Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Программывступительных испытанийв РГПУ им. А. И. Герценав 2009 годуСОДЕРЖАНИЕ I. Предметы гуманитарного цикла 3Программа по литературе 3Программы по иностранным языкам 5Программа по английскому языку 5Программа по испанскому языку 9Программа по немецкому языку 12Программа по французскому языку 15Программа по финскому языку 17Программа по истории России 19Программа по обществознанию 38 II. Предметы естественнонаучного цикла 42Программа по биологии 42Программа по географии 50Программа по математике 54Программа по физике 58Программа по химии 63Программа по информатике и ИКТ 68 ^ I. Предметы гуманитарного цикла Программа по литературе А. С. Грибоедов. Горе от ума.А. С. Пушкин. Евгений Онегин. Лирика: Вольность. К Чаадаеву. Деревня. «Свободы сеятель пустынный…». К *** («Я помню чудное мгновенье…»). 19 октября («Роняет лес багряный свой убор…»). Пророк. И.И.Пущину. «Во глубине сибирских руд…». Арион. Поэт («Пока не требует поэта…»). Анчар. Поэт и толпа. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». «Я вас любил: любовь еще, быть может…». Поэту. Мадонна. Элегия («Безумных лет угасшее веселье…»). «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…». «…Вновь я посетил…». («Из Пиндемонти»). «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (и другие стихотворения по выбору абитуриента). ^ Тематика вопросов по лирике А. С. Пушкина: тема свободы, тема любви, тема дружбы, философская лирика, поэт и поэзия.М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени. Лирика: 1831-го июня 11 дня. К***(«Я не унижусь пред тобою…»). «Нет, я не Байрон, я другой…». Желанье. Парус. Смерть поэта. Бородино. Узник. «Когда волнуется желтеющая нива...». Дума. Поэт. Молитва («В минуту жизни трудную…»). «Как часто, пестрою толпою окружен…». И скучно и грустно. Тучи. Родина. «На севере диком стоит одиноко…». Утес. «Нет, не тебя так пылко я люблю…». «Выхожу один я на дорогу…». Пророк (и другие стихотворения по выбору абитуриента). ^ Тематика вопросов по лирике М. Ю. Лермонтова: романтические мотивы; поэт и его поколение; тема родины; тема любви; философская лирика.Н. В. Гоголь. Мертвые души. Шинель. ^ А. Н. Островский. Гроза. Бесприданница.И. А. Гончаров. Обломов.И. С. Тургенев. Отцы и дети.Ф. И. Тютчев. Весенняя гроза. «Как океан объемлет шар земной…». Silentium! «Тени сизые смесились…». «О чем ты воешь, ветр ночной?..». «Не то, что мните вы, природа…». День и ночь. «О, как убийственно мы любим…». Наш век. Предопределение. Последняя любовь. «Есть в осени первоначальной…». «Нам не дано предугадать…» (и другие стихотворения по выбору абитуриента).^ Тематика вопросов по лирике Ф. И. Тютчева: тема природы, тема любви, философская лирика.А. А. Фет. «На заре ты ее не буди…». «Я пришел к тебе с приветом…». Пчелы. «Какое счастие: и ночь, и мы одни!». «На стоге сена ночью южной…». «Зреет рожь над жаркой нивой…». «Сияла ночь. Луной был полон сад…». «Это утро, радость эта…». «Я тебе ничего не скажу…». «Жду я, тревогой объят…»…» (и другие стихотворения по выбору абитуриента).^ Тематика вопросов по лирике А. А. Фета: тема природы, тема любви.Н. А. Некрасов. Тройка. Родина. «Если, мучимый страстью мятежной…». «Еду ли ночью по улице темной…». «Блажен незлобивый поэт…». Несжатая полоса. Забытая деревня. Поэт и гражданин. Размышления у парадного подъезда. «Надрывается сердце от муки…». Железная дорога. Элегия («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). Пророк (и другие стихотворения по выбору абитуриента).^ Тематика вопросов по лирике Н. А. Некрасова: изображение крестьянства, гражданственность, поэт и поэзия, женская доля.М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки (2–3 по выбору).^ Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание. Л. Н. Толстой. Война и мир.А. П. Чехов. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Ионыч. Вишневый сад.^ И. А. Бунин. Темные аллеи (2–3 рассказа по выбору). Поэзия «серебряного века»: И. Анненский, К. Бальмонт, В. Брюсов, Н. Гумилев, Ф. Сологуб, В. Хлебников, М. Цветаева – и другие по выбору абитуриента.А. А. Блок. Двенадцать. Лирика: Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (стихотворения по выбору). Фабрика. «Девушка пела в церковном хоре…». Русь. Незнакомка. В ресторане. «Как тяжко мертвецу среди людей…». «О доблестях, о подвигах, о славе…». «О, я хочу безумно жить…». Россия. На поле Куликовом. На железной дороге (и другие стихотворения по выбору абитуриента). ^ Тематика вопросов по лирике А. А. Блока: символизм; образ Прекрасной Дамы, тема родины; образ страшного мира; тема любви. М. Горький. На дне.С. А. Есенин. Лирика природы – по выбору абитуриента. «Гой ты, Русь, моя родная...». «Я покинул родимый дом...». «Я последний поэт деревни...». «Не жалею, не зову, не плачу…». «Заметался пожар голубой…». «Ты такая ж простая, как все…». Русь советская. Русь уходящая. Письмо к женщине. «Шаганэ ты моя, Шаганэ…». «Неуютная жидкая лунность...» (и другие стихотворения по выбору абитуриента). ^ Тематика вопросов по лирике С. А. Есенина: тема природы; тема родины; «Русь уходящая»; тема любви.В. В. Маяковский. Облако в штанах. Лирика: А вы могли бы? Нате! Послушайте! Скрипка и немножко нервно. Лиличка! Приказ по армии искусств. О дряни. Прозаседавшиеся. Юбилейное. Разговор с фининспектором о поэзии (и другие стихотворения по выбору абитуриента). ^ Тематика вопросов по лирике В. В. Маяковского: особенности ранней лирики; тема любви; сатирические мотивы; поэт и поэзия. М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита.^ А. А. Ахматова. Реквием. Лирика: Любовь. «Сжала руки под темной вуалью...». Песня последней встречи. Музе (1911). Смятение. «Я не любви твоей прошу...». «Мне голос был. Он звал утешно…». «Не с теми я, кто бросил землю…». Муза (1924). Цикл «Тайны ремесла». Мужество. «А вы, мои друзья последнего призыва…» (и другие стихотворения по выбору абитуриента).^ Тематика вопросов по лирике А. А. Ахматовой: тема любви; патриотическая лирика; образ музы; тема творчества. А. Т. Твардовский. Василий Теркин.М. А. Шолохов. Тихий Дон. Поднятая целина (по выбору абитуриента).^ А. И. Солженицын. Один день Ивана Денисовича.Великая Отечественная война в русской литературе (В. Астафьев, К.Симонов, В. Некрасов, В. Кондратьев, В. Быков, Б. Васильев, В. Распутин, В. Гроссман – и другие по выбору абитуриента).^ Рекомендуемая литература Лебедев Ю. В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10-х классов. В 2-х ч. – М., 1994.Литература. 11 класс. Учебник для образовательных учреждений. В 2-х частях. Под ред. В. Г. Маранцмана. – М., 2002. Роговер Е. С. Русская литература 1-й половины XIX века. – М.–СПб., 2005.Роговер Е.С. Русская литература 2-й половины XIX века. – М.–СПб., 2005.Роговер Е. С. Русская литература XX века. – М., 2004. Русская классическая литература в оценке критиков и писателей 19 в.: учеб пособие. Под ред Т. М. Балыхиной и Е. Н. Барышникова. – М., 2000.Русская литература ХХ века: 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. В 2-х частях. Под ред. В. В.Агеносова. – М., 1998. «Сквозь даль времен». Учебник по литературе для 10 класса в 2-х томах (под ред. В. Г. Маранцмана). – СПб., 1996.Торкунова Т. В. Как писать сочинение. – М., 2001. Черняк М. А. Современная русская литература. – М.–СПб., 2004. Программы по иностранным языкам Программа по английскому языку 1. Фонетика Владение всеми фонемами и их вариантами в рамках произносительной нормы.Владение основными видами интонации (восходящий / нисходящий тон) и правильное употребление интонации в утвердительных, повествовательных, вопросительных предложениях. Владение логическим и эмфатическим ударением.2. Грамматика Морфология Артикль Определенный, неопределенный и нулевой артикль. Артикль с именами собственными, названиями национальностей, географическими названиями, названиями частей суток, абстрактными и вещественными именами существительными. Имя существительное Употребление существительных (собственных и нарицательных, исчисляемых и неисчисляемых, в единственном и множественном числе).Употребление простых, производных и составных существительных. Имя прилагательное Употребление простых, производных и составных прилагательных в положительной, сравнительной и превосходной степенях. Местоимение Личные местоимения (в именительном и объектном падежах). Притяжательные местоимения. Абсолютная форма притяжательных местоимений. Указательные местоимения (единственное и множественное число). Возвратные местоимения. Вопросительные местоимения. Неопределенные местоимения и их производные. Местоимения one, it, none.Числительное Употребление количественных и порядковых числительных в их синтаксических функциях.Глагол Употребление простых, производных и составных глаголов (правильных/неправильных, переходных) в изъявительном, сослагательном и повелительном наклонениях.Знание и употребление основных временных групп глагола Indefinite/Simple, Continuous/Progressive, Perfect, Perfect Continuous/Perfect Progressive в действительном залоге и всех временных форм в страдательном залоге. Употребление утвердительной, отрицательной и вопросительной форм каждой временной группы. Употребление различных вопросительных конструкций (общий, альтернативный, разделительный и специальный вопрос). Разные способы передачи будущего времени в современном английском языке. Специфика употребления глаголов to be, to have (have got), to do, to feel, to think.Употребление модальных глаголов can – could, may – might, must, should, ought to, to have to (have got to), need.Употребление фразовых глаголов типа put on, look at etc. Употребление неличных форм глагола (инфинитив, герундий, причастие I, причастие II) в основных формах и функциях.Умение узнавать основные конструкции с неличными формами глагола.Наречие Наречия времени, места, образа действия, меры и степени. Степени сравнения наречий. Место наречий в предложении. Наречия, определяющие прилагательные, глаголы, причастия. Предлог Предлоги места, направления, времени (и их отсутствие).Специфика предлогов for, during, from, since, in, on, at, to, into, out of, about, of, with, by.Словообразование Моделирование существительных с помощью суффиксов: -еr, -ing, -menty -non (sion), -ness, -ity, -ism, -(i)ty; прилагательных с помощью суффиксов: -у, -less, -able, -full, ic/ ical, -al, -ish, -от; числительных с помощью суффиксов: -teen, -ty, -th; глаголов с помощью суффиксов: -en, -ize.Знание префиксов un-, in-, im-, it-, ir-, re-, dis-.Конверсия. Словосложение.Синтаксис Употребление простого (нераспространенного, распространенного предложения) с глагольным и именным сказуемыми. Употребление безличных предложений типа: It is cold. It always snows here in winter.Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, типы придаточных предложений, функции союзов.3. Лексика Знание 2000 лексических единиц в рамках пройденной тематики. Тематика устной речи включает следующие блоки:– абитуриент и его окружение; – родная страна;– страна изучаемого языка; – научно-технический прогресс.Знание языковых средств выражения различных коммуникативных актов: выражение согласия, несогласия, приветствия, возражения, одобрения, благодарности.Список Рекомендуемой литературы Агабекян И. П., Коваленко П. И. Устные темы по английскому языку и все для успешной сдачи экзамена. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. Афанасьева О. В., Сааякян А. С. Английский язык для школьников и абитуриентов. – М., 2006.Афанасьева Н. Р., Гичева Н. Г., Гоголь О. В., Дворжец О. С. Тесты для подготовки к ЕГЭ по английскому языку. – М.: Айрис, 2005. Базанова Е. М., Фельснер И. В. Английский язык для школьников старших классов, поступающих в вузы – М.: Дрофа, 2002.Борисов В. С., Борисова Л. М. Вступительный экзамен по английскому языку. – М.: Ступени – Инфра, 2002.Голицинский Ю. Грамматика. Сборник упражнений для школьников. – СПб.: Каро, 2006.Голицинский Ю. Пособие по разговорной речи для школьников. – СПб.: Каро, 2006.Голицинский Ю. Spoken English. Пособие по разговорной речи. – СПб., 2007.Гоцкевич М. А. Топики, упражнения, диалоги. – СПб.: Каро, 2005.Drosdova G., Mailova V. English grammar with a separate key volume. – СПб.: Триада, 1998. Drosdova G., Mailova V. English through reading. – СПб.: Триада, 1998.Занина Е. 95 устных тем по английскому языку. – М., 2007.Журина Т. Ю. Английский язык. Тематический сборник для подготовки к устному экзамену по английскому языку за курс средней школы. – М.: Дрофа, 2003.Ионина А. А., Саакян А. С. Английская грамматика, теория и практика. – М.: Айрис-Пресс, 2003.Кинцлер Ивона. 100 тем на английском языке для школьников и всех, изучающих английский язык. – Калининград: Янтарный сказ, 2002.Костыгина С. И. Учебное пособие-справочник для поступающих в вузы. – СПб., 2003. Кошманова И. Тесты по английскому языку. Орфография. Лексика. Грамматика. – М.: Айрис, 2006.Красюк Н. И. Устный экзамен по английсому языку. – Минск, 2004.Миловидов В. Л. Десять консультаций по английскому языку для школьников. – М.: Лист Нью, 2003.Миньяр-Белоручев А. П. Английский язык для школьников и абитуриентов. – М., 2004.Миньяр-Белоручева А. П. 120 topics. Сборник тем по английскому языку. – М., 2007.Митрофанова И. С. Английский язык. Весь курс. Для выпускников и абитуриентов. – М., 2007.Павлоцкий В. М. Test Your English. – СПб.: Каро, 2005.Романова Л. Практическая грамматика английского языка. – М.: Айрис-Пресс, 2003.Романова Л. И. Английская грамматика в тестах. – М., Айрис-Пресс, 2004.Романова Л. И. Английская лексика в тестах. – М., Айрис-Пресс, 2004.Сушкевич А. С. и др. Английский язык. Устные темы. – Минск, 2002.Тверьянович К. Устные темы. Английский язык для школьников. – СПб.: Каро, 2003.Фищук Л. Г. Типовые задания и упражнения для подготовки к экзамену. – Ростов-на-Дону, 2004.Хведченя Л. В., Хорень Р. В. Английский язык для поступающих в вузы. – Минск, 2003.^ Программа по испанскому языку Абитуриент, сдающий вступительный экзамен по испанскому языку, должен продемонстрировать знания, соответствующие программе средней общеобразовательной школы.1. Фонетика Реализация гласных и согласных звуков, а также их сочетаний в рамках произносительной нормы; правила связи звуков при чтении. Словесное, фразовое, логическое ударения. Синтагматическое членение предложения, паузы, основные мелодические рисунки повествовательного, вопросительного и восклицательного типов предложений.2. Грамматика Орфография и пунктуация: правописание согласных, графическое ударение, прописные буквы. Оформление прямой речи, вопроса и восклицания. Основные правила употребления знаков препинания в различных типах предложений. Морфология: знаменательные и служебные части речи в испанском языке.^ Имя существительное: род и некоторые особенности его выражения у одушевленных существительных; число существительных; существительные, которые употребляются только в единственном или только во множественном числе.Местоимение: личные местоимения (беспредложные и предложные формы). Безударные формы личных местоимений (личные местоимения в роли косвенного и прямого дополнений) и особенности их употребления. Ударные формы личных местоимений, их употребление. Возвратные местоимения. Притяжательные, указательные, вопросительные, относительные, неопределенные и отрицательные местоимения и особенности их употребления. Случаи согласования в роде и числе этих разрядов местоимений с существительными.^ Имя прилагательное: род и число прилагательных. Согласование прилагательного с существительным. Усеченная форма прилагательных. Место прилагательного относительно существительного. Степени сравнения прилагательных.Глагол: знаменательные и вспомогательные глаголы, личные и безличные глаголы, местоименные глаголы; глаголы типового, отклоняющегося и индивидуального спряжений. Грамматические категории глагола: лицо, число, время, вид, наклонение (изъявительное, сослагательное, повелительное, потенциальное), активный залог и пассивный (причастная и местоименная формы).^ Изъявительное наклонение (Indicativo): oбразование и употребление Presente, Pretérito Perfecto, Futuro Simple; Pretérito Simple, Pretérito Imperfecto, Pretérito Pluscuamperfecto всех видов глаголов. Согласование в плане настоящих и прошедших времен. Употребление времен в косвенной речи.^ Сослагательное наклонение (Subjuntivo): Presente de Subjuntivo, Pretérito Perfecto de Subjuntivo, Pretérito Imperfecto de Subjuntivo, Pluscuamperfecto de Subjuntivo. Употребление сослагательного наклонения в простых и сложноподчиненных предложениях. Правила согласования.^ Повелительное наклонение (Imperativo): образование и употребление утвердительных и отрицательных форм императива всех видов глаголов. Особенности их употребления с безударными формами личных местоимений.^ Потенциальное наклонение (Potencial o Condicional): образование и употребление Potencial Simple.Неличные формы глагола: инфинитив, причастие, герундий.Инфинитив: грамматизированные и перифрастические конструкции с инфинитивом; связные и абсолютные обороты с инфинитивом; конструкция“acusativo con infinitivo”.Причастие: образование причастий (правильные и неправильные формы). Свойства причастия как определения. Конструкция estar + participio, ее особенности. Связные и абсолютные обороты с причастием.Герундий: формы и особенности употребления. Связные и абсолютные обороты с герундием. Числительное: количественные и порядковые числительные, особенности их употребления.^ Наречие: качественные наречия. Степени сравнения качественных наречий. Обстоятельственные наречия. Образование наречий.Артикль: определенный и неопределенный артикли, их формы и основные случаи употребления. Артикль среднего рода lo. Опущение артикля.Предлоги: конкретные и абстрактные, простые и сложные. Их значения и основные случаи употребления.^ Союзы: сочинительные и подчинительные. Союзные слова.Междометия: виды междометий.Словообразование: суффиксация, префиксация, словосложение.Cинтаксис: порядок слов в предложении. Типы предложений. Простое предложение. Согласование подлежащего и сказуемого. Сложное предложение: сложносочиненное и сложноподчиненное предложение. Косвенная речь.3. Лексика Активное владение примерно 2000 лексических единиц в рамках тематики устного высказывания: – абитуриент и его окружение (семья, школа, друзья, увлечения);– родная страна (география, города, основные исторические события, выдающиеся личности, культура, спорт, образование);– страна изучаемого языка (география, города, культура, спорт, образование, выдающиеся личности);– общественная жизнь (проблемы молодежи, важнейшие события последних лет).Коммуникативные акты выражения приветствия, согласия, несогласия, одобрения, благодарности.^ Список рекомендуемой литературы Борисенко И. И. Грамматика испанской разговорной речи с упражнениями. – М., 2000.Виноградов В. С. Грамматика испанского языка: Практический курс. – М., 1990.Виноградов В. С. Сборник упражнений по грамматике испанского языка. – М., 1997.Гонсалес-Фернандес А., Шидловская Н. М., Дементьев А. В. Самоучитель испанского языка. – М., 1997.Григорьев С. В. Испанский язык для школьников и абитуриентов. – СПб., 2004.Добкина М. Д., Галкина Л. В., Заседателева М. Л. Испанский язык. Деловая поездка за рубеж. – М., 1990.Иванова Н. В. Lectura de casa: Español. – СПб., 2005.Костылева Е. А., Шашков Ю. А. Fiestas de España. Праздники Испании: Книга для чтения по страноведению. – СПб., 2001. Кузнецова Л. П. Практикум по грамматике испанского языка. Повелительное наклонение. – СПб., 2000.Кузнецова Л. П. Практикум по грамматике. Сослагательное наклонение. – СПб., 2004.Макарова Т. Н. Испанский круглый год: учебный календарь. – СПб., 2003.Макарова Т. Н. Испанский язык. В помощь абитуриенту-2006 (советы экзаменатора). – СПб., 2006.Попова Н. И. Грамматика испанского языка. – М., 2000.Погадаева С. В. Испанский язык: Учебное пособие. – М., 2001.Синельникова М. В. Разговорные темы к экзаменам по испанскому языку. – СПб., 1999.Синицына О. Ф., Федорова Е. В. Добро пожаловать в Санкт-Петербург. Пособие для начинающих гидов. – СПб., 2005. Программа по немецкому языку 1. Фонетика Владение основными видами интонации и правильное употребление интонации в повествовательных и вопросительных предложениях. Владение ударением в сложных словах.2. Грамматика Морфология Артикль Определенный, неопределенный и нулевой артикли, их соответствие роду имени существительного, склонение артиклей. Заместители артикля (указательные, притяжательные, вопросительные, неопределенные и относительные местоимения), их склонение. Артикль с именами собственными: названиями профессий, национальностей, географическими названиями, названиями частей суток, времени года, абстрактными и вещественными именами существительными.Имя существительное Род имен существительных. Система немецких падежей. Склонение имен существительных: сильное, слабое, «женское» и смешанное. Склонение имен существительных во множественном числе. Способы образования множественного числа (суффиксы -e, -en, -er, -s) и их соответствие роду имени существительного. Особые случаи образования множественного числа (Mann-Leute, Wort-Worte-Woerter и др.). Конструкция von + имя собственное. Притяжательный падеж имен существительных. Заместители имен существительных (личные местоимения), их склонение.Имя прилагательное Полная и краткая формы имен прилагательных. Качественные и относительные имена прилагательные. Образование степеней сравнения. Особые случаи (супплетивные формы типа gut-besser-(am) beste (n)). Склонение имен прилагательных: сильное (при существительном без артикля), слабое (после определенного артикля, указательных местоимений и пр.), смешанное (после неопределенного артикля, притяжательных местоимений и пр.). Использование имен прилагательных во множественном числе после слов типа alle, beide, viele, einige. Наречие Образование степеней сравнения наречий. Особые (супплетивные) формы типа viel-mehr-am meisten. Местоименные наречия типа danach.Местоимение Указанные выше в других частях речи вопросы охватывают практически все разряды местоимений немецкого языка. Возвратное местоимение sich, его использование в дательном и винительном падежах, его изменение по лицам.Глагол Типы немецких глаголов: слабые (регулярные), сильные, неправильные; модальные; вспомогательные; возвратные; глаголы с отделяемыми приставками, сложносоставные глаголы (типа kennenlernen). Система лица и числа немецкого глагола. Основные формы глаголов (Infinitiv, Praeteritum, Partizip II). Основные формы важнейших сильных глаголов. Системы времен немецкого глагола. Настоящее время (Praesens), сферы его использования. Спряжение различных типов глаголов в настоящем времени. Простое прошедшее время (Praeteritum), сферы его использования. Особенности спряжения различных типов глаголов в простом прошедшем времени. Сложносоставное прошедшее время (Perfekt), особенности его употребления, образование перфекта с глаголами haben и sein. Предпрошедшее время (Plusquamperfekt), образование и особенности употребления. Простое будущее время (Futurum I), его образование и особенности использования. Согласование времен в немецком языке. Система наклонений немецкого языка: изъявительное (Indikativ), побудительное (Imperativ), сослагательное наклонение (Konjunktiv) (знание сослагательного наклонения не обязательно). Система залогов немецкого языка: действительный (Aktiv), страдательный (Passiv), статичный (Stativ). Использование конструкции von + имя существительное (местоимение) со страдательным залогом. Глагольное управление (в пределах школьной программы). Некоторые конструкции (haben / sein + zu + Infinitiv, scheinen + zu + Infinitiv). Использование частицы zu при глаголах. Особенности употребления глаголов sein, haben, werden.Предлоги Предлоги, управляющие Genitiv (statt, wegen, waehrend, laut, infolge, statt, angesichts), Dativ (mit, nach, aus, zu bei, seit, ausser, von, entgegen, entsprechend, gemaess, zuliebe, dank), Dativ или Akkusativ (an, auf, in, zwischen, vor, hinter, unter, ueber, neben, entlang), Akkusativ (durch, fuer, ohne, um, gegen). Особенности использования предлога bis.Союзы Сочинительные союзы (und, aber, oder, deshalb, denn, also), подчинительные союзы и особенности порядка слов во вводимых ими предложениях.Частицы Особенности значения и употребления частиц ja, nein, doch, nicht. Частицы denn, doch, ja в вопросах и ответах.Синтаксис Типы предложений в немецком языке: простое и сложное; распространенное и нераспространенное; сложносочиненное и сложноподчиненное; повествовательное, вопросительное и побудительное; главное и придаточное. Характер отношений между членами предложения: согласование (Er zeichnet), управление (zeichnet einen Mann), примыкание (zeichnet gut). Типы порядка слов в немецком предложении по месту постановки сказуемого: прямой (Er zeichnet gut), обратный (Zeichnet er gut?), кольцевой (dass er gut zeichnet). Понятие глагольной рамки, место изменяемой и неизменяемой части сказуемого в рамочной конструкции. Основные типы придаточных предложений. Оборот es gibt + Akk.Словообразование Моделирование имен существительных с помощью суффиксов: -ung, -keit, -schaft, -er,- ier, -ner, -ent, -ant,- at, -nis, -chen, -in, -tum;имен прилагательных при помощи суффиксов -lich, -ig, -isch, -bar, -haft, -sam, -los и префикса -un;имен числительных с помощью словосложения с -zehn, суффиксов -zig (ssig), -st, -t;глаголов при помощи: отделяемых (an-, auf-, ein-, it-, aus-, zu-, vor);неотделяемых (be-, er-, ver-, zer-, ent-, emp-, miss);и обладающих особенностями в употреблении префиксов (ueber-, um-, zwischen-, hinter-, unter-, durch-).Лексика Активное владение приблизительно 1500–2000 лексическими единицами.Список рекомендуемой литературы ^ Арсеньева М. Г., Цыганова И. А. Грамматика немецкого языка. — СПб., 2002.Архипкина Г. Д. Тесты по немецкому языку. Тестирование и единый экзамен. — Москва – Ростов-на-Дону, 2003.Баграмова Н. В., Кириллова Н. Н., Макарова Т. Н., Пирогова В. И. Английский, испанский, немецкий, французский. Для факультета иностранных языков (Советы экзаменатора). — СПб., 2002.Епихина Н. М., Кузьмина Е. С. Deutschland: kurz und buendig. — М., 2000.Завьялова В. М., Извольская И. В. Грамматика немецкого языка. — М., 1994.Завьялова В. М., Ильина Л. В. Практический курс немецкого языка. — М., 1995.Константинова С. И. Немецкий язык: Тексты для чтения и понимания. — М.,1997.Курчанова Н. А. Themenkreis. — СПб., 1995.Кукса А. Л. Как сдать ЕГЭ по немецкому языку на 100 баллов. – Ростов-на-Дону, 2003.Нарустранг Е. В. Практикум по немецкому языку. Глагол. — СПб., 2003.Немецкий для поступающих в вузы / Сост. И. В. Иванова. — Волгоград, 2002.Подгорная Л. И. 20 текстов для чтения и обсуждения. — СПб., 2002.Радченко О. А., Иванов М. А. Немецкий язык. Тесты. 10–11 классы. — М.,2002.Семихина И. А. 42 темы по немецкому языку. — СПб., 1996.Цингель М. Немецкий для школьников. 5–11 классы. Teste Dein Deutsch! Langenscheidt. — М., 1997.Ярцев В. В. Топики. Немецкий язык для школьников и абитуриентов. Учебное пособие. — М., 2001. Программа по французскому языку 1. Фонетика Абитуриент должен продемонстрировать владение всеми фонемами французского языка в потоке речи; сцеплением и связыванием слов (liaison et enchaînement) в ритмические группы, интонацией повествовательных, вопросительных и повелительных как простых, так и сложных предложений.2. Грамматика Артикль Неопределенный, определенный, частичный, слитный артикли.Существительное Образование женского рода и множественного числа.Прилагательное: согласование с существительным, место и степени сравнения.Наречие Образование, степени сравнения.Предлоги Основные случаи употребления и опущения предлогов.Местоимения Притяжательные прилагательные и местоимения. Указательные прилагательные и местоимения. Личные местоимения. Относительные местоимения. Неопределенно-личные прилагательные и местоимения.Глагол Возвратная форма. Типы возвратных глаголов, согласование причастия прошедшего времени. Отрицательная форма: образование, изменение артикля. Вопросительная форма. Времена изъявительного наклонения: présent, temps immédiats, futur simple, futur antérieur, passé composé, imparfait, plus-que-parfait, passé simple. Страдательный залог. Фактитивная форма. Сослагательное наклонение subjonctif présent et passé. Условное наклонение: conditionnel présent et passé. Косвенная речь: образование, лексико-грамматические транспозиции при согласовании времени. Инфинитив настоящего и прошедшего времен, инфинитивный оборот. Деепричастие. Повелительное наклонение.3. Лексика Активное владение 2000 лексических единиц в рамках тематики устной речи:– страна изучаемого языка;– родная страна;– абитуриент и его окружение;– жизнь и творчество выдающихся людей;– общественная жизнь (проблемы молодежи, проблемы образования, важнейшие события текущего года или последних лет).Коммуникативные речевые акты.Рекомендуемая литература Дубанова М. В. Экзамен? Это так просто. — СПб., 2002.Иванченко А. И. Грамматика французского языка в упражнениях: 400 упражнений с ключами и комментариями. — СПб., 2002.Иванченко А. И. Практика французского языка. Грамматика: Сборник упражнений. — СПб., 1999.Иванченко А .И. Практика французского языка. Сборник упражнений по устной речи. — СПб., 1998.Иванченко А. И., Мартыненко Л. Г. Bienvenue à Saint-Pétersbourg! Добро пожаловать в Санкт-Петербург! Учебное пособие для начинающих гидов на французском языке. — СПб., 2005Николаева И. В. Справочник по спряжению французского глагола. — М., 1995. Программа по финскому языку 1. Фонетика Владение всеми звуковыми образованиями в рамках литературной произносительной нормы. Правило гармонии гласных – сингармонизм по тембру. Чередование ступеней согласных в корне слова, фонетические типы чередования в современном литературном финском языке.2. Грамматика Местоимения Личные местоимения в номинативе. Генетив, партитив и специальные объектные формы личных местоимений, притяжательные местоимения. Вопросительные местоимения в форме номинатива, генетива, партитива и в формах косвенных падежей. Указательные местоимения в форме номинатива, генетива, партитива и в формах косвенных падежей. Неопределённые и относительные местоимения в формах номинатива, генетива, партитива и в формах косвенных падежей. Возвратное местоимение в формах номинатива, генетива, партитива и в формах косвенных падежей, склоняемое и несклоняемое возвратное местоимение. Взаимно-возвратные местоимения в формах номинатива, генетива, партитива и в формах косвенных падежей. Употребление притяжательных суффиксов с возвратным и взаимно-возвратными местоимениями.Притяжательные суффиксы, случаи употребления второй формы притяжательного суффикса третьего лица.Частицы Вопросительная частица ko/kö. Эмфатические частицы kin и kaan/kään.Союзы Основные союзы, вводящие придаточные предложения времени, условия, образа и способа действия, цели, а также объектные придаточные предложения.Предлоги и послелоги Основные предлоги и послелоги места / направления, расстояния и времени.Наречия Основные наречия места / направления, расстояния и времени. Наречия образа действия, меры и степени. Позитивная, сравнительная и превосходная степень наиболее употребительных наречий. Супплетивизм как способ образования сравнительной и превосходной степени некоторых наречий.Числительные Количественные и порядковые числительные в формах номинатива, генетива, партитива и косвенных падежей. Использование количественных числительных при ответе на вопросы “Mitä kello on?” и “Mihin aikaan?”. Употребление порядковых числительных для обозначения дат.Прилагательные Употребление прилагательных в позитивной, сравнительной и превосходной степенях. Супплетивизм как способ образования сравнительной и превосходной степени некоторых прилагательных.Существительные Номинатив, генетив и партитив – три основных формы имени. Внутриместные и внешнеместные падежи имен, их основные функции. Объектные падежи, случаи их употребления. Местные падежи, а также генетив во временных и пространственных конструкциях. Падежи эссив и транслатив, их образование и случаи употребления, в том числе во временных конструкциях. Прочие функции местных падежей, адессив в функции принадлежности. Падеж адессив в функции орудия действия. Падеж инструктив – падеж орудия действия. Формы генетива множественного числа имён, образованного от основы множественного числа и от согласной основы единственного числа. Партитив множественного числа имён. Косвенные падежи множественного числа имен, основа множественного числа.Глаголы Спряжение в презенсе и имперфекте индикатива. Группы глаголов в зависимости от формы I инфинитива и основообразующего элемента, основообразующие элементы. Чередование ступеней согласных при спряжении глаголов в презенсе и имперфекте индикатива, а также в презенсе кондиционала и в императиве. Императив. Кондиционал, презенс кондиционала. Сложные формы прошедшего времени – перфект и плюсквамперфект, спряжение глаголов в этих формах, случаи использования форм плюсквамперфекта в придаточных предложениях времени и в главном предложении.Синтаксис Простое и сложное предложение. Модальные конструкции долженствования, необходимости, возможности и т. д. Союзы, вводящие основные типы придаточных предложений.3. Лексика Знание примерно 2000 лексических единиц в рамках пройденной тематики. Тематика устной речи включает следующие примерные блоки:– абитуриент и его окружение;– родная страна;– города и природа Финляндии;– поездки по стране и за границей.Список рекомендуемой литературы ^ Муллонен М., Хямяляйнен Э., Сильферберг Л. Говорим по-фински. I и II части. – Петрозаводск, 1993.Шкляр В. П. Основы финского: Грамматический справочник. – Гатчина, 1996.Русско-финский словарь / Составитель И. В. Сало. – Петрозаводск, 1992.^ Программа по истории России Содержание программы 1. Русь древняя и средневековая(V – рубеж XVI–XVII веков) Восточные славяне. Проблема происхождения. Выделение восточного славянства. Расселение, жизнь, быт, верования, основные хозяйственные занятия, родоплеменные отношения.^ Древнерусское государство (IX – первая треть ХП вв.). Складывание государства в IX–X вв. Призвание варяг. «Нормандская теория», ее оценка. Первые киевские князья. Проблемы становления древнерусского государства. Внутренняя и внешняя политика киевских князей. Владимир Святославович. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Система управления. «Русская Правда» — древнерусский свод законов. Крещение Руси. Последствия и значение христианизации. Двоеверие Руси: христианство и язычество. Экономические и социальные процессы: зарождение ранних феодальных отношений и их своеобразие, формирование крупной земельной собственности, вотчин, появление зависимого населения, внутренняя и внешняя торговля, роль древнерусских городов. ^ Культура Киевской Руси. Устное народное творчество. Письменность. Древнерусская литература и ее основные жанры. Зодчество. Художественное ремесло. Быт различных слоев населения. Влияние язычества и христианства на культуру и жизнь людей. ^ Русь в XII–XIV вв. Политическая раздробленность Руси и ее предпосылки. Самостоятельные феодальные княжества и земли: Владимиро-Суздальская Русь, Великий Новгород, Галицко-Волынская земля — политическое устройство, развитие хозяйства, города, культура и быт. Последствия и особенности политической раздробленности Руси.^ Борьба Руси против иноземных захватчиков в XIII в. Держава Чингисхана. Нашествие полчищ Батыя на Русь, борьба народа с завоевателями. Зависимость Руси от Орды, ее формы и последствия. Обособление Юго-западных русских земель. Проблемы влияния монголо-татарского завоевания на судьбу Руси.Борьба Северо-западной Руси со шведской и немецкой агрессией. Значение победы над крестоносцами. Александр Невский – военачальник и государственный деятель.Собирание Руси. Положение русских земель на рубеже XIII–XIV вв. Борьба за политическую гегемонию Северо-восточной Руси. Подъем и развитие хозяйства и культуры. Соперничество Твери и Москвы. Московские князья и политика по укреплению Московского княжества. И