Реферат по предмету "Разное"


Автор: Дуквина Татьяна

Козловская И.М., Дуквина Т., «Почему азбука стала алфавитом?»Автор: Дуквина Татьяна Руководитель: Козловская Инга МихайловнаТема: «Почему азбука стала алфавитом?»Образовательное учреждение: МОУ «Малиновская СОШ» Томского района.Используемые ресурсы: текстовой редактор WORD, редактор для создания презентации POWER POINT, редактор PUBLISHER, а также ресурсы сети Интернета.Актуальность темы. Почему данная тема взята для исследования?Готовясь к олимпиадам по русскому языку, я столкнулась с рядом вопросов, которые были связаны с его историей. Информации по исторической грамматике в школьной библиотеке не было, поэтому решить олимпиадные задачи сходу было невозможно. В частности, в одной из книг мне встретилось такое задание: «Расскажите, что вам известно о происхождении слов алфавит и азбука». Я задумалась: «А действительно, что я знаю о происхождении этих слов, и чем вообще азбука отличается от алфавита?». Проведя соцопрос, я убедилась в том, что полного и внятного ответа на этот вопрос нет ни у моих ровесников, ни у большинства взрослых.Определение предмета исследования. (Что подлежит изучению?).Результатом работы будет проект «Почему азбука стала алфавитом?». В рамках проектной деятельности должно быть проведено изучение теоретического материала по истории русской письменности, его анализ, систематизация и обобщение. Для выполнения проекта определён следующий тематический сценарий: 1. История происхождения славянской азбуки. 2. Реформы русской графики. 3. Составление сборника заданий по истории русской письменности.3) Формулировка проблемы. В чём заключается проблема? На какие вопросы предстоит ответить?- Почему азбука стала алфавитом? - Как эти изменения отразились на орфографии? - Как эти изменения отразились на самосознании русского человека?4) Выдвижение гипотезы. (Каким может быть предполагаемый ответ?)Возможно, азбуку стали называть алфавитом потому, что изменились названия букв для упрощения обучения чтению и письму. Алфавит – слово заимствованное, значит, возможно, оно просто вытеснило русский эквивалент. А как отразилось на самосознании русского человека превращение «азбуки» в «алфавит»? Скорее всего, никак.5) Проверка гипотезы.1.Поиск и сбор информации. На данном этапе поводилась работа по изучению истории русской письменности. Для этого использовалась специальная литература, энциклопедии, осуществлялся поиск информации по сети Internet. 2. Изучив собранный материал, я выяснила: Письменность на Руси появилась в 988 году во время крещения Руси Владимиром I. Создали славянскую письменность братья-монахи Кирилл и Мефодий, взяв за основу греческий алфавит. Первая азбука состояла из 38 букв и называлась глаголицей. Вторым вариантом стала кириллица, которая легла в основу древнерусской азбуки, состоявшей уже из 43 букв. Название каждой буквы древнерусского алфавита имело своё значение, в каждом был заложен определённый смысл. Буквы были не только знаками для письма, но и заменяли цифры, приравнивались по значению к слову. («Буки», например, - не только название второй буквы азбуки, но и древнерусское слово «буквы»). Название букв древнерусской азбуки складывалось, таким образом, в азбучную молитву – обращение к потомкам. Обучаясь чтению, дети не просто зазубривали буквы, а осмысливали текст – завещание. С целью упрощения русского письма были проведены реформы. Первая состоялась по инициативе Пётра I в 1708-1710 гг. Он изъял дублетные буквы (обозначающие один и тот же звук речи) и ввёл новые. Изменилось начертание букв, они перестали обозначать цифры. Проводя реформы, Пётр хотел приблизить начертания букв к латинскому, т.е. латинизировать азбуку. Азбуку стали называть «гражданницей» или «гражданкой». Вторая и последняя реформа русского алфавита была проведена в 1917-1918 годах. В результате проведённой реформы русское письмо избавилось от всего устаревшего, не связанного с живой речью. Печать стала более экономичной, т.к. были изъяты некоторые буквы, например, ъ (ер) и ѣ (ять). Большинством отечественных специалистов-лингвистов реформа не была поддержана. Среди противников реформы М.Цветаева, И.Ильин, А.Блок, М.Пришвин, В.Иванов, М.Алданов, И.Шмелёв, будущий советский академик Д.Лихачёв. Они считали, что реформирование, прежде всего, означало разрыв с традицией славянского письма и оказывало значительное влияние на самосознание русского человека, т.к. сакральный смысл азбуки был утерян. 3. Чтобы облегчить себе и другим ученикам нашей школы подготовку к олимпиадам и внеклассным мероприятиям, а также объединить собранный материал в единое целое, я составила сборник заданий по исторической грамматике с ответами, написала реферат.6) Интерпретация (объяснение) результатов. Возможные выводы. В результате работы над проектом я выяснила, что русскую азбуку стали называть алфавитом после реформы 1918 года, когда буквы окончательно престали обозначать названия предметов, явлений, действий и признаков. Начат этот процесс был ещё при Петре I, который, как известно, хотел сделать из России европейскую страну. Несмотря на то, что русская азбука утратила самобытность, правописание всё же, как я убедилась, стало проще в результате того, что язык избавился от ряда традиционных написаний. С другой стороны, русские люди перестали воспринимать азбуку как послание, завещание своих предков. Буквы стали просто знаками для письма, они уже ничего не символизировали. Остаётся открытым вопрос: плохо это или хорошо? Можно ли считать утраченную в результате реформ кириллицу исконно русским алфавитом, ведь его изобретатели Кирилл и Мефодий были болгарами? Не существовала ли до 988 года у славян своя письменность? В последнее время русский язык активно заимствует иноязычную лексику, особенно английскую. Не приведёт ли это к тому же, что и реформирование азбуки, т.е. замене своего чужим? 7) Подготовка к презентации исследовательского материала. Написание отчёта.Для написания отчёта был использованы возможности текстового редактора WORD Итоговый материал представлен в виде презентации, выполненной с помощью редактора ^ POWER POINT. Материал, собранный в результате исследовательской работы, представлен и в виде книжки «Сборник задач по истории русской письменности», выполненной в редакторе PUBLISHER и в форме реферата. В работе была использована следующая литература: Ветвицкий В.Г., Иванова В.Ф., Моисеев А.И. Современное русское письмо. Факультативный курс: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1974. – 127 с. Материалы сайта http://lit.1september.ru/ Лопушанская С.П., Горбань О.А., Шептухина Е.М. Страницы истории русского языка: кн. Для учащихся 8-11 кл. общеобразоват. учреждений – М. : Просвещение, 2007. - 192 с. Мокиенко В.М. Почему так говорят? От Авося до Ятя: Историко-этимологический справочник по русской фразеологии. – СПб. : «Норинт», 2005. – 512 с. Никитина Е.И.., Русская речь: Развитие речи. 10 кл. : учеб. Пособие для классов гуманитарного профиля общеобразоват. учреждений. – М. : Дрофа, 2005. – 461, [3] с. : ил., 8 л. цв. вкл. – (Элективные курсы). Фалькова Н.В. История русской письменности: Реферат. – МОУ Малиновская СОШ, 2007. – 52 с. Я познаю мир: Дет. энцикл. : Русский язык/ Авт.-сост. В.В Волина; Худож. А.В. Карадашук, Е.В. Гальдяева. Под общ. Ред. О.Г. Хинн. - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 544 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организация противоэпизоотических мероприятий на Шалинской районной ветеринарной станции
Реферат Учение И. Канта о государстве и праве. Связь права и этики
Реферат Великобритания во внешней политике Монголии особенности сотрудничества и перспективы развития
Реферат Cheers A Semiotic Analysis By Berger Essay
Реферат Нефтеперерабатывающий завод "Уфанефтехим" как источник загрязнения среды обитания
Реферат Послеоперационная вентральная грыжа история болезни
Реферат Генно-модифицированные организмы Классификация трансгенных растений по признакам
Реферат Генератор числовой последовательности
Реферат Защитные функции бухгалтерского учета и основы их использования в правоохранительной деятельности
Реферат Автор книги, журналист делового еженедельника «Секрет фирмы», провел несколько месяцев, наблюдая будни одного из самых ярких российских предпринимателей владельца компании «Евросеть» Евгения Чичваркина
Реферат Constitution Essay Research Paper Atom BombingThe purpose
Реферат А. С. Макаренко Социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодеж­ной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение
Реферат Электрооборудование свинарника-откормочника на 600 голов СТФ СПК Первое Мая Осиповичск
Реферат Аудит обоснованности формирования резерва незаработанной премии
Реферат Родной город Харьков