Глава 22. Управление юстициейГлава 22 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЮСТИЦИЕЙ § 1. Организационно-правовая система управленияТермин «юстиция» (от лат. Justitia — справедливость, законность, Jus — право) традиционно понимается как совокупность судебных учреждений, их деятельность по осуществлению правосудия, а также непосредственно судебное ведомство, система судебных учреждений.Известно также понятие «административная юстиция» — система специальных органов по контролю за соблюдением законности в сфере государственного управления. В более узком смысле «административная юстиция» означает особый процессуальный порядок разрешения административных споров между гражданином либо организацией, с одной стороны, и государственным органом — с другой.В практическом плане понятие «юстиция» — это совокупность государственных органов и негосударственных организаций, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан: суды, нотариат, адвокатура, в некоторых странах и прокуратура. Это понятие используется и для обозначения только Министерства юстиции и органов, непосредственно входящих в его систему. В ряде стран Министерство юстиции так и называется — Министерство справедливости.Министерства юстиции есть во всех развитых зарубежных государствах, за исключением Англии. Компетенция министерств юстиции в различных странах зависит от национальных особенностей, исторических традиций, условий развития конкретной страны. Как правило, функции министерств юстиции в основном схожи, но различаются в объеме и в полномочиях министра юстиции по руководству судебной системой и контролю за деятельностью судебных органов. Большинство государств Европы, Юж- 446ной и Центральной Америки, Африки, Япония, Египет, Турция взяли за образец французскую (романскую) систему управления юстицией.Во многих государствах министерства юстиции выступают как юридический советник (юрисконсульт) правительства и парламента: дают заключения этим органам по всем возникающим юридическим вопросам.Поскольку большинством стран избрана французская система управления юстиции, остановимся на ней более подробно. Министр юстиции Франции руководит деятельностью органов прокуратуры и суда, играет определенную роль при назначении судей на должность, продвижении их по служебной лестнице. Он может вызывать судей для объяснений, делать им в устной форме предупреждения, а также передавать дело о дисциплинарном проступке того или иного судьи в Высший совет магистратуры, председателем которого является Президент республики, а вице-председателем — министр юстиции. Высший совет магистратуры обеспечивает дисциплину судебно-следственных чинов, налагая на них дисциплинарные взыскания. Все чины суда, прокуратуры, следствия назначаются на свои посты декретом Президента Французской Республики на основе предложений министра юстиции. Министерство юстиции Франции включает в себя следующие подразделения:а) управление судебно-следственных органов (во Францииследственные суды организационно входят в штат судебных инстанций);б) управление по гражданским делам и государственной печати;в) управление по уголовным делам и делам о помиловании;г) управление пенитенциарных учреждений;д) управление общей администрации и хозяйственного обеспечения;е) служба по воспитанию несовершеннолетних и надзору заними.Кроме того, министру юстиции подчинен главный инспектор судебных органов. Управление судебно-следственных органов осуществляет единую политику в сфере юридического образования и подготовки судебно-следственных кадров. Министерство юстиции Франции обладает большими полномочиями в области законодательства. Им разрабатываются все законопроекты по 447^ РАЗДЕЛГлава 22. Управление юстициейвопросам правосудия, вносимые в Национальное собрание, а также подготавливаются все акты правительства относительно судебного развития.Значительная роль отводится Министерству юстиции Франции в управлении делами адвокатуры (особенно в отношении стряпчих, входящих в состав адвокатуры). Стряпчие назначаются Министерством юстиции по представлению адвокатских корпораций, которые осуществляют надзор за деятельностью стряпчих и могут налагать на них дисциплинарные взыскания, а также исключать любое лицо из числа стряпчих. Контроль за деятельностью совета адвокатских корпораций Министерство юстиции осуществляет через прокуратуру. Ей предоставлено право опротестования в апелляционный суд любого постановления этих советов. Такие же полномочия по существу имеет Министерство юстиции и в области управления нотариатом.В Англии управление в области юстиции осуществляется одновременно тремя учреждениями: Департаментом лорда-канцлера, Министерством внутренних дел, Департаментом генерала-атторнея и генерала-солиситора (так называемые «юристы короны»). Главными задачами Департамента юстиции США являются:обеспечение принудительного исполнения федеральных законов;дача правовых заключений и справок по судебным делам,затрагивающим федеральные интересы;толкование федеральных законов, в соответствии с которыми функционируют федеральные ведомства;предъявление исков в Верховном Суде США по делам,одной из сторон которой являются США; надзор за федеральными пенитенциарными учреждениями;расследование и раскрытие нарушений федеральных законов; представительство правительства США в правовых спорах;дача по просьбе Президента и министров правовых заключений и справок по вопросам применения действующего законодательства;руководство работой судебных исполнителей и федеральных окружных прокуроров, надзор за их деятельностью.Министерство юстиции ФРГ, как высший орган управления юстицией в стране, в отличие от соответствующих министерств 448франции или Италии, подчиняется непосредственно Федеральному канцлеру, так как там отсутствует орган, подобный Высшему совету магистратуры. Кроме того, основная часть собственно управленческих функций ложится там на министерства юстиции земель, но под контролем федерального министра. Министерство юстиции ФРГ обладает широкими полномочиями при подготовке и принятии законодательных актов, а также при их реализации. В ведении министерства находится Федеральная судебная палата, Генеральный федеральный прокурор при Федеральной судебной палате Германии, патентное бюро и Федеральный патентный суд в Мюнхене, Совещательный комитет по вопросам помилования в Бонне и другие учреждения. Министерство юстиции готовит выборы судей Федерального конституционного суда и всех высших инстанций федеральных судов, участвует в формировании Федерального трудового суда, осуществляет надзор за федеральной палатой и палатой адвокатов при высшем федеральном суде общей подсудности (Федеральной судебной палате). В этой структуре оно имеет шесть отделов управления юстицией, правосудия, гражданского права, уголовного права, публичного права, торгового и хозяйственного права.В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь 31 октября 2001 г. № 16051 в систему Министерства юстиции входят управления юстиции областных и Минского городского исполкомов, государственные нотариальные конторы, Научно-исследовательский институт проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы и Республиканский трудовой арбитраж.Непосредственно само Министерство юстиции Республики Беларусь (сокращенное наименование Минюст) является республиканским органом государственного управления, подчиняется Правительству Республики Беларусь, а по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами Республики Беларусь, подчиняется непосредственно Президенту Республики Беларусь.Хотя Положение и определяет, что в систему Министерства юстиции входят управления юстиции областных и Минского го- Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 107. 449 РАЗДЕЛГлава 22. Управление юстициейродского исполкомов, но, прежде всего, они входят в структуру соответствующих областных исполкомов, Минского городского исполкомов, т.е. находятся в двойном подчинении. Более того, начальники управлений юстиции облисполкомов (Мингорисполко-ма), их заместители назначаются на должности и освобождаются от должности соответствующими облисполкомами, а министр юстиции согласовывает с областными (Минским городским) исполкомами предложения о кандидатурах на должности начальников управлений юстиции этих исполкомов. В жизни, конечно, подобные вопросы в большинстве случаев решаются совместно, так как и Министерство юстиции, и, естественно, соответствующий исполком желают видеть руководителем органа юстиции достойного, профессионально грамотного работника.Органы и учреждения юстиции Республики Беларусь, осуществляя исполнительно-распорядительную деятельность, решают ответственные задачи в государстве, повышая эффективность правоохранительной деятельности органов исполнительной власти, защищая доступными им средствами конституционные права и свободы граждан, интересы государства, иных организаций, утверждая демократическую законность. § 2. ^ Правовой статус органов управления юстициейРеспубликанским органом государственного управления в области юстиции является Министерство юстиции Республики Беларусь. Оно в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь и выполняет установленные Правительством задачи. К числу основных задач, которые возлагаются на Министерство юстиции, относятся:реализация государственной политики, в том числе урегулирование коллективных трудовых споров;участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента Республики Беларусь, Национального собранияРеспублики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь; — обеспечение скоординированности нормотворческой деятельности в Правительстве страны, в системе республиканскихорганов государственного управления, подчиненных Правительству Республики Беларусь; 450 — правовая экспертиза правовых актов Национального банка,министерств и иных республиканских органов государственногоуправления, областных, Минского городского Советов депутатов,областных и Минского городского исполкомов, за исключениемправовых актов индивидуального применения;организация работы по развитию и совершенствованиюсистемы получения, хранения и распространения полной, достоверной и своевременной правовой информации в судах и организациях системы Министерства юстиции;государственная регистрация политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений, Белорусской торгово-промышленной палаты, постоянно действующих международных арбитражных (третейских) судов, осуществление контроля за соблюдением ими их уставов;ведение Единого государственного регистра юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей, согласование наименований коммерческих и некоммерческих организаций в республике;материально-техническое, финансовое, организационное икадровое обеспечение областных (Минского городского), районных (городских) судов и организаций системы Министерства юстиции, повышение квалификации кадров этих органов и организаций; организационное и кадровое обеспечение Белорусского военного суда и межгарнизонных военных судов;организация научно-исследовательской работы в областикриминологии, криминалистики и судебной экспертизы, проведение в соответствии с законодательством Республики Беларусьэкспертиз и специальных исследований; содействие развитию правовой науки, обеспечение внедрения научно-методических рекомендаций в практику судов и организаций системы Министерства юстиции; организация и развитие системы юридических услуг;представление интересов Республики Беларусь на международном уровне (в пределах компетенции).Министерство юстиции является многофункциональным органом республиканского управления и занимает особое положение в системе органов республиканского управления. Эти проявляется в том, что являясь органом, находящимся в системе исполнительной власти, Министерство юстиции тесным образом соприкасается в своей деятельности с законодательным органом нашей страны — Национальным собранием Республики Беларусь. В тес- 451^ РАЯЛРЛ IIIГлава 22. Управление юстициейном контакте с комиссиями Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь им разрабатываются проекты законов. По просьбе депутатов, комиссий Палаты Представителей Национального собрания Республики Беларусь Минюст проводит правовую экспертизу или высказывает свое мнение по разработанным им проектам законов. Министерство юстиции тесным образом связано с судебной ветвью власти республики, осуществляя совместно с судами подбор кадров судей общих судов, внесение предложений Главе государства на назначение судей на должность, освобождение от должности, присвоение квалификационных классов судьям общих судов. Кроме того, оно оказывает организационное, материально-техническое и финансовое обеспечение системы общих судов, повышение квалификации судей. Министерство юстиции обеспечивает в определенных пределах и нормотворческую деятельность Президента страны.Задачи Минюста частично реализуются через структурные подразделения Министерства. Некоторые из них имеют сходные структуры в управлениях юстиции облисполкомов (Мингорис-полкома). Их управляющие функции распространяются на всю республику. Так, управление организационного обеспечения деятельности судов, управление нотариата и загсов и некоторые другие управляют соответствующей сферой в рамках республики. Другие, например, департамент нормотворческой деятельности, управление правового обеспечения внешних связей и некоторые другие не обладают подобными полномочиями. Они в своей деятельности прямо не связаны с управлениями облисполкомов (Мингорисполкома).Некоторые структурные подразделения, такие как управление делами, выполняют вспомогательные функции и обеспечивают слаженную бесперебойную работу иных структурных подразделений и в целом Министерства.Вместе с тем, все структурные подразделения, независимо от выполняемых функций, важны и в целом обеспечивают реализацию государственной политики в сфере юстиции.Структурные подразделения Министерства юстиции не обладают правом решать задачи и принимать решения самостоятельно. Решения принимаются руководством Министерства юстиции и подписываются министром, первым заместителем министра или заместителями министра. В отдельных случаях с разрешения министра юстиции структурному подразделению Министерства 452юстиции по конкретному вопросу может быть предоставлено право принимать решения самостоятельно и подписывать принятые ими решения на бланке Министерства юстиции Республики Беларусь.Как орган республиканского управления Министерство юстиции вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты. Если эти нормативные правовые акты касаются прав, свобод и обязанностей граждан или носят межведомственный характер, то они принимаются на заседании коллегии Министерства юстиции в форме постановлений.Указания Министерства юстиции обязательны для исполнения работниками судов, организаций системы Министерства юстиции и иными республиканскими органами государственного управления, а также должностными лицами и гражданами, на которых они распространяются в соответствии с законодательством нашей республики.В Министерстве юстиции образована и действует коллегия в количестве 11 человек, которая решает наиболее важные вопросы деятельности органов Минюста, заслушивает отчеты руководителей управлений юстиции облисполкомов (Мингорисполкома), структурных подразделений Минюста, иных руководителей организаций системы Минюста, рассматривает вопросы о каждой кандидатуре на должность судьи до представления их Главе государства для назначения. Персональный состав коллегии утверждается Советом Министров Республики Беларусь.Численный состав работников центрального аппарата Министерства юстиции утверждается Правительством страны.Министерство юстиции является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Беларуси и со своим наименованием.При Министерстве юстиции создан научно-консультативный совет из ученых-юристов. Научно-консультативный совет в своей деятельности основывается на положении о нем, утвержденном Министром юстиции Республики Беларусь, является консультативным органом, помогающим решать задачи, стоящие перед Министерством юстиции Республики Беларусь.Для выполнения возложенных задач Министерство юстиции имеет право запрашивать у министерств, других республиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов, областных и Минского городского 453Глава 22. Управление юстицией^ РАЗДЕЛ III исполкомов, иных организаций и должностных лиц необходимые материалы и информацию, а также привлекать в установленном порядке специалистов и научных работников государственных органов и иных организаций для рассмотрения вопросов, связанных с совершенствованием законодательства Республики, Беларусь.Порученной отраслью Министерство юстиции руководит самостоятельно и через управления юстиции областных, Минского городского исполкомов, координирует деятельность в этой отрасли других республиканских органов государственнрго управления и организует деятельность организаций системы Министерства юстиции. Министерству юстиции предоставлено также право делегировать часть функций, входящих в его сферу деятельности, организациям системы Министерства юстиции.Возглавляет Министерство юстиции министр, который несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций, за. состояние дел в сфере юстиции республики. Министр юстиции проводит государственную политику и осуществляет управление в области юстиции, координирует деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органов. В случае расхождения во мнениях, которое может возникнуть между министром и членами коллегии Министерства юстиции при обсуждении вопросов и принятии решений, министр проводит в жизнь свое решение и сообщает об этом Совету Министров Республики Беларусь.Министр юстиции правомочен самостоятельно решать вопросы государственного управления, относящиеся к его компетенции (рис. 10).В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2001 г. № 723 «О структуре и численности работников исполнительных комитетов и местных администраций районов в городах»1 структурные подразделения местных исполнительных и распорядительных органов, обеспечивающие реализацию государственной политики в стране (сфере деятельности), подчиняются, помимо исполкомов, соответствующим республиканским органам государственного управления.1 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 117. 1/3287. 454 455РАЗДЕЛ III Глава 22. Управление юстициейТаким образом, управления юстиции облисполкомов (Минского горисполкома) подчиняются соответствующим исполнительным комитетам и Министерству юстиции. Областные и Минский городской исполнительные комитеты утверждают положения об управлениях юстиции1. Основными задачами управления юстиции являются: материально-техническое, финансовое, организационное икадровое обеспечение районных (городских) судов;организация исполнения постановлений судов и другихорганов, исполнение которых в соответствии с законом возложенона судебных исполнителей;руководство деятельностью государственных нотариальныхконтор и нотариусов, занимающихся частной нотариальной деятельностью; осуществление методического руководства адвокатурой;осуществление общего руководства органами записи актовгражданского состояния;организация работы по оказанию методической помощи государственным организациям по совершенствованию правовой работы; организация работы по распространению правовой информации в судах и государственных нотариальных конторах;регистрация профессиональных союзов, других местныхобщественных объединений и их союзов, осуществление контроляза соответствием деятельности этих общественных объединенийих уставам;осуществление контроля за деятельностью лиц, имеющихспециальные разрешения (лицензии) на право оказания юридических услуг; организация работы по ведению Единого государственногорегистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Управление юстиции в пределах своей компетенции выполняет следующие функции.1. Осуществляет материально-техническое, финансовое, организационное и кадровое обеспечение деятельности районных (городских) судов:1 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 24. 9/2240; № 60. 9/2655. 456 — вносит в Министерство юстиции Республики Беларусьпредложения по вопросам организации деятельности районных(городских) судов;совместно с областными (Минским городским) судами осуществляет подбор кандидатов для назначения на должности судейрайонных (городских) судов;организует переподготовку и повышение квалификации судей и работников судов;организует работу по прохождению стажировки молодыхспециалистов и других лиц, претендующих на должность судьи;осуществляет материально-техническое обеспечение конференций судей;организует и контролирует работу по ведению в районных(городских) судах первичного учета и судебной статистики, ведетсудебную статистику по областям;представляет в установленные сроки Министерству юстиции Республики Беларусь информационно-аналитические данныепо обобщению работы с обращениями граждан, информационныесправки о результатах проверок районных (городских) судов пособлюдению процессуальных сроков рассмотрения уголовных,гражданских дел и дел об административных правонарушениях,статистические данные о работе данных судов по исполнениюпостановлений судов и других органов;разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленныена совершенствование организации работы районных (городских)судов и укрепление независимости судей;изучает, обобщает и распространяет положительный опытработы судов. 'Осуществляет контроль за исполнением приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий, определений и постановлений судов погражданским делам, постановлений по делам об административныхправонарушениях, а также цосгановлений и решений других органов, исполнение которых возложено на судебных исполнителей;Осуществляет контроль за надлежащим оформлением документов, направляемых в рамках международных договоров Республики Беларусь о правовой помощи, в иностранные государства. 457 РАЗДЕЛГлава 22. Управление юстицией4. Осуществляет руководство деятельностью государственных нотариальных контор и нотариусов, занимающихся частной нотариальной деятельностью:организует работу государственных нотариальных контор иведомственного нотариального архива, осуществляет их кадровое,материально-техническое обеспечение, создает надлежащие условия для их функционирования;организует информационно-правовое обеспечение государственных нотариальных контор и нотариусов, занимающихсячастной нотариальной деятельностью;осуществляет контроль за выполнением профессиональныхобязанностей государственными нотариусами, занимающимисячастной нотариальной деятельностью, а также за организацией ихработы; обеспечивает единообразную нотариальную практику;обобщает практику применения законодательства о нотариате, рассматривает предложения государственных нотариальныхконтор и нотариусов, занимающихся частной нотариальной деятельностью, по ее совершенствованию и в установленном порядкевносит их в Министерство юстиции Республики Беларусь; принимает меры по улучшению нотариального обслуживания населения;контролирует деятельность первой государственной нотариальной конторы по осуществлению методического руководствагосударственными нотариальными конторами и принимает мерыпо его улучшению;представляет Министерству юстиции Республики Беларуськандидатуры для назначения на должность заведующего первойгосударственной нотариальной конторой;по согласованию с Министерством юстиции РеспубликиБеларусь назначает на должность и освобождает от должности заведующих государственными нотариальными конторами и ведомственным нотариальным архивом;обобщает и представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь статистическую и иную отчетность о деятельностигосударственных нотариальных контор и нотариусов, занимающихся частной нотариальной деятельностью;осуществляет взаимодействие с руководящими органамиобъединений нотариусов, занимающихся частной нотариальной деятельностью; 458осуществляет проверки деятельности государственных нотариальных контор и нотариусов, занимающихся частной нотариальной деятельностью;принимает меры по социально-бытовому обеспечению работников государственных нотариальных контор.5. Осуществляет общее и методическое руководство деятельностью адвокатуры:оказывает содействие в материально-техническом, информационно-правовом обеспечении деятельности коллегий адвокатов;контролирует соблюдение законодательства лицами, осуществляющими адвокатскую деятельность; ''''обобщает и представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь статистические данные о деятельности'адвокатов;изучает и распространяет положительный опыт деятельности адвокатуры;изучает и представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь данные об увеличении численности адвокатов всоответствующих административно-территориальных единицах.6. Осуществляет общее руководство органами записи актовгражданского состояния:оказывает отделам записи актов гражданского состоянияметодическую помощь по правовым вопросам применения действующего законодательства о регистрации актов гражданскогосостояния; ' ' •осуществляет проверки органов записи актой гражданскогосостояния по соблюдению ими законодательства при регистрацииактов гражданского состояния; организует повышение квалификации работников органов,регистрирующих акты гражданского состояния;представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь для согласования кандидатуры на должности заведующихотделов записи актов гражданского состояния местных исполнительных и распорядительных органов, Домов (Дворцов) гражданских обрядов, областных (Минского городского) архивов органовзаписи актов гражданского состояния;осуществляет изготовление книг регистрации актов гражданского состояния, извещений, справок и других документов,связанных с регистрацией актов гражданского состояния, и осуществляет контроль за использованием и хранением бланков сви- 459РАЗДЕЛ IIIГлава 22. Управление юстицией детельств, извещений, справок и других документов, связанных с регистрацией актов гражданского состояния;обеспечивает отделы записей актов гражданского состояния местных исполнительных и распорядительных органов, Дома(Дворцы) гражданских обрядов, архивы органов записи актовгражданского состояния исполнительных комитетов нормативными правовыми актами Республики Беларусь, международнымидоговорами Республики Беларусь, касающимися регистрацииактов гражданского состояния;обобщает и представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь статистическую отчетность о работе органов, регистрирующих акты гражданского состояния, статистическую отчетность по движению гербовых свидетельств о регистрации актов гражданского состояния, изучает и обобщает практику и положительный опыт работы государственных органов, регистрирующих акты гражданского состояния;разрабатывает и осуществляет мероприятия по совершенствованию деятельности отделов записи актов гражданского состояния;обобщает предложения работников органов записи гражданского состояния и вносит в Министерство юстиции РеспубликиБеларусь предложения по вопросам совершенствования законодательства о регистрации актов гражданского состояния Республики Беларусь.7. Организует работы по оказанию методической помощи государственным организациям в совершенствовании правовой работы и разъяснению действующего законодательства:проводит мероприятия по повышению квалификации работников юридических служб государственных организаций, содействует информационно-правовому обеспечению их деятельности;принимает участие в правовом просвещении населения, втом числе с использованием средств массовой информации;по поручению Министерства юстиции Республики Беларусь осуществляет контроль за осуществлением деятельности пораспространению правовой информации; изучает состояние правовой работы в государственных организациях, дает рекомендации по ее улучшению.8. Регистрирует профессиональные союзы, другие местныеобщественные объединения и их союзы, при необходимости на- 460значает экспертизу их уставов, ведет реестры профессиональных союзов и местных общественных объединений и их символики, а также реестры о постановке на учет организационных структур политических партий и межобластных и областных организационных структур профессиональных союзов и других общественных объединений; осуществляет контроль за соответствием деятельности местных общественных объединений их уставам, а в случаях, предусмотренных законодательством, готовит представления судам о ликвидации этих общественных объединений, осуществляет учет организационных структур политических партии, а также проверяет порядок постановки на учет организационных структур общественных объединений исполнительными комитетами; согласовывает печати, штампы профессиональных союзов и местных общественных объединений.9. Рассматривает предложения, заявления и жалобы гражданпо вопросам, отнесенным к компетенции управления юстиции,принимает меры по совершенствованию этой работы.Осуществляет контроль за деятельностью лиц, имеющихспециальные разрешения (лицензии) на право оказания юридических услуг, обобщает и представляет в Министерство юстицииРеспублики Беларусь отчетность этих лиц о деятельности по оказанию юридических услуг.Осуществляет в установленном порядке систематизациюи предоставление в пользование правовой информации:накапливает и хранит нормативные правовые акты Республики Беларусь на бумажном носителе;распространяет правовую информацию в судах и государственных нотариальных конторах; !изучает состояние работы по систематизации законодательства Республики Беларусь и обеспечению правовой информациейв судах и государственных нотариальных конторах; оказывает имметодическую помощь и разрабатывает меры, направленные насовершенствование данной деятельности;координирует деятельность по внедрению компьютерныхсистем правовой информации в судах и государственных нотариальных конторах;организует работу по ведению Единого государственногорегистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;выполняет иные функции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь. 461РАЗДЕЛГлава 22. Управление юстицией Управление юстиции имеет право:запрашивать у местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, а также должностных лиц информацию и материалы, необходимые для осуществления возложенныхзадач;знакомиться со сведениями и документами, касающимисяисполнения государственными и частными нотариусами их служебных обязанностей, расчетов с гражданами и юридическимилицами, а также другими необходимыми документами;вносить в местные исполнительные и распорядительныеорганы предложения об отмене нормативных правовых актов,принятых с нарушением действующего законодательства Республики Беларусь.Управление юстиции возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности председателем исполнительного комитета по согласованию с министром юстиции Республики Беларусь.Начальник управления юстиции имеет заместителей, которые по его представлению и согласованию с министром юстиции Республики Беларусь назначаются на должность и освобождаются от должности председателем исполнительного комитета.Начальник управления юстиции руководит деятельностью управления и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на это управление задач и осуществление им своих функций, распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает степень их ответственности и ответственности начальников структурных подразделений управления за руководство отдельными направлениями его деятельности, а также:распоряжается денежными средствами в пределах утвержденной сметы расходов; назначает на должности и освобождает от должностей государственных нотариусов;издает приказы, дает указания, обязательные для исполнения районными (городскими) судами по вопросам, относящимсяк организационному обеспечению их деятельности, а также государственными нотариальными конторами;вносит в Министерство юстиции Республики Беларусь иисполнительные комитеты предложения о создании надлежащихусловий для деятельности районных (городских) судов, государственных нотариальных контор, управления юстиции; 462проводит в жизнь кадровую политику, направленную наукомплектование районных (городских) судов, государственныхнотариальных контор, управления юстиции высококвалифицированными специалистами, на их профессиональное обучение и воспитание на основе строгого соблюдения законодательства, нормпрофессиональной этики;возбуждает в установленном порядке дисциплинарное производство в отношении судей районных (городских) судов и передает соответствующие материалы на рассмот