Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Развитие сознания. Присвоение общественно-исторического опыта в онтогенезе

Строение и развитие сознания.
Дюркгейм,Жане, Леви-Брюль, французская социологическая школа.
Строениесознания. Специфика коллективных сознательных представлений.
Коллективныесознательные представления – представления о времени, пространстве, роде,причине, субстанции. Их специфика – это представления о наиболее общихсвойствах окружающего мира. Они есть у всех людей, обладающих развитым разумом,взрослых. Их содержание одинаково, универсально, в пределах каждого общества икультуры. Они являются необходимым условием для мыслительной, умственнойдеятельности. Идея Дюркгейма: социальные факты, не зависят от индивида, и(Дюркгейм говорил жестко) навязаны ему. Социальные факты не зависят отиндивида, они должны быть присвоены с необходимостью.
Происхождение:связано с представлениями о природе человека. Человек – существо двойственное.Первое его существо – индивидуально и автономно живущий организм. Второе –человек — социальное существо, часть общества. Коллективные представлениявозникают в результате познавательной деятельности общества в целом. Онивнедряются в сознание каждого члена общества, человека. Наличие коллективныхпредставлений выполняет важную и полезную функцию – они образуют возможностьобъединения людей. Совместная жизнь людей предполагает единомыслие – длявзаимопонимания и совместной деятельности. Их исследуют методомкросс-культурных исследований.
2. Значение и личностный смысл. Возникновение«разумного смысла».
Возникновениедействий приводит к созданию сознательного отражения, его единица – «разумныйсмысл». Чтобы человек мог совершать биологически нецелесообразные действия, ондолжен сознавать и понимать смысл своих действий в контексте общего труда.
/>Люсьен Леви-Брюль (ученик). Дал первую психологическую характеристикуколлективным представлениям. Коллективные представления у первобытных – этонекое единство, триединство. Единство познавательных (интеллектуальных),аффективных (эмоциональных) и волевых (моторных, т.к. воля прежде всегопроявляется в движении) компонентов. Итак, коллективные представления впервобытных обществах – это...
Чтоэто означает? Три эти сферы пока не разделены (ум, чувство и воля). У нас (вязыке) разделены: интеллект, эмоции и воля – это разные понятия. В человекеесть какие-то представления, которые нельзя испытать без аффекта и сготовностью действия. Мы можем назвать их убеждениями. Какие-то убежденияготовы отстаивать. Ценности – в социологии – установки (не по Узнадзе, асоциальные).
П.Жане (Франция): память, связанная с речью со знаками — память-рассказ, не нужнаотдельному человека. Память-рассказ — социальное действие (действие разделеномежду людьми), например, реакция часового на приближение врага.
Леонтьев.Основным условием возможности понимания человеком смысла своих действийявляется наличие в его психике особых образований – значений. В значениях(языковых) представлена преобразованная и свернутая идеальная формасуществования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытыхобщественной практикой.
Значения– познавательные представления об окружающем мире, в которых представленырезультаты познавательного опыта общества в целом.
Значения,как правило, зафиксированы в языке, но могут – в орудии труда, образе.
Значениявозникают в индивидуальном сознании в процессе вхождения человека в отношения сдругими людьми и обществом в целом, в процессе присвоенияобщественно-исторического культурного опыта.
Личностныйсмысл – одна из образующих сознания – возникает в связи со значениями, которыечеловек присваивает – они включаются в контекст индивидуальной деятельностичеловека. В контекст мотивов побуждающих действий. Значения, включенные вмотивационный эмоциональный контекст приобретают новое качество –пристрастность, личностный смысл, «значение для себя».
Значенияв сознании:
продуктобщественно-познавательного опыта (объективный смысл)
личностныйсмысл (субъективный)
Значенияприсваиваются ребенком «готовыми», исторически выработанными. Этот процесспроисходит при общении ребенка с окружающими людьми. Обучаясь выполнениюдействий, он овладевает соответствующими операциями, которые, в их сжатой,идеализированной форме и представлены в значении.
Дляребенка взрослый — носитель культурных средств преобразования его естественныхфункций. Леонтьев: научение есть ложкой. 1) ложка как продолжение руки, 2)движение руки подчиняется логике орудия с помощью взрослого. Движениестановится разумным тогда, когда перестает быть естественным. В культурномпредмете содержится потенциально искусственное свойство, которое может бытьосвоено.
Выготский.Значения возникают в индивидуальном сознании в процессе вхождения человека вотношения с другими людьми и обществом в целом, в процессе присвоенияобщественно-исторического культурного опыта. Они формируются в результатеинтериоризации. У детей понятия формируются в результате присвоения «готовых»,исторически выработанных значений. Этот процесс происходит при общении ребенкас окружающими людьми. Обучаясь выполнению действий, он овладеваетсоответствующими операциями, которые, в их сжатой, идеализированной форме ипредставлены в значении.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта flogiston.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.