Реферат по предмету "Иностранный язык"


Падежная система современного русского языка

Дипломная работа
Падежнаясистема современного русского языка

Введение
 
Категория падежа – это грамматическая категория имени существительного, выражающая отношение обозначаемого им предмета к другим предметам, действиям, признакам [Розенталь, 1985; 193-194]. Она представляет собой «… словоизменительную категорию, благодаря которой могут противопоставляться словоформы, лишенные каких бы то ни было неформальных – смысловых и «связывающих» различий».
«Смысловая ценность данной категории возникает в результате взаимодействия формы существительного с «подчиняющей» ее словоформой» [Современный русский язык…, 1982; 423]. Изменение частей речи (имен) по падежам получило название — склонение. Круг формы склонения, падежных словоизменений, присущих разным типам имен, ограничен.
Само понятие «падеж» и наименования падежей берут свое начало из античности. Связь системы падежей русского языка с системами индоевропейских языков подчеркивает его универсальность, но ни в коем случае не умаляет значимости данной категории.
Склонение (изменение существительныхпо падежам в единственном и множественном числе) русских имен существительных,прилагательных и числительных поражает многообразием представлений. Оно, в силуспецифики языка, опирается на падежное изменение имен существительных. Именноопора на падежи субстантива помогает упорядочить систему склоненияприлагательных и числительных.
В настоящее время особые трудности уучителей средних школ вызывает подача грамматического материала, посвященногопадежам. Несмотря на разнообразие методик, приемов, использованиеинформационных технологий, которые помогают доступно и красочно представитьпадежную систему, школьники младшего и среднего звена нередко испытываюттрудности при определении склонений, написании падежных окончаний в именах существительных,прилагательных и числительных, глаголов. Очевидно, что формированиеорфографических и грамматических норм написания и формообразования слов уподрастающего поколения ложится на плечи именно учителей начальных и V – VIII классов, так как грамотность закладывается, по словамК.Д. Ушинского, до 12 – 13 лет.
Поэтому данное дипломное исследование призвано обратить внимание на современное состояние падежей в русском языке и их изучение в начальной и средней школе.
Цель работы: описание особенностей падежной системы русского языка, выявление специфики способов преподнесения данного грамматического материала на уроках русского языка в начальных и средних классах.
Цель обусловила следующие задачи:
1. проследить развитие падежной системы в истории современного русского языка и описать существующие подходы к ее определению;
2. проанализировать особенности оформления категории падежа в именных частях речи русского языка;
3. выявить особенности подачи материала о падежах русского языка в начальных и средних классах;
4. изучить специфику преподавания орфографии как основу изучении грамматических знаний в средних классах;
5. проиллюстрировать примерами методических разработок возможности современного учителя при преподнесении материала о падежной системе.
Объект исследования: падежи русского языка
Предмет исследования: выявление и описание падежной системы русского языка с теоретико-методической точки зрения.
Основными методами исследования в данной работе являются метод анализа, сопоставительный метод, сравнительно-исторический метод.
Практическая значимость дипломной работы заключается в описании и анализе понятия «падеж», выявлении особенностей представления падежной системы русского языка, своеобразия методической подачи материала младшим и средним школьникам с учетом возрастной психологии. Результаты дипломного исследования могут быть использованы учителем при подготовке к урокам русского языка (1 – 4, 5 — 6 классы) по орфографии, морфологии, синтаксису, лексикологии. Материалы работы окажут помощь при изучении методики преподавания грамматики русского языка в начальных и средних классах.
Апробация работы. Материалы дипломногоисследования использовались при подготовке к урокам русского языка в периодпрохождения педагогической практики, внеклассного мероприятия «По дорогамГрамматики» (игра-путешествие), включающего игру «Кто больше?), а также урока-лабиринтав 5 классе по теме: “Имя существительное”.

Глава I. Значение и употребление падежей в русском языке
 
1.1 Понятие «падеж» в русском языке: история и современность
 
Категория падежа – это грамматическая категория имени существительного, выражающая отношение обозначаемого им предмета к другим предметам, действиям, признакам [Розенталь, 1985; 193-194].
Термин падеж, как и названия большинства падежей, является калькой с греческого и латыни — др.-греч. πτῶσις (падение), лат. casus от cadere (падать). Выделяют прямой падеж (именительный и иногда также винительный) и косвенные падежи (остальные). Эта терминология связана с античным представлением о «склонении» (declinatio) как «отклонениях», «отпадениях» от правильной, «прямой» формы слова, и поддерживалась ассоциациями с игрой в кости (где при каждом броске выпадает та или иная сторона — в данном случае одна «прямая» и несколько «косвенных»).
Вследствие исторического родства индоевропейских языков, падежная система русского языка имеет ряд общих черт с падежной системой других индоевропейских языков (см.: Табл.1). Но на фоне этой общности ясно выступает их своеобразие, которое проявляется и в количестве падежей, и в круге значений употребления каждого падежа.
 
Таблица 1. Соответствие русских падежей падежам в мировых языкахЛатинское название Русское название падежа Характеризующие вопросы Функция Примеры языков, в которых употребляется Номинатив Именительный падеж Кто? Что?
Подлежащее Практически все агглютинирующие и флективные языки Генетив Родительный падеж Кого? Чего? Принадлежность, состав, участие, происхождение, определение, отрицание
арабский, славянские, финский, грузинский, немецкий, (древне)греческий, исландский, ирландский, латынь, литовский, санскрит, тюркские языки, японский Поссесив Притяжательный падеж Чей? Только принадлежность
Можно отделить от генитива в: английском, кечуа, алтайских и финно-угорских языках Датив
Дательный падеж Кому? Чему? Объект передачи, адресат речи, экспериенцер
Из ранних индоевропейских языков выжил в балто-славянских, романских и германских языках; финно-угорские языки, японский язык Аккузатив Винительный Кого? Что? Объект действия Почти все агглютинирующие языки, большинство флективных Эргатив Именительный падеж Кто? Что? Субъект действия
Языки эргативного строя Абсолютив Именительный падеж Кто? Кого? Что? Объект действия или состояния Аффектив Дательный падеж Кто? Кому? Субъект, воспринимающий что-либо или испытывающий какие-либо чувства Комитатив или Социатив С кем? Второстепенные субъекты действия
Финский, Баскский Инструменталис Творительный падеж Кем? Чем? Орудие действия; иногда субъект действия
Монгольские Партитив Частичный падеж Чего? Действие переходит только на часть объекта Вокатив
Звательный падеж Обращение Эссив Какой? Как? Нахождение в каком-либо состоянии Транслатив Во что? Кем/чем стал? Изменение состояния или местонахождения Локатив Местный падеж Где? В чём? Местонахождение
Финно-угорские, тюркские, балтийские языки, этрусский, украинский Адессив Где? Около чего? Место (внешн.) нахождения Инессив Где? В чём? Место (внутр.) нахождения Аллатив Направительный падеж Куда? К чему? Конечный пункт траектории, предмет, на котором скажется действие
Финно-угорские, тюркские языки Иллатив Точного аналога нет Куда? Во что? Конечный (внутр.) пункт действия
Финно-угорские языки Аблатив Исходный Откуда? С чего? От чего? Исходная точка действия
Финно-угорские языки, тюркские, древние индоевропейские языки Элатив Точного аналога нет Из(нутри) чего? Исходная (внутр.) точка действия
Финно-угорские языки Пролатив Точного аналога нет Вдоль чего? Только к протяженным объектам Монгольские Терминатив Точного аналога нет До уровня чего? (по куда?) Указание высоты/глубины
Монгольские
 
Падеж есть форма имени, выражающая его отношение к другим словам в составе предложения или словосочетания. Например: отпереть дверь ключом, ключ от двери, связка ключей, обзавестись ключами — четыре падежных формы от слова ключ выражают различные отношения его к словам отпереть, от двери, связка, обзавестись. Эти отношения могут быть весьма разнообразными, и потому форма каждого падежа может иметь несколько значений.
Современная школьная грамматическая традиция выделяет 6 падежей.
 Русское название Латинское название Характеризующий вопрос Именительный Номинатив (Nominative) Кто? Что?
Родительный Генитив (Genitive) Кого? Чего? Дательный Датив (Dative) Кому? Чему?
Винительный Аккузатив (Accusative) Кого? Что? Творительный Аблатив (объединяет инструментатив [Instrumentative], локатив и аблатив) Кем? Чем?
Предложный Препозитив (Preposition) О ком? О чём?
 
Их порядок школьники запоминают с помощью забавных двустиший: «Иван (Ирина) Родил(а) Девчонку, Велел(а) Тащить Пелёнку»; «Иван, Роман, Дайте Вашу Трубку Покурить»; «Имя Ребёнку Дали, Винни Топтыжку Прозвали»; «Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу»; «Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печь»; «И Родила Дарья Ваньку Толстого, Пузатого»; «Иван Романов Дал Вите Тетрадь Подержать»; «Иван, Родимый, Дай Ванюше Табака Понюхать»; «Иван Родил Девочку Валю Толстенькую, Пузатенькую» [Википедия – эл. дан.].
Современная европейская терминология, связанная со склонением, является осколком античной. И м е н и т е л ь н ы й (onomastikē, nominativus) как «начальный» падеж назывался orthē – прямой, в отличие от других, отклонившихся, склонившихся (klisis, declinatio — склонение), почему те и считались косыми, косвенными (plagiai, ptōseis). Р о д и т е л ь н ы й (genikē, genetivus — родовой) получил свое имя от того, что он иногда обозначал род, принадлежность, происхождение. Д а т е л ь н ы й (dotikē, dativus) своим названием выражал одну из своих функций (ср. употреблении дательного падежа при глаголе дать – давать). Термин греческой грамматики, соответствовавший винительному падежу (aitiatikē), был очень узко переведен на латинский язык – accuativus (буквально: винительный), вернее было бы causativus. «У нас бы более подходило название предметный падеж». Т в о р и т е л ь н ы й (instrumentalis — орудный) падеж введен в русскую грамматику Лаврентием Зизанием («Грамматика словенска», 1596). Мелетий Смотрицкий в своей «Грамматике» (1619) дополнил русскую падежную терминологию еще сказительным падежом (ср. говорить – сказать о чем-нибудь), который потом Ломоносовым был переименован в п р е д л о ж н ы й [Виноградов, 1972; 144], вследствие исключительного употребления этого падежа только с предлогами. Для древнерусского и старославянского языков этот падеж называется «местным» (по одному из главных значений); он первоначально употреблялся без предлога, как всё другие косвенные падежи: НовЪгород'Ь означало «в Новгороде».
Однако существует мнение, что в русском языке можно выделить, помимоэтих шести падежей, еще несколько словоформ-падежей, которые не упоминаются приобучении в школе (см.: Табл. 1), но могут быть использованы учителем какдополнительный языковой материал. К таким падежам относят: звательный,количественно-отделительный, местный и исходный падежи.
Формы звательного падежа (вокатив)используются при обращении к человеку (им. падеж: Аня — звательный: Ань!)(Ань, домой пойдешь?). Однако в настоящее время вместо вымершего старогозвательного падежа используется так называемый новый звательный падеж,который образуется путем усечения конечной гласной существительного [Озвательном падеже… – эл. дан.]. Звательный падеж считался седьмым русским падежомв грамматиках, изданных до 1918 года (в близкородственных белорусскоми украинском языках он выделяется как 7-ой падеж и поныне).Слова в форме этого архаичного звательного падежа можно обнаружитьв старой литературе, особенно церковной (например, слова «отче», «Боже»,«Господи», «старче», которые в современном русском языкеявляются архаизмами).
Звательный падеж не выражаетзависимости между словами и необходим для выражения зависимостислов в предложении: (кто?) Иван родил (кого?) девчонку
Существительное «Иван» примененов форме именительного падежа, «девчонка» — в форме винительного.Отсюда мы понимаем, что именно Иван родил девчонку, а не наоборот.
Существовавшая в русском языке третьяформа звательного падежа сохранилась в словах «деда», «доча» и т. п.
Однако некоторые лингвисты трактуютэти формы не как звательный падеж, а как звательную форму, поскольку всовременном языке сохранились только отдельные остаточные формы древнегозвательного падежа, в то время как далеко не все имена имеют звательную форму.Это объясняется определением падежа, который должен выражать синтаксическиеотношения. Обращения между тем членами предложения не являются и всинтаксических отношениях не участвуют.
Количественно-отделительный(партитив, или второй родительный) падеж использовался при употреблении существительного,означающего целое по отношению к некоторой части, также упоминающейся. Этотпадеж мы можем услышать в двух равносильных формах некоторых словосочетаний:например, «головка чеснока», но также «головка чесноку»; особенно хорошо онзаметен применительно к неисчисляемым существительным: сахару, песку (не путатьс дательным) и др. Есть мнение, что этот падеж — один из двух, могущихбыть прямым дополнением при глаголе. Причём глаголы могут иметь в качествепрямого дополнения как лишь существительное в партитиве, так и в аккузативе.(Это часто зависит от одушевлённости и исчисляемости существительного).
Местный (локатив, или второй предложный)падеж, в котором ставится существительное, означает место действия, например:«стоять в снегу» (но предложный падеж: «думать о снеге»).
Исходный (аблатив) падеж, в которомставится существительное, означает место начала движения, например: «вышели́з лесу» (отличается от местного падежа ударением) [Богородицкий 1935;167—167, 311].
Кроме этих падежей специалисты(например, В. А. Успенский [Успенский],А. А. Зализняк [Зализняк 2002]) иногда выделяют ещё несколько(ждательный, временной, включительный, счётные и др.). Точное количествовыделяемых падежей зависит от выбранного определения падежа.
Как правило, для определения падежа существительного используют приемпостановки характеризующего вопроса. Однако не всегда этот принцип являетсяосновополагающим. Так, для винительного — нет ни одного уникального вопроса,для предложного — нет общего вопроса (предлог в вопросе зависит от предлога впредложении), для звательного — вопросов нет вообще.
Как видим, идеальный принцип любой грамматической категории (связь смысла и формальных признаков) постоянно нарушается, когда мы имеем дело с категорией падежа. Любой падеж имеет не одно, а несколько значений. Например, наиболее характерно для творительного падежа 'значение орудия или средства, при помощи которого производится действие'. Но, кроме того, есть творительный времени – днём, вечером (это совсем не то, что писать пером) творительный способа и образа действия шагом, боком; творительный сравнения – лететь стрелой и т.д. Если исходить из значения, только внутри творительного падежа можно выделить несколько падежей.
Итак, определить число падежей наоснове формальных признаков нельзя, так как среди них нет единообразия, наоснове смысла – тоже нельзя, так как нет предела для дробления значений.Сколько же падежей? Этот вопрос ставил еще академик А.И. Соболевский, он писал:«Сколько падежей? Ответ на этот вопрос не только труден, но прямо невозможен.Если принять за основание звуковую форму имени… то мы должны будем сказать, чтоодни имена (например, кость – только с тремя разными звуковыми формамиединственного числа) имеют меньше всего падежей, чем другие… и что числопадежей неопределённо. Если же принять за основание грамматическое значение….То мы должны будем считать большое количество падежей… Тогда, например, формахлеба в разных предложениях (я взял себе хлеба, мясо лучше хлеба, мягкость –свойство хлеба)» будет представлять три падежа…» [Энциклопедия для детей, 1998;31, 171].
По мнению В.В. Виноградова, из шести падежей в современном русском языке, вследствие богатства значений (и отчасти по происхождению), родительный и предложный можно было бы рассматривать как объединение по крайней мере двух падежей в каждом из них [Виноградов 1984; 204].
Рассмотрим многообразие значений падежей русского языка.
Форма им ен ит ел ьн ог оп ад еж а- это исходная падежная форма слова. В этой форме имясуществительное употребляется для наименования, названия лица, предмета,явления. В этом падеже всегда стоит подлежащее (а также приложение к нему): Де ву шк а вошла в комнату; Но чь прошла незаметно; Чижа захлопнула зл од ей ка-з ап ад ня (Кр.). В этом же падеже может стоятьименная часть составного сказуемого: Грушницкий – юн ке р; Хорь был че ло ве кп ол ож ит ел ьн ый (Т.). В именительном падеже стоиттакже главный член односоставного номинативного предложения: Вот опальный до ми к(П.). Вне синтаксической связи с предложением вименительном падеже стоит обращение: От ец, о те ц, оставь угрозы… (Л.); Шуми, шуми, послушное ве тр ил о(П.).
Р о д и т е л ь н ы й п а д е ж употребляется и после глаголов и после имен. Значения исинтаксическое употребление родительного падежа весьма разнообразны.
Собственно-родительный объединяет значения качественного определения: девушка редкой красоты, человек большого ума, стол красного дерева; принадлежности: книга сестры, дом отца; субъекта: подарок матери, сочинения Пушкина, тормоз Матросова; объекта: чтение Маяковского (когда читают стихи Маяковского; но чтение Маяковского, т. е. чтение самим Маяковским чего-либо есть родительный субъекта) [АГ – 70; 287]. Эти значения возможны и при наличии предлогов, например: у него была красивая дочь, у этой книги кожаный переплет, у чемодана двойное дно и т. п.
Приглагольныйродительный падеж указывает на объект в ряде случаев: а) если переходный глаголимеет при себе отрицание: не скосить травы, не сказать правды; 6) если действиепереходит не на весь предмет, а на часть его (родительный части, илиродительный разделительный): выпить воды, съесть хлеба, нарубить дров. Этотпадеж имеет также значение отсутствия, лишения, удаления, боязни чего-либо: Ро ди те ле йлишился он враннем детстве (Ч.); Какни старались мы избежать бр од ов, нам не удалось от них отделаться (Арс.); Эти главы не избегли общей уч ас ти. Гоголь сжег их в разное время (Кор.); значение желания,достижения:… Желаю сл ав ы я (П.);… Св об од ы хочу, не за ви си мо ст и(Гонч.).
Приименныйродительный падеж указывает на ряд определительных отношений: принадлежности — дом отца, комната сестры;отношения целого к части: коридоргостиницы, верхушка дерева; отношений качественных (качественнойоценки): фуражка защитного цвета,слезы радости, человек чести и некоторые другие.
Существительныев родительном падеже, употребленные при сравнительной форме именприлагательных, обозначают тот предмет, с которым что-либо сравнивается: красивее цветка, быстрее звука, слаще меда, белее снегаи т.д.
Родительный количественно-отделительный падеж представлен значениями количества преимущественно после числительных и глаголов): пять лет, три кило гороху, начитаться книг, наговорить дерзостей, попить водицы; удаления, лишения: избегать опасности, лишиться места, остерегаться обмана; достижения цели: добиться успеха, просить помощи. Эти значения выражаются при помощи предлогов, чаще из, от, до, около: уехать из города, происходить из крестьян, сшить из лучшей материи, от края и до края, плащ от дождя, услышать от знакомых, добраться до постели, охотник до книг. Особенно следует подчеркнуть выражение причинно — целевых значений этим падежом с предлогами: с радости, со страху, от горя, (похудеть от горя). Формальное отличие родительного количественно-отделительного заключается в особом окончании -у у некоторых существительных мужского рода, чего обычно не бывает в употреблении собственно-родительного, за самыми редкими исключениями.
Д а т е л ь н ы й п а д е ж (чаще всего после глаголов, но возможен и после имени) употребляетсяглавным образом для обозначения лица или предмета, к которому направленодействие (дательный адресата): передатьпривет другу, грозить врагу, приказ войскам.
В безличныхпредложениях дательный падеж может называть лицо или предмет, которые испытываютсостояние, выражаемое сказуемым безличного предложения: Са ше не спится (Н.); Но стало страшно вдруг Та ть ян е(П.); Моей бо ль но й все хуже становится(Т.).
В и н и т е л ь н ы й п а д е ж употребляется главным образом при глаголах. Основное егозначение — выражать при переходных глаголах объект, на который действиепереходит полностью: ловитькарасей, чистить ружье, сшить платье, изготовить литье. Крометого, винительный падеж может употребляться для выражения количества,пространства, расстояния, времени. В этом значении он употребляется и припереходных и при непереходных глаголах: Я без души ле то целое все пела (Кр.); Приехав в Тифлис, стал слышать его[имя] на всех путях, во всехместах, каждый де нь, каждый ча с(Г. Усп.); пройти версту, веситьтонну, стоить копейку и др.
Т в о р и т е л ь н ы й п а д е ж употребляется и в сочетаниях с глаголами и при именах.
Приглагольныйтворительный падеж имеет основное значение орудия или средства действия: Предлинной хв ор ос ти но й мужик гусей гнал в город продавать(Кр.); Старуха подперлась ла до нь ю(Л. Т.) и т.д.
Творительныйприглагольный падеж может иметь и значения места, времени, пространства, образаи способа действия: К лу ба ми черный дым несется к облакам (Кр.); Кони, фыркая, ви хр ем летели… (Н.); Чуть проторенная дорога вела ле со м(А.Н. Т.); — … Ну, мертвая! — крикнул малюточка ба со м… (Н.) и др.
Приглагольныйтворительный падеж может иметь значение производителя действия: Роман «Дым» написан Ту рг ен ев ым в 1867 году.
Особый случай применения творительного падежа представляет так называемый творительный предикативный, т. е. образующий (со связкой или без нее) составное сказуемое. Он используется для выражения именной части составного сказуемого: Первый русский ученый [М.В. Ломоносов], открывший нам, что есть науки, должен был сам с д е л а т ь с я и х и м и к о м, и ф и з и к о м, и и с т о р и к о м, и п о л и т и к о –э к о н о м о м, и о р а т о р о м, и вдобавок еще – п и и т о м (Добролюбов); он стал опытным инженером; студенты будут учителями и научными работниками.
Близко к этому значению и значение творительного падежа, указывающего должность, положение, свойство лица или предмета, название которого стоит в винительном падеже при переходных глаголах называть, назначать, считать, признавать (кого? кем?). При замене действительного залога страдательным такой творительный делается обычным творительным предикативным: его избрали председателем — он избран председателем, его считают руководителем — он считается руководителем и т. п. [АГ-70; 336].
Приименныйтворительный падеж употребляется: а) при именах существительных со значениеморудия действия: удар ногой,чистка пылесосом; производителя действия: охрана сада сторожем; содержаниядействия: занятия иностраннымязыком; определительным: усы колечком, кепка блином; в сравнительно редких случаях- со значением образа действия: пениетенором; б) при именах прилагательных для указания на областьпроявления признака со значением ограничения: известен открытиями, сильный чувствами.
П р е д л о ж н ы й п а д е ж употребляется и при глаголах, и при именах, но всегда толькос предлогом.
Приглагольныйпредложный падеж с предлогом о(об, обо) употребляется при обозначении предмета мысли, речи: И долго, долго дедушка о горькой до ле пахаря с тоскою говорил (Н.); Ясно, что только военные неудачи заставилиавстрийское правительство подумать о внутренних ул уч ше ни ях (Черн.) и т.д.
С предлогом в (во) употребляется дляуказания на место, пространство, на предмет, в пределах (или внутри) которогосовершается действие: Баймаковаозабоченно роется в большом, кованом су нд ук е, стоя на коленях перед ним(М. Г.); [Аянов]… имелдвенадцати лет дочь, воспитывавшуюся на казенный счет ви нс ти ту те (Гонч.); а также для указания насостояние, внешний вид. Наподоконнике у нее стоял бальзамин в цв ет у(М. Г.); Рекав о всей кр ас от е и ве ли чи и, как цельное стекло, раскинулась передними (Г.).
С предлогом на употребляется дляуказания на поверхность, где что-либо находится, происходит: На р ук ах, н ас пи не, н ап ле ча х играл каждый мускул; дляуказания на предел, границу распространения какого-либо действия, состояния: Николай Петрович родился на ю ге России, подобно старшему своему брату Павлу (Т.); На с ел е кое-где скрипели ворота(Н. Усп.).
С предлогом при употребляется дляуказания на нахождение вблизи, в присутствии кого-либо: Мы присели на бревно, оставленное возчиком леса ещезимой п ри до ро ге (Пришв.), Генерал быстро пр иС аб ур ов е продиктовал несколько строк короткогоприказа (Сим.).
Предложныйприименный падеж употребляется при существительных (главным образомотглагольных), которые управляют предложным падежом:
· с предлогом о (мысль, речь, доклад,сообщение и т.д. о чем-либо): Слухо сем п ро ис ше ст ви и в тот же день дошел до КирилаПетровича (П.); Мысльо ж ен ит ьб е Николая на богатой невесте все большеи больше занимала старую графиню (Л. Т.);
· с предлогом при — для указания наместо: сад пр ии нс ти ту те, сестра пр ис ан ат ор ии;
· с предлогом в — для указания наместо, пространство, предмет: жизньв о ко па х, хранение вс не гу и т.д.
Современный предложный падеж некоторыми учеными делится на два: изъяснительный — о хлебе, о саде, о лесе (после глаголов говорить, думать, рассуждать и им подобных) и местный (с предлогами в, на) — в саду, в лесу, на полу, на корню [Виноградов 1986; 299]. В значении местного падежа у существительных мужского рода очень употребительно окончание -у под ударением.
Следует заметить, что мысль ряда исследователей о разделении родительного и предложного падежей на два имеет чисто научное значение.
Вследствие обилия значений косвенных падежей некоторые значения их выражаются не только падежными окончаниями, но и присоединением предлогов, например: родительный падеж — с предлогами, выражающими пространственные отношения (от дома, до школы, с гор, из городов) и целевые (для здоровья, для успеха); дательный падеж — с предлогами, выражающими направление (к отцу, по дорогам); винительный падеж — с предлогами, выражающими пространственные отношения (на улицу, в дом, по колено) и временные (в год, в час); творительный падеж — с предлогами, выражающими совместность (с другом) и пространственные отношения (под водой, за огородами, между деревьями); предложный падеж употребляется в современном русском языке только с предлогами (разнообразного значения).
Падеж как словоизменительнаякатегория имени выражается его флексиями; дополнительным средством различенияпадежных форм могут служить чередования в основах существительных и специальныеакцентные характеристики.
В зависимости от того, какую системуфлексий в падежных формах ед.ч. имеет то или иное слово, все существительные,изменяющиеся по падежам, делятся на три класса (на три склонения):существительные первого склонения, второго склонения и третьего склонения. Кпервому склонению относятся сущ. муж. и сред. р., ко второму – сущ.преимущественно жен. р., а также муж. и общ. р., к третьему – сущ. жен. р., однослово муж. р. и двенадцать слов сред.р. Существительные каждого склонения имеютсвои парадигматические характеристики – две частные парадигмы: одну,объединяющую формы ед.ч., и другую, объединяющую формы мн.ч. Различия междучастными парадигмами ед. ч. у разных склонений значительны; частные парадигмымн. ч. у разных склонений различаются только формами им. и род. п. (а такжевин. п., совпадающего с им.п. или род. п.); флексии дат., тв. и предл. п. мн.ч.у существительных всех трех склонений совпадают.
Парадигмы существительных и падежныефлексии характеризуются следующими особенностями:
1) Все падежные флексии выражаютодновременно два морфологических значения – падежа и числа (ед. или мн.).
2) Ни одна из частных парадигм несостоит из шести (по числу падежей) материально различных форм: парадигмыпервого и второго склонений в ед.ч. и парадигмы всех склонений во мн. ч. имеютпять различных форм парадигмы третьего скл. в ед. ч. – только три различныхформы.
3) В составе каждой из частныхпарадигм есть формы с омонимичными падежными флексиями; так, материальносовпадают флексии им. и вин. п. или род. и вин. п. в парадигмах муж. р. первогоскл. в ед. ч. и в парадигмах всех склонений во мн.ч.; флексии дат. и предл. п.– в парадигме второго скл. в ед.ч.; флексии род., дат. и предл. п. – впарадигме третьего скл. в ед. ч.
4) Омонимичны могут быть флексииразных падежей в разных парадигмах.
Таким образом, все падежные формытрех склонений в ед. и мн.ч. имеют в общей сложности только пятнадцатьразличных флексий (запись морфофонематическая) [АГ-80; 475].
Вывод: понятие «падеж» и наименованияпадежей берут свое начало из античности. Падежная система русского языка имеетряд общих черт с падежной системой других индоевропейских языков, однако ейприсущи специфичные черты: количество падежей, круг значений употреблениякаждого падежа. Некоторые исследователи выделяют такие словоформы-падежи, какзвательный, количественно-отделительный, местный и исходный падежи.Многообразны значения падежей. Передача этих значений возложена на флексии,которые помогают сориентироваться в семантическом многообразии значений.
 
1.2 Особенности склонения имён существительных, прилагательных и числительных
Склонением называют изменениесуществительных по падежам в единственном и множественном числе [Зализняк 1967].
Термин склонение используется дляобозначения как модели (системы окончаний), по которой образуются падежныеформы, так и класса слов, имеющих одинаковые падежные флексии.
Принято выделять три типа собственносубстантивного словоизме- нения, три типа склонения существительных: первое,второе, третье Причем названия «первое склонение», «второе склонение» вшкольной практике и вузовском преподавании нередко закрепляются за разными разрядамислов. В школьных учебниках первьм склонением называют изменение слов сокончанием -а (вода), во многих вузовских пособиях и в академическихграмматиках — слов мужского рода (стол) и средне- го рода (окно).
Кроме собственно субстантивных типовсклонения, есть смешанные и адъективные типы. Отдельные лексемы имеют особыенестандартные парадигмы.
Распределение существительных посклонениям опирается на формы единственного числа, так как во множественномчисле нет четких границ между типами.
К первому склонению относятся 1)существительные мужского рода, кроме слов с окончанием -а/-я (дедушка, дядя,заинька, домина} и сло- ва путь, 2) слова среднего рода, кроме слов на -мя ислова дитя.
Ко второму склонению относятся словаженского, мужского и об- щего рода с окончанием -а/-я (страна, земля, армия,дедушка, домина, староста).
Слова мужского рода типа домишкообразуют формы кос- венных падежей и по первому, и по второму склонению: Р.домишка, домишки, Д. — домишку, домишке, В. — домишко, домишку, Т. — до- мишком,домишкой, П. — о домишке.
К третьему склонению относятся всесуществительные женского ро- да с нулевым окончанием в именительном падежеединственного числа (мать, нежность, любовь, лень, степь, дочь, печь, рожь.тишь), слово мужского рода путь, 11 слов среднего рода на -мя (бремя, время,вымя, знамя, имя, племя, пламя, полымя, семя, стремя, темя) и существительное дитя[АГ-80].
Каждый тип склонения имеет своюсовокупность падежных окончаний, в целом общую для лексем данного типа. Важноиметь в виду, что сказанное относится к набору фонем в парадигмах. Так, вединст- венном числе фонемный состав окончаний в субстантивных типах скло- нениятаков:


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.