Реферат по предмету "Разное"


А. С. Пушкина (слайд) Тип урок

Урок-игра по сказкам А.С. Пушкина(слайд)Тип урока: обобщение изученного.Цели урока:образовательные: обобщение и углубление изученного по творчеству А.С.Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний учащихся;воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус;развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать.Оформление:1) стенд, посвященный жизни и творчеству А.С.Пушкина;2) выставка различных изданий пушкинских сказок;3) выставка иллюстраций учащихся к сказкам А.С.Пушкина 4) «сказочные предметы»: яблоко, зеркало, кольцо, орех и т.п.5) презентацияХод урокаУчитель: - Что такое «ложь с намеком» и для всех людей с «уроком»? (Сказка.)(слайд)- А что такое сказка? (Занимательный рассказ о вымышленных и фантастических событиях.)- Какие бывают сказки? ( (слайд)Волшебные,(слайд) бытовые, (слайд)сказки о животных.)- Правильно, ребята. А еще сказки бывают (слайд) народные и (слайд) литературные.- А чем же они друг от друга отличаются? (Литературная сказка всегда имеет определенного автора, а народную сказку сочинял народ или коллективный автор.)- Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений? (Чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, т.е. литературная сказка - это авторская обработка сказки народной.)(слайд)- А слышали ли вы когда-нибудь такое выражение: «Сказка — ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок». А вы знаете, кому принадлежат эти слова? (А.С. Пушкину.)- Ребята! Сегодня у нас с вами заключительный урок по теме «Сказки Александра Сергеевича Пушкина»- Обратимся к творчеству А.С.Пушкина. Он в детстве тоже слушал сказки, а позже использовал их сюжеты для написания собственных литературных сказок. Кто же рассказывал сказки маленькому Саше? (Сказки ему рассказывала его няня Арина Родионовна, простая русская женщина.) (слайд)- Правильно. За свою недолгую жизнь Пушкиным было написано много произведений и лирических, и прозаических, с которыми у нас с вами еще будет возможность познакомиться. А сегодня нам особенно интересны его сказки. Обратите внимание, ребята, на выставку сказок Пушкина, которую приготовили для вас ваши одноклассники. Какие красивые книги издаются сегодня, неправда ли? Хочется читать их снова и снова. Я уверена, что эта история повторится и с вашими младшими братьями и сестрами, с вашими детьми, потому что сказки Пушкина читает и будет читать каждое поколение детей. А как вы думаете, почему? Чем интересны эти произведения детям 21 века? (Учащиеся отвечают.)- Маленький Саша Пушкин тоже очень любил сказки, которые ему рассказывала его нянюшка Арина Родионовна. Заимствуя сюжеты из народных ска­зок, он создавал собственные литературные сказки. Им было написано (кто мне подскажет сколько?) сказок (Семь.)- Ребята! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок, подготовленный с вашей помощью, и провести его в форме игры — соревнования.От вас потребуется только желание правильно отвечать на вопросы, предложенные ведущими. Внимательно слушайте задания ведущих, поднимайте руки для ответа. За ходом нашего соревнования будет следить справедливое жюри. Итак, можно начинать.Задание 1.Через одну минуту вы должны представить нам капитана своей команды, который будет следить за порядком в вашей команде и назначать отвечающего.Конкурс 1. Все сказки в гости к нам.- Какие сказки Пушкина вы знаете?(слайд)1. «Сказка о царе Салтане».2. « Сказка о золотом петушке».3. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».4. «Сказка о рыбаке и рыбке».5. «Сказка о попе и о работнике его Балде».6. «Сказка о медведихе».7. «Жених»Конкурс 2. Блицтурнир. (тест каждой команде)Вопросы задаются сначала одной команде, затем другой. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда затрудняется, то может ответить соперник, зарабатывая тем самым дополнительные очки.Вопросы для команды №1.1. Кто звал Балду тятей? (Попенок)2. Что прочитали царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку? (Указ)3.Назовите отчество князя Гвидона. (Салтанович)4. Какое домашнее животное было с царевной — невестой Елисея? (Пес)Вопросы для команды №2.1. Кто был бесенок по отношению к старому бесу в «Сказке о попе ...» (Внук) 2. Кто был Елисей, который разыскивал свою невесту? (Королевич)3. Этот водяной вал принес на берег бочку с сыном и матерью. (Волна)4. Где жили старик со старухой у самого синего моря? (В ветхой землянке)Конкурс 3. «Сказка о рыбаке и рыбке».За одну минуту перечислить по порядку все желания старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке».(Корыто - изба - столбовая дворянка - вольная царица - владычица морская. Итог: разбитое корыто).Конкурс «Игра со зрителями».- Что кричал петушок в случае опасности? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку»)- Какая сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)- Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («Во саду ли, в огороде»)- Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)Конкурс 4. Узнать героя по портрету.Описания портретов читаются по очереди то для одной, то для другой команды. За правильный ответ — 1 балл, за название сказки — еще 1 балл.Вопросы для команды №1.1. В дорогой собольей душегрейке,Парчовая на маковке кичка.Жемчуга огрузили шею,На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки. (слайд) (Старуха - столбовая дворянка. «Сказка о рыбаке и рыбке».)2. Тихомолком расцветая,Между тем росла, росла,Поднялась - и расцвела.Белолица, черноброва,Нраву кроткого такого. (слайд) (Царевна. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)Вопросы для команды №2.1. Высока, стройна, бела, И умом, и всем взяла, Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. (слайд) (Царица - мачеха. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)2. Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама - то величава, Выступает, будто пава. (слайд) (Царевна - Лебедь. «Сказка о царе Салтане».)Конкурс 5. Сказочный предмет.Задача команды — назвать сказку, где встречается данный предмет. За правильный ответ — 1 балл.^ Яблоко - «Сказка о мертвой царевне...»Зеркало - «Сказка о мертвой царевне...»Кольцо - «Сказка о рыбаке и рыбке»Жемчужное ожерелье - «Сказка о рыбаке и рыбке»Орех - «Сказка о царе Салтане»^ Веревка — «Сказка о попе и работнике его балде»Мешок — «Сказка о золотом петушке»Конкурс 6. Восстановить текст. (карточки)В течение 2 минут восстановить данный отрывок из «Сказки о мертвой царевне ...». За каждое правильно названное слово - 1 балл.1. Постой, -Отвечает ветер …Там, за речкой …Есть … гора,В ней … нора;В той норе, во тьме …2. Гроб качается…На цепях между столбов. Не видать ничьих следовВкруг того … места,В том гробу твоя невеста.(Буйный, тихоструйной, высокая, глубокая, печальной, хрустальный, пустого.)Конкурс « Игра со зрителями»Кто вынул из мешка перед Дадоном золотого петушка? (Мудрец) Вид пшеницы, которой кормил поп Балду. (Полба)Кто носился в море над Лебедъю? (Коршун)Кем оказался застреленный Гвидоном коршун? (Чародеем)Дорогой мех на душегрейке старухи. (Соболь) Как назвал Балда попа? (Поп, толоконный лоб)Конкурс 7. Продолжить фразу.За правильное продолжение фразы командам присуждается 1 балл и 1 балл за название сказки, из которой она взята.1. Жил старик со своею старухойУ самого синего моряЖили они в ветхой землянке....(Ровно тридцать лет и три года. «Сказка о рыбаке и рыбке»).2. Жил - был поп,Толоконный лоб, Пошел поп по базару...(Посмотреть кой-какого товару. «Сказка о попе и работнике его Балде»)3. Сват приехал, царь дал слово, А приданое готово...(Семь торговых городовДа сто сорок теремов.«Сказка о мертвой царевне...»)4. Улетела лебедь - птица, А царевич и царица,Целый день проведши так.(Лечь решились натощак. «Сказка о царе Салтане»)5. Родила царица в ночь Не то сына, не то дочь...(Не мышонка, не лягушку, А неведому зверюшку. «Сказка о царе Салтане»)6. В синем небе звезды блещут,В синем море волны хлещут..(Туча по небу идет,Бочка по морю плывет. «Сказка о царе Салтане»)7. И соседи присмирели, Воевать уже не смели; Таковой им царь Дадон...(Дал отпор со всех сторон. «Сказка о золотом петушке»).8. И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был...(Мед, пиво пил,Да усы лишь обмочил. «Сказка о мертвой царевне…»)Конкурс 8. Законы жанра.Назовите законы, каким подчиняется жанр «Сказка». (слайд)Закон счастливого конца, или восхождения от несчастья к счастью.Закон сказочной справедливости.Закон превосходной степени и наибольшего контраста.Закон всесильного желания и слова.Конкурс 9. Подтвердить примерами из «Сказки о мертвой царевне...» справедливость оценок, которые дает автор царице-мачехе.1. «...молодица Уж и впрямь была царица.2. «злая царица».Конкурс 10. Конкурс капитанов.Приглашаются капитаны. За 2-3 минуты они должны дать ответ на вопрос: «Сказка — ложь, да в ней намек...».Какой намек содержит:Команда №1- «Сказка о мертвой царевне...»?Команда №2- «Сказка о рыбаке и рыбке»?Конкурс 11. В это время команда участвует в конкурсе «Угадай, из какой сказки рисунок?»Ведущие показывают рисунки учащихся, команды по очереди отгадывают название сказки и эпизод, какому посвящен рисунокКонкурс 12. Приглашаются по одному представителю от команды. Доказать, что автор справедливо определил жанр своих произведений, как СКАЗКА.«Сказка о золотом петушке» (для первой команды).«Сказка о царе Салтане» (для второй команды).^ Подведение итогов игры.Пока жюри подводит итоги, учащиеся показывают инсценировку сказки.Дополнительные вопросы.1. Что кричал петушок в случае опасности? («Кири-ку-ку, царствуй лежа на боку»)2. Какая сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)3. Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («Во саду ли, в огороде»)4. Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)5. Кто вынул из мешка перед Дадоном золотого петушка? (Мудрец)6. Вид пшеницы, которой кормил поп Балду. (Полба)7. Кто носился в море над Лебедъю? (Коршун)8. Кем оказался застреленный Гвидоном коршун? (Чародеем)9. Дорогой мех на душегрейке старухи. (Соболь)10. Как назвал Балда попа? (Поп, толоконный лоб)Заключительное слово учителя. (слайд)Вот и подошел к концу наш урок. Наверное, мы не только вспомнили сказки Пушкина, но и открыли для себя что-то новое. “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма”. Мир пушкинских сказок – это мир чудес, тайн. Уже полтора столетия критики трудятся над разгадкой, и работы еще очень много. Чем же так привлекают нас сказки этого писателя? Прежде всего, необычностью сюжетов, яркостью красок, простотой слога, напевностью стиха и большим нравоучительным смыслом. Когда мы перечитываем сказки А.С.Пушкина, мы становимся немного счастливее, благодарим автора за то, что он оставил эти сказки с нами навсегда.^ Итоги урока.Жюри подводит итоги, благодарит участников за то, что с честью выдержали все испытания, награждает команды. Каждый ученик получает оценку за какой-то вид деятельности, в котором он особенно преуспел.^ Домашнее задание.Кроссворд «А.С.Пушкин и его сказки» (кроссворд раздаётся всем учащимся)Приложение:1. Сказки о животных (информация)^ СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ      Сказками о животных (животным эпосом) называются такие, в которых действующими лицами являются дикие звери, реже - домашние животные. Эти сказки должны были возникнуть в ту эпоху, когда основные занятия заставляли человека часто сталкиваться со зверями, т.е. в эпоху звероловства и скотоводства. В эту эпоху борьба со зверями была очень опасна, вследствие плохого вооружения человека; человек казался самому себе слабым сравнительно с целым рядом хищных зверей; наоборот, многие звери должны были представляться ему необыкновенно могучими. Под влиянием анимистического мировоззрения человек приписывал зверям человеческие свойства даже в преувеличенных размерах: крик зверя или птицы был человеку непонятен, но человеческая речь зверям и птицам понятна; зверь и птица знают больше, чем человек, и понимают стремления человека. В эту эпоху возникло убеждение в возможности превращения в зверя и обратно. Рост человеческого могущества должен был постепенно ослаблять эти взгляды и убеждения, и это должно было отразиться на содержании сказок о животных.     Главными действующими лицами русских сказок являются лиса ), волк, медведь, заяц, коза и козел, бык, лошадь, собака, ворон, петух. Наиболее часто героями сказок о животных являются лиса и волк. Объясняется это тем, что, во-первых, с ними человеку чаще всего приходилось сталкиваться в хозяйственной деятельности; во-вторых, эти звери по величине и силе занимают в животном царстве середину; наконец, в третьих, благодаря предыдущим двум причинам, с ними человек имел возможность очень близко познакомиться.     Лиса в наших сказках  одинаково представляется зверем пронырливым, коварным, хитрым, своей хитростью берущим перевес над другими зверями, более сильными, чем она - над волком и медведем. В наших сказках лиса носит ряд прозвищ: кума-лиса, лисичка-сестричка, лиса-Патрикеевна, Лизавета Ивановна и т.д.     Волк выступает уже с иными чертами: он зол, жаден, прожорлив, но глуп и недогадлив; лиса часто подшучивает над ним и проводит его, но волк всякий раз снова дается ей в обман.     И волк и лиса выступают в сказках с резко определенными чертами. Гораздо менее определенным образом является медведь: отличительная черта его - недогадливость.2. Волшебные сказки (информация)3. Бытовые сказки (информация)5. Буклет «Жизнь и творчество А.С.Пушкина6. КарточкиКарточки1. Постой, -Отвечает ветер …Там, за речкой …Есть … гора,В ней … нора;В той норе, во тьме …2. Гроб качается…На цепях между столбов. Не видать ничьих следовВкруг того … места,В том гробу твоя невеста.(Буйный, тихоструйной, высокая, глубокая, печальной, хрустальный, пустого.)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.