Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Проблема бесконечно повторяющейся драмы художника в романе Джека Лондона "Мартин Иден"

Министерство образования Российской Федерации
Башкирский государственный университет
Филологический факультет
Курсовая работа
Проблема бесконечно повторяющейся драмы художника в романеДжека Лондона «Мартин Иден»

Содержание
джеклондон мартин иден
Введение
1. Мировоззрение и эстетическиевзгляды Д. Лондона
2. Тема искусства в романе «МартинИден»
3. Образ Мартина Идена
4. Трагедияхудожника в окружающем мире
Заключение
Использованная литература

Введение
Летом 1907 года во время первой стоянки на Гавайских стровахЛондоном был начат один из его шедевров  роман «Мартин Иден». Вфеврале следующего года он был закончен и печатался в журнале «Пасификмансли» с сентября 1908 по сентябрь 1909 года. Отдельной книгой он былвыпущен издательством «Макмиллан компани» в сентябре 1909 года.
Роман, как определил его идею Джек Лондон, «являлся атакой набуржуазию и на все, за что она стоит» [Быков В.М.1964, с.106]. Писатель продолжалразработку современной темы. На этот раз его интересовала история успеха итрагедия молодого человека, пытающегося в Америке пробиться в рядыпреуспевающих. Лондон вступал в открытую полемику с «деловым романом»,прославлявшим предпринимательский успех и изображавшим Соединенные Штатыстраной, где якобы последний чистильщик может стать миллионером.
В американской литературе появлялись и до «МартинаИдена» произведения, посвященные судьбе таланта. К их числу относитсянаписанная Г. Фуллером повесть «Падение Эбнера Джойса» (1901), гдеавтор, положив в основу факт отхода от реализма, совершенный ХэмлиномГарлендом, показывал, каким образом совершилось это «падение». Э.Синклер в «Дневнике Артура Стерлинга» (1903), широко использовававтобиографический материал, рассказал о трагической гибели талантливого поэта,не выдержавшего непосильной борьбы за существование. В 1915 году, несколько летспустя после выхода «Мартина Идена», Т. Драйзер в романе «Гений»тоже обратился к теме судьбы художника в капиталистической Америке. На всехэтих книгах, как и на романе Лондона, современность оставила отпечатоктрагизма, крушения идеалов, все они были посвоему, хотя и в разной степени,примечательны и значительны. Однако «Мартин Идеи» среди всехназванных произведений выделялся как книга глубокой жизненной правды и высокиххудожественных достоинств. Роман явился новой ступенью в творческом развитиисамого Лондона.
Значение романа определялось тем, что Лондон придал «вечной»проблеме остросовременное содержание. Мартин Идеи — художник, вышедший изнародных масс, а это явление, ставшее характерным лишь в XXвеке [Быков В.М.1964, с.107]. И драма, которая изображена Лондоном,  подлинносовременная драма. Сущность ее не исчерпывается тем, что Мартина ждет страшнаянищета и что он израсходует весь отпущенный ему запас творческих сил, преждечем к нему придет признание. Несомненно, он мог бы сделать больше и нерасплачиваться за каждый свой шаг в искусстве бескрайним напряжением и голодом,живи он в других условиях. Но разве он стал бы революционером в искусстве, еслибы не принес в него совершенно новый жизненный опыт и воспитанное именно егосуровым, пролетарским опытом новое мироощущение? И он сумел создать вещи, ккоторым будут не раз возвращаться; в конце концов, не так уж важно, признаннымили непризнанным он их написал.
Проблема бесконечно повторяющейся драмы художника стара, как самоискусство, она была современна и при жизни Лондона, и сейчас не теряет своейактуальности. Разрешение этой проблемы возможно лишь при том условии, чтоценности искусства станут доступны не «избранным», а всему обществу.
В работе использованы такие общенаучные методы исследований, как анализ исинтез, обобщение и абстрагирование.
Исследование состоит из введения, основной части, которая разделена натри параграфа, заключения и списка использованной литературы.

1. Мировоззрение и эстетические взгляды Д. Лондона
«Эта книга отражает опыт американскойинтеллектуальной жизни за последнюю половину девятнадцатого столетия, отЭмерсона и раннего Мелвилла до Хоуэллса и Драйзера»,  не без основанияпишет о «Мартине Идене» Сэм Баскетт [Быков В.М. 1964, с. 126]. Егослова в известной мере могут быть отнесены и ко всему творчеству Лондона.
Многие вопросы, которые волновали в то времяфилософов, естествоиспытателей и социологов, нашли свое отражение в егоповестях и романах. Теория Чарльза Дарвина и его последователей о приспособляемостии естественном отборе  в «Дочери снегов»; проблемы борьбыматериализма и идеализма — в «Морском волке»; идеология Ницше, приобретавшаяпопулярность в Америке, разоблачалась в том же «Морском волке», и еевопросы в той или иной степени затрагивались в «Мартине Идене».Проблемы эволюции животного мира и борьбы за существование решались в романе «БелыйКлык» и ряде повестей («Зов предков», «До Адама»,1907). Проблема отношения к капиталистическому строю и вопросы социальнойреволюции ставились в том же «Мартине Идене» и в «Железной пяте».В произведениях Лондона фигурируют десятки имен его современников, ученых илитераторов, обсуждаются их идеи.
Учение о происхождении видов Дарвина и политэкономияК. Маркса способствовали выработке материалистического мировоззрения Лондона. Ион не только отразил в произведениях научные взгляды своей эпохи, но и опиралсяна них в своем творчестве.
Лондон был убежден, что залогом успеха каждого писателя является егомировоззрение, его собственная «философия жизни». Лондон называл себя«безнадежным материалистом»и «материалистическиммонистом», он отвергал Бергсона и метафизиков, примыкал к Э. Геккелю,дававшему прочные основы для материализма (Лондон не разделял ненависти Геккеляк социализму и его апологетики буржуазного строя, скорее всего они даже не былиему известны).
Лондон признавал верность положений Г. Спенсера о непрерывнойприспособляемости внутренних отношений животного и человека к внешним, считалестественный отбор основой существования, совершенствования организмов ипредпосылкой возникновения новых видов, стимулом развития животного мира[Садагурский А.1978, с. 32].
Лондона увлекла идея Спенсера рассмотреть человека втесной связи с природой, средой. Из признания тесной связи и взаимодействиячеловека с природой писатель логически приходил к выводу о неизбежности борьбыс природой и между живыми существами. Проблема борьбы за существование проходитчерез все его творчество: в мире животных — «Зов предков», «БелыйКлык», в первобытную эпоху — «До Адама», в капиталистическомобществе — «Морской волк», «Мартин Идеи» и ряде последующихроманов. Классовая борьба, по мысли Лондона, являлась продолжением борьбы засуществование, и он изобразил ее в «Железной пяте», «Луннойдолине» (1913) и других книгах.
Лондон сам называл Спенсера своим учителем, но неследует преувеличивать влияния английского буржуазного философа. Вполневозможно, что именно у Спенсера почерпнул автор «Дочери снегов»расовые теории, излагаемые героиней названного романа. Однако в отличие отсвоего английского учителя, считавшего революционное свержение общественнойсистемы не законом, а болезненным явлением, признававшего только эволюционныйпуть, считавшего эксплуататорский строй вечным, а борьбу против негопротивоестественной, Лондон, как известно, придерживался прямо противоположныхвзглядов.
Марксизм вооружил его идеей неизбежности классовой борьбыи резких скачков в общественном развитии. Если Спенсер не замечал углубления классовогоантагонизма и считал, что революционные выступления ведут к анархии и регрессу,то Лондон, признавая разрушающую силу революции, именно в ней видел главноеусловие перестройки общества, мощный стимул прогрессивного развития.Революционное преобразование общества он считал неизбежным. Спенсер «былярым противником социализма, Лондон сторонником и энергичным борцом за еготоржество.
Лондона интересовал рубеж между жизнью и смертью, гдетона этом рубеже действовали его герои и этот интерес определял особенности егохудожественного метода. В острые моменты, под угрозой гибели герой ярчепроявлял черты своего характера и волю к жизни. Тема воли к жизни, веры вчеловека, которого писатель поднимал над всем живым,  пафос его творчества, икорни его  в материалистическом мировоззрении Лондона.
Мировоззрение Лондона сложно и противоречиво, не всев его романах и рассказах прогрессивно, однако лучшие его произведенияпрославляют настоящего человека, побеждающего в борьбе.
Писатель вдохновлялся идеалом человека, богатого физически и духовно.Некоторые литературоведы причисляли Лондона к разряду ницшеанцев. Как известно,реакционный философ Фридрих Ницше эстетизировал сильную личность,сверхчеловека, „белокурую бестию“, для которого нет иной морали,кроме морали кулака. Лондон сам признавался, что в 1904 — начале 1905 года переболел»ницшеанской болезнью", имя немецкого философа упоминается в егопроизведениях, некоторые герои разделяют ницшеанскую идеологию— все это давалов руки критики основание для язвительных нападок на писателя. Причем особенноохотно до сих пор этой возможностью пользуется буржуазная критика, умышленнообходящая антиницшеанские высказывания Лондона, забывающая, что два своихкрупнейших романа «Морской волк» и «Мартин Идеи» онпосвятил разоблачению ницшеанской философии, доказательству того, что сверхчеловек— явление асоциальное и обреченное.
Не только в художественном творчестве, но и ввысказываниях и статьях выступал писатель против человека, воля и силы которогонаправлены на подавление слабого.
Культ здорового, смелого и сильного человека, к которому «причастен»Лондон, вовсе не является ницшеанством. У Ницше герой аморален, он проповедовал«падающего подтолкни». У Лондона душевное благородство, товарищескаявзаимопомощь — основные свойства положительных персонажей. По Ницше, массыдолжны беспрекословно повиноваться господину. Лондон же предан идее классовойборьбы и верит в победу массы.
По выражению известного американского литературоведа Вернона ЛуисаПэррингтона, Лондон вместе с Гарлендом и Драйзером стал лидером «реалистическоговосстания» против «нежной традиции» в жизни и литературе. ИменноЛондон продолжал традиции литературы критического реализма.
Описывая историю судьбы личности в романах периода своей творческойзрелости («Железная пята» и «Мартин Идеи»), писательпостоянно имел перед глазами картину социального целого, общества, в которомдействовали его герои, и он точно определял место каждого из них на социальнойлестнице классового общества. Действие его романов всегда конкретно и отнесенок определенному времени. В Северных рассказах, в романе «Мартин Идеи»он стремился изображать типические характеры в типических обстоятельствах,добиваясь верности их передачи, достоверности деталей.
Движение Лондонароманиста от «Дочери снегов» к созданию «МартинаИдена» — путь от романтизма с сильно развитыми реалистическими элементамик реализму и творческой зрелости.
Драйзер назвал Лондона писателем, творчество которого являет собой смесьв равной пропорции реализма и романтизма [Т. Драйзер.1951, с. 553], но болееправильна применительно к оценке метода лондоновская формула «вдохновенногореализма, проникнутого верой в человека и его стремления». Именно этимсвоим качеством Лондон близок литературе социалистического реализма, и именнопоэтому Горький назвал его писателем, пролагавшим путь пролетарской литературе.
Свой оптимизм и любовь к людям Лондон объяснял верой в развитие ипрогресс. Он был убежден, что мир идет все к более совершенным формам. Человек— венец природы, но и человеческое общество прогрессирует беспрерывно, выдвигаяформацию за формацией. На смену несовершенной, зараженной недугомкапиталистической формации, как считал Лондон, неизбежно должна придти новая,социалистическая, — вот что было источником жизнеутверждающего мировоззренияписателя.
2. Тема искусства в романе " Мартин Иден"
«Мартин Идеи» был вершиной «поэтического»реализма Лондона; нигде больше писателю не удалось столь органично сочетатьплан событийный и философский. Связать столь прочными нитями историю одногочеловека не только с общественным и литературным «контекстом» егоэпохи, но и с одной из тех «вечных» тем, которые в той или иной формепоявляются во всех лучших лондоновских произведениях. В «Мартине Идене»это была тема художника и его мучительной борьбы с неподатливым материалом, совкусами современников, с необходимостью продавать свое искусство, с собственнымичеловеческими слабостями. И тема была так близка Лондону, настолько имвыстрадана, что роман, задуманный как книга, развенчивающая индивидуализм, приобрелв его творчестве значение исповеди.
Современниками писателя роман был воспринят кактипичная для американской литературы «история ошеломительной карьеры».Они не увидели в романе ничего, кроме сюжета: ценой титанических усилий простойматрос становится всемирно известным писателем лишь для того, чтобы,разочаровавшись и в литературе, и в богатстве, покончить с собой.
Лондон предполагал выбрать для книги одно изследующих трех заглавий: «Успех», «Звездная пыль» и «МартинИден». Изображение признаваемых «ярмаркой на площади» законов «успеха»отодвинулось на второй план, когда Лондон в полной мере ощутил масштаб изначимость того образа художника, который он создавал. С Мартином вошла в романтема, которая и стала в нем главной, и сформулировал ее сам Лондон: «трагедияодиночки, пытающегося внушить истину миру». Лишь одно следовало бы сказатьточнее — истину, добытую искусством [Зверев А.М. 1975, с. 53].
Драма начинается, когда Мартин, осознав в себехудожественное дарование, решает сделать искусство своей профессией. «Выранены красотой,  говорит ему Бриссенден.  Это незаживающая рана, неизлечимаяболезнь, раскаленный нож в сердце… Пусть вашей целью будет только однаКрасота. Зачем вы стараетесь чеканить из нее монету?»
Только все дело в том, что правота Бриссендена —абстрактная правота. Безусловно, первейшая обязанность художника — этообязанность перед своим искусством, служение Красоте. Но столь же верно, сотнираз доказано, что творчество невозможно без воспринимающего, без той самой «публики»,которую с полным основанием презирает Бриссенден, а потом и Мартин. Трагедия втом, что «публика»  это морзы и им подобные. В разговорах с Руфь онначинает понимать, что значит искусство для Морзов и им подобных. Онипревратили искусство в безжизненную пародию. В начале творчества  великийсозидательный порыв, а завершение творческого акта  это мелочная и недостойнаяборьба с издателями, блошиные укусы критиков и оплевывание шедеврасамодовольной аудиторией. И Мартин не может найти выхода из этого порочногокруга. Судьба Мартина – прежде всего яркое доказательство того, что буржуазноеобщество враждебно подлинному искусству [История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века. 1958, с. 507].
Для Мартина Идена значимы как форма, так содержание искусства.Он видит всю внутреннюю красоту искусства, а буржуазное общество слепо, оновосхищается тем художником или поэтом, который в данный момент в моде. В своемстремлении стать писателем Мартин Иден столкнулся с противодействием —издательской политикой США. Он пытается уяснить причины своих неудач, изучаетиздательские и читательские вкусы и выводит так называемую «трехчленнуюформулу», метко характеризующую американскую литературу, предназначеннуюдля массового читателя. Молодой писатель, чтобы пробиться на страницы журнала,вынужден «творить» по такой формуле: «1) двое влюбленных должныразлучиться; 2) благодаря какомуто событию они соединяются снова; 3) звонсвадебных колоколов».
Мартину претит безжизненность и выспренностьлитературы, наводняющей рынок, он чувствует силу и величие жизни, знает, что «онапрекрасна, несмотря на всю грязь, ее покрывающую». «Он добивалсявдохновенного реализма, — пишет Лондон, — проникнутого верой в человека и егостремления. Он хотел показать жизнь, как она есть, со всеми исканиямимятущегося духа. Начинающего писателя вдохновляет желание сказать людям правдуо том, что они не видят, написать о том, о чем не пишут. „Это жизнь!..  восклицаетМартин в ответ на отрицательный отзыв Руфи о его рассказе.  Это реально. Этоправда. Я должен описывать жизнь такой, как я ее вижу“.
Какую же истину хотел он внушить миру, какоеискусство создать? Когда Бриссенден прочел ему свою „Эфемериду“,Мартин был потрясен: в поэме ему открылась „истина провидца, выкованная изжелеза космоса мощным ритмом стиха, превращенная в чудо красоты и величия“.Бриссенден воплотил тот художественный идеал, которому инстинктивно, а затем иосознанно следовал в своих произведениях сам Мартин. Ибо Мартин „знал жизнь,знал в ней все низкое и все великое, знал, что она прекрасна несмотря на всюгрязь, ее покрывающую… Святые среди грязи — вот чудо! И ради этого чуда стоитжить! Видеть высокий нравственный идеал, вырастающий из клоакинесправедливости; расти самому и глазами, еще залепленными грязью, ловитьпервые проблески красоты; видеть, как из слабости, порочности, ничтожества,скотской грубости рождается сила и правда и благородство духа“.
Но Мартин знает и другое: что в конечном итоге „тайнакрасоты столь же непостижима, как и тайна жизни“, что „красота ижизнь сплетаются между собою, а сам человек — частица этого удивительногосплетения звездной пыли, солнечных лучей и еще чегото неведомого“. Он неможет творить, стремясь лишь к безукоризненному правдоподобию, его неудовлетворяет одномерный реализм. В ткань его рассказов входят видения,отголоски некогда пережитого, и в его творческом сознании все это наполняетсяновым смыслом, неожиданными соотнесениями и связями. Больше всего он гордитсясвоими „Сонетами о любви“ и эта удача не случайна: именно в поэзиидолжно было всего полнее и органичнее раскрыться выработанное им художественноемировосприятие. И своей прозой Мартин удовлетворен лишь при том непременномусловии, что ему удается передать ощущение великой тайны жизни. Выразить, как вповести „Запоздалый“, „идею, равно справедливую для всех стран,всех времен и народов“.
Но в конце концов материальная зависимость заставляетМартина подлаживаться под низкие литературные вкусы. Лондон показывает, каксоциальные условия деформируют душу Мартина, как литературная Америка пытаетсявогнать самобытный талант в прокрустово ложе мещанских традиций, выжигаетдемократические взгляды, коверкает душу и жизнь.
Растерявший в борьбе свои идеалы, гордые порывы, озлобленныйбезуспешными схватками с миром продажности, подлости, Мартин выплескивает в лицоэтому низменному миру горечь своих обвинений: »… Жалкие пауки, торгаши иростовщики! И они поработили вас снова, но не открыто, по праву сильного, а незаметно,разными махинациями, хитростью, обманом и ложью. Они подкупили ваших судей,извратили ваши законы и держат ваших сыновей и дочерей под гнетом, передкоторым побледнели все ужасы узаконенного рабства. Два миллиона ваших детей трудятсясейчас под игом промышленной олигархии Соединенных Штатов. Десять миллионов рабовживут, не имея ни крова, ни хлеба".
Путь пройден — от чернорабочего до популярнейшегописателя, которому рукоплещет толпа. Но теперь Мартин понял истинную ценностьвласть имущих, он раскусил этих духовно ничтожных людишекпаразитов и понял, чтокрасивые фразы о свободе, равенстве и братстве — лопнувшие пузыри, а демократыи республиканцы — разные названия прислужников капитала.
Трагедия героя в том, что буржуазное обществобезразлично к таланту плебея без имени и протекции. Оно вообще равнодушно кнастоящему искусству. Истощая внутренние и физические силы в борьбе за успех,за признание, от которого зависит и его личное счастье, Мартин все сильнееощущает отвращение к обществу и буржуазной публике, признания которой ондобивается. И когда, наконец, в результате случайности к Идену приходят слава ибогатство, когда он становится «своим» в буржуазном обществе, Мартинне испытывает ничего, кроме опустошенности и безразличия.
Можно без труда догадаться, какое направление принялобы при наличии таких антибуржуазных взглядов творчество. Мартина. Но, добившисьизвестности, он прекращает писательскую деятельность. Так погиб художник,обманутый в своих лучших надеждах, потерявший вкус к жизни.
Он уходит потому, что никогда не сможет восседатьпочетным гостем на литературных утренниках, ловя на себе восторженные взглядымеценатствующих буржуазных матрон, и уже не способен, сбросив накопленный грузкультуры, вернуться к своему миру, к отрезанным навсегда истокам, без которыхне могло в конце концов не пересохнуть и проложенное им в литературе широкоерусло. Конфликт, приведший его к гибели, неразрешим, покуда, по слову Уитмена, «великийпоэт не найдет себе и великой аудитории». Это не капитуляция. Этонастоящее мужество настоящего художника.
3. Образ Мартина Идена
Мартин Идеи — alter ego самого Джека Лондона. Неудивительно, что оба они горят страстью познания природы и общества и «философияжизни» для них не абстрактная теория, а тот жизненный двигатель, которыйконцентрирует вокруг себя все события жизни, все их поступки, стремления.
Оба они ищут путь к осмысленной жизни, полной света,книг, поэзии. Но каков этот «путь наверх» из социальной «бездны»?Оправдывает ли цель «выбиться наверх» любое средство?
Вопрос о личном счастье перерастает в вопрос оботношениях личности и общества.
Лондон порывает с крайним «радостныминдивидуализмом» своей юности. Заглянув в пропасть социальной «бездны»,он начинает понимать, что путь к личному счастью лежит через благополучие всегонарода. Именно в решении вопроса личного и общего расходятся пути у Лондона иего героя.
В образе Мартина Идена писатель стремится проследить,как складывается судьба человека из народа, ставшего на путь индивидуализма. Разберемся,как и в чем проявляется индивидуализм героя. Мартин говорит о своеминдивидуализме у Морзов, пытаясь после сделанных им нападок на капитализмзащититься от обвинений в социализме. Здесь-то он и объявляет себя заклятымврагом социалистов. Горячность героя и чрезмерная категоричность высказываний вкакой-то мере объяснимы полемическим задором. Вскоре, опять же у Морзов, Мартиннесколько обстоятельнее говорит о своем индивидуализме. Он вновь осуждает американскуюдемократию и, чтобы отвести возражения оппонентов, обвиняет в социализмевыступившего против него судью Блоунта, а себя называет приверженцем Ницше,реакционером, считающим, что мир принадлежит сильнейшим. Высказывания Мартинапутанны: осуждения капиталистической системы перемежаются в них с нападками насоциализм, однако эмоциональная насыщенность речей подчеркивает силу егоненависти и к капитализму и к социализму. Мартин, по его собственным словам,сторонник некоей третьей линии, ее-то он и именует индивидуализмом. Он говорит,что в основе его позиции лежат биологический закон естественного отбора, победысильного над слабым и ницшеанская концепция извечного разделения общества нарабов и господ, надежда на приход сильного человека, который спасет государствоот неизбежного разложения.
Сделавшись знаменитым и богатым, Мартин не забываетстарого товарища Джо, он заботится о его будущем. Он материально помогаетсестре и многодетной женщине, у которой когда-то снимал угол. С влюбившейся, внего Лиззи он обходится бережно и сердечно. Не мстит он и репортеру, сыгравшемуроковую роль в его судьбе.
Автор щедро наделил героя положительными качествами.Мартин широкая натура, честен, правдив, отзывчив, способен на нежную глубокуюлюбовь; к тому же он богато одарен природой  умен, привлекателен, мужествен. Добраяполовина романа посвящается описанию поразительных успехов и превосходстваМартина над окружающими. В романе нет персонажа, который мог бы ему противостоять.Социалист Бриссенден изображен праздным пьянчужкой, человеком богемы. Он вовсене антипод Мартину; как и последний, он высказывает свое пренебрежение к толпе.Сторонником социализма Бриссенден сделался только потому, чтокапиталистическому строю, к которому питает ненависть, он готов предпочесть чтоугодно. По утверждению Лондона, Бриссенден  человек мысли и блестящий оратор,но он не вступает в спор с Мартином, не опровергает его ложных идей. И уже одното обстоятельство, что в отличие от цветущего Мартина Бриссенден хрупкий,чахоточный, ущербный человек, злоупотребляющий наркотиками, снижает этот образ.
Весь роман строится вокруг главного героя. В нем нетвторостепенных сюжетных линий и ответвлений, и поэтому он выглядитцелеустремленным, сжатым. Другие персонажи призваны дополнительно раскрыть илиоттенить центральный образ, который дается в соотношении с ними. Образы друзейМартина помогают показать его достоинства, его превосходство над окружающими.Через высказывания и действия друзей раскрывается характер героя. Той же целислужит и образ поэта Бриссендена. Талантливый Бриссенден подчеркиваетодаренность главного героя.
Лондон не дает портрет так, как это нередко делается,в романах, где авторы останавливают для этой цели действие. Он набрасываетпортрет попутно, описывая героев в действии:
«Раскачиваясь на ходу, широко расставляя ноги,словно пол под ним опускался и поднимался на морской волне, он шел за своимспутником. Огромные комнаты, казалось, были слишком тесны для его размашистойпоходки, — он все время боялся зацепить плечом за дверной косяк или смахнутькакую-нибудь безделушку с камина». Писатель добродушно иронизирует надгероем, явно преувеличивая расстояния: «Между, роялем и столом, заваленнымкнигами, могли свободно пройти шесть человек, но он отважился на это лишь сзамиранием сердца». Далее автор передает беспокойно работающую мысльгероя, перепрыгивающую с одного предмета на другой, сравнивает его с дикимживотным, опасающимся западни, обращает внимание на выражение его глаз,сверкнувший в них сердитый огонек.
Автор развивает образ Мартина, он прекрасно видитсвоего героя, чувствует его характер, движения души и умеет рассказать овиденном. Музыка всколыхнула душу Мартина. Лондон подробно описывает картины,возбуждаемые в сознании героя игрой Руфи. Это приводит к тому, что Мартинвоспринимает Руфь как нечто бесплотное, божественное. Этим автор подчеркиваетчистоту и силу его чувств. Мартин Иден видит в Руфь не только женщину, подругу,любовницу и жену, но и матьпокровительницу, духовную воспитательницу иутешительницу. Он с ужасом чувствует, каких человеческих радостей он не получилв детстве. Руфь должна была вдохновлять его на поэзию, литературное творчество.Разрыв Руфи с Мартином, как он изображен в романе, перерастает рамкисобственно  личных отношений героев и становится отражением тех общественныхотношений, которые господствуют в буржуазном мире. Ведь дело не просто в том,что Руфь оказывается послушной дочерью, не осмеливается пойти наперекорродителям и порывает всяческие отношения с Мартином. Проблема здесь гораздоглубже. Путы буржуазной морали узкого мирка Морзов оказываются сильнеевозвышенного чувства любви — вот в чем общественное звучание разрыва Руфи сМартином. Любовь в буржуазном мире возможна только в рамках буржуазной морали.
Мартин Иден, сам того не желая, попал в положениечеловека, сидящего на двух стульях. По своим идеям, по своему мышлению он был иостался реалистом, ему были чужды мораль и предрассудки буржуазии. Но по своимдоходам, по своему новому образу жизни он теперь принадлежал к классу буржуазии.И это противоречие требовало разрешения. Идеиоказывается в одиночестве, словно в безвоздушном пространстве. Он рад был бывернуться в родную пролетарскую среду после долгого отсутствия, но убеждается,что о «возвращении нечего было и думать». «Ни друзья, ни родные,ни новые знакомые из буржуазного круга, ни даже эта девушка (Лиззи), которую онвысоко ценил и уважал, не могли понять его».
Страдая от одиночества, Идеи не может подобноницшеанскому герою замкнуться в гордом отчуждении. Жизнь его теряет смысл в томтупике, куда заводит его философия Ницше. Таким образом, природа таланта неиграет никакой роли в определении судьбы талантливого человека в буржуазномобществе. Мартин Иден был писателем, но он мог быть талантливым музыкантом илискульптором, художником или медиком. Трагизм судьбы и жизненный путь писателяМартина Идена типичен для капиталистической действительности.
«Он погиб из-за того, что был таким отъявленныминдивидуалистом, что и не подозревал о потребностях других, и что поэтому,когда разбились его иллюзии, ему ничего не оставалось, ради чего стоило бы жить»,— писал Лондон о своем герое.
Дописывая финальную сцену, Лондон словно предвидел,что скоро ему вновь придется искать решение этого конфликта, но применительноуже не к литературному персонажу — к самому себе.
4.Трагедия художника в окружающем мире
Известныйамериканский критик М. Гейсмар назвал роман Лондона «трагическойнациональной историей успеха» [Батурин С.]. Вдумаемся в это определение ипопытаемся выяснить, в чем же заключается трагизм успеха Идена и в чемнациональная, то есть типично американская, сущность этого успеха. Ван ВикБрукс с горечью отмечал, что творческие умы в США «лишают питательнойпочвы, им противопоставляют страсть к стяжательству и ореол богатства.Буквально все тенденции общественной жизни Америки вступили в заговор с цельюсвязать по рукам и ногам таланты страны...».
Какдействует этот заговор в жизни, Джек Лондон прекрасно показывает на примереМартина Идена. Его никто не понимает: ни родственники, ни друзья, ни люди, вкоторых он видит представителей интеллигенции — Руфь, ее родители, ихокружение. Так называемое общество не спешит протянуть руку помощи ищущему свойпуть художнику. Наоборот, оно пытается сбить его с избранного пути, столкнутьна так хорошо знакомую и понятную этому обществу дорогу чиновного служения илибизнеса и коммерции. Нужно обладать немалым мужеством, твердостью характера иуверенностью в своих силах, чтобы противостоять этому натиску, выдержать его ипройти свой путь до конца. Удается это немногим.
Мартин Иден на своем тернистом пути достигает успеха, успеха вопреки всем и вся. Подлинный трагизм этого успеха заключается в том, что Мартин добивается его в одиночку, без малейшей помощи, в борьбе с тем обществом, в котором он живет и трудится. В этой борьбе он теряет возлюбленную, от него отказываются родственники, он постепенно теряет веру в правоту своего дела и, в конце концов, твердо решает никогда больше не брать в руки перо. Заслуженный успех не приносит ему никакого удовлетворения. Один из американских философопрагматистов, Р. В. Чэмберс, отмечал: «Писатели не в чести у деловых людей, поскольку всем известно, что литература это счастливая находка для всех тех, кто не приспособлен к настоящему труду». Мартин Иден понимает, что его успех определяется не подлинным достоинством его произведений, а их способностью приносить доходы. Это финансовое выражение успеха является типично американским продуктом, и именно оно определяет национальную сущность истории Мартина Идена.
Безысходность судьбы Идена в том и заключается, что он на своем собственном опыте убеждается в правильности утверждения о том, что «Америка  наименее пригодное на земле место для процветания искусств и писательского вдохновения». Писатель в Америке  это не столько человек творческого труда, сколько ремесленник, призванный потакать вкусам публики. Даже такие корифеи литературы, как, например, Марк Твен, вынуждены были идти «на компромисс ради того, чтобы пробиться в ряды всеми признанных писателей и отвоевать себе место под солнцем. И если даже личности подобного калибра были не в состоянии отстоять свою независимость, то чего можно ожидать от рядовых служителей искусства?» [ Батурин С.]. Эти слова известного американского критика Ван Вик Брукса дают ответ на вопрос о причинах гибели Мартина Идена. Буржуазное общество Соединенных Штатов, в котором «плохо развито чувство уважения к художественному творчеству» и которое не способно понять искания подлинного художника, хотя и готово осыпать золотым дождем преуспевающего автора, предоставило Мартину Идену лишь один-единственный выход добровольный уход из жизни. «Когда жизнь стала мучительной и невыносимой, как просто избавиться от нее, забывшись в вечном сне». И Мартин Иден забывается в вечном сне, бросившись в пучину океана.
Критикапыталась исказить смысл романа, принизить его литературные достоинства,отрицать его реализм и жизненную достоверность, Правда, многочисленные читателине очень-то прислушивались к мнению критиков, роман раскупали, внимательночитали, и многие писали автору благодарственные письма.
ДжекЛондон искренне недоумевал, почему ряд критиков видели в образе Мартина Иденасоциалиста, борца за идеалы рабочего класса. Ведь в романе прямо сказано, чтоМартин верит не в социализм, а в теорию английского философа Спенсера –выживают сильнейшие. По своему мышлению Мартин был ярым индивидуалистом, в этомзаключалась его трагедия, и именно это привело его к гибели. Его короткоезнакомство с Бриссенденом лишь подчёркивает его индивидуалистическоемировоззрение. Поэт как бы противостоит образу Идена и оттеняет в нём те чертыхарактера и мышления, которые отсутствуют у самого поэта. Бриссенден не верит вобъективность буржуазной публики и печати и поэтому никак не стремитьсяпубликовать свои произведения. Мартин же мечтает об одном – увидеть своипроизведения напечатанными. Бриссенден верит в социализм и неизбежность социальнойсправедливости. Мартин исповедует индивидуализм.
В романе роковой прыжок Мартина описан как совершенно естественный, простой и даже обыденный шаг. А ведь на этот шаг идет внешне здоровый, в расцвете своего таланта писатель, добившийся славы и успеха. И та обыденность, с которой уходит из жизни Бриссенден и Иден,  это тоже неотъемлемая часть «трагической национальной истории успеха» талантливого художника в США. И дело здесь не только и не столько в физическом уходе из жизни, сколько в смерти духовной, в подчинении своего таланта требованиям обывателей.
МартинИден не был социалистом, являясь индивидуалистом, не имея ни малейшегопредставления о нуждах других, он жил только для себя, боролся лишь ради себя иумер – то из-за самого себя. Он пробился в буржуазные круги и был потрясёнотталкивающей посредственностью буржуазии.
Д.Лондон понимал, что человек творческого труда не должен замыкаться всобственном узком мирке, отгородившись своими притязаниями на исключительностьот внешнего мира, от кипучего биения повседневной жизни.
Наодном из экземпляров своего романа Джек Лондон написал в апреле 1910 года: «Это— книга, которую не поняло большинство критиков. Написанная как обвинениеиндивидуализма, она была истолкована, как обвинение социализма… Да будь МартинИден социалистом, он бы не погиб».
Широкаяпопулярность писателя среди простых людей Америки беспокоила апологетовбуржуазного образа жизни. Изображая Мартина Идена в виде социалиста иолицетворяя его с самим Джеком Лондоном, буржуазные критики подводили читателяк мысли о том, что писатель, мол, разочаровался в социалистических идеях и всвоем романе изобразил крах человека, исповедующего эти идеи.
ДжекЛондон не случайно так настойчиво возражал и против подобной трактовки образаМартина Идена, и против того, что его самого олицетворяли с его героем.Писатель недвусмысленно разоблачал подобные утверждения. «Позвольтеуказать мне на главную слабость такой параллели,— писал Д. Лондон в этойсвязи,— Мартин Иден покончил с собой, а я все еще жив».

Заключение
Судьба Мартина Идена — это трагедия подлинного художника, сломленногобуржуазным обществом. Но есть и другая причина трагедии героя. Презираябуржуазию, Мартин порывает и с народной средой, ощущает личное и социальноеодиночество — «он отошел от друзей, их жизнь была ему противна. Он слишкомдалеко ушел. Тысячи книг, как стена, разделили их. Он сам обрек себя наизгнание».
Таким образом, трагедия Мартина Идена предстает переднами не как личная драма разочарованного в любви человека, а как крах личности,итог всей ее жизни, стиснутой канонами ницшеанской философии. Идеи оказываетсяжертвой не только буржуазного общества, но и буржуазной идеологии.
Трагедия Идена — неизбежный финал всей его жизненной философии. Это небыло понято не только мещански настроенной публикой, но даже социалистами.Лондон получал много писем с упреками по поводу того, что автор заставил своегогероя покончить жизнь самоубийством. Но он утверждал, что «Мартин, с такимтрудом завоевавший себе славу, был лишен и любви и радости, не встречая средилюдей поддержки; в своем одиночестве он не мог сделать ничего другого, кактолько покончить с жизнью, превратившейся в бремя».
Литературное наследие Джека Лондона весьма обширно, но далеко не равноценно. Его творческий путь ознаменован как стремительными взлетами к вершинам подлинного литературного мастерства, так и не менее стремительными падениями в лоно литературщины и посредственности. Он в совершенстве владел литературной формой и был одинаково силен во всех прозаических жанрах. Среди его лучших произведений есть рассказы и очерки, повести и романы. Простота и емкость изложения, динамичность действия, естественность диалога всегда были сильными сторонами его дарования. Герои Лондона  прежде всего люди действия, готовые сражаться с трудностями, смело смотрящие в глаза опасности. Бывалый человек Мэйлмют Кид, простой моряк Мартин Иден, боксер-любитель Фелипе Ривера, профессор университета Фредди Драмонд – всех их объединяет жажда действия, стремление принять активное участие в происходящих событиях, желание внести свой посильный вклад в дело, которому они решили посвятить свою жизнь. Их искания, их поступки продиктованы жизнью, вытекают из окружающей их действительности. В этом  реализм Лондона, его повседневная связь с жизнью своего народа.

Использованная литература
1.Батурин С. Биография: Джек Лондон// c.aliki.ru/ library/koi/LONDON/biography.txt
2.Быков В.М.Джек Лондон. М.,1964.
3. Драйзер Т. Великий американскийроман // Т. Драйзер. Собр. соч., т. 11. М., 1951.
4.Зверев А.М.Джек Лондон. М.:Знание, 1975.
5. Зверев А.М. Лондон // Историявсемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Инт мировой лит. им. А. М. Горького.М.: Наука, 1983— ...
Т. 8, 1994.
6. История зарубежной литературыконца XIX – начала XX века
(18711917 ). М., 1968.
7. Овчаренко С. Жизнь ДжекаЛондона. Гибель на пике успеха. 2007 // narodna.pravda.com.ua.
8. Садагурский А. Джек Лондон.Время, идеи, творчество. Кишинев, 1978.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.