Реферат по предмету "Разное"


А. П. Чехова «Ионыч» в 9 классе Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Азмуханова Рамзия Иршатовна 2009 год Урок

Дрожжановский районРеспублики ТатарстанУрок – размышление по рассказу А.П.Чехова «Ионыч» в 9 классеУчитель русского языка и литературывысшей квалификационной категории Азмуханова Рамзия Иршатовна2009 годУрок – размышление по рассказуА.П.Чехова «Ионыч».Тема: Почему Старцев превратился в Ионыча?Оборудование: портрет писателя, выставка книг, плакаты с цитатами А.П.Чехова. «Берегите в себе человека!» «Человек в любую эпоху определяет сам, каким он станет». «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть». «В любых условиях человек должен остаться человеком».Тип урока: Обобщающий Вид урока: Урок - дискуссияЦель урока: 1. Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе. 2. Развивать у детей навыки творческой работы, умения анализировать, обобщать, делать выводы. 3. Вовлечь учащихся в размышления о смысле жизни.^ Ход урока:Вступительное слово учителя. Мы уже знакомы с такими рассказами А.П.Чехова как «Крыжовник», «Человек в футляре», и вот перед вами «Ионыч». По всем этим произведениям мы можем проследить историю жизни человека. И когда уже начинаем размышлять над прочитанным, невольно должны будем сказать себе: « Нет, больше так жить нельзя. Должна же быть широкая, своеобразная жизнь, которая отвечала бы назначению человека». И я не исключаю, что сегодня, отвечая на поставленный вопрос урока, каждый из сидящих здесь скажет себе: «Нет, дальше так жить нельзя». А теперь вернёмся к тексту и попробуем ответить на следующие вопросы:^ I.Этап вызова. Работа по содержанию текста.Что вы можете рассказать о жизни в городе С? (В городе скучная однообразная жизнь. В самой приятной семье – люди бездарные и неталантливые, ничем не отличающиеся от остальных жителей. Вера Иосифовна пишет роман о том, чего не бывает в жизни, Екатерина Ивановна не вкладывает в свою игру ни капли чувства, Иван Петрович пользуется давно заученным набором острот и анекдотов. Это самая талантливая семья в городе).^ 2. Каким увидел семью Туркиных Старцев в первый раз? Какую даёт он оценку?. (Старцев доволен вечером, проведённым у Туркиных, хотя он прекрасно понимает, что описываемые явления в романах Веры Иосифовны в жизни не бывают, что Екатерина Ивановна бездарна, что остроумие Ивана Петровича никого не радует и уже давно является всего лишь привычкой. Но ему здесь приятно).^ 3. Как изменился Старцев через год? (Старцев пребывал в трудах и одиночестве. Его снова пригласили к Туркиным, где он влюбился в Екатерину Ивановну. Сделал ей предложение и получил отказ.)^ 4. Как изменился или каким мы увидели Старцева через 4 года, и как изменилась семья Туркиных? (В семье Туркиных не изменилось ничего. Изменилась только Екатерина Ивановна. Она как бы чувствовала себя чужой в этом доме. Но изменилось отношение Старцева к ним. Он думал только о своих бумажках и повторял себе: «А хорошо, что я на ней тогда не женился»).^ 5. Каким мы видим Старцева через несколько лет? Сравните Старцева с членами семьи Туркиных. 6 задание: Сделайте вывод.Вывод: Старцева мы видим точно таким же в финале рассказа. Они поставлены рядом, уравнены между собой. Он стал таким же, от кого в начале уходит и ненавидит. И кто в этом виноват? (Он сам) Вывод: вывешивается табличка с надписью: «Человек в любую эпоху определяет сам, каким он станет» А.П.Чехов.^ II. Этап осмысления. Анализ действий и поступков героев.Учитель: Между событиями, описываемыми в первой и второй главы прошло больше года. Изменилось ли что - нибудь за этот год?. И вообще, что вы можете сказать о Старцеве, когда он понял, что влюблён в Екатерину Ивановну. Вопрос: Как изменился Старцев , когда он понял, что он влюблён? (Работа над деталями художественного произведения) Если он пел в начале:^ Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия… То в обратную дорогу он напевал: «Твой голос для меня, и ласковый и томный... Говорит с котиком о литературе, об искусстве, о чём угодно. Получив записку, идёт пешком в 11 часов ночи на кладбище, хотя понимает, что над ним могут смеяться даже гимназисты, а он интеллигентный, уважаемый человек. Размышляет над надписями: «Грядет час в онь же..» Мечтает о счастье, надеется на любовь Объяснение в любви. (Чтение эпизода признания Старцева в любви.) Вопрос: Что вы можете сказать о Екатерине Ивановне? Какой мы видели Екатерину Ивановну при встречи со Старцевым в саду, когда Старцев сделал ей предложение и когда приехала из Москвы? А теперь на примере Старцева и Екатерины Ивановны сделайте вывод: когда они живут настоящей жизнью?Вывод: Только влюбленный человек может понять, что такое счастье, что значит быть полезным, заниматься любимым делом и не бояться никаких преград и трудностей.^ Вывод: «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть». А.П.ЧеховТворческая работа. Поисковое задание.Учитель: Мы с вами выяснили, какими могли бы быть наши герои. Но они всё же не стали такими. Давайте выясним, почему. Для этого мы выполним вот такое задание. Перед вами текст: Вам нужно по тексту найти своеобразные маяки, по которым можно определить.1 вариант: материальное преуспевание доктора Старцева2 вариант: моральное и духовное опустошение доктора Старцева.1 вариант Своих лошадей у него еще не было, и он ходил пешком. И пел: «Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия…» У него уже была пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке. Его фраза: «Ох, не надо бы полнеть». В городе была большая практика. У него уже не пара, а тройка с бубенчиками. Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком. У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе ещё третий.2 вариант: Старцев отправился, чтобы развлечься и купить себе кое-что. Он шел пешком, не спеша. Пройдя 9 верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости, а напротив, он с удовольствием прошёл бы ещё 20 вёрст, шёл всю дорогу и напевал: «Твой голос для меня и ласковый и томный»: На кладбище: «Я устал, едва держусь на ногах» И, садясь в коляску, он подумал: «Ох, не надо бы полнеть» Получив отказ, у Старцева перестало биться сердце. И вспоминая о своей влюблённости, повторял: «Сколько хлопот, однако!» Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным. Отказался от театра и концертов, играл в винт часа по 3, по вечерам вынимал из карманов бумажки. Когда Екатерина Ивановна объяснилась в любви, он вспоминает о своих бумажках и думает: «А хорошо, что я тогда не женился!» У него много хлопот, но всё же он не бросает земского места, жадность одолела, хочется поспеть и здесь, и там. Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой об пол и кричит своим неприятным голосом: Извольте отвечать только на вопросы! Не разговаривать!^ Сделайте вывод. Что стало со Старцевым? (Он обогащаясь материально, разлагался духовно.) А как должно было быть? Материальное богатство должно было стать стимулом к духовному обогащению.) ^ Вывод: «В любых условиях человек должен остаться человеком».А.П.ЧеховIII. Этап рефлексии. Раскрытие идейного замысла. Чтобы ответить на вопрос «Почему же доктор Старцев превратился в Ионыча», нам нужно выяснить значение некоторых слов.^ Работаем в тетрадях: (Выяснив значения слов, учащиеся подбирают примеры из текста по образу Старцева).Пошлость – быть низким, безнравственным (не обращает внимания на неодетых женщин и детей)мещанство – быть безразличным к интересам общества, преследовать сугубо личные интересы, иметь узкий кругозор (не посещает театры, концерты, игр).эгоизм – себялюбие, пренебрежение к окружающим (спешно принимает больных, обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой об пол и пренеприятным голосом говорит).вырождение – потеря ценных свойств, ухудшение.Вопрос: Что произошло с доктором Старцевым?^ Ответ: (Постоянно теряя ценные свойства, произошло вырождение человека, деградировался). Вопрос: Почему Старцев превратился в Ионыча? Сделаем выводы. Он отказался от активной жизни Не боролся с пошлостью, ленью. Не отстаивал своих мнений Произошла деградация – постепенно ухудшаясь, пришёл к вырождению. На примере образа Старцева, как он превратился в Ионыча, мы видим духовную деградацию человека.Вопрос. - Ребята! Как вы думаете, какова основная идея произведения? ( Она заключается в призыве: «Берегите в себе человека!») - Что вы понимаете под этими словами? (Человек должен жить полнокровной жизнью. Жизнь должна быть широкой, своеобразной, которая отвечала бы истинному назначению человека).Д/з. I вариант .Написать сочинение – миниатюру на тему: «Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч»?II вариант Сравнительный анализ двух эпизодов: первое и последнее свидание Старцева и Екатерины Ивановны. Доказать, что развитие Екатерины Ивановны идёт по восходящей, а Старцева - по нисходящей линии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.