Реферат по предмету "Разное"


А. П. Чехова «Ионыч» в 9 классе Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Азмуханова Рамзия Иршатовна 2009 год Урок

Дрожжановский районРеспублики ТатарстанУрок – размышление по рассказу А.П.Чехова «Ионыч» в 9 классеУчитель русского языка и литературывысшей квалификационной категории Азмуханова Рамзия Иршатовна2009 годУрок – размышление по рассказуА.П.Чехова «Ионыч».Тема: Почему Старцев превратился в Ионыча?Оборудование: портрет писателя, выставка книг, плакаты с цитатами А.П.Чехова. «Берегите в себе человека!» «Человек в любую эпоху определяет сам, каким он станет». «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть». «В любых условиях человек должен остаться человеком».Тип урока: Обобщающий Вид урока: Урок - дискуссияЦель урока: 1. Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе. 2. Развивать у детей навыки творческой работы, умения анализировать, обобщать, делать выводы. 3. Вовлечь учащихся в размышления о смысле жизни.^ Ход урока:Вступительное слово учителя. Мы уже знакомы с такими рассказами А.П.Чехова как «Крыжовник», «Человек в футляре», и вот перед вами «Ионыч». По всем этим произведениям мы можем проследить историю жизни человека. И когда уже начинаем размышлять над прочитанным, невольно должны будем сказать себе: « Нет, больше так жить нельзя. Должна же быть широкая, своеобразная жизнь, которая отвечала бы назначению человека». И я не исключаю, что сегодня, отвечая на поставленный вопрос урока, каждый из сидящих здесь скажет себе: «Нет, дальше так жить нельзя». А теперь вернёмся к тексту и попробуем ответить на следующие вопросы:^ I.Этап вызова. Работа по содержанию текста.Что вы можете рассказать о жизни в городе С? (В городе скучная однообразная жизнь. В самой приятной семье – люди бездарные и неталантливые, ничем не отличающиеся от остальных жителей. Вера Иосифовна пишет роман о том, чего не бывает в жизни, Екатерина Ивановна не вкладывает в свою игру ни капли чувства, Иван Петрович пользуется давно заученным набором острот и анекдотов. Это самая талантливая семья в городе).^ 2. Каким увидел семью Туркиных Старцев в первый раз? Какую даёт он оценку?. (Старцев доволен вечером, проведённым у Туркиных, хотя он прекрасно понимает, что описываемые явления в романах Веры Иосифовны в жизни не бывают, что Екатерина Ивановна бездарна, что остроумие Ивана Петровича никого не радует и уже давно является всего лишь привычкой. Но ему здесь приятно).^ 3. Как изменился Старцев через год? (Старцев пребывал в трудах и одиночестве. Его снова пригласили к Туркиным, где он влюбился в Екатерину Ивановну. Сделал ей предложение и получил отказ.)^ 4. Как изменился или каким мы увидели Старцева через 4 года, и как изменилась семья Туркиных? (В семье Туркиных не изменилось ничего. Изменилась только Екатерина Ивановна. Она как бы чувствовала себя чужой в этом доме. Но изменилось отношение Старцева к ним. Он думал только о своих бумажках и повторял себе: «А хорошо, что я на ней тогда не женился»).^ 5. Каким мы видим Старцева через несколько лет? Сравните Старцева с членами семьи Туркиных. 6 задание: Сделайте вывод.Вывод: Старцева мы видим точно таким же в финале рассказа. Они поставлены рядом, уравнены между собой. Он стал таким же, от кого в начале уходит и ненавидит. И кто в этом виноват? (Он сам) Вывод: вывешивается табличка с надписью: «Человек в любую эпоху определяет сам, каким он станет» А.П.Чехов.^ II. Этап осмысления. Анализ действий и поступков героев.Учитель: Между событиями, описываемыми в первой и второй главы прошло больше года. Изменилось ли что - нибудь за этот год?. И вообще, что вы можете сказать о Старцеве, когда он понял, что влюблён в Екатерину Ивановну. Вопрос: Как изменился Старцев , когда он понял, что он влюблён? (Работа над деталями художественного произведения) Если он пел в начале:^ Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия… То в обратную дорогу он напевал: «Твой голос для меня, и ласковый и томный... Говорит с котиком о литературе, об искусстве, о чём угодно. Получив записку, идёт пешком в 11 часов ночи на кладбище, хотя понимает, что над ним могут смеяться даже гимназисты, а он интеллигентный, уважаемый человек. Размышляет над надписями: «Грядет час в онь же..» Мечтает о счастье, надеется на любовь Объяснение в любви. (Чтение эпизода признания Старцева в любви.) Вопрос: Что вы можете сказать о Екатерине Ивановне? Какой мы видели Екатерину Ивановну при встречи со Старцевым в саду, когда Старцев сделал ей предложение и когда приехала из Москвы? А теперь на примере Старцева и Екатерины Ивановны сделайте вывод: когда они живут настоящей жизнью?Вывод: Только влюбленный человек может понять, что такое счастье, что значит быть полезным, заниматься любимым делом и не бояться никаких преград и трудностей.^ Вывод: «Влюбленность указывает человеку, каким он должен быть». А.П.ЧеховТворческая работа. Поисковое задание.Учитель: Мы с вами выяснили, какими могли бы быть наши герои. Но они всё же не стали такими. Давайте выясним, почему. Для этого мы выполним вот такое задание. Перед вами текст: Вам нужно по тексту найти своеобразные маяки, по которым можно определить.1 вариант: материальное преуспевание доктора Старцева2 вариант: моральное и духовное опустошение доктора Старцева.1 вариант Своих лошадей у него еще не было, и он ходил пешком. И пел: «Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия…» У него уже была пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке. Его фраза: «Ох, не надо бы полнеть». В городе была большая практика. У него уже не пара, а тройка с бубенчиками. Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком. У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе ещё третий.2 вариант: Старцев отправился, чтобы развлечься и купить себе кое-что. Он шел пешком, не спеша. Пройдя 9 верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости, а напротив, он с удовольствием прошёл бы ещё 20 вёрст, шёл всю дорогу и напевал: «Твой голос для меня и ласковый и томный»: На кладбище: «Я устал, едва держусь на ногах» И, садясь в коляску, он подумал: «Ох, не надо бы полнеть» Получив отказ, у Старцева перестало биться сердце. И вспоминая о своей влюблённости, повторял: «Сколько хлопот, однако!» Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным. Отказался от театра и концертов, играл в винт часа по 3, по вечерам вынимал из карманов бумажки. Когда Екатерина Ивановна объяснилась в любви, он вспоминает о своих бумажках и думает: «А хорошо, что я тогда не женился!» У него много хлопот, но всё же он не бросает земского места, жадность одолела, хочется поспеть и здесь, и там. Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой об пол и кричит своим неприятным голосом: Извольте отвечать только на вопросы! Не разговаривать!^ Сделайте вывод. Что стало со Старцевым? (Он обогащаясь материально, разлагался духовно.) А как должно было быть? Материальное богатство должно было стать стимулом к духовному обогащению.) ^ Вывод: «В любых условиях человек должен остаться человеком».А.П.ЧеховIII. Этап рефлексии. Раскрытие идейного замысла. Чтобы ответить на вопрос «Почему же доктор Старцев превратился в Ионыча», нам нужно выяснить значение некоторых слов.^ Работаем в тетрадях: (Выяснив значения слов, учащиеся подбирают примеры из текста по образу Старцева).Пошлость – быть низким, безнравственным (не обращает внимания на неодетых женщин и детей)мещанство – быть безразличным к интересам общества, преследовать сугубо личные интересы, иметь узкий кругозор (не посещает театры, концерты, игр).эгоизм – себялюбие, пренебрежение к окружающим (спешно принимает больных, обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой об пол и пренеприятным голосом говорит).вырождение – потеря ценных свойств, ухудшение.Вопрос: Что произошло с доктором Старцевым?^ Ответ: (Постоянно теряя ценные свойства, произошло вырождение человека, деградировался). Вопрос: Почему Старцев превратился в Ионыча? Сделаем выводы. Он отказался от активной жизни Не боролся с пошлостью, ленью. Не отстаивал своих мнений Произошла деградация – постепенно ухудшаясь, пришёл к вырождению. На примере образа Старцева, как он превратился в Ионыча, мы видим духовную деградацию человека.Вопрос. - Ребята! Как вы думаете, какова основная идея произведения? ( Она заключается в призыве: «Берегите в себе человека!») - Что вы понимаете под этими словами? (Человек должен жить полнокровной жизнью. Жизнь должна быть широкой, своеобразной, которая отвечала бы истинному назначению человека).Д/з. I вариант .Написать сочинение – миниатюру на тему: «Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч»?II вариант Сравнительный анализ двух эпизодов: первое и последнее свидание Старцева и Екатерины Ивановны. Доказать, что развитие Екатерины Ивановны идёт по восходящей, а Старцева - по нисходящей линии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Diphtheria Corynebacterium Diphtheriae Essay Research Paper Diphtheria
Реферат Общегосударственное планирование в условиях рыночной экономики
Реферат Некоторые спорные вопросы социально-экономического развития средневековой Норвегии
Реферат Проектирование узла цифрового комбинационного устройства
Реферат Почва как важнейшая составляющая часть биосферы
Реферат История нашего календаря
Реферат Конституцiйний Суд Украiни. Досвiд та проблеми.
Реферат Лекции - Акушерство клиническое течение и ведение родов
Реферат Бюджетная система России 2 Основные принципы
Реферат Понятие рисков инвестирования
Реферат Анализ международного опыта реструктуризации предприятий «Индустриальной экономики»
Реферат Социологический неопозитивизм П. А. Сорокина
Реферат История отечественной педагогики
Реферат «Мир наполнен нашими фантомами. И, если мы хотим изменить этот мир, нужно начинать с уничтожения этих фантомов»
Реферат Формирование и поддержание бренда средствами PR