Реферат по предмету "Разное"


Агафонова Татьяна Алексеевна Количество часов Всего час., в неделю час. Плановых контрольных урок

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»Заместитель по УВР Руководитель МОУРуководитель МО МОУ «Надеждинская СОШ» «Надеждинская СОШ»--------\Гатина С.А.\ ________\Петрова Н.А.\ _________\Кузнецова О.А.\Протокол № от августа 201 г. Приказ № _________отавгуста 201г. « _»________201 г.Рабочая программаучителямуниципального общеобразовательного учреждения«Надеждинская средняя общеобразовательная школа имени полногокавалера орденов Славы имени В.Р.ПлатоноваКайбицкого района Республики Татарстан»^ Агафоновой Татьяны Алексеевнывторой квалификационной категориипо литературе в 6 классеРассмотрено на заседаниипедагогического советаПротокол № от«__» 2011г.2011– 2012 учебный годУчебно-тематическое планированиепо литературеКлассы 6Учитель Агафонова Татьяна АлексеевнаКоличество часовВсего час., в неделю час.Плановых контрольных уроков , зачетов , тестов ч.;Административных контрольных уроков час.Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. М., «Дрофа», 2009Учебник ^ В.Я.Коровина Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частяхДополнительная литература: Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-8 классы. М., «Дрофа»Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. М., «Вако»,2003Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. М., «Вако», 2009 Волков С.В. Я иду на урок литературы. М., «Первое сентября»,2001 Коршунова И.И. Литература 5-8 классы. Тесты. М., «Дрофа», 2002^ Пояснительная записка.Статус документа Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.^ Структура документа Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.^ Общая характеристика учебного предмета Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов; освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики; овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего. Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс. Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор, характеры героев. Чтение произведение зарубежной литературы в 6 классе проводится в начале и в конце учебного года. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.^ Раздел II. Учебно-тематический план. Содержание Кол-во часов Введение. 1 Устное народное творчество. 3 Из древнерусской литературы. 1 Из русской литературы XIX века. 29 Из русской литературы XX века. 22 Зарубежная литература. 12 ^ Раздел III. Содержание тем учебного курса.Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.^ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВООбрядовый фольклор. Произведения обрядового фольк­лора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольк­лора.Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устно­го народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афо­ристичность загадок.Теория литературы. Обрядовый фольклор (началь­ные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.^ ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).Теория литературы. Летопись (развитие представления)^ ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.^ Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.«И. И. Пущину».Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зим­няя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.«Дубровский». Изображение русского барства. Дубров­ский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровско­го против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, незави­симости личности. Романтическая история любви Владими­ра и Маши. Авторское отношение к героям.^ Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности инто­нации.«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова.Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) раз­меры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).^ Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.^ Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечат­левающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображе­нии природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление су­деб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.^ Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завеси­ла...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрас­ного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный харак­тер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообра­зом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэти­ческой речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.^ Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жиз­ни поэта. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабрис­та в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.«Железная дорога». Картины подневольного труда. На­род — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Свое­образие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотво­рении.^ Теория литературы. Стихотворные размеры (закре­пление понятия). Диалог. Строфа (начальные представле­ния).Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писа­теле.«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его унижен­ности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чинов­никами. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.^ Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представле­ния).Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.^ Теория литературы. Юмор (развитие понятия).Родная природа в стихотворениях русских поэтовЯ. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмот­ри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над нутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).^ ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКААндрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.^ Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отно­шение автора к героям.^ Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о пи­сателе.«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотно­шений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.^ Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.Произведения о Великой Отечественной войнеК. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смолен­щины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Са­мойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.^ Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности ис­пользования народной речи.^ Теория литературы. Речевая характеристика героя.Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.^ Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие поня­тий). Герой-повествователь (развитие понятия).Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.^ Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.^ Родная природа в русской поэзии XX векаА. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А.. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.^ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРАМифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложе­нии Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. «Легенда об Арионе».Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада»как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоле­ние препятствий, познание неизвестного. Храбрость, смет­ливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый прави­тель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.^ Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нра­вах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловеч­ный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.^ Проспер Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой при­роды. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалисти­ческое воплощение.Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении.^ Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утвер­ждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).^ Теория литературы. Притча (начальные представ­ления).Произведения для заучивания наизусть.А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро. М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес. Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты) Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...» А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…» А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…» А.А. Блок. Летний вечер. А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» 1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.^ Произведения для самостоятельного чтения.Мифы, сказания, легенды народов мира. Гомер. «Илиада». «Одиссея». Русские народные сказки. Сказки народов мира.^ Из русской литературы XVIII века Г. Р. Державин. «Лебедь».Из русской литературы XIX века К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». Д. В. Давыдов. «Партизан». Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2. А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел». К. Ф. Рылеев. «Державин». Е. А. Баратынский. «Родина». Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины». Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...». А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес». М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Мор­ская царевна». А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сено­кос». «Емшан». И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч». Н. А. Некрасов. «Влас». Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке». Н. С. Лесков. «Человек на часах». Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат». А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».^ Из русской литературы XX века К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей». В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешествен­ник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро». А. А. Лиханов. «Последние холода». В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех». М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель». В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».^ Из зарубежной литературы Э. По. «Овальный портрет». М. Твен. «История с привидением». О. Генри. «Вождь краснокожих». А. Конан Дойл. «Горбун». Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».^ Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 6 класса.В результате изучения литературы ученик должен знать:содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;основные теоретико-литературные понятия;уметь:работать с книгой определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному;выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;владеть различными видами пересказа;строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;^ Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.Печатные издания.Для учащихся: Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007. Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008. Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008. Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб.: Про­свещение, 2004. Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006. Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005. Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.Для учителя: Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под­хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004. Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2005. Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006. Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тет­радь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009. Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007. Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.Мультимедийные пособия. Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс. Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.^ РАЗДЕЛ VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №п/п Темаурока Кол-во часов Элементысодержания Видыучебной деятельности Требованияк уровню подготовки обучающихся ^ Внутрипредметные и межпредметные связи Видконтроля Домашнеезадание Срокипроведения Фактич. ^ Первая четверть ^ ВВЕДЕНИЕ (1 час) 1 В дорогу зовущие, или Литератураоткрывает мир 1 Литература как художественное отражение жизни. Книга и ее роль в жизни человека. Художественное произведение и ее автор Рецептивная: чтение статьи учебника В.Б.Шкловского «В дорогу зовущие», высказывании о книге А.Моруа, С.Моэма; репродуктив­ная: ответы на вопросы, тести­рование, выяс­няющее уровень восприятия книг, прочитанных в летний период Знать: о роли книги в жизни человека;уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг Русский язык: словарная работа (кругозор, хороший вкус, верность суждении, широта интересов, интеллектуально развитый человек, культура общения). Литература: сти­хотворения о книге И.Бунина «Молчат гробницы, мумии и кости...», Л. Мар­тынова «Мечтают взять книгу в ру­ки...», С. Щипачева «Есть мудрые книжные полки...», В. Тушновой «От­крываю томик оди­нокий...». Ответить на вопросы: почему автор статьи В. Шкловский называет книгу «дорогой»? Подготовить развернутый ответ, включив в него лексику из статьи критика: «точное знание», «углубление зна­ний», «умение читать», «спра­вочный аппарат», «книга - предмет для мысли» Подготовить устный рассказ на темы (по выбору): «Книга, которая по- могла мне понять самого себя (других людей)», «Кни­га, оставившая след в моей жизни», «Гимн любимой книге». Ответить на вопрос: прихо­дилось ли вам участвовать в обрядовых праздниках? Подготовить рассказ о своих впечатлениях ^ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (3 часа) 2 Календарно- обрядовыепесни 1 Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни: колядки, масленичные, весенние, осенние. Эсте­тическое зна­чение обрядо­вого фольклора Рецептивная: прослушивание обрядовых песен, чтение статей учебника; репродуктивная: ответы на вопро­сы; продуктивная: выразительное чтение; поисковая: уста­новление ассо­циативных свя­зей с произведе­ниями других ви­дов искусства Знать: определе­ние понятий «фольклор», «об­рядовый фольк­лор», виды обря­довых песен; понимать: их эсте­тическую и художе­ственную ценность, как различаются песни по содержа­нию, характеру исполнения, ритму, мелодии;уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народ­ного календаря, анализировать их тематику Музыка: песни об­рядового фолькло­ра: «Коляда ходя, бродя...»: содер­жит пожелание до­бра, достатка, здо­ровья хозяевам дома. Каким обра­зом это пожелание выражено? Русский язык: словарная работа (жито, толокно, лап­та, серп, жать, дол­говая, постать и др.). ИЗО: иллюстрация «Масленица» худ. Б. Кустодиева, ре­продукция «Хоро­вод. Лубок»: какие обряды изображе­ны художниками? Чем народная об­рядовая поэзия привлекает худож­ников? Ответить на во­прос: почему Масленица то «любота моя», то «обманяка»? Выразительное чтение одной из обрядовых песен Групповые за­дания: подгото­вить песенное исполнение обрядовых пе­сен, соблюдая манеру их ис­полнения. Про­думать, какие из них предпо­лагают при ис­полнении до­полнительные средства вы­ражения со­держания (при­плясывание, инсценирова­ние).Вспомнить одну из пословиц, нарисовать к ней иллюстра­цию. Подгото­вить её защиту 3 Пословицы и поговорки 1 Малые жанры устного народ­ного творчест­ва. Краткость и простота, мет­кость и вырази­тельность. Многообразие тематики Рецептивная: чтение статьи учебника, про­слушивание в записи пословиц и поговорок; репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: ми­ни-сочинение, защита иллюст­раций к послови­цам; поисковая: са­мостоятельный поиск ответа на проблемный во­прос Знать: определе­ние понятий «ма­лые жанры фольк­лора», «послови­ца», «поговорка»; их отличительные особенности, «за­коны», по которым они строятся, средства художе­ственной вырази­тельности; понимать образ­ный язык народной мудрости: прямой и переносный смысл пословиц и погово­рок, афористич­ность, меткость и выразительность слога; уметь: объ­яснять смысл и толковать значение пословиц и погово­рок, уместно упот­реблять их в соб­ственной речи Литература: малые жанры фольклора, посло­вица, поговорка, средства художе­ственной вырази­тельности: посто­янный эпитет, ме­тафора, художест­венное сравнение, антитеза. Источни­ки пословиц и поговорок Подобрать сино­нимы к следую­щим поговоркам: «Ума палата», «Его не прове­дешь», «Ни на­шим, ни вашим», «Прошел сквозь огонь и воду», «Этому палец в рот не клади» и ДР- Определить сравнение и ан­титезу в посло­вицах: «Голод -не тетка», «Ржа ест железо, а пе­чаль - сердце», «Ученье - свет, а неученье -тьма», «Нагово­рился - как меду напился» и др. Написать мини-сочинение на те­му: «Поговорка -цветок, послови­ца - ягодка» Выполнить за­дания (на вы­бор): составить устный рассказ, используя сле­дующие пого­ворки: «ни свет ни заря», «час битый», «с ми­нуты на мину­ту», «день-деньской», «без году неделя», «убить время»; или придумать небольшой устный рассказ по одной из пословиц: «До­рого, да мило, дешево, да гнило», «Бли­зок локоток, да не укусишь», «Семь раз от­мерь, один раз отрежь», «Ви­дит око, да зуб неймет» 4 Р.Р. В чем красота и мудрость русского фольклора? 1 Народная муд­рость и неис­черпаемое бо­гатство русско­го фольклора: обрядовых пе­сен, пословиц, поговорок. Вы­ражение в них народного духа. Афористич­ность фольк­лорных жанров Продуктивная, творческая: вы­разительное чте­ние, инсцениро­ванное исполне­ние обрядовых песен, связный рассказ по иллюстраци­ям, устное сло­весное рисова­ние по послови­цам; поисковая: уста­новление ассо­циативных свя­зей с произведе­ниями других ви­дов искусств (жи­вопись, музыка) Уметь в собствен­ном высказывании использовать бога­тые возможности русской народной речи, передавать интонационно ма­неру исполнения обрядовых песен, соблюдать ритм, мелодию, характер чувств, пережива­ний, выраженных в них, уместно вклю­чать в собственное речевое высказы­вание малые жан­ры фольклора, создавать иллюст­рации по содержа­нию пословиц и связно рассказы­вать о них Музыка: обрядо­вые песни в испол­нении ансамбля «Веретенце»; ис­полнение учащи­мися русских обря­довых песен. ИЗО: иллюстрации и репродукции ху­дожника Б. Кустодиева Исполнение об­рядовых песен. Защита иллюст­раций. Конкурс устных рассказов с ис­пользованием поговорок и по­словиц. Ответить на во­прос: в чем кра­сота и мудрость русского фольк­лора? Прочитать из «Повести вре­менных лет» сказание «При­нятие христи­анства на Ру­си» («Читаем, думаем, спо­рим...»: дидак­тический мате­риал по лите­ратуре: 6 класс). Подго­товить связный рассказ о том, как произошло крещение на Руси ^ ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 час) 5 Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе» 1 Древнерусская литература. Русская летопись и история её возникновения. Люди Древней Руси. Отражение в летописи исторических событий и народных идеалов (патриотизма, ума, смелости, отваги, находчивости). Связь древнерусской литературы сустным народным творчеством Рецептивная: чтение статьи Д.С. Лихачева в учебнике, прослушивание тек- ста сказания по фонохрестоматии; репродуктивная: связный рассказ, ответы на вопросы, крат- кий пересказ статьи с опорой на план; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, установление ассоциатив­ных связей с произведениями других видов ис­кусства Знать: определение понятий «древ- нерусская литера- тура», «летопись», «летописание», «летописец», «сказание», исторические сведения о принятии на Руси христианства, характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника; понимать значение летописи в формировании всей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю; уметь отличать летописные сказа­ния от произведе­ний устного народ­ного творчества История: принятие князем Владимиром христианства на Руси (988 год). ИЗО: репродукция картины В.В.Васнецова «Нестор- летописец»: опираясь на статью учебника, план и цитату из «Повести временных лет», рассказать о русском летописании. Фреска «Поклонение волхвам»: описать фреску. Русский язык: словарная работа (печенеги, вече, поведали, корчага, восвояси и др.) Подготовить вы- разительное чтение фрагмента сказания, пере- давая интонационно величественную простоту речи летописца и чувс


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.