А.В. Андрейченко Курганский филиал института экономики УрО РАН, г. КурганСТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОТАЦИОННОГО РЕГИОНА (на примере Курганской области)Необходимость развития инновационной деятельности определяется ролью инновации в экономике. Мировой опыт показывает, что развитие инновационной деятельности является эффективным средством, позволяющим менее преуспевающим регионам догонять в своем развитии развитые регионы, не пытаясь имитировать то, чего уже достигли последние, в соответствии со своими особенностями и потребностями, создавая основу для адаптации к конкурентным условиям мировой экономики. Основная цель инновационной политики Курганской области – построение основ инновационно-развитого общества, интегрированного в мировую экономику за счет формирования на территории Курганской области новой идеологии – идеологии инновациононной культуры, обеспечивающей инновационное развитие во всех сферах ее жизнедеятельности, повышения интеллектуальной капитализации как основы социально-экономического развития Курганской области. Для достижения основной цели предполагается формирование региональной инновационной системы по следующим направлениям: создание благоприятной экономической, правовой, культурной, образовательной и идеологической среды в отношении инновационной деятельности; формирование инфраструктуры инновационной деятельности; создание системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. В различных сферах жизнедеятельности Курганской области предполагается достижение следующих целей: образовании – воспитание инновационно активной личности, создание "культуры обучения"; в культуре – развитие мотивационной сферы, формирование восприимчивости людьми новых идей; в производственной сфере – формирование саморазвивающейся научно-технологической системы, развитие корпоративной культуры; в агропромышленном комплексе – внедрение ресурсосберегающих технологий, современной техники в растениеводстве, новых высокоэффективных технологий и оборудования в животноводстве, производство экологически чистых продуктов; в здравоохранении – формирование индустрии здорового образа жизни; в информатизации, связи – развитие современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, формирование информационной индустрии; в государственном управлении – создание системы стимулирования инновационного развития; в экологии – через инновационные процессы к улучшению экологической среды; в топливно-энергетическом комплексе – внедрение энергосберегающих технологий, широкое использование новых источников энергии; в туризме, сервисе – формирование и развитие бренда "Курганская область лечебно-оздоровительный центр Уральского федерального округа"; в правовой сфере – поддержка и охрана интеллектуальной собственности. Реализация стратегии предполагается в три этапа: I этап (2006-2008 гг.) - стабилизационный. Цель этапа - удержание позиций и создание стартовых условий для развития инновационной деятельности. II этап (2009-2012гг.) - переходный к инновационной стадии развития экономики. Цель этапа: ускоренное развитие инновационной деятельности, возрастание ее роли в оздоровлении и модернизации реального и финансового сектора экономики региона. III этап (2013-2015гг.) – развитие экономики по инновационной модели развития. Цель этапа – превращение инноваций и инновационной деятельности в ключевой фактор социально-экономического развития. Основные механизмы реализации государственной политики вобласти развития инновационной деятельности: 1) формирование целостной системы организационно-правовых, экономических и иных норм стимулирования, поддержки и регулирования инновационной деятельности; 2) увеличение доли внебюджетных ресурсов по мере выполнения этапов инновационных проектов; 3) развитие внутреннего рынка инновационной продукции; 4) привлечение организаций малого и среднего бизнеса к участию в целевых программах и инновационных проектах; 5)формирование у предпринимателей мотивации к развитию инновационной деятельности; 6) формирование экономических показателей в сфере инновационной деятельности для оценки уровня и динамики коммерциализации научно-технических разработок; 7) разработка критериев выбора приоритетов государственной политики в области развития региональной инновационной системы и выявления на стадии проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ потенциальных возможностей для производства конкурентоспособной инновационной продукции. Основные меры по реализации государственной политики в области формирования и развития региональной инновационной системы: 1) организация мониторинга состояния внутреннего и мирового рынков инновационной продукции, анализ параметров и динамики их развития, разработка прогнозов инновационно-технологического развития региона; 2) формирование и развитие системы учета и контроля результатов научно-технической деятельности; 3) развитие государственной поддержки отечественных субъектов инновационной деятельности, в том числе путем закупки их инновационной продукции для государственных нужд и размещения государственных заказов на ее разработку на конкурсной основе для предприятий любой формы собственности; 4) развитие условий для стимулирования импортозамещения отечественной конкурентоспособной инновационной продукции; 5) развитие государственной поддержки экспорта конкурентоспособной инновационной продукции с защищенными правами на объекты интеллектуальной собственности; 6) развитие условий для создания государственно-частныхпартнерств в инновационной деятельности; 7) содействие развитию торговли ценными бумагами предприятий наукоемких высокотехнологичных отраслей с целью повышения их ликвидности, включая торги опционами на право приобретения прав на результаты научно-технической деятельности; 8) совершенствование системы финансовой аренды (лизинга) уникального научного, технологического и производственного оборудования; 9) создание условий для осуществления долгосрочного кредитования и стимулирования инвестиционных проектов компаний, осуществляющих инновационную деятельность; 10) создание условий для привлечения и закрепления талантливой молодежи в сфере инновационной деятельности; 11) развитие системы непрерывной подготовки специалистов по организации и управлению в сфере инновационной деятельности; 12) пропаганда успехов и опыта работы в сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации, включая проведение инновационных выставок и венчурных ярмарок; 13) создание системы статистического наблюдения в сфере инновационной деятельности по основным индикаторам развития инновационной системы. Сформированная инновационная система позволит вывести экономику Курганской области из депрессивного состояния и поддержать высокую динамику роста перерабатывающих отраслей, в полной мере обеспечить конкурентоспособность области на мировых рынках.