ТЕМА: Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас (по рассказу А.П. Чехова «Ванька»).Учитель начальных классов: Юркина Л.Е.Цель урока: 1. Формирование общеучебного правильного, выразительного чтения; Формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею художественного произведения. 2. Развитие речи учащихся, развитие умений анализировать текст, сравнивать, делать обобщения. 3. Урок нацелен на воспитание требовательности к себе, чувства сопереживания герою произведения, радости сопереживания успехам товарищей, на формирование межличностных отношений в групповой работе.Оборудование: портрет А. П. Чехова, произведения, на листочках высказывание Л.Н.Толстого, картина Богданова –Бельского «У дверей школы».^ Ход урока. (Детям предварительно было дано задание: познакомиться самостоятельно с текстом, выписать незнакомые слова и объяснить с помощью Толкового словаря; два человека готовили сообщение о детских годах автора, два человека – о том, учились ли их сверстники в школе).^ 1.Организационный этап.2.Постановка учебной задачи. У.- Прочитайте тему урока. Что значит слово «всматриваемся» (Читаем внимательно) Л. Н. Толстой, создавая свои произведения всегда думал о своем читателе. Вот какие требования он к нему предъявлял. (Дети самостоятельно читают рассуждение писателя) - Выделите главные критерии. (Быть понимающим человеком). Значит, какие задачи вы поставите перед собой? Д: Показать внимательно ли читали и как поняли содержание текста. У: А для этого вы должны активно работать со мной.^ 3.Рассказ о детских годах А.Чехова. Понять содержание произведения помогает и биография автора. Давайте послушаем Коколева Александра о детских годах Антоши. (Сведения взяты из книги Н.Шер «Антон Павлович Чехов».- М.: «Детская литература», 1974-Что удивило вас в рассказе Саши? (Эпизоды из его жизни похожи на жизнь Ваньки) -Рассказы Чехова почти всегда короткие.«Умею коротко говорить о длинных вещах»- как-то сказал Чехов.^ 4.Анализ рассказа «Ванька». 1) Работа по первичному восприятию текста. -Что отражает название рассказа: тему или основную мысль? (Тему) -Каковы ваши впечатления о том, что вы узнали? -Какие иллюстрации вы бы нарисовали? -Почему в рассказе так много непонятных слов? (слова на доске)2) Анализ содержания рассказа с выразительным чтением отрывков? -Кто такой Ванька Жуков? (Это 9-летний мальчик, 3 месяца назад отданный на ученье к сапожнику Аляхину. Он сирота, есть у него только дедушка, Константин Макарыч. Ольга Игнатьевна от нечего делать научила его читать, писать и считать до 100, и танцевать кадриль.^ Дополнительные сведения. В то время сапожники делали сапоги после предварительной обработки из шкур коров, телят, лошадей. Это были яловые сапоги. -Чему он должен быть научиться? (Сапожному делу, т.е. стать сапожником). -Что же представляют это ученье на самом деле? Процитировать. -Верно ли, что Ванька намного хуже, чем Петьке? (Да, хуже)3) Работа в группах. Сравнить жизнь Ваньки и Петьки.^ ВАНЬКА ПЕТЬКА 1 Нет родителей, -Есть мама. только дедушка 2 Бьют, плохо кормят -Ругают, кричат. 3 Подмастерья насмехаются -Не обижают 4 Друзей нет, они в деревне -Есть друг Николка, он объяснял, как получать разные виды причесок. 5 Не учили сапожному делу. -Помогал парикмахеру. 6 В деревне есть гармошка. -Ничем не увлекается в городе, но на даче он купался, ловил рыбу.^ Одинаковые проблемы.У обоих есть место, куда они стремятся (деревня) (дача)Есть надежда, что жизнь изменится.Процитировать сон.4) Чем Ваньку привлекает «это место»? (Хочет к дедушке, к родному человеку. Хочет за золоченым орехом поехать. Хочет с дедом сходить за елкой. В деревне есть у него гармошка, есть друзья, Алеша и Егорка).5) У вас есть то место, куда вы стремитесь?6) –Что вы узнали про деда, Константина Макарыча? Процитировать (стр.153-154)- Это чей взгляд на события: рассказчика или Ваньки? (мальчика) Почему? (Чувствуется, что он находился возле деда. Мальчик хорошо разбирается в характерах собак)7) –Детям села Мирное Ванька Жуков понравился. А вам?-Какое мнение у вас сложилось о нем?^ Работа в группах.-вежливый (соблюдает правила письма) Стр. 153, 157.-любит природу (стр.156)-наблюдательный (сравнивает жизнь в Москве и в деревне), стр. 155 – 156-рассуждает, как взрослый, умный (не будет в тягость деду), стр. 1558) –Таня Перова спросила:»Если Ванька такой умный, почему же он так промахнулся с адресом?» (Сейчас мальчика живет в городе. Он не знает адреса у дедушки. Но он пишет письмо под Рождество, верит, что свершится чудо и его письмо дойдет до деда)9) – А вы знаете свой адрес?^ 5. Этап рефлексии. - С какими впечатлениями хотел поделиться автор? (Не все дети могли учиться. Многие из них должны были работать чтобы прокормить себя). Более подробно об этом расскажет Саше Зотеев. (материал взят с учебника, стр. 150-151)^ 6. Анализ картины Богданова – Бельского «У дверей школы». - в России в конце 19 века было открыто много начальных школ для обучения детишек из бедных семей – и в городах, и деревнях. Но далеко не всем детям удавалось обучиться грамоте. -Рассказать, что видят дети на картине. - Попробуйте доказать, что дети, изображенные на картине, жили давно – более 100 лет назад. -Как вы объясните его появление на пороге класса? -Трудно ли ему будет учиться? -Есть ли в убранстве классной комнаты такие предметы, которые роднят ее с современным классом? -Сравните жизнь этих детей и свою жизнь.7. Вывод по уроку.- Понравился ли вам урок? Чью работу вы бы оценили на отлично? Довольны ли вы своей работой, поставьте соответствующий знак.8. Д/з 1 гр. – рассказать о Ваньке. 2 гр. – чем Ванька мне понравился? (письменно)