Реферат по предмету "Биографии"


Стендаль

Стендаль
(1783 –
1842)

Один из самых
выдающихся французских писателей XIX века, Анри Бейль, писавший под псевдонимом
“Стендаль”, при жизни не пользовался ни признанием у критики, ни успехом у
широкого читателя. Почти все его многочисленные произведения художественного,
исторического и критического характера прошли незамеченными, лишь изредка
вызывая рецензии, далеко не всегда благоприятные. Тем не менее Мериме,
испытавший на себе влияние Стендаля, высоко ценил его, Бальзак им восхищался,
Гете и Пушкин с удовольствием читали его роман “Красное и Черное”.

Уделом Стендаля
была посмертная слава. Его друг и душеприказчик Ромен Коломб в 1850-е годы
предпринял полное издание его произведений, включая журнальные статьи и
переписку. С этого времени Стендаль вошел во французскую литературу как один из
самых крупных ее представителей.

Школа
французских реалистов 50-х годов признала его вместе с Бальзаком своим
учителем; И. Тэн, один из вдохновителей французского натурализма, написал о нем
восторженную статью (1864); Э. Золя считал его представителем нового романа, в
котором человек изучен в глубокой связи его с общественной средой. Началось
научное изучение Стендаля, главным образом его биографии. В 1880-егоды
появляются в свет его автобиографические произведения, черновые наброски,
незаконченные повести, которые Р. Коломб не включил в свое издание. Уже в XIX
веке его романы переводятся на многие языки.

В России
Стендаля оценили очень рано, раньше, чем на его родине. На “Красное и черное”
обратили внимание А. С. Пушкин и некоторые его современники. Весьма
положительно отозвался о нем Лев Толстой, которого особенно поразили военные
сцены “Пармского монастыря”. Горький считал его одним из крупнейших мастеров
европейского романа. В Советской России были переведены на русский язык все
произведения Стендаля, вплоть до незаконченных отрывков, а его романы и новеллы
переиздавались десятки раз. Основные его произведения переведены на многие
другие языки стран бывшего СССР. Стендаль у нас, несомненно, является одним из
самых любимых иностранных писателей.
1.

Мари – Анри
Бейль родился на юге Франции, в городе Гренобле. Отец Стендаля, Шерюбен Бейль,
адвокат при местном парламенте, и дед, Анри Ганьон, врач и общественный
деятель, как и большая часть французской интеллигенции XVIII века, были
увлечены идеями Просвещения. Отец имел в своей библиотеке “большую энциклопедию
наук и искусств” составленную Дидро и Д-Аламбером, и увлекался Жан – Жаком
Руссо. Дед был поклонником Вольтера и убежденным вольтерьянцем. Но с началом
Французской революции (1789) их взгляды сильно изменились. Семья обладала
достатком, и углубления революции испугало ее. Отцу Стендаля пришлось даже
скрываться, и он оказался на стороне старого режима.

После смерти
матери Стендаля семья надолго облеклась в траур. Отец и дед впали в набожность,
и воспитание мальчика было передано священнику, скрывавшемуся от под
гостеприимной кровлей Бейлей. Этот священник, аббат Ральян, о котором Стендаль
с возмущением вспоминал в своих мемуарах, тщетно старался привить своему
воспитаннику религиозные взгляды.

В 1796 году
Стендаль поступил в открывшуюся в Гренобле Центральную школу. Задачей этих
школ, учрежденных в некоторых провинциальных городах, было ввести в республике
государственное и светское обучение, чтобы заменить им прежнее – частное и
религиозное. Они должны были вооружить молодое поколение полезными знаниями и
идеологией, соответствующей интересам складывающегося буржуазного государства.
В Центральной школе Стендаль увлекся математикой и по окончании курса бал
отправлен в Париж для поступления в Политехническую школу, готовившую военных
инженеров и артиллерийских офицеров.

Но в
Политехническую школу он так и не поступил. Он приехал в Париж через несколько
дней после переворота 18 брюмера, когда молодой генерал Бонапарт захватил
власть в свои руки и объявил себя первым консулом. Тотчас же начались
приготовления к походу в Италию, где вновь восторжествовала реакция и
установилось австрийское владычество. Стендаль был зачислен сублейтенантом в
драгунский полк и отправился к месту службы в Италию. В армии он прослужил
больше двух лет, однако, ему не пришлось участвовать ни в одном сражении. Затем
он подал в отставку и 1802 году вернулся в Париж с тайным намерением стать
писателем.

Почти три года
Стендаль прожил в Париже, упорно изучая философию, литературу и Английский
язык. В сущности, только здесь он получает свое первое настоящее образование.
Он знакомится с современной французской сенсуалистической и материалистической
философией и становится убежденным врагом церкви и всякой мистике вообще. В то
время когда Бонапарт готовил себе императорский престол, Стендаль на всю жизнь
возненавидел монархию. В 1799 году, во время переворота 18 брюмера, он был
доволен тем, что генерал Бонапарт “стал королем Франции”; в 1804 году коронация
Наполеона, ради которой в Париж прибыл папа римский, кажется Стендалю очевидным
“союзом всех обманщиков”.

Между тем
приходилось думать о заработке. Множество начатых Стендалем комедий остались
незаконченными, и он решил добывать средства к существованию коммерцией.
Прослужив около года в каком-то торговом предприятии в Марселе и почувствовав
навсегда отвращение к торговле, он решил вернуться на военную службу. В 1805
году опять начались непрерывные войны с европейской коалицией, и Стендаль был
зачислен в интендантство. С этого времени он непрерывно разъезжает по Европе
вслед за армией Наполеона. В 1806 году он вступает вместе с французскими
войсками в Берлин, в 1809-м – в Вену. В 1811 году он проводит отпуск в Италии,
где задумывает свою книгу “История живописи в Италии”. В 1812 году Стендаль по
собственному желанию отправляется в армию, уже вторгшуюся в Россию, вступает в
Москву, видит пожар древней русской столицы и бежит вместе с остатками войска
во Францию, надолго сохранив воспоминания о героическом сопротивлении русских
войск и доблести русского народа. 1814 году он присутствует при занятиях
русскими войсками Парижа и, получив отставку, уезжает в Италию, находившуюся
тогда под австрийским гнетом.

Он поселяется в
Милане, в городе, полюбившемся еще в 1800 году, и живет здесь почти безвыездно
около семи лет. Как наполеоновский офицер в отставке, получает половинную
пенсию, которая позволяет ему кое-как просуществовать в Милане, но недостаточна
для жизни в Париже.

В Италии
Стендаль печатает свое первое произведение – три биографии: “Жизнеописание
Гайдна, Моцарта и Метастазио” (1814)

В 1814 году
Стендаль впервые знакомится с романтическим движением в Германии, главным
образом по книге А. В. Шлегеля “Курс драматической литературы”, только что
переведенной на французский язык. Принимая мысль Шлегеля о необходимости
решительной литературной реформы и борьбы с классицизмом ради более свободного
и более современного искусства, он, однако, не сочувствует религиозно –
мистическим тенденциям немецкого романтизма и не может согласиться со Шлегелем
в его критике всей французской литературы и просвещения. Уже с1816 года
Стендаль увлекается поемами Байрона, в которых видит выражение современных
общественных интересов и социального протеста. Итальянский романтизм,
возникающий приблизительно в это же время и тесно связанный с итальянским
национально – освободительным движением, вызывает его горячие симпатии. Все это
получило сое отражение в следующей книге Стендаля – “История живописи в Италии”
(1817), в которой он наиболее полно изложил свои эстетические взгляды.

Одновременно
Стендаль печатает книгу “Рим, Неаполь и Флоренция” (1817), в которой пытается
характеризовать Италию, ее политическое положение, нравы, культуру и
итальянский национальный характер. Чтобы сделать эту картину целой страны яркой
и убедительной, он набрасывает живые сценки современного быта и пересказывает
исторические эпизоды, обнаруживая блестящий талант повествователя.

С 1820 года
начались преследование итальянских карбонариев. Некоторые итальянские знакомые
Стендаля были арестованы и заключены в австрийские тюрьмы. В Милане царил
террор. Стендаль решил вернуться в Париж. В июне 1821 года он прибил на родину
и сразу погрузился в атмосферу бурной политической и литературной борьбы.
2.

В это время во
Франции вновь с необычайной силой началась реакция. Преданное королю
министерство Виллеля проводило мероприятия, глубоко возмущавшие либералов.
Пользуясь куцыми “свободами”, представляемыми конституцией, либералы вели
борьбу в палатах, в печатях, на сценах театров. В оппозицию переходили деятели
и органы печати, еще недавно верные королю. В 1827 году после выборов, давших
большинство либералам, правительство Виллеля ушло в отставку. Но Карл X не
хотел уступать и решил совершить государственный переворот, чтобы полностью
восстановить абсолютизм. В результате чего в Париже вспыхнула революция,
сбросившая за три дня старую монархию.

Стендаль остро
интересовался происходившей во Франции политической борьбой. Реставрация
Бурбонов вызвала его негодование. Приехав в Париж, он открыто принял участие в
борьбе либералов с реакцией.

В Париже жизнь
была дороже, чем в Милане, и Стендаль должен был раде заработка заниматься
поденной литературой: писать мелкие статьи для французских и английских
журналов. Он едва находил время для того, чтобы писать роман.

Первым его
произведением, напечатанным после возвращения в Париж, была книга “О любви”
(1822). Книга эта представляет собою психологический трактат, в котором
Стендаль пытался характеризовать различные виды любви, распространенные в тех
или иных классах общества и в различные исторические эпохи.

Во время
реставрации во Франции шел спор между классиками и романтиками. Стендаль
принимал участие в этих спорах, напечатав две брошюры “Расин и Шекспир” (1823 и
1825). Брошюры обратили на себя внимание литературных кругов и сыграли свою
роль в борьбе двух литературных направлений.

В 1826 году
Стендаль писал свой первый роман – “Арманс”(1827) где изображает современную
Францию, ее “высший свет”, праздную, ограниченную в интересах, думающую только
о своих выгодах аристократию. Однако и это произведение Стендаля несмотря на
свои художественные достоинства, не привлекло внимание читателей.

То был один из
самых трудных периодов в жизни Стендаля. Политическое состояние страны повергло
его в уныние, материальное положение весьма трудное: работа в английских
журналах прекратилась, а книги не давали почти никакого заработка. Личные дела
приводили его в отчаяние. В это время ему предложили составить путеводитель по
Риму. Стендаль с радостью согласился и за короткий срок написал книгу “Прогулки
по Риму” (1829) – в форме рассказа о путешествии в Италию небольшой группы
французских туристов.

Впечатления от
современного Рима легли в основу повести Стендаля “Ванина Ванини, или некоторые
подробности относительно последней венты карбонариев, раскрытой в Папской
области”. Повесть вышла в свет в 1829 году.

В том же году
Стендаль начал писать свой роман “Красное и черное”, который сделал его имя
бессмертным. Роман вышел в свет в ноябре 1830 года с датой “1831”. В это время
Стендаля уже не было во Франции.

В среде
зажиточной буржуазии господствует корысть и желание подражать высшим классам, -
самобытные и политические нравы можно найти только среди народа. Страсти можно
заметить, только когда они прорываются в каком либо поступке, караемом законом.
Вот почему в глазах Стендаля “Судебная газета” является важным документом для
изучения современного общества. Интересующую его проблему он нашел в этой
газете. Так возникло одно из лучших произведений Стендаля: “Красное и черное”.
В подзаголовке романа стоит “Хроника XIX века”. Под этим “веком” следует
понимать период Реставрации, так как роман был начат и в основном написан до
Июльской революции. Термин “Хроника” обозначает здесь правдивое повествование
об обществе эпохи Реставрации.

Замечательно
характеризовал этот роман М. Горький: “Стендаль был первым литератором, который
почти на другой день после победы буржуазии начал проницательно и ярко
изображать признаки неизбежности внутреннего социального разложения буржуазии и
ее туповатую близорукость”.

28 июля 1830
года, в день Июльской революции, Стендаль с восторгом увидел на улицах Парижа
трехцветное знамя. В истории Франции наступила новая эра: к власти пришла
крупная финансовая буржуазия. Стендаль быстро разгадал в новом короле Луи –
Филиппе обманщика и душителя свободы, а прежних либералов примкнувшим к
Июльской монархии, считал ренегатами. Тем не менее, он стал хлопотать
государственной службе и вскоре стал консулом Франции в Италии, сперва в
Триест, а потом в Чивита-Веккию, морской порт поблизости с Римом. В этой
должности Стендаль оставался вплоть до своей смерти. Большую часть года он
проводил в Риме и часто уезжал в Париж.

В 1832 году он
начал свои мемуары о пребывании в Париже с 1821 по 1830 год – “Воспоминание
эготиста”, в 1835 – 1836-м – обширную автобиографию, доведенную только до 1800
года – “Жизнь Анри Брюлара”. В 1834 году Стендаль написал несколько глав романа
“Люсьен Левен”, который также остался незаконченным. В это же время он
заинтересовался случайно найденными им старыми итальянским хрониками, которые
решил обработать в небольшие повести. Но и этот замысел получил осуществление
только через несколько лет: первая хроника “Виттория Аккорамбони”, появилась в
1837 году.

Во время
длительного отпуска в Париже Стендаль напечатал “Записки туриста” – книгу о
своих путешествия по Франции, а еще через год вышел в свет роман “Пармский
монастырь”, в котором отразилось его великолепное знание Италии (1839). Это
было последнее напечатанное им произведение. Роман, над которым он работал
последние годы своей жизни, “Ламьель”, остался незаконченным и был издан через
много лет после его смерти.
III
Мировоззрение
Стендаля.

Мировоззрение
Стендаля в общих своих чертах сложилось уже в 1802 –1805 годы, когда он с
великим увлечением читал французских философов XVIII века – Гельвеция,
Гольбаха, Монтескье, а также их более или менее последовательных преемников –
философа Дестюта де Траси, создателя науки о происхождении понятий, и Кабаниса,
врача, доказывавшего, что психические процессы зависят от процессов
физиологических.

Стендаль не
верит в существование бога, в религиозные запреты и в загробную жизнь,
отвергает аскетическую мораль и мораль покорности. Он стремится каждое понятие,
которое встречает в жизни и в книгах, проверять данными опыта, личным анализом.
На основе сенсуалистической философии он строит и свою этику, вернее, он
заимствует ее у Гальвенция. Если существует лишь один источник познания – наши
ощущения, то следует отвергнуть всякую мораль, не связанную с ощущением, не
выросшую из него. Желание славы, заслуженного одобрения других, по мнению
Стендаля, - один из самых сильных стимулов поведения человека.

Впоследствии
взгляды Стендаля эволюционировали: некоторое безразличие к общественным
вопросам, характерное для него в эпоху Империи, сменилось пылким интересом к
ним. Под влиянием политических событий и либеральных теорий во время
Реставрации Стендаль стал думать, что конституционная монархия является
неизбежным этапом на пути от деспотизма Империи к Республике и т.д. Но при всем
том политические взгляды Стендаля оставались неизменными.

Характерная
особенность современного французского общества, полагал Стендаль, - лицемерие.
В этом вина правительства. Это оно принуждает французов к лицемерию. Никто во
Франции уже не верит в догмы католицизма, но всякий должен принимать вид
верующего. Никто не сочувствует реакционной политике Бурбонов, но все должны ее
приветствовать. Со школьной скамьи приучается лицемерить и видит в этом
единственное средство существования и единственную возможность спокойно
заниматься своим делом.

Стендаль был
страстным ненавистником религии и особенно духовенства. Власть церкви над умами
ему казалось самой страшной формой деспотизма. В своем романе “Красное и
черное” он изобразил духовенство как общественную силу, борющуюся на стороне
реакции. Он показал, как воспитывают будущих священников в семинарии, прививая
им грубо утилитарные и эгоистические идеи и всеми средствами привлекая их на
сторону правительства.

Воздействие
творчества Стендаля на дальнейшее развитие литературы было широко и много
образно. Причина этой мировой славы заключается в том, что Стендаль с
необычайным проникновением вскрыл основные, ведущие черты современности,
раздирающие его противоречия, борющиеся в ней силы, психологию сложного и
беспокойного XIX столетия, все те особенности взаимоотношений человека и
общества, которые были характерны не для одной только Франции.

С глубокой
правдивостью, делающей его одним из крупнейших реалистов, он показал движение
своей эпохи, освобождающейся от уз феодализма, от господства капиталистической
верхушки, пробивающейся к еще смутным, но неизбежно влекущим демократическим
идеалам. С каждым романом возрастал размах его изображений, и общественные
противоречия представали в большой сложности и непримиримости.

Излюбленные
герои Стендаля не могут принять те формы жизни, которые сложились в XIX веке в
результате революции, приведшей к господству буржуазии. Они не могут примирится
с тем обществом, в котором феодальные традиции уродливо сосчитались с
восторжествовавшим “чистоганом”. Проповедь независимости мысли, энергии,
отвергающей нелепые запреты и традиции, героического начала, которое пытается
пробиться к действию в косной и грубой среде, скрыто присутствует в этом революционном
по своей природе, захватывающе правдивом творчестве.

Вот почему и
теперь, через столько лет после смерти Стендаля, его произведения читают во
всех странах миллионы людей, которым он помогает понимать жизнь, ценить правду
и бороться за лучшее будущее. Вот почему и нашим читателем он признан как один
из крупнейших художников XIX века, внесшим неоценимый вклад в мировую
литературу.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.