Реферат по предмету "Разное"


Агентство Республики «Институт экономических стратегий»

УЧРЕЖДЕНИЕ «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ»Исполнитель: Заказчик:Некоммерческое партнерство Агентство Республики «Институт экономических стратегий» Казахстан по статистикеГенеральный директор Председатель___________Агеев А.И. ___________Мешимбаева А.Е.АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТАМикрокредитование в Республике КазахстанМОСКВА- 2007 - Аннотация В рамках работы по проекту проведен критический анализ организации статистического наблюдения за сектором микрофинансирования в Республике Казахстан, прежде всего, на предмет соответствия международным нормам и требованиям, предъявляемым к статистике различными категориями пользователей: органами власти, инвесторами, представителями микрофинансового сообщества. Разработаны две системы показателей. Первая – дающая возможность получить комплексное заключение о состоянии и перспективах развития микрофинансирования в масштабах всей страны и вторая – раскрывающая информацию по отдельным микрофинансовым институтам. Обе системы построены с учетом международных финансовых стандартов и сложившейся практики статистического наблюдения за сектором в Республике Казахстан. По базовым показателям, включенным в систему, приведены комментарии о практике их использования в мире, а также даны заключения о возможностях применения их в системе учета Республики Казахстан. Представлена методика расчетов и семантика индикаторов. Проведен анализ государственной статистики Республики Казахстан с позиций возможности определения спроса на микрофинансирование. Выделены основные группы потенциальных клиентов организаций микрофинансирования из числа безработных, работников с низким уровнем дохода и субъектом малого предпринимательства. Предложены подходы к определению размеров клиентской базы и величины предъявляемого спроса по каждой из групп. Там, где позволяет имеющаяся информационная база из числа данных государственной статистики, даны оценки потенциального количества потребителей микрокредитов – представителей типических клиентских групп. Предложены рекомендации по совершенствованию статистического наблюдения в области труда, занятости, уровня жизни и малого предпринимательства в целях оценки спроса на микрокредиты. Наряду с этим, рекомендации по организации специальных разовых обследований в рамках как государственных статистических органов, так и независимых аналитических центров. Рекомендации основаны на международном и российском опыте исследования по проблемам предпринимательства и микрофинансирования. Исполнители: Алимова Татьяна Александровна, к.э.н., ГУ-ВШЭ, доцент кафедры экономической социологии, Ермилова Галина Анатольевна, к.э.н., ЦЭА-Интерфакс, главный эксперт.Содержание Аннотация 2Введение 4Заключение 84Обозначения и сокращения 85Список используемых источников 86 Введение Микрофинансирование, обеспечивающее доступ мелких предпринимателей к денежным ресурсам, доказало свою эффективность во всем мире. Этот инструмент получил широкое распространение и в Республике Казахстан. Для дальнейшего развития сектора в Республике в качестве наиболее адекватного ресурса роста с технической точки зрения может выступать накопленный мировой опыт, а с ресурсной – деньги частных инвесторов, работающих на международном уровне. Для успешной адаптации мирового опыта, расширения ресурсной базы микрофинансирования в Республике Казахстан остро встает проблема обеспечения транспорентности сектора, представление результатов его работы на языке, понятный мировому финансовому сообществу. То есть стоит задача внедрения в практику учета и отчетности микрофинансовых институтов международных стандартов, построение на их основе системы показателей, описывающей параметры сектора в общепринятых дефинициях. Республика Казахстан прошла важный этап развития по продвижению и регулированию микрофинасового сектора. Принят соответствующий закон. Благодаря наличию в Республике Казахстан формального определения микрокредитования, статистическое наблюдение за организациями, занятыми этой деятельностью, носит официальный характер. И это является существенным преимуществом перед большинством стран, где информацию о секторе получают в ходе частных мониторингов. Тем не менее, в организации статистического наблюдения за деятельность микрокредитных институтов в Республике Казахстан имеется ряд проблем. Первая - отсутствие единой статистики по сектору. Причина – узкая с точки зрения мировой практики трактовка самого микрофинансирования. Фактически по международным стандартам в Республике Казахстан микрофинансовые услуги предоставляют не только микрокредитные организации (то, как они определены в законе), но и банки и небанковские организации, а само микрофинансирование – это не только микрокредитование, но и микросбережение, микрострахование, а также сопутствующие консультационные услуги. Второй недостаток – рассмотрения микрокредитных организаций как участников товарного, а не финансового рынка. Отсюда отличный от международной практики инструментарий статистического наблюдения, результаты которого не позволяют проводить полноценного сопоставимого с другими странами анализа состояния сектора. На данный момент приходится констатировать, что микрофинансовый сегмент Республики Казахстан остается "черным ящиком" для международных инвесторов, большинство принципиально важных направлений анализа просто не возможно разработать в рамках действующей системы показателей. Так, практически полностью отсутствует возможность анализа портфеля микрофинансовых услуг, нет данных об эффективности выполнения социальных функций, нет информации о рисках, полностью игнорируется гендерный аспект. Нет данных о политики резервирования. В рамках данного отчета делается попытка формирования систем показателей, позволяющих «расшить узкие места» действующей организации статистического наблюдения за сектором микрофинансирования в Республике Казахстан. Превратить сектор из «черного ящика» в объект понятный для инвесторов. Реформирование статистики сектора, разработка шагов по его дальнейшему развитию потребует значительных административных и финансовых усилий. В этих условиях органам власти необходимо четко понимать, какова будет «отдача» от микрофинансового сектора. И здесь задачей номер один выступает оценка и возможность наблюдения за динамикой клиентской базы микрофинасовых институтов, расчет спроса на их услуги. Но подобная информация позволит не только органам власти делать заключения об эффективности проводимой политики, расчет емкости рынка важен также и для инвесторов. Ни один стратегический инвестор не придет работать, не поняв перспективы расширения бизнеса. Что касается проблем, с решением которых власти Республики Казахстан могут связывать развитие микрофинансирования, следует отметить, что здесь микрофинансрование в равной степени эффективно может выполнять, как социальные, так и экономические функции. То есть оно может быть нацелено на работу, и с социально уязвимыми слоями населения (безработными, лицами, имеющими низкие доходами, женщинами), и с мелкими предпринимателями. В рамках настоящего отчета приводится методика определения объема спроса на микрофинансовые ресурсы со стороны различных категорий заемщиков. В качестве информационной базы выступают данные государственной статистики. ^ 1Система показателей микрофинансовых институтов, обеспечивающая возможность анализа результатов деятельности институтов в соответствии с международными стандартами .1.1Предпосылки и необходимость создания системы показателей, позволяющей обеспечивать сопоставимость результатов деятельности микрофинансовых институтов, работающих в разных странах мира Микрофинансирвание из года в год получает все большее распространение. Так, 2005 г. был объявлен ООН Международным годом микрофинансирования. В 2006 г. Нобелевская премия Мира за усилия по созданию основ для социального и экономического развития была присуждена родоначальнику микрофинансирования Мохаммеду Юнусу. Внушительными являются темпы развития самих микрофинансовых институтов. В Республике Казахстан только за 2004 г. по сравнению с 2003 г. наблюдалось пятикратное увеличение предоставленных микрокредитов [1]. Для сравнения, в России на протяжении последних лет темп роста рынка микрофинансовых услуг оценивается на уровне 1,5-1,9 раза [2]. Единого определения и стандарта микрофинансирования нет. В зависимости от социально-экономического уровня развития страны задачи программ микрофинансирования варьируются. В беднейших странах Латинской Америки, Африки, Азии микрофинансирование направлено на снижение уровня бедности. В странах с лучшим состоянием экономики – на обеспечение самозанятости и поддержку предпринимателей, не имеющих доступа к банковскому кредитованию. В странах со стабильной экономикой развитие микрофинансирования не является проблемой «жизни и смерти», здесь оно выступает как сегмент внебанковского финансирования, дополняющий традиционную систему кредитования, создающий альтернативное пространство и стимулирующий развитие предпринимательства. Тем не менее, существует ядро, позволяющие говорить о микрофинансировании как о едином инструменте, принимающем различные формы и модификации. Действительно, независимо от того, какую роль и какие задачи связываются с внедрением практики микрофинансирования, оно остается инструментом социальной политики, расширяющий доступ к внешнему финансированию самых широких слоев населения, лишенных такой возможности в рамках традиционной банковской системы. На данный момент в отдельных странах накоплен значительный опыт создания и продвижения микрофинансирования. Очевидно, что наиболее эффективно воспользоваться имеющейся мировой практикой можно только при соблюдении сопоставимости в оценке деятельности микрофинансовых институтов (МФИ). Такая сопоставимость повысит уровень траспорентности МФИ, сделает их "понятными" для международных доноров. Кроме того, возможность получения сопоставимых результатов деятельности по МФИ позволит сформировать общую картину состояния сектора микрофинансирования, выявить тенденции в его развитии. Эта статистика обеспечит основу для проведения более эффективной политики регулирования сектора как на национальном, так и глобальном уровнях. Введение единых стандартов не отрицает национальной специфики в работе микрофинансовых институтов. Оценивая уровень развития микрофинансирования, эффективность работы институтов, оказывающих микрофинансовые услуги, можно использовать двухуровневую систему стандартов. С одной стороны – национальные стандарты, учитывающие местную практику, требования к организации и ведению учета, уровень развития страны и так далее, а с другой – международные, позволяющие обеспечивать сопоставимость результатов деятельности МФИ. Очевидно, чем «ближе» будут эти стандарты, тем с меньшей информационной нагрузкой будет сопряжено формирование статистики по сектору. ^ .1.2Практика организации статистического наблюдения за сектором микрофинансирования в Республике Казахстан В отличие от большинства стран, в том числе и от России, в Республике Казахстан микрофинансовая деятельность определена формально (Закон Республики Казахстан № 392 от 6 марта 2003 г. «О микрокредитных организациях» [3]). А микрокредитными организациями (МКО) называются организации, предоставляющие микрокредиты в размере, не превышающие тысячекратного размера месячного расчетного показателя (МРП), установленного законом Республики Казахстан о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год, на одного заемщика, но не более двадцати пяти процентов от размера собственного капитала микрокредитной организации на одного заемщика. C 1 января 2008 года МРП составляет 1 168 тенге, это порядка 9,7 долл. США. Таким образом, на начало 2008 г. микрозайм не должен превышать 9 700 долл. США. Микрокредитные организации не являются банковскими организациями и могут быть созданы либо в форме хозяйственного товарищества (коммерческая организация), либо в форме общественного фонда (если речь идет о некоммерческой форме). Хотя в Законе Республики Казахстан «О микрокредитных организациях» записано: «юридическое лицо, не зарегистрированное в качестве микрокредитной организации, не вправе использовать в своем наименовании слова "микрокредитная организация", производные от них слова, предполагающие, что оно осуществляет деятельность по предоставлению микрокредитов, или аббревиатуру "МКО", тем не менее, микрокредитованием (не называя его таковым) в Республике Казахстан занимаются коммерческие банки, и небанковские кредитные организации, кредитные товарищества, ломбарды, ипотечные компании и др. Так, в 2003 г. в целях поддержания и развития стабильной финансово-кредитной системы в Республике Казахстан была разработана «Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан». В ней предусмотрено создание трехуровневой системы кредитования, связанной с деятельностью организаций, занимающихся микрокредитованием, в ряде случаев, не имеющих формальных прав называть его таковым. Первый уровень – банки; второй – небанковские организации, кредитные товарищества, ломбарды, ипотечные компании, и др.; третий – микрокредитные организации. По итогам работы в 2005 г. (последняя дата, на которую Национальный Банк Республики Казахстан (НБК) собирал информацию по всему перечню указанных организаций) в Казахстане было зарегистрировано 414 микрофинансовых института, представляющих эту трехуровненевую финансовую систему, из них: 7 коммерческих банков второго уровня (работающие по программе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР)), 32 небанковские организации, 89 кредитных товариществ, 78 ломбардов и 208 МКО [4]. Не смотря на то, что формальное определение микрофинансовой деятельности позволило в Республике Казахстан официально инициировать статистическое наблюдение за организациями, занятыми этой деятельностью, в практике статистического наблюдения имеется ряд сложностей. Первая из них – отсутствие единой статистики по сектору микрофинансирования. Так, МКО (которые в Республике Казахстан на формальной основе занимаются микрокредитованием) отчитываются в органы статистики. На сплошной основе в ежеквартальном режиме (I-III квартал) они предоставляют Форму №1-МОК (код формы 013.1412) и в конце года - Форму №1-МОК (код формы 013.1414.) Банки и небанковские кредитные организации (которые предоставляя кредиты, по размерам, относящимся к микрокредитам, не называют их таковыми) отчитываются перед Национальным Банком Республики Казахстан. Но в своей отчетности показатели по операциям, не превышающим законодательно установленную границу для микрокредитов, банки и небанковские кредитные организации, кредитные товарищества, ломбарды и др. не выделяют, что не позволяет формировать статистику по сектору микрофинансирования в целом. Второй сложностью при оценке общего объема микрофинансового сектора Республики Казахстан является то обстоятельство, что, начиная с 2006 г. ломбарды и кредитные товарищества были освобождены от получения лицензий на осуществление своей деятельности, в связи с чем НБК перестал собирать отчетность от этих организаций..1.3Подходы к разработке системы показателей МФИ с учетом статистической практики наблюдения за сектором микрофинансирования в Республике Казахстан и международной практике В рамках настоящей работы стоит задача сформировать систему статистических показателей, отражающих деятельность всех институтов, организаций, предоставляющих микрофинансовые услуги, и позволяющую собрать статистику по возможно большему числу показателей, рекомендуемых мировой статистической практикой по наблюдению за микрофинансовым сектором. В качестве мировых стандартов в данной работе будут использоваться стандарты Консультативной Группы Всемирного Банка Помощи Беднейшим - Consultative Group to Assist the Poor (CGAP). Эта группа работает в большинстве стран мира. Она первая поставила проблему формирования международных стандартов микрофинансирования, адаптируя обширные международные финансовые стандарты к особенностям микрофинансовых институтов. Именно, используя принципы раскрытия финансовой информации CGAP, работает международная служба MIX Market (Microfinance Information Exchange), которая регулярно на добровольной основе от всех желающих заявить о себе на международном уроне микрофинансовых институтов собирает и обрабатывает отчетность. База MIX Market является самым представительным и актуальным ресурсом по МФИ, работающим в разных странах мира. При разработке системы показателей важно различать два типа систем. Первая - система статистических показателей, которую следует применять на макроуровне. Эта система должна включать индикаторы, характеризующие масштабы развития сектора микрофинансирования в стране, его вклад в совокупные показатели финансового сегмента. Назовем такую систему «Системой показателей микрофинансового сектора». Ее базовой площадкой должна стать адекватная ей система показателей, отслеживаемых на уровне отдельных микрофинансовых институтов, назовем ее «микросистема» - это вторая.^ .1.4Система показателей микрофинансового сектора - макросистема С учетом задач, которые ставятся при разработке данной системы, а именно:формирование представления о структуре сектора, его участниках;отражение основных результатов деятельности микрофинансового сектора; демонстрация роли сектора микрофинансирования в формировании общих по экономике показателях;вклад и роль микрофинансирования в решение социальных проблем;обеспечение международной сопоставимости базовых параметров состояния и развития сектора микрофинансирования; в ее основу легли международные стандарты статистического наблюдения за сектором. Параллельно мы постарались прокомментировать и учесть возможность применения отдельных показателей этой системы в Республике Казахстан с учетом действующих в Республике практики статистического наблюдения и нормативно-правовой базы. Сразу отметим, что помимо уже названных ограничений при изучении масштабов микрофинансирования (см. п. 1.2 «Практика организации статистического наблюдения за сектором микрофинансирования в Республике Казахстан») действующая в Республике система показателей построена таким образом, что микрофинансовые институты выступают, прежде всего, хозяйствующими субъекты, не финансовыми организациями. А при раскрытии кредитной деятельности акцент делается скорее на показатели оборота, а не портфеля, как это происходит во всем мире при отражении деятельности кредитных институтов. Оценить в рамках действующей системы показателей социальную роль микрофинансирования (а мы видели, что микрофинансирование – это, прежде всего, инструмент социальной политики) не представляется возможным. Это еще один недостаток существующей системы. Так, практически полностью отсутствует информация о клиентской базе МФИ Республики, не раскрыт очень важный для микрофинансирования гендерный аспект. Само фикрафинансирование в Республике Казахстан понимается очень узко. Узость трактовки заключается в том, что микрофинансирование рассматривается исключительно как выдача займов. Тогда как во всем мире – это еще как минимум услуги в области сбережений, консалтинга, а в последнее время и страхования. И если мировый рынок микрострахования еще только складывается, то микросбережение уже получило достаточно широкое распространение. Для формирования общей картины рынка, показатели, отражающие масштабы операций по сбережениям, должны присутствовать в системе индикаторов микрофинансовых услуг. Предлагаемая система показателей, позволяющая в какой-то мере нивелировать недостатки действующей системы, а также обеспечивающая сопоставимость параметров микрофинансового сектора в Республике Казахстан с результатами работы МФИ в мире, представлена в таблице 1. ^ Таблица 1Система показателей микрофинансового сектора [5, 6, 7, 8] № п/п Показатели Комментарии: мировая практика Комментарии: практика Республики Казахстан ^ Общие показатели 1 Показатели численности и структуры микрофинансовых институтов 1.1 Число зарегистрированных организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность. В настоящий момент в Республике Казахстан существует достаточно предстваительная статистика по институтам, осуществляющим микрофинансовую деятельность. Но, к сожалению, эта статистика разобщена. Так, данные по МКО публикуются органами статистики отдельно от данных НБК. Последний является держателем информации по банкам и небанковским кредитным организациям, которые также выдают небольшие кредиты, не называя их микрокредитами. 1.2 Число МФИ, фактически осуществляющих микрофинансовую деятельность на данной территории. 1.3 Степень благоприятности экономических условий для развития микрофинансирования в стране. Соотношение между числом фактически осуществляющих микофинансовую деятельность на данной территории и числом фактически осуществляющих микрофнансовую деятельность из числа зарегистрированных. 1.4 Структура фактически осуществляющих экономическую деятельность на данной территории из числа зарегистрированных МФИ по: 1.4.1 Типу: 1.4.1.1 - банк; В мировой практике среди банков, оказывающих микрофинансовые услуги, выделяются следующие типы:Государственные банки развития. Банки развития есть или, по крайней мере, были до недавнего времени, большими, централизованными структурами, находящимися в государственной собственности. Большая часть этих банков была организована при широкомасштабной поддержке иностранных и международных организаций. Целью создания этих банков было предоставление финансовых услуг стратегическим секторам экономики, в частности, сельскому хозяйству и промышленности. Обычно банки развития больше заботятся о снижении уровня процентной ставки, чем о качестве кредитного портфеля. Традиционно клиентами государственных банков развития являлись большие предприятия. Однако начиная с 1970-х гг. они стали предлагать свои услуги маленьким предприятиям и фермерам. Изменения в составе клиентов, впрочем, не стали основанием разработки новых практик и финансовых технологий, поэтому сотрудничество с малым бизнесом можно оценить как не очень успешное. Часть банков развития была закрыта в ходе реформ, проводившихся в развивающихся странах в 1990-е годы, однако сельские банки развития и банки развития малого предпринимательства, избежавшие закрытия, имеют определенный потенциал для развития. Практически все эти банки имеют широкую филиальную сеть, многие из них привлекают вклады, и зачастую банки развития являются единственными крупными институтами, предоставляющими минимальный спектр финансовых услуг бедному населению в сельской местности. Государственные банки развития могут быть хорошими партнерами для иностранных агентств развития в плане улучшения и реформирования их организационной структуры, системы финансового управления, и методов оказания финансовых услуг беднейшим клиентам. Однако непременным условием плодотворного сотрудничества является открытость менеджмента банка и политиков к изменениям, а также наличие у международной организации достаточных ресурсов. ^ Негосударственные банки развития. Негосударственные банки развития являются особым видом банков развития, существующие в некоторых развивающихся странах. Их целью является экономическое развитие, направленное на заполнение пробелов в некоторых отраслях промышленности, которые считаются чересчур рискованными для частных предпринимателей. Как правило, эти банки имеют более низкий уровень требований к основному капиталу и имеют налоговые льготы. ^ Сберегательные и почтово-сберегательные банки. Эти банки, как правило, принадлежат не центральному правительству, а менее крупным общественным организмам и частным лицам. К примеру, почтовый банк в Перу был основан местными муниципалитетами, а сельские банки в Гане являются просто маленькими местными банками, принадлежащими местным жителям. Как следует из названия, сберегательные банки особенно активны в привлечении сберегательных вкладов. Их главными достоинствами является децентрализация, тесная связь с местным сообществом и ориентированность на местный мелкий бизнес. Во многих странах почтово-сберегательные банки возникли по образцам, введенным бывшими колониальными державами. Типичный почтово-сберегательный банк функционирует через почтовые отделения и потому имеет очень широкий охват. Как правило, почтово-сберегательные банки не выдают кредитов, а только принимают вклады и предоставляют услуги по денежным переводам. Избыток вкладов обычно инвестируется в государственные ценные бумаги или просто перечисляется в центральное казначейство. Большая часть почтово-сберегательных банков входят в структуру почтовой службы своей страны. За редкими исключениями, почтово-сберегательные банки находятся не в лучшем состоянии как финансовом плане, так и в плане управления и обслуживания клиентов. Их финансовое положение плачевно, потому что они обязаны передавать излишек вкладов в казначейство, которое зачастую не желает признавать наличие задолженности перед почтово-сберегательными банками. Организационная слабость проистекает из того факта, что почтово-сберегательные банки управляются почтовой службой, не заинтересованной в силу своей природы, в успехе почтово-сберегательных банков как финансовых институтов. Это положение вещей тем более печально, что почтово-сберегательные банки находятся в пределах досягаемости абсолютного большинства людей и могли бы удовлетворить потребность в таких базовых финансовых услугах как система денежных переводов и условия для размещения сбережений при меньших издержках, чем другие финансовые посредники. ^ Коммерческие банки. Коммерческие банки являются формальными финансовыми институтами, специализирующимися на краткосрочном и долгосрочном кредитовании формальных, устоявшихся предприятий. Обычно коммерческие банки имеют мало опыта в предоставлении финансовых услуг микропредпринимателям и мелким фермерам. Однако в последние годы некоторые коммерческие банки пришли к осознанию того, что оказание услуг таким клиентам может быть прибыльным. Работа в микрофинансовом секторе требует от коммерческих банков значительных изменений в традиционных методиках разработки банковских продуктов, дополнительных исследований потребностей и возможностей потенциальных клиентов, творческого осмысления практик и опыта неформального финансового сектора, модификации системы управления. Некоторые банки предпочитают разработать ряд услуг для микропредпринимателей и фермеров и затем предоставлять эти услуги через местное сообщество, однако более традиционным подходом является работа с филиальной сетью. Для успешной работы в микрофинансовом секторе филиальная сеть должна быть децентрализована и состоять из большого количества очень маленьких отделений с минимальным набором мебели и оргтехники. Некоторые банки, не желая развивать филиальную сеть, выступают в качестве оптовиков, а не ретейлеров, и работают с посредниками. Некоторые банки «идут вниз» под влиянием растущей конкуренции на рынке более состоятельных клиентов, а некоторые начинают работать в микрофинансовом секторе при поддержке таких международных экономических институтов, как Европейский Банк Реконструкции и Развития. С апреля 1998 года в Казахстане действует Программа малого бизнеса Казахстана (ПМБК) при поддержке Европейского банка реконструкции и развития. Задача Программы - обеспечение доступа к финансовым ресурсам для микро- и малого бизнеса по всей стране, путем развития необходимых институциональных структур и внедрения методик кредитования. В рамках этой программы было отобрано 7 коммерческих банках (это так называемые банки второго уровня, банки-партнеры): Казкоммерцбанк, АФТБанк, Банк ТуранАлем, Банк ЦентрКредит, Народный банк Казахстана, ТемiрБанк, Цеснабанк, которые, используя технологию ЕБРР по работе с микро и малыми предпринимателями, реализовывали программу микрофинансирования. 1.4.1.2 - небанковские институты; В некоторых странах были разработано специальные меры, регулирующие деятельность небанковских финансовых посредников. Эта институциональная форма была разработана для преодоления некоторыми МФИ неспособности, вызванной самим характером их кредитной политики, удовлетворить требованиям, предъявляемым коммерческим банкам. Такими МФИ являются, в частности, Caja de Ahorro y Prestamo Los Andes (Боливия) и Accion Comunitaria del Peru (MiBanco). К числу небанковских финансовых посредников относятся также финансовые компании, занимающиеся потребительским кредитованием и предоставлением контрактов с выплатами в рассрочку. Как правило, эти компании не имеют права привлекать вклады, однако виды их деятельности различаются в зависимости от устава. В этой же группе небанковских институтов следует назвать широко распространенные в мировой практике такие полуформальные микрофинансовые институты, как кредитные союзы, сберегательные и кредитные кооперативы, и другие финансовые кооперативы Эти институты играют значительную роль в предоставлении финансовых услуг бедным слоям населения. В некоторых странах кооперативные финансовые институты структурированы в соответствии с американской и канадской системами кооперативов и кредитных союзов. Следует помнить, что крупнейшие западноевропейские финансовые посредники - Reiffeisen и Credit Mutuel также выросли из кооперативов. Финансовые кооперативы предлагают своим членам сберегательные и кредитные продукты. В финансовых кооперативах нет посторонних акционеров, все прибыли распределяются между членами кооператива, руководство организацией осуществляется группой людей, выбранных на общем собрании из числа членов кооператива. В большинстве стран кооперативы не регулируются, либо являются объектом специального кооперативного законодательства, в некоторых странах также разрабатывается законодательство для кредитных союзов. Отдельные финансовые кооперативы обычно предпочитают объединяться с национальной лигой, которая представляет кооперативы на национальном уровне, организует тренинги и оказывает техническую поддержку кооперативам, выступает в роли центрального депозитария, облегчает взаимное кредитование между кооперативами, взаимодействует с донорами и иностранными партнерами. Капитал кооперативов складывается из членских взносов, уплата которых зачастую является условием для получения кредита. Наряду с хорошо функционирующими кооперативами есть такие, которые могли бы работать значительно лучше. Кооперативы являются сложными партнерами для иностранных институтов, причем корень сложностей лежит в самой структуре кооперативов и механизме принятия решений. В Республике Казахстан кредитные союзы и кооперативы не получили должного распространения. В качестве основных причин здесь следует назвать: - отсутствие понимания на государственном уровне важности кооперативного кредита для развития микро- и малых предприятий и небольших фермерских хозяйств; - отсутствие необходимого законодательства (в настоящее время они могут зарегистрироваться либо как потребительские кооперативы, либо как кредитные товарищества, но ни одну из этих форм нельзя считать адекватной; в целом их деятельность регулируется Гражданским кодексом РК и Законом РК «Об общественных объединениях»);- ограниченные организационные возможности на всех уровнях кооперативного движения, и неотработанные системы контроля и саморегулирования. 1.4.1.3 - неправительственная (некоммерческая) организация. Неправительственные некоммерческие организации (ННО) являются наиболее распространенным видом микрофинансовых институтов, однако следует учитывать, что между различными ННО могут быть принципиальные различия. В сущности, базовое определение ННО основывается на том, чем не являются эти организации: они не являются правительственными и не являются коммерческими. Следует различать финансовые ННО и два других вида неправительственных и некоммерческих организаций: группы самопомощи и кооперативы. В отличие от этих последних, основанных на членстве, ННО создаются людьми, не являющимися членами той группы, который данная ННО намерена помогать. При этом ННО обычно близки целевой группе в план местонахождения и взаимопонимания, что делает ННО многообещающими партнерами международных организаций, ищущих местного партнера. В Республике Казахстан первые 6 ННО, занимающихся микрофинансированием, были зарегистрированы в 1989 г., к концу 2003 года число микрокредитных организаций, в форме ННО составляло 70 [9]. ННО при организации микрокредитования ориентируются на международный опыт. Кроме того, программы, осуществляемые неправительственными некоммерческими организациями в основном финансируются международными организациями-донорами путем предоставления грантов. На сегодняшний день в стране действует ряд крупных международных организаций-доноров – Всемирный банк, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития, Тасис, Программа развития ООН, Winrock International и др., которые активно сотрудничают с неправительственными организациями в сфере микрокредитования [10]. 1.4.2 Возрасту МФИ (по классификации CGAP): Данная группировка МФИ в Республике Казахстан в настоящий момент не производится, хотя регистрационные данные, имеющиеся в органах статистики и НБК позволяют формировать подобного рода разрез. 1.4.2.1 - новый; от 1 до 4 лет 1.4.2.2 - молодой; от 5 до 8 лет 1.4.2.3 - зрелый. свыше 8 лет 1.4.3 Налоговому статусу: Данная группировка МФИ в Республике Казахстан в настоящий момент не производится, хотя регистрационные данные, имеющиеся в органах статистики и НБК, позволяют формировать подобного рода разрез. 1.4.3.1 - коммерческая форма; 1.4.3.2 - некоммерческая форма. 1.4.4 Кредитной методологии, применяемой МФИ: В мировой практике при использовании в отчетном периоде МФИ нескольких кредитных методологий, МФИ присваивается та, которая является основной, то есть в объеме выданных кредитов имеет наибольший удельный вес.В тоже время разрабатывается показатель, дающий распределение МФИ, с учетом всех применяемых кредитных методологий. То есть, сумма долей отдельных используемых методологий получается более 100%. Данная группировка МКО в Республике Казахстан в настоящий момент не производится, данных собираемых от МФИ недостаточно. 1.4.4.1 - индивидуальное кредитование; В мировой практике существует три основных типа индивидуального кредитования: традиционный коммерческий подход, когда в роли кредитора выступает стандартный коммерческий банк, применяющий к заемщику стандартные банковские процедуры, индивидуальное микрокредитование и кредитные союзы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.