Реферат по предмету "Социология"


Анализ интервью с Герой

Школы разные нужны, школы разные важны. Проблемы школьной социализации, Интернет как альтернатива Молодежь называют резервом общества, на том основании, что в какой- то момент она должна будет заменить собой поколение настоящее. Преемственность и некоторая стабильность существования поддерживается путем передачи от поколения к поколению основных принципов жизни. За счет чего возникает уверенность, что все будет так же, как было до нас: родился, женился

Но так ли это на самом деле? Сейчас много говорят о произошедших изменениях, что в результате технического прогресса, а также ряда системных кризисов часть социальных институтов потеряли свое значение и не способны выполнять свои функции. В числе этих институтов оказались семья, школа… А между тем это основные институты социализации. Недавно в очереди одна дама сказала странную фразу «вы посмотрите на молодежь им же ничего кроме денег не надо» Из молодежи в очереди была я одна.

Я не сказала бы, что моему поколению не нужны деньги, нет, очень даже нужны – кушать и нам тоже хочется, как ни странно. Но неужели остальным деньги не нужны? В восприятии молодежи всегда во все времена присутствовали две основные точки зрения – новое поколение лучше нас, «свершится революция» нравов и все будет хорошо, вторая точка зрения из разряда « небо падает, и мы все умрем». На деле, кажется, что ничего не меняется и каждое новое поколение все также воспроизводит те же этапы, к

оторые проходили сотни поколений до него – родился, вырос, женился… Меня сейчас не сильно интересует, чем одно поколение отличается от другого, кто лучше, а кто хуже. Возьмем за основу предположение, что новое поколение действительно другое. Так во всем: если смотреть в общем, например на людей, классифицировать их как вид, то они все одинаковые – две руки, две ноги, можно надеется, что есть «голова на плечах». А в более детальном приближении все они разные. И только в процессе социализации люди приучаются к общему образцу,

ориентируясь на который, они могут найти общий язык в море разнообразия. Без этого образца люди просто не поняли бы друг друга. Так я думаю, и поколения их именно потому и различают, потому что что-то меняется. Этому способствуют, в масштабе поколения внешние факторы, будь то технический прогресс, изменение экономических характеристик, меняются требования к личности. Относительно требований где то читала что современный человек должен печатать 300-400 знаков в минуту, запоминать

25 номеров телефонов с листа, тоже, по-моему за минуту, или около того, и читать … ну …много. По этим параметрам я конечно пещерный человек, но позволю себе попробовать ответить на вопрос - что же изменилось? Так ли уж плохи эти изменения для современной жизни, или все-таки как любая монета имеют две стороны? Как в данных условиях социализации функционируют социальные институты и что дают для развития личности? Поразмышлять на этот счет я предлагаю на основании интервью

16 летнего подростка, по имени Гера. Да это один человек, но разве он не один из многих? Он не изолирован, а очень даже включен в социальную среду, а значит, что среда его принимает? Следовательно, есть некоторые общие нормы, ориентируясь на которые он обеспечивает себе включение, то есть эти процессы общие для какой-то группы молодежи. Интервью проводилось весной 2003 года. Интервьюер познакомилась с информантом «примерно 20.11.2002 г в сети Интернет (в сети можно познакомиться посредством анкеты, размещ

енной на каком-либо сайте знакомств, либо в поиске программы ICQ). Он узнал номер моей аси на сайте знакомств, в асе нашел мыло, которое благополучно взломал. Затем пришел ко мне в контакт лист и начал давать рецензии на некоторые из писем, интересоваться, в каких отношениях я состою с автором этих писем. Я сначала подумала, что мы знакомы. Когда выяснилось, что этого человека я вижу в первый раз, признаться, заволновалась Скажу больше, была в ярости от такого хамств

а и способа знакомства. Хотела даже поставить его в игнор-лист, но потом передумала. Мне даже понравилась его дерзость, к тому ж, со мной таким способом еще не знакомились. У нас завязалось знакомство, стали болтать о чем-то. Помню, в какой-то из вечеров в сети мы болтали до пяти утра. Сначала он не говорил своего возраста, но я вынудила его сделать это. Тогда он признался, что ему 16-ть. Конечно, мне это несколько удивило, но виду я не подала». Итак, знакомство произошло в сети

Интернет, это важный факт. Традиционно призванные, или скорее даже воспринимаемые таковыми институты ранней социализации – семья и школа, не дают личности для развития необходимых при современных условиях моментов, а Интернет возмещает эти пробелы. Процесс социализации это, грубо говоря, превращение существа биологического в существо социальное, усвоение норм, ценностей общества. Эти нормы и ценности усваиваются только в процессе взаимоотношения объекта социализации с другими людьми, а также общения других

людей вокруг этого объекта. Мы не можем воспринять, увидеть, чувства других людей, мы можем только увидеть действия, которые являются выражением этих чувств. Нормы это правила взаимодействия с внешним социальным миром, мы можем увидеть, или почувствовать, что бывает из-за нарушения, и как сделать так, что бы этих нарушений было меньше, на примере других людей. Гегель говорил путь и есть метод, то есть, то, как проходит социализация предопределяет дальнейший путь человек

а. Действия по отношению к другим людям и других людей становятся практиками взаимоотношений. Примеры этих практик подает общество. Вопрос, почему эти практики изменяются, то есть, как происходят изменения в социальном поведении нового поколения. В процессе жизни одного поколения могут происходить внешние изменения, в ходе которых некоторые привычные практики теряют свою успешность, не приводят к эффективному взаимодействию, практики начинают видоизменяться, но полностью усваиваются только новым поколением. Кр

оме того, в разных социальных группах могут доминировать разные социальные нормы и практики. В зависимости от ориентиров современного поколения на ту или иную группу они могут придавать свою окраску общесоциальным нормам. Сейчас стандартный набор социализации это семья – первичная или семейная социализация, должна, прежде всего, дать навыки выживания, передать базовые ценности нормы, и школа. Детский садик, ясли, подготовительные к школе классы опустим.

Они не такие уж обязательные, и почти полностью перекрываются родительской социализацией. Со школы уже начинают включаться другие агенты социализации, большое значение имеют сверстники и внешнее окружение. Семью сейчас ругают все – родители не справляются, «дети дикие». Но Гера прекрасно себя обслуживает. Он умеет кушать, говорить, читать «С детства, примерно с 4-х лет, у меня была книжка про компы. Я много что помню оттуда, много чего.

Я уже читал тогда. Я много читал, на самом деле». Его базовая социализация более чем успешна. Проблемы в основном наблюдаются в пост-семейной социализации. Дети не умеют наладить контакт с внешней школьной группой, с группой ровесников. Школа как институт социализации должна, конечно, давать знания, но, прежде всего ее задачей должно стоять общее развитие детей, «там чистая эрудиция. Никаких знаний о жизни тебе там не дадут по-любому», но в планах школ

ы воспитание вообще отсутствует. Хотя оно там идет определенным образом. Не все дети включаются в школьную группу. В классе как в малой группе ограничено количество социальных ролей. Лидеры защищают свое положение и выталкивают тех, кто послабей, или просто мене приспособлен, адаптирован в аутсайдеры «А у меня ровесников не было! Я был зажатый маленький мальчик, ты что! Меня в школе все били, мучили, вплоть до девятого класса. После девятого класса я пошел учиться экстерном.

И до сих пор». Интересно что, говоря о ровесниках, он говорит, о школе, то есть это вещи, для него, идентичные. «Зажатый, маленький мальчик» в малых группах занимает место лидера зачастую не самый умный, и даже не всегда самый сильный, а самый наглый, шумный. Школьная социализация (или социализация сверстников как контактной группы) часто идет в разрез семейной, когда в доминантные качества попадают скорее отрицательные черты личности, наглость, крикливость или даже с

кандальность и другие качества которые в семье не приветствуются. Конечно, это зависит от коллектива, но большинство школьных групп ориентируются именно на наиболее примитивные стимулы и качества, так как учителя не считают своей обязанностью регуляцию социального климата, или изменение школьных ориентиров, а часто только укрепляют жесткую иерархичность группы, уменьшая мобильность ее членов, в ней особенно выделяя, например статус родителей. «Когда я перешел в общеобразовательную школу, меня там начали бить, там была неприятная

обстановка и мне все это надоело. И: Только из-за обстановки? Или ты там какие-то знания ловил? Г: Там чистая эрудиция. Никаких знаний о жизни тебе там не дадут по-любому. Если только одноклассники своими кулаками. На самом деле, я благодарен тем, кто меня бил, спасибо им большое. Это очень большой вклад внесло в моё развитие, реально вообще.

Кто меня бил, кто меня не бил реально сложили из меня нормальную личность. Понимаешь, таких, как я обычно забивают, поэтому я притих на какое-то время, а потом ушел. И все». Дети чувствуют несоответствие между тем, что учитель говорит и что он делает, между провозглашаемыми нормами и культивируемыми в школе. Естественно, что школа перестает быть значимым объектом социализации, превращается в рутинную деятельность, «обязаловку» «

И: А когда школа перестала быть авторитетом? Или она им никогда не была? Г: (задумался) Когда я перешел в общеобразовательную школу, меня там начали бить, там была неприятная обстановка и мне все это надоело». Есть два пути выхода из этой ситуации - ребенок может «сломаться» (в худшем случае если не найдет поддержки во внешнем мире, альтернативу школьной социализации) - уйти в себя, потерять интерес к жизни, покончить с собой. Второе это альтернативная социализация, вопрос только в каких сферах социальной ж

изни. Ребенок может искать альтернативные варианты в разных сферах. Пойти как позитивно воспринимаемым обществом путем, так и не одобряемым, даже преступным: «Да, стремлюсь. Незаконными путями. Я знаю, что буду это делать, только пока не решил как. Но чисто психологически у меня такая установка, что это обязательно будет незаконно, потому что я знаю, что в этой стране очень сложно иметь что-то приличное, работая честно, и как-то чисто подсознательно у меня учеба и будущая работа переходят на второй план. То есть

первый план это все-таки обходные пути». В любом случае он сможет найти сферы, где восполнит некоторые пробелы школьной социализации, такие как недостаток общения, ведь одна из школьных санкции по отношению к аутсайдеру – изоляция, и еще хорошо, если только она, если не начинается психологическая «травля». Одна из таких альтернатив школе, как мы видим из интервью – Интернет. Он сейчас очень распространен в жизни вообще, а детской особенно. Если дома есть компьютер

, а главное Интернет то для ребенка это самый простой выход из сложной жизненной ситуации. Для ребенка школа не просто сфера это основная часть жизни, которую на самом деле не так легко возместить. Но в Интернете есть все – общение, знакомства, определенная свобода, ролевая в том числе, не только игры, но форумы и чаты, где можно примерить любую социальную роль. «С компа! Только с компа, все через комп идет…», «И: А потом с горем пополам ты все-таки вышел в инет?

Г: Да, вышел, хорошо там провисел, в чатах разных ходил. Познакомился сразу с девушкой. Потом зависал на ХАКЕР-РУ, познакомился там с Юлей…» «Сейчас у тебя инет будет, так ты совсем сгниёшь перед этим компом. Лучше, говорит, пить пиво, да девок снимать». Здесь прослеживается четкая альтернатива- или, или. Но Интернет это не только «большая помойка» Он выполняет следующие функции социализации: там происходит усво

ение социальных ролей, самых разных многие из которых не доступны подростку «вреале». Восполняется недостаток в общении, причем это общение разнообразно и многогранно, так как представленная там публика это разные поло-возрастные и социальные категории. Много материала для общего развития, развития эрудиции – статьи, книги… Там существуют свои нормы поведения которые также представляют вариативность, а не ограничены как в школе послушанием и соглашательством, кроме того эти нормы даются в бол

ее мягкой форме, а не грубо и безапелляционно нанося психическую травму. Думаю, что о минусах Интернета говорить не стоит, об этом много говорят сейчас, представляя полный спектр пороков и опасностей. Да с моральной точки зрения, для неокрепшего сознания молодого человека это опасно, но с социальной, человек, с детства привыкший заботится о себе сам, находить решения жизненных ситуаций самостоятельно, сильнее, чем человек, выращенный в тепличных условиях постоянных ограничений. Рано или поздно всем приходится р

ешать проблемы, но в молодости для этого есть свои плюсы: меньше нормативных ограничений и страхов что-то нарушить, следовательно более широкая палитра стратеги, гибкая способная к восстановлению и более адаптивная психика. Конечно, есть опасная степень нагрузки для каждого, но это опять же все очень субъективно. В Интернете конечно много отрицательных факторов, но это как и везде, пользы все же больше, да и как теперь без него. Больше проблем у тех, кто в своей социализации лишен подобной альтернативы. Кому

приходится довольствоваться школой, а ведь таких сейчас большая часть, по моему надо решать не проблему «порочности» Интернета, вводить цензуру и ограничения, а найти сбои в программе социализации и исправить их, закладывая альтернативные пути социализации. Можно предположить, что школа как институт совсем не нужна, это не так. Многие дети успешны в школе. Массовый инструмент социализации, через который проходит вся молодежь необходим, но он не должен унифицировано подходить ко всем детям, надо просто дост

раивать те части социальной адаптации, которых ребенку не хватает, причем в сугубо индивидуальном порядке. В большинстве случаев это делает сама социальная система, в ней представлено широкое разнообразие вариантов, не надо их ограничивать как определенно отрицательные. Также не нужна реформа образования, возможна некоторая доработка? Совсем чуть-чуть. Главное не разрушить те достижения, которые уже есть? Часто говорят, что это очень плохо, что школа теряет авторитет, так как это один из базовых институтов об

учения, образования, она делает «из обезьяны человека». Это может быть не совсем так. Вообще есть мнение, что школа эта машина «воспроизводящая неравенство», на счет неравенства, не знаю, наверное, оно просто неотъемлемая часть жизни. Все не могут быть равны, они не одинаковые, равноправие это утопия. «Каждый человек верит в свою уникальность и в своё бессмертие. Это подсознательно. Ну, разве не так?» Дети тоже разные, кто-то спокойно социализируется в школе, за

счет социального (или экономического) капитала родителей, кто то просто более мобильный или общительный и спокойно входит в «костяк» класса, другие не приспосабливаются. Они ищут других мест, с другими возможностями. Часто именно проблемы в школе могут стать причиной высокого развития личности, так как заставляют искать, что то новое, учится чему-то, что бы найти свое место. В то же время «жирная», спокойная жизнь в школе может остановить развитие ребенка – ведь все хорошо – зачем? А потом уже будет упущено ва

жное для развития индивида время. Только на ранних этапах социализации до 16-20 лет идет активное усвоение материала, далее идет только наслоение и доразвитие уже имеющегося, то есть все, что происходит в этот период – базис для последующей жизни. Если в школе есть проблемы, то это конечно порождает ряд проблем, это и заниженная самооценка, внутриличностный конфликт, отсюда постоянное самоутверждение «Мне не нравится, когда уязвляют мое самолюбие

, мне это не нравится. Я себя люблю», конфликтность с окружающими, часто беспокойность - активная поисковая деятельность, попытки быть старше. « Выглядел он явно не на свои 16-ть лет. С виду ему можно было запросто дать 20-21 год…», « уровнем интеллекта я себя ниже не чувствую вообще ни перед кем. Я общаюсь с ними на равных, абсолютно. Я полностью интегрировался в эту среду. То есть я прихожу, сидят девчонки по двадцатке, сидят мальчики п

о двадцатке…». Могут никогда не образоваться или частично отсутствовать навыки дружеского, близкого взаимодействия «Слушай, а сколько их? Ну, самых близких? Г: Хм… знакомых или друзей? И: Друзей. Г: Два. Нет, три, если считать другом свою любимую девушку. И: Нет, без любимой девушки. Г: Тогда два». Отношение к деньгам, также как и к законности их получения складывается свободное. Деньги легко достать «И: А почему ты хотел этим заниматься? Ты рассчитывал на де

ньги?Г: Да, большие деньги и быстро», легко и потратить. « Они мне друзья. Мои деньги – это их деньги. Если у меня что-то есть, то я делюсь с ними…» Современное поколение это те же дети, не уверенные в себе, с ворохом сомнений и проблем. Проблем неустроенности, неопределенности жизненного пути, плохо знающие как по нему идти. Но с точки зрения современных требований они вполне соответствуют требованиям эпохи, читают, пользуются компьютером на весьма достойном уровне, печатают «в слепую» «Я удивился, как они печ

атают и не смотрят на клаву, и подумал « вот я полезу в инет и буду печатать вслепую». Буквально через полгода я научился так печатать». У молодежи много проблем. Мне кажется не правильной точка зрения, что решать их не надо, молодежь сама справится, кто-то адаптируется и выживет, кто-то нет ну и ладно. Естественный отбор вещь хорошая, но не для социума. Зачем социум если ты просто должен приспособиться к окружающей среде? Молодежь должна развиваться, идти вперед. Наш

а задача выявить факторы, которые уничтожают способность развиваться, а не убирать все проблемы. Проблемы залог развития, но они должны «быть по силам». Система обязательного школьного образования дает общую базу, позволяющую работать со всей молодежью, но она не универсальна и не может быть, она слишком глобальна, но она необходима. Сфера свободного «пользования» такого как Интернет способна дать детям возможность самим в индивидуальном порядке дорабатывать пробелы социализации.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.