церквей,входящих в Англиканское сообщество, которое признаёт почётным председателемархиепископа Кентерберийского. Отдельные англиканские церкви не обязаныподчиняться в административных или догматических вопросах друг другу, дажерешения общецерковных конференций не являются необходимыми для исполненияконкретной церковью, хотя пренебрегают таковыми постановлениями крайне редко.
Англиканская церковьявляется последовательной сторонницей межконфессионального диалога, активноучаствует в работе Всемирного совета церквей и экуменических контактах сразличными направлениями в христианстве. Внутри самого англиканства сосуществуютподразделения на высокую, широкую и низкую церкви, которые призваны объединитьадептов с разными представлениями.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Англиканскиецеркви // www.hierarchy.religare.ru/h-angl-angl.html от 29.03.08
2. Андреев И.Д.История Англиканской церкви // www.engchurch.fromru.com/hist04.htm
от 29.03.08
3. Жудинова Е.В.Религии мира. Протестантизм. – М.: Мир книги, 2006. – 192 с.:
4. Пучков П.И. Распространение англиканства в мире. engchurch.fromru.com/modern02.htm
от 29.03.08
5. Ревуненкова Н.В.Протестантизм. – СПб.: Питер, 2007. – 224 с.: ил.
6. Христианство:Энциклопедический словарь: В 2 т.: т.1: А – К / Ред. кол.: С.С.Аверинцев (гл.ред.) и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. С. 75-80.