Реферат по предмету "Разное"


А. С. Пушкин «19 октября» 1825 «Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни»

СодержаниеВведение ……………………………………………………… .. 2 «Предлицейский» период ………………………………… .. 4 «Привилегированное учебное заведение особого рода» … 5 Влияние профессоров А.П.Куницына и А.И.Галича на умы лицеистов; ………………………………………………. 7 4.Особенности политической, духовной жизни России ……… 8 5. Окончание Лицея ……………………………………………… 9 Заключение ………………………………………………………. 12 Список использованной литературы …………………………… 14 Приложение ………………………………………………………. 15ВведениеКуда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. А.С.Пушкин «19 октября» 1825«Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни», - произнёс А. Блок в 1921 году. С этим утверждением не поспоришь. Ведь в жизнь и душу каждого человека (уже около двух веков) с детских лет входит великий русский поэт, да так и остаётся навсегда. «Его песнь, - писал о Пушкине Гецен, - продолжала эпоху прошлую, наполняла мужественными звуками настоящее и посылала свой голос в отдалённое будущее». Одна из главных тайн А.С.Пушкина заключается в том, что прошло уже более полутора века после гибели поэта, а интерес к его личности и творчеству не только не ослабевает, а возрастает. Итак, каким же мы видим Пушки­на в воспоминаниях и отзывах о нем? Некрасивым и прек­расным, легкомысленным и мудрым, озорным и тоскующим... Видим человеком живым, распахнуто искренним, немножко взбалмошным и лукавым, то безудержно веселым, то замкнутым, угрюмым, то добро­душным, то язвительно, зло иронич­ным. На одних он производит впечат­ление «доброго малого», на других — заносчивого выскочки, на третьих — надменного сноба. Один из душевно близких к нему людей П. А. Плетнев так закончил свою выразительную ха­рактеристику поэта: «Пылкость его души в слиянии с ясностью ума обра­зовали из него это необыкновенное, даже странное существо, в котором все качества приняли вид крайности». Он весь соткан из противоречий, но вся эта пестрая ткань составляет то гармоническое целое, чем была его личность, его жизнь и, как выраже­ние этого, его поэзия. Что же породило, сформировало гений этого человека, этого «удиви­тельного Александра Сергеевича»? Как и благодаря чему шло его духов­ное созревание? Вопросы эти, естест­венно, обращают наше внимание к семье поэта и, безусловно, к Лицею.^ Объект и предмет исследования Объектом исследовательской работы является лицейский период в жизни А.С.Пушкина. Предметом исследования являются монографии, посвящённые А.С.Пушкину, воспоминания И.Пущина и директора Лицея Е.А.Энгельгардта.^ Хронологические рамки Исследовательская работа охватывает период с 1811 по 1817 гг (время пребывания А.С.Пушкина в Царскосельском Лицее).Теоретико-методологическая основа исследования При работе по данной теме были проанализированы монографии Скатова Н.Н. Пушкин: Очерк жизни и творчества – Л., Дет. лит., 1991; Высочиной Е.И. Образ, бережно хранимый: Жизнь Пушкина в памяти поколений. – М., Просвещение, 1989; Волкова Г.Н. Мир Пушкина: личность, мировоззрение, окружение. – М., Мол. Гвардия, 1989., К.Я. Грот. Пушкинский Лицей. – Санкт-Петербург., Академический проект, 1998.^ Метод исследования Анализ литературы, обобщение и систематизация полученной информации.Задачи исследовательской работы:- дать представление о формировании личности будущего поэта в семье; - показать круг общения А.С.Пушкина в Царскосельском Лицее; - выявить степень влияния преподавательского состава Лицея и ближайшего окружения на становление и формирование мировоззрения поэта; - познакомить с воспоминаниями современников А.С.Пушкина о «лицейском братстве»; - способствовать укреплению интереса к личности великого русского поэта.^ Структура работыИсследовательская работа состоит из введения, 5-и глав, заключения, приложения и списка литературы.1. «Предлицейский» период Колыбелью юной поэзии А.С. Пушкина был Лицей. Об этом неоднократно говорил Пушкин в своих стихах. Именно Лицей стимулировал литературные занятия Пушкина. Когда Пушкину исполнилось 12 лет, родители решили отдать его для продолжения образования в Лицей. Как раз в это время в Петербурге было задумано Александром I открытие учебного заведения для подготовки молодых людей из лучших дворянских семей к государственной службе в «высших государственных должностях». Он был привезен в Лицей почти ребен­ком, а вышел из него гениальным поэ­том. В те дни, в таинственных долинах, Весной, при кликах лебединых, Близ вод, сиявших в тишине, Являться муза стала мне. Домашнее воспитание — будь оно даже идеальным — не могло бы ни­когда дать поэту всего того, что дал Лицей. Сколько прекрасных стихов посвящено им Лицею, сколько воспи­танников и профессоров увековечено в них! И почти ничего светлого о доме, о раннем детстве. Пушкин легко покинул стены родного дома и ни разу в стихах не упомянул ни матери, ни отца. Сердечной дружбы, семейной ласки, уюта не было в доме Пушкиных. В автобиогра­фических записках, среди несколь­ких строк, посвященных раннему детству, дважды встречается: «мои неприятные воспоминания», «нестер­пимое состояние». Мать — Надежда Осиповна, внуч­ка Ганнибала, «прекрасная креол­ка»,— унаследовала, очевидно, от деда характер резкий, вспыльчивый, экс­центричный. Часто буквально с отчая­нием следила она за неровным поведе­нием своего второго ребенка — Алек­сандра (первой была Ольга, третьим— Лев, другие дети умерли в младенчест­ве), то беспричинно буйного, то не по летам замкнутого. Она часто наказы­вала сына и, что еще хуже, по целым месяцам не разговаривала с ним. Отец — Сергей Львович, отставной офицер,— вел, как тогда говорили, рассеянный образ жизни, баловался стихами и пользовался репутацией «души общества». Он еще меньше обращал внимание на сына, всецело предоставив его воспитание дядькам и гувернерам, часто менявшимся, случайным людям, далеким от интере­сов своей профессии. В доме Пушкиных ценится острое живое слово, неожиданная рифма, каламбур, чтение и декламация сти­хов здесь не умолкают. Сергей Льво­вич, как и его брат Василий Львович, тоже салонный стихотворец, часто состязаются в остротах, эпиграммах, шутливых стихах. В доме Пушкиных собираются извест­ные литераторы и поэты: Карамзин, Батюшков, Дмитриев. И тогда разго­раются настоящие литературные дей­ства и импровизации. Александр же, устроившись где-нибудь незаметно, жадно ловит каж­дое удачное слово и радуется, когда они вступают в неожиданные сочетания и созвучия. Раннему пробуждению тонкого чувства слова помогала страсть к чтению (обширная библиотека в доме этому способствовала).«Привилегированное учебное заведение особого рода» Поступление в «привилегированное учебное заведение особого рода», открывавшееся впервые в России, было для Пушкина наилучшим выходом. 19 октября можно назвать Днем рождения великого русского поэта А.С.Пушкина. Это не менее значительная дата для поэта, чем 6 июля. Это день духовного рождения его личности. Лицей был расположен в одном из красивейших пригородов Петербурга – Царском Селе. Пушкин провел здесь шесть лет (с 19 октября 1811года по июнь 1817 года). Четырехэтажное здание лицея было соединено аркой с Екатерининским дворцом. На третьем этаже располагался актовый зал – здесь 19 октября 1811 года состоялась торжественная церемония открытия, здесь же, три года спустя, 15-летний Пушкин читал на публичном экзамене свои «Воспоминания в Царском Селе» перед старым Державиным . На 4-ом этаже находились комнаты лицеистов – небольшие узенькие «кельи», как называл их Пушкин. Александр жил в комнате №14. Потом, много лет спустя, став уже взрослым человеком, письма к бывшим лицеистам он всегда подписывал «№14». Аллеи старых лип, солнечные поляны, березовые рощи, масса воды - озера, пруды, протоки, каскады, фонтаны, стройные дворцы и причудливые беседки, белеющие средь ветвей мраморные статуи - все будило вдохновение и творчество. Первый пушкинский лицейский выпуск считается самым лучшим. Он состоял из даровитых, незаурядных мальчиков. Имена многих из них вошли в историю русской культуры и общественной мысли. Пушкин был чрезвычайно привязан к своим товарищам: Ивану Пущину, Вильгельму Кюхельбекеру, Дельвигу, Малиновскому, Матюшкину. В числе «друзей моей души» он называл и Горчакова. И эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь: Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы, При мирных ли брегах родимого ручья, Святому братству верен я. День 19 октября – «Лицея день заветный» - становится для них символом единения духовно близких людей в высокое братство. Девизом Лицея были слова: «Каждый воспитанник должен жить и трудиться для воплощения в жизнь идей добра, жить для общей пользы». Дух вольномыслия царил в лицейской республике. Но в то же время огромное значение предавалось учению. Расписание дня: 6 ч. подъем, молитва в зале в неделю: 7-9 ч. класс (учебные занятия) 8 ч на французский язык 9 ч. чай с белой булкой 8 ч. на немецкий язык до 10 ч. первая прогулка 6 ч. на латынь 10-12 ч. класс по 3 ч. на русский язык, 12-13 ч. вторая прогулка историю, географию, 13 ч. обед из трех блюд математику 14-15 ч. чистописанье или рисованье по 1 ч. на логику, 15-17 ч. класс правоученье, 17 ч. чай закон Божий до 18 ч. третья прогулка 18-20 ч. повторенье уроков 20.30 ч. ужин из двух блюд до 22 ч. отдых, развлечения («мячик и беготня») 22 ч. вечерняя молитва, сон Особое значение для брат­ского сплочения лицеистов, для их «неразрывной отрадной связи» (И. Пу­щин) имело то обстоятельство, что воспитанники должны были прожить вместе все шесть лет безвыездно. За­прещалось даже уезжать на канику­лы. Родным дозволялись посещения только по праздникам. Этот замкну­тый, своеобразный мирок образовал скоро «лицейскую республику» под боком у монарха: в итоге первый выпуск Лицея дал результаты, на ко­торые учредители заведения и не рассчитыва­ли. Первый пушкинский выпуск дал России, пожалуй, только одного вид­ного и надежного «столпа отечества» в николаевское время, Модеста Корфа. Прославился этот выпуск иными именами. Это, помимо Пушкина, де­кабристы — Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, поэт Дельвиг, это от­важный флотоводец Матюшкин и от­важный генерал Вальховский. Это талантливый дипломат Александр Горчаков. Многие выпускники были людьми, близкими к декабристам. Не случайно пушкинский выпуск считался впоследствии «рассадником свободомыслия», а для двора само понятие «лицейский дух» было символом бунтарства и преступного вольно­любия, приведшего к восстанию декабристов. ^ Влияние профессоров А.П.Куницына и А.И. Галичана умы лицеистов Разумеется, система преподавания в Лицее сама по себе не преследовала цели воспитывать бунтарей и тирано­борцев. Но достаточно было уже и то­го, что она способствовала быстрому умственному созреванию лицеистов, развивала у них критическое, самосто­ятельное мышление. Многие лицейс­кие профессора — прежде всего А. П. Куницын,— преподававшие ло­гику, психологию, право, финансы, были людьми передовых взглядов и убеждений и старались в своих лекци­ях приобщить слушателей ко всем за­воеваниям эпохи Просвещения. Александр Петрович Куницын, которому ко времени открытия Лицея было всего 28 лет, оставил глубокий и яркий след в умах и душах своих воспитанников. На всю жизнь запом­нилась им уже первая речь Куницына, произнесенная при открытии Ли­цея 19 октября 1811 года в присутст­вии высших сановников и «августей­шего монарха». Вы помните: когда возник Лицей, Как царь для нас открыл чертог царицын. И мы пришли. И встретил нас Куницын Приветствием меж царственных гостей... «Смело, бодро выступил профес­сор политических наук А. П. Куницын и начал не читать, а говорить об обя­занностях гражданина и воина. Пуб­лика при появлении нового оратора, под влиянием предшествовавшего впечатления, видимо, пугалась и во­оружалась терпением; но по мере того как раздавался его чистый, звучный и внятный голос, все оживлялись, и к концу его замечательной речи слуша­тели уже были не опрокинуты к спин­кам кресел, а в наклоненном положе­нии к говорившему: верный знак об­щего внимания и одобрения! В про­должение всей речи ни разу не было упомянуто о государе...» (И. Пу­щин). «Любовь к славе и отечеству,— говорил Куницын,— должны быть вашими руководителями!.. Исполните лестную надежду, на вас возлагае­мую, и время вашего воспитания не будет потеряно... Вы будете иметь не­посредственное влияние на благо це­лого общества». В своих учебных лекциях Алек­сандр Петрович развивал идеи фран­цузских просветителей о «естествен­ном праве», то есть праве каждого человека на свободу и равенство. Из­вестно, что на лекции эти специально приезжали в Лицей и будущие декаб­ристы: Пестель, Муравьев, Глинка, Оболенский, Бурцев. Ещё одним замечательным педагогом, оставившим тёплые воспоминания, был тридцатилетний адъюнкт-про­фессор философии Педагогического института Александр Иванович Галич (Говоров). Этот добрейший и умнейший человек вел себя с воспи­танниками как равный и скоро сде­лался всеобщим любимцем. Уроки проходили непринужденно, в веселых беседах и так, что воспитанники «даже не оставались на своих местах, а окружали толпой ка­федру снисходительного лектора» (Я. К. Грот). Вечерами лицеисты запросто приходили к Галичу домой, где профессор предводительствовал за веселым застольем и соревновался с лицеистами в остротах, эпиграммах, розыгрышах. Галич — «верный друг бокала и жирных утренних пиров», «мудрец любезный». Нет, добрый Галич мой! Поклону ты не сроден. Друг мудрости прямой Правдив и благороден... Своими знаниями Галич делился с лицеистами щедро, но незаметно. Он имел обыкновение, прервав весе­лую беседу, говаривать, взяв в руки томик классики: «Теперь потреплем старика». Галич одним из первых оценил талант юного Пушкина и, по собст­венным словам поэта, одобрял его на поэтическом поприще. Именно «доб­рый Галич» «заставил» Пушкина на­писать для экзамена 1815 года «Вос­поминания в Царском Селе».^ Особенности политической и духовной жизни России Точные и емкие слова находит для характеристики первых месяцев ли­цейской жизни Иван Пущин: «Жизнь наша лицейская сливается с полити­ческою эпохою народной жизни рус­ской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на на­шем детстве». К 1811 году почти вся Европа ле­жала у ног Наполеона. Об этом времени вспоминал в 1836 году Пушкин: Припомните, о други, с той поры, Когда наш круг судьбы соединили, Чему, чему свидетели мы были! Игралища таинственной игры, Металися смущенные народы; И высились и падали цари; И кровь людей то славы, то свободы, То гордости багрила алтари. Наполеон вторгся в Россию. Через Царское Село беспрерывным потоком шли полки. По утрам, после завтрака, лицеи­сты спешили в газетный «закуток», где на столе всегда были свежие русские и иностранные журналы, газеты, реля­ции о ходе военных действий. «Чита­лись наперерыв русские и иностран­ные журналы, при неумолкаемых тол­ках и прениях; всему живо сочувствовалось у нас: опасения сменялись восторгами при малейшем проблеске к лучшему. Профессора приходили к нам и научали нас следить за ходом дел и событий, объясняя иное, ним недоступное,»- вспоминал И. Пущин. Тон и язык статей изменился не­узнаваемо. Слова жгли, проникали в душу, воспламеняли. Однажды лице­исты с радостью обнаружили в новом номере «Сына отечества» статью свое­го любимого профессора А. П. Куницына. Ее читали вслух: «Пусть нивы наши порастут тер­нием, пусть села наши опустеют, пусть грады наши падут в развалинах: со­храним единую только свободу, и все бедствия прекратятся».^ Окончание Лицея Война пронеслась грозной лавиной через души лицеистов и отгремела. Будущие декабристы и будущий ве­ликий поэт России считают дни, ос­тавшиеся до выпуска, размышляют о своем жизненном призвании, выбира­ют себе профессии. Незадолго до окончания Лицея Пушкин написал стихотворение «Товарищам», адресованное всем, с кем он учился. Лицеисты мечтали о том, чтобы скорее завершить образование и стать самостоятельными. Однако потом всю жизнь с благодарностью и любовью вспоминали Лицей. Поэт размышляет о возможной для каждого лицеиста карьере. Военная карьера – это судьба гусара, капитана или улана, карьера чиновника – возможность стать асессором, чиновником высокого ранга и в конце концов знатным вельможей. Но автора привлекает только свободное творчество, даже если его непременная принадлежность – красный колпак шута. Именно оно – его судьба, его удел. Задумываются о том, что ждет впереди лицеистов и их наставники. Особенно беспокоится за их судьбы директор Лицея Егор Антонович Энгельгардт. Он давно уже по-отцовски наблюдает за ними, пытается понять склонности, характер, призвание каждого. Вильгельм Кюхельбекер — «Кюхля» — долговязый, неуклюжий, пред­мет постоянных насмешек товари­щей. Но они, однако, его и побаива­ются: характер у Кюхли необузданно вспыльчивый, сумасбродный. Он бре­дит поэзией, печататься стал одним из первых, но порой вкус ему изменя­ет, и стихи выходят столь же длинны и неуклюжи, как и сам поэт. И Энгель­гардт записывает против имени Кю­хельбекера: «Читал все на свете книги обо всех на свете вещах; имеет много таланта, много прилежания, много доброй воли, много сердца и много чувства, но, к сожалению, во всем этом не хватает вкуса, такта, грации, меры и ясной цели. Он, однако, верная не­винная душа, и упрямство, которое в нем иногда проявляется, есть только донкихотство чести и добродетели с значительной примесью тщеславия. При этом он в большинстве случаев видит все в черном свете, бесится на самого себя, совершенно погружается в меланхолию, угрызения совести и подозрения и не находит тогда ни в чем утешения, разве только в каком-нибудь гигантском проекте». Егор Антонович прозорлив: верно, Кюхля найдет утешение в «гигантс­ком проекте». Он будет на Сенатской площади во время восстания 14 декаб­ря 1825 года. Он в кандалах пройдет через царские казематы, карцеры и умрет в далекой сибирской ссылке. Энгельгардт останавливается на следующей фамилии — Александр Горчаков. Этот — полная противопо­ложность Кюхле. Всегда владеет со­бой, во всем знает меру. Первый уче­ник, аристократ по крови, по воспи­танию, по манерам. Представляя себе собранного, изящного, чуть надменно­го Горчакова, Энгельгардт записыва­ет: «Сотканный из тонкой духовной материи, он легко усвоил многое и чувствует себя господином там, куда многие еще с трудом стремятся. Его нетерпение показать учителю, что он уже все понял, так велико, что он ни­когда не дожидается конца объясне­ния». У Горчакова «проявляется не­малое себялюбие, часто в отталкиваю­щей и оскорбительной для его това­рищей форме... От одних учителей он отделывается вполне учтивыми покло­нами, а с другими старается сблизить­ся, так как у них находит или надеется найти поддержку своему тщесла­вию...». Этот сложный, талантливый чело­век поднимется высоко. Он станет дипломатом, министром иностранных дел, канцлером, светлейшим князем. Егор Антонович перебирает в вооб­ражении других лицеистов. Вот Иван Пущин — натура ясная, чистая, бла­городная, общий любимец лицеистов и профессоров. Директор спокоен за его судьбу. И напрасно... Далее — юркий, ловкий Сергей Комовский, приятели метко окрести­ли его «лисичкой», «смо­лой». Начальство же отзывалось так: «Благонравен, скромен, крайне ревнителен к пользе своей, послушен без прекословия, любит чистоту и поря­док, весьма бережлив». И еще так: «Прилежанием своим вознаграждает недостаток великих дарований». Комовский — человек ограничен­ный, но ревностный служака, он будет подниматься вверх по служебной ле­стнице, медленно, но верно. Дойдет «до степеней известных». Комовского чаще всего можно ви­деть с Модестом Корфом. Да, им явно по пути. Корф также осторожен, бла­гонравен, но язвителен. Умудрился за все время лицейской жизни ни разу не провиниться. Желчен и высокомерен, хотя всячески это скрывает, ядовит и саркастичен, любит читать церковные книги — вот приятели и прозвали его «дьячок-мордан». Уже через полгода после первого лицейского выпуска Энгельгардт на­пишет Ф. Ф. Матюшкину: «Корф в люди пошел, он великий фаворит ми­- нистра юстиции князя Лобанова». Модест Корф — лицейский товарищ декабристов Пущина и Кюхельбеке­ра — со временем напишет книгу под названием «О восшествии на престол имп. Николая I», где будут и страни­цы о восстании декабристов,— гнус­ная фальсификация событий, угодная императорскому дому, отталкиваю­щая «по своему тяжелому, татарско­му раболепию, по своему канцеляр­скому подобострастию и по своей уничиженной лести» (А. И. Герцен). Егор Антонович обращается мыс­лью к более приятным личностям. Владимир Вальховский — юноша, ко­торый, как никто, умеет себя воспиты­вать и дисциплинировать. Настоящий спартанец, будущий Суворов. Вот любимец Егора Антоновича — Федор Матюшкин, морская душа, меч­тает стать адмиралом. Он им и станет. Дойдя до Александра Пушкина, директор задумывается. Какой стран­ный юноша! К нему никак не подбе­решь ключа. Как он колюч, эксцент­ричен, непоседлив. Любят ли его то­варищи? Пущин и Кюхельбекер от него без ума. Горчаков и Илличевский явно ищут с ним дружбы. Он имеет какую-то власть над ними. И все же, как он может быть зол и не­справедлив в своих эпиграммах. Талантлив ли? Безусловно. Но что талант без прилежания, упорных трудов? Да и, главное, большое ли у него сердце? Энгельгардт записы­вает: «Высшая и конечная цель Пуш­кина — блистать и именно поэзией: но едва ли найдет она у него прочное основание, потому что он боится вся­кого серьезного учения, и его ум, не имея ни проницательности, ни глуби­ны, совершенно поверхностный, фран­цузский ум. Это еще самое лучшее, что можно сказать о Пушкине. Его сердце холодно и пусто; в нем нет ни любви, ни религии; может быть, оно так пусто, как никогда еще не бывало юношеское сердце». Егор Антонович тяжело переживал, что не сделает Пушкин хорошей карь­еры ни по службе государственной, ни по военной. А рифмоплетство — это не профессия. Всегдашняя проницательность на этот раз изменила директору, не раз­глядел он чего-то главного в своем странном воспитаннике. А Пушкин тем временем и сам за­думывается о своей будущности. Он прислушивался к поэтическим стру­нам своей души, хочет верить, что поэзия — его призвание: Опасною тропой с надеждой полетел, Мне жребий вынул Феб, и лира мой удел. В поэтическом таланте своем он вовсе не уверен и часто мучается тя­желыми сомнениями. Он делится ими с Дельвигом: «как дым, исчез мой лег­кий дар», с Илличевским: «мои стихи пускай умрут», с Горчаковым: Душа полна невольной, грустной думой; Мне кажется: на жизненном пиру Один с тоской явлюсь я, гость угрюмый, Явлюсь на час — и одинок умру.Заключение В лицейских стихах Пушкина много перекличек с произведе­ниями русских и французских писателей. Он не стеснялся своего ученичества, заимствовал темы, мотивы, образы, поэтический словарь, использовал жанры, сложившиеся в поэзии начала XIX века: оду, элегию, послание, мадригал. В 1815 г. Жуковский назвал Пушкина «надеждой нашей сло­весности», увидел в нем «будущего гиганта», но подчеркнул, что он пока еще « бродит около чужих идей и картин». Действительно, во многих лицейских стихах Пушкина звучат мотивы лирики Батюшкова. Важное для молодого поэта «обозре­ние» старой и новой литературы, стихотворение «Городок» (1814), — эхо батюшковских «Моих пенатов» (1811). Элегии 1815-1816 гг. («Мечтатель», «К ней», «Певец» и др.) написаны под влиянием Жуковского. В немногих гражданских стихотворе­ниях («Воспоминания в Царском Селе», «Лицинию») Пушкин предстает учеником Державина. Поэт жадно впитывает все луч­шее, что создала европейская литература, — от античности до Вольтера. Пушкин — гениальный ученик. «…Он быстро встал вровень с учителями. Самым замечательным его качеством была эстетичес­кая широта. Чуткий поэтический слух юного поэта улавливал все многообразие звуков и мелодий, существовавших в русской поэ­зии. Пушкин выбирал не учителей, а художественные системы. Как бы испытывая их, гармонию стихов Батюшкова он поверял «алгеброй» строгого рационализма поэзии Державина. Утончен­ная романтическая поэзия чувств Жуковского взаимодействова­ла в ранних стихах Пушкина с тягой к точности, предметности в изображении отношений между людьми», - отмечал исследователь Г.Н.Волков В ранних стихотворениях обнаружилась важнейшая черта, характерная для всего последующего творчества Пушкина. Ли­цейская поэзия не питалась какими-то устойчивыми настроения­ми. Юный поэт многолик, переменчив. Он то радовался, наслаж­дался жизнью, то грустил. Лицейские проказы и женская красота, общение с мудрым и иро­ничным П.Я.Чаадаевым, борьба литературных мнений — все привлекало поэта. Он удивленно смотрел на яркий и шумный мир вокруг себя и, как чуткое эхо, выражал этот мир в своих стихах. В поэзии Пушкина лицейских лет возвышенная патетика гражданской лирики уживалась с легкомыслием «стихов на слу­чай». Дерзкие эпиграммы словно «прятались» в тени задумчивых элегий. Трогательный шепот влюбленного юноши вдруг сменялся хриплым голосом «бывалого» гусара. Вторя чужим, книжным разочарованиям и разлукам, юный поэт робко высказывал первые «горестные заметы» собственного сердца. Сквозь внешнюю пестроту и несовершенство поэтических форм лицейской лирики проступила главная черта пушкинского отношения к миру: он воспринимал его как тайную, скрытую гармонию. Она открывалась поэту во всём — в высоком и низком, в мыслях и чувствах, в жизни и в искусстве.^ Список использованной литературы Баженов А. Протей и Пророк. Пушкин: лицей, учёба, учителя// Журнал «Литература в школе» №7, 2000 Волков Г.Н. Мир Пушкина: личность, мировоззрение, окружение. – М.: Молодая Гвардия, 1989 Высочина Е.И. Образ, бережно хранимый: Жизнь Пушкина в памяти поколений. – М.: Просвещение, 1989 Грот К.Я. Пушкинский Лицей. – Санкт-Петербург., 1998 Кунин В.В. Друзья Пушкина: Переписка. Воспоминания. Дневники. – М.: Просвещение, 1986 Пущин И. Записки о Пушкине. – М.: Просвещение, 1975 Русские писатели. 1800 – 1917: Биографический словарь. – М.: Научное издательство Большая Российская энциклопедия, 1994 Скатов Н.Н. Пушкин: Очерк жизни и творчества. – Л.: Детская литература, 1991 Тынянов Ю. Н. Пушкин. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1988http://museumpushkin.ruПриложениеРод Пушкиных Царскосельский ЛицейКомната лицеиста А.С.ПушкинаКлассная комната в ЛицееИ.Е.Репин. Пушкин на лицейском акте.Р.Р.Бах. Памятник Пушкину в Царском Селе Свидетельство, выданное Пушкину при определении его в Лицей, 1810


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости». / Пер с англ. М: Физкультура и спорт, 1997. 331 с
Реферат В поисках народного счастья по поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо
Реферат Три небесных архара наскальные рисунки
Реферат Экономическое учение Адама Смита
Реферат Организация работа следственного комитета
Реферат «Истинные причины возникновения мирового экономического кризиса» Продолжение, Часть 8
Реферат An Analysis Of Proposition 198 Essay Research
Реферат Мусульманская правовая система 2
Реферат Понятие и цели наказания в уголовном праве Российской Федерации
Реферат Развитие региона в составе Северо-Западного федерального округа. Вологодская область
Реферат Воспитательная работа с водителями. Доврачебная помощь при ДТП
Реферат Доктор Булгаков в цикле рассказов Записки юного врача
Реферат Подготовка и использование жидкого навоза
Реферат Henrik Ibsen A Biography Essay Research Paper
Реферат Philip Morris Essay Research Paper stersj ns