Этическиепринципы и правила работы практического психолога образованияОб утверждении Положения о службепрактической психологии образования и статуса практического психолога РоссииВестник образования, 7,1995. Этика работы практического психологаосновывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, наположениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека.Предпосылки свободного и всестороннего развития личности
и ее уважения,сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими длядеятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формируютусловия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманностьего действий, уважение людей, с которыми он работает.В своей работе практический психологруководствуется следующими принципами и правилами 1. Принцип ненанесения ущерба испытуемому. Организация работыпсихолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс,
ни ее результаты не наносилиущерба его здоровью, состоянию или социальному положению. 2. Принципкомпетентности психолога. Психолог имеет право браться за решение толькотех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделенсоответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционныхили других воздействий. 3. Принципбеспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение киспытуемому, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим
видом,юридическим и социальным положением. 4. Принципконфиденциальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы сиспытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному илислучайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не могскомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическуюнауку. 5. Принципосведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этическихпринципах и правилах
психологической деятельности. 6. Правиловзаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уваженияличного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированныхКонституцией Российской Федерации. Работа допускается только после получениясогласия испытуемого в ней участвовать. 7. Правилобезопасности применяемых методик. Психолог применяет только такие методикиисследования, которые не являются опасными для здоровья испытуемого. 8. Правилопредупреждения неправильных действий заказчика.
Психолог информируетиспытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это толькопосле получения согласия испытуемого. 9. Правило сотрудничествапсихолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальныхвозможностях современной психологической науки в области поставленныхзаказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своихвозможностей. 10. Правило профессионального общения психологаи испытуемого.
Психолог должен владеть методами психодиагностическойбеседы, наблюдения, психологического воздействия на таком уровне, которыйпозволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой- поддерживать у испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом.Выполнять психотерапевтическую работу с больным разрешается только при наличииспециализации по медицинской психологии, полученной в ЛГУ,МГУ, НИИ им. В.М.Бехтерева,
ГИДУВе. 11. Правило обоснованности результатовисследований психолога. Психолог формулирует результаты исследования втерминах и понятиях, принятых в психологической науке. 12. Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу,образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента. 13. В результатах исследования должно быть только то, что
непременно получит любойдругой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторнопроизведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог. 14. Правило взвешенности сведенийпсихологического характера. Психолог передает заказчику результатыисследований в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций.Он не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положениеиспытуемого,
заказчика. 15. Правило кодирования сведений. На всехматериалах психологического характера указываются не фамилия, имя, отчествоиспытуемых, а присвоенный им код, известный только психологу. 16. Правило контролируемого хранения сведенийпсихологического характера. Психолог должен предварительно согласовать сзаказчиком список лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующимиспытуемого, а также место и условия их хранения, цели использования и срокиуничтожения.
17. Правило корректного использования сведенийпсихологического характера. Сведения психологического характера обиспытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передачеили сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |