АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИПОСТАНОВЛЕНИЕот 20 июня 2008 г. N 604ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯБРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДАВ целях обеспечения условий для стабильного экономического роста Брянской области, повышения уровня жизни населения на основе реализации природного, географического, промышленного и транзитного потенциала области постановляю: 1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Брянской области до 2025 года. 2. Заместителям Губернатора Брянской области, руководителям органов исполнительной власти Брянской области в срок до 15 июля 2008 года внести предложения в краткосрочный план действий по реализации приоритетных проектов развития. 3. Комитету по экономической политике Брянской области на основании поступивших предложений сформировать до 15 августа 2008 года краткосрочный план действий органов исполнительной власти Брянской области по реализации приоритетных проектов развития, определенных Стратегией социально-экономического развития Брянской области до 2025 года. 4. Комитету по экономической политике Брянской области совместно с Институтом социально-экономического развития Центрального федерального округа в трехмесячный срок после утверждения Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года внести уточнения в Стратегию социально-экономического развития Брянской области до 2025 года. 5. Контроль за исполнением настоящего Постановления оставляю за собой.Губернатор Н.В.ДЕНИНУтверждена Постановлением администрации Брянской области от 20 июня 2008 г. N 604СТРАТЕГИЯсоциально-экономического развития^ Брянской области до 2025 годаI. Определение приоритетных направлений развития региона в рамках выбранного целевого сценария1.1. Основные факторы, влияющие на выбор стратегического целевого сценарияНа этапе стратегического анализа Брянской области были предложены концептуальные схемы трех сценариев - инерционного, оптимального и максимального, разработанные на основе оценки экономического потенциала региона. Реализация каждого из предложенных сценариев возможна в случае определенного сочетания внешних и внутренних факторов, "ограничителей роста", способных повлиять на выбранную траекторию развития Брянской области, при этом внутренние и внешние факторы могут иметь неравное значение. Особое пограничное геоэкономическое положение Брянской области предполагает активное межрегиональное и международное взаимодействие, что влечет за собой преобладание внешних факторов (рисков) над внутренними. При этом стратегическая ориентация региона на развитие транспортно-логистического комплекса требует учета горизонта влияния глобальных международных макроэкономических процессов на Российскую Федерацию и, в частности, на регионы, выделяющие обслуживание транзитных потоков ключевым направлением развития экономики. Кроме этого, мировая тенденция к повышению наукоемкости производственной сферы экономики требует перехода к выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, а увеличение энергоемкости производств - к опережающему развитию энергетики Брянской области. Однако, кроме внешних факторов, на выбор пути стратегического развития региона будет оказывать влияние социальная составляющая, которую также можно назвать внутренним ограничителем роста, и ее влияние на экономику региона в перспективе будет только возрастать. Исходя из этого, определим глобальные внешние факторы, или основные долгосрочные тенденции развития мировой экономики , способные повлиять на развитие экономики Брянской области и страны в целом в долгосрочной перспективе: -------------------------------- Материалы периодических изданий Всемирного банка (The World Bank) "World Development Indicators", "World Development Report" за 2006 - 2007 гг.1) усиление глобальной конкуренции со стороны стран ЕС, США и Азии, которая включает в себя не только конкуренцию рынков товаров, но и рынков услуг, капиталов и технологий. Предстоящий период характеризуется структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между ее экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов, внедрением перспективных технологий. В настоящее время большинство регионов Российской Федерации находится в состоянии неготовности к данному переходу, качественные же характеристики экономики Брянской области не позволяют использовать преимущества глобальной конкуренции. Экономика Брянской области остается слабо диверсифицированной и в силу этого уязвимой по отношению к колебаниям товарной конъюнктуры, а в масштабе России - зависимой от колебаний цен на нефть, природные ресурсы, от мировых финансовых рынков. Характеризуется низким уровнем инноваций и эффективности использования ресурсов в промышленности и сельском хозяйстве, высокой степенью износа основного оборудования, стремительным устареванием номенклатуры выпускаемой продукции. Кроме этого, после вступления России в ВТО конкуренция только усилится, и не только со стороны стран мировой экономики и ЕС, но и со стороны соседних стран СНГ - Белоруссии и Украины; 2) другим внешним фактором - ограничителем роста можно назвать инфраструктурные ограничения, связанные с устаревшим оборудованием в энергетике, низким техническим уровнем дорожной сети, в особенности автомобильной, необходимостью обновления инженерной инфраструктуры, что в перспективе сужает возможности развития и транспортно-логистического кластера, и промышленности, и социальной сферы. Инфраструктурным ограничением можно признать недоиспользование существующих природных ресурсов; 3) внутренним фактором можно назвать возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии региона. Возрастание технологической и инновационной составляющих в экономике региона в перспективе будет определяться качеством профессиональных кадров и необходимостью общего повышения качества жизни через модернизацию и ускоренное развитие социальной сферы, включающую образование, здравоохранение, жилищный сектор. Отметим, что нехватка квалифицированных кадров, особенно инженерных и рабочих, в перспективе будет являться значительным ограничителем роста производственного и инновационного сектора экономики Брянской области. Кроме этого, фактором, сдерживающим рост человеческого капитала, можно назвать значительное социальное неравенство, сравнительно низкий уровень доходов населения области, способствующий значительной миграции трудоспособного населения в соседние регионы; 4) кроме того, внутренним сдерживающим фактором следует признать сокращение численности трудоспособного населения при увеличении населения пенсионного возраста, что является следствием повышения смертности и снижения рождаемости, характерного для всех регионов России с коренным русским населением. Возможные риски усиления данного фактора могут быть серьезным ограничением роста промышленного производства, сельского хозяйства, вызовут увеличение налоговой нагрузки на трудоспособное население и необходимость привлечения дополнительных трудовых ресурсов из других регионов; 5) в отдельную группу факторов следует отнести риски, связанные с регулированием рыночных отношений и инвестиционной политики исполнительной властью Брянской областью. Медленное совершенствование инвестиционной инфраструктуры, недостаточно быстрые темпы создания механизмов законодательного регулирования инвестиционной деятельности, отсутствие необходимого уровня стратегического партнерства власти и бизнеса в целом могут не позволить сформировать достаточный "пакет" инвестиционных проектов, который может стать основой экономики нового типа, способной быстро реагировать на изменение конъюнктуры, производить конкурентоспособную продукцию. На сегодняшний день складывается ситуация, которая характеризуется "перехватом" крупных инвестиционных проектов соседними регионами, активным развитием экономики соседних регионов, усилением конкуренции со стороны соседних государств (Белоруссии и Украины). Из этого следует, что при сохранении существующей тенденции существует риск снижения инвестиционной привлекательности региона, что в совокупности не позволит реализовать основные конкурентные преимущества Брянской области в области промышленного производства, создания транспортно-логистического кластера, восстановления АПК.1.2. Мировые и общероссийские тенденции, влияющие на выбор стратегического целевого сценарияУчитывая обозначенные выше факторы - ограничители роста и существующий потенциал экономики Брянской области, определим условия и предопределим выбор стратегического целевого сценария, основываясь на концептуальных схемах сценариев и результатах моделирования развития региона. Кроме этого, критерием выбора целевого сценария является соотнесение стратегических целей и задач Брянской области со стратегическими целями и задачами России в долгосрочной перспективе, их совместная корреляция и совпадение приоритетных направлений развития экономики и социальной сферы. Также следует учитывать основные тенденции мировой экономики в долгосрочной перспективе, которые могут повлиять на процессы, происходящие в России и в том числе в Брянской области . -------------------------------- Проект МЭРиТ "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации". - Москва, июль, 2007.Развитие России до 2020 года предполагает переход экономики страны от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Особенность перехода к инновационному типу развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. Это предполагает, что при усилении глобальной конкуренции невозможно догнать развитые страны мира по уровню благосостояния и эффективности управления экономикой, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве. Такой подход требует реализации конкурентных преимуществ в сфере транспорта и энергетики, в сфере научной деятельности и наукоемких технологиях, в развитии инвестиционной инфраструктуры и росте капитализации предприятий, повышении уровня благосостояния населения. Обоснованность сформулированных долгосрочных стратегических целей Брянской области подтверждается их "созвучием" со стратегическим целями России: развитие высокотехнологичного производственного сектора экономики и инновационных технологий на основе перспективных направлений научных исследований; улучшение условий предпринимательской деятельности и создание благоприятного инвестиционного климата, создание механизмов обеспечения инновационной активности компаний; развитие транспорта, предполагающее использование транспортного (транзитного) потенциала российской экономики, замыкание грузо- и пассажиропотоков на российские транспортные коридоры; обеспечение доступности качественных услуг образования и здравоохранения, повышение доступности жилья, создание условий для высокого уровня жизни населения. На развитие экономики России будут оказывать влияние несколько составляющих, которые можно выделить как глобальные тенденции мировой экономики, способные влиять на все страны и экономики отдельных регионов этих стран: 1. Усиление глобализации мировой экономики, которая будет характеризоваться дальнейшим развитием внешнеэкономического обмена на основе многосторонних международных инициатив и действий транснациональных компаний. 2. Противоположная тенденция - усиление регионализации предполагает развитие региональных центров специализации производства, в том числе и в России. Активизация торговли промежуточными товарами будет связана с усилением межгосударственных и межрегиональных транспортных коммуникаций и, соответственно, со снижением транспортно-логистических издержек и усилением тенденции специализации стран на отдельных производственных процессах в рамках трансграничных производственных цепочек. 3. Другая ожидаемая тенденция предполагает активное развитие перспективных технологий, материалов, усиление диффузии современных высоких технологий в средне- и низкотехнологические секторы производственной сферы. Прежде всего, предполагается интеграция информационных и производственных технологий, как, например, развитие систем контроля качества, ориентация продукции на требования конкретного потребителя, поддержка продукции в течение жизненного цикла, усиление обслуживающего сектора. При этом ожидается возникновение качественно новых эффектов в различных сферах применения этих технологий, включая как традиционные сферы их использования (промышленность, транспорт, связь, оборона), так и новые - здравоохранение и образование. Первая тенденция предполагает смещение движения капиталов в сторону прямых стратегических инвестиций в экономику отдельных регионов, что требует усиленного развития прозрачных схем работы с крупными инвесторами, создания благоприятного инвестиционного климата. Вторая тенденция опережающего роста торговых потоков между Европой и Азией позволит использовать их для транзита через территорию России и субъектов, занимающих ключевые позиции на этих транзитных потоках, что также относится к Брянской области. Третья тенденция предполагает рост инновационных наукоемких продуктов в соответствии с выявленной региональной специализацией (транспортное машиностроение, электротехника, оборонная продукция), а также внедрение соответствующих производственных технологий в систему по обслуживанию транзитных потоков, информационных логистических систем, снижающих затраты транспортно-логистического кластера. Наукоемкие технологии также могут существенно изменить социальную сферу регионов (внедрение новых методов защиты здоровья населения, способов профилактики и лечения заболеваний, новых стандартов обучения всех уровней позволит удовлетворить потребности в кадрах в производственной и иных сферах экономики региона).1.3. Сценарии долгосрочного развития России, влияющие на выбор стратегического целевого сценарияДолгосрочное развитие России предполагает возможность развития в Брянской области нескольких возможных вариантов, определяющихся ключевыми факторами: степенью развития и реализации конкурентных преимуществ экономики России в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях; внедрением инновационных технологий в производственной сфере и ростом производительности труда; интенсивностью развития транспортной и энергетической инфраструктуры; подготовкой квалифицированного персонала, отвечающего нуждам перспективного развития страны; интеграцией страны в мировые экономические структуры. В зависимости от реализации этих факторов следует выделить три качественных сценария социально-экономического развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе - инерционный, энергосырьевой и инновационный. В основе инерционного сценария развития лежит консервация экспортно-сырьевой модели развития при сужении ее потенциала в связи с замедлением роста экспорта углеводородов, открытием внутренних рынков готовых товаров, снижением конкурентоспособности перерабатывающих производств, снижением общего уровня жизни населения, что в целом предполагает значительное снижение существующих темпов развития страны. Пространственная составляющая сценария предполагает развитие Московского экономического региона, в состав которого входят все регионы Центрального федерального округа, по основным направлениям: транспорт и логистика, инновационная деятельность, финансовое управление - с сохранением центра в г. Москве. Это сценарий наиболее неблагоприятный и "нежелательный" с точки зрения его возможной реализации. Сценарий энергосырьевого развития предполагает частичное снятие ограничений инерционного развития за счет реализации конкурентного потенциала России в сферах энергетики и транспорта, повышения качественного уровня энергосырьевых отраслей и укрепления сырьевой специализации России в мире. Он характеризуется достаточным уровнем развития транспортной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию транзитного потенциала экономики, низким уровнем инновационной активности, недостаточно высоким темпом повышения уровня жизни населения. В составе Московского макрорегиона значительно возрастет роль регионов Центрального федерального округа, занимающихся обслуживанием транзитных транспортных потоков. Базовыми проектами инфраструктурного развития станут мультимодальные транспортные узлы и сети обслуживающих их логистических центров. Одной из основных задач макрорегиона будет обеспечение стыковки российских транспортно-коммуникационных систем с формирующейся новой транспортной системой Европы. При существующих в настоящее время внешних и внутренних условиях развития отечественной экономики следует определить данный сценарий как наиболее вероятный и возможный для реализации. Сценарий инновационного развития отражает использование инновационных источников роста за счет как реализации конкурентных преимуществ российской экономики в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор), так и в новых наукоемких секторах и экономике знаний. Реализация данного сценария позволяет обеспечить выход России на уровень социально-экономического развития, характерный для развитых постиндустриальных стран, за счет повышения конкурентоспособности российской экономики, ее структурной диверсификации и роста эффективности. На макрорегиональном уровне предполагается усиленное развитие агломерационной составляющей Московского региона, связанной с концентрацией человеческого и инновационного капиталов, дальнейшим развитием крупных транспортных комплексов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов, образовательной и инновационной инфраструктуры. Этот качественно отличный от первых двух сценариев вариант развития страны возможен в случае наступления максимально возможных благоприятных внешних и внутренних факторов и оценивается с позиций его реализации как необходимый, но маловероятный. Сложности его реализации связаны прежде всего с необходимостью реализации значительного объема глобальных национальных программ и глубокой модернизации социальной системы, что в условиях существующего социально-экономического, институционального и финансово-инвестиционного развития России затруднительно, поскольку отсутствуют видимые предпосылки и условия для перехода России на путь интенсивного инновационного развития.1.4. Выбор стратегического целевого сценарияВыявленные тенденции развития мировой экономики, долговременные стратегические приоритеты Российской Федерации и особенности макрорегионального развития, а также основные внутренние и внешние факторы - ограничители роста позволяют обоснованно произвести выбор стратегического целевого сценария. В сценарных условиях было определено, что главной стратегической целью долгосрочного развития Брянской области до 2025 года в составе России является повышение уровня жизни населения до уровня, превышающего среднероссийские показатели, и создание в дальнейшем благоприятных условий для жизнедеятельности населения на основе реализации ее природного, географического, промышленного и транзитного потенциала. В качестве этого уровня был выбран средний уровень социально-экономического развития регионов, входящих в состав Центрального федерального округа (без учета показателей развития г. Москвы и Московской области). Исходя из этого, следует утверждать, что для достижения этих целей требуется ликвидация разрыва между уровнями развития Брянской области и Центрального федерального округа в расчетный период, это определяет выбор варианта оптимального сценария как стратегического целевого сценария. Согласно результатам моделирования, уровень ВРП на душу населения Брянской области вырастет в период с 2005 по 2025 гг. в 15,7 раза (в действующих ценах), уровень инвестиций на душу населения - в 18,7 раза, уровень среднемесячной номинальной начисленной заработной платы на душу - в 10,5 раза. При сохранении существующего темпа роста, который предполагает инерционный сценарий развития Российской Федерации, разрыв уровня развития Брянской области и Центрального федерального округа не будет преодолен, основная стратегическая цель региона не будет достигнута. Инерционное развитие предполагает замедленное развитие существующих производственных мощностей, сложность реализации основных конкурентоспособных преимуществ региона, усиление миграции трудоспособного населения в московскую агломерацию и соседние регионы, сохранение негативной демографической динамики и существующего уровня жизни в регионе. Реализация инерционного сценария произойдет в случае значительного усиления внешних факторов - ограничителей роста (доминирование неблагоприятных экономических тенденций в мировой экономике, Российской Федерации) и внутренних факторов (снижение инвестиционной и инновационной активности, недостаточное развитие законодательной базы по привлечению инвестиций в различные сферы экономической деятельности, невысокий уровень стратегического партнерства власти и бизнеса, замедленное совершенствование налогово-бюджетного законодательства на региональном и муниципальном уровнях). Максимальный сценарий предполагает возникновение новых и дальнейшее усиление старых производственных специализаций региона, которые дополняются новыми функциями, образуя комплекс взаимосвязанных направлений экономического развития. По основным макроэкономическим показателям Брянская область в 2025 году достигнет уровня инерционного российского сценария (по проекту МЭРиТ), что обеспечит превышение показателя ВРП на душу населения в 1,4 раза (от уровня оптимального сценария), инвестиций - в 1,4 раза, среднемесячной номинальной заработной платы в год - в 1,1 раза. Условиями реализации данного сценария будет значительный уровень инновационной и, в особенности, инвестиционной активности, создание инвестиционной инфраструктуры, обеспечивающей привлечение максимально крупных инвесторов, достижение гармоничного уровня частно-государственного партнерства, эффективное управление стратегическим развитием области и кадровое обеспечение для эффективного управления данным развитием, значительная бюджетная и законодательная помощь федеральных органов власти. В сумме возможное влияние внешних и внутренних негативных факторов должно быть сведено к минимуму.2>2>1>1> На сегодняшний момент в Брянской области не сформированы качественные основания, которые могли бы с большой долей вероятности обеспечить реализацию обозначенных выше условий. Это является внутренним системным ограничением экономического роста региона по максимальной траектории. В итоге выбор и реализация максимального сценария не будет опираться на необходимые для его реализации условия, что в совокупности не позволит достичь Брянской области расчетных показателей сценария. Кроме внутреннего системного ограничения экономического роста региона, объективно существует внешнее системное ограничение, которое лежит в общероссийской плоскости и связано с условиями долгосрочного развития России по проекту МЭРиТ. Условием, позволяющим говорить о затруднительности осуществления максимального сценария, являются институциональные ограничения российской экономической и социальной системы, в сумме нивелирующие возможность его реализации: отсутствие полномасштабной национальной инвестиционной и инновационной системы и долгосрочных программ, которые могли бы обеспечить реализацию крупных инвестиционных проектов; невозможность быстрого создания социальной инфраструктуры нового типа, включая модернизацию систем образования, здравоохранения, жилищного сектора, которая обеспечивала бы значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения; медленная модернизация инфраструктурных отраслей экономики - транспорта, электроэнергетики; слабая интеграция России в мировой рынок, ориентация экономики страны на расширение поставок сырьевых ресурсов, низкая конкурентоспособность российских продуктов на мировых рынках. Таким образом, выбор максимальной траектории развития региона затруднен в силу ограничений общероссийского порядка, а также вследствие внутрирегиональных ограничений, самостоятельно преодолеть которые органам управления Брянской области затруднительно или даже невозможно.1.5. Согласованность стратегических приоритетов региона с приоритетами регионов-соседей и направления совместного развития экономики и инфраструктурыРазличные социально-экономические процессы в соседних регионах оказывают значительное влияние на аналогичные процессы на территории Брянской области. Поэтому необходимо изучить планы и приоритеты долгосрочного стратегического развития регионов-соседей: Московской, Смоленской, Калужской, Орловской и Курской областей, а также учесть влияние московской агломерации. Это при сравнении позволит шире определить конкурентные преимущества Брянской области, подтвердить правильность сформулированных целевых показателей и в дальнейшем выявить важнейшие узлы развития общих видов деятельности, межрегиональных связей, возможности реализации конкретных экономических проектов. После этого следует определить основные задачи органов исполнительной власти Брянской области, которые могли бы способствовать реализации крупных межрегиональных проектов в экономике и инфраструктуре, что в итоге позволит достичь стратегических целей по указанным направлениям экономической деятельности. Кроме того, требуется аналогичное соотнесение с целями и задачами отраслевых стратегий - Энергетической стратегии России на период до 2020 года, Транспортной стратегии России на период до 2020 года, Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, Стратегии развития транспортного машиностроения Российской Федерации в 2007 - 2010 годах и на период до 2015 года, Государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы", Федеральной целевой программы "Государственная граница России (2003 - 2010 годы)". Анализ указанных стратегий показывает тождество основных целей развития регионов и базовых целей отраслевых стратегий и стратегического развития Российской Федерации, которые выражаются в идее роста благосостояния жителей региона на основе реализации конкурентоспособных преимуществ регионов в условиях глобализации российской экономики. Таким образом, направленность стратегий на решение проблем социальной сферы постулируется как наиболее значимая задача исполнительной власти регионов, предполагающая создание системы управленческих мер и механизмов реализации базисной стратегической цели на уровне органов государственного управления регионами. Соответственно, реализация конкурентных преимуществ видится в активной поддержке развития видов деятельности, имеющих наибольший потенциал развития, а также в формировании новых, перспективных направлений в экономике регионов - формировании экономики нового типа. Основные направления развития экономики регионов: развитие ведущих отраслей в промышленности (сырьевые и машиностроительные направления); развитие сектора инновационных производств (промышленность, информационные технологии, биотехнологии); развитие АПК; развитие инфраструктуры (дорожная сеть, энергетика). В планах стратегического развития соседних с Брянской областью регионов сделан акцент на развитии промышленности как опорной отрасли экономики. Важнейшая цель этих программ - повышение конкурентоспособности промышленности путем создания сбалансированной отраслевой структуры по выпуску инновационной продукции. Организационная форма развития данной сферы в основном предполагает кластерное развитие, нацеленное на создание и выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью для внешних и внутренних рынков. Для перспективного развития промышленного сектора Брянской области предполагается, с одной стороны, усиление конкуренции, а с другой - выделение наиболее перспективного направления межрегионального взаимодействия (создание кластеров, выпускающих "прорывную" инновационную продукцию не только для внутреннего, но и для внешнего рынка). Одним из таких направлений следует признать межрегиональное развитие транспортного машиностроения по видам деятельности: производство и ремонт железнодорожной техники (Брянская, Калужская, Смоленская области); производство и ремонт автодорожной и специальной техники (Брянская, Смоленская, Калужская, Орловская области); производство и ремонт сельскохозяйственной техники (Брянская, Орловская области; Белоруссия); производство электронного и электротехнического оборудования для автомобильного транспорта (Брянская, Калужская, Курская области). Существующая в настоящее время специализация предприятий Брянской области и других регионов в этом направлении, особенно в производстве железнодорожной техники и автокомпонентов, позволяет предполагать возможное усиление горизонтальных связей между производителями в этих регионах, выпускающих сходную продукцию. Стратегия развития транспортного машиностроения предусматривает создание совместных производств крупнейшими игроками ("Трансмашхолдинг" и заводы РЖД) по выпуску подвижного состава и путевой техники, а также проведение исследований и разработка техники нового поколения. Исходя из целей Стратегии развития железнодорожного транспорта, основными задачами транспортного машиностроения можно определить: создание отечественной конкурентоспособной железнодорожной техники, стимулирование внедрения инновационной продукции и технологий; создание совместных исследовательских и производственных предприятий для реализации иностранных технологий по данной тематике; привлечение отечественных и иностранных инвестиций. Важными факторами, способствующими расширению рынка продукции транспортного машиностроения, являются формирование международных транспортных коридоров и развитие транзита грузов через территории регионов Центрального федерального округа и России в целом, развитие автодорожной сети от границ Российской Федерации, растущие объемы заказов на железнодорожную технику со стороны РЖД и частных перевозчиков, а также перспективы значительного расширения объемов автодорожного строительства. Для предприятий следует предусмотреть развитие технологических связей, совместной кооперации и производства перспективной техники, которые будут опираться на конкретные федеральные целевые программы в рамках развития транспортного машиностроения и согласовываться с основными задачами Стратегии развития железнодорожного транспорта и Транспортной стратегии России. Со стороны исполнительной власти Брянской области следует законодательно предусмотреть создание льготного налогообложения для предприятий, разрабатывающих и выпускающих новую продукцию по этим программам. Кроме этого, следует признать перспективным развитие межрегиональных (горизонтальных) связей по направлениям лесопереработки и производства строительных материалов вследствие значительной потребности в строительных материалах на территории Центрального федерального округа. Лесопереработка и производство продуктов из дерева (мебели) обозначены приоритетным направлением не только в Брянской, но и в Курской, Смоленской, Калужской и Орловской областях. Существующая на сегодняшний день практика вывоза необработанной древесины из Брянской области в другие регионы при значительных лесных ресурсах региона позволяет прогнозировать возможность создания совместных производств по выпуску конечной продукции из древесины для реализации на территории Центрального федерального округа и в Московском регионе. Кроме того, значительные запасы сырья для производства строительных материалов в Брянской, Курской, Орловской областях также позволяют прогнозировать совместное развитие данного рынка в рамках округа. Возможным механизмом такого взаимодействия между производителями Брянской области является выход на потребителя продукции в других регионах Центрального федерального округа и выстраивание прямых договорных отношений. Для органов исполнительной власти Брянской области в этой сфере следует предусмотреть меры по привлечению производителей строительных материалов и лесопереработчиков для совместной реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Региональные стратегии указанных регионов определяют стратегическим приоритетом развитие энергетической и дорожной инфраструктуры, что является также и глобальным общероссийским стратегическим приоритетом, определяющим конкурентные преимущества экономики Российской Федерации в целом. Электроэнергетика является важной системообразующей экономической структурой для регионов Центрального федерального округа, требующей межрегионального взаимодействия на уровне органов государственного управления субъектов Российской Федерации. Территории, обладающие значительными энергоресурсами (Смоленская, Курская области), и энергодефицитные (Брянская, Орловская, Калужская области) имеют целью повышение энергообеспеченности регионов, что согласуется с основными приоритетами Энергетической стратегии России, предполагающей: полное и надежное обеспечение населения и экономики страны энергоресурсами по доступным и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении страны; снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК; повышение финансовой устойчивости и эффективности использования потенциала энергетического сектора для обеспечения социально-экономического развития страны; минимизацию техногенного воздействия энергетики на окружающую среду на основе применения экономических стимулов, совершенствования структуры производства, внедрения новых технологий добычи, переработки, транспортировки, реализации и потребления продукции. Развитие электроэнергетики как крупнейшей системы, объединяющей все регионы России, предполагает прежде всего меры государственного регулирования указанной сферы, имеющие отражение в региональных стратегиях и планах развития энергетических систем данных областей. В целом основные мероприятия по регулированию энергетических систем регионов исходят из положений Энергетической стратегии и предполагают: меры по созданию рациональной рыночной среды электроэнергии (включая взаимоувязанное тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное регулирование и институциональные преобразования в ТЭК); повышение эффективности управления государственной части энергетической системы региона; введение системы перспективных технических регла