Реферат по предмету "Разное"


А. Л. Степанова Научный

Екатеринбургская епархия Ново-Тихвинский женский монастырь Высшие миссионерские курсыВыпускная квалификационная работаПравославное свидетельство в советский период.Екатеринбургская епархияВыполнила – студентка 5 курса А. Л. СтепановаНаучный руководитель: декан Богословско- миссионерского факультета Высших Миссионерских курсов иерей Игорь СтуковЕкатеринбург 2010ОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………..6 ГЛАВА 2. ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ…………………………………….……8 2.1. Историческая и географическая справки……………………………….8 2.2. Исторические события в советский период……………….………….10 ГЛАВА 3. ПРАВОСЛАВНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД. ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ………………………………………..25 3.1. Систематизация фактов православного свидетельства в советский период…………………………………..………………………...…….25 3.1.1. Религиозность взрослых и детей……………………………….......26 3.1.2. Сплочённость церковной общины……………..……….………….33 3.1.3. За Христа пострадавшие.…………………………………………...43 3.1.4. Тайные православные монашеские общины…………….……......54 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………69 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………...70 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..………………….72 СЛОВАРЬ АГИОГРАФИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ……………………………………….76 Приложение 1. Церкви Екатеринбургской епархии, которые никогда не закрывались…………………………………………………………..78 Приложение 2. Церкви Екатеринбургской епархии, закрытые в 1960-1962 гг..………80 Приложение 3. Карта-схема храмов, не закрывавшихся в XX столетии…………..…..82 Приложение 4. Священнослужители и монашествующие Екатеринбургской епархии, прославленные в Соборе Новомучеников и исповедников Российских XX века………………83ВВЕДЕНИЕВ истории нашей страны XX век ознаменовался тяжелыми испытаниями, которые затронули все сферы материальной и духовной жизни общества, коснулись всех слоёв населения. После установления власти большевиков в ноябре 1917 года Россия пережила разруху, голод, репрессии, геноцид собственного народа. В советский период с 1918 по 1988 годы тяжёлые испытания выпали на долю Русской Православной Церкви в лице её духовенства и мирян. Советское правительство после принятия закона «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», опубликованном в центральных газетах «Правда» и «Известия» 26 января 1918 года, фактически поставило религиозные верования под запрет, и только за исповедание веры можно было прослыть «врагом народа» и подвергнуться преследованиям. Несмотря на гонения, православные люди не отреклись от Христа, чем явили миру несгибаемую решимость своей веры и исполнения заповедей, данных Господом. Фактов православного свидетельства, которые имели место в Екатеринбургской епархии в советский период, накоплено много. Они разнообразны и многоплановы, содержатся в разных источниках. В настоящее время назрела необходимость анализа и синтеза этих фактов для воссоздания правдивой картины жизни Православной церкви на Урале в указанный период. В этом и заключается актуальность данной работы.Объектом исследования явилась категория «православное свидетельство», а предметом исследования – факты православного свидетельства в Екатеринбургской епархии в советский период. Объект и предмет исследования рассмотрены с позиции православного историка и миссионера, который руководствуется в своих выводах Евангельским учением.Цель дипломного исследования – выявление и систематизация примеров православного свидетельства, имевших место в Екатеринбургской епархии в советский период. Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач: определение основных категорий исследования; изучение исторических событий в Екатеринбургской епархии в период с 1918 по 1988 годы; систематизация известного церковно-исторического материала по вопросу православного свидетельства в Екатеринбургской епархии в советский период; поиск новых фактов православного свидетельства в архивах Свердловской области. Поставленные задачи определили структуру дипломного исследования, состоящего из введения, трех глав, заключения, библиографии, словаря агиографических терминов и приложений, раскрывающих содержание темы.Из методов, используемых в работе, можно выделить методы теоретического исследования (анализ, синтез, конкретизация) и методы эмпирического исследования (архивный поиск, изучение литературы, беседа). История православной церкви XX века в Екатеринбургской епархии во всей её полноте ещё не написана. Отправной точкой для проведенного исследования послужили следующие труды: Лавринов В., протоиерей. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. 2001 г. История Православия на Урале (к 120-летию Екатеринбургской епархии). 2005 г. Жития святых Екатеринбургской епархии. 2008 г. Храмы Среднего Урала, сохранившие в XX веке свет Православия. 2009 г. В архивах Свердловской области была проведена работа по выявлению новых источников, содержащих факты православного свидетельства. Для поиска были использованы следующие фонды: ^ Государственный архив Свердловской области (ГАСО)Фонд Р-102. Административный отдел Исполнительного комитета Уральского областного Совета рабочих, крестьянских, красноармейских депутатов (Обладмотдел). 1923-1932 гг.Фонд Р-88. Исполнительный комитет Свердловского Областного совета депутатов трудящихся (Облисполком). 1920-1975 гг. Оп.1. 1923-1960гг. – Президиум, секретариат, орготдел.Государственный архив административных органов Свердловской области (ГААОСО)Фонд Р-1. Управление Федеральной Службы безопасности РФ по Свердловской области. 1918-2002 гг. Оп. 2. Архивно-следственные дела.Центр документации общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО)Фонд 4. Свердловский областной комитет КПСС. 1917-1991 гг. Оп. 8-35. Документы с 1930 г. по 1940 г. К сожалению, следует отметить недоступность для исследователя многих дел из ГАСО (ввиду их ветхости) и ГААОСО (ввиду того, что существует 75-летний срок, который должен пройти с момента закрытия Дела, чтобы было возможно приступить к его полному изучению). В 2009 году можно ознакомиться только с делами по 1934 год. Особенный интерес, на наш взгляд, представляют документы Союза Воинствующих Безбожников Урала (СВБ), хранящиеся в ЦДООСО, фонд 4. То, что в 1920-40-ые годы представлялось как отсталость трудовых масс и подлежало искоренению (например, вера в Бога, следование Заповедям, участие в церковных Таинствах), с точки зрения православного историка может быть оценено, как не отступление от православной веры и православных традиций и служить фактом православного свидетельства. Ряд материалов был получен в беседах с людьми, которые имели личное общение с прославленными в лике святых подвижниками нашей епархии. Состоялась беседа с протоиереем Василием Семёновым, одним из старейших клириков нашей епархии. В 2010 году отцу Василию исполнится 85 лет (и 50 лет священнического служения). Отец Василий был духовным чадом отца Константина Шипунова, а также встречался с отцом Игнатием Кевролетиным (ныне прославленным как преподобноисповедник). О жизни Евлампии Матвеевны Патрушевой (бывшей монахине Ново-Тихвинского женского монастыря, духовной дочери о. Игнатия Кевролетина) рассказала её двоюродная племянница Бабушкина Римма Александровна. На основании этих бесед были составлены отдельные очерки. Консультации по некоторым историческим и церковным вопросам были получены у настоятеля Успенского храма г. Верхняя Пышма, руководителя церковно-археологического отдела Екатеринбургской епархии протоиерея Валерия Лавринова, историка А.М. Кручинина, устроительницы женской монашеской общины в с. Сирбишино матери Галины (Г.А. Кротовой).Практическое значение данного исследования заключается в систематизации фактов православного свидетельства в Екатеринбургской епархии в советский период, что может служить отправной точкой для дальнейшего детального исследования данной темы. Исторические факты, изложенные в данной дипломной работе, могут быть использованы в лекционной работе по теме «Православное свидетельство в Екатеринбургской епархии в советский период».^ ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ИССЛЕДОВАНИЯДля раскрытия темы данного дипломного сочинения «Православное свидетельство в советский период. Екатеринбургская епархия» необходимо дать определение главным категориям исследования.^ ПРАВОСЛАВНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО В юридическом праве категория «Свидетельство» определяется следующим образом.«Свидетельство (в праве) – это 1) сообщение лицом, вызванным к следователю или в суд в качестве свидетеля, известных ему и относящихся к делу фактов; 2) сам процесс дачи показаний»1. Отметим, что данная категория в праве связана с человеческой личностью и сообщением этой личностью конкретных фактов по какому-либо делу. Свидетельствовать – значит утверждать реальность какого-либо факта. Применительно к теме нашего исследования факты, которые сообщает человек, должны свидетельствовать о православной вере, об Евангельском учении Господа нашего Иисуса Христа, об единстве святой Церкви, об исполнении заповедей, данных человеку Богом. «Сохранение апостольской веры никогда не было простым делом. Христиане должны были всегда избегать двух крайностей. С одной стороны, нельзя было идти на соглашательство с духом мира сего, чтобы в конце концов не подчиниться ему. С другой – христианин не должен выстраивать частокол вокруг себя и отгораживаться от мира, которому Церковь призвана благовестить спасение. Для христианства гибельны как самоизоляция, так и путь соглашательства … Свидетельство миру о Православии предполагает всецелый охват человеческой жизни как в ее личном, так и общественном измерении, что требует выстраивания отношений не только с конкретными людьми, но и с различными общественными силами»2. (Из доклада председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла «Православное единство и православное свидетельство в современном мире», 2008 год). Исходя из сказанного, дадим следующее определение категории «православное свидетельство». Православное свидетельство – это свидетельство о Христе и о православной вере, проявленное через конкретные события и судьбы людей в определённый исторический период времени.^ СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД В понятие «советский период» мы включаем период с начала 1918 года по 1988 год. 26 января 1918 года - принятие и опубликование распоряжения советского (рабоче-крестьянского) правительства «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». 1988 год - торжественное празднование 1000-летия Крещения Руси. Этот год стал переломным в государственно-церковных отношениях. Государственные политики и государственные структуры управления стали сотрудничать с Русской Православной Церковью. Православное свидетельство в советский период – это свидетельство о Христе и о православной вере, проявленное через конкретные события и судьбы людей в период с 1918 по 1988 годы.^ ГЛАВА 2. ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ2.1. ИСТОРИЧЕСКАЯ И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКИЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ЕПАРХИЯ была образована как викариатство Пермской епархии 25 декабря 1833 года. Викарный епископ пребывал в Екатеринбурге. В его ведении были Екатеринбургский, Камышловский и Шадринский уезды Пермской губернии. 29 января 1885 года по Высочайше утвержденному докладу Святейшего Синода была образована самостоятельная Екатеринбургская епархия3. «К 1917 году территория Екатеринбургского епархии включала 5 уездов Пермской губернии: Екатеринбургский, Верхотурский, Ирбитский, Камышловский и Шадринский уезды. Общее количество православного и старообрядческого населения епархии составляло более 1.500 тыс. человек»4. В 1919 году была образована самостоятельная Екатеринбургская губерния. К пяти имевшимся уездам добавились Нижнетагильский и Красноуфимский уезды. Первый был выделен из Верхотурского уезда, а второй – из Пермской губернии. Соответственно административному делению приходы Красноуфимского уезда перешли в состав Екатеринбургской епархии5. В связи с бурными историческими событиями 20-30-ых годов XX столетия административная карта Урала не раз перекраивалась. Так 3 ноября 1923 года по постановлению ЦИК СССР была образована Уральская область, в состав которой вошли Екатеринбургская, Пермская, Тюменская, Челябинская губернии с центром в г. Екатеринбурге6. 17 января 1934 года Уральская область была разделена на Свердловскую область с центром в г. Свердловске, Челябинскую область с центром в г. Челябинске и Обско-Иртышскую область с центром в г. Тюмени. С 1934 по 1938 годы в Свердловскую область входила Пермская область7. Из-за начавшегося раскола в рядах Русской Православной Церкви с 1922 по 1944 гг. на Урале существовало одновременно несколько епархий и викариатств различной ориентации8. Поэтому церковные приходы географически смежных епархий (Екатеринбургской, Челябинской, Омской, Пермской, Кунгурской, Тобольской) часто меняли свое подчинение. В связи с выше указанными территориальными делениями Екатеринбургская Епархия в XIX – XX веке имела различные наименования: Екатеринбургская с 25.12. 1833 г. Екатеринбургская и Ирбитская с 29.01. 1885 г. Свердловская и Златоустовская с 1924 г.9 Свердловская и Ирбитская с 1926 по 1943 г. Свердловская и Челябинская с 27.11. 1944 г. по 1947 г. Свердловская и Ирбитская с 12.05. 1947 г. по 1958 г. Свердловская и Курганская с 1958 г. по 1993 г. Екатеринбургская и Верхотурская с 1993 г.10 В 1934 году митрополит Сергий (Старогородский) и его Синод приняли «Положение об областных преосвященных», где, в частности, говорится о том, что «существующие епархии должны быть сохранены так, чтобы границы епархии не выходили за границы области…»11. Так и ныне исполняется это предписание. В нашем исследовании мы будем рассматривать территориальные границы Екатеринбургской епархии на протяжении советского периода 1918-1988 гг. в рамках её современных границ, которые ныне совпадают с границами Свердловской области. В настоящее время Свердловская область граничит на западе с Пермским краем, на севере с Республикой Коми и Ханты-Мансийским автономным округом, на востоке с Тюменской областью, на юге с Курганской, Челябинской областями и Республикой Башкортостан12. Соответственно Екатеринбургская и Верхотурская епархия ныне имеет границы: На западе – с Пермской и Соликамской епархией; На севере – с Сыктывкарской и Воркутинской епархией На востоке и северо-востоке – с Тобольской и Тюменской епархией, На юге – с Курганской и Шадринской, Челябинской и Златоустовской, Уфимской и Стерлитамакской епархиями13.^ 2.2. ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОДПринятием закона (Декрета) «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», который был опубликован в центральных газетах большевиков «Правда» и «Известия» 26 января 1918 года, начался длительный период противостояния Русской Православной Церкви и государства в России. По данному Декрету все церковные и религиозные общества подчинялись положениям о частных обществах и союзах и не пользовались никакими преимуществами. Они лишались права юридического лица и не могли владеть собственностью. Все церковное имущество становилось народным достоянием. Здания и предметы культа передавались в бесплатное пользование и строго контролировались. Указанным декретом церковь была поставлена в бесправное положение, которое продолжалось на протяжении всего советского периода, т. е. семидесяти лет14. Как крупнейшая в Российской империи конфессиональная группа, имевшая в ней государственный статус, Российская Православная Церковь воспринималась большевистским режимом не только как идеологически враждебный религиозный институт, но и как внутренний политический противник, очаг контрреволюции. До осени 1939 года политическое руководство СССР ставило задачу полной ликвидации православной церкви15. «В 1917 году открылась новая страница в истории Русской Православной Церкви. Если предыдущее тысячелетие было эпохой подвига, молитвы, милосердия, строительства храмов и монастырей и культурно-созидательной деятельности среди многих народов, то XX век стал временем одного из жесточайших гонений на Православие. Годы, последовавшие за революцией, были наполнены убийствами, мучительством и беспощадными гонениями. За двадцать первых лет советского строя Русская Православная Церковь была почти уничтожена. К 1917 году российская земля принесла тысячелетне вызревший колос православного христианства. Двадцать послереволюционных лет явились кровавой жатвой этих спелых колосьев. Господь убирал пшеницу в житницу Свою, житницу вечности, в Царство Небесное то, что оказалось достойным, а плевелы пожинались в огне страстей и братоубийственной бойни»16. Урал, по общему определению советских историков, стал в стране главным фронтом, решающим судьбу революции. В Екатеринбургском уезде массовые аресты и расстрелы духовенства и заложников начались с начала лета 1918 года, когда Гражданская война пришла на Средний Урал. В мае 1918 года на Урале (в Челябинске) начался мятеж чехословацкого корпуса, поддержанный повстанческими казачьими и офицерскими отрядами Белой Армии. По мере продвижения участников восстания по территории Урала большевиками производились аресты, в том числе среди духовенства, нередко завершавшиеся расстрелами без суда и следствия. В г. Екатеринбурге в это время под арестом находились семья императора Николая II, архиепископ Тобольский Гермоген (Долганов), священнослужители и именитые граждане города. В начале июля 1918 года части Белой Армии готовились взять Екатеринбург. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в доме инженера Ипатьева была зверски убита семья Государя Императора Николая II. Следующей ночью в г. Алапаевске жестокую казнь приняла Великая Княгиня Елизавета Федоровна и князья Дома Романовых17. Казни священников в 1918 года сопровождались издевательствами и изощрённой жестокостью. Так, в Каменском заводе убит протоиерей старец Василий Победоносцев, которому отсекли голову. В селе Далматово были убиты два священника: Владимир Сергеев и Александр Сидоров. Последнего злодеи подняли на штыки, а затем набили в рот ему глины и земли. Священник Николай Удинцев из с. Коптеловского Верхотурского уезда поднят на штыки прямо в алтаре храма. Многие священники пред казнью были подвергнуты пыткам18. Во время Гражданской войны с 1917 по 1919 гг. на Урале не один раз сменилась власть – была власть Белой Армии под руководством Колчака, была и власть Красной Армии под руководством большевиков. Многие священнослужители в 1919 году отступили с Армией Колчака на восток, а затем вернулись в родные места. Это отступление с белыми им позже припомнили. По сообщениям Епархиального совета, в это время в тюрьмах пересидело 25 священников, скрывалось от преследований более 5019. С октября 1919 года вся территория Урала оказалась в руках большевиков. 4 апреля 1920 г. Екатеринбургский Губком своим циркуляром обязал уездные комитеты приступить к проведению в жизнь Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Предлагалось обсудить вопрос о закрытии храмов и использовании их для других нужд20. Позднее к этому вопросу вернулись в 30-е годы21. В декабре 1920 г. был упразднён Епархиальный совет, выполнявший функцию бывшей консистории, а имущество и метрические книги переданы органам ЗАГСа. Для управления епархией был создан Епископский совет в составе председателя протоиерея Анатолия Меледина и двух членов – протоиереев Фёдора Коровина и Георгия Шрамкова22. В 1920 году началась ликвидация монастырей. В сентябре 1920 г. был закрыт Верхотурский мужской монастырь. Большинство послушников покинули монастырь. В декабре 1920 г. было заявлено о закрытии Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге. В 1921 г. он был официально ликвидирован. Решением новой власти имущество монастырей передавалось трудовым коммунам23.1922 год – год усиления противостояния государства и Церкви. Началась государственная кампания по изъятию церковных ценностей, которая проводилась под лозунгом помощи голодающим в Поволжье и других городах. На самом же деле советская власть за кулисами решила в ходе этой кампании расколоть внутри Православную церковь и начать массовое уничтожение православных священнослужителей и мирян под предлогом их вымышленного сопротивления отдаче церковного имущества. Кампания по изъятию церковных ценностей на территории Екатеринбургской епархии началась 27 апреля 1922 г.. Она проходила спокойно и завершилась к 6 июня 1922 г. Всего в Екатеринбургской губернии было изъято 480 пудов 15 фунтов 69 золотников серебра (7 867 кг) , 12 фунтов 71 золотник 85 долей золота (5,1 кг) и большое количество драгоценных камней24. Одновременно с конфискацией ценностей проводились аресты священнослужителей, которым хоть в какой-то мере можно было инкриминировать «сопротивление изъятию». Всего было привлечено к ответственности 29 священнослужителей. Одним из первых арестовали настоятеля Свято-Духовской церкви Екатеринбурга Александра Здравомыслова за то, что собрание прихожан церкви осудило изъятие. Он получил 3 года заключения, однако вскоре был освобожден. 20-21 января 1923 г. в губернском ревтрибунале состоялся открытый процесс над архиепископом Григорием (Яцковским) и протоиереем Александром Анисимовым, благочинным Ирбитских церквей (впоследствии обновленческим архиепископом). Их судили за сопротивление изъятию ценностей, отчасти за сотрудничество с Колчаком. Архиепископа Григория приговорили к 3 годам 4 месяцам тюремного заключения, протоиерея Александра – к одному году25. В 1922 году произошёл обновленческий раскол среди духовенства Русской Православной церкви. Нашлись те, которые выступили против решений Первого Поместного Собора 1918 года и не подчинились законно выбранному Патриарху Тихону. Обновленческий раскол среди духовенства РПЦ был организован при поддержке советской власти и органов ГПУ. Возникновение этого раскола тесно связано с проводимой властями весной 1922 года кампанией по изъятию церковных ценностей. Помимо прочего кампания должна была выявить степень лояльности к данной акции конкретных представителей духовенства и наиболее лояльных различными посулами соблазнить на поддержку выступления против церковной иерархии во главе с Патриархом Тихоном. Из Директивы ЦК РКП (б) в Уралбюро РКП (б): «19 апреля 1922 г. Секретно. Хранить конспиративно. ^ 1. Выделен ли Вами ответственный работник по руководству работой, связанной с вопросами церкви и раскола внутри духовенства?...2. Надо всемерно подталкивать лояльных попов на (созыв) нового поместного Собора для смещения контрреволюционного патриарха и его клики…^ 3. Работу в указанном смысле подлежит вести энергично, дабы довести до конца то движение, которое возникло в недрах церкви на почве изъятия ценностей.Секретарь ЦК РКП Сталин»26. После ареста Патриарха Тихона в мае 1922 года при поддержке властей группа столичного духовенства под руководством священника Александра Введенского объявила об отстранении Патриарха от управления церковью и создании так называемого «Высшего Церковного Управления» (ВЦУ). Группировка назвала себя «Живая Церковь». Термин «обновленческий раскол» возник в результате того, что на учредительном собрании группы «Живая Церковь» главной целью ее деятельности провозглашался «пересмотр и изменение всех сторон церковной жизни». Это неизбежно влекло за собой коренную и неоправданную ломку традиционного облика Православной Церкви. В первые месяцы существования раскола обновленцы занимались тем, что завоевывали жизненное пространство: при помощи властей, устранявших наиболее опасных противников раскола, «живоцерковники» захватывали епархиальные управления и на все ключевые церковные посты ставили своих людей. Большинство епископата под страхом репрессий признало обновленческое ВЦУ. Раскол очень быстро набирал силу – с одной стороны были приверженцы Патриарха Тихона, с другой – обновленцы. Важнейшим событием в истории обновленчества стал «Первый обновленческий собор», названный раскольниками «Вторым Поместным Собором Православной Российской Церкви», проходившем в Храме Христа-Спасителя с 29 апреля по 9 мая 1923 года27. Екатеринбургскую епархию представлял епископ Никанор. Собор принял резолюцию о лишении сана и монашества Патриарха Тихона как предателя церкви и признал восстановление патриаршества контрреволюционным актом. Лжесобор узаконил антиканонические реформы: закрытие монастырей, женатый епископат, допустимость второбрачия для духовенства, переход на григорианский календарь в богослужении и др.28. Среди маститого духовенства, поддержавшего обновленчество в Екатеринбургской епархии, оказались протоиереи Иван Антонинов, Федор Коровин, Иван Уфимцев, Симеон Хлынов, Николай Перминов и другие. Многие же рядовые священники держались первого видимого им авторитета – благочинного. Уральские власти заняли сторону обновленцев и стали способствовать им. Лучшие большие храмы передавались общинам обновленцев.29 Конечно, не всё в обновленчестве было отрицательным. Положительными моментами обновленчества можно считать активное участие женщин в приходской жизни, создание сестричеств, которые занимались делами милосердия, благоустройства и попечительства (это начинание сейчас широко вошло в нашу современную церковную жизнь), борьбу с сектанством30. Обновленческие пастыри нашли свою паству. Многое зависело от личности священника, его авторитета. Если в городах имелся выбор духовенства, то в сельской местности прихожане были рады любому священнику. Мирянам зачастую было не важно, какой он придерживался ориентации. Главное было в том, что церковь действовала, и в ней совершались службы31. В Свердловской епархии на 1 января 1925 г. в обновленчестве было 163 церкви, 1 епископ, 178 священников, 29 диаконов (по данным «Вестника Священного Синода Православной русской церкви» - официального печатного издания обновленцев)32. Лучшей епархией считалась Ирбитская, где количество обновленческих приходов было 71, 8%33. В 1925 году была образована Уральская обновленческая митрополия, в которую входило 10 епархий: Свердловская, Ирбитская, Пермская, Троицкая, Челябинская, Сарапульская, Ишимская, Тюменская, Тобольская, Курганская и три викариатства: Златоустовское, Кунгурское и Шадринское. Во главе каждой епархии стояли обновленческие архиереи. Главой митрополии был избран митрополит Корнилий (Попов) с титулом Свердловского и Уральского. Также было избрано Уральское областное митрополитанское церковное управление (УралОМЦУ)34. Отношение обновленцев к церквям Патриаршей ориентации было негативным. Вот что писал в своём дневнике глава всех обновленцев митрополит Александр Введенский после свой поездки по Уралу в июле 1926 года. Дневник напечатан в № 12-13 «Вестника Священного Синода Православной Российской церкви», официальном печатном органе обновленцев, за 1926 год: «…В Свердловске нам принадлежат лучшие храмы: Кафедральный и Екатерининский соборы, Златоуст и др.…В Гороблагодатской, на заводе Кушва, у нашего благочинного…дело обновленчества обстоит на пять с плюсом…Тихоновцы там на положении загнанных париев.…Зато в Шадринске дело много хуже. Богом забытая глушь, здесь сплошная тихоновская гниль»35. В 1926 году из-за непризнания частью духовенства церковной власти Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Старогородского) произошел григорианский (григорьевский) раскол. После Патриарха Тихона иерархом стал Патриарший Местоблюститель митрополит Крутицкий Петр (Полянский). Попав в тюрьму, он оставил заместителя - митрополита Сергия (Старогородского). Некоторые епископы с этим не согласились и стали создавать свои новые руководящие органы. Так архиепископ Григорий (Яцковский), создатель григорьевского раскола, организовал свой руководящий орган – Временный Высший Церковный Совет (ВВЦС), который не подчинялся законному Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию (Старогородскому). Архиепископ Григорий (Яцковский) пошёл на обман, заручившись поддержкой митрополита Петра (Полянского), находящегося в Свердловской тюрьме, представив ему суть дела со своей точки зрения. В отсутствии быстроты связи и общения можно было долго скрывать правдивые сведения и самоуправствовать. Григорьевский раскол получил очень широкое распространение в Екатеринбургской епархии. Митрополит Григорий (Яцковский) руководил Свердловской епархией григорьевской ориентации с 1932 по 1936 годы. Григорьевцы отказывались сотрудничать с обновленцами36. «Оба этих раскола (раскола с точки зрения церковных канонов) представляли собой попытку присвоить высшую власть в Русской Православной Церкви и внедрить – в случае с обновленческим расколом – множество реформ, нарушавших церковные правила… Просуществовали они, в организационном отношении, не так уж долго – обновленческий - около 24 лет, григорианский – около 12. Однако время существования этих расколов, особенно в начальные периоды, представляли собой самый сложный период истории Русской Церкви в XX веке…»37. Церкви различных ориентаций раскола не имели Евхаристического общения ни с Патриаршей Церковью, ни между собой. Таинства, совершенные священством одного течения, считались не благодатными для другого. В храмах разных ориентаций за богослужением поминали разных иерархов. Так можно ли считать обновленческие и григорианские храмы, бывшие в расколе, сохранившими свет Православия? «Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. С одной стороны, действующий храм уже есть проповедь о Христе, о жизнеспособности Его Церкви, о ревности прихожан, о мужестве священника. Всё это может поддержать малодушного человека в скорбных обстоятельствах, направить его мысль ко Христу. С другой стороны, если идти от глубинного смысла слова «православие» («правильно славящие Бога»), то отсутствие послушания духовному единоначалию, самочиние, ставят под угрозу понятие «Единая и Соборная Православная Церковь», а значит, свидетельствовать о Православии они не могут, и для людей более ревностных в вере, такие храмы могут послужить соблазном. Следовательно, подобные храмы могут свидетельствовать о Христе, но не о Православии» (иерей Игорь Стуков, клирик Ново-Тихвинского женского монастыря). В 1927 году после Декларации Патриаршего Местоблюстителя Сергия (Старогородского) раскол произошел и среди сергианцев (иначе - староцерковников, тихоновцев). «Что касается текста Декларации, то самые большие нарекания вызвала фраза: "Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза, лояльными …Советской власти, могут быть не только равнодушные к православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его... Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи.". Этот текст, да и вся вообще Декларация в целом направлена на то, чтобы подчеркнуть, как уже бывало много раз и в других документах, одну главную мысль - Православная Церковь не является политическим оппонентом Советской власти, и собирается жить по тем законам, которые существуют в СССР вместе со всем народом, которому Она служит. Но в Церкви, что вполне естественно, были люди, которые полагали, что никакого согласия с Советской властью быть не может»38. После раскола в рядах духовенства РПЦ Екатеринбургская епархия разделилась на ряд епархий и викариатств. На территории Екатеринбургской епархии с 1922 по 1944 гг. было 9 епархий и 5 викариатств разной ориентации. Свердловская епархия обновленческой ориентации – 1922-1944 гг. Свердловская епархия сергиевской ориентации – 1924 – 1943 гг. Свердловская епархия григорьевской ориентации – 1926 – 1937гг. Ирбитская епархия обновленческой ориентации - 1924-1934 гг. Кунгурская епархия обновленческой ориентации - 1926 – 1934 гг. Нижнетагильская епархия сергиевской ориентации - 1923 – 1928 гг. Нижнетагильская епархия обновленческой ориентации – 1925 – 1935 гг. Саткинская единоверческая епархия - 1923 – 1936 гг. Туринская епархия обновленческой ориентации – 1923 – 1923 гг. Ирбитское викариатство сергиевской ориентации - 1932 – 1933 гг. Красноуфимское викариатство обновленческой ориентации - 1922 – 1926 гг. Кушвинское единоверческое викариатство - 1923-1923 гг. Шадринское викариатство обновленческой ориентации - 1925 – 1925 гг. Шадринское викариатство сергиевской ориентации - 1923-1930 гг.39 В 1927 году прежняя Екатеринбургская епархия была окончательно разделена на три, параллельно существующие епархии, возглавляемые своими архиереями, имеющими свои епархиальные управления, своих клириков и прихожан. С 1925 г. и до 1944 г. в Свердловской (Екатеринбургской) епархии было 3 епископа (сергиевской, григорьевской и обновленческой ориентаций). К 1929 г. - в Свердловске действовало 14 церквей, из них 5 обновленческих, 4 григорьевские, 2 сергиевские и 3 единоверческие. В В 1929 году государство начало последовательную антирелигиозную компанию. 8 апреля 1929 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли закон «О религиозных объединениях», по которому церковь стала полностью подконтрольна государству. Религиозные общества обязывались не заниматься никакой иной деятельностью, кроме удовлетворения религиозной потребности верующих и только в пределах молитвенных зданий. Этим документом был дан ход антирелигиозной кампании. «Борьба с религией – есть борьба за социализм» - таков был лозунг этой кампании. В 1925 году в СССР был создана добровольная общественная организация «Союз Безбожников», ставившая своей целью идейную борьбу с религией во всех её проявлениях. В 1929 году эта организация была переименована в «Союз Воинствующих Безбожников», который просуществовал до 1947 года42. Перемена названия говорит сама за себя. Началось массовое закрытие церквей. В это время были закрыты почти все крупные храмы Среднего Урала, особенно те, которые находились в городах и больших рабочих посёлках. Сложнее дело обстояло в сельской местности, где религиозно настроенное население активно выступало против закрытия церквей. Большое значение власти Урала придавали работе по антирелигиозному воспитанию подрастающего поколения. В конце 1920-ых - н.1930-ых гг. эта работа приобрела систематический характер43. ^ Вторая волна антирелигиозного наступления обрушилась на Церковь в 1932 году. В мае было объявлено о начале безбожной пятилетки. В 1933 году на Среднем Урале провели массовое закрытие часовен44.^ Третья волна гонений обрушилась на Церковь в 1935 году. Возобновились аресты священнослужителей и мирян – активных членов приходских советов. Участились случаи закрытия церквей, изъятия из них имущества, был запрещён колокольный звон. К концу 1935 года на территории современной Свердловской области действовало менее 200 православных церквей, количество священнослужителей сократилось до 310 человек: многие были репрессированы, другие переходили на гражданскую работу в связи с преследованием или в связи с закрытием храмов45. Несмотря на почти полный разгром Русской Церкви, советская власть не смогла добиться главного – искоренения религиозного сознания людей. Об этом свидетельс


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.