Алгоритм действий по изучению и обобщению ППО В основе процесса изучения и обобщения опыта может лежать определенный алгоритм действий. 1. Формулировка проблемы, объекта и предмета изучения. Определение теоретической базы опыта (из каких научных положений он исходит). 2.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования образовательного процесса. 3.Выбор методов изучения опыта, определение критериев его оценки. 4.Подготовка субъекта и объекта к изучению опыта. 5.Изучение опыта: 5.1. Деятельность педагога: общая цель образовательного процесса, конкретные педагогические задачи; подходы к содержанию обучения; управление процессом усвоения учащимися знаний, умений, формирования навыков; организация учебных ситуаций; алгоритм действий в решении педагогических задач; владение разными типами педагогической мыследеятельности (методической, диагностической, проектировочной, коррекционной и др.); развитие определенных личностных качеств учащихся; учет внешних и внутренних условий, в которых происходит обучение; дидактические средства, разработанные автором опыта; наличие авторской дидактической системы; материально-техническое оснащение проводимых занятий; уровень компьютерной грамотности педагога; ведущие факторы, обеспечивающие высокие результаты работы; пути разрешения возникающих противоречий. 5.2. Деятельность учащихся: мотивация учебной деятельности; уровень владения рациональными приемами репродуктивной и поисковой познавательной деятельности; самоконтроль и самоанализ учебной деятельности; самостоятельность мышления; умения и навыки самостоятельного приобретения и применения знаний; коммуникабельность в работе; формирование нравственных качеств в учебно-познавательной деятельности. 6. Первичная обработка материалов. 7.Анализ и обобщение, вычленение главного, особенного, общего и единичного в опыте. 8. Описание и оформление опыта. Памятка руководителю, методисту, изучающим опыт работы педагога1. Предварительное ознакомление педагога, начинающего изучать опытработы, с соответствующей литературой. 2. Сбор информации о профессиональной деятельности педагога: встречи и беседы с педагогом, беседы с администрацией, руководителем методического формирования, родителями учащихся, изучение результатов работы педагога, знакомство с материалами профессионального портфолио и др. 3. Посещение учебных занятий, проводимых педагогом. Определение научно-методической основы его работы. 4. Определение личностно-профессионального воздействия педагога насвоих коллег и учащихся; отношение учащихся к изучаемому предмету. Проведение контрольных работ, индивидуальных бесед с учащимися сцелью определения уровня их знаний по данному предмету. Изучение педагогической деятельности учителя вне учебных занятий:видов деятельности (участие в работе методического формирования, тематических педсоветах, методических декад, подготовка учащихся к олимпиадам,руководство научно-исследовательской деятельностью воспитанников и др.) и способов их реализации. 7. Авторский педагогический продукт (авторский проект, авторская дидактическая система, система методической работы, методические рекомендации, учебно-методические пособия, памятки, статьи из опыта работы и др.). Ознакомление с материалами выступлений педагога из опыта работына внешкольных педагогических мероприятиях (научно-практические, практические конференции, семинары, педагогические чтения). Использование опыта работы педагога коллегами. Руководство профессиональным ростом членов педагогического коллектива. Привлечение педагога к анализу и описание опыта своей работы. Определение формы обобщения и описания опыта.Этапы работы педагога над обобщением собственного опыта по определенной теме1. Выбор темы, осуществление дифференцированного подхода педагога к своему опыту, отбор для методической обработки какой-то определенной части опыта, представляющей наибольший интерес и актуальность. Ознакомление с литературой по избранной теме. Это необходимо для теоретического осмысления темы и сопоставления своего опыта с отраженным в литературе опытом других педагогов по данному вопросу. Планирование работы по избранной теме. Сбор и обработка материала. Систематизация ранее накопленных фактов из опыта, привлечение нового материала для более полного раскрытия вопроса, проверка некоторых своих положений и выводов, т. е. включение в работу элементов экспериментального характера. Анализ и обобщение накопленного по теме материала. Выявление в освещаемом опыте причинно-следственных связей и педагогических закономерностей, извлечение методических выводов. Соответствующее литературное оформление. Работа над докладом или статьей: освещение принципиальных положений, исходя из которых педагог подошел к данной теме; описание, анализ и обобщение своего опыта по данному вопросу; развитие выдвигаемых методических положений, подтверждающихся данным опытом; изложение выводов по разработанной теме.^ Общая схема изучения ППО, разработанная на основе технологии коллективной творческой деятельности известными российскими педагогами И.П.Ивановым и В.А. Караковским Изучение ППО. Определение актуальности тематики, формирование целей и задач. Выявление и изучение профессиональных достижений педагога. Сбор материалов опыта: изучение литературы по вопросам ППО; изучение образовательного процесса; беседы с педагогом, членами администрации, учащимися и их родителями; анализ школьной документации и творческого продукта педагога. Анализ материалов, их обобщение, выводы. Определение типичных черт ППО, его педагогической сущности. Значение опыта. 8. Прогрессивная педагогическая идея, вытекающая из опыта. Таким образом, процесс изучения и обобщения ППО будет проходить успешнее при условии знания и использования педагогическим коллективом определенного алгоритма действий и комплекса используемых методов, способствующих объективной оценке его эффективности.