Реферат по предмету "Разное"


Адаптация персонала

Адаптация персонала Адаптация: различные аспекты переходного периода. Структура трудовой адаптации. Этапы адаптации. Особенности адаптации: от руководителя до рабочего. Участники адаптационного процесса: их роли и задачи.Адаптация- это процесс знакомства сотрудника с деятельностью организации и выработки собственного поведения в соответствии с требованиями среды, другими словами установление взаимоотношений между работниками и организацией на первом этапе совместной работы. Основу такого взаимодействия составляет то, что становясь работником конкретного предприятия, новичок оказывается перед необходимостью принять организационные требования (режим труда и отдыха, должностные инструкции, приказы, распоряжения и многое другое). С другой стороны, работник имеет целый комплекс ожиданий, реализацию которых он связывает с конкретной организацией. Если эти ожидания не оправдываются, то может возникнуть неудовлетворенность работой в целом либо ее отдельными сторонами. Таким образом, адаптация – это процесс приспособления индивида к социальной среде организации, эффективность которого определяется соотношением его профессиональных качеств с уровнем потребности организации в них. Управление процессом адаптации подразумевает: выделение факторов, влияющих на успешность адаптации; разработку показателей эффективности процесса, определение круга адаптационных мероприятий, а также круга лиц, которые будут реализовывать такие программы и контролировать их реализацию; разграничение сферы ответственности подразделений, включенных в процесс.Так как адаптация – двусторонний процесс между личностью и той производственной средой, в которую она включается, все факторы адаптации могут быть разделены на две группы: личностные и производственные.^ Факторы трудовой адаптации – это условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результат этого процесса.Факторы трудовой адаптации Личностные Производственные Социально-демографические: Стаж, возраст. ОбразованиеПсихологические: Уровень притязанийВосприятие самого себя Производственные Содержание трудовой деятельности Условия труда и правила внутреннего распорядка, организация труда, руководство Возможности повышения квалификации, участия в обсуждении принимаемых решений Социологические: Степень профессионального интереса Степень заинтересованности в собственном заработке Наличие установки на продолжение образованияЗнание производственных перспектив Виды и способы передвижения на работу, продолжительность передвижения на работу. Заработная платаПсихологический климат в коллективе. Частью факторов можно управлять, частью нет. Надо помнить, что существуют объективные причины, противодействующие процессу вхождения человека в организацию. Перечень этих причин можно увидеть на таблице, предложенной Туллом.^ Причины, по которым люди противятся переменам (предложены Туллом) 1. Гомеостазис: изменение – неестественное состояние. 2. Презумпция предпочтительности статус-кво; бремя доказательства обратного лежит на сторонних изменениях. 3. Инерция: изменение курса требует значительных усилий. 4. Удовлетворенность: большинству людей нравится существующее положение вещей. 5. Незрелость: отсутствуют предпосылки изменений, время перемен не настало. 6. Страх: люди боятся неведомого. 7. Эгоизм: изменения, возможно, и хороши, но не для на, а для других. 8. Неуверенность в себе: мы не думаем, что сможем решить новые задачи. 9. Шок от будущего: подавленные изменениями, мы превращаемся в противников перемен. 10. Тщетность усилий: мы рассматриваем любые изменения как поверхностные и иллюзорные, так зачем же что-то менять? 11. Незнание: мы не знаем, как осуществлять перемены и что следует изменять. 12. Человеческая природа: люди предрасположены к соперничеству, агрессивны, эгоистичны, и у них нет альтруизма, необходимого для изменений. 13. Цинизм: мы с подозрением относимся к агентам перемен. 14. Извращение: изменения кажутся привлекательными, но мы опасаемся, что их последствия могут оказаться скверными. 15. Люди средних способностей не в состоянии постичь всей мудрости изменений. 16. Эгоцентризм: отказ людей признать свою неправоту. 17. Желание жить сегодняшним днем: неспособность отложить удовольствие на будущее. 18. Близорукость: неспособность увидеть, что изменение соотвествует нашим собственным более широким интересам. 19. Действия вслепую. 20. «Снежная слепота»: групповое мышление или социальный конформизм. 21. Коллективные фантазии: мы не учимся на опыте и рассматриваем все события предвзято. 22. Шовинистическая логика: мы правы, а те, кто хотят, чтобы мы изменились, ошибаются. 23. Софизм исключительности: изменения, возможно, где-то и срабатывают, но мы то особенные. 24. Идеология: у всех у нас разное мировоззрение, разные и несовместимые ценности. 25. Институционализм: отдельные люди могут измениться, но группы- никогда. 26. Природа не терпит скачков. 27. Безусловное превосходство руководителей: кто мы такие, чтобы сомневаться в лидерах, которые заставили идти нас нынешним путем? 28. «У изменений нет поддержки масс»: меньшинство более заинтересовано в сохранении статус-кво, чем большинство в переменах. 29. Детерменизм: никому не надо совершать целенаправленное изменение. 30. Сциентизм: уроки истории научны, а потому бесполезны. 31. Сила привычки. 32. Деспотизм обычая: идеи перемен кажутся упреками обществу. 33. Человеческая тупость. Источник: O’Tool Leading Change: The Argument for Values-Based Leadership. New York: Ballantine Books. 1996. P. 161-164.2 Структура трудовой адаптации Процесс адаптации в любой организации включает в себя несколько аспектов: - социально-психологический; - профессиональный; - организационный; - психофизиологический; - экономический.^ Социально-психологическая адаптация – это приведение собственных ценностей и норм конкретного человека в соответствие с нормами и ценностями людей, работающих в компании, а также организационной культуре. Другими словами, это принятие корпоративных норм. И здесь новичка поджидает сразу несколько ловушек. Не секрет, что не так уже и редки случаи, когда придет человек на новую работу, поработает с месяц и увольняется. И причина далеко не в тяжелых условиях труда, а в не сложившихся с самого начала межличностных отношений в коллективе. Итак, - Ловушка №1. Затишье перед бурей. Как правило, в первые дни стахановских результатов от работника никто не требует. Но для работника процесс адаптации не стоит затягивать, стоит включаться в трудовой процесс и побыстрее. Но для начала стоит, как мудрый змей затаиться в засаде и понаблюдать: «Кто есть кто в вашем отделе?». Новенькому сразу видно, кто пользуется авторитетом, кто не в фаворе, кого слушают, кого нет и так далее. Следует понимать и что за вами наблюдают. Поэтому ни в коем случае нельзя смешивать личное и общественное. Не стоит общаться с близкими по телефону. Если уж телефонный разговор данность, то лучше отвечать «Да, нет, не знаю, перезвоню из дома». Если у человека личные проблемы, то сослуживцам знать этого не следует, хоть вам и действительно тошно на душе. Здесь рецепт апробированный: окунитесь полностью в работу. Постарайтесь получить задание, непосредственно касающееся ваших должностных обязанностей. -Ловушка № 2.- непонятная враждебность окружения. Вы пришли на новое место работы, и вам кажется, что все вокруг воспринимают вашу персону в штыки. Такое впечатление может быть обманчивым. Это может быть зеркало вашего восприятия окружающих. Как в случае с автором знаменитой «Школы злословия» Шериданом, которого обвинили в неуважении к парламенту и обязали извиниться, став на колени. Английский драматург явился в парламент, исполнил приговор, а когда вставал, воскликнул: «Боже, какая здесь грязь». Может вы не воскликнули, а войдя в помещении, только подумали: «Ну и свинарник здесь», «Ну и лица». Ваше восприятие тут же отразилось на вашем лице. А окружающие тут же «отзеркалили» ваши ощущения, подумав: «Какой сноб!». Или что-то в этом роде. В новом коллективе многое происходит на уровне подсознания. Так что следите за вашими мыслями, не допускайте негатива. Увидели хмурые лица сослуживцев – улыбнитесь. Как поется в детском мультфильме: «От улыбки станет всем светлей». Возможен другой вариант: вы пришли на место человека, которого в коллективе любили и вы пока замена очень бледная. Не стоит принимать такое положение дел слишком близко к сердцу. Время покажет, кто лучше, кто хуже и расставит все по своим местам. По крайней мере, вы не хуже, вы просто другой. Ловушка №3. Бойтесь данайцев, дары приносящих. Может произойти и так, что наоборот, вы будете в центре внимания. Вам могут «прояснить» ситуацию ваши новые сослуживцы, давая нелестную характеристику как своим коллегам, так и начальнику. Чтож, информацию примите к сведению, не полностью ей доверяя, и уж точно не передавайте другой стороне, даже если вас будут об этом очень просить. Особенно бойтесь «информаторов», которые во время обеда, или в курилке по большому секрету раскрывают тайны вашего нового окружения. Они надеются получить полную искренности информацию и о вас самих, чтобы передать ее дальше по такому же секрету всему свету. Над вами могут взять шефство люди, репутация которых в коллективе, мягко говоря, неоднозначна. Дать вам совершенно ненужные советы. Разберитесь, с кем вам стоит сотрудничать, а с кем только вежливо контактировать, ограничив свой лексикон: «Здравствуйте, большое спасибо, до свидания»^ Профессиональная адаптация: процесс освоения особенностей деятельности, приобретения практических знаний и навыков, овладения необходимыми знаниями для выполнения должностных обязанностей. Профессиональная адаптация заключается в активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, необходимых навыков и приемов. В другом случае профессиональная адаптация подразумевает изменение или «подгонку» знаний и навыков сотрудников к организационным требованиям. Соответственно в рамках профессиональной адаптации выделяют два направления – первичная и вторичная.Первичная адаптация представляет собой приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности, к новым функциям. ^ Вторичная адаптация необходима сотрудникам, имеющим опыт профессиональной деятельности, тем, кто меняет профессиональную роль, например, при переходе на руководящую должность. И здесь, несмотря на имеющиеся планы по адаптации, новичка может поджидать очередная ловушка: критика и придирки к вашей персоне. Ситуация усугубляется, если вы до этого работали и ли учились в благоприятной среде, вас окружали приятные во всех отношениях люди. А тут вы постоянно слышите критику в свой адрес, сплошной негатив и придирки. Остановитесь, проанализируйте, что вы делаете не так. Попробуйте спокойно, «без нервов» исправиться. Понятно, что людей, которые давно работают и знают работу буквально от и до, раздражает медлительность новичка, что он путается в документации или в чем-то не разбирается также хорошо, как они. Причем здесь существует неписаный закон: чем бестолковей был старый сотрудник поначалу, тем он сильнее кидается на новенького. Похоже чем-то на дедовщину в армии. Простите великодушно таких людей, они просто забыли какими они были, когда только пришли на работу.^ Организационная адаптация основана на понимании и принятии сотрудником своего организационного статуса, структуры компании и существующих механизмов управления(знакомство с историей фирмы и ее структурой, кругом партнеров и клиентов). На уровне организационной адаптации следует объяснить сотруднику его роль в достижении целей компании, что в определенной степени будет являться показателем причастности человека к организации с конкретным определением его места в ней. Описание рабочего места- также важная задача при организационной адаптации.^ Психофизиологическая адаптация представляет собой приспособление к новым физическим и психологическим нагрузкам, физиологическим условиям труда. Здесь речь может идти о монотонности труда, санитарно-гигиенических факторах производства, степени удобства рабочего места. В рамках психофизиологической адаптации рассматриваются не только физические нагрузки, но и психологические, например стресс и моральное давление. ^ Экономическая адаптация подразумевает как работник приспосабливается к системе экономических условий, действующих в организации, например материальному стимулированию(уровень оплаты труда, бонусы и поощрения).^ 2. Этапы включения в рабочий процесс. Процесс адаптации состоит из нескольких этапов.На первом осуществляется оценка уровня подготовленности человека. В данном случае требуется определить, какая именно адаптация необходима сотруднику – первичная или вторичная. Если сотрудник имел не только специальную подготовку в определенной профессиональной области, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других организаций, то период его адаптации будет минимальным. В то же время очевидно, что «багаж», полученный в других компаниях, не является залогом успешной работы, даже если круг должностных обязанностей совпадает. Каждая организация имеет определенную специфику в рамках одной и той же должности, обусловленную различиями в технологическом процессе, внешней и внутренней инфраструктуре, корпоративной культуре. Подготовленность обычно оценивает непосредственный руководитель.^ Второй этап Ориентация — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Обычно программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием). Часто в ходе проведения программы ориентации затрагиваются следующие вопросы:1. ^ Общее представление о компании: цели, приоритеты, проблемы; традиции, нормы, стандарты; продукция и ее потребители, стадии доведения продукции до потребителя; разнообразие видов деятельности; организация, структура, связи компании; информация о руководителях.2. ^ Политика организации: принципы кадровой политики; принципы подбора персонала; направления профессиональной подготовки и повышения квалификации; содействие работникам в случае привлечения их к судебной ответственности; правила пользования телефоном внутри предприятия; правила использования различных режимов рабочего времени; правила охраны коммерческой тайны и технической документации.3. ^ Оплата труда: нормы и формы оплаты труда и ранжирование работников; оплата выходных, сверхурочных.4. Дополнительные льготы: страхование, учет стажа работы; пособия по временной нетрудоспособности, выходные пособия, пособия по болезням в семье, в случае тяжелых утрат, пособия по материнству; поддержка в случае увольнения или ухода на пенсию; возможности обучения на работе; наличие столовой, буфетов; другие услуги организации для своих сотрудников.5. Охрана труда и соблюдение техники безопасности: места оказания первой медицинской помощи; меры предосторожности; предупреждение о возможных опасностях на производстве; правила противопожарной безопасности; правила поведения при несчастных случаях и порядок оповещения о них.6. ^ Работник и его отношения с профсоюзом: сроки и условия найма; назначения, перемещения, продвижения; испытательный срок; руководство работой; информирование о неудачах на работе и опозданиях на работу; права и обязанности работника; права непосредственного руководителя; организации рабочих; постановления профсоюзов и политика компании; руководство и оценка исполнения работы; дисциплина и взыскания, оформление жалоб; коммуникация: каналы коммуникации, почтовые материалы, распространение новых идей.7. ^ Служба быта: организация питания; наличие служебных входов; условия для парковки личных автомобилей;8. Экономические факторы: стоимость рабочей силы; стоимость оборудования; ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев.После прохождения общей программы ориентации может быть проведена специальная программа, осуществляемая как в формах специальных бесед с сотрудниками того подразделения, в которое пришел новичок, так и собеседований с руководителем (непосредственным и вышестоящим). Обычно в специальной программе затрагиваются следующие вопросы:1. ^ Функции подразделения: цели и приоритеты, организация и структура; направления деятельности; взаимоотношения с другими подразделениями; взаимоотношения внутри подразделения.2^ . Рабочие обязанности и ответственност


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 2 одобрен и рекомендован для применения в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве письмом Госстроя России от 26. 03. 2004 г
Реферат Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира по проекту НФ Виноградовой
Реферат Canadian Charter Of Rights And Freedoms Essay
Реферат поняття та правова основа діяльності міліції
Реферат Гранин Даниил Александрович
Реферат Быль про "инока" Пересвета или как церковь к Русскому подвигу примазалась
Реферат Лекции - Неврология (заболевания переферической нервной системы)
Реферат Сходимость рядов
Реферат Особенности изучения эпических произведений в школе на примере поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Реферат Потсдамская союзная конвенция
Реферат Galileo Essay Research Paper Galileo Galileo was
Реферат Marijuana Essay Research Paper Case for Legalizing
Реферат Пресечение административных правонарушений
Реферат Налогово-бюджетная политика изучаемого региона
Реферат Финансовое планирование на предприятии на примере ОАО Северное сияние