Реферат по предмету "Разное"


Адаптация первоклассников к школе

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕАдаптация ребенка к школе - довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-на­стоящему. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит классному руководителю. Ему надо по­стоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ре­бенку хотелось идти в школу, было стремление получать знания. Классный руководитель должен создавать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклас­сниками. Не все ребята знакомы с правилами поведения в школе, особенно домаш­ние дети. Поэтому на первых порах требования классного руководителя могут вызвать естественное сопротивление, негативные эмоциональные реакции. Определенную трудность вызывает ориентировка в школе, до тех пор, пока школа не станет привычным местом для учебы и общения. Первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить отношения с одноклассниками, узнать имена и личностные особенности ребят. Классный руководитель может в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого необходимо провести диагностику, выявить детей с низким уровнем адаптации и провести профи­лактическую внеклассную работу по преодолению дезадаптации ребят в шко­ле и вовлечению их в коллектив.В таблице представлено 9 показателей адаптации первоклассников к шко­ле и уровни их проявления: настроение ребенка (7 уровней проявления); кон­такты со сверстниками (6 уровней); познавательная активность (5 уровней); дисциплина (6 уровней); реакции агрессии, гнева (6 уровней); страх (5 уровней); двигательная активность на перемене (4 уровня); общее самочувствие (5 уров­ней); успеваемость (4 уровня).Учитель выбирает наиболее характерный для ребенка уровень проявле­ния в каждом из 9 показателей адаптации. Порядковый номер уровня являет­ся баллом. Баллы суммируются, и по ним определяется уровень адаптации.^ Диагностика отношения ребенка к школе. Ф.И.О. ____________________________________________________Дата рождения ____________________ Возраст____________________Школа № _____ Класс ______________Дата_______________________ № уровняпоказателяадаптации Показатели адаптации и характеристика их различных уровней Выбран-ный уровень Примечание Настроение ребенка 1 Настроение стабильное, эмоционально уравно­вешенное 2 Эпизодические проявления снижения настроения 3 Легкая депрессия, из которой ребенок выходит в случае интересных заданий 4 Вялость, рассеянность 5 Заторможенность, истерия, плач 6 Выражение негативного отношения к школе 7 Полное нежелание идти в школу Контакты со сверстниками 1 Легко и уверенно входит в коллектив 2 Активно ищет и устанавливает контакты со сверстниками 3 Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готов­ность "сотрудничать" со сверстниками 4 Робок, малоинициативен, избирателен в общении 5 Не поддерживает социальных контактов 6 Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться от сверстников Познавательная активность 1 На уроках проявляет активность и интерес 2 Посещает все уроки без принуждения 3 Проявляет избирательный интерес к определенным урокам и остается равнодушным к другим 4 Учится без видимого желания 5 Не проявляет интереса к учебе, тяготится ею Дисциплина 1 С особой тщательностью и усердием выполняет все требования учителя 2 Выполняет практически все требования, усидчив, старателен, мало отвлекается 3 Пытается идти в ногу с классом, но это не всегда получается из-за несобранности 4 Требования учителя выполняет неохотно 5 На уроках часто отвлекается 6 Игнорирует требования учителя Реакции агрессии, гнева 1 Гнев проявляет редко, когда возникает необходимость, агрессия отсутствует 2 Гнев практически отсутствует в силу характерологических особенностей 3 Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением 4 Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя 5 Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении сверстников 6 Отчетливые и частые проявления агрессии в отношении сверстников и даже учителя Страх 1 Страх отсутствует 2 Эпизодически робок, застенчив, стеснителен 3 Робок, застенчив, легко теряется 4 Указанные черты ярко выражены 5 В случае выраженной тревоги и неуверенности ищет защиты у учителя Двигательная активность на перемене 1 Ребенок подвижен, активен 2 Двигательная активность очень высока и проявляется в шумных развлечениях, шалостях 3 Двигательная активность низкая 4 Двигательная активность всегда низкая Общее самочувствие 1 Жалоб не предъявляет, чувствует себя бодрым 2 Активно не жалуется, но после уроков возникает чувство усталости 3 Периодически жалуется на недомогания 4 Жалобы принимают устойчивый характер 5 Проявление невротических расстройств Успеваемость 1 Хорошая 2 Хорошая/удовлетворительная 3 Удовлетворительная 4 Удовлетворительная/плохая ^ Определение уровня адаптации Оценка ситуации Баллы Уровни адаптации Благоприятная 9-17 Высокий Условно благоприятный 18-24 Средний Неблагоприятная 25 и выше Низкий Диагностический бланкФ.И.О. ____________________________________________________Дата рождения ____________________ Возраст____________________Школа № _____ Класс ______________Дата_______________________1. В поведении2. В учебной деятельности3. Наблюдаются признаки предрасположенности ребенка к нарушению здоровья (соответствующее подчеркнуть):- тревожность, - высокая утомляемость, раздражительность, - чрезмерная невнимательность, - отвлекаемость, неусидчи­вость, - расторможенность, заторможенность, - обидчивость, плаксивость, - упрям­ство, драчливость, агрессивность, - двигательное беспокойство, - головные боли, плохой аппетит, - навязчивые привычки (грызет ногти и др.).4. Жалобы со стороны родителей (соответствующее подчеркнуть): - чрез­мерная усталость после школы; - недосыпание; нарушение сна; - страх темноты; одиночество; - непослушание; конфликтность; - беспричинный подъем температуры; - плохой аппетит; тошнота; - укачивание в транспорте; непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода; - потливость; - аллергические реакции; ночное недержание мочи; другие жалобы.^ Общие сведения о семье и условиях жизни ребенка 1.Тип семьи (полная, неполная)2. Родители ребенка: Ф.И.О. матери___________________________________________________________ образовательный уровень___________________________________________ профессия _______________________________________________________ место работы ____________________________________________________Ф.И.О. отца_____________________________________________________________ образовательный уровень___________________________________________ профессия _______________________________________________________ место работы ____________________________________________________3. Количество детей в семье, их возраст ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4. Наличие других членов семьи ________________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________5. Материальные условия жизни семьи ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6. Жилищные условия ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________7. Наличие у ребенка места для занятий и отдыха ____ ___________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8. Характер внутрисемейных отношений (благоприятные, неблагоприятные источники последних) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________Информация о детях с низким уровнем адаптации и проблемных семьях может быть передана классным руководителем школьному педагогу-психоло­гу, который на основании данных связывается (с помощью классного руково­дителя) с родителями ребенка, проводит консультационную работу и (по необ­ходимости и с согласия родителей) индивидуальную развивающе-коррекцион-ную работу с ребенком. В наиболее трудных случаях педагог-психолог имеет возможность направить родителей в медико-психолого-педагогический центр, где они смогут получить не только психолого-педагогическую консультацию по преодолению дезадаптации ребенка, но и квалифицированную медицинскую помощь. Информация о проблемных семьях классным руководителем переда­ется социальному педагогу школы.Наиболее эффективной профилактикой дезадаптации является групповая работа с детьми. Ее может проводить как школьный педагог-психолог, так и классный руководитель. Проводится такая работа в форме групповых адаптаци­онных занятий в начале учебного года во внеурочное время 1-2 раза в неделю. Такие занятия помогут создать условия для благоприятной адаптации ребенка в школе путем формирования в ученической среде положительного микроклимата, доброжелательной атмосферы, эмоционального комфорта, окажут помощь в установлении межличностных отношений между детьми, основанных на уважении, симпатии, принятии и доверии друг к другу, будут способствовать улучшению взаимодействия, развитию групповой сплоченно­сти. Детей занятия обучат правилам школьной жизни, а классного руководите­ля - познакомят с личностными особенностями ребят. Особенность адаптационных занятий в том, что их всегда проводят с эмо­ционально положительным настроем. Они должны быть приятны и интересны для ребят. На занятиях широко используются игровые и творческие задания, а также упражнения психологического характера. Большое значение имеет об­суждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов, размещение коллективных и индивидуальных работ в классе с целью выражения личностной значимости каждого ребенка. Лучше, если на адаптационных занятиях ребята будут сидеть в кругу. Это позволит видеть каждому из них глаза друг друга, а не затылки. В начале занятий обязательно приветствие. Классный руководитель просит ребят улыбнуться друг другу: соседу справа, соседу слева. Потом ласково по­здороваться, пожать руку. Следующим заданием будет просьба назвать друг друга ласково (например: "Здравствуй, Леночка") и ласково ответить ("Здрав­ствуй, Боренька").Знакомство учащихся друг с другомПервое занятие. Целесообразно посвятить знакомству ребят друг с другом. После приветствия каждый назовет свое имя. Но таким способом запомнить всех трудно. Поэтому классный руководитель может использовать такой прием: попросить выйти к доске сначала тех ребят, которых зовут Наташа (Лена и т. д. со всеми именами). Ребята с одинаковыми именами получают цветочки из бу­маги одного цвета. Когда все цветы розданы, классный руководитель просит поднять вверх цветы тех ребят, кого зовут Наташа, и т. д. Можно предложить ребятам под музыку покружиться под"Вальс цветов", а в конце занятия - сделать на листе ватмана зеленого цвета полянку. Каждому ребенку по очереди пред­лагается найти место на полянке и наклеить самостоятельно свой цветок. Классный руководитель обращает внимание ребят на то, какая чудесная поля­на получилась, какой большой класс, и каждому ученику в нем есть место. В конце занятия необходимо спросить у учащихся, понравилось ли им занятие, что конкретно понравилось, хотят ли они проводить такие занятия в будущем.Умение говорить комплиментыВторое занятие. Можно посвятить обучению ребят говорить друг другу комплименты. После традиционного приветствия классный руководитель про­сит ребят сказать друг другу комплимент (например: "Леночка, у тебя сегодня красивые бантики"). Как правило, это задание вызывает смех и замешательство. Поэтому говорить комплименты детей надо научить. Классный руководитель спрашивает ребят о том, кому приятно слышать добрые слова в свой адрес! Утвердительно отвечают, как правило, все. Тогда классный руководитель говорит, что у нее есть кукла Катя, которая любит получать комплименты. Каждому ребенку предлагается сказать кукле комплимент. Учитель от лица куклы комментирует комплименты, хвалит ребят за наиболее удачные. После работы с куклой классный руководитель предлагает поиграть в игру "Комплименты».^ Игра "Комплименты" Дети сидят в кругу. Начинает говорить комплимент ребенку классный руководитель. Ребенок, получивший комплимент, говорит комплимент своему соседу и т. д. по цепочке. Последний в кругу ребенок говорит комплимент классному руководителю. В конце игры - обсуждение результатов. Каждый ребенок говорит о том, что он чувствовал, когда слышал комплимент в свой адрес и когда говорил комплимент соседу. Понравилось ли ему слушать и говорить комплименты. Классный руководитель замечает, что после комплиментов в классе стало ярче, а чтобы стало совсем светло, предлагает нарисовать каждому ребенку солнышко. Нарисованные солнышки по желанию ребят размещаются в классе, чтобы согревать и напоминать о комплиментах.Формирование наблюдательности и симпатииТретье задание. Можно посвятить формированию наблюдательности и симпатии по отношению друг к другу. После традиционного приветствия предлагает ребятам сесть в круг и поиграть в игру «Чем мы похожи»^ Игра "Чем мы похожи" Начинает игру классный руководитель: приглашает в круг одного из ребят по сходству с собой. Например: "Катя, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас туфли одинакового цвета" Катя выходит в круг и приглашает выйти кого-либо из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу. Игра может повторяться несколько раз. После игры классный руководитель говорит о том, что все люди разные, но у всех людей есть что-то одинаковое (перечисляет, какие одинаковые черты внешнего вида, элементы одежды были названы). В конце занятия каждому ребенку предлагается нарисовать свой автопортрет и разместить автопортре­ты на заранее приготовленном стенде. Итог занятия - мы все разные, но у нас есть что-то общее и нам хорошо вместе.Повышение самооценки учащихсяЧетвертое занятие можно посвятить повышению самооценки. После традиционного приветствия проводится игра "Аплодисменты"^ Игра "Аплодисменты" Ребята сидят в кругу. Классный руководитель просит встать тех, кто обла­дает определенным умением или качеством (например, встаньте те, кто умеет рисовать, читать, считать, плавать, любит смотреть детские фильмы и т. д.). Ос­тальные участники аплодируют тем, кто встал. После игры "Аплодисменты" классный руководитель предлагает каждому из ребят немного рассказать о себе, о том, чем он занимается в свободное время, что он хорошо умеет делать, за что его хвалят взрослые. Каждому выступившему ребята аплодируют. Этот рассказ можно проводить не от лица ребенка, а от лица любой его вещи. ^ Игра "Что моя вещь знает обо мне" Один из детей, по примеру классного руководителя, берет любой свой предмет (ручку, пенал, тетрадь, кофту и пр.) и от лица этого предмета начинает говорить о себе. Например: "Я Сережина ручка. Он берет меня в руки, когда что-то пишет. Он очень старается писать красиво" и т. д. В конце занятия классный руководитель подводит итог о том, какие спо­собные дети учатся в классе.Выявление общих интересовПятое занятие можно посвятить продолжению знакомства ребят друг с другом. После традиционного приветствия учитель предлагает ребятам вспомнить о любимых играх. После обсуждения классный руководитель предлагает ребятам нарисовать любимую игру или игрушку. Можно нарисовать процесс игры. В конце рисования классный руководитель отмечает, как много хороших рисунков полу­чилось. Просит каждого из ребят рассказать о своем рисунке (своей игре, игруш­ке). После каждого рассказа классный руководитель спрашивает, кто еще из класса нарисовал рисунок об этой игре (игрушке). По итогам обсуждения обоб­щает интересы детей, делает вывод о том, как много интересных игр и игрушек у ребят, как много общего в интересах и как хорошо играть всем вместе.Развитие навыков взаимодействия и творческих способностей учащихсяИтоговое занятие направлено на формирование навыков взаимодействия, развитие творческих способностей. В качестве разминки проводится игра "Улыбка" с игрушкой, например, собачкой. Классный руководитель передает собачку ребенку и улыбается, ребенок передает собачку своему соседу и улыбается и т. д., пока собачка не вернется к классному руководителю. Затем учитель переходит к основной части занятия.^ Игра "Заколдованное дерево" Классный руководитель (обращается к детям, которые сидят в кругу): Хотите совершить путешествие в волшебную страну? Тогда встаем в круг. Это машина време­ни. Для того чтобы попасть в волшебную страну, делаем по кругу 3 шага вправо. Вот мы и в волшебной стране. В этой стране росло прекрасное дерево. Оно было деревом желаний. (На мольберте прикреплен лист ватмана, на котором нарисовано дерево без листьев.) Дерево исполняло только добрые желания. Однажды в эту страну попал злой волшебник. Он загадал злое желание, и дерево его не исполнило. Тогда волшебник рассердился и заколдовал дерево желаний. Попробуем его расколдовать? А поможет нам в этом само дерево. Оно нас о чем-то просит, и эти просьбы написаны на листьях. (Листья заготовлены классным руководителем заранее, на каждом листе написано задание, которое ребята долж­ны выполнить.) Давайте их прочитаем. (Классный руководитель читает задания.)Задание 1. У злого волшебника всегда плохое настроение, лицо у него всегда злое, недовольное. Если взглянуть на лицо этого волшебника, то сразу никому не хочется с ним дружить. Почему? Дерево просит, чтобы вы нарисовали для волшебника лица таких ребят, с которыми вам самим хотелось бы дружить. Может быть, волшебник взглянет на эти рисунки, станет добрее, изменит свое выражение лица, захочет иметь друзей, и с ним все захотят дружить?(Ребята начинают рисовать. Готовые рисунки классный руководитель по­могает ребятам наклеить рядом с деревом.) Как вы думаете, что почувствует волшебник, увидев ваши рисунки?Задание 2. У злого волшебника нет и никогда не было друзей. Почему? Вол­шебник не знает, каким должен быть настоящий друг. Дерево просит, чтобы вы написали письмо волшебнику и рассказали, каким должен быть настоящий друг. Давайте подумаем, как можно продолжить следующие незаконченные пред­ложения: Настоящим другом можно назвать человека, который Вместе с другом мне хотелось бы Дружбе мешает Я ценю в друге Мне нравится, когда друг Дружбе помогает (После обсуждения классный руководитель задает ребятам вопросы.) У вас есть настоящие друзья? А каждый из вас может быть настоящим другом?Задание 3. Злому волшебнику никто никогда не говорил добрых слов. Почему? А вы друг другу когда-нибудь говорите добрые слова? Давайте поиграем в игру "Комплименты" (с клубком). (Ребята и классный руководитель сидят в кругу). Начи­нает игру классный руководитель. Он дает клубок ребенку, сидящему рядом, и го­ворит комплимент. Ребенок, получивший клубок, говорит комплимент соседу и передает клубок и т. д., (пока клубок не вернется к классному руководителю.)Задание 4. Вы помните, что в стране Радости, Солнца, Счастья и Доброты растет не простое дерево, а дерево желаний. Чего не хватает на дереве? Листьев. Дерево просит, чтобы вы пожелали чего-то доброго для своих друзей. И с каждым пожеланием на дереве будет вырастать новый листочек. Нарисуйте лис­точек, загадайте желание и приклейте к дереву.(В заключительной части занятия классный руководитель говорит ребятам, что путешествие закончилось, предлагает встать в круг, образовать машину времени, сделать 3 шага влево и оказаться в классе.)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.