Реферат по предмету "Разное"


А. Х кто же вы, бесермяне?

Галеев А.Х Кто же вы, бесермяне? Для газеты Уже несколько столетий в мире ученых этнографов идет спор: к какому этносу отнести бесермян. Всесоюзной переписи 1926 года их численность была равна 10 035 человек, из них на нижней Чепце – в Вятской губернии – 834 человека, в деревнях средней Чепцы – в Вотской Автономной области – 9 200 человек. Теперь они живут в деревнях на средней Чепце, в Кировской области бесермян почти не осталось. После 1926 года в СССР бесермян приписали к удмуртскому народу, хотя сами бесермяне никогда не забывали, что они бесермяне и сохраняли свою самобытность, свою культуру, свой язык. Татарские ученые считают бесермян тюрко(татаро)язычным этносом, вместе и в составе Волжских булгар в 922 году принявшими ислам. Удмуртские учёные считают бесермян удмуртскоязычными, но и те и другие согласны, что бесермяне изначально были магометанами. Татарские этнографы убеждены, что удмуртский язык для бесермян стал родным только после их крещения. В XVIII веке русское духовенство крестило бесермян посулами льгот: наиболее сильной оказалась рекрутская льгота. Удмурты легче поддавались крещению, но бесермяне проявили большое упорство: по II ревизии 1744 г. 406 бесермян из 726 остались некрещеными (54,5%). Даже через 50 лет по V ревизии 1795 года некрещеными оставались почти треть (362 из 1308 - 27,7%). Еще в 1744 г. Вятский епископ доносил в Синод, что в дер. Починочной мечеть построена с давних лет. Из архивных документов известно, что в деревне Палагайской соборная мечеть была уже 1797 г., в 1826 г. мечети записаны в деревнях Палагайской, Починошной, Засековской, Кесшурской, а вятский статистик П. М. Сорокин еще в конце XIX в считал их бесермянскими (всего же на средней Чепце Сорокин записал около 28 деревень с бесермянским населением, хотя жители этих деревень давно исповедали ислам, говорили на татарском языке). Современные учёные, смею я думать, не учитывают особенностей межпоселенных взаимоотношений в древности: тогда каждая деревня, каждый починок, обобщу: каждое племя! - были очень изолированными друг от друга. Практически к соседям можно было попасть только летом или зимой. Недаром все этнографы прошлого отмечают, что пожить в гостях в другой деревне менее трёх дней было нанесением обиды хозяевам. Каждая деревня имела свой говор, диалект, который не сглаживался в течение десятилетий, если не столетий. Тогда не было, говоря современным языком, средств СМИ – телефона, радио, телевидения, книг…, посредством которых сглаживаются все диалекты и говоры под единый язык, скажем, татарский или какой другой… Как пример приведу свои наблюдения более чем шестидесятилетней давности: в 1944 году к нам во второй класс прибыл Исмагил Б. из д. Засеково. Его говор был настолько грубым, что мы дразнили его частушкой (я не помню, с чьёй подачи), буквально: «Когарчын коко салмасын, бабайлар чыгармасын, Икмак читка китса китсын, туфрак читка китмасын!».А ведь от Палагая до Засеково было всего 12 вёрст! В 44 году ещё не было современных СМИ… Читатель, прочитайте эту строфу вслух и повторите на литературном татарском, есть разница? А на каком языке говорили наши предки в X-м, XV-м, XVIII-м веках? А ещё попробуйте вслух прочитать эту же строфу на нукратском (кестымском) диалекте, в котором почти все гласные произносятся как звуки «е – э»: «Экмек четкэ кетсэ кетсэн, // туфрак четкэ кетмесэн!». Татары с бесермянами в устье Чепцы появились ещё в домонгольский период, но не ранее XII – XIII веков, по другим источникам они были вытеснены из государства Волжских булгар монголо-татарскими войсками или даже ещё позже – войсками Тамерлана в конце XIV в. Волжские булгары сложились в государство после принятия ими в 922 году ислама. Татары ушедшие в устье Чепцы, назывались серебряными или нукратскими булгарами, а предки бесермян, тоже булгары, стали называться мусульмане, или искажённо бусурмане – по нукратскому диалекту татар – бесермены (кестымские старожилы до сих пор их называют бычырмэннер). Язык нукратских татар и бесермян, конечно же, имел отличия: у бесермян, вероятно, в языке преобладала угро-финская компонента, при общности религии и татары и бесермяне прекрасно общались между собой. После появления деревень с крещёными бесермянами и деревень с бесермянами, исповедующими ислам, появились конфессиональные (т. е. религиозные) различия: за крещёного не выдавали замуж бесермянскую же девушку, но магометанку. Молодому человеку оставалось искать невесту в удмуртских деревнях, здесь не было религиозных запретов. А дальше просто: молодая мать со своим первенцем, конечно же, будет разговаривать на своем родном удмуртском языке. И так через несколько поколений крещёные бесермяне в семьях стали всё больше и больше разговаривать на удмуртском языке. Но татарский язык и татарские обычаи не забывали: пожилые бесермяне до настоящего времени после регистрации брака в ЗАГСе или после похорон тайком приглашают мулл или абыстаев для проведения мусульманских обрядов («Никах» или чтение «Ясина»), не забывают давать старым татарам «хэер» или «сэдака» (небольшое подаяние в виде пачечки чая, конфет, денег…), чтобы они прочитали соответствующую моменту молитву. Напечатана в газете Глазовского «Дома дружбы» «Радуга» от 16 мая 2008 года в № 3 (44).Кто вы, бесермяне? (Основной текст)До сих пор в мире ученых-этнографов идёт бесконечный спор: к какому этносу отнести небольшой народ по имени «бесермяне». Сейчас общепринято, что они часть удмуртского народа, некогда попавшего под влияния религии ислам, ведь они разговаривают на удмуртском языке, но с сохранением в языке компоненты тюрко(татарского) языка и в быту некоторых мусульманских обычаев. А на каком языке говорили несколько веков назад? Из материалов, полученных мною от доцента ГГПИ Д. Г, Касимовой: ГАКО. Ф. 176, оп. 8, д. 14: по ревизским сказкам 5-й (1795 г.) и 6-й (1811 г.) в починке на Убыти (на месте Палагая) служилые некрещеные бесермяне, всего около 84 мужских душ (всего жителей в починке могло быть от 160 до 200 человек); в деревне над Пажмой речкой ясашные некрещеные бесермяне; в Бугашуре (поч. Арахматовской) живут служилые татары Бузиковы. Из архивных документов: в деревне Починочной задолго до 1744 г. построена мечеть (из документов Св. Синода), в 1797 году в деревнях Палагайской и Кестымской соборные мечети, в 1817 г. в Палагае медресе, а в 1826 г. мечети записаны в деревнях Кестымской, Палагинской, Починошной, Засековской, Кесшурской и Парзинской. Могли ли удмуртскоязычные бесермяне за столь короткое в историческом плане время стать татароязычными мусульманами? По моему твердому убеждению, разделение бесермян на татароязычные и удмуртскоязычные этносы произошло по конфессиональному признаку. Обратимся к первоисточникам: П. Н. Луппов в документах № 92 (сс. 376, 393. 381), № 95 (с. 386) своего сборника «Документы по истории Удмуртии XV – XVII веков», Ижевск – 1958, в сыскных делах по восстанию на Вятке в 1635 г. и мздоимству Вятских, Слободских и Шестаковских городских воевод в 1636 и 1637 гг. пишет: « - И в сыску Каринские и Верхочепецкие татарские и отяцкие целовальники да татаровя Третьяк Касимов, …Зянбулат Бузюков (д. 92, 1635 г., с. 378)»; « да татарове Третьяк Касимов, …Зямбулат Бутюков (д. 95, 1636 г., с. 387)»; « да татаровя Кибикей Деветьяров, … Третьяк Касимов, … Зянбулат Бузюков (д. 96, 1637 г., с. 390)» - я здесь прослеживаю судьбу «татаровя» - татарина Зянбулата Бузюкова, предки которого через 170 лет появятся в починке Бугашур (Арахматовском починке или в Рахматовцах) как служилые татары Бузиковы. А в в переписи 1678 г. года в починке на реке Убыти записаны внуки бесермянина Зянбулата «Абашевы дети». В ревизских сказках (переписях) 1646 -1678 годов Зянбулат Бузюков со своей семьей записан как бесермянин. Я думаю, что эта путаница переписчиков не случайна: в XVII веке татары и бесермяне, не разделялись на 2 этноса: были какие-то различия в языке, вероятно, или в именах, поэтому переписчики в одной деревне одних записывали под названием «бесермяне», а в других – как «татаре», но все они были людьми с почти единым (тюрко)татарским языком. Татары с бесермянами в устье Чепцы появились ещё в домонгольский период, но не ранее XII – XIII веков, по другим источникам они были вытеснены из государства Волжских булгар монголо-татарскими войсками или даже ещё позже – войсками Тамерлана в конце XIV. Волжские булгары сложились в государство после принятия ими в 922 году ислама. Татары ушедшие в устье Чепцы, назывались серебряными или нукратскими булгарами, а предки бесермян, тоже булгары, но не имели тогда племённых имен, а так как они были магометане и такого же вероисповедания, как и нукратские татары, их стали называть мусульмане, или искажённо бусурмане – по нукратскому диалекту татар – бесермены (кестымские старожилы бесермян до сих пор называют бычырман). Язык нукратских татар и бесермян, конечно же, имел отличия: у бесермян, вероятно, в языке преобладала угро-финская компонента, при общности религии ислам, и татары и бесермяне прекрасно общались между собой. Современные учёные, смею я думать, не учитывают особенностей межпоселенных взаимоотношений в древности: тогда каждая деревня, каждый починок, обобщу: каждое племя! - были очень изолированными друг от друга. Практически к соседям можно было попасть только летом или зимой. Недаром все этнографы прошлого отмечают, что пожить в гостях в другой деревне менее трёх дней было нанесением обиды хозяевам. Ездили друг к другу очень редко. Каждая деревня имела свой говор, диалект, который не сглаживался в течение десятилетий, если не столетий. Тогда не было, говоря современным языком, средств СМИ – телефона, радио, телевидения, книг, газет, журналов, посредством которых сглаживаются все диалекты и говоры под единый язык, скажем, татарский или какой другой… Как пример приведу свои наблюдения более чем шестидесятилетней давности: в 1944 году к нам во второй класс прибыл Исмагиль Балтачев из д. Засеково. Его говор был настолько грубым на наш слух, что мы, его палагинские одноклассники, дразнили частушкой (я не помню, с чьёй подачи), буквально: «Когарчын коко салмасын, бабайлар чыгармасын. Икмак читка кетса кетсын, туфрак читка кетмасын!».В палагинском произношении эта строфа звучала бы так:“Күгәрчен күкәй салмасын, бәбәйләр чыгармасын. Икмәк читкә китсә китсен, туфрак читкә китмәсен!”Попробуйте, читатель, знающий татарский язык, прочитать, или ещё лучше, пропеть эти строфы под какую-нибудь простую татарскую мелодию вслух и Вы сразу поймете отличия в диалектах двух деревень того недавнего от нас периода... Сейчас уже нет таких сильных отличий в говорах: обучение в школах детей на татарском языке, радио, телевидение и другие СМИ совершенно сгладили наш язык: как говорится, мы все теперь (замечу, татары Юкаменской диаспоры) говорим на татарском языке почти на казанском диалекте. Кестымская диаспора татар до сих пор ещё не забыла свой древний нукратский (каринский) диалект, по крайней мере, большая часть пожилых деревенских татар в Кестыме, Татарских Парзях и некоторых других деревнях вблизи Кестыма (особенно хорошо сохранился древний диалект в семьях, переехавших в Глазов лет 50 назад – они буквально “законсервировали” свой язык). Попробую ту же строфу записать на кестымском диалекте:“ Күгерчэн күкэй салмасэн, балалар чыгермесэн. Экмек четкэ кетсэ кетсэн, туфрак четкэ кетмесэн !”.Конечно, это я пишу даже близко не по-кестымски, но когда Вы попробуете прочитать эту строфу вслух, то получите какое-то впечатление о древнем кестымском (нукратском) диалекте. Уверяю Вас, что кестымец даже слово “туфрак” произнесёт совершенно по своему! С открытием в середине XVII века Еловского и Уканского церковных приходов, появились бесермянские деревни с крещеным населением, и деревни с бесермянским же населением, но принявшими ислам. Эти деревни в XIX веке и позже стали называться татарскими деревнями. Примеры такого поселений – починок ^ У РЕЧКИ УБЫТИ и деревня над ПАЖМОЙ речкой. В 5-й (1795 г.) и в 6-й (1811 г.) ревизиях переписчики население этих деревень записывают как «служилые некрещёные бесермяне» (в будущем Палагае) и «ясашные некрещёные бесермяне» в деревне над ПАЖМОЙ речкой. За дальностью лет можно только предположить, что этой деревней над ПАЖМОЙ речкой могли быть современные деревни Муллино и Верхняя Пажма. Повторюсь: в Бугашуре (Рахматовцах) над той же Пажмой речкой в 1795 г. (12 жителей мужского пола в 4 дворах) и в 1811 г. (19 жителей м. п. в 4 дворах) записаны некрещёные служилые татары Бузиковы. Итак, какие же были темпы крещенья местных жителей на Чепце?Я воспользуюсь небольшой табличкой, опубликованной в юбилейном издании «Столетие Вятской губернии. Том II, Вятка, 1881. с. 773».Глазовский уезд число крещёных и некрещёных инородцев показывает следующая таблица:1782 1795 крещёные некрещёные крещёные некрещёные Вотяков 17 357 184 18 241 150 Бесермян 812 320 946 362 Татар 44 338 60 381 Как писал Штейнфельд в конце XIX века, не далее как в 4 или 5 верстах от татарской деревни на средней Чепце располагалась бесермянская деревня. В конце XIX века Штейнфельд под татарскими деревнями подразумевает деревни, в которых жители являются мусульманами, разговаривают на татарском языке, хотя они же сто лет назад в переписях отмечались некрещёными бесермянами. Теперь я коротко напишу о конфессиональных различиях. Как видно из вышеприведённой таблицы, на средней Чепце христианизации подверглись в первую очередь удмурты, затем бесермяне и в меньшей мере татары. В конце XVIII века это бесермяне Абашевы, Сабрековы, Балтачевы и др. из деревень Юкаменской диаспоры, татары из Каринского стана Слободского уезда ВГ, иммигрировавшие на земли средней Чепцы из Нукрата. Это Бузиковы (из Бугашура), Касимовы, Давлетьяровы и другие фамилии из кестымской диаспоры. На средней Чепце на рубеже XVIII и XIX веков действительно мало было населения, особенно татар и бесермян. К концу XIX века увеличение численности татарского и бесермянского населения происходил только за счет естественного прироста, причём, довольно бурного. В Памятной книжке и Календаре Вятской губернии на 1912 год статистики показывают такие данные: в Глазовском уезде татар было 9 997 человек (прирост по сравнению с 1795 годом более чем в 26 раз), бесермян – 9 459 человек (прирост по сравнению с 1795 годом тоже более чем в 26 раз!). А теперь представим себе деревню, заселённую крещёными бесермянами: за бесермянского юношу, достигшему брачного возраста, в татарских деревнях девушку замуж не выдают: «Как, правоверную за крещёного! Не положено!», хотя первоначально не было особых языковых барьеров: первые крещёные бесермяне и правоверные бесермяне, принявшие ислам, имели общий (тюрко)татарский язык. Можно жениться только «умыканием» или «уводом» невесты по согласию сторон, но это дело хлопотное и небезопасное! Молодому человеку оставалось искать невесту в удмуртских деревнях: здесь не было конфессиональных различий. А дальше просто: молодая мать со своим первенцем, конечно же будет разговаривать на родном удмуртском языке. И так поколение за поколением – в бесермянских семьях стали всё больше и больше разговаривать на удмуртском языке! Но татарский язык и татарские обычаи не забывали: Е.В. Попова отмечает, что бесермяне до сих пор после официальной регистрации брака в ЗАГСе (раньше – в церкви), или после похорон тайком приглашали мулл или абыстаев, чтобы они провели соответствующий исламским обычаям обряд («Никах», чтение «Ясина»). До сих пор пожилые бесермяне (крещёные) дают пожилым татаркам «хәер» или «сәдака» (небольшое подношение в виде пачки чая, конфет, небольшой суммы денег…), чтобы они прочитали соответствующую моменту молитвуПервоисточники:Касимова Диана Габдулловна, доцент ГГПИ. Она мне передала архивные справки ГАКО. Ф.176, оп. 1, д. 14 и др.Луппов П. Н. Сборник документов по истории Удмуртии XV-XVII вв. Ижевск. 1958.Попова Е.В. Семейные обычаи и обряды бесермян. Монография. Ижевск. 1998.Столетие Вятской губернии. Том II. Вятка. 1881. с. 773.Штейнфельд Н. П. Бесермяне. Опыт этнографического исследования. Календарь и памятная книжка Вятской губернии на 1895 г. Вятка. 1894.О бесермянах. Сборник статей. Ижевск. 1997.А.Галеев. 04.04.2008 г.Выписки из первоисточников (поиск ответа)Наконец-то я, кажется, нашёл ответ на свой же вопрос «Кто вы, бесермяне?». Совершенно уверен, что и удмуртские, и татарские учёные, задаваясь этим вопросом, глубоко не вникали в проблему появления этого небольшого этноса в начале второго тысячелетия нашей эры. Мой земляк Исмагил Хатимович Абашев, полковник в отставке и кандидат технических наук (с военным уклоном), живущий ныне в Пензе, дал мне познакомиться с очень интересной книгой «На стыке континентов и цивилизаций…» (из опыта образования и распада империй X-XVI вв.) – Москва: ИНСАН, 1996. – 768 стр. Муслимов И. Б. (составитель). К большому сожалению, тираж книги ничтожен для московского издания: всего 30 000 экземпляров. Я боюсь, что этот экземпляр, попавший в мои руки, единственный в Удмуртии, иначе удмуртские учёные за 12 лет что-нибудь да и написали бы о бесермянях, основываясь на выводах авторов этого удивительно богатого по содержанию сборника.^ Я сейчас сделаю довольно большие выписки:1) из второй книги этого сборника: «Волжская Булгария и Арабский халифат в Х в.» Автор Ковалевский А. П. «Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу». Харьков, 1956.(сс. 69, 70) « Тем временем царь булгар быстро завершал исламизацию. Как уже было сказано, прибывшие 12 мая 922 г. на север посольство халифа застало царя булгар в его ставке около Трёх Озёр, в расстоянии нескольких километров от Волги. В конце июня или в июле царь отправился от этих Трёх Озёр на север, к небольшой речке Джавшыр [Черемшан?], и потребовал, чтобы булгарские племена отправились туда вместе с ним. Там, по-видимому, должно было произойти окончательное всенародное принятие ислама. Посольство, конечно, поехало с царём. Вот что мы узнали об этом из сохранившегося текста Ибн-Фадлана: «И отъехал царь от воды, называемой Хеллече, к реке под названием Джавшыр и оставался около неё два месяца. Кроме того, он захотел, чтобы произошла перекочёвка (племён), и послал за народом, называемым суваз (сувар), приказывая им перекочевать вместе с ним. (Они) же отказали ему. И (они) разделились на две партии. Одна партия с разным (отребьем) и над ними (ещё раньше) провозгласил себя (самозванным) князем (некто) по имени Вырыг. И послал к ним царь и сказал: «Воистину, Аллах могучий и великий даровал мне ислам и верховную власть повелителя правоверных, и я - раб его (Аллаха), и это – дело, которое он возложил на меня, и кто будет мне противоречить, того я поражу мечом». Другая же партия была вместе с князем из (кочевого) племени, которого называли князем (племени) эскэл. Он был у него в повиновении, хотя ещё не принял ислама. Когда же он (царь) послал им (первой партии) это послание, то (они) испугались его намерения и все вместе поехали совместно с ним к реке Джавшыр». Название племени «суваз», вместо булгарской формы «сувар», нельзя объяснить ошибкой переписчика, поставившего лишнюю точку над арабской буквой «р». Это «з» не может быть также отражением произношения средне-азиатских тюрок, окружавщих Ибн-Фадлана. Хотя, как известно, булгаро-чувашскому «р» соответствует в других тюркских языках «з», но в этих последних имеется также и звук «р», а потому спутники Ибн-Фадлана, тюрки из Средней Азии, всё же не стали бы произносить местное название племени «сувар» или реки «Джавшыр», как «суваз» и «Джавшыз». Следовательно у Ибн-Фадлана мы имеем здесь передачу местных диалектальных различий, причём форма «суваз» соответствует совремённому названию чуваш – «чаваш». Надо полагать, что после угроз булгарского царя за ним последовала лишь часть племени суваз, вероятно, главым образом знать. Основная же масса отказалась принять ислам и постепенно стала переходить в более отдалённые места на запад, на правый берег Волги. Эта часть и сохранила прежнее название сувас-чуваш. Оставшаяся часть составила основу населения княжества Сувар [Суваз] и в дальнейшем слилась с булгарами». Примечание 1 (– А. Х.): Пока же запомним следующее: в 922 году на севере ^ Булгарского царства в присутствии Багдадского посланника араба Ахмада Ибн-Фадлана некоторые булгарские племена, вернее, часть их, не захотела принять ислам от булгарского царя и они постепенно стали переходить на правый берег Волги и ушли дальше на запад и в дальнейшем стали основой народа под названием «чуваши». Оставшаяся с булгарским царём часть племени «суваз-сувар» - «сувас – чаваш», в основном, знать, приняла ислам и осталась жить на севере Булгарского царства. Можно предположить, что оставшаяся часть племени могла получить официальное название «царские булгары». Следующая выписка из той же книги: «Д-р Эренжен Хара-Даван. Чингис-хан как полководец и его наследие. Культурно-исторический очерк Монгольской империи XII-XIV века. В двух частях с приложениями и иллюстрациями. Издание автора. Белград. 1929».(с. 225): «Поход в восточную Европу был решён ещё после набега, произведённого в 1222 и 1223 годах [через северный Кавказ], причём было предопределено, что имеющие быть завоеванными в Европе земли отойдут к уделу Джучи. За смертью последнего этим улусом владел его сын Батый которому, таким образом, принадлежала главная роль в намеченном мероприятии. Батый был облечён званием главнокомандующего, в помощь ему был дан Субедей как уже побывавший в восточной Европе, а потому хорошо знакомый с местными условиями. (сс. 227-228): Армия [Батыя] выступила ранней весной 1236 года с верховьев Иртыша и Западного Алтая. Пройдя широким фронтом через исторические Урало-Каспийские ворота, она в июне была уже на Волге. Здесь с частью её сил был отделён Субедей для наказания Камских булгар, с которыми монголы имели счёта ещё со времени набега 1223 г. А именно, тогда, при прохождении около границ болгарской земли, отряд Джебе и Субедея подвёргся с их стороны нападению и понёс урон.За это им было теперь жестоко отомщено. По историческим данным они подверглись почти поголовному истреблению, и только небольшому числу нарочно оставленных в живых была предоставлена возможность бежать перед монголами, распространяя весть об участи народа Камских болгар. Такая жестокость в самом начале похода диктовалась, конечно, не одной только жаждой мести, но и желанием внушить спасительный страх будущим противникам».Примечание 2 (- А. Х.): Разгромив государство Камских болгар (булгар), войска Субедея тогда не стали форсировать Каму и дали возможность закамским булгарам и той части булгар левобережья Камы, которые спаслись от монголов и успели переправиться на правый берег Камы, нести страх впереди монгольских войск. Можно предположить, что именно в 1236 году и позже, начался исход северных булгар вверх по реке Вятка до земель вблизи устья реки Чепца. В составе убежавших от монгольских войск были и собственно булгары-мусульмане, и булгарские же племена, тоже мусульмане, но потомки племени «суваз-сувар» или «сувас-чаваш». Первых впоследствии стали называть татарами, а вторых – бесермянами. Реку Вятку булгары называли река Нукрат (Нохрат) – река Серебряная, поэтому переселившихся в устье Чепцы стали называть общим этнонимом нукратские татары. Пришедшие вместе с ними «суваз-сувар» или « сувас-чаваш», т. е. бесермяне, селились или отдельными деревнями, или в одной и той же деревне с татарами – татары по одной стороне улицы, бесермяне – по другой стороне, или в бесермянских «концах» деревни. Впоследствии эти поселения примерно в 15 верстах выше устья Чепцы стали называть Каринским станом. Этноним «бесермяне-мусульмане» «сувазам-суварам», скорее всего дали правобережные чуваши, которые так и не приняли ислам. Через несколько столетий правобережные (на Волге) чуваши русскими миссионерами были подвергнуты крещению. Крещёные чуваши стали называть своих бывших соплеменников «мусульман-мысылман-бысырман-бесерман». До недавнего времени кестымские татары бесермян называли на своём диалекте «бычырман-пычырман», (хотя надо отметить, диалект кестымских татар полностью соответствует диалекту нукратских татар: деревню Кестым основали выходцы из Каринского стана).2) из книги татарского учёного филолога Р.Ф. Марданова: « Раиф Мәрданов, Ирек hадиев. Әгерҗе төбәге тарихы. Казан. 2003”.Стр. 1): «Әгерҗе төбәгенең Иж hәм Биме елгалары буйларында урнашкан күп кенә авылларының тарихы Нократ татарларына бәйле. XIX йөздә төбәкне тикшеручеләр дә бу тирәдәге авылларның бик әүвәлдә нигезләнгәнлекләрен язып калдырганнар. Бу тирәдәге татар авылларын hәм, гомумән, анда торучы татарларны якындагы чирмешләр hәм удмуртлар “почорман” (мөселман) дип йөртәләр. Ә Нократ татарлары арасында “бисермән” дип аталган этник төркем элек тә булган hәм хәзер дә бар. Аларны да Нократ татарлары “почорман” дип йөртәләр”.Перевод: “^ Марданов Раиф Фатхуллович, Хадиев Ирек Габделхаевич. «История населённых пунктов Агрызского района. Казань. 2003 (на татарском языке)».Стр. 12: «История возникновения многих деревень Агрызского района на берегах рек Иж и Бима [лев. приток р. Кырыкмас] имеет непосредственную связь с Нукратскими татарами. Учёные XIX века в своих записях отмечали, что эти деревни появились очень давно. Живущие в соседних деревнях удмурты и мари жителей этих деревень называли «почорман» (мусульман). Среди Нукратских татар этническая группа под названием «бесермяне» была и в древности, да и теперь они есть. Их до сих пор Нукратские татары называют «почорманы».3) из сборника «Документы по истории Удмуртии XV – XVII веков. Составитель доктор исторических наук П. Н. Луппов. Ижевск. 1958».Стр. 21: «Кроме русских в Вятской земле в конце XIV века поселились ещё некоторые арские князья, выходцы из южного правобережья Камы. Арами татары называли вотяков (удмуртов). Слова «арские князья» означали, таким образом, князей, владевших удмуртами в южном правобережье Камы. Центром арян южного побережья Камы был г. Арск (на реке Казанке), устроенный в конце XIII в. или начале XIV в. Как и почему эти князья поселились в Вятской земле? Здесь возможны два предположения, или арские князья принимали участие в походе татарского царевича Бекбута в 1391 г. на Вятку и, по окончании его, на правах победителей остались здесь навсегда, или, может быть, Суздальский князь Семён Дмитриевич, сделавшись владетельным князем Вятки, предоставил им поселиться в Карине в оплату за участие их в предпринятом им совместно с татарским царевичем Сентяком походе на Нижний Новгород с целью его захвата. Карино, в котором поселились арские князья, находилось в 15 км от устья р. Чепцы, где был устроен в XIV в. Никольский погост, послужившим местом укрытия жены князя Семёна от Московского великого князя. Предоставляя это место для жительства арским татарам–князьям, не рассчитывал ли князь Семён на то, что эти князья в случае нужды окажут помощь в оберегании его жены от великого князя Московского? Примечание 3 (- А. Х.): П. Н. Луппов переселение татар с правобережья Камы на Вятку относит концу XIV века. У него же на с. 18 отмечается, что «В русских летописях упоминания о русском населении по р. Вятке начинается встречаться лишь со второй половины XIV века». На стр. 19 П. Н. Луппов пишет: «В самом деле, летописи имели основание в начале ХV века считать Вятскую землю землей татарской, так как с 1392 г. по приказанию хана Тохтамыша, вся она была полонена татарским царевичем Бектутом, а на устьи р. Чепцы в древнее время действительно была построена церковь во имя Николы, почему и погост здесь назывался Никольским или Николо-Чепецким». У П. Н. Луппова в документе № 77 на с. 349 говорится: «Духовная грамота Московского Великого князя Ивана Васильевича от 1504 года (извлечение): «Да сыну же своему Василию даю Вятцкую Землю всю, городы и волости и со всем, что к ней потягло, и с Арскими князьями, как было при мне». Примечание П. Н. Луппова: «Под арскими князьями в этой духовной грамоте разумеются татарские князья и мурзы, поселившиеся ещё в прежние времена на территории Вятской земли и в селении Карино и около него, почему она назывались также и Каринскими татарами».В следующем документе № 78 у П.Н. Луппова на с. 349 приведена «Грамота Московского Великого князя Василия на Вятку наместнику г. Слободского Гавриилу Мансурову от 29 июня 1522 года о привлечении татарских Каринских князей, удмуртов и чуваш к участию в постройке в г. Слободском городских укреплений, в очистке его улиц в осадное время и в охране города». На обороте этой грамоты в 1534 году было помечено (с. 350): «Князь Великий всея Русии», а ниже: «Князь Великий Иван Васильевич всея Руси по сей грамоте пожаловал вятчан слобожан, сея у них грамоты рушити не велел никому ничем, а Каринским князем и чювашем и вотяком, которые живут в Слободском и в уезде, велел у них ходить о всем потому, как в сей грамоте писано. Писано на Москве лета 7042 [1536 г.] июня в 18 день».Скорее всего более прав доктор Эренжен Хава-Даван, который пишет, что татары правобережья Камы вместе с тюркским племенем «суваз-сувар» или «сувас-чаваш» ушли от войск монгольского хана Субедея после разгрома ими Камских болгар в 1236 году [на север по реке Вятка (у булгар река Вятка – это река Нухрат или Нократ – река Серебряная) – А. Х.]. Правоту д-ра Эренжен Хава-Давана косвенно подтверждает сам П. Н. Луппов выписывая документ № 16 на стр. 90: «Грамота того же Московского Великого князя арским князьям в Вятке Шайсламу с братьями от 1548 г. 20 июля о пожаловании их жеребьём умершего их брата Мусы – поместьем в Карине и земельными угодьями на реке Чепце, а также правом ведать и судить «Беляков, Вотяков и Чуваш и пошлину на них имать».Примечание 4 (- А. Х.): В документе № 16 (с. 90) у П.Н. Луппова говорится о чувашах, но ведь по д-ру Эвенжену Хава-Давану после разгрома Камских булгар часть булгар (потом их назовут татарами) вместе с тюркским племенем «суваз-сувар» или «сувас-чаваш» уйдут от татаро-монгольских войск «с внушённым спасительным страхом»? Это то племя по Ахмеду Ибн-Фадлану, часть которых болгарский царь в 922 году заставил принять ислам. Потомков этих «сувас-чаваш» в 1548 году в грамоте Московского Великого князя назвали «чувашами».Примечание 5 (- А.Х.): В документе П.Н. Луппова № 7 (с. 67) «Статьи Соборного Уложения 1648 г. о поместных землях: Ст. 44. А которые князи и мурзы и татарове и мордва и чуваша и черемисы и вотяки крестятся в православную веру, и у тех новокрещённых поместных земель не отымать и татаром не отдавать». В этом документе 1648 года, которое было, очевидно, опубликовано в Москве, бесермяне всё ещё называются чувашами. В документе № 51 (с. 179) у П. Н. Луппова в списке с дозорных книг (переписей) записаны: «Удмурты и татары и бесермяне (чуваши) Каринского стана Хлыновского уезда в 1615 году», и в документе № 59 (с. 207) у него же: «Удмурты, татары и бесермяне (чуваши) Вятской земли по переписи 1646 года», этноним чуваши пишется в скобках, как будто этот этноним употребляется как пояснение к этнониму бесермяне Но в документе № 60 (с. 246 у П.Н. Луппова) «Приставные дворы в Каринской и Верхочепецкой волости у удмуртов и бесермян по переписи 7170 (1662) г.» и в документе № 61 (с. 263) «Удмурты, татары и бесермяне Каринской волости Хлыновского уезда 186 (1678) г. по переписи Михаила Воейкова и подъячего Фёдора Прокофьева» этноним чуваши уже не употребляется. Далее на с. 329 П. Н. Луппов, обобщая все переписи, начиная с 1615 г. до 1678 г. пишет: «По всей этой территории (от Карино и вверх по Чепце вплоть до селения Балезино) были зарегистрированы все народности, проживавшие на ней: удмурты, татары, бесермяне (или чуваши) и русские ». П. Н. Луппов находит нужным этноним бесермяне пояснить в скобках или чуваши. В документе № 53 (с. 195 у П.Н.Луппова) «Выписка из писцовой книги 1629 г. Афанасия Толочанова и Андрея Иевлева о числе татарских, удмуртских и чувашских (бесермянских) жилых дворов и о количестве у них пашни в Каринском стане, Хлыновского уезда сделанная в Новгородском приказе в 1694 году. В Каринской же волости и верх Чепцы дворы и пашня бесермян и отяков и чуваш 21 погост, да 17 деревень с полудеревнею, да 15 починков да займище» этноним чуваши в скобках поясняется как этноним бесермяне. В примечании П. Н. Луппова к документу № 53 (с. 196) поясняется: «В этой выписке обращает на себя внимание термин чуваш и бесермян. В одном случае они упоминаются отдельно, а в других – только чуваши (без бесермян). Очевидно, употребляется этот термин для выражения одной и той же народности».Кто же вы, бесермяне? (Попытка найти ответ)Для газеты Изучив доступную мне научную литературу, я пришёл к выводу, что бесермяне это часть племени «сувар-суваз-чаваш-чуваш», которых в 922 году царь волжских булгар [по имени Алмас] принуждал принять ислам. Часть этого племени, так же тюркоязычного, отказалась и ушла на правый берег Волги и впоследствии их стали называть «чувашами». После крещения .в XVI –XVIII вв. русскими миссионерами они образуют совремённую Чувашию. Другая часть, в основном знать, приняла ислам. Они жили тогда в районе древней столицы Волжской Булгарии Великий город или Булгар (совр. г. Болгар), здесь нет общего мнения татарских учёных – многие считают, что столица была на месте совремённого города Билярск и сохранившегося до наших дней села Три Озёра недалеко от устья Камы на её левом берегу. После разгрома Булгарского государства войсками Батыя в 1236 году, часть царских подданных булгар (будущих татар) и мусульмане «суваз-чаваш-чуваш», гонимые страхом перед захватчиками, перешли на правый берег Камы и ушли по реке Вятке вверх до устья реки Чепца. В 15 километрах от её устья впоследствии образуется Каринский стан по названию первого поселения Карино. Булгары реку Вятку называли река Нукрат (или Нухрат) – река Серебряная, впоследствии этих татар стали называть нукратскими татарами. Ушедшие вверх по Вятке татары, будучи привилегированными подданными булгарских царей, получили название царских князей, а мусульмане «сувазы-чуваши», в отличие от отделившихся от них язычников – соплеменников, ушедших на правый берег Волги, стали называться на разных диалектах «мусульман-мысылман-бычырман-бесерман» - бесермянами. Вероятно, у этого племени были какие-то языковые отличия от булгар, весьма возможно, в языке «суваз-чуваш» присутствовала древняя угро-финская компонента. . Вплоть до начала XVIII века в исторической литературе нукратских татар называли мурзами (мурза у татар – дворянское сословие). Они, как и русские дворяне, исстари имели фамилии, например, Касимовы, Деветьяровы (Давлетяровы) и другие. Интересно, что и каринские бесермяне так же имели очень древние фамилии: это Абашевы, Сабрековы, Араслановы и другие. «Другая часть, в основном, знать, приняла ислам» - не поэтому ли и бесермяне исстари имеют фамилии? Взаимоотношения между нукратскими татарами и бесермянами были феодальными, но не рабскими (о рабских взаимоотношениях между каринскими татарами и бесермянами в XIX в писал Штейнфельд). В Карино и образовавшихся вокруг него деревнях татары и бесермяне жили или в одной деревне - на одной стороне улицы жили татары, на другой (или в «концах») –


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Печорин - герой своего времени
Реферат Dysfunction In Canadian Short Stories Essay Research
Реферат Учет материально-производственных запасов Организация складского
Реферат Планирование молочно-мясного скотоводства в ЗАО Большеатмасское
Реферат Ситуационные методы влияния на презентации
Реферат «Модернизация социально-экономической сферы общества и проблемы современного образования»
Реферат Построение сетевого графика
Реферат Серебряный век русской поэзии: А. Ахматова
Реферат Альтернативные формы обучения в дошкольном образовании
Реферат Организация соревнований по подвижным играм
Реферат Chemicals Essay Research Paper Chemical and Biological
Реферат Конституция Российской Федерации
Реферат Капитальные вложения в СПК Зубревичи Оршанского района Витебской области
Реферат Просвещенный абсолютизм в России: особенности, содержание, противоречия
Реферат Отопление и вентиляция жилого здания